Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О РАЗРАБОТКЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРОЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ'

К ВОПРОСУ О РАЗРАБОТКЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРОЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1512
322
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКЦИЯ / ПРОЕКТИВНЫЙ МЕТОД / РИСУНОЧНАЯ МЕТОДИКА / ГРАФИЧЕСКИЙ ТЕСТ / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / PROJECTION / PROJECTIVE METHOD / DRAWING TECHNIQUE / PROJECTIVE TEST / INTERPRETATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Обухова П.К., Кожевникова О.В.

Статья раскрывает содержание понятия «проективный метод». Выделяются и описываются характерные особенности проективного метода. Значительное внимание уделяется истории возникновения и классификации проективных методик. Дается описание проблем проективного метода в целом и проективных техник в частности. Обобщается практический опыт и описывается алгоритм создания рисуночного теста. Предлагается новая проективная методика, предназначенная для диагностики эмоционального состояния человека и вариант интерпретации на примере одного рисунка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Обухова П.К., Кожевникова О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF PROJECTIVE TECHNIQUES OF STUDYING PERSONALITY

The concept of a «projective method» is analyzed. The main characteristics of projective method are identified and described. Considerable attention is paid to the history of development and classification of projective techniques. The issues of projective method in general and specific projective techniques are described. Practical experience is summarized and the algorithm for creating projective drawing test is described. A new projective technique that is designed to diagnose the emotional sphere of a person and a variant of its interpretation on the example of one drawing are presented.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О РАЗРАБОТКЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРОЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ»

УДК 159.9.072

К ВОПРОСУ О РАЗРАБОТКЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРОЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

П.К. Обухова, О.В. Кожевникова

Удмуртский государственный университет

Статья раскрывает содержание понятия «проективный метод». Выделяются и описываются характерные особенности проективного метода. Значительное внимание уделяется истории возникновения и классификации проективных методик. Дается описание проблем проективного метода в целом и проективных техник в частности. Обобщается практический опыт и описывается алгоритм создания рисуночного теста. Предлагается новая проективная методика, предназначенная для диагностики эмоционального состояния человека и вариант интерпретации на примере одного рисунка.

Ключевые слова: проекция, проективный метод, рисуночная методика, графический тест, интерпретация.

Проективные методы исследования личности уже не одно десятилетие вызывают особый интерес как профессионалов в области психологии, так и простых обывателей. Зародившаяся еще в начале XX в. и не теряющая своей актуальности до сих пор, проективная психодиагностика может вызвать зависть даже у маленького черного платья, популярность которого не так стабильна. Но в чем именно заключается привлекательность данного инструмента?

Термином «проекция», дословно переводимым с латыни как «выбрасывание вперед», принято обозначать осознанный или бессознательный перенос субъектом собственных переживаний, характеристик и качеств на внешние объекты. Проективный метод, в свою очередь, представляет собой способ исследования личности, основанный на феномене проекции, и заключающийся в создании экспериментальной ситуации с предоставлением стимульного материала, моделирующего ту или иную жизнен-

© Обухова П.К., Кожевникова О.В., 2019 677

ную ситуацию, отличающегося множеством возможных трактовок. Каждая из этих интерпретаций позволяет раскрыть индивидуальность личности, проанализировать систему личностных качеств и смыслов [1].

Из истории психологии известно, что открытие и описание феномена, позволяющего косвенно воздействовать на те сферы переживаний и поведения человека, которые полностью или в большей степени независимы от социального одобрения, принадлежит К.Г. Юнгу. Именно на данной особенности нашей психики и строится принцип проективного метода, позволяющего выявить индивидуальные особенности личности, которые невозможно наблюдать непосредственно или изучать с помощью других психодиагностических инструментов. Тем не менее, многие психологи не считают, что проективный метод является достаточно надежным и информативным: так, Д. Тодд и А.К. Богарт отмечают, что «измерить надежность и валидность проективных тестов трудно, поскольку они обрабатываются, интерпретируются и используются самыми различными способами, в зависимости от принятых теоретических допущений; нельзя также положиться на ретестовую надежность, ибо известно, что люди меняются со временем и в разных ситуациях» [2, с. 141]. Кроме того, есть риск, что на результаты исследования повлияет ситуация сбора данных, сам экспериментатор или какие-то иные факторы, например биологические ритмы человека или скорость процессов нервной деятельности. Именно поэтому дальнейшее развитие проективных методик ассоциируется, в том числе, и с созданием инструментов с высокими психометрическими показателями: борьба за надежность ведется до сих пор [3]. Так, например, предпринимаются попытки стандартизации и валидизации широко известной в нашей стране методики «Рисунок несуществующего животного» [4, 5]. Однако, по мнению А. Анастази, применение обычных психометрических процедур к проективному инструментарию, возможно, неуместно [6, с. 483].

Все многообразие проективных техник принято подразделять на семь групп:

- конститутивные, предполагающие структурирование и оформление стимула, придание ему смысла (например, тест Роршаха, словесный тест ассоциаций Гальтона, тест «Словарь» и др.);

- конструктивные, предполагающие создание из оформленных деталей осмысленного целого (например, «тест Мира», в котором необходимо создать «свой мир», Сценотест, в котором человек разыгрывает ситуацию из жизни и др.);

- интерпретативные, предполагающие истолкование какой-либо ситуации, события (например, Тематический апперцептивный тест и его модификации);

- импрессивные, связанные с предпочтением стимулов (например, цветовой тест Люшера, тест Сонди и др.);

- аддитивные, предполагающие завершение рассказа, ситуации, истории (тест Розенцвейга, Системный тест семьи Т. Геринга и др.);

- экспрессивные (например, рисование на свободную или заданную тему);

- катартические (например, психодрама) [4, с. 147].

Значительный ассортимент методик, их доступность и распространенность ведут к бесконтрольному использованию проективных техник. Кроме того, некоторые современные рисуночные методики претендуют на рассмотрение личности с разных сторон при помощи рисунка лишь одного предмета/объекта, который - почти всегда - не ассоциируется субъектом непосредственно с исследуемыми сферами жизни. Информативность и надежность таких методик, в итоге, может вызывать сомнения; тем не менее, если они основываются на каком-то психологическом принципе или же являются удачной модификацией традиционной методики, то их использование может быть вполне оправданным [3].

И это далеко не все проблемы, с которыми сталкиваются психологи, внедряющие в свою практику проективную методологию. Не меньше вопросов и опасений вызывают проективные онлайн-тесты с неустановленным авторством, популярные среди пользователей тематических сообществ, которые на основании их применения уверенно ставят диагнозы себе и окружаю-

щим, нисколько не сомневаясь в собственных выводах. Еще одной проблемой можно считать «штамповку» методик: как создание новых, так и изменение существующих, часто проводится без учета какой-либо психологической концепции. А. Анастази отмечает, что проективные методики, таким образом, «являют собой пример любопытного расхождения теоретического исследования и практики: оцениваемые как психометрические инструменты, они в подавляющем большинстве выглядят жалко, но такая оценка тем не менее никак не сказывается на их популярности в клиническом использовании» [цит. по: 3]. А достоверность данных, получаемых с помощью графических методик, прежде всего, определяется опытом работы с ними самого диагноста [3].

Проанализировав публикации последних лет, содержащие описания авторских разработок в рассматриваемой области [8, 9 и др.], мы составили примерный алгоритм создания проективного рисуночного теста:

1) необходимо подобрать и проанализировать несколько методик, на которые можно будет опираться при создании собственного инструмента;

2) затем следует определиться с направленностью разрабатываемой методики и ее типом (например, экспрессивная в форме рисунка), продумать что именно она будет выявлять (цель методики);

3) создать пробный вариант (связать стимул (аморфный материал) и предмет изучения методики), продумать принципы интерпретации рисуночных элементов;

4) если цель методики и полученный в ходе ее апробации результат определенным образом совпадают, то можно переходить к созданию ее итогового варианта.

Результатом реализации перечисленных этапов становится полное описание методики (название методики, цель, предмет диагностики, область применения, характеристики адресной группы (возрастные и профессиональные ограничения), разработка инструкции, требований к стимульному материалу и процедуре проведения, а также принципов интерпретации данных («ключ»). Интерпретация может быть основана на анализе как

общих характеристик изображения (качество линий и нажим; размер рисунка и его расположение на листе; стирание и штриховка отдельных элементов; эстетичность, аккуратность, общее настроение рисунка и др.), так и конкретных деталей, включая их символическое значение.

Рассмотрим в качестве примера разрабатываемую нами с учетом общих принципов применения проективного метода в диагностических целях [6, 7, 10, 11] рисуночную методику «Перекресток». Данная методика предназначена, прежде всего, для диагностики эмоционального состояния человека, его представлений о своей жизни и отношений к ней, выявления личностных проблем, расширения возможных способов их решения. Перекресток ассоциируется с неким выбором, довольно часто в сложной ситуации, поэтому мы полагаем, что предлагаемый инструмент позволит выявить наличие проблемы, отношение человека к ней и стратегии поиска путей решения.

Оборудование: чистый лист А4, простой карандаш или ручка

Инструкция: Путешественник шел по дороге, но в какой-то момент понял, что заблудился. Дойдя до перекрестка, он остановился и задумался, что делать дальше. Нарисуйте этот перекресток.

Пост рисуночный опрос: Куда в итоге направится путешественник? С кем или с чем он вероятнее всего встретится, если выберет это направление? Что произойдет, если будет выбрана другая дорога? (таким образом можно поговорить обо всех дорогах, которые будут нарисованы) и т.д.

Интерпретация:

1. Расположение листа: горизонтальное - предрасположенность к защитному реагированию; вертикальное - предрасположенность к агрессивному поведению.

2. Расположение рисунка на листе: в центре - потребность в систематизации, уравновешенность; в верхней части листа -дистанция, негативное отношение к окружению, нестабильность и поиск самообладания, детали рисунка в этой части листа показывают осознанные переживания; в нижней части листа - принятие окружения, подчинение, впечатление ненужности, депрессии, самообвинение, неудовлетворенность собой, эта часть

листа указывает на бессознательные переживания и переживания относительно отношений с семьей. Смещение рисунка от центра влево - ориентированность человека на прошлое, замкнутость; смещение рисунка от центра вправо - ориентированность человека на будущее, открытость.

3. Размер рисунка: крупный, выходит за границы листа -уверенность в себе, высокая самооценка; мелкий - тревожность, низкая самооценка.

4. Сила нажима, толщина линий: значительная - энергичность, высокий мышечный тонус, напряженность; незначительная - расслабленность, спокойствие, неуверенность в себе; пунктирный характер линий - неуверенность; повторно обведенные области - значимость их для человека; неточность соединения - небрежность; сильная штриховка - страх, конфликт, озабоченность.

5. Тщательность, подробность и большое количество деталей - заинтересованность, мотивированность.

6. Препятствия, границы: ямы, канавы, реки - представления о затруднительных обстоятельствах, требующих «снижения», «спуска», связанных с риском «падения»; стены, заборы -представления о затруднительных обстоятельствах, требующих «подъема», «прыжка»; подъемы и спуски (горы, лестницы, ступени) - представления о затруднительных обстоятельствах, требующих значительных усилий и времени.

7. Дополнительные детали: люди - изображение людей на рисунке символически отражает ситуацию в социальной сфере человека, включенность в отношения; дом - значимость телесности в жизни (движения, пищи, физического удовольствия); животные - представление человека о доброжелательности или враждебности мира (в зависимости от типа животных); солнце -потребность в любви и одобрении, постоянное влияние матери на жизнь; луна - скрытность, потаенность, тяга к таинственному; облака, тучи - неприятности в жизни [10, 12].

Рассмотрим особенности применение предлагаемой рисуночной методики на примере рисунка девушки 20 лет.

Пример рисунка по методике «Перекресток»

Данный рисунок можно интерпретировать следующим образом: у обследуемой девушки наблюдается предрасположенность к защитному поведению, что может объяснять наличие несколько негативного отношения к окружению, однако мир в целом представляется ей достаточно доброжелательным и безопасным местом. Так же ей свойственно держать дистанцию в отношениях с другими людьми, проявляя некоторую степень интроверти-рованности. Она ориентирована на будущее, находится в поиске самообладания и стабильности. Самооценка адекватная, девушка уверена в себе. В повседневности она спокойна и расслаблена. Для нее очень важен факт выбора, она трепетно относится к выбору пути, тщательно взвешивает все «за» и «против». В «зоне будущего» обследуемая видит некоторые затруднительные обстоятельства, которые требуют подъема и мобилизации сил. Река в «зоне будущего» указывает на ее страх перед падением, потерей статуса или неудачей. Девушка изобразила себя на распутье, в центре рисунка, отсюда можно предположить, что у нее сейчас тяжелый период жизни, возможно даже кризис. А отсутствие окружения на рисунке может говорить о чувстве

одиночества в реальной жизни. Нельзя не отметить, что для обследуемой важна телесность - физические упражнения, еда, касания - все это для него важно и доставляет удовольствие. Так же для нее немаловажны детали: знак «Внимание!» и пешеходный переход могут указывать на некоторую зацикленность на сфере безопасности.

Таким образом, предлагаемая методика может использоваться как в целях экспресс-психодиагностики, так и стать отправной точкой для составления целостного психологического портрета обследуемого субъекта. Во втором случае ее применение следует сочетать с другими методами психологической диагностики для получения более надежных и объективных результатов. Возможно использование предлагаемой техники и в консультативной практике, в комплексе с другими проективными технологиями, например, метафорическими ассоциативными картами.

Библиографический список

1. Психология: Словарь / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. 494 с.

2. Тодд Д., Богарт А.К. Основы клинической и консультативной психологии. М.: Эксмо-пресс, 2001. 761 с.

3. Бутримова К.Ю., Васина Е.В., Федурина Е.А., Эрентраут В.А. Проективные методы диагностики в современных социокультурных условиях: Актуальные проблемы разработки и практики применения // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2016. № 2. С. 100-122.

4. Акимова М.К., Алехина Т.Н., Таратута Ж.В. Психометрическая квалификация проективной методики «Несуществующее животное» // Психологическая диагностика. 2004. № 4. С. 47-57.

5. Музыченко Г.Ф. Проективная методика «Несуществующее животное». Руководство и результаты психодиагностического исследования взрослых пациентов с различными расстройствами эмоционально-личностной сферы. СПб.: Речь, 2013. 556 с.

6. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб.: Питер, 2005. 688 с.

7. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер Ком, 1999. 528 с.

8. Фокина А. Проективная рисуночная методика «Вулкан» // Справочник педагога-психолога. Детский сад. 2017. № 4. С. 24-32.

9. Шевченко М.А. Психологические рисуночные тесты: для детей и взрослых. М.: АСТ: Кладезь, 2014. 175 с.

10. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. М.: ВЛаДоС-ПРЕСС, 2002. 160 с.

11. Проективная психология / пер.с англ. М. Будыниной,

С. Лихацкой, Г. Миннигалиевой. М.: Апрель Пресс: Эксмо-Пресс, 2000. 528 с.

12. Лебедева Л.Д., Никонорова Ю.В., Тараканова Н.А. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии. СПб.: Речь, 2006. 336 с.

ON THE DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF PROJECTIVE TECHNIQUES OF STUDYING PERSONALITY

P.K. Obukhova, O. V. Kozhevnikova

Udmurt State University

The concept of a «projective method» is analyzed. The main characteristics of projective method are identified and described. Considerable attention is paid to the history of development and classification of projective techniques. The issues of projective method in general and specific projec-tive techniques are described. Practical experience is summarized and the algorithm for creating projective drawing test is described. A new projective technique that is designed to diagnose the emotional sphere of a person and a variant of its interpretation on the example of one drawing are presented.

Keywords: projection, projective method, drawing technique, projective test, interpretation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.