Научная статья на тему 'О вопросе соотношения понятий контроля и надзора'

О вопросе соотношения понятий контроля и надзора Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1633
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ / НАДЗОР / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ОРГАНЫ НАДЗОРА / ОРГАНЫ КОНТРОЛЯ / CONTROL / SUPERVISION / LEGISLATION / BODIES OF SUPERVISION / CONTROL AUTHORITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Анисимова Ксения Олеговна

Анализируются мнения ученых о соотношении понятий контроля и надзора. Рассматриваются сходство и различие этих понятий. Автор высказывает свою точку зрения и аргументирует ее

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE QUESTION OF THE RATIO OF CONCEPTS CONTROL AND SUPERVISION

Opinions of scientists on a ratio of concepts of control and supervision are analyzed. The similarity and distinction of these concepts are considered. The author states the point of view and reasons it

Текст научной работы на тему «О вопросе соотношения понятий контроля и надзора»

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 7 (18) 2018

УДК 340.12

Анисимова Ксения Олеговна, магистрант факультета подготовки специалистов для судебной системы (юридический факультет), Крымский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Российский государственный университет правосудия», Россия, г. Симферополь

e-mail: k.anisimova2018@mail.ru

О ВОПРОСЕ СООТНОШЕНИЯ ПОНЯТИЙ КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА

Аннотация: Анализируются мнения ученых о соотношении понятий контроля и надзора. Рассматриваются сходство и различие этих понятий. Автор высказывает свою точку зрения и аргументирует ее.

Ключевые слова: контроль, надзор, законодательство, органы надзора, органы контроля.

Anisimova Ksenia Olegovna, the undergraduate of faculty of training of specialists for the judicial system (law department), the Crimean branch of Federal state-funded educational institution "Russian State University of Justice", Russia, Simferopol

e-mail: k.anisimova2018@mail.ru

ABOUT THE QUESTION OF THE RATIO OF CONCEPTS CONTROL

AND SUPERVISION

Summary: Opinions of scientists on a ratio of concepts of control and supervision are analyzed. The similarity and distinction of these concepts are considered. The author states the point of view and reasons it.

Keywords: control, supervision, legislation, bodies of supervision, control authorities

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 7 (18) 2018

Одним из актуальных вопросов на сегодняшний день в отношении государственного контроля и надзора является вопрос об определении соотношения данных понятий. Дискуссии на эту тему ведутся многими учеными, так как соотношение понятий контроля и надзора имеет важное теоретическое и практическое значение, однако единого подхода в настоящее время выработано не было.

В теории права контрольная и надзорная деятельность не имеют четкого разграничения, однако, мнения ученых в большинстве своем делятся на три группы.Одни считают, что надзор - это часть контроля, то есть органы надзора относятся к органам контроля[1, 2]. Другие авторы придерживаются мнения о том, что эти два понятия взаимозаменяемые, уравнивая тем самым данные категории [3, 4].Допустим, Л.А. Галанина указывает на то, что в некоторых ситуациях сложно отличить контрольные полномочия от надзорных. Именно поэтому ни в литературе, ни в законодательстве нет четкого разграничения между этими полномочиями, а указанные органы во многих источниках носят название контрольно-надзорные органы [5].

В научной литературе встречается мнение и о том,что понятия контроль и надзор имеют самостоятельные значения, которые являются разными видами органов управления [6, 7]. С.Г. Нистратов по этому поводу высказал свое мнение о том, что «надзор всегда имеет своим предметом законность, в то время как контроль - не только законность, но и целесообразность» [8].

Под сущностью контроля следует понимать, с одной стороны, функции государственного управления, с другой стороны, деятельность органов власти.В данном понимании отражены различные аспекты сущности контроля, поэтому обе точки зрения не противоречат друг другу, а дополняют.

Понятие сущности надзора заключается в осуществлении государственными органами публичного управления, которые наделены полномочиями применять к не подчиненным им субъектам меры административного принуждения с целью обеспечения ими соблюдения специальных норм и правил. В таком аспекте надзор понимается, как «ограниченный контроль» [9]. Придерживаясь теории Ю.М. Козлова, можно выделить следующие отличия между контролем и надзором: при

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 7 (18) 2018 осуществлении контроля к субъектам могут применяться как административные меры, так и дисциплинарные, а при осуществлении надзора могут применяться только административные меры, так как субъект не находится в организационном подчинении надзорного органа [10].

По нашему мнению, Ю.А. Андреева дает четкое понятие надзора, говоря о том, что под надзором понимается система законных действий и мероприятий, уполномоченными на то органами и должностными лицами, которые обеспечивают исполнение законов физическими и юридическими лицами, органами местного самоуправления, государственными органами и организациями [11].

Изучая действующее законодательство Российской Федерации в отношении контроля и надзора, мы видим, что имеются некоторые противоречия при трактовке данных понятий.

В Федеральном Законе от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [12] понятия контроль и надзор являются равнозначными, то же самое прослеживается и в Указе Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральныхорганов исполнительной власти» [13], а также в положениях КоАП РФ [14].

Допустим, в названиях ст. ст. 19.4, 19.5 КоАП РФ указано контроль, а в скобочках надзор, таким образом, законодатель дает нам понять, что эти понятия тождественны. Однако, в ч. 5,8 ст. 19.5 КоАП РФ термин надзор и в ч. 2 ст. 19.5 КоАП РФ термин контроль употреблены как самостоятельные отдельные понятия. Такие нестыковки в отношении понятий контроль и надзор встречаются практически в каждом нормативно-правовом акте Российской Федерации, которые регулируют в тех или иных случаях вопросы государственного контроля и надзора в различных сферах деятельности [15].

Более того, проект Федерального Закона «О государственном и муниципальном контроле (надзоре) в Российской Федерации» [16], который был вынесен на рассмотрение в Правительство РФ, также не содержит в себе четких разграничений понятий контроля и надзора. Однако, несмотря на это,

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 7 (18) 2018 Постановление Правительства РФ от 5 июня 2013 г. № 476«О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» [17] регламентирует такие положения, как государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха, государственный надзор в области использования и охраны водных объектов, федеральный государственный пожарный надзор в лесах и т.д.Вследствие принятого Постановления утратили силу акты, которые обеспечивали государственный контроль в этих сферах. Кроме того, данным Постановлением во многих нормативно-правовых актах были внесены изменения, в результате которых было устранено двоякое значение понятий контроля и надзора в пользу последнего. Таких примеров множество, для наглядности можно привести пример Постановления Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 г. № 640 «О критериях отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов и региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов» [18], в котором в наименовании слова «федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов и региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов»произошла замена словами«федеральному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов и региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов».

Проанализировав научную литературу и действующее законодательство Российской Федерации, мы пришли к выводу, что многие признаки, присущие контролю и надзору совпадают. И те, и другие направлены на исполнение и соблюдение законов, целью их деятельности является защита прав и свобод человека и общества в целом, у них существует специальный объект деятельности - это нормативно-правовые акты. Также совпадение заключается в методах деятельности этих органов: они проводят проверки, запрашивают документы для обработки и анализа, истребуют объяснения, проводят экспертные оценки и т.д.

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 7 (18) 2018

Наряду с этим между данными категориями существуют и определенные различия. Допустим, целью надзора является достижение законности и правопорядка, он требует точного и неуклонного исполнения законов, не разбираясь в целесообразности актов и действий, а контроль ко всему этому обеспечивает еще эффективность и целесообразность.

Однако это вовсе не означает, что надзор не проявляет интереса в отношении результата, который наступает в ходе надзора. Основной идеей надзорных отношений является реализация прав субъективного характера, отчетливо это можно заметить при прокурорском и судебном надзоре.

При реализации надзора действует принцип законности, который сопряжен со строгим соблюдением норм и юридических санкций в результате их неисполнения, а вот при реализации контроля имеют место быть и иные, неюридические основания.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что надзор выступает как ограниченный контроль.

Основные отличия между контролем и надзором можно определить следующим образом:

1. Органам контроля присущи более широкие компетенции по сравнению с органами надзора. Надзор осуществляет свою деятельность исключительно в отношении тех субъектов, которые им не подчинены. Контроль осуществляет свою деятельность в большинстве случаев в отношении подчиненных им субъектов, а также и тех субъектов, которые не подчинены им.

2. При осуществлении надзора в случае выявления нарушений могут применяться меры только административного характера. А в процессе контроля помимо административных мер, могут быть применены меры дисциплинарного взыскания.

3. Органы надзора наделены полномочиями проверять соблюдение определенных правил и норм, а органы контроля осуществляют разностороннюю проверку объектов.

Изучая вопрос о соотношении контроля и надзора, мы пришли к выводу, что понятие контроль имеет свои специфические признаки и является более

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 7 (18) 2018 объемным понятием по сравнению с надзором, также органы контроля в отличие от органов надзора имеют более широкие полномочия.

Анализ данной темы показал, что в научной литературе и законодательстве России нет четкого определения понятий контроля и надзора. На сегодняшний день ведутся постоянные дискуссии по этому поводу и единой точки зрения пока не выработано. В связи с тем, что не определены место и роль контроля и надзора в регулирующем механизме государства, применение их деятельности в правовом аспекте вызывает затруднения. Учеными-юристами по данной проблематике ведутся дискуссии и возникают многочисленные споры из-за неопределенности четких понятий в действующем законодательстве Российской Федерации. Отсюда и возникают различные взгляды авторов по вопросу соотношения контроля и надзора.

Во избежание правоприменительных коллизий и теоретических споров, необходимо понятия контроль и надзор свести к единообразной форме и дать четкое определение этим терминам. Прежде всего, эта обязанность ложится на законодателя, который должен путем анализа выявить пробелы и противоречия в действующем законодательстве и устранить их, тогда и между учеными исчезнут споры по поводу терминологии данных понятий.

Учитывая вышесказанное, мы не можем не согласиться с мнением Е.С. Изюмовой о необходимости включения понятий контроль и надзор в ФЗ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». По ее мнению данные понятия необходимо разграничить как самостоятельные отдельные функции государственных органов, при этом указав на их отличия в сфере направленности и широте распространяемого действия.

Список источников:

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // СЗ РФ. - 07.01.2002. - № 1 (ч. 1). -Ст. 1.

2. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 7 (18) 2018 государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // СЗ РФ. -29.12.2008. - № 52 (ч. 1). - Ст. 6249.

3. Проект Федерального закона № 332053-7 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 05.12.2017). URL: http:// sozd.parlament. gov.ru/

4. Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. - № 11. - 15.03.2004. -Ст. 945.

5. Постановление Правительства РФ от 04.11.2006 № 640 «О критериях отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов и региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов» // СЗ РФ. - 6.112006 . - № 45. - Ст. 4713

6. Постановление Правительства РФ от 05.06.2013 № 476 «О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» // СЗ РФ. - 17.06.2013. - № 24. - Ст. 2999.

7. Андреева Ю.А. К вопросу о соотношении понятий «контроль» и «надзор» / Ю.А. Андреева // Административное право и процесс. - 2009. - № 2. -С. 6-8.

8. Галанина Л.А. Организационно-правовое обеспечение контроля за исполнением нормативно-правовых актов в субъектах Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук / Л.А. Галанина. - М., 2001. - 184 с.

9. Зубарев С.М. О соотношении понятий «контроль» и «надзор» в публичном управлении / С.М. Зубарев // Государственная власть и местное самоуправление. - 2014. - № 10. - С. 31-36.

10. Зырянов С.М. Обеспечение законности в административно-надзорной деятельности органов исполнительной власти / С.М. Зырянов // Журнал российского права. - 2010. - № 8. - С. 27-33.

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 7 (18) 2018

11. Изюмова Е.С. Правовое регулирование контрольной и надзорной деятельности органов государственного управления в сфере игорного бизнеса: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Е.С. Изюмова. - Челябинск, 2015. - 22 с.

12. Козлов Ю.М. Административное право / Ю.М. Козлов. - М.: Юристъ, 1999. - 320 с.

13. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / под общ. ред. Э.Н. Ренова. - М.: Норма, 2009. - 1028 с.

14. Конин Н.М. Административное право России. Общая и Особенная части: курс лекций / Н.М. Конин. -М.: Юристъ, 2004. - 559 с.

15. Нистратов С.Г. Контроль и надзор как гарантии законности (теоретико-правовой аспект): автореф. дис. ... канд. юрид. наук / С.Г. Нистратов. - Волгоград, 2012. - 33 с.

16. Погодина Н.А. Соотношение контроля и надзора в российской правовой системе / Н.А. Погодина, К.В. Карелин // Российская юстиция. - 2012. - № 3. - С. 72-74.

17. Тарасов А.М. Проблемы законодательного обеспечения государственного контроля / А.М. Тарасов // Государство и право. - 2004. - № 10. - С. 15-25.

18. Шафранов А. Разграничение контрольной и надзорной деятельности в сфере исполнительной власти / А. Шафранов // Право и жизнь. -2006. - № 91 (1). - С. 5-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.