МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО; ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРАВО
INTERNATIONAL LAW; EUROPEAN LAW
УДК-34
Бровченко Сергей Васильевич
управляющий партнёр АБ «Юргазэнерго» (г. Москва)
Федосеев Алексей Иванович
руководитель Международной практики АБ «Юргазэнерго» (г. Москва)
О ВОЗМОЖНОМ ВЛИЯНИИ САНКЦИЙ, ВВЕДЁННЫХ США В ОТНОШЕНИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2017 Г., НА ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА РОССИЙСКИХ ГРАЖДАН ЗА РУБЕЖОМ
Аннотация:
в статье рассматривается влияние последнего пакета санкционного законодательства США на интересы граждан России, имеющих зарубежные активы и собственность за пределами РФ, а также механизмы и способы защиты от санкций.
Ключевые слова:
санкции, США, частная собственность, защита интересов, международное финансовое планирование.
Brovchenko Sergey Vasilievich
managing partner of AB
"Urgazenergo"
(Moscow)
Fedoseev Alexey Ivanovich
Head of International Practice of
AB "Urgazenergo"
(Moscow)
ON THE POSSIBLE IMPACT OF SANCTIONS INTRODUCED IN 2017 BY THE USA REGARDING THE RUSSIAN FEDERATION ON THE PROPERTY RIGHTS OF RUSSIAN CITIZENS ABROAD
Abstract:
the article examines the impact of the latest package of US sanctions on the interests of Russian citizens who have foreign assets and property outside the Russian Federation, as well as mechanisms and ways to protect against sanctions.
Keywords:
sanctions, USA, private property, protection of interests, international financial planning.
В августе 2017 г. в США был принят закон под названием «Противодействие противникам США путём введения санкций» № 3364 от 02.08.2017 г. ("Countering America's Adversaries Through
Sanctions Act", H.R. 3364), который, наряду с санкциями против Ирана и КНДР, предполагает применение финансовых, экономических и иных мер воздействия в отношении целых секторов экономики РФ, российских компаний, государственных деятелей и представителей крупного бизнеса.
Статья 241 данного Закона предписывает специальным службам США и другим государственным организациям в течение 180 дней с момента вступления Закона в силу (2 августа 2017 г.) представить в Конгресс США доклад, который должен содержать «...информацию о политических деятелях и олигархах в Российской Федерации, всех случаях коррупции в их отношении, размерах активов этих лиц, включая членов семей и их бизнес связей, оценка их близости к российской политической элите, государственных и полугосударственных предприятий, включая руководство этих предприятий и аффилированных с ними лиц».
Необходимо отметить, что в американском законодательстве имеет место достаточно широкое трактование термина «лицо, в отношении которого могут быть применены законы США». Так, в частности, в законе США «О коррупции» Сарбейнза Оксли (Sarbanes-Oxley Act), 2002 г., под «должностным лицом» понимаются не только государственные служащие и лица, осуществляющие публичные функции, но и сотрудники государственных учреждений и предприятий.
Таким образом, исходя из указанного выше текста Закона, а также из практики применения законодательных актов США, круг лиц из числа российских граждан (а также их родственников, деловых партнеров), который будет интересовать американские специализированные организации, весьма широк и может включать государственных служащих, сотрудников министерств и ведомств, руководителей государственных и «полугосударственных» предприятий, ведущих российских бизнесменов, а также иных российских
граждан, которые связаны с «...российской правящей элитой» или «...близки к российскому режиму».
Значительное внимание рассматриваемый Закон США уделяет вопросу противодействия «незаконным финансовым потокам из России». Так, статья 243 указанного выше Закона предписывает государственным органам США обеспечить «...выявление и пресечение незаконных финансовых потоков, связанных с Российской Федерацией, проведение работы с частным сектором, усиление взаимодействия и обеспечение координации с международными партнёрами по пресечению незаконных финансовых операций, особенно в Европе, расширение географии мест, где расположены объекты недвижимости (приобретённые за счёт незаконных финансовых потоков), с целью применения в их отношении судебных приказов (арестов) и иных регулирующих актов для ослабления незаконных финансовых потоков».
Некоторые статьи закона США содержат положения, позволяющие применять антикоррупционное законодательство США и международные соглашения. Так, в частности, в Статье 252 Закона (п. 9 пп. ^ d, e) указывается, что США должны:
- работать с отдельными странами Европы и Евразии для обеспечения гарантий, что финансовые системы этих стран не используются для незаконной финансовой деятельности чиновников правительства Российской Федерации или людей из ближайшего окружения президента Владимира Путина, которые обогащаются посредством коррупции;
- расследовать и преследовать по суду случаи коррупции с участием российских действующих лиц (лиц, действующих по поручению из России), при этом действовать в полном соответствии с соглашением по «Противодействию взяточничеству иностранных должностных лиц в международных деловых сделках» (обычно называемым «Соглашением против взяток») Организации экономического сотрудничества и развития.
Необходимо отметить, что реализация законодательных актов США в области финансовых преступлений и коррупции обеспечивается в том числе такими специальными организациями, как «Группа по противодействиям финансовым преступлениям» (FinCEN) и «Управление по контролю зарубежных активов Казначейства США (OFAC)», которым предоставлены самые широкие полномочия по проведению расследований и применению превентивных мер, включая арест активов, блокировку счетов и т. п. При этом в своих действиях американские государственные органы руководствуются принципом экстерриториальности применения законодательных актов США, т. е. распространения норм американского права на лиц и компании за пределами государственных границ США.
Так, профессор международных отношений университета Джорджтауна г-н Абрахам Ньюман в своей статье в «Вашингтон Пост» «Закон США играет с нарушениями за рубежом» [1] характеризует практику применения экстерриториального законодательства США: «В некоторых случаях в разбирательстве даже не принимали участия американская фирма или гражданин США. Вместо этого экстерриториальность обосновывается через «эффект», что действия иностранных лиц могут оказать на США негативное влияние».
Следует отметить, что законодательная база США, в том числе такие законы, как закон США «О коррупции за рубежом» ("Foreign Corrupt Practices Act" - FCPA) от 1977 г., закон «Сарбейнза - Оксли» («Sarbanes-Oxley Act» - SOX) от 2002 г., а также закон «О налогообложении иностранных счетов» («Foreign Account Tax Compliance Act» -FATCA) от 2013 г., предоставляет американским специализированным организациям достаточно эффективный инструмент воздействия на зарубежные банки и финансовые организации, производящие расчёты в долларах США, для получения исчерпывающей информации о «подозрительных транзакциях» с последующим введением ограничительных мер.
Примечательно, что юридическим основанием для проведения расследования государственными органами США является любая информация в отношении физических или юридических лиц, которые подозреваются в нарушении американских законов, включая заявления отдельных лиц, публикации в средствах массовой информации, журналистское расследование и т. д. Так, по заявлению официального Представителя Минфина США, которое было сделано в апреле 2016 г. по фактам «утечки информации» из панамских оффшоров, «американское правительство уделяет особое внимание расследованию возможных противозаконных действий и деятельности по обходу санкций, используя при этом любые источники информации - как публичные, так и непубличные» [2].
Таким образом, «размытость формулировок» в рассматриваемом законе США о санкциях, определяющих круг лиц, в отношении которых могут быть использованы отдельные положения данного Закона, сложившаяся практика применения законодательных норм США на основе принципа экстерриториальности, а также использование специализированными организациями США «непубличных источников информации» делают собственность значительного числа российских граждан за рубежом чрезвычайно уязвимой. Правовое положение российских граждан за рубежом не позволяет им в полной мере защитить свои имущественные права от действий государственных органов США, которые часто идут в разрез с национальными законодательствами многих стран.
Известный финский адвокат и консультант в области международного права Джон Хеллевиг (Jon Hellevig) так оценивает последствия данного Закона для российских граждан: «Механизмы массовой экспроприации и замораживания частной собственности, банковских активов и недвижимости, которые уже существуют, теперь заработают в полную силу, чтобы захватить собственность, принадлежащую россиянам, их семье и друзьям по всему миру» [3].
Несмотря на сложившуюся за последние годы «практику давления» американскими органами на европейские финансовые учреждения и компании, законодатели ЕС не всегда следуют «указаниям из Вашингтона». Так, до настоящего времени на территории Европейского Сообщества действует Регламент ЕС «О защите от последствий экстерриториального применения правовых актов, принятых в третьей стране» № 2271/96 от 22.10.1996 г. [4], который был принят в «противовес» многочисленным решениям судов США в отношении иностранных частных компаний, в том числе европейских, имеющих бизнес-интересы на Кубе.
Необходимо отметить, что Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) негативно относится к вопросам применения на территории Европейского Союза нормативных актов других стран, включая США, касающихся ограничений прав и свобод граждан ЕС, определенных Европейской Конвенцией «О защите права человека и основных свобод» от 4 ноября 1950 года (конвенция ратифицирована РФ и вступила в силу в соответствии с Федеральным законом РФ от 30.03.1998 г. № 54-ФЗ). Если меры, предпринятые государственными органами США в отношении гражданских лиц, подпадающих под европейскую юрисдикцию, в том числе блокирование банковских счетов, арест недвижимости и т. д., приведут к нарушению статьи 8 «Право на уважение частной и семейной жизни» указанной Конвенции, то эти действия могут быть оспорены в рамках ЕСПЧ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Newman A. U.S. law plays offense overseas / A. Newman / / Washington Post. - 2015. - May 31.
2. США изучат «панамские документы» в контексте новых санкций против России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:/ /www.rbc.ru/ economics /05/04/2016/ 5702d9449a794739b6018770?from=main.
3. Jon Hellevig: «Россияне должны срочно репатриировать свои активы с Запада. Отсчет пошел» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://infomaxx.ru/perevodika/jon-hellevig-rossiyane-dolzhnyi-srochno-repatriirovat-svoi-aktivyi-s-zapada-otschet-poshel.html.
4. Council Regulation (EC) No. 2271/96 of 22 November 1996 "Protecting against the effects of the extra-territorial application of legislation adopted by a third country, and actions based there on or resulting there from" / / Official Journal of the European Union. L 309. - 1996. - November 29. - Pp. 1-6.
REFERENCES
1. Newman A. U.S. Law plays offense overseas. Washington Post, 2015, May 31.
2. SShA izuchat "panamskie dokumenty" v kontekste novyh sankcij protiv Rossii [US studied "Panamanian documents" in the context of new sanctions against Russia]. Available at: http://www.rbc.ru/economics/05/04/2016/ 5702d9449a794739b6018770?from=main. (In Russian).
3. Jon Hellevig: "Rossijane dolzhny srochno repatriirovat' svoi aktivy s Zapada. Otschet poshel" [Jon Hellevig: "Russians must urgently repatriate their assets from the West. Countdown started"]. Available at: http://infomaxx.ru/
perevodika/jon-hellevig-rossiyane-dolzhnyi-srochno-repatriirovat-svoi-aktivyi-s-zapada-otschet-poshel.html. (In Russian).
4. Council Regulation (EC) No. 2271/96 of 22 November 1996 "Protecting against the effects of the extra-territorial application of legislation adopted by a third country, and actions based there on or resulting there from". Official Journal of the European Union, L 309, 1996, November 29, pp. 1-6.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Бровченко С.В. О возможном влиянии санкций, введённых США в отношении Российской Федерации в 2017 г., на имущественные права российских граждан за рубежом / С.В. Бровченко, А.И. Федосеев // Закон и жизнь. - 2017. -Т. 1, № 2. - С. 60-66.
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Brovchenko S.V., Fedoseev A.I. On the possible impact of sanctions introduced in 2017 by the USA regarding the Russian Federation on the property rights of russian citizens abroad. Zakon i zhizn ' = Law and life, 2017, vol. 1, iss. 2, pp. 60-66. (In Russian).