Научная статья на тему 'О воспитании учащихся посредством образа культурного учителя'

О воспитании учащихся посредством образа культурного учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
297
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧАЩИЙСЯ / УЧИТЕЛЬ / ОБРАЗ / КУЛЬТУРА / ЦЕННОСТЬ / ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / STUDENT / TEACHER / IMAGE / CULTURE / VALUE / VALUE UNDERSTANDING / WORLD OUTLOOK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бездухов Владимир Петрович, Носков Игорь Александрович

В данной статье обосновывается, что воспитание учащихся как их приобщение к ценностям может и должно осуществляться посредством образа культурного учителя; что приобщение учащихся к ценностям есть формирование у них ценностные ориентаций и мировоззрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON STUDENTS’ EDUCATION BY MEANS OF A CULTURAL TEACHER IMAGE

The article proves that students’ education as their familiarization with values can and must be performed by means of a cultural teacher image. The authors state that students’ familiarization with values means developing their value understanding and world outlook.

Текст научной работы на тему «О воспитании учащихся посредством образа культурного учителя»

УДК 371.4+008

О ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ОБРАЗА КУЛЬТУРНОГО УЧИТЕЛЯ

© 2014 В.П.Бездухов1, И.А.Носков2

1 Поволжская государственная социально-гуманитарная академия 2Самарский государственный университет

Статья поступила в редакцию 01.04.2014

В данной статье обосновывается, что воспитание учащихся как их приобщение к ценностям может и должно осуществляться посредством образа культурного учителя; что приобщение учащихся к ценностям есть формирование у них ценностные ориентаций и мировоззрения.

Ключевые слова: учащийся, учитель, образ, культура, ценность, ценностная ориентация, мировоззрение.

Современное общество, обеспокоенное судьбой «негуманного» человека, ведет поиск способов «очеловечивания человека». Одним из таких способов является приобщение учащихся к ценностям. Ценности как осознанные смыслы жизни есть то общее, вокруг которых консолидируются люди при решении ими многообразных социально-нравственных и экономических проблем.

Приобщение учащихся к являющимся аксиологической формой культуры ценностям в процессе образования и воспитания обеспечивает доступ к культуре, является одним из условий их восхождения в культуре, несущей в себе образ народа, образ культурного человека.

Решение этой задачи выводит учителя на новый уровень понимания изменений, происходящих в социальных структурах: изменения служат отправной точкой для переоценки ценностей через их наполнение новым содержанием, для нового взгляда на образование и его культурное и социально-нравственное пространство, в котором рождаются новые системы ценностей.

Ученик «проживает» в социокультурном пространстве, в котором отражены опыт нравственной деятельности, поведения и опыт нравственных отношений людей к миру, к людям и к себе. Оно необходимо как для воспроизведения, трансляции этого опыта, так и для развития у школьников способности к кристаллизации нравственных ценностей.

В явлении «социокультурное пространство образования» культура предстает в качестве функции и сферы жизни ученика. Освоение культуры как опыта деятельности осуществляется в процессе образования и

Бездухов Владимир Петрович, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующий кафедрой педагогики. E-mail: vlbezdukhov@mail. ru

Носков Игорь Александрович, доктор педагогических наук, профессор, ректор. E-mail: igor-noskov@yandex. ru

воспитания, выполняющих функцию

трансляции «остенсивных, императивных и аксиологических форм культуры»1.

Однако образование выполняет не только функцию трансляции культуры. Оно способно осуществлять как регулятивную, так и ориента-ционную функцию. В реальном функционировании образование, уходящее своими корнями в культуру общества, вводит учащихся в ее мир. В процессе приобщения учащихся к ценностям, осуществляемого в системе педагогического руководства их деятельностью, реализуются единство и взаимосвязь регулятивной и ориентаци-онной функций образования. Регуляция осуществляется с помощью норм, а ориентация задает общее направление для приобщения учащихся к ценностям. В качестве такого ориентира выступают нравственные ценности, которые единодушно приняты во всех высших формах культуры.

С этой точки зрения образование и воспитание выполняют функцию приобщения учащихся к ценностям морали и культуры, которые освящают выбор моральных ориентиров деятельности, поступков и действий. Вопрос, однако, заключается в том, чтобы учащиеся становились способными «проживать» в социокультурном и социально-нравственном пространстве таким образом, чтобы оно, отвечая потребностям и интересам школьников, подвигало их на реализацию адекватных нравственных ценностей, на созидание новых ценностей, являющихся аксиологической формой культуры.

Идея приобщения учащихся к ценностям является не просто отображением ведущих тенденций изменения мира в условиях глобальных проблем современности. Человек с помощью ценностей осуществляет выбор отношений к миру и к людям, а ценностные ориентации, ре-

1 Конев В.А. Курс «Философия образования» (культу-роантропологический аспект). Вып. 6. - Самара: 1996. - С. 50 - 51.

гулирующие его отношения с миром, являются критериями для гуманистической экспертизы результатов деятельности и взаимодействий с миром и с людьми.

В последние годы проблема приобщения человека к ценностям и формирования у него ценностных ориентаций приковывает внимание исследователей, изучающих специфику и структуру ценностей, функции ценностей и ценностных ориентаций, механизмы приобщения к нравственному опыту и освоения опыта. Понятия «ценность» и «ценностная ориентация» приобрели статус междисциплинарных категорий.

На культурологическом уровне выявляется статус ценности как аксиологической формы культуры; уясняются специфика и структура ценности, ее отличия от истины, пользы, цели, идеала.

На этическом уровне осуществляется описание-констатация состояний нравственного сознания, в структуру которого при диахронном его анализе входят ценностные ориентации.

На аксиологическом уровне выясняются следующие аспекты изучения ценности: 1) признается ли ценность значимостью или значением; 2) относятся ли ценности к сфере сущего или должного; 3) считаются ли ценности свойством предмета, объекта или это отношение субъекта к предмету, объекту; 4) какую систему отношений фиксирует категория «ценность»: субъект-но-объектную или субъектно-субъектную.

Не осуществляя науковедческий анализ категории «ценность», заметим, что наиболее адекватным объекту и предмету педагогической науки является определение этой категории, данное М.С.Каганом: «Ценность есть отношение, причем специфическое отношение, поскольку она связывает объект не с другим объектом, а с субъектом, то есть носителем социальных, культурных качеств, которые и определяют сверхиндивидуальное содержание его духовной деятельности»2; «Ценность есть значение объекта для субъекта - благо, добро, красота и т.п.»3.

Ценность, вплетенная в «ткань» социальной и педагогической действительности, придает ей вполне определенный культурный контекст. Ценности регулируют и направляют деятельность, общение учителя, его взаимодействие с учащимися.

Решение задачи приобщения учащихся к ценностям зависит и от учителя, деятельность которого, обеспечивая сохранение и трансля-

2 Каган М.С. Философская теория ценности. - СПб.: 1997. - С. 67.

3 Каган М.С. Философская теория ценности..... - С.

68.

цию культуры, «как накопленный человеком опыт деятельности, необходимый для воспроизводства этой деятельности путем формирования (образования) человека»4, несет в себе образ этой деятельности, образ ее субъекта, каким является (должен быть) образ «культурного человека». Образ «культурного человека» есть образ такого учителя, который осознает свою преемственность относительно «прошлой» и настоящей культуры, ответственность перед собой, людьми и обществом по созиданию культуры. На этот образ, который находит свое внешнее выражение в деятельности и в поведении учителя, учащиеся начинают реагировать, принимать или отклонять ценности.

Из такого понимания В.А.Коневым культуры следует, что в ней получает отражение цен-трация учителя в деятельности, ориентированной на формирование ученика, становящегося способным воспроизводить опыт освоенной им под руководством педагога деятельности. Важно отметить, что в культуре находит свое выражение и рефлексия учителя на себя и свою деятельность, на ученика и его деятельность.

Образование, создавая условия для ориентации учащихся в мире ценностей культуры и морали и для их приобщения к ценностям, развивает у них ценностные ориентации: «Направленность личности на те или иные ценности составляет ее ценностные ориентации»5.

Приобщая учащихся к ценностям, мы тем самым формируем у них ценностные ориентации, которые, как «личностный компас» нравственного сознания, позволяют им выявлять смысл ценностей и осуществлять их выбор и выбор отношений к миру, к людям и к себе. «В ценности, - пишет В.Н.Сагатовский, - в итоговой концентрированной форме выражаются основные потребности и интересы человека: с помощью ценностей осуществляется выбор того или иного отношения к миру и любой его части»6.

Ценностные ориентации есть более устойчивое, глубинное выражение нравственного сознания, чем, например, мотивы деятельности и оценка ее результатов. Это объясняется тем, что с помощью мотивов нельзя не только ответить на вопрос: «Ради чего осуществляются деятельность, общение, постигается смысл достижения целей?», но и соотнести достигнутый педагогический результат с целью деятельности. В мо-

4 Конев В.А. Курс «Философия образования» .... - С. 48.

5 Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. - Т. 1. - М.: 1980. - С. 146.

6 Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармо-

нии (философские основы мировоззрения): в 3 ч. - Ч. 1.Введение: философия и жизнь. - СПб.: 1997. - С. 15.

тиве отсутствует образец, на соотнесении с которым человек оценивает полученный результат. Для осуществления оценки необходимы критерии, в качестве которых, если речь идет о моральном познании, выступают ценности. Если речь идет о научном познании, то в качестве критерия оценки полученного результата выступает научное знание, истинность и достоверность которого проверяется практикой.

Ведущей функцией ценностной ориентации человека, которая есть «персонифицированное отношение к объективной системе социальных ценностей - материальных и духовных, наличных и возможных, желательных и должных»7, - является ценностно-ориентирующая, а уже затем прогностическая и регулирующая. Человек вначале ориентируется в мире ценностей, а уже затем, отбирая такие, которые наиболее значимы для него, прогнозирует свое будущее в соответствии с исповедуемыми ценностями.

Ценностно-ориентирующая функция ценностных ориентаций выводит ученика в сферу мировоззренческого осмысления действительности, своих отношений с миром и с людьми.

В своем единстве ценностно-ориентирующая, прогностическая и регулирующая функции ценностных ориентаций образуют присущий только данному ученику ценностный континуум, а персонифицированное отношение учащегося к миру и к людям раскрывает его личностный (ценностный) модус, то есть его потребности, интересы, критерии оценок.

Мы полагаем, что ценностные ориентации, как «личностный компас» нравственного сознания, становятся основой для разрешения противоречий сознания, поскольку они являются образующими смысловое поле сознания, занимая ведущее место в диспозиционной системе ученика. Задачей школы становится создание условий для выявления учеником того, что имеет значение как для него, так и для общества.

Ценностные ориентации задают критерии для оценок учащимися социально-нравственных явлений и процессов. Это своего рода критериальная сетка, формируемая на базе знания о ценностях, позволяющая им принимать или отклонять ценности, то есть осуществлять их выбор. Существенной стороной блага, добра, справедливости, милосердия и т.д., как понятий нравственного сознания, как личностных его форм, является то, что они обладают значением ценностей, а сами понятия определяют понятийный аппарат их морального мышления, его понятийные рамки.

7 Момов В. Человек, мораль, воспитание. - М.: 1975. -С. 133.

Приобщение учащихся к ценностям есть не что иное, как их воспитание. «Воспитание как приобщение учащихся к ценностям, как подчеркивают А.В.Бездухов и Ю.В.Лопухова, и решает задачу организации их восхождения к культуре. Из понимания культуры как опыта деятельности следует, что воспитание транслирует сохраненный опыт, в котором представлены ценности, содержание которых, как известно, меняется в зависимости из изменений, происходящих в обществе»8.

Воспитание учащихся посредством образа может быть представлено как воспитание личностью учителя, образ которого воспринимается детьми. «Воспитатель (преподавание есть только одно из средств воспитания), - писал К.Д.Ушинский, - поставленный лицом к лицу с воспитанниками, в самом себе заключает всю возможность успехов воспитания. <...> Влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которой нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и по-ощрений»9.

На этот образ школьники начинают реагировать, принимать или отклонять те ценности, которые педагог реализует во взаимодействии с ними. Образ учителя находит свое внешнее выражение в педагогической деятельности как определенном типе отношений учителя к своей деятельности, к учащимся, как определенном типе «проживания» педагога в культурно-образовательном пространстве.

Воспитание учащихся посредством образа культурного учителя, суть которого может быть представлена следующим образом: ценностные ориентации учителя и исповедуемые им ценности могут стать перспективой нравственного развития ученика, - необходимое, но не достаточное условие для формирования ценностных ориентаций. В современных условиях требуется воспитание учащихся «для образа», на который реагируют взаимодействующие с ними люди, принимают или отклоняют реализуемые ими ценности.

Обоснование деятельности учителя, ориентированного на воспитание учащихся «для образа», связано с обоснованием субъектности индивида, способного к целеполаганию. «Любое отношение к окружающему миру имеет целевой характер: цель не является производной от этого отношения, но воспроизводится с этим отно-

8 Бездухов А.В., Лопухова Ю.В. Воспитание как движение, превращающее возможное в действительное // Известия Российской академии образования. - 2011. -№ 1(17). - С. 66 - 75. - С. 69.

9 Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. - Т. 1. - М.: 1988. - С. 168 - 169.

шением в процессе общения»10, в процессе взаимодействия учителя с учащимися.

Воспроизведение учителем отношений, способствуя сохранению и трансляции культуры, должно быть устремлено в будущее. Образование способно создавать образ культурного человека. В содержании данного образа термины «образованный» и «информированный» не расходятся с понятием «культурный человек», которое становится критерием для наполнения содержания понятий «образованный человек» и «информированный человек».

Следует отметить, что, приобщая учащихся к ценностям, мы формируем у них мировоззрение, поскольку содержательным ядром мировоззрения являются ценности: «Мировоззрение есть не что иное, как система ценностей, что и отличает его от миропонимания как системы знания о бытии и от системы идеалов, то есть миромоделирования - создания картины мироздания, каким желал бы видеть его субъект»11.

Исходя из того, что мировоззрение дает стратегический ответ на стратегические вопросы жизни человека: во имя чего? и каков путь? -мы полагаем, что поиск человеком ответа на данные вопросы есть поиск им ценностей как ядра мировоззрения, как аксиологической формы культуры.

Такой подход к ценностям правомерен, поскольку мировоззрение как состояние сознания делает акцент на отношении человека к миру. А одним из значений понятия «ценность», как известно, является отношение. Сознание, отражая действительность, выявляет отношения, или ценности человека. Изменение содержания отношений обуславливает изменение содержания ценностей, что и ведет к их пересмотру, а также к переоценке в новых социальных условиях.

Мировоззренческое осмысление ценностной ориентации есть не что иное как этическое мировоззрение, которое связано с моральным сознанием. Человек на каждом этапе познания мира, социума выдвигает определенные идеи, становящиеся доминантой общественного развития. Такой доминантой в современных условиях является идея человека, способного строить достойную жизнь. Деятельность человека направляется и регулируется сложившимися в его опыте ценностными ориентациями.

Освоенные учеником ценности принимают форму мотива действия, поступка. В явлении

ценности заключена альтернатива, которая отсутствует в норме в силу обязующего характера последней. Наличие альтернативы в содержании ценности обуславливает преобладание ценностного над нормативным. В данном случае речь не идет о том, что является первичным, ценность или норма, а о том, чтобы нормы, выработанные человечеством, обществом, становились ценностями жизни.

Если норма является своего рода внешним регулятором деятельности, поведения, то ценность - это внутренний регулятор. Саморегуляция учеником поведения, деятельности - это его действия и поступки согласно принятым и исповедуемым ценностям, согласно тем нормам, которые приобрели для него ценностное значение.

Следует подчеркнуть, что ценности, в отличие от норм, не могут быть интериоризованы. К ценностям приобщают, их присваивают. Присвоение ценностей обеспечивает превращение ценностей социума в личностные ценности. В этом и заключается суть воспитания как приобщения учащихся к ценностям. Ценности нельзя навязать, их нельзя заучить.

Педагогическая деятельность как культурная деятельность, взятая с точки зрения ее смысла и значения - воспитание культурного человека, указывает на педагога как на человека и профессионала.

Когда педагогическая деятельность рассматривается с точки зрения взаимодействия учителя с учащимися, мы имеем дело с моральными проблемами. Благодаря рефлексии учителя на себя, на ученика и на культуру, педагог познает как себя, так и ученика, устанавливает отношение между личностным «Я» и «Я» учащихся, в результате чего познавательное отношение (рефлексия - это рациональный процесс) превращается в аксиологическое отношение.

Задачей современной школы становится поиск оптимальных способов включения учащихся в культуру, освоение которой осуществляется под знаком развития у них способности к рефлексии на себя и на другого как на «своего-другого». Такая рефлексия и есть нравственность ученика, развитию которой способствует его приобщение к ценностям. Рефлексия на себя и на другого как на «своего-другого», регулируя деятельность и взаимодействия, становится отправной точкой для выбора ценностей и оценки действий и поступков.

10 Сильвестров В.В. Культура. Деятельность. Общение. - М.: 1998. - С. 150.

11 Каган М.С. Философская теория ценности.....- С.

156.

ON STUDENTS' EDUCATION BY MEANS OF A CULTURAL TEACHER IMAGE

© 2014 V.P.Bezdukhov, I.A.Noskov

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities Samara State University

The article proves that students' education as their familiarization with values can and must be performed by means of a cultural teacher image. The authors state that students' familiarization with values means developing their value understanding and world outlook.

Key words: student, teacher, image, culture, value, value understanding, world outlook.

Vladimir Petrovich Bezdukhov, Doctor of pedagogical sciences, Professor, Corresponding member of Russian Academy of Education, Head of Department of pedagogy. E-mail: vlbezdukhov@mail. ru Igor Aleksandrovich Noskov, Doctor of pedagogical sciences, Professor, Rector. E-mail: igor-noskov@yandex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.