Научная статья на тему 'О возможности диагностики некоторых особенностей личностного развития дошкольников с речевым дизонтогенезом рисуночными тестами'

О возможности диагностики некоторых особенностей личностного развития дошкольников с речевым дизонтогенезом рисуночными тестами Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
82
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОДИАГНОСТИКА / ВАЛИДНОСТЬ / ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕРПРЕТАЦИИ / РИСУНОЧНЫЙ ТЕСТ / ПРОЕКЦИЯ / АРХЕТИП / ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / ТРЕВОЖНОСТЬ / ЗАСТЕНЧИВОСТЬ / ДОШКОЛЬНИКИ / РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ / PSYCHODIAGNOSTICS / VALIDITY / CAPABILITIES OF INTERPRETATION / DRAWING TEST / PROJECTION / ARCHETYPE / PERSONAL ATTRIBUTES / ANXIETY / PRE-SCHOOL CHILDREN / SPEECH DISORDERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Валявко Светлана Михайловна, Князев Константин Евгеньевич, Емельянова Алёна Андреевна

В статье рассматривается проблематика валидности, стандартизации и интерпретации рисуночных тестов. На основе современных подходов в психодиагностике авторы рассматривают возможность объективизации этих диагностических методик, в частности «Рисуночного теста Вартегга» и приводятся данные его конструктной валидности с другими тестами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON DRAWING TEST OPPORTUNITIES FOR DIAGNOSTICS OF SOME PERSONALITY DEVELOPMENT IN PRE-SCHOOL CHILDREN WITH SPEECH DYSONTOGENESIS

The article focuses on the problems of validity, standardization and interpretation of drawing tests. Authors based on modern psychodiagnostics approaches consider the possibility of objectification of these diagnostic techniques, including «Wartegg drawing test» and presents data on its construct validity with other tests.

Текст научной работы на тему «О возможности диагностики некоторых особенностей личностного развития дошкольников с речевым дизонтогенезом рисуночными тестами»

О ВОЗМОЖНОСТИ ДИАГНОСТИКИ НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМ ДИЗОНТОГЕНЕЗОМ РИСУНОЧНЫМИ ТЕСТАМИ

Валявко С. М., Князев К. Е., Емельянова А. А.

МГПУ, Москва

В статье рассматривается проблематика валидности, стандартизации и интерпретации рисуночных тестов. На основе современных подходов в психодиагностике авторы рассматривают возможность объективизации этих диагностических методик, в частности «Рисуночного теста Вартегга» и приводятся данные его конструктной валидности с другими тестами.

Ключевые слова: психодиагностика, валидность, возможности интерпретации, рисуночный тест, проекция, архетип, личностные характеристики, тревожность, застенчивость, дошкольники, речевые нарушения.

ON DRAWING TEST OPPORTUNITIES FOR DIAGNOSTICS OF SOME PERSONALITY DEVELOPMENT IN PRE-SCHOOL CHILDREN WITH SPEECH DYSONTOGENESIS

Valyavko S. M., Knyasev K. E., Yemelyanova A. A.

MCTTU, Moscow

The article focuses on the problems of validity, standardization and interpretation of drawing tests. Authors based on modern psychodiagnostics approaches consider the possibility of objectification of these diagnostic techniques, including «Wartegg drawing test» and presents data on its construct validity with other tests.

Keywords: psychodiagnostics, validity, capabilities of interpretation, drawing test, projection, archetype, personal attributes, anxiety, pre-school children, speech disorders.

Введение

С 50-60 годов прошлого века, когда были разработаны и получили широкую известность большинство рисуночных тестов, интерес исследователей и практических психологов к этим методикам постоянно растет. В некоторой стороне остались рисуночные методы с использованием незаконченных стимулов, в первую очередь, «Рисуночный тест Вартегга» [4, 12].

В свете новой тенденции отказа от дихотомического определения личности, которое предложил Д. А. Леонтьев [8], отсутствие валидизации рисуночных методик и не всегда корректного использования рисуночных тестов в психологической практике [3, 11, 13], особенно в специальной психологии [9], «Рисуночный тест Вартегга» является на данный момент одним из наиболее перспективных тестов, за счет наличия в нем архетипических стимулов [4, 5]. Представляется актуальным изучить возможности применения теста в специальной психологии, поскольку диагностические задания конгруэнтны ограниченным

возможностям детей с особыми образовательными потребностями [9].

1 Описание методики «Рисуночный тест Вартегга»

Рисуночный тест Вартегга (Wartegg-WZT) был разработан немецким психологом Эриком Вартеггом в 30-х годах прошлого века с ориентацией на использование в клинико-психиатрической диагностике взрослых и детей. Это один из проективных тестов, рисуночные изображения в которых встраивается в предложенные стимулы. Испытуемый может нарисовать любой рисунок, проецирующий собственные переживания, состояния. Для введения этого метода в клиническую практику было много сделано коллегой Вартегга по Лейпцигской школе проективной психологии Августом Феттером [19]. Данные были систематизированы Эриком Вартеггом в 1953 г. [20]. Тест получил распространение в основном в немецкоязычных странах [19]. В англоязычных странах тест Вартегга не так широко известен, хотя уже вскоре после своего

появления он был представлен в публикации Мэриен Кингет под названием «Drawing-completion test» [17]. Й. Швайнцара отмечал, что Вартегг ставит наиболее сложные цели изучения слоев личности в своем рисуночном тесте [14].

В России и в странах СНГ тест Вартегга никогда не применялся вне рамок клинической психологии и психиатрии, он получил некоторую известность среди специалистов в этих областях, но, к сожалению, публикации по этой методике немногочисленны и посвящены исследованию взрослых и подростков [12]. Все исследователи применяли данную методику для изучения нарушений познавательных процессов, что связано с возможностью изучения образного мышления с помощью этого теста. D. P. Ogdon предложил вариант стимульного материала, где восемь стимульных знаков представлены в едином поле без разграничений, это побуждает к синтетико-ассоциативному содержательному уплотнению отдельных мотивов, что позволяет выявить как возможности творческого мышления, так и патологические структуры отношений [18]. В доступной литературе было обнаружено лишь однократное упоминание о применении этого диагностического средства для обследования детей [12]. В 2004 г. вышло практическое руководство «Рисуночный тест

Вартегга» под редакцией В. К. Калиненко, а в 2011 г. оно было издано повторно [12], что свидетельствует об интересе к данному диагностическому инструментарию и будет способствовать более активному внедрению его в психологическую практику.

Бланк теста представляет собой лист формата A4, разделенный на два ряда по четыре квадратных поля, в каждом из которых, изображена простая фигура или линии для дори-сования (рисунок 1). Стимулы теста Вартегга подобраны таким образом, что каждый из них, в силу своей архетипической специфики, провоцирует проекцию определенной психической области. Причем толщина рамки, разделяющей квадраты бланка, выбрана с тем расчетом, чтобы рисунки воспринимались как отдельные, т. е. 8 квадратиков на черном фоне, а не сливались в единое целое. Таким образом, каждый стимульный рисунок в тесте Вартегга оказывается «адресован» определенной области индивидуального опыта, определенному аспекту личности. Апробация стимульных знаков, проведенная на 150 детях старшего дошкольного возраста, подтвердила этот факт.

Выбранные стимульные знаки с количественной точки зрения весьма скупы, но достаточно содержательны. По Э.Вартеггу их переработка, рефлекторная на генетически ранних стадиях, впоследствии все более наполняется

ассоциативными связями, закономерно выявляет частотные смыслы в рамках статистически измеримого нормального ряда.

Используемые стимульные знаки Э. Вар-тегг описывал следующим образом [20, с. 11-12]:

• рисунок 1 (точка) — нежное, органичное, незначительное, но, тем не менее, центральное;

• рисунок 2 (маленькая волнистая линия) предполагает органично расслабляющееся движение чувства или возбуждение;

• рисунок 3 (последовательность трех увеличивающихся вертикальных штрихов, расположенных на равных расстояниях друг от друга) предполагает динамическое нарастание вертикали или архитектурное структурирование пространства;

• рисунок 4 (маленький черный квадрат) подчеркивает угловатость, резкость, темноту и тяжесть;

• рисунок 5 (противостоящие продольный и поперечный штрихи) побуждает к динамическому уравновешиванию линий с одновременным преодолением возникающего здесь напряжения;

• рисунок 6 (горизонтальный и вертикальный штрихи) побуждает сделать выбор между соединением и разделением отдельных форм;

• рисунок 7 (полукруг из точек) благоприятствует вчувствованию в хрупкость и миниатюрность;

• рисунок 8 (сводчатая дуга) предвещает гармоничную замкнутость и закругленность.

Архетипическая функция стимульного знака Интерпретация содержания завершенных рисунков с точки зрения характерологического или патологического акцента возможна лишь в том случае, если учитывать изначально заложенные в концепцию теста архетипические функции стимульных знаков как решающий критерий. Насколько глубоко эти знаки укоренены в коллективном филогенетическом наследии (коллективном бессознательном в терминологии К. Г. Юнга), показывает тот факт, что через двадцать лет после разработки концепции теста качественные корреляты, носящие на первый взгляд декоративно-символический характер, были найдены в вавилонской, древней китайской и прасемитской иероглифике [15].

По Юнгу коллективное бессознательное отличает от «личностного бессознательного», куда входят, прежде всего, вытесненные из сознания представления; там скапливается все то, что было подавлено или позабыто. Он пишет: «Этот темный двойник нашего Я (его тень) был принят Фрейдом за бессознательное как таковое». Поэтому Фрейд обращал основное внимание на раннее детство индивида, в то время как Юнг считал, что «глубинная психология» должна обратиться к куда более отдаленным временам истории. Коллективное бессознательное — итог жизни рода, оно присуще всем людям, передается по наследству и служит тем основанием, на котором вырастает индивидуальная психика. [15, с. 6].

Психология, как и любая другая наука, изучает универсальное в индивидуальном, причем это общее не лежит на поверхности, его нужно искать в глубинах психики. По наблюдаемым душевным явлениям мы восстанавливаем систему установок и типичных реакций, которые незаметно определяют жизнь индивида. Под влиянием врожденных программ находятся не только элементарные поведенческие реакции вроде безусловных рефлексов, но также наше восприятие, мышление, воображение. Архетипы коллективного бессознательного служат своеобразными когнитивными образцами: интуитивное схватывание архетипа предшествует инстинктивному действию [15].

В тесте Вартегга стимулы в целом представляют архетипическую концепцию и группируются следующим образом: по акценту преимущественно на женском начале, т. е. на тонком, нежном, органическом, живом (1, 2, 7, 8), или на мужском начале, т. е. на неподвижном, прямом, механически напряженном, динамически направленном или статически тяжелом (3, 4, 5, 6).

В таблице представленной ниже для каждого из восьми стимульных знаков в краткой форме представлены: во-первых, архетип, т. е. филогенетически доминирующее архаическое символическое содержание; во-вторых, соответствующая этому содержанию онтогенетически-характерологическая сфера; в-третьих, получающиеся при адекватном (+) и неадекватном (-) понимании стимульного знака характерологические альтернативы [12, с. 38-39]:

Таблица 1

Архетипические символьные знаки

Стимуль-ный знак Архетип Сфера Дихотомические альтернативы

1 Начало; середина; мгно- Поиск себя; Уверенный в себе - потерянный

вение; заброшенность сосредоточение (лабильный)

2 Зародыш жизни; порыв; Эмоциональность; Возбудимый - тупой;

животворное или угро- контактность эмоционально теплый - холодный;

жающее жизни возбуж- общительный - сдержанный (скрытый)

дение; приспособление

3 Усиление; подъем; Устремленность; Целеустремленный - нецелеустремленный;

превосходство настойчивость; честолюбивый - депрессивный;

(высокомерие); интенциональное уверенный - колеблющийся

широта; глубина измерение широкий - узкий

4 Опасность; тьма; ночь; Бессознательное; Сознательный - бессознательный;

сон; страх; вина; смерть аспекты страха, принуждения и вины устойчивый - ощущающий опасность; рассудочный - фантазирующий

5 Противоположность Живость; волевая Полный жизненных сил - слабый;

как сопротивление; регуляция активный - пассивный;

проникновение решительный - нерешительный

6 Противоположность Интеграция; Интегрированный - дезинтегрированный;

как разделение; рациональная рациональный - наивно диффузный

расчленение регуляция

7 Интуиция; Чувствительность; Чувствительный - грубый;

утонченность преданность; способность к самоотдаче; вкус; такт способный к самоотдаче - извращённый

8 Связывание; Душевная основа; Способный устанавливать связи -

защита; гармония уравновешенность черствый; гармоничный - негармоничный; зрелый - инфантильный

Процедура тестирования

Тестирование может проводиться индивидуально или в группах, однако в целях получения независимых от ситуативных условий данных тест должен быть повторен через достаточно большой промежуток времени, по крайней мере, один раз в тех же и один раз в измененных условиях. Повторное тестирование дает возможность оценить влияние уровня развития и окружающих условий, или — как точно заметил H. Lossen [12] — «увидеть личность, формирующуюся под действием особых влечений и торможений». В отдельных случаях могут использоваться указанные ниже варианты, частично апробированные при проведении уровневого — диагностического процессуального анализа.

При тестировании детей инструкция модифицируется в соответствии с возрастом и уровнем интеллектуального развития. Например, ребенку в непринужденной манере говорится, что другой ребенок (может называться

его имя) хотел нарисовать восемь рисунков, но не закончил их, поскольку ему надо было идти в школу или его позвали обедать. Испытуемый теперь должен посмотреть, что начал рисовать тот мальчик или та девочка, и затем дорисовать так, чтобы из этого получилось восемь красивых рисунков [12, 20].

Интерпретации

В интерпретации результатов можно выделить два основных компонента:

1) интерпретацию формальных признаков выполненных рисунков (она в основном та же, что и для других рисуночных тестов);

2) интерпретацию содержания — анализ реакции испытуемого на стимульный материал, восприятия им символического и ассоциативного значения фигур теста, соответствующих решений и специфики выполненных рисунков.

Также важно упомянуть, что, по мнению автора теста, уровневая диагностическая

норма может быть применена с 3-6-летнего возраста и самим автором заложена идея о критериях перевода интерпретации особенностей рисунков в количественные показатели, что свидетельствует об инициальной стандартизации теста [9].

В своей работе Э. Вартегг подходил к вопросам обработки теста с клинической точкой зрения [20]. В данном исследовании тест интерпретировали, опираясь на психологический подход, т. е. архетипическое содержание символов [4, 5]. Таким образом, тест Вартегга позволяет выделить следующие диагностические критерии [4]:

• рисунок 1 (точка) — уверенность / неуверенность в себе;

• рисунок 2 (маленькая волнистая линия) — доброжелательность / холодность; контактность / замкнутость;

• рисунок 3 (последовательность трех увеличивающихся вертикальных штрихов, расположенных на равных расстояниях друг от друга) — мотив «Стремление к успеху» / мотив избегания неудач;

• рисунок 4 (маленький черный квадрат) — тревожность; страхи;

• рисунок 5 (противостоящие продольный и поперечный штрихи) — активность / пассивность; агрессия;

• рисунок 6 (горизонтальный и вертикальный штрихи) — гармония социального окружения;

• рисунок 7 (полукруг из точек) — экстра-вертность / интровертность; сензитивность к социальному взаимодействию;

• рисунок 8 (сводчатая дуга) — потребность в аффилиации; потребность в защите; потребность в общении.

Как и при интерпретации других проективных рисуночных тестов, следует помнить, что трактовки отдельных, единичных показателей могут использоваться лишь как вехи при обработке тестового материала. Только целостная интерпретация уникальной конфигурации признаков, обязательно дополненная общим впечатлением от рисунков, может дать ценное представление о личности [8]. Образец выполнения теста Вартегга ребенком представлен на рисунке 2.

2 Результаты исследования

Исследование проводилось в детских садах компенсирующего вида г. Москвы №№ 1570, 1372, 1820, 104 в период с 2010 по 2013 г. В исследовании приняли участие 424 дошкольника 5-6 лет с общим недоразвитием речи. Применялись четыре методики: «Рисуночный тест Вартегга», «Тест тревожности» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен.), оригинальное стандартизированное наблюдение за проявлениями застенчивости, оригинальное стандартизированное наблюдение за проявлениями тревожности.

Для расчёта коэффициента перекрестной валидности была использована линейная корреляция по Пирсону (а > 5%, так как в случае выборки п > 100 выборочные средние подчиняются закону нормального распределения по Гауссу, даже если исходная переменная не является нормальной или измерена с погрешностью. Таким образом, параметрические методы, являющиеся более чувствительными (имеют большую статистическую мощность), всегда подходят для больших выборок [10].

Из представленных на рисунке 3 данных видно, что рисуночный тест Вартегга имеет статистически значимую высокую корреляцию с другими тестами.

Для вычисления количественного показателя — коэффициента валидности — использовались результаты линейной корреляции по Пирсону, что позволяет говорить о высоком коэффициенте валидности (,730) «Рисуночного теста Вартегга» [2, 10].

Выводы

1 На современном этапе, в связи с неоднозначностью формулировок понятия «проективные методы», необходимо продолжить работу над теоретико-методологическим обоснованием их и, кроме того, следует стандартизировать их в соответствии с требованиями и психологическими инструментами оценки.

2 Э. Вартегг заложил идею о критериях пере -вода интерпретации особенностей рисунков в количественные показатели, в качестве инициальной стандартизации теста.

3 «Рисуночный тест Вартегга» обладает широким диагностическим потенциалом, что при разработке стандартизированной интерпретации дает большие возможности для диагностики некоторых особенностей личностного развития.

4 «Рисуночный тест Вартегга» имеет высокий коэффициент валидности с другими психодиагностическими методиками, что позволяет предположить возможность замены других тестов на «Рисуночный тест Вартегга».

Заключение

Накопление практических материалов по использованию рисуночных тестов и развитие учений о личности сделало очевидным тот факт, что содержание и манера исполнения рисунков могут быть связаны не только с уровнем интеллекта, но и с определенными личностными характеристиками. Ранее считалось, что качественные характеристики рисунков соотносятся только с личностными особенностями человека, тогда как количественные только — с умственными способностями.

Проективные тесты и процедура их оценки всегда подвергались критике: за неадекватное применение, возможность диагностической некорректности, за сложность интерпретации результатов, отсутствие информации о валид-ности, и т.д. При этом тесты все еще остаются важной составляющей профессиональной психодиагностики, и их продолжают конструировать, исследовать, применять, интерпретировать и совершенствовать.

Рисуночный тест Вартегга

Рисуночный тест Вартегга

V

Оригинальное стандартизированное наблюдение за проявлениями тревожности

Тест тревожности Дорки, Амен, Теммл

Оригинальное стандартизированное наблюдение за проявлениями застенчивости

Рисунок 3 - Показатели перекрестной валидности по тревожности (слева) и застенчивости (справа)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что исследования, которые рассматривают использование проективных методов в работе с дошкольниками, в основном, ограничиваются изложением отдельных фактов, связанных с историей появления и развития этой группы методов или характеристикой применения отдельных проективных

методик. Некоторые исследования носят чисто эмпирический характер, так как недостаточно усилий направлено на разработку критериально-оценочного аппарата. Обобщив сведения, можно обнаружить, что классификация проективных методов постепенно детализируется и пополняется, но однозначной трактовки классификации на данный момент нет.

Литература

1 Абушкин Б. М. Экспериментальная психология: учебно-метод. пособие. М.: МГПУ, 2009.

2 Анастази А. Психологическое тестирование: В 2-х кн. Пер. с англ. / под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского. М.: Педагогика, 1982.

3 Беляускайте Р. Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка // Детский практический психолог. 1994. Январь. С. 30-34.

4 Валявко С. М., Князев К. Е. Рисуночный тест Вартегга как инструмент диагностики особенностей личностного развития дошкольников с речевым дизонтогенезом // Современные методы психолого-педагогической диагностики детей с ограниченными возможностями здоровья: проблематика, исследования, квалиметрия: межвуз. сб. науч. ст. М., 2012. С. 27-34.

5 Валявко С. М., Князев К. Е. Тест Вартегга как метод диагностики особенностей личностного развития дошкольников в специальной психологии // Asistenta Psihologica, Psihopedagogica §i Sociala ca factor al dezvoltarii societatii. Ed. II-a. Vol. II. Кишинёв, 2011. С. 186-189.

6 Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. Киев: ПАН Лтд, 1994.

7 Князев К. Е. Особенности применения проективных методов в процессе диагностики детей дошкольного возраста с ОВЗ // Вестник образования и науки педагогика. Психология. Медицина: междунар. науч. ж-л. М., 2013. Вып. 1 (7). С. 67-74.

8 Леонтьев Д. А. Новые ориентиры понимания личности в психологии: от необходимого к возможному // Вопросы психологии. 2011. № 1. С. 3-27.

9 Лубовский В. И. Актуальные вопросы теории и практики психодиагностики развития // Проблемы диагностики в современной системе психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья: межвуз. сб. науч. ст. М., 2010. С. 5-10.

10 Митина О. В. Математические методы в психологии. Практикум. М.: Аспект Пресс, 2008.

11 Петрайтене М. В. Возможности использования проективных методов в изучении личности дошкольников: автореф. дис. ... канд. психол. наук: (19.00.07). Курск, 2003.

12 Рисуночный тест Вартегга / под ред. В. К. Калиненко. М., 2011.

13 Романова Е. С. Графические методы в практической психологии. М., 2011

14 Швайнцара Й. и др. Диагностика психического развития. Прага: Авиценум, 1978.

15 Юнг К. Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991.

16 Fisher R. A. Statistical Methods for Research Workers, 1925.

17 Kinget M. The drawing-completion test: a projective technique for the investigation of personality, based on the Wartegg test blank. N.Y.: Grune & Stratton, 1952.

18 Ogdon D. P. Psychodiagnostics and personality assessment: A handbook. Los Angeles: Western Psychological Services, 1975.

19 Vetter A. Diagnostische Erfahrungenmitdem Wartegg-Zeichen-Test // Grenzgebiete der Medizin, 1. Jahrgang - München, 1948.

20 Wartegg E. Schichtdiagnostick. Der Zeichentest (WZT). Einfurhrung in die experimentelle Graphoskopie. München, 1953.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.