Научная статья на тему 'О возможности избрания мировых судей и отрешение их от должности (досрочного прекращения полномочий) населением'

О возможности избрания мировых судей и отрешение их от должности (досрочного прекращения полномочий) населением Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
105
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мировой судья / Ростовская область / Законодательное собрание / назначение мировых судьей / отрешение от должности. / justice of the peace / Rostov region / Legislative Assembly / appointment of a justice of the peace / dismissal from office.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Диллакян Лилит Сейрановна

В статье автором рассматривается возможность избрания мировых судей и отрешение их от должности (досрочного прекращения полномочий) населением. Раскрываются основные проблемные аспекты, связанные с таким механизмом урегулирования порядка назначения и отрешения от должности мировых судьей. Также автор отмечает положительные перспективы при закреплении возможности избрания мировых судей населением, среди которых указано повышение социальной ответственности перед гражданами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the possibility of electing justices of the peace and their removal from office (early termination of powers) by the population

In the article, the author considers the possibility of electing magistrates and removing them from office (early termination of powers) by the population. The main problematic aspects related to such a mechanism for regulating the order of appointment and removal from office by a magistrate are revealed. The author also notes positive prospects for securing the possibility of electing magistrates by the population, among which is an increase in social responsibility to citizens.

Текст научной работы на тему «О возможности избрания мировых судей и отрешение их от должности (досрочного прекращения полномочий) населением»

О возможности избрания мировых судей и отрешение их от должности (досрочного

прекращения полномочий) населением

On the possibility of electing justices of the peace and their removal from office (early

termination of powers) by the population

Диллакян Лилит Сейрановна

Студент 2 курса Факультет Юридический ЮРИУ РАНХиГС г. Ростов-на-Дону, Пушкинская, 70

e-mail:

lilit8356@gmail.com

Dillakyan Lilit Seyranovna

Student 2 term Faculty of Juridical YURIU RANEPA Rostov-on-Don, Pushkinskaya, 70 e-mail:

lilit8356@gmail.com

Аннотация.

В статье автором рассматривается возможность избрания мировых судей и отрешение их от должности (досрочного прекращения полномочий) населением. Раскрываются основные проблемные аспекты, связанные с таким механизмом урегулирования порядка назначения и отрешения от должности мировых судьей. Также автор отмечает положительные перспективы при закреплении возможности избрания мировых судей населением, среди которых указано повышение социальной ответственности перед гражданами.

Annotation.

In the article, the author considers the possibility of electing magistrates and removing them from office (early termination of powers) by the population. The main problematic aspects related to such a mechanism for regulating the order of appointment and removal from office by a magistrate are revealed. The author also notes positive prospects for securing the possibility of electing magistrates by the population, among which is an increase in social responsibility to citizens.

Ключевые слова: мировой судья, Ростовская область, Законодательное собрание, назначение мировых судьей, отрешение от должности.

Key words: justice of the peace, Rostov region, Legislative Assembly, appointment of a justice of the peace, dismissal from office.

Мировые суды наиболее приближены к народным проблемам, поскольку разрешают дела, которые непосредственно затрагивают жизнь и интересы обычных граждан. Они занимаются делами о мелких правонарушениях, семейными спорами, административными нарушениями и другими вопросами, которые непосредственно влияют на повседневную жизнь людей.

Необходимо рассмотреть подсудность мирового суда, установленные Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - ГПК РФ) [1]. В п. 1 ст. 23 ГПК РФ устанавливаются следующие дела в качестве категории первой инстанции для мирового суда:

1) выдача судебного приказа;

2) расторжение брака между супругами, в случае отсутствия спора о детях;

3) раздел имущества супругов, если цена иска не более 50 тыс. руб.;

4) имущественные споры, за исключением наследства и споров об интеллектуальной собственности (цена иска менее 50 тыс. руб.);

5) имущественные споры в сфере защиты прав потребителей (цена иска менее 100 тыс. руб.).

Также мировые суды могут рассматривать уголовные, административные дела и об административных правонарушениях, что указывается в п. 1 ст. 3 Федерального закона от 17.12.1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в РФ» (далее - Закон о мировых судьях) [2]. Обозначим, мировые суды рассматривают уголовные дела, наказание за деяния, в которых, не превышает срока 3 лет. С целью выявления потенциальных возможностей неудовлетворения населения деятельность мировых судов, проведем анализ статистических данных, публикуемых Верховным Судом РФ [3].

По мнению автора данной статьи, уголовные дела обладают максимальным значением для граждан, поскольку преступления влияют не только на имущественные отношения, но и посягают на другие права и свободы граждан. На рисунке 1 отражена структура рассмотрения уголовных дел мировыми судами в Российской Федерации.

■ Вынесение приговора

■ Прекращение производства

■ Применение принудительных мер

■ Возвращение в прокуратуру в порядке 237 УПК РФ

■ Направление по подсудности

Рисунок 1. Структура рассмотрения уголовных дел мировыми судами за 2022 г. в России, % [3]

Указанные данные демонстрируют, что в 54% уголовных дел, рассматриваемых в мировых судах, оканчиваются вынесением приговора, однако в 39% - производство прекращается. Анализируя данные, можно сделать вывод о том, что мировые рассматривают уголовные дела в зависимости от обстоятельств дела. Кроме того, целесообразно рассмотреть возможность избрания мирового суда населением. Так, согласно нормам п. 1 ст. 6 Закона о мировых судьях имеется 2 порядка избрания (назначения) мирового судьи:

1) законодательным региональным органом;

2) населением.

На примере Ростовской области, можно отметить, что назначение законодательным (представительным) органом власти мирового судьи осуществляется принятием соответствующего Постановления [4]. Такой акт, помимо обязательных реквизитов, содержит указание на региональный закон, а также перечень лиц, избранных для осуществления деятельности мирового судьи по срокам: 3-х лет и без ограничения срока. Безусловно, избрание судей происходит только после сдачи соответствующего квалификационного экзамена, что не вызывает сомнений о компетенции избранных лиц. Также мировой судья должен соответствовать совокупности критериев, устанавливаемых законом:

1) возраст - не менее 25 лет;

2) наличие высшего юридического образования;

3) стаж работы - не менее 5 лет;

4) успешное прохождение экзамена;

5) положительное заключение от квалификационной коллегии.

1% 1%

Однако федеральное законодательство предусматривает другой способ назначения (избрания) мирового судьи - населением. На практике указанный способ не применяется. Рассмотрим порядок избрания мирового судьи на примере Ростовской области. В данном субъекте РФ имеется соответствующих региональных нормативно-правовой акт - Закон Ростовской области «О мировых судьях в Ростовской области» [5]. Согласно п. 6 данного закона можно установить следующий порядок избрания мирового судьи:

1) представление кандидатуры председателем Областного суда субъекта;

2) рассмотрение кандидатов Законодательным Собранием.

На наш взгляд, реализация данного порядка и установление норм, указанных в региональном законодательстве Ростовской области, не соответствует нормам федерального законодательства, хотя бы в силу отсутствия формулировки о возможности назначения (избрания) мирового судьи населением. При этом, с другой стороны. Законодательное собрание в субъекте представляет интересы жителей, проживающих на территории региона.

По мнению автора данной работы, назначение мирового судьи населением, в рамках судебного участка тоже может быть нецелесообразным, поскольку граждане, проживающие на небольшой территории, могут обладать кровными или иными связями с потенциальным судьей, что может вызвать риск коррупциогенности. Также население, зачастую, не обладающее специальным образованием, не знает какие критерии соответствуют должности мирового судьи, а также нормы порядка его избрания, что может вызвать конфликты интересов.

Анализируя ситуацию, можно прийти к выводу, что назначение мировых судов Законодательным собранием, противоречит разделению властей на исполнительную, законодательную и судебную. В связи с этим назначение мирового судьи, хоть и с представления Областного суда, Законодательным собранием, в части нарушает властное разделение.

Избрание мировых судей народом может повлечь ряд позитивных последствий. Так, выбор судьи непосредственно народом направлен на повышение «soft skills» лица, претендующего на должность. Население вряд ли изберет того, кто не обладает должными коммуникативными навыками, харизмой и профессионализмом. Также это повысит уровень социальной ответственности мировых судов перед населением.

Кроме того, следует отразить процесс отрешения мирового судьи от должности. Досрочное прекращение полномочий судьи возможно в двух случаях: если все иные средства воздействия на него исчерпаны, и его дальнейшие нарушения не могут быть предотвращены; или если допущенное нарушение подрывает доверие к судебной власти и не дает оснований рассчитывать на добросовестное выполнение им судейских обязанностей в будущем [2].

При этом анализ правоприменительной практики и законодательных актов не позволил установить легального механизма отрешения от должности мирового судьи населением. Это указывает на невозможность реализации механизма народовластия. Однако, досрочное прекращение полномочий мирового судьи относится к деятельности судебного сообщества. То есть при выявлении судейских ошибок, вышестоящие судебные органы вправе начать рассмотрение дела о досрочном освобождении мировым судьей своей должности.

Вероятно, такой подход более компетентен, поскольку население может быть недовольно вынесенными приговорами, даже если они легитимны. В связи с чем, от народа могут поступать жалобы на конкретного мирового судью, что повлечет к снижению авторитета суда в целом.

В случае, если мировой судья, действительно совершил преступление или правонарушение, то законодательство предусматривает иные способы отрешения его от должности. Население в процессе избрания и отрешения мировых судьей могут быть непосредственными участниками, в случае проявления активности. Однако все же, данные процедуры должны возлагаться на компетентные органы судебной власти.

Для того чтобы мировые судьи более эффективно исполняли свои полномочия целесообразным, по мнению автора данной статьи, является публикация результатов их деятельности на официальных источниках, когда они были избраны Законодательным собранием субъекта. То есть это должен быть послужной список, желательно с формирование инфографики для повышения качества визуализации. Необходимо донести гражданам, чьи дела будут впоследствии рассмотрены мировым судьей, что должность занял человек, обладающий качественным образованием и соответствующим опытом.

Безусловно, в рамках региона, большинство жителей понимают какие вузы дают наиболее качественное юридическое образования, кроме того, юридический опыт, полученный не в судебном аппарате, а с выездом на места, наиболее предпочтителен, поскольку так, можно не сомневаться в качественности принимаемых решений мировыми судьями.

Дискуссионным остается вопрос о влиянии мнения населения на формирование судебного аппарата мировых судей. В связи с этим, в случае введения порядка процесса избрания мировых судей с использованием народного голосования, увеличатся расходы на организационные мероприятия. Так, потребуется создание соответствующих избирательных комиссий, агитаций, организация выборов, предполагающая приобретение сопутствующих инструментов голосования (печати бланков, ручек для заполнения и т.д.). На основании вышеизложенного, полагаем, что избрание населением мировых судей может быть применено, однако с использованием средств электронного голосования. Это позволит существенно сократить издержки на проведения таких выборов.

Возможность электронного голосования за кандидата в мировые суды могла быть стать частью Государственного портала «Госуслуги». Наличие подтвержденной записи указывает на то, что гражданин, под чьим именем был выполнен вход на портал, является лицом, имеющим правом голосования в рамках своего судебного участка. С помощью данного механизма происходит идентификация личности.

Касаемо отрешения от должности мировых судей и роли в данном процессе населения, мнение автора, остается таковым, что досрочное отстранение от должности должно происходить по решению судебного общества, как и происходит на сегодняшний день. Для большинства граждан, судья - это лицо, которое не имеет права на ошибку. Однако существование термина «судебная ошибка» указывает на иную законодательную позицию. В связи с этим, решение вопроса об отстранение мирового судьи должно приниматься компетентными лицами, обладающими значительным опытом в юриспруденции.

Таким образом, законодательно предусмотрена возможность избрания мирового судьи населением, которая указана в нормах федерального законодательства. Однако на практике, в субъектах РФ, мировые суды назначаются Законодательным собранием с представления суда субъекта. Отрешение от должности населением мирового суда не предусматривается, однако проработка такого механизма, на наш взгляд, не требуется, поскольку это приведет к увеличению противоправных действий со стороны недобросовестных лиц.

Список используемой литературы:

1. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (ред. от 24.06.2023, с изм. от 20.07.2023) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39570/ (дата обращения: 16.11.2023).

2. Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17.12.1998 N 188-ФЗ (ред. от 01.07.2021) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.rU/document/cons_doc_LAW_79099/ea6e9341745c1e387dbe1dad04bc4e71f4f60f59/#dst10001 8 (дата обращения: 16.11.2023).

3. Обзор судебной статистики о деятельности федеральных судов общей юрисдикции за 2022 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cdep.ru/userimages/0bzor_sudebnoy_statistiki_S0YU_2022_na_sayt_SD.pdf (дата обращения: 16.11.2023).

4. Постановление Законодательного собрания Ростовской области от 07.10.2022 № 1174 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pravo.donland.ru/doc/view/id/Постановление_1774_07102022_32107/page/1/ (дата обращения: 16.11.2023).

5. Закон Ростовской области от 09.04.1999 № 31-ЗС «О мировых судьях в Ростовской области» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/800000826 (дата обращения: 16.11.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.