Научная статья на тему 'Гражданская защита: что означают термины «Контроль» и «Надзор»?'

Гражданская защита: что означают термины «Контроль» и «Надзор»? Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
626
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / Законность / ИНСПЕКЦИЯ / Контроль / надзор / Проверка / объект контроля / объект надзора / предмет контроля / предмет надзора / субъект контроля / субъект надзора / safety / legality / Inspection / Control / supervision / check / object of the control / object of the supervision / control subject / supervision subject / the subject of the control / the subject of the supervision

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Костров Анатолий Васильевич, Титов Сергей Александрович

Даны лингвистически не противоречивые и юридически содержательные определения терминов «контроль» и «надзор». Сформулированы основные отличия в содержании этих терминов, которые (отличия) позволяют исключить широко используемую, но недопустимую в нормативных правовых актах синонимию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There definition of the terms «control» and «supervision» are given linguistic and not inconsistent and legally substantial. The basic differences in content of these terms are formulated, which allow to exclude widely used, but not admissible synonymy in standard legal certificates.

Текст научной работы на тему «Гражданская защита: что означают термины «Контроль» и «Надзор»?»

/162 УДК 648.8

Гражданская защита: что означают термины «контроль» и «надзор»?

© Технологии гражданской безопасности, 2009

А.В. Костров С.А. Титов

Аннотация

Даны лингвистически не противоречивые и юридически содержательные определения терминов «контроль» и «надзор». Сформулированы основные отличия в содержании этих терминов, которые (отличия) позволяют исключить широко используемую, но недопустимую в нормативных правовых актах синонимию.

Ключевые слова: безопасность; законность; инспекция; контроль; надзор; проверка; объект контроля; объект надзора; предмет контроля; предмет надзора; субъект контроля; субъект надзора.

Civil Protection: what are mean terms "control" and "supervision"?

© Civil Security Technology, 2009

A. Kostrov S. Titov

Abstract

There definition of the terms «control» and «supervision» are given linguistic and not inconsistent and legally substantial. The basic differences in content of these terms are formulated, which allow to exclude widely used, but not admissible synonymy in standard legal certificates.

Key words: safety; legality; inspection; control; supervision; check; object of the control; object of the supervision; control subject; supervision subject; the subject of the control; the subject of the supervision.

Используемые сокращения терминов:

ЗНиТ — защита населения и территорий;

НПА — нормативный правовой акт;

ФЗ — федеральный закон;

ФКЗ — федеральный конституционный закон;

ЧС — чрезвычайная ситуация.

Выступление с настоящей статьёй вызвано необходимостью уточнения ряда положений Федерального закона от 21.12.1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Логическое и специальное-юридическое толкования действующей статьи 27 (редакция ФЗ от 30.12.2008т.) позволили сделать вывод, что она содержит существенные недостатки. То, что она носит бланкетный (формально отсылочный) характер, очевидно. В ней содержатся юридические и логические некорректности, подмеченные авторами комментария [1], — тоже факт. Статья не содержит норм, регулирующих отношения, связанные с реализацией новой государственной политики по внедрению в систему обеспечения безопасности, в т.ч. и в области защиты населения и территорий от ЧС, технологий независимой оценки рисков возможных ЧС (аудита безопасности). Есть и другие конкретные недостатки. Подготовка замечаний по данной статье (проекта ФЗ о внесении изменений в закон № 68-ФЗ) потребовала разработки концепции закона, как неотъемлемой части проекта [2]. Здесь возникла необходимость понимания юридической сущности терминов «надзор» и «контроль», их общности и различий. В наименовании и в тексте статьи эти термины фигурируют в связке, без каких-либо пояснений их сущности и содержания. Естественно возникает вопрос, что же следует понимать под термином «надзор» и соответственно под термином «контроль» в контексте рассматриваемого закона? Без строгого толкования указанных понятий (терминов) трудно определить правовой статус органа контроля или надзора, реализовать эффективное правоприменение и административное управление в рассматриваемой сфере государственной деятельности.

Актуальность получения обстоятельного ответа законодателя на поставленный вопрос обусловлена также активно проводимым в последние годы совершенствованием в МЧС России системы надзора в области ГО, ЗНиТ от ЧС, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах [3].

Постановлениями Правительства РФ в развитие соответствующих ФЗ утверждены положения о государственном надзоре в указанных выше областях деятельности МЧС России [5-7]. Во всех положениях фигурирует только термин «надзор», хотя в упомянутой статье

27 ФЗ — только термин «надзор и контроль»; термин «контроль» оказался неиспользуемым.

Желание ответить на поставленный выше вопрос побудило к проведению исследований, цели которых можно сформулировать следующим образом:

1) установить формы использования и юридическое толкование терминов «контроль» и «надзор» в российском законодательстве;

2) предложить наиболее адекватное для законотворчества и правоприменения толкование указанных терминов.

Для достижения поставленных целей в статье необходимо решить следующие задачи:

1) провести анализ форм использования и юридических определений терминов «контроль», «надзор», фигурирующих в российском законодательстве;

2) определить сущность и содержание терминов «контроль» и «надзор»;

3) установить условия, характеристики и отличия деятельности органов и должностных лиц при осуществлении функций контроля и надзора.

Формы использования и юридическое определение терминов «контроль» и «надзор»

В качестве основных нормативных правовых актов (НПА) приняты федеральные законы и подзаконные акты, регулирующие отношения в области защиты населения и территорий от ЧС, а в качестве справочных изданий — известные юридические словари.

В таблице 1 приведены основные НПА и указаны формы использования рассматриваемых терминов, а также факты наличия отсутствия юридических определений этих терминов.

Рассмотрены следующие возможные формы использования терминов в текстах, содержащиеся в таблице 1 НПА (столбец 3):

— совместное использование рассматриваемых терминов — «контроль и надзор» («надзор и контроль»);

— раздельное использование — либо «контроль», либо «надзор»;

— раздельное использование этих терминов в сочетании с другими словами.

В столбце 4 таблицы 1 отображены факты наличия

Таблица 1

Формы использования и юридические определения терминов «контроль» и «надзор» в основных НПА и

справочных изданиях

№ п/п Основные НПА, справочные издания Формы использования терминов «контроль» и «надзор» в основных НПА и справочных изданиях Наличие юридических определений терминов «контроль» и «надзор» в основных НПА и справочных изданиях

1 2 3 4

1 Закон РФ от 5.03.1992 г. №2446-1 «О безопасности» Используется совместный термин «контроль и надзор» — (раздел V). Используются самостоятельные определения термина «контроль» — (ст.21) и термина «надзор» — (ст.22) Определения терминов отсутствуют

1 2 3 4

2 ФЗ от 21.12.1994 г № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» Используется термин «государственный пожарный надзор», функции «пожарного надзора» относятся к контрольным функциям — ст. 3. В ст.ст. 6, 12, 16, 18, 34, 37, 39 — термины «контроль» и «надзор» используются раздельно Определен термин «надзор» Термин «контроль» юридически определен

3 ФЗ от 22.08.1995 г. №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» Отдельно используются: термин «контроль» — (ст. 6); термин «надзор» — (ч.5 ст. 11, ч.2 ст. 19) Определения терминов отсутствуют

4 ФЗ от 21.11.1995 г. №170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» Раздельное использование и раздельные определения терминов «надзор» и «контроль» — ст.ст. 22, 23, 25, 30, 31, 35, 36, 42, 49 Определения терминов не даны

5 ФЗ от 9.01.1996 г. №3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» Используются термины: «государственный контроль и надзор» — ст.ст. 7, 11, 14, 19, 20, 27, 28; «санитарно эпидемиологический надзор» — ст. 9; «атомный надзор», «производственный контроль» — ст.11 Определения терминов не даны

6 ФЗ от 21.07.1997 г. №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» Используются термины: «государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений» — ст.ст. 3, 4, 6, 6.1, 8; «контроль (мониторинг)» — ст.9, термин «орган надзора за безопасностью гидротехнических сооружений» — ст.10 Термины не определены

7 ФЗ от 21.07.1997г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» Содержательно различаются «контрольные» и «надзорные» функции. Используются термины: «авторский надзор», «государственный строительный надзор» - ст. 5; «производственный контроль», «системный контроль» — ст.ст. 9, 11; «федеральный надзор», «государственный надзор» — ст. ?

8 ФКЗ от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Используется термин «контроль», термин «надзор» не используется — ст.ст. 4, 15, 21, 44, 47 Определения терминов отсутствуют

9 Указ Президента РФ от 17.12.1997 г. № 1300 «Об утверждении концепции национальной безопасности Российской Федерации» Используется термин «контроль» — преамбула, раздел III, а также термин «государственный надзор» — раздел II Термины не определены

10 ФЗ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарноэпидемиологиче-ском благополучии населения» Используются термины: «государственный санитарно — эпидемиологический надзор» — ст.1; «контроль за выполнением санитарно — противоэпидемических (профилактических) мероприятий» — ст.2; «контроль и надзор» (совместно) — ст.6; «производственный контроль» (отдельно) — ст.ст. 11, 32, 44; термин «радиационный контроль» — ст. 22 Дано определение «надзора», как деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства. Термин «контроль» не определён

1 2 3 4

11 ФЗ от 7.08.2001г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Статьи 1 -14 утратили силу с 1 января 2009г. — ФЗ от 30.12.2008г. № 307-ФЗ Используется термин «аудит» — предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей — ч.1 ст. 1; Далее: «аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансово (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством РФ уполномоченными органами государственной власти» — ч.4 ст.1 Определения терминов «контроль» и «надзор» отсутствуют Фигурирует термин «независимая проверка»

12 ФЗ от 10.01.2002 г. № 47-ФЗ «Об охране окружающей среды» Используются термины: «государственный надзор и контроль» — ст. 40; «контроль» (отдельно) — ст. 64; «государственный контроль», «государственный экономический контроль», «государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль)» — ст.65; «производственный контроль в области охраны окружающей среды» — ст.67; «общественный контроль» — ст.68 Определена цель осуществления надзора и контроля Юридические определения указанных терминов отсутствуют

13 ФЗ от 7.07.2003 г. № 126-ФЗ «О связи» Используются термины: «государственный надзор» — ст.ст. 27, 38, 43,2; «контроль» — ст.ст. 29, 41 Определений терминов нет

14 Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» Используются термины: «контроль» — п.18, п. 28; «государственный надзор и контроль» — п.11, п.28 Определений терминов нет

15 «Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»: утв. Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 г. № 868 (в ред. от 17.11.2008г. № 1625) Используются термины: «надзор и контроль» (совместно) — п.п.1,3; «пожарный надзор» — п.п.5, 8.8; «контроль» (отдельно) — п.п.2,9; «надзорные и контрольные функции» — п.7.4; «надзорная деятельность» — п.8; «надзор», «контроль» (отдельно) — п.8.4 Определения терминов отсутствуют

16 ФЗ от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» Используется термин «контроль» — ст.ст. 16,18 Определений терминов нет

17 ФЗ от 1.12.2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» Используются словосочетание: «осуществление саморегулируемыми организациями контроля за деятельностью своих членов»; «порядок осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением саморегулируемыми организациями)» — ч.2 ст.1 Термин «контроль» не определен

18 Указ Президента РФ от 15.05.2008 г. № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности» Используются термины: «контроль (надзор)»; «контроль» (отдельно); «лицензионный контроль» Термины не определены

1 2 3 4

19 Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских — 2-е изд. пере-раб. и доп. — М.: ИНФРА, 2004г. — 704с. Используется термин «надзор» как одну из форма деятельности государственных органов по обеспечению законности. Словарь различает следующие виды надзоров: судебный; конституционный; прокурорский; различные виды административного надзора; авторский надзор Термин «контроль» не определён; даны производные этого термина («контрольная власть» и др.)

20 Юридический словарь/ Под ред. А.Н. Азрилияна — 2-е изд. — М.: Институт новой экономики, 2009 г. — 1152 с. Определён термин «контроль» как система наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта, принятым управленческим решениям, выявление результатов управленческих воздействий на управляемый объект. Определены следующие виды контроля: банковский, безопасности, бюджетный; ведомственный, внутренний, государственный, контроль выполнения коллективного договора, контроль за деятельностью нотариусов, контроль за использованием и сохранением жилищного фонда. Определён термин «надзор»: — орган по наблюдению за чем-либо; — наблюдение с целью проверки, разновидность контроля. В словаре определены следующие виды надзора: судебный, прокурорский, административный, авторский, технический и инспекционный Даны раздельные определения «контроля» и «надзора» «Надзор» определён как разновидность контроля

или отсутствия юридического определения рассматриваемых терминов.

Из таблицы 1 следует, что в сфере рассматриваемой деятельности государства по защите населения и территорий от ЧС отсутствуют (за исключением определения термина «государственный санитарно-эпидемиологический надзор» юридическое толкование терминов «контроль» и «надзор». Данные этой таблицы также показывают, что в отдельных НПА термины «контроль» и «надзор» используются как самостоятельные по содержанию, в других же НПА — как не различающиеся понятия. Факт нечеткого толкования указанных терминов установлен, используя КоАП РФ путём формулирования перечня органов исполнительной власти (ОИВ), наделённых контрольными и надзорными полномочиями. Этот перечень составляет более пятидесяти ОИВ. Среди них фигурируют, например, «органы, осуществляющие ветеринарный надзор» и «органы, осуществляющие государственный карантинный фитосанитарный контроль», «органы, осуществляющие государственный контроль и надзор в области защиты растений».

Возникает вопрос, почему в этих случаях не используется один и тот же термин (надзор либо контроль). Или: «органы, осуществляющие государственный пожарный надзор» и «органы государственной инспекции по маломерным судам». В последнем случае фигурирует иной термин контрольно-надзорного содержания —

«инспекция». Почему «инспекция», а не «надзор» или «контроль»? Кстати, например, в известном Экономическом словаре термин «инспекция» определяется как государственный орган, выполняющий функции надзора и контроля за надлежащим исполнением официально установленных правил и норм деятельности организаций и их персонала; инспекция — это также и деятельность указанных органов.

То, что термины «надзор» и «контроль» имеют различное содержание, подтверждается наличием в установленном (по КоАП РФ) перечне «органов, осуществляющих государственный геодезический надзор, а также государственный контроль в области наименований географических объектов».

Таким образом можно сделать следующие выводы:

1. В ряде нормативных правовых актов российского законодательства понятия «контроль» и «надзор» используются как синонимы. Проведенный выше анализ показал, что такое понимание этих терминов вызывает существенные недоразумения. Вполне очевидно, что в нормативных актах каждому термину должно соответствовать единственное значение, определённое законодательным актом либо общепризнанным словарём

2. В юридической науке пока не существует строгого толкования и единой точки зрения на место и роль как надзора, так и контроля в государственном регулирующем механизме. Это затрудняет правоприменение в рас-

сматриваемой сфере деятельности государства. Между тем наблюдается тенденция правового использования термина «контроль», содержательно определяемого подобно тому, как и в теории технических систем, где контроль осуществляется с целью управления состоянием системы по результатам измерения и оценок её определяющих параметров.

Юридическое толкование терминов «контроль» и «надзор»

Прежде чем определить указанные термины, целесообразно обратиться к понятию «юридическая деятельность». Это понятие нередко используется в теории права (см., например, [8]). Оно определяется как деятельность, которая осуществляется государственными органами, должностными лицами или общественными объединениями в соответствии с нормами права и направлена на достижение социально значимых целей путём применения правовых механизмов и использования соответствующих стимулов и ограничений. Эту деятельность представляет собой правотворчество, правоприменение, контроль и надзор. В этом определении контролю и надзору придается большая юридическая автономия.

Контроль — это вид юридической деятельности соответствующих государственных органов и должностных лиц, направленной на:

1) установление юридических фактов и получение иной информации на проверяемых объектах о действительном выполнении на них (объектах) требований нормативных (нормативных правовых, нормативных технических, нормативных методических) актов;

2) принятие контролирующим органом либо должностным лицом по результатам проверки, предусмотренных законодательством мер предупредительного, правообеспечивающего, правовосстановительного и карательного характера.

Цели контроля: охрана конституционного строя, поддержание устойчивости государственного строя; повышение эффективности государственного управления; обеспечение соответствия законов и подзаконных актов Конституции РФ; обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

Функции контроля — правоохрана, предупреждение угроз обществу (социуму), воспитание граждан.

Объект контроля — непосредственная деятельность проверяемых объектов во всех сферах их жизнедеятельности (социальной, экономической, административной).

Субъект контроля — государственные органы и организации (учреждения, предприятия), их должностные лица, общественные объединения, граждане.

Предмет контроля — деятельность проверяемых объектов во всех сферах жизни общества (социальная, экономическая, административная). Субъектом контрольной деятельности могут быть как государственные органы и организации, их должностные лица, так и граждане и их объединения.

Как юридическая процедура контроль может характеризоваться такими показателями (признаками, критериями) как властность, оперативность, непрерывность (периодичность), оптимальность и др.

В теории права контроль подразделяется (в зависимости от органа его осуществления) на президентский, парламентский, Уполномоченного по правам человека Российской Федерации;, органов исполнительной власти, судебный, финансовый и др.

Юридическая процедура осуществления контроля предусматривает выполнение административных функций: например, в пределах норм и полномочий КоАП РФ.

Государственный контроль в РФ осуществляют все ныне существующие федеральные службы [9], другие государственные органы, которые вправе при выполнении проверок непосредственно вмешиваться в оперативную деятельность подконтрольных структур (объектов), ограничивать, приостанавливать, прекращать их деятельность и самостоятельно привлекать правонарушителей (физических и юридических лиц) к юридической ответственности.

Федеральные министерства и агентства могут быть наделены функциями контроля в случаях, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ.

Результаты контроля оформляются в виде правовых актов, т.е. документов, отвечающих определенным требованиям (строгая подзаконность, логичность, обоснованность, простота изложения, наличие обязательных реквизитов и т.д.).

Надзор — вид юридической деятельности соответствующих государственных органов либо должностных лиц, представляющая собой выполнение этими органами либо должностными лицами в соответствии со своей компетенцией юридических действий, направленных на выявление неисполнения либо ненадлежащего исполнения требований нормативных правовых актов.

Цели надзора — соблюдение и укрепление законности и правопорядка, обеспечение конституционных прав и свобод граждан, прав и интересов общества и государства.

Функции надзора — выявление и устранение документально подтвержденных нарушений требований НПА, предупреждение и пресечение правонарушений.

Предмет надзора — соблюдение Конституции РФ и исполнение законов министерствами, федеральными службами, федеральными агентствами, представительными органами, должностными лицами, органами местного самоуправления; соответствие издаваемых государственными органами и должностными лицами нормативных правовых актов нормам Конституции РФ и федеральных законов.

Объекты надзора — указанные выше субъекты права (государственные органы, должностные лица).

Субъекты надзора — государственные органы, должностные лица.

Основные принципы осуществления надзора: публичность, гласность, законность, независимость, обеспечение верховенства закона (подзаконные акты должны соответствовать Конституции РФ и федеральным законам), защита прав и свобод человека и гражданина (приоритеты — защита личности, устранение правонарушений в отношении граждан, соблюдение прав участников надзорных правоотношений, обеспечение законных интересов личности, общества и государства (достижение баланса личностных, общественных и государственных интересов), равенство субъектов надзора и иных участников надзорного производства перед законом, гарантированность устранения нарушений закона, причин и условий, им способствующих.

Теория права выделяет следующие виды надзора: административный, прокурорский, судебный, конституционный, авторский.

государственный надзор в случаях, устанавливаемых специальными указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ осуществляют федеральные службы, федеральные министерства и федеральные агентства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В рассматриваемой сфере деятельности защиты населения и территорий государства к наиболее важным из рассматриваемых в теории права следует отнести административный и прокурорский надзоры.

Основные задачи административного надзора — обеспечение законности, безопасности населения (граждан) и территорий. Этот надзор представляет собой особый вид исполнительно-распорядительной деятельности государства, разновидность надведомствен-ного контроля.

Прокурорский надзор — основная деятельность специально созданного государством органа — прокуратуры (см. Закон РФ от 17.01.1992г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»). Заметим, что иные государственные органы осуществляют надзорные полномочия либо в весьма ограниченных пределах (объемах), либо только по отдельным направлениям (в определенных сферах), что позволяет квалифицировать эти полномочия как контролирующие. Прокурорский надзор имеет универсальный характер. В этом виде надзора наиболее рельефно проявляются характерные признаки юридической деятельности, направленной на соблюдение норм Конституции РФ, обеспечение единства и верховенства закона, соблюдение прав и свобод граждан, интересов общества и государства. Сущность данного надзора — в обеспечении режима законности и правопорядка путем выявления и устранения нарушений закона, в предупреждении таких нарушений.

Итак, определено содержание терминов «контроль» и «надзор». Условия осуществления, характеристики и основные отличия контроля и надзора даны в нижеследующей таблице 2.

Таким образом, выполненное толкование терминов «контроль» и «надзор» показало, что они имеют существенные различия по основным содержательным характеристикам (см. табл. 2), а надзор в области права определяется как один из видов контроля.

Требование повышения эффективности контрольной и надзорной деятельности государства в области защиты населения и территорий от ЧС обусловливает необходимость четкого разграничения целей надзора и контроля, предусматривающих в целом профилактику

Таблица 2

Условия деятельности, характеристики и отличия деятельности при осуществлении функций контроля и

надзора

№ п/п Вид юридической дея- Условия, характеристики и отличия при осуществлении контрольно-надзорной деятельности

тельности Наличие подчиненности субъектам контроля либо надзора проверяемых объектов Допустимость вмешательства субъектов контроля либо надзора в оперативно-хозяйственную деятельность проверяемого объекта Объёмность оценки состояния проверяемого объекта Наличие права непосредственного применения санкций в случаях нарушения законности в деятельности проверяемого объекта

1 Контроль Да Да Более объёмная оценка, чем необходимая для установления фактов нарушений законности в деятельности проверяемого объекта Да

2 Надзор Нет Нет Менее объёмная оценка, чем при осуществлении контроля, но достаточная для установления фактов нарушения законности в деятельности проверяемого объекта Нет

нарушений законности, предупреждение, выявление и пресечение нарушений норм законодательных актов, устранение возникших недостатков и восстановление утраченной законности.

Проведенный анализ показал, что в российском законодательстве имеется смешение понятий «контроль» и «надзор», в отдельных случаях эти термины толкуются как синонимы, что недопустимо для нормативных актов. Конечно, это затрудняет оптимизацию строительства государственных структур, осуществление эффективного правоприменения.

Для устранения вскрытых недостатков в нормативных правовых актах, регулирующих отношения в рассматриваемой сфере деятельности государства, в статье дано лингвистически-юридическое толкование терминов «контроль» и «надзор», как сходных, так и различающихся форм юридической деятельности , осуществляемой соответствующими органами, организациями и должностными лицами.

Необходимо отметить, что большая часть действующих в настоящее время в Российской Федерации, в соответствии с её законодательством, органов надзора выполняет более широкую совокупность функций, в сущности характерную для контрольных органов. Следовательно, более корректно именовать такие надзорные органы как контрольные, или как органы контроля.

Литература

1. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»/ Под общ. ред. статс-секретаря — заместителя министра А.П.Москалец. — М.: МЧС России 1999г.

2. Основные требования к концепции и разработке проектов феде-

ральных законов: утв. постановлением Правительства РФ от 2.08.2001г. № 576 (изменения от 2.02.2006 г.).

3. Глебов В.Ю., Костров А.В., Сломянский В.П. Совершенствование

спасательного дела: создание в МЧС России единого надзора // Технологии гражданской безопасности. Научно-технический вестник МЧС России, 2006, № 2(8). — С. 46-52.

4. Концепция единой системы государственных надзоров в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций / Приложение к приказу МЧС России от 29.12.2006г. № 804.

5. Положение о государственном пожарном надзоре: утв. постановлением Правительства РФ от 21.12.2004г. № 820.

6. Положение о государственном надзоре в области защиты насе-

ления и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемого Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий: утв. постановлением Правительства РФ от 01.12.2005г. № 712.

7. Положение о государственном надзоре в области гражданской

обороны: утв. постановлением Правительством РФ от 21.05.2007г. № 305.

8. Беляев В.П. Контроль и надзор как средства правовой политики.

Правовая политика России: проблемы теории и практики — М.: Проспект, 2006.

9. Указ Президента РФ от 9.03.2004г. № 314 «О системе и структуре

федеральных органов исполнительной власти»

Сведения об авторах

Костров Анатолий Васильевич: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 1 НИЦ, ведущий научный сотрудник направления , к.т.н., с.н.с.

Титов Сергей Александрович: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 1 НИЦ, техник направления, студент IV курса Международной академии бизнеса и управления (МАБиУ), тел.: (495) 449-90-44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.