аспекты медицинского права и этики
© АЛЕКСЕЕВ и.в. - 2015. УДК: 343.222
о возможности переквалификации действий обвиняемых по статьям уголовного кодекса российской федерации в зависимости от тяжести вреда, причиненного здоровью
одного человека
Игорь Владимирович Алексеев (Иркутский государственный медицинский университет, ректор - д.м.н., проф. И.В. Малов, кафедра судебной медицины с основами правоведения, зав. - д.м.н., проф. Ю.В. Солодун)
Резюме. Приведен случай нанесения одному человеку множественных колото-резаных ранений, которые были оценены судебно-медицинским экспертом как причинившие вред здоровью разной тяжести. При этом согласно правовым документам Верховного Суда РФ переквалифицировать действия обвиняемых с позиции облегчения наказания по статьям Уголовного Кодекса РФ не представилось возможным.
Ключевые слова: острые орудия, колюще-режущие предметы, судебно-медицинская экспертиза, тяжесть вреда, причиненного здоровью человека.
ABOUT THE POSSIBILITY OF RETRAINING OF THE ACCUSED ACTIONS DEPENDING ON SEVERITY OF INJURY TO HEALTH OF ONE PERSON
I.V. Alekseev (Irkutsk State Medical University, Russia)
Summary. The accident of numerous thrust-cutting wounding to one person has shown. The forensic pathologist has estimated that these wounding have injured to health of different severity. According to legal documents of the Supreme Court of the Russian Federation it was not possible to retrain the accused actions from the position of commutation according to provisions of the Criminal Code of Russian Federation.
Key words: sharp tools, thrust-cutting objects, forensic medical examination, severity of injury to human health.
Судебно-медицинская экспертиза вреда здоровью имеет огромное значение при расследовании преступлений против жизни и здоровья. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 73 УПК РФ характер и размер вреда, причиненного преступлением, являются обстоятельствами, в обязательном порядке подлежащими доказыванию при производстве по уголовному делу. Единственным способом доказывания характера и степени вреда здоровью, причиненного преступлением, является судебно-медицинская экспертиза (п. 2 ст. 196 УПК РФ). Кроме того, без установления наличия и степени тяжести вреда здоровью невозможна юридическая квалификация содеянного, а, следовательно, и определение меры наказания, предусмотренной законом. [1, с.5].
При судебно-медицинской экспертизе погибших от воздействия механических факторов, основной задачей судебно-медицинского эксперта является научно обоснованное решение вопросов, возникающих у правоохранительных органов при расследовании преступлений против жизни и здоровья граждан.
Одним из главных вопросов является определение причины смерти. Однако нередко летальный исход при механической травме наступает от множественных повреждений, оказывающих совокупное влияние на процессы танатогене-за. При этом однотипные по видовому признаку повреждения (например, ножевые ранения) могут быть причинены одному и тому же человеку разными нападавшими. Нередко в подобных случаях представители следствия и суда настаивают на разграничении повреждений по тяжести вреда, причиненного здоровью конкретного потерпевшего, что при взаимоусугубляющем эффекте множественных ранений у врача судебно-медицинского эксперта порой вызывает определенные затруднения.
В результате причинения вреда здоровью человека острыми предметами, одним из обстоятельств, интересующих следствие, является установление возможности нанесения повреждений конкретным экземпляром острого орудия. При этом наиболее часто отделения медицинской криминалистики выполняют экспертные задания, касающиеся исследования повреждений одежды и тела, причиненных колюще-режущими орудиями, среди которых преобладают клинковые орудия - различного вида ножи: бытовые, предназначен-
ные для выполнения специальных работ и колюще-режущее оружие. Основной целью судебно-медицинской экспертизы повреждений от таких предметов является решение двух задач: определение механизма и условий образования повреждений; идентификация орудия травмы [2, с.94].
В контексте сказанного, нам бы хотелось привести случай из экспертной практики.
Согласно обстоятельствам дела, в ноябре 2012 г., в овраге, расположенном по берегу реки, был обнаружен труп мужчины с множественными колото-резаными повреждениями. В результате проведения оперативно-розыскных мероприятий следствие установило двух подозреваемых, которым в дальнейшем было предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного п. «ж» ч. 2 ст. 105 УК РФ (убийство, совершенное группой лиц).
В процессе расследования обвиняемые сознались в причинении потерпевшему множественных ранений, которые они наносили разными ножами в различные области тела. После наступления смерти, с целью сокрытия преступления, труп вывезли на берег реки. При осмотре места происшествия, которое происходило в деревянном доме дачного поселка, орудия преступления были обнаружены и приобщены к уголовному делу. Ими оказались нож бытовой, обозначенный в ходе выемки как «кухонный», и нож, обозначенный как «охотничий».
В ходе производства предварительного следствия при проверке показаний подозреваемых на месте было установлено, что один из преступников наносил удары потерпевшему «охотничьим» ножом в область передней поверхности груди слева, а другой «кухонным» ножом в область задней поверхности груди справа. При этом второй нападавший пояснил, что действовал по принуждению первого с целью «добить» жертву, поэтому удары в спину наносил уже лежавшему потерпевшему с незначительной силой «без замаха».
При исследовании трупа экспертом областного бюро судебно-медицинской экспертизы (ОБСМЭ) были установлены следующие повреждения.
Множественные (36) колото-резаные раны с кровоизлияниями по ходу раневых каналов (рис. 1), среди которых:
А. 26 проникающих колото-резаных ранений передней поверхности груди слева (А), 22 из них - с повреждением лево-
Рис. 1. Схема расположения колото-резаных ран на теле потерпевшего. А - проникающие раны; Б - не проникающие раны.
го легкого и четыре с повреждением сердца. В исследовательской части экспертом были отмечены однотипные групповые признаки ран (веретенообразная форма, острые и «П»-образные концы, относительно одинаковая длина - от 2 см до 2,5 см). Преимущественное направление раневых каналов спереди назад, слева направо, несколько сверху вниз. Данные колото-резаные ранения грудной клетки, как в совокупности, так и каждое в отдельности были оценены экспертом как причинившие тяжкий вред здоровью, опасный для жизни.
Б. 10 непроникающих колото-резаных ран задней поверхности груди справа. Групповые признаки ран также имели однотипные характеристики (веретенообразная форма, острые и «П»-образные концы, относительно одинаковая длина - от 1 см до 1,5 см). Преимущественное направление раневых каналов сзади наперед, справа налево, несколько сверху вниз. Учитывая глубину раневых каналов (не более 3 см), данные колото-резаные раны у живых лиц, при неосложненных процессах заживления и благоприятном исходе, эксперт оценил как причинившие легкий вред здоровью по признаку длительности его расстройства сроком менее трех недель (21 дня).
Резюмируя свое заключение, эксперт пришел к выводу, что смерть потерпевшего наступила от 26 проникающих колото-резаных ранений передней поверхности груди слева с повреждением легкого и сердца и развитием обильной кровопотери (1200 мл крови в левой плевральной полости и 100 мл - в сердечной сорочке). Однако по нашему мнению 10 ранений, нанесенных в спину, несмотря на их непроникающий характер, способствовали развитию обильной кровопотери, усугубляя, отягощая и дополняя процессы пато- и танатоге-нетических механизмов, приведших к наступлению смерти.
Для дополнительного исследования экспертом от трупа были изъяты два кожных лоскута с частью повреждений из области передней поверхности груди слева и задней поверхности груди справа. С целью проведения сравнительной экспертизы кожные лоскуты и ножи были направлены следователем в отделение медицинской криминалистики (ОМК) ОБСМЭ.
На разрешение эксперта ОМК были поставлены следующие вопросы: 1) Каков характер повреждений, имеющихся на представленных кожных лоскутах? 2) Могли ли образоваться данные повреждения от воздействия ножей, представленных на экспертизу?
В распоряжение эксперта были предоставлены два кожных лоскута с передней поверхности груди слева и задней поверхности груди справа (рис. 2), а также два ножа (рис. 3 и 4).
В ходе проведенных исследований эксперты отделения медицинской криминалистики бюро судебно-медицинской экспертизы пришли к следующим выво-
дам:
Рис. 3. «Охотничий» нож. А - общий вид; Б - вид со стороны обуха.
а) не исключается возможность образования колото-резаных повреждений на кожном лоскуте с передней поверхности груди слева от воздействия клинка «охотничьего» ножа;
Рис. 2. Общий вид представленных на экспертизу кожных лоскутов. А - с передней поверхности груди слева; Б - с задней поверхности груди справа.
Рис. 4. Нож «кухонный». А - общий вид; Б - вид со стороны обуха.
б) не исключается возможность образования колото-резаных повреждений на кожном лоскуте с задней поверхности груди справа от воздействия клинка ножа «кухонного»;
в) возможность образования колото-резанных повреждений на кожном лоскуте с передней поверхности груди слева от воздействия клинка «кухонного» ножа исключена.
Иными словами, 26 колото-резаных повреждений на передней поверхности груди потерпевшего слева могли быть причинены «охотничьим» ножом, а 10 повреждений на задней поверхности груди справа - ножом «кухонным». При этом была исключена возможность нанесения ранений с повреждением легкого и сердца «кухонным» ножом. При этом ножевые ранения передней поверхности груди слева были оценены судебно-медицинским экспертом как причинившие тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни, а раны на спине, применительно к живым лицам как легкий по признаку кратковременного расстройства здоровья продолжительностью до трех недель от момента причинения травмы (до 21 дня включительно).
Однако в данном случае экспертное заключение по-
могло следствию лишь дифференцировать действия обвиняемых. К сожалению, с позиции стороны защиты возможность настаивать на переквалификации их действий - с п. «ж» ч. 2 ст. 105 УК РФ на ч. 1 ст. 105 УК РФ (умышленное причинение смерти другому человеку) в отношении лица, нанесшего смертельные повреждения, и на ст. 115 УК РФ (умышленное причинение легкого вреда здоровью) в отношении наносившего удары в спину жертвы, осталась эфемерной.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 27 января 1999 г. № 1 (в редакции от 3 декабря 2009 г.) «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)», при квалификации убийства по п. «ж» ч. 2 ст. 105 УК РФ необходимо учитывать содержащееся в ст. 35 УК РФ определение понятия преступления, совершенного группой лиц, группой лиц по предварительному сговору и организованной группой лиц. Убийство признается совершенным группой лиц, когда два или более лица, действуя совместно с умыслом, направленным на совершение убийства, непосредственно участвовали в процессе лишения жизни потер-
ЛИТЕРАТУРА
1. Клевно В.А., Богомолова И.Н., Заславский Г.И. и др. Судебно-медицинская экспертиза вреда здоровью: руководство / Под ред. В.А. Клевно. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. -300 с.
2. Медико-криминалистическая идентификация: Настольная книга судебно-медицинского эксперта / Под ред. В.В. Томилина. - М.: НОРМА - ИНФРА-М, 2000. - 472 с.
певшего, применяя к нему насилие. При этом необязательно, чтобы повреждения, повлекшие смерть, были причинены каждым из них. Убийство следует признавать совершенным группой лиц и в том случае, когда в процессе совершения одним лицом действий, направленных на умышленное причинение смерти, к нему с той же целью присоединилось другое лицо (лица).
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Прозрачность исследования. Исследование не имело спонсорской поддержки. Исследователь несёт полную ответственность за предоставление окончательной версии рукописи в печать.
Декларация о финансовых и иных взаимодействиях. Автор разрабатывал концепцию и дизайн исследования и готовил рукопись. Окончательная версия рукописи была им одобрена. Автор не получал гонорар за исследование.
Работа поступила в редакцию: 16.05.2015 г.
REFERENCES
1. Klevno V.A., Bogomolov I.N., Zaslavsky G.I., et al. Forensic examination of injury: manual / Ed. VA Klevno. - Moscow: GEOTAR-Media, 2009. - 300 p. (in Russian)
2. Medical and forensic identification: Handbook of forensic expert / Ed. V.V. Tomilina. - Moscow: NORMA - INFRA-M, 2000. - 472 p. (in Russian)
Информация об авторах:
Алексеев Игорь Владимирович - доцент кафедры судебной медицины с основами правоведения, к.м.н., 664003, Иркутск, ул. Красного Восстания, д. 3, тел. (3952) 243348, e-mail: [email protected]
Information About the Authors:
Alekseev Igor - Associate Professor, MD, PhD, 664003, Russia, Irkutsk, Krasnogo Vosstania str., 3, tel. (3952) 243348,
e-mail: [email protected]
хроника, информация
© АНКУДИНОВ A.C. - 2015 УДК: 373.6/9:34
iii международный образовательный форум «российские дни сердца» (15-17 апреля 2015 Г., МоСКВА)
Андрей Сергеевич Анкудинов (Иркутский государственный медицинский университет, ректор - д.м.н., проф. И.В. Малов, кафедра пропедевтики внутренних болезней, зав. - д.м.н. А.Н. Калягин)
Резюме. Представлена информация о проходившем 15-17 апреля в Москве III-м Международном Образовательном форуме «Российские дни сердца». Проведён аналитический обзор выступлений ведущих российских и европейских кардиологов.
Ключевые слова: Международный образовательный форум, Российское кардиологическое общество, Российские дни сердца.
THE THIRD INTERNATIONAL EDUCATIONAL FORUM «RUSSIAN DAYS OF THE HEART»
(2015, APRIL, 15-17, MOSCOw)
A.S. Ankudinov (Irkutsk State Medical University, Russia)
Summary. Provides information held April 15-17 in Moscow IIIth International Educational forum "Russian days of the heart". Conducted analytical review of speeches of leading Russian and European cardiologists.
Key words: international educational forum, the Russian society of cardiology, Russian days of the heart.