Научная статья на тему 'О ВОЗМОЖНОСТЯХ ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ'

О ВОЗМОЖНОСТЯХ ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
23
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАРТНЕРСТВО / УЯЗВИМОСТЬ / ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ / НАСЕЛЕНИЕ / УСТОЙЧИВОСТЬ ТЕРРИТОРИЙ / МЕЖСЕКТОРАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ВЫГОДЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Наумова Татьяна Евгеньевна

В статье рассматриваются потенциальные возможности частно-государственого партнерства в сфере обеспечения безопасности населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, определяются выгоды, которые получают как организации частного, так и государственного секторов, заинтересованные в повышении безопасности жизнедеятельности людей и экономической безопасности и устойчивости территорий. Сотрудничество в рамках частно-государственого партнерства способствует объединению людей, выстраиванию взаимовыгодных отношений и устранению барьеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Наумова Татьяна Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE POSSIBILITIES OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE FIELD OF THE POPULATION AND TERRITORIES SAFETY ENSURING FROM EMERGENCY SITUATIONS

The article examines potential opportunities of public-private partnership in the field of ensuring the safety of the population and territories from emergency situations, identifies the benefits that both private and public sector organizations, interested in improving the safety of human life and economic security and sustainability of territories receive. Cooperation within the framework of public-private partnership helps to unite people, build mutually beneficial relationships and eliminate barriers.

Текст научной работы на тему «О ВОЗМОЖНОСТЯХ ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ»

Научная статья Original article УДК 614.8.084

О ВОЗМОЖНОСТЯХ ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

ON THE POSSIBILITIES OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE FIELD OF THE POPULATION AND TERRITORIES SAFETY ENSURING FROM EMERGENCY SITUATIONS

Наумова Татьяна Евгеньевна, старший научный сотрудник центра «Развития РСЧС» ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России» (федеральный центр науки и высоких технологий) (121352, Москва, ул. Давыдковская, 7, тел. 8(495)287-73-05, e-mail:emercom-t@yandex.ru, SPIN-код: 3684-7106

Naumova Tatiana Evgenievna, Senior Researcher at the Center "RSChS development" of the Federal State Budgetary Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies of the Ministry of Emergency Situations of Russia" (Federal Center for Science and High Technologies) (7 Davydkovskaya Str., Moscow, 121352, tel. 8(495)287-73-05, e-mail:emercom-t@yandex.ru , SPIN code: 3684-7106

r\

Столыпинский вестник

5123

Аннотация. В статье рассматриваются потенциальные возможности частно-государственого партнерства в сфере обеспечения безопасности населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, определяются выгоды, которые получают как организации частного, так и государственного секторов, заинтересованные в повышении безопасности жизнедеятельности людей и экономической безопасности и устойчивости территорий. Сотрудничество в рамках частно-государственого партнерства способствует объединению людей, выстраиванию взаимовыгодных отношений и устранению барьеров. Abstract. The article examines potential opportunities of public-private partnership in the field of ensuring the safety of the population and territories from emergency situations, identifies the benefits that both private and public sector organizations, interested in improving the safety of human life and economic security and sustainability of territories receive. Cooperation within the framework of public-private partnership helps to unite people, build mutually beneficial relationships and eliminate barriers.

Ключевые слова: частно-государственное партнерство, уязвимость, чрезвычайные ситуации, население, устойчивость территорий, межсекторальное сотрудничество, выгоды

Keywords: public-private partnership, vulnerability, emergencies, population, sustainability of territories, intersectoral cooperation, benefits

Вопросы частно-государственного партнерства (ГЧП) в разных сферах экономики обсуждаются во всем мире и находят свои формы реализации. Для регламентации этой формы деятельности в Российской Федерации был принят Федеральный закон N 224-ФЗ от 13.07.2015 "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",

5124

и в дальнейшем приняты нормативные правовые акты, необходимые для реализации норм Закона. Подзаконные акты регламентируют процедуры, связанные с подготовкой, рассмотрением публичной стороной и оценкой предложений о реализации проектов ГЧП, устанавливаются гарантии прав и законных интересов частных партнёров и кредиторов. Однако все это касается преимущественно различных отраслей промышленности: строительство, эксплуатация и техническое обслуживание объектов. В данной статье мы хотели бы рассмотреть возможности частно-государственого партнерства в сфере обеспечения безопасности населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Такое партнерство может быть в форме любого типа взаимовыгодного соглашения о сотрудничестве, неофициального или формального, между двумя или более организациями частного сектора и государственного сектора для повышения безопасности жизни, экономической безопасности и устойчивости территорий. Без взаимной выгоды и усилий всех сторон партнерство не будет успешным.

Сотрудничество поможет заинтересованным сторонам как государственного, так и частного секторов на всех уровнях повысить устойчивость к чрезвычайным ситуациям. По сути, ГЧП объединяет людей, выстраивает отношения и устраняет барьеры, с тем, чтобы представители государственных, частных, неправительственных и общественных организаций знали друг друга до инцидента.

Термин "партнерство" не означает юридическое деловое соглашение, в котором две или более стороны образуют предприятие с разделением прибыли. ГЧП - это любой тип сотрудничества между частными и государственными организациями для координации действий до, во время и после стихийного бедствия.

Ни правительство, ни частный сектор сами по себе не обладают всеми необходимыми возможностями и ресурсами для повышения устойчивости сообщества или реагирования на стихийные бедствия и восстановления после

5125

них. Без координации и сотрудничества правительства и частного сектора в целях снижения рисков и повышения устойчивости последствия бедствий и их цена кратно возрастают.

Частный сектор играет жизненно важную роль в управлении чрезвычайными ситуациями и реагировании на инциденты и должен быть включен во все аспекты системы управления в чрезвычайных ситуациях. Коммунальные службы, промышленные предприятия, корпорации, а также профессиональные и торговые ассоциации, как правило, участвуют в важнейших аспектах реагирования на чрезвычайные ситуации и управления инцидентами. Если их участие будет реализовано в рамках ГЧП, это повысит организованность и эффективность их действий.

Партнерами государственного сектора по управлению чрезвычайными ситуациями, в дополнение к службам экстренного реагирования (полиция, пожарные и службы скорой медицинской помощи) в рамках ЧГП могут быть любые государственные организации, заинтересованные в обеспечении готовности населения, включая государственные школы, государственные больницы, общественный транспорт, здравоохранение или общественные работы.

Заинтересованными сторонами могут быть отдельные лица и сообщества, предприятия, владельцы и управляющие критической инфраструктурой в частном и государственном секторах, религиозные организации, некоммерческие организации и органы всех уровней власти.

ГЧП обеспечивает механизм для решения проблем устойчивости, подтверждения общих приоритетов, участия в диалоге по решению проблем и определения возможностей, которые приносят пользу всему сообществу и могут быть масштабируемыми от локального кризиса до национального бедствия.

Частный бизнес и промышленность предоставляют множество основных товаров и услуг, необходимых ежедневно для выживания.

5126

Предприятия руководствуются потребностями своих клиентов и сотрудников, и приоритетом бизнеса является ограничение сбоев в обслуживании или риска закрытия. Непрерывность деловых и отраслевых операций является ключевой частью устойчивости сообщества. Это и службы, предоставляющие коммунальные услуги (например, электроэнергию, водоснабжение, связь), продукты питания и розничную торговлю; здравоохранение и медицинские учреждения.

ГЧП может создать уникальные возможности для частного сектора по активному сотрудничеству с правительством в целях поддержки сообществ. Связь с местной полицией и пожарными службами, управлениями по чрезвычайным ситуациям и общественностью формирует скоординированные усилия по реагированию и облегчает обмен информацией для обеспечения реагирования.

С помощью ГЧП организации частного сектора могут налаживать отношения с правительством для снижения риска сбоев, достижения устойчивости и координации действий по реагированию и восстановлению там, где это наиболее необходимо. Эти отношения могут стать катализаторами динамики реагирования во время кризиса.

Участвующими заинтересованными сторонами должны стать организации, заинтересованные в партнерстве и получающие выгоду от этого партнерства. Работа с заинтересованными сторонами может помочь разработать основы функционирования ГЧП или оптимизировать существующие элементы для выявления и заполнения любых пробелов.

ГЧП должен оценивать и показывать результаты, которые четко демонстрируют взаимную выгоду и ценность для его участников и сообщества.

Налаживание частно-государственного партнерства необходимо для улучшения результатов, которые обеспечивают основные индивидуальные и семейные потребности жизнеобеспечения, устойчивость, жизнеспособность и

5127

бесперебойную работу бизнеса. В результате, например, могут сократиться периоды сбоев после стихийного бедствия; улучшится эффективность предоставления услуг по спасению и поддержанию жизни; будет более устойчивое жизнеобеспечение сообщества, критически важной инфраструктуры и цепочек поставок; снизятся потери, такие как потери жизней, средств к существованию, имущества, бизнеса и инвестиций.

Местные сообщества определяют проекты по снижению рисков в партнерстве с частным сектором для наращивания потенциала и возможностей, укрепления критически важной инфраструктуры и поддержки жизнеобеспечения сообщества. Эти партнерства стимулируют инвестиции в проекты по смягчению последствий, наращивают потенциал посредством обучения и технической помощи, планируют повышение устойчивости, продвигают мероприятия по смягчению последствий и обмениваются информацией для создания культуры жизнедеятельности.

Повышая устойчивость к стихийным бедствиям, субъекты повышают стабильность и безопасность своей экономики. Инвестируя в устойчивость, субъекты могут стать более привлекательными и востребованными на рынке для экономических инвестиций и развития. Например, частные инвесторы в недвижимость все чаще принимают решения на основе экономических, геополитических и экологических факторов устойчивости, а страховая отрасль ценит устойчивость как потенциальное предотвращение затрат. Инвестиции в повышение устойчивости могут сократить как потенциальные выплаты, так и время восстановления.

Конечно же, создавать ГЧП необходимо в спокойное безопасное время, а не в разгар реагирования.

Составляющими успешного ГЧП являются лидерство, взаимоотношения и общая миссия с взаимной выгодой, партнерство должно быть прозрачным иметь финансовую и натуральную ресурсную поддержку. Для получения необходимых ресурсов для поддержания уровня ГЧП

5128

требуется экономическое обоснование, отражающее ценность предложения и ожидаемые выгоды. Организаторы ГЧП могут разработать его на раннем этапе в качестве концептуальной записки и в дальнейшем доработать его уже с участниками ГЧП.

Контекст взаимодействия может принимать различные формы, включая неформальное сотрудничество, консультативные советы, целевые группы и проекты по снижению рисков и адаптации инфраструктуры. Независимо от характера партнерства, необходимо планирование. Чтобы начать планирование ГЧП, организаторы должны начать разработку бизнес-плана. Наилучшей практикой является определение первоначального заинтересованного ядра участников, а затем совместное оформление партнерства.

С помощью ГЧП лидеры сообществ и НПО могут привлекать частный и государственный сектор к деятельности по повышению устойчивости; их участие в ГЧП помогает оценивать риски и уязвимости и принимать обоснованные решения.

Возглавить группу ГЧП могут и представители бизнеса, и НПО, и правительства. Независимо от того, кто возглавляет ГЧП, инклюзивное сотрудничество, участие и партнерство со стороны многих элементов всего сообщества жизненно важны для достижения устойчивости. Состав ГЧП должен отражать потребности субъекта, которого он обслуживает.

В итоге эти лидеры и организации могут служить мостами между государственными и коммерческими структурами и сообществами, которым они служат. Их знания местных социально-экономических особенностей позволяет им выявлять и использовать конкретные возможности об имеющихся ресурсах, населении и потребностях сообщества.

Несомненно, при грамотном использовании во время чрезвычайной ситуации частно-государственное партнерство будет содействовать межсекторальной координации и сотрудничеству между бизнесом,

5129

критически важной инфраструктурой и государственными

заинтересованными сторонами для предотвращения или смягчения

потенциальных каскадных сбоев во многих секторах.

Литература

1. Федеральный закон N 224-ФЗ от 13.07.2015 "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" https://base.garant.ru/71129190/

2. Рекомендации по реализации проектов государственно-частного партнерства. Лучшие практики. https://www.economy.gov.ru/material/file/cd482f73c03b658fa97a2d844c7e3 9d9/metodic2018.pdf

3. Инвестиции в инфраструктуру и ГЧП 2022. Аналитический отчет https://pppcenter.ru/upload/iblock/59e/59e99c63fe1b0558340251ab897b3409 .pdf

4. Варнавский В.Г., Клименко А.В., Королев В.А. и др. Государственно-частное партнерство: теория и практика. М.: Изд. дом Гос. университета Высшей школы экономики, 2010.

5. Дынин Е.А. «Риски бизнеса в частно-государственном партнерстве // Общество и экономика. 2007. № 5-6.

6. К пониманию видов частно-государственного партнерства Питер Шаффер, Университет Западной Вергинии. https://researchrepository.wvu.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1154&context =rri_pubs

7. Проекты государственно-частного партнерства https:// spravochnick.ru/ gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie/proekty _gosudarstvenno-chastnogo_partnerstva/

5130

References

1. Federal Law No. 224-FZ of 13.07.2015 "On Public-Private Partnership, Municipal-Private Partnership in the Russian Federation and Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation" https://base .garant.ru/71129190/

2. Recommendations for the implementation of public-private partnership projects. Best practices. https://www.economy.gov.ru/material/file/cd482f73c03b658fa97a2d844c7e3 9d9/metodic2018.pdf

3. Investments in infrastructure and PPP 2022. Analytical report https://pppcenter.ru/upload/iblock/59e/59e99c63fe1b0558340251ab897b3409 .pdf

4. Varnavsky V.G., Klimenko A.V., Korolev V.A. and others. Public-private partnership: theory and practice. Moscow: Publishing House of the State. University of Higher School of Economics, 2010.

5. Dynin E.A. "Business risks in public-private partnership // Society and Economics. 2007. No. 5-6.

6. Towards Understanding the Types of Public-Private Partnership Peter Shaffer, University of West Virginia. https://researchrepository.wvu.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1154&context =rri_pubs

7. Public-private partnership projects https:// spravochnick.ru/ gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie/proekty _gosudarstvenno-chastnogo_partnerstva/

© Наумова Т.Е., 2022 Научный сетевой журнал «Столыпинский

вестник» №9/2022

Для цитирования: Наумова Т.Е. О ВОЗМОЖНОСТЯХ ЧАСТНО-

ГОСУДАРСТВЕННОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ

СИТУАЦИЙ// Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» 9/2022

5131

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.