Научная статья на тему 'О ВОЗМОЖНОСТИ ВЫЖИВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА: НООСФЕРНАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ УТОПИЯ ИЛИ СТРАТЕГИЯДУХОВНО-НООСФЕРО-УСТОЙЧИВОГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ'

О ВОЗМОЖНОСТИ ВЫЖИВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА: НООСФЕРНАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ УТОПИЯ ИЛИ СТРАТЕГИЯДУХОВНО-НООСФЕРО-УСТОЙЧИВОГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
140
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / НООСФЕРИЗМ / РАСЧЕЛОВЕЧИВАНИЕ / ДУХОВНО-БИО- СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА / ЛИЧНОСТЬ / ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / NOOSPHERISM / DEHUMANIZATION / SPIRITUAL-BIO-SOCIAL NATURE OF MAN / PERSONALITY / HUMANITY / СТАЛИЙ РОЗВИТОК / РОЗЛЮДНЕННЯ / ДУХОВНО-БіО-СОЦіАЛЬНА ПРИРОДА ЛЮДИНИ / ОСОБИСТіСТЬ / ЛЮДЯНіСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Задорожный Г. В.

Выживание человечества возможно через отказ от диалектических догм гуманитарно-социальной науки, которая до сих пор игнорирует духовную природу человека, имеет античеловечную направленность. Теория устойчивого развития и концепция ноосферизма являются технократическими утопиями, которые не признают истинной триипостасной - духовно-биосоциальной природы человека-личности. Они способствуют расчеловечиванию, не могут найти выхода из нынешнего апокалиптического глобального кризиса. Выживание человечества возможно через разработку и реализацию новой спасительной стратегии духовно-ноосферо-устойчивого хозяйственного развития, где человечность как альфа и омега должна развертываться в действияхправительств и в каждом сознательном свободо- ответственном поступке личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE POSSIBILITY OF HUMAN SURVIVAL: NOOSPHERIC SOCIALIST UTOPIA OR THE STRATEGY OF SPIRITUALLY-NOOSPHERE-SUSTAINABLE ECONOMIC DEVELOPMENT

The survival of mankind is possible through the rejection of dialectical dogmas of humanitarian and social science, which still ignores the spiritual nature of man, has an anti-human orientation. The theory of sustainable development and the concept of noospherism are technocratic utopias that do not recognize the true tri-hypostatic - the spiritual-bio-social nature of the human personality. They contribute to dehumanization, they cannot find a way out of the current apocalyptic global crisis. The survival of humanity is possible through the development and implementation of a new saving strategy of spiritually-noosphere-sustainable economic development, where humanity as an alpha and omega should be deployed in the actions of governments and in every conscious, free-responsible act of the individual.

Текст научной работы на тему «О ВОЗМОЖНОСТИ ВЫЖИВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА: НООСФЕРНАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ УТОПИЯ ИЛИ СТРАТЕГИЯДУХОВНО-НООСФЕРО-УСТОЙЧИВОГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ»

УДК 36+330.84 аок 10.12958/1817-3772-2020-3(61)-246-249

Г. В. Задорожный,

академик АЭН Украины, доктор экономических наук, профессор, ОКСЮ 0000-0002-4488-4173, Харьковский национальный университет имени В. Н. Каразина

О ВОЗМОЖНОСТИ ВЫЖИВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА: НООСФЕРНАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ УТОПИЯ ИЛИ СТРАТЕГИЯ ДУХОВНО-НООСФЕРО-УСТОЙЧИВОГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

Господствующая ныне мифологема об устойчивости развития продолжает щедро не только финансироваться глобалистами, но и всемерно способствовать оболваниванию среднестатистического (пост)человека. Он, обладая растущим инвалидным интеллектом, стремится вовсю технизировать свою среду жизнеобитания, не задумываясь о том, что же он сам по себе представляет, какую изначальную миссию призван выполнять в мире, как способствовать выживанию своего рода человеческого. Быть Иванами, не помнящими своего родства, - это односторонняя кризисная повседневность, свидетельствующая не только о закате Европы, но и молчаливо сопровождающегося разложения человечного, духовно-нравственного Универсума. Современный (пост)человек не в силах ни осознать, ни понять, что вне такого Уиверсума жизнь постепенно превращается в пустое существование, а затем и в Ничто, где Чело-Веку места не останется. Антиблаго расчеловечивания нарастает и ширится почти повсеместно, ибо современная ноосфера, выраженная НБИК-конвергенцией, развернула нешуточное наступление на живое, на человека, пытается всячески доказать, что техносная искусственность - вот идеал будущего. Во всяком случае, будущего не для человека, будущего без человека.

Современный (пост)человек, оболваненный многовековой «научной» догмой о своей диалектической био-социальной сущности, не понимает своей истинной природы, а потому своей глубинно не размышляющей деятельностью вредит не только Природе, обществу, но прежде всего и самому себе. Всемирное нынешнее шествие эпидемии коронави-руса - это ответ Природы человеку, который возомнил себя Богом. Но это и негласный призыв к человеку с инвалидным, а теперь уже и суицидным интеллектом задуматься над тем, что дальше так не-размыслительно творить искусственный противо-человечный мир нельзя. Мир, в котором нет ничего святого, нет того, что выше человека. (Пост)чело-век до сих пор так и не понял, что Чело-Век — дух, что его истинная природа триалектична, три-ипостасна - духовно-био-социальная, где именно исходно заданная духовная ипостась потенциально предзадает процесс развертывания именно челове-ческо-человечной жизнедеятельности.

Универсум - макрокосм, Чело-Век - микрокосм. Человек является на свет таким, в котором уже предзаложен весь Универсум, универс, ун,уном человечности. Введение в новейший научный чело-векомерный категориальный аппарат понятия «уном человечности» позволяет весьма четко отличать, специфицировать человека от всего живого, прежде всего той же обезьяны, которой всячески продолжают догматически петь хвалебные дифирамбы материалисты-эволюционисты. Не понимая своей истиной онтологической человечной природы, они по-прежнему игнорируют духовный мир человека, в лучшем случае говорят о духовности как о более тонкой материи. Но некий критерий «тонкости» ни найти, ни выразить не могут. Благо: для таких ученых-материалистов в РАН создали специальную Комиссию по борьбе с лженаукой, которая определила более 30 лженаучых проблем, а первым номером среди них объявила проблему спин-торсионной информации. Правда, за разработку проблематики спир-торсионых эффектов в 2007 году была присуждена Нобелевская премия по физике, но лжеборцы с лженаукой до сих пор продолжают «вправлять мозги» тем, кто не признает существование духовного мира.

Целостно мыслящие ученые (целостность -это важнейший принцип новейшей постнекласси-ческой человекомерной науки) уже вполне доказательно заявили о том, что устойчивое развитие на самом деле является неустойчивым. Но разработанная в конце 80-х - начале 90-х годов ХХ века и одобренная ООН теория устойчивого развития как повестка дня на XXI век до сих пор лишь «мутит наукообразную воду», практически не решая ни одной острейшей проблемы современного глобально-кризисного мира. С другой стороны, в научном плане есть отдельные полезные аспекты теоретического понимания глобальных проблем, которые могли бы способствовать их практическому разрешению, но говорить всегда проще и приятнее, чем продуктивно действовать. Тем самым теория устойчивого развития уже превратилась во всемирную модную догму о том, чего на самом деле нет, но фантазировать еще никому не запрещено.

Сегодня на щит поднимается теория ноосфе-ризма, которую пытаются развивать на основе идей

русского космизма и концепции ноосферы В. И. Вернадского и П. Тейяра де Шардена. Это, прежде всего, А. И. Субетто и его сотоварищи. Открыв почти бесчисленное множество новых законов и закономерностей функционирования ноосферы, а также явив механическую совокупность новых категорий для прорыва из кризисного мира капиталокра-тии, это сообщество глубокомысленно призывает к глобальному ноосферному социализму, который, дескать, будет отличаться духовностью в технократическом исполнении. При этом, как свидетельствует множество современных публикаций о ноосфе-ризме, нет четкого смыслового понимания ни ноосферизма-технократизма, ни социализма, ни духовности. Река новомодного поверхностного пустословия расширяется, а истинный человечно-спасительный смысл так и не открывается в сознании фантазеров-ноос(а)феристов. По большому счету они пытаются щедро лить воду на мельницу технизации-расчеловечивания, не пытаясь углубиться в понимание человечности, которая предисходно-потенциально закладывается в зарождающемся человеке и должна развертываться в процессе целостной жизнедеятельности каждого человека-личности.

Современная действительная ноосфера свелась не к сфере научного разума, а к механистическому рассудку, а сегодня - к одномерной сфере чистого интеллектуализма, который уже обрел свою новейшую форму реализации - гуманистично-суицидого интеллекта. Ибо, с одной стороны, гуманизм - это изначально поверхностно-светская бездушевная и бездуховная плоско-человеческая (не ЧЕЛО-ВЕЧНАЯ!) религия, где так называемые человеческие рос-козни самовлюбленного индивида правят бал во время сегодняшней чумы. Гуманисты всех мастей пытаются все свести только лишь к человеческому, не принимая и не понимая, что благостная жизнь должна определяться человечностью, которая выражает душевность и духовность жизнедеятельности человека-личности. Поверхностно-схематические рассуждения гуманистов лишь о человеческом в формате традиционной догматической диалектической био-социальной природы человека именно и предопределяют главную причину глобального апокалиптического кризиса. Тем самым гуманизм как светская бездуховная религия-идеология продолжает задавать процесс углубления и расширения глобальной тенденции расчеловечивания, свертывания человечной жизнедеятельности.

При этом недобрую службу для человека правит и так называемая социальная наука, догматически стоящая на том, что всё социальное - позитивно для общественного развития. И это длится веками, ибо эта полунаука никак не хочет разобраться в том, что тип социальности (это взаимодействия людей, которые могут иметь противоположную направленность - во благо человека или ему во зло) определяется и задается не самим этим взаимодействием, а

тем что более глубинно, онтологически от него, т. е. духовно-нравственными или безнравственными ценностями и мотивами. Если традиционно тупо и односторонне понимать социальное как всегда положительное, то вся так называемая социальная наука давно превратилась в механическую догму, которая весьма вредоносна для развития целостного человека и целостной хозяйственной жизнедеятельности. Без четкого понимания того факта, что сам тип социальности оплодотворяется в духовной сфере, в сфере ценностей, все так называемые социальные сказки-утопии практически «работают» против человека, способствуют его действительному расчеловечиванию. В этом плане догма о био-социальной сущности человека, в пропаганде которой так преуспел марксизм, оскверняет человека как духовного существа, ибо бездоказательно игнорирует духовный мир, отрицает духовные начала Жизни.

С другой стороны, безудержное инновационное стремление интеллекта, как односторонней целера-циональной счетно-количественной способности человека постоянно денежно-материально богатеть, сначала инвалидизирует человека в отбрасывании-игнорировании своей духовно-нравственной природы, а затем уже устремляется и к своему нынешнему суициду-самоустранению через разработку и внедрение техносных бесчеловечных НБИК-техно-логий. Искусственный интеллект становится полем боя с человеческим интеллектом, начинает смертельную консциентальную войну за изживание человечных смыслов будущего. Цифровизация всё-ещё-человека (по сути, превращение единицы человека-личности в ноль - бес-человека) под радостные фанфары про-двинутых лжеучёных открывает новое «научное» поле незримой античеловечной бойни. Нынеший всё-ещё-человек до сих пор не может осознать слов Е. Леца: «У человека нет выбора: он ДОЛЖЕН оставаться ЧЕЛОВЕКОМ!».

Человек еще не осознал, что его истинная специфика предопределена онтологическим архетипом «свобода-ответственность», а не простой поверхностной повсеместно вменяемой догматической мантрой «свобода и выбор». Свобода без ответственности - это вседозволенность эгоистического себялюбия: что хочу, то и ворочу. И у таких односторонне мантрирующих слово «Свобода!» спроса на ответственность нет, и явный грех не пробуждает их со-Весть.

Наблюдается глобальная кризисная ситуация апокалиптического лабиринта. Лабиринта потому, что традиционная механико-материалистическая наука выхода из него не может предложить по определению. Более того, кризисная неолиберальная глобализация закрывает возможность плодоносного для человечного человека будущего. Даже современные США уже не имеют действительной национальной американской мечты, ибо вся нынешняя внутристрановая борьба, сопровождающаяся погромами во многих американских городах, явно

свидетельствует об ориентации на прошлое, а не на будущее. Во множестве стран мира нет единой национальной идеи и стратегии ее осуществления. Количественная целерациональность, господствующая ныне и в XX веке, может свидетельствовать об уровне жизни, но вовсе не о ее качестве. Ценностная рациональность сегодня загнана на задворки, ибо сбываются слова великого Пифагора: «что было раньше пороками, то теперь нравы». Кризисная ситуация в мире весьма близка к катастрофической. А если учесть быстро развертывающийся в мире второй этап пандемии коронавируса, то становится моторошно, почти что и безнадежно.

Но все же человеку не стоит отчаиваться, ибо, как свидетельствует история, человечество всегда находило выход из сложнейших кризисных ситуаций через актуализацию духовно-ценностных начал человечной жизнедеятельности. Выход есть и сегодня, но его необходимо осознать и начинать реализовывать для выживания человека/человечества. Глубоко проанализировав теорию устойчивого развития и концепцию ноосферизма, можно смело утверждать, что они, во-первых, имеют явно технократический античеловечный характер, служат цели оглупления индивидуального и массового сознания; во-вторых, вспоминают о духовности лишь в десятую очередь, ибо изначально материалистически настроены; в-третьих, в них имеются и те отдельные стороны, аспекты, которые обоснованно раскрывают возможности продуктивного со-териологического характера.

Но для выживания человечества эти две теории не просто могут, но и должны послужить развертыванию духовности-человечности в антикризисных хозяйственных трансформациях. По сути, речь идет о том, чтобы техно-интеллектуальные прозрения и наработки сознательно помещались в ценностное коридор-поле человечной жизнедеятельности. При этом анализ деятельности правительств в ходе реализации сценария неолиберальной глобализации должен быть перенаправлен на реализацию и развитие интегральной функции неодирижизма, посредством которой возможен Великий национальный духовный проект возрождения и роста народного благосостояния.

Волшебной палочкой спасительных человечных преобразований может стать антикризисная человекомерная стратегия духовно-ноосферо-устойчивого хозяйственного развития, которая, исходя из онтологических человечных духовно-нравственных ценностей, задает стратегические конкретные цели национального возрождения и развития. Она заключает в себе кардинальный сдвиг в мышлении/сознании через переход от количественно-расчетной целевой рациональности к качественно ценностной рациональности, призванной обеспечивать тренд жизнеспасения, выживания человека/человечества.

Методологическими основаниями ее разработки являются три жизнеутверждающие челове-комерные положения:

- о триипостасной - духовно-био-социальной природе человека;

- об онтологическо-специфичном человеческом архетипе «свобода-ответственность»;

- о личности как базовом творческом свободно-ответственном субъекте хозяйственных преобразований.

Предметное поле жизнеспасительной стратегии духовно-ноосферо-устойчивого хозяйственного развития задается, условно говоря, комплексной Программой СОС («спасите наши души») - Семья, Образование, Социальное партнерство. В соте-риологическом формате эти феномены являются как рефлективные, т. е. взамно-отсвечивающиеся, которые призваны формировать синергетический эффект хозяйствования во благо человека. При их осознании-понимании необходимо видеть их ценностно-возрожденческий смысл, ибо общественное их предназначение состоит прежде всего в том, чтобы создавать условия для развертывания потенций унома человечности, обеспечивать реальные возможности формирования в каждом человеке целостной свободо-ответственной творческой личности. Только через личностные поступки могут самореализовываться лучшие человечные качества: любовь, взаимность, доверие, служение, правда, справедливость, солидарность, творческая свобода-ответственность, уважение и помощь близкому и пр.

Государство как выразитель и реализатор общего народного интереса через свою интегральную функцию неодирижизма призвано стимулировать добровольное вовлечение всех субъектов национального хозяйственного развития в великий возрожденческий проект строительства общего Дома. При этом важно понимать, что под хозяйством понимается не только денежно-экономические отношения, но вся целостная сфера жизнеотправления человека-личности. Государство должно явиться в роли хозяйственного дирижера, который согласовывает симфоническое созвучие всех хозяйствующих субъектов, которые плодотворно трудятся на разных этажах общего Дома, руководствуется единой идеей благостной преемственности поколений.

Стратегия духовно-ноосферо-устойчивого хозяйственного развития как на национальном, так и на глобальном уровнях должна стать действительной альтернативой кризисному глобальному неолиберальному сценарию, который ныне реализуется в противочеловеческом русле. В основании этой спасительной стратегии лежит идея человечности, реализация которой не только обеспечивает развертывание онтологической специфики человека и особого живого человеческого рода, но и указывает-обосновывает главный вектор-тренд сбережения-развития человечества.

Современному человеку, живущему в нынешнем кризисно-катастрофическом мире, важно понять, что его спасение-выживание зависит от него самого. В Священном Писании сказано, что Царствие Божие находится внутри самого человека. Новейшая наука - уномика - исследует уном человечности (Божья искра, которая зажгла человека как особое человечно-человеческое существо),

который потенциально предисходно заложен в прообраз зарождающего человека. И задача этой новейшей спасительной науки показать, что и как необходимо делать, чтобы вновь родившийся человечек рос и развивался именно как Чело-Век, чтобы человечность стала альфой и омегой его сознательной благой жизни. Только через сущностное развертывание человечности возможно выживание человечества.

«Никто не поймет то, что мы говорили или писали, пока не начнет мыслить самостоятельно, пока самостоятельно не откроет все это и не пробудится»

(В. Франкл)

Задорожний Г. В. Про можливост виживання людства: ноосферна сощалктична утошя чи стра-тепя духовно-ноосферо-сталого господарського розвитку

Виживання людства можливе через вщмову вщ дiалектичних догм гумашстично-сощально1 науки, яка доа iraopye духовну природу людини, мае антилю-дяну спрямованють. Теорiя сталого розвитку i концеп-цiя ноосферизму е суто технократичними yтопiями, якi не визнають ютинно1 тршпостасно1 - духовно-бю-сощально1 природи людини-особистостi. Вони спри-яють розлюдненню, не можуть знайти вихщ з нишш-ньо! аполжаптично! глобально! кризи. Виживання людства можливе через розробку i реалiзацiю ново! ря-пвно1 стратеги духовно-ноосферо-сталого господарського розвитку, де людяшсть як альфа i омега повинна розгортатися у дiях yрядiв та у кожному свщо-мому свободо-ввдповщальному вчинку особистостi.

Ключовi слова: сталий розвиток, ноосферизм, ро-злюднення, духовно-бю-сощальна природа людини, особистiсть, людянiсть.

Zadorozhny G. On the possibility of human survival: noospheric socialist utopia or the strategy of spi-ritually-noosphere-sustainable economic development

The survival of mankind is possible through the rejection of dialectical dogmas of humanitarian and social science, which still ignores the spiritual nature of man, has an anti-human orientation. The theory of sustainable development and the concept of noospherism are technocratic utopias that do not recognize the true tri-hypostatic - the spiritual-bio-social nature of the human personality. They contribute to dehumanization, they cannot find a way out of the current apocalyptic global crisis. The survival of hu-

manity is possible through the development and implementation of a new saving strategy of spiritually-noosphere-sustainable economic development, where humanity as an alpha and omega should be deployed in the actions of governments and in every conscious, free-responsible act of the individual.

Keywords: sustainable development, noospherism, dehumanization, spiritual-bio-social nature of man, personality, humanity.

Задорожный Г. В. О возможности выживания человечества: ноосферная социалистическая утопия или стратегия духовно-ноосферо-устойчивого хозяйственного развития

Выживание человечества возможно через отказ от диалектических догм гуманитарно-социальной науки, которая до сих пор игнорирует духовную природу человека, имеет античеловечную направленность. Теория устойчивого развития и концепция ноосферизма являются технократическими утопиями, которые не признают истинной триипостасной - духовно-биосоциальной природы человека-личности. Они способствуют расчеловечиванию, не могут найти выхода из нынешнего апокалиптического глобального кризиса. Выживание человечества возможно через разработку и реализацию новой спасительной стратегии духовно-ноосферо-устойчивого хозяйственного развития, где человечность как альфа и омега должна развертываться в действиях правительств и в каждом сознательном свободо-ответственном поступке личности.

Ключевые слова: устойчивое развитие, ноосфе-ризм, расчеловечивание, духовно-био-социальная природа человека, личность, человечность.

Стаття надшшла до редакци 11.09.2020

Прийнято до друку 15.09.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.