Научная статья на тему 'О восприятии предметов религиозного культа героями произведения И. С. Шмелева «Лето Господне»'

О восприятии предметов религиозного культа героями произведения И. С. Шмелева «Лето Господне» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
155
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Подвигина Н. Б.

В статье анализируется своеобразие восприятия предметов религиозного культа героями произведения И.С.Шмелева «Лето Господне».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specific concept of things of religious cult of characters in I.S. Shmelev’s novel “Leto Gospodne”

This article deals with specific concept of things of religious cult by the characters of “Leto Gospodne” by Shmelev.

Текст научной работы на тему «О восприятии предметов религиозного культа героями произведения И. С. Шмелева «Лето Господне»»

ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЯ

УДК 801.3=82(045/046):26

Н.Б. Подвигина

О ВОСПРИЯТИИ ПРЕДМЕТОВ РЕЛИГИОЗНОГО КУЛЬТА ГЕРОЯМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ И.С. ШМЕЛЕВА «ЛЕТО ГОСПОДНЕ»

В статье анализируется своеобразие восприятия предметов религиозного культа героями произведения И.С.Шмелева «Лето Господне».

«Лето Господне» И.С. Шмелева

- подлинно русская книга, написанная коренным москвичом, воспитанным в традициях русской старины, и исполненная самобытности. Это произведение является своего рода пособием по изучению русского менталитета. Героев «Лета Господня» объединяет их трепетное отношение к религии, а отличает друг от друга то, что у каждого - фактически своя религия, свой Бог, свои предметы культа. Эта разница обусловлена спецификой восприятия русскими людьми предметов религиозного культа в зависимости от возраста, пола, социального положения.

В данной статье мы рассмотрим отношение героев исследуемого нами произведения И.С. Шмелева к одному из предметов поклонения в православной религии - иконе.

Икона (в переводе с греческого

- образ) — живописное (реже — рельефное) изображение Господа нашего Иисуса Христа, Богоматери или какого-либо святого, а также евангельского или церковно-исторического события, как предмет религиозного культа. Иконопись существовала уже с первых веков хри-

стианства; почитание икон было утверждено в 787 г., на VII Вселенском Соборе в Никее.

Икона — это не картина, а, в первую очередь, посредник между молящимся и первообразом, от которого она зачастую получает чудотворную силу. По молитве перед иконами Спасителя, Богородицы, святых совершалось и продолжает совершаться большое количество чудес: исцеления, избавления от врагов, помощь в житейских нуждах и т. д.

Иконы делятся на следующие виды:

по величине:

1) полномерные;

2) маломерки;

3) десятерик;

4) девятерик;

5) осьмерик;

6) листоушки;

по принципу выполнения:

1) живописные;

2) цветные;

3) чеканные;

4) подстаринные;

5) красные;

6) подризные;

7) полуборные;

© Подвигина Н.Б., 2006

8) подфолежные; по количеству изображаемых ликов:

1) одиночка (розница);

2) людница;

3) в четвертях;

4) трерядница.

Существует определенный порядок устроительства православных храмов, соответственно которому алтарь отделяется от средней части храма иконостасом. Иконы на иконостасе располагаются следующим образом: на Царских Вратах изображаются иконы Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов, над Царскими Вратами помещается икона Тайной вечери.

Направо от Царских Врат всегда располагается икона Спасителя, а налево - Божьей Матери.

Направо от иконы Спасителя находится южная дверь, налево от иконы Божьей Матери - северная дверь. На этих боковых дверях изображаются архангелы Михаил и Гавриил, или первые диаконы Стефан и Филипп. За боковыми дверями иконостаса помещаются иконы особо чтимых святых. Первой иконой справа от иконы Спасителя всегда находится храмовая икона, т.е. та, в честь которой освящен храм. На самом верху иконостаса помещается крест с изображением на нем распятого Иисуса Христа.

Если иконостасы устраиваются в несколько ярусов, то во втором ярусе обычно располагаются иконы двунадесятых праздников, в третьем - иконы апостолов, в четвертом - иконы пророков, на самом верху всегда помещается крест.

Кроме иконостаса, иконы размещаются по стенам храма, в больших киотах (особых рамах) или располагаются на аналоях (высоких узких

столиках с наклонной поверхностью)

[3].

Итак, рассматриваемое нами произведение - роман И.С. Шмелева «Лето Господне» - содержит большое количество случаев обращения героев к данному предмету религиозного культа.

Автор использует следующие способы наименования икон:

• Образ — «священный предмет или изображение. Образа имеют внешнее сходство с тем, что отображают. К образам прежде всего относятся иконы: изображения Господа нашего Иисуса Христа, Богоматери, ангелов, святых, а также священных событий. Образом также является алтарь с Царскими вратами, Горнее место с архиерейской кафедрой, святой престол, жертвенник и священные предметы на нем, семисвечник, кадильница, горящие лампады и свечи, угли и ладан, фимиам (благовонный дым от кадила) и многое другое.

Образ Божий — то, что Бог вдохнул в человека при сотворении. Святые отцы понимают ум человека как образ Бога Творца, слово — образ Сына Божия, дух человеческий — образ Святого Духа. Образ Божий заключается и в бессмертии души, способности любить, жертвовать, священнодействовать, властвовать и т. п.» [3].

С.И. Ожегов дает следующие значения слова «образ»: «1) вид, облик; 2) филос. результат и идеальная форма отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека; 3) наглядное представление о ком или о чем-либо; 4) в искусстве обобщенное художествен-

ное отражение действительности; 5) в художественном произведении тип, характер; 6) порядок, направление чего-либо; 7) то же, что икона»

[4].

В тексте исследуемого нами произведения встречаем следующие случаи обращения И.С. Шмелева к слову «образ»:

«Я иду по доскам к сирени. Ее клонит от тяжести кистями. Я беру их в охапку. Окунаюсь в душистую прохладу и чувствую капельки росы. Завтра все обломают, на образа. Троицын день завтра» [5, 89].

«Пойдет завтра Господь, во Святой Троице, по всей земле... Радость-то кака, а?.. У тебя наверху, в кивоте, тоже Троица.

Я знаю. Это самый веселый образ» [5].

«Сидят три Святые с посошками под деревцем, а перед ними яблочки на столе. Когда я гляжу на образ, мне вспоминаются почему-то гости, именины» [5].

«И вдруг - вот радость - входит Горкин. Его усаживают в угол, под образа, где хлебный ящик» [5].

«Барин глядит свысока на кухню, . прислоняется к печке, топчется и начинает насвистывать «Стрелочка». Я хорошо вижу его синеватый нос, черные усы хвостами и водянистые выпуклые глаза.

- Свистать-то будто и не годится, барин ... чай, у нас образа висят! - говорит укоризненно Марьюшка»

[5].

Рассмотрев приведенные примеры, можно сделать вывод, что для И. С. Шмелева характерно использование в своем произведении слова «образ» в значении «икона».

• Икона - «Откровение Божие, воплощенное в визуально-образной системе (богословие в красках), в отличие от Священного Писания с его визуально-знаковой системой. Икона является священным изображением и неотъемлемой частью православного богослужения, т. к. имеет не только познавательную функцию, но и молитвенную — настраивает и вдохновляет молящегося на нужный лад для общения с Богом. Иконы, будучи посвященными Богу, выделенными из грешного бытия, обладают тем, что присуще Самому Богу — святостью, а потому почитание икон, равно как и угодников Божиих, и всего того, что имеет отношение к Богу, является почитанием Самого Бога» [3].

С.И. Ожегов дает следующие значения слова «икона»: «предмет поклонения - живописное изображение Бога, святого или святых» [4].

«Икона - образ, изображение лика Спасителя, Небесных Сил или угодников» [2].

В тексте исследуемого нами произведения встречаем следующие случаи обращения И.С. Шмелева к слову «икона»:

«Я гуляю по комнатам. Везде у икон березки. И по углам березки, словно не дом, а в роще» [5].

«Ограда у Казанской зеленая, в березках. . В церкви зеленоватый сумрак и тишина, шагов не слышно, засыпано все травой. Иконостас чуть виден, кой-где мерцает позолотца, серебрецо, - в березках. . Лики икон, в березках, кажутся мне живыми» [5].

«. сидит знаменитый человек Махоров, ... на нем зеленоватый мундир с золотыми галунами . он недавно был на войне добровольцем

... Все его уважают, и я тоже. Словно икона он» [5].

«Позванивает в парадном колокольчик и будет звонить до ночи. Приходят много людей поздравить. Перед иконой поют священники, и огромный дьякон вскрикивает так страшно, что у меня вздрагивает в груди» [5].

«Праздник Преображения Господня. ... В церкви - не протолкаться. Отец ... дает и дает свечки. Они текут и текут из ящиков изломившейся белой лентой, постукивают тонко-сухо, прыгают по плечам, над головами, идут к иконам - передаются - «Празднику»!» [5].

Рассмотрев приведенные примеры, можно сделать вывод, что для

И.С. Шмелева характерно использование в своем произведении слова «икона» в прямом значении.

Завершая анализ восприятия предметов религиозного культа героями произведения И.С. Шмелева «Лето Господне», можно сказать, что для Шмелёва вообще характерна идеализация православных начал русской жизни. Автору удалось отразить изменения, происходящие со временем в сознании людей. Герои исследуемого нами произведения, относящиеся к разным поколениям, религиозны в разной степени, соответственно, восприятие ими предметов религиозного культа различно.

Библиографический список

1. Закон Божий. Руководство для семьи и школы / Издание Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2005. - 713 с.

2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль. Том 1. - М.: ОЛМА - ПРЕСС, 2006. - 636 с.

3. Малый православный толковый словарь / Н.С. Мовлева. - М.: Рус. яз. - Медиа, 2005. - 527 с.

4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: Азбуковник, 2003. - 940 с.

5. Шмелев И.С. Лето Господне. Человек из ресторана / И.С. Шмелев. - М.: Дрофа, 2003. - 540 с.

Specific concept of things of religious cult of characters in I.S. Shmelev's novel

"Leto Gospodne"

Podvigina N.B.

This article deals with specific concept of things of religious cult by the characters of "Leto Gospodne" by Shmelev.

Воронежский государственный архитектурно-строительный университет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.