Научная статья на тему 'Применение рисуночной методики в акмеологической экспресс-диагностик при подборе персонала'

Применение рисуночной методики в акмеологической экспресс-диагностик при подборе персонала Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
379
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
ПОДБОР ПЕРСОНАЛА / ПРОЕКЦИЯ / ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ / АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА / МОДЕЛЬ КОМПЕТЕНЦИЙ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / SELECTION OF PERSONNEL / PROJECTION / DESIGN METHODS / AKMEOLOGICAL EXPRESS DIAGNOSTIC / COMPETENCE MODEL / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гребнева Е. М.

Раскрывается актуальный опыт применения проективных методик, а именно -рисуночных тестов при подборе персонала в качестве акмеологической экспресс-диагностики претендентов на работу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE THE PICTURESQUE TECHNIQUE IN AKMEOLOGICAL EXPRESS DIAGNOSTIC IN THE SELECTION OF PERSONNEL

Disclosed relevant experience of projective techniques, namely the-picturesque tests when selecting staff as akmeological expressdiagnostic of applicants for employment.

Текст научной работы на тему «Применение рисуночной методики в акмеологической экспресс-диагностик при подборе персонала»

Е.М. Гребнева

ПРИМЕНЕНИЕ РИСУНОЧНОЙ МЕТОДИКИ В АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИК ПРИ ПОДБОРЕ ПЕРСОНАЛА

Е.М. Grebneva

USE THE PICTURESQUE TECHNIQUE IN AKMEOLOGICAL EXPRESS DIAGNOSTIC IN THE SELECTION OF PERSONNEL

Раскрывается актуальный опыт применения проективных методик, а именно -рисуночных тестов при подборе персонала в качестве акмеологической экспресс-диагностики претендентов на работу.

Ключевые слова: подбор персонала, проекция, проективные методики, акмеологическая экспресс-диагностика, модель компетенций, эффективность.

Disclosed relevant experience of projective techniques, namely the-picturesque tests when selecting staff as akmeological expressdiagnostic of applicants for employment.

Key words: selection of personnel, projection, design methods, akmeological express diagnostic, competence model, efficiency.

«Мы познаем правду не только умом, но и сердцем».

Б. Паскаль

«Если слепой, споткнувшись о камень, упадет на дороге, всегда ругает камень, хотя виною его слепота».

Г.Сенкевич

Перед руководством предприятия, стремящимся к повышению эффективности своей деятельности, вопрос оптимального применения всех своих ресурсов всегда будет актуальным настолько, насколько оно умеет вести работу по минимизации затрат. Сегодня можно сказать, что затраты на получение результата в работе кадровой службы рассчитываются далеко не на каждом предприятии, и эта проблема со временем так или иначе заявит о себе в полную силу.

Кадровые технологии, применяемые при подборе персонала на работу в настоящее время, при условии выполнения необходимых ознакомительных и оценочных процедур, трудоемки, громоздки и рассчитаны на применение труда узкопрофильных специалистов - психологов, не всегда имеющихся в штате предприятия, или на услуги кадровых агентств. При отказе от применения оценочных технологий при подборе подходящих работников многократно возрастают риски предприятия. С точки зрения эффективности интересен опыт применения проективных методик, а именно - рисуночных тестов при подборе персонала в

качестве психологической и акмеологической экспресс -диагностики претендентов на работу.

Истоки проективной техники мы находим в исследованиях Ф. Гальтона, изучавшего ассоциативный процесс и убедившегося в том, что свободные ассоциации таковыми не являются, а определяются прошлым опытом личности. К.Г.Юнгу удалось выйти при помощи тестов на скрытые переживания личности - её комплексы. Таким образом, метод свободных ассоциаций нашел свое признание в качестве перспективного инструмента для глубинного анализа личности уже более 100 лет назад.

Само психологическое понятие проекции принадлежит З. Фрейду, интерпретация проекции в психоанализе прочно связала его с пониманием роли проекции в качестве ещё одного защитного механизма «Я», наряду с вытеснением, рационализацией, сублимацией и пр. Такое понимание проекции - наделение собственными мотивами, потребностями, чувствами других людей, а соответственно и понимание их поступков - основывается на многолетних научных наблюдениях и несет в себе важное обоснование понимания диагностики личности и её мотивов.

Механизм проецирования базируется на активности процесса восприятия, а также на стремлении индивидуума к снятию, разрешению неопределенности: определяя нечто неоднозначное, неизвестное, индивид делает его известным, путем активного соотнесения с имеющимся уникальным личностным опытом взаимодействия с предметами и явлениями действительности, опытом понимания, как собственных поступков, так и действий других людей.

Проективная диагностика качеств личности с психологических и акмеологических позиций, вбирающая в себя такое направление, как рисуночные тесты, широко используется в мировой психологической практике в течение уже более чем полвека. Это особая область психологических исследований, выходящая за рамки стандартизованных методов психодиагностики, и может быть также применена в акмеологических исследованиях. Целью акмеологических исследований может быть определение прогноза развития заинтересовавших исследователя качеств личности испытуемого, и в результате - прогноза поведения человека.

Привлекательным в плане применения рисуночных тестов является то обстоятельство, что интерпретация их неоднозначна, вариативна, позволяет подходить творчески, успешно используется в сочетании с другими способами и методами оценки. Это позволяет расставлять необходимые акценты и помогает заглянуть в то, что наиболее глубоко сокрыто и ускользает при использовании традиционных приемов исследования.

Немаловажное значение имеют и организационно-экономические факторы: для проведения психолого-акмеологических исследований при помощи рисуночных тестов не обязательно требуется специальное оборудование - компьютер, соответствующие диагностические программы, затраты времени также не являются значительными.

Ограничивающими факторами применения рисуночных тестов является субъективизация выводов, зависящая от опыта работы специалиста, проводящего исследования, а также от условий исследования. Еще один бросающийся в глаза недостаток, свойственный многим проективным методикам, имеет отношение к нормативным данным. Тестирующий специалист неизбежно обращается к данным, полученным в ходе приобретения им своего опыта. Интерпретация рисуночных тестов - это, несомненно, искусство, несущее в себе все присущие ему муки творчества, озарения и неснижаемый интерес к их применению.

Перед кадровой службой одного из крупных предприятий газовой промышленности была поставлена задача подбора персонала на вакансии водителей

легкового автотранспорта. Задача была осложнена тем, что подбор необходимо было осуществить в кратчайшие сроки и в городе вне дислокации основных подразделений предприятия - то есть при отсутствии возможности получить рекомендации и отзывы знакомых лиц и быстро их проверить.

Модель компетенций включала в себя следующие требования к качествам кандидатов: высокий уровень профессионализма, а также такие наиболее значимые требования к деловым и личностным качествам как:

- внимательность,

- аккуратность,

- честность,

- ответственность,

- стрессоустойчивость,

- быстрота реагирования, адаптивность,

- достаточный уровень интеллекта,

- достаточные коммуникативные качества,

- стремление к сотрудничеству,

- развитый навык обслуживания клиентов (создание комфортных условий при поездке на автомобиле, умение быстро считывать невербальные сигналы),

- отсутствие вредных привычек,

- мотивация на достижение результата.

В связи с ограниченным временем на подбор персонала была принята стратегия психолого-акмеологического исследования, согласно которой предполагалось использовать наряду со стандартно применяемыми методиками и тестами (психобиографический метод, метод анализа документов, тест СМИЛ, тест на интеллектуальную лабильность)также и следующие проективные методики: ассоциативный тест, тест С. Розенцвейга, рисуночные тесты Вартегга. Особое внимание уделялось рисункам человеческой фигуры (тест «Нарисуй человека», разработанный Карен Маховер, 1949 год, а также разработки Коппиц, 1968 год).

В формате данной статьи не уделено внимание системе проверки уровня профессионализма водителя в силу того, что он объективно подтверждается соответствующими документами об образовании, специализированном обучении, соответствующем опыте работы, достигнутом уровне квалификации, выполнением пробной квалификационной работы.

На нашем предприятии рисуночные тесты используются при оценке персонала уже более 10 лет. Рисуя человека, испытуемый находится в зоне душевного комфорта. С одной стороны, ему становится легко и интересно, особенно после участия в столь серьезной для него процедуре тестирования, требующей внимания и умственных усилий. С другой стороны, для испытуемого есть возможность проявить свои творческие задатки и показать лучшие, с его точки зрения, качества личности. Кроме того, рисунки способствуют установлению контакта между испытуемым и экспериментатором. Для испытуемого не понятно, каким образом эти рисунки могут быть использованы, и какая информация может быть получена с их помощью. Рисуя, человек невольно, а иногда и сознательно передает свое отношение к нему: вряд ли он забудет нарисовать то, что кажется ему наиболее важным и значимым; а тому, что он считает второстепенным, будет уделено гораздо меньше внимания.

Очень сложно фальсифицировать рисунок и сознательно направить его в какое-то определённое русло, бессознательный материал проявляется в обход защитных механизмов. Для людей, которые испытывают трудности в вербальном выражении

своих чувств и мыслей, такого рода экспрессивная техника является чрезвычайно ценной.

Рисунок - это всегда сообщение, зашифрованное в образах. Задача исследователя - расшифровать послание и понять, что говорит ему обследуемый.Искусство интерпретации рисуночных тестов требует знакомства с большим количеством разных вариантов выполнения заданий и появляется с опытом работы. Это интуитивный процесс. Необходимо "войти" в рисунок и обнаружить, какое впечатление он производит. Первое впечатление от рисунка очень часто помогает нам понять, как человек чувствует себя в своём мире, насколько он чувствителен к внешним воздействиям.

Когда использованы все возможности интерпретации, в рисунке открывается неуловимая информация. Рисунки могут быть полностью поняты лишь в контексте информации о жизни человека, в контексте всех тестовых данных. Всё это должно учитываться в процессе составления финального заключения о значении рисунка.

В процессе конкурсного подбора на работу водителей легковых автомобилей нами был проведен анализ документов, собеседования и психоло-акмеологические исследования с 37 кандидатами, заявившими себя на участие в названных мероприятиях. В процессе исследований всем испытуемым было предложено нарисовать фигуру человека на листе формата А4 простым карандашом. Затем с каждым претендентом на работу проводилась беседа, в ходе которой им было предложено дать пояснения к своему рисунку, с вопросами: «Что это за человек? Что он делает? Что он хочет? Что он собирается делать дальше?» (табл. 1).

В рамках данной статьи представлялось интересным предложить вниманию читателей взгляд «от противного», а именно: благодаря рисуночным методикам за непродолжительное время удалось «отсеять» 34 человека, менее всего подходивших на работу по профессии «водитель легкового автомобиля».Примеры семи интерпретаций рисуночных тестов «неподходящих кандидатов» сведены в прилагаемую к данной статье таблицу. В таблице представлено описание рисунка, с количественной оценкой уровня выполнения задания, свидетельствующей об уровне интеллектуального развития; определены компетенции кандидатов, не соответствующие заявленной модели компетенций; а также приведены сравнения с результатами теста СМИЛ, модификации рисуночного теста Вартегга и собеседования. В результате анализа сравнительных данных в таблице, можно сделать вывод об эффективности применения теста «Рисунок человека» в условиях массовых мероприятий по отбору кандидатов, достоверности полученных результатов, высокого уровня их согласования с результатами других тестовых методик и собеседования. Эффективность состоит в том, что затраты времени на применение теста «Рисунок человека» и проведение собеседования в 5-6 раз меньше, чем затраты времени на проведение масштабного тестирования с применением такого глубокого метода исследования, как тест СМИЛ.

По итогам недельной работы с испытуемыми было отобрано 3 человека, наиболее подходящих по своим деловым и личностным качествам. В настоящее время они успешно трудятся на нашем предприятии.

Согласование применения проективных методик и методик «объективной» диагностики, несомненно, имеет позитивное разрешение: оно может быть вполне продуктивным в деле изучения личности, стремлении наиболее полно и достоверно определить степень своеобразия каждого исследуемого индивида и направить применение результатов исследований в соответствие с целями таковых. Применение проективных методик обладает определенной сложностью, требует настойчивого, скрупулезного отношения и, одновременно, творческого подхода, но - всегда увлекательно, эффективно и интересно.

Таблица 1

Сравнительная таблица проявления качеств «неподходящих» кандидатов на конкурсе по подбору водителей, выявленных с помощью рисуночных и других тестов_

Шифр кади-дата при подборе водителей

Общая характеристика и особенности рисунка

Качества, не соответствующие модели компетенций водителя,

Тест СМИЛ

Модификация рисуночного теста Вартегга

По результатам собеседования

1.

Схематично, жирными линиями, изображен человек без кистей рук и стоп ног. Нет толщины конечностей (изображение -одной линией). Без обозначения пола.

Без бровей, в глазах нет зрачков, без одежды, человек-схема.

Волосы (3 шт.) -дыбом.

Пояснения к рисунку: «Человек стоит, он - или будет работать, или не будет работать».

Общая сумма баллов по всем элементам рисунка = 17_

Уровень интеллекта ниже среднего_

Незрелость личности

Недостаточная ответственность

Негативизм

Астеничность

Асоциальность

Сниженная мотивация

Эмоциональная напряженность

Данный тест в компьютерном варианте не смог пройти -не хватило терпения читать все вопросы и отвечать на них, работа на компьютере ему не свойственна.

Импульсивность

Подтверждени е таких качеств личности как примитивизм, недостаток интеллектуального развития, астеничность, тревожность, асоциальность, а также таких состояний как страх, и опустошеннос ть

Проявил себя

в образе

незрелого,

тревожного

подростка,

несмотря на

возраст

около 30 лет.

Склонность к

алкоголизму,

как способу

расслабления

и ухода от

жизненных

проблем.

Агрессивность

Ригидность

Демонстративность

2.

Штриховыми слабыми линиями нарисована женщина без ног. Фигура вытянута по вертикали. Все черты и части лица выражены четко, даже

художественно (лицо и фигура женщины выглядит привлекательно). Женщина в движении, при этом на левой руке есть все пальцы, на правой - штрихи вместо пальцев (не поместилась на

Уровень интеллекта ниже среднего_

Излишняя мягкость

шкала «5» = 65

Повышенная тревожность

шкала «2» = 65

Высокая импульсивность

шкала «5» = 65

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Недостаточно

развитая

ответственность

шкала «Ь» = 70

Невысокая обучаемость

Невнимательность

шкала «4» = 59

Интровертность

Астеническое состояние, повышенная утомляемость

Были проявлены тревожность, демонстративность, низкая самооценка, невысокий уровень ответственности,

астеничность,

отсутствие

мотивации,

асоциальность,

недостаток

волевых

качеств.

шкала «2» = 65

Показал себя нерешительным, очень робким, мнительным человеком. Проявил зависимость от чужого мнения при значительной демонстрати в-ности (2 массивных золотых перстня на руках). Был очень взволнован.

рисунок).

Выражена асимметрия тела и рук.

Рисунок смещен влево, по высоте занимает более 2/3 листа.

Пояснений к рисунку нет.

Общая сумма баллов по всем элементам рисунка =22_

Неуверенность в себе

Пассивность

Невысокие

коммуникативные

качества

Излишняя демонстративност

шкала «К» = 69

шкала «2» = 65

шкала «3» = 60

3.

Нарисован человек крупными штрихами, разным нажимом, отклонением от вертикали, с большой головой, в правой части листа - мужчина, в полный рост, одет только в брюки, размер - более 2/3 листа.

Лицо - в профиль, глаза без зрачков. Есть: острый длинный нос, одна бровь, губы, одно ухо, короткие волосы, шея, руки-грабли (в одну линию) с 3 и 4-мя пальцами, ноги, ступни - штрихом. Дополнительно нарисованы соски груди и пупок с сильным нажимом. Пояснения к рисунку: «Человек стоит на остановке и ему стыдно немного».

Общая сумма баллов по всем элементам рисунка =24_

Уровень интеллекта ниже среднего_

Повышенная тревожность

шкала «2» = 60

Негативизм

шкала«Ь» = 64

Недоверчивость

Повышенная агрессивность

шкала «6» = 60

Антисоциальност ь, асоциальность

шкала«9» =76

Проблемы с общением

шкала «0» = 59

Нарушение этических норм

шкала «5» = 67 шкала«9» =76

Акцентуированно е отношение к сексуальной сфере_

шкала «5» = 67

Невысокая обучаемость

шкала «4» = 59

Высокая импульсивность

Ригидность

Испытуемый проявил следующие качества личности :неуравнове-шенность, ненадежность, недостаточная ответственность,

примитивизм, нарушение этических норм

(нечестность),

незрелость

личности,

зацикленность

на

сексуальных

заботах,

отсутствие

мотивации,

зависимость.

шкала «4» = 59

шкала «6» = 60

Неадекватность

проявлялась в излишне панибратско й манере поведения, в рассказах о своей

зависимости от женщин, о странных подробностя х работы телохранителем. Сильная вегетативная реакция, излишнее жестикулиро -вание. Часто упоминал примеры того, как он решал жизненные проблемы в обход этических норм

ь

Крупными штрихами, с разным нажимом изображено лицо женщины в профиль, есть в наличии все черты лица: крупный нос, глаза со зрачками и ресницами, брови, губы -

заштрихованы. Есть шея, подчеркнуты длинные волосы, их много, нарисованы однотипными штрихами. Тело не нарисовано. В ухе схематично присутствует серьга.

Лицо женщины

занимает весь лист.

Пояснения к

рисунку:

«Это - женщина,

она смотрит вдаль,

выискивая

очередного

мужчину».

Общая сумма баллов по всем элементам рисунка =20_

Уровень интеллекта ниже среднего_

Повышенная тревожность

Высокая импульсивность

Высокий уровень эмоциональности

Негативизм

Страх,

растерянность, неумение справляться с жизненными проблемами

Асоциальность

Повышенная значимость сексуальной сферы_

Демонстративност ь

Эмоциональная лабильность

Ригидность

Леность

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отсутствие мотивации работать

Данный тест не смог пройти - не хватило терпения читать все вопросы и отвечать на них, работа на компьютере ему не свойственна. Эмоции и тревожность не давали сосредоточить ся

Тест проявил

следующие

личностные

особенности :

незрелость

личности,

неустойчивая

самооценка,

негативизм,

примитивизм,

безволие,

недостаточную

ответственност

ь,

астеничность, отсутствие мотивации, зацикленность на отношениях с женщинами, алкогольную зависимость.

Излишне полный, и выглядит старше своих 46 лет. Откровенно рассказал, что любит выпить и вкусно поесть. Давно сидит дома,

занимается домашним хозяйством. 4-я жена -работает. У него нет желания работать, если бы не требование жены. Полон страхов и различных опасений.

В левой части листа нарисовано очень крупное лицо мужчины, выглядывающего из-за забора с острыми

вершинами досок. На лице есть глаза, брови, уши, нос, рот, волосы. На лбу - две волнистые морщины. Глаза - с крупными затемненными зрачками (страх). Туловище, а также руки и ноги отсутствуют.

Повышенная тревожность

шкала «Г» = 61

Страх

Бесплодные раздумья

Разочарование, фрустрация

Асоциальные тенденции, избегание общения

Потребность в

защите,

неуверенность

шкала «5» = 63

Скрытые замыслы, возможно даже, антисоциальные

Испытуемым были

проявлены

следующие

особенности

личности:

отсутствие

цельности,

примитивизм,

конфликтность

, безволие,

потребительст

во, недостаток

ответственност

и, отсутствие

мотивации,

астеничнсть,

незрелость

личности,

Человек

болезненного

вида, с

желтым

лицом.

Рассказал,

что недавно

перенес

тяжелую

болезнь. Он

не чувствует

границ

общения -

что можно

сказать, а

чего - не

стоит

говорить.

Есть

Линии рисунка с разным нажимом, чаще - штриховые. Ярко выделены вершины забора и брови.

Пояснения к рисунку: «Мужчина смотрит из-за забора на соседей. Может, что-то хочет украсть».

Общая сумма баллов по всем элементам рисунка =15_

Уровень общего умственного развития ниже среднего_

Интровертность

Пассивность

Отсутствие гибкости

Отсутствие мотивации достижений

шкала «К» = 42

шкала «0» = 58

шкала «3» = 39

шкала «4» = 44

зависимость от женщин,

алкогольная

зависимость

(тремор рук,

«помятость

лица»,

неопрятная

одежда).

6.

В правой части листа в кубической манере нарисован человек, который сидит в самолете (замкнутое пространство), в кресле пилота (изометрическое, динамичное изображение) и в руках держит штурвал. На лице - только длинный

крючковатый нос. Уши закрыты наушниками. Пальцы и кисти рук не прорисованы. Стопы ног -схематичные. Линии рисунка -жирные,

решительные, не всегда соединены между собой.

Пояснения к рисунку: «Это пилот. Управляет самолетом на Мальдивы».

Общая сумма баллов по всем элементам рисунка =18

Агрессивность, экстремизм

Нежелание видеть очевидные вещи

Нежелание слышать других

Уровень общего умственного развития ниже среднего_

Негативизм

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Асоциальность

Проблемы с общением

Замкнутость

Эмоциональная напряженность

Жестокость

Проблемы с ответственностью

Астеничность

Импульсивность

Данный тест не смог пройти - не хватило терпения читать все вопросы и отвечать на них, работа на компьютере ему не свойственна.

Были выявлены следующие личностные особенности : агрессивность, нетерпеливост ь на фоне астении, недостаточный уровень ответственност и, низкая самооценка, неуравновеше нность, антисоциальность,

конфликтность , отсутствие мотивации. Состояние фрустрации и страха

Молодой человек в кожаной черной куртке с упертым взглядом, с решительны ми жестами, с постоянно высказываем ым

недовольство м жизни и обвинением в адрес внешних обстоятельст в и людей. Прослеживается желание вызвать жалость.

Изображен мужчина в полный рост, в военной форме. Голова -

непропорционально большая, на лице -есть все черты кроме бровей, но глаза - округлены, словно от страха, а рот оскален в улыбке с двумя рядами очень больших зубов, огромные уши. Волосы нарисованы зубчиками заодно со лбом. Руки сжаты в кулаки, видны все пальцы, причем большие пальцы рук оттопырены в сторону туловища. Ноги - в ботинках на каблуках. Прорисованы все пуговки и дырочки для шнурков на ботинках. Есть ремень и клапаны на карманах.

Общая сумма баллов по всем элементам рисунка =29_

Повышенная тревожность

Страх

Демонстративно сть шкала«Ь» = 60

Эмоциональная напряженность

Поверхностная общительность при общем недоверии к людям шкала «9» = 76

Ригидность шкала «6» = 60

Завышенная самооценка при опасении, что его низко оценивают окружающие шкала«Ь» = 60 шкала «9» = 76

Склонность к вербальной агрессии

Анти социальность

Импульсивность шкала «4» = 55

Жесткость характера шкала «5» = 45

Проявлены :

вербальная

агрессия,

высокомерие,

неуживчивость

(колючесть) -

асоциальность,

страх,

агрессивность, пессимизм, напряженность,

астеничность, недостаток мотивации, эгоизм и невысокий уровень ответственности

Излишне полный и не по годам седой и старо выглядящий мужчина рассказывал о своем презрении ко многим представител ям власти (ГИБДД и др.) и

разочаровани и в жизни, при этом искал

сочувствия.

Литература

1. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. 2-е изд.-СПб.:Питер, 2008.

2. Анастази А. Урбина С. Психологическое тестирование.-7-е изд.-СПб.:Питер, 2006.

3. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство/ А.Л.Венгер. -М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007.

4. Акмеологическая диагностика / Под общ.ред. А. А. Деркача,Ю.В.Синягина.-М.: Изд-во РАГС, 2007.

5. Общий психологический практикум: рабочая тетрадь / Ю.В.Бруй; под общ.ред. А.А.Деркача. - М.: Изд-во РАГС, 2010.

© Гребнева Е.М., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.