12.00.08
Уголовное право, уголовно-исполнительное право, криминология / Criminal law, penal law, criminology
УДК 034
5.17. О вопросе феномена религиозного фундаментализма: формах проявления и порождающих факторах
©Арипшев Ахмед Мухамедович
Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, г.Нальчик, КБР, Россия [email protected]
Аннотация
Цель написания данной статьи, проведение комплексного исследования феномена религиозного фундаментализма, определение его сущности, рассмотрение влияния данного понятия на современное общество. В ходе рассмотрения данных вопросов необходимо реализовать следующие задачи:
- проанализировать место и роль религии в жизни современного общества;
- описать генезис и сущностные особенности религиозного фундаментализма в современной религиоведческой и общественно-политической литературе;
- выявить социально-исторические и политические источники возникновения религиозного фундаментализма;
- рассмотреть модернистские течения современного религиозного фундаментализма;
- обосновать практические рекомендации и предложения относительно предотвращения возможных угроз распространения религиозного фундаментализма.
Деликатность религиозного аспекта фундаментализма ставит вопросы национальной безопасности на первый план. Достижения безопасного состояния религиозной среды предусматривают сбалансированное продвижение и актуализацию интересов, своевременное предотвращение, предупреждение и нейтрализацию угроз, существующих в данной сфере[1]. Иными словами, это не просто противостояние интересов человека, а противостояние его сознания, ведь именно сознание выступает основной движущей силой человеческих действий и поступков.
Ключевые слова: фундаментализм, религия, анализ, синтез, исторические вариации, общественные механизмы, связующие функции.
Для цитирования: Арипшев А. М. О вопросе феномена религиозного фундаментализма: формах проявления и порождающих факторах // Пробелы в российском законодательстве. 2020. Т. XIII. №3. С. 182-184.
On the issue of the phenomenon of religious fundamentalism: forms of manifestation and generative factors
©Aripshev Ahmed Mukhamedovich
North Caucasus Institute for Advanced Studies (branch)
of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia [email protected]
Abstract
The purpose of this article is to conduct a comprehensive study of the phenomenon of religious fundamentalism, determine its essence, and consider the impact of this concept on modern society. During the study of these issues, it is necessary to implement the following tasks:
- analyze the place and role of religion in the life of modern society;
- describe the genesis and essential features of religious fundamentalism in modern religious and socio-political literature;
- identify the socio-historical and political sources of the emergence of religious fundamentalism;
- consider the modernist tendencies of modern religious fundamentalism;
- provide practical recommendations and suggestions concerning the prevention of possible threats to the spread of religious fundamentalism.
The delicacy of the religious aspect of fundamentalism puts national security at the forefront. Achieving a safe state of the religious environment provides for a balanced promotion and actualization of interests, timely prevention, anticipation and neutralization of threats in this area [1]. In other words, this is not just a confrontation of a person's interests, but a confrontation of his consciousness, because it is consciousness that acts as the main driving force of human actions and behaviour.
Keywords: fundamentalism, religion, analysis, synthesis, historical variations, social mechanisms, connecting functions.
For citation: Aripshev A.M. On the issue of the phenomenon of religious fundamentalism: forms of manifestation and generative factors // Gaps in Russian legislation. 2020. Vol. XIII. №3. Pp. 182-184. (in Russ.).
Религия всегда выступала как достаточно значимое средство социализации личности, включения во все сферы общественного бытия. Следовательно, пони-
мание связующей функции религии и всех остальных сфер жизни общества выступает достаточно актуальной.
182 Gaps in Russian legislation
Vol XIII №3 2020
ISSN 2072-3164 (print) ISSN 2310-7049 (online)
О вопросе феномена религиозного фундаментализма: формах проявления и порождающих факторах
Арипшев А.М.
Говоря о роли религии необходимо отметить следующее:
во первых - это достаточно важная социальная роль религии;
во-вторых - высокий уровень динамичности и трансформационных составляющих религии под воздействием всемирной глобализации.
В связи с тем, что религия предстает постоянно видоизменяющимся историческим понятием и обозначает многообразие явлений, практически невозможным дать краткое и однозначное определение данному феномену. В своих попытках определиться в природе религии исследователи чаще всего обращались к латинским терминам 'religio' (благочестие) и 'religare' (связывать), т.е. религия возникла как средство связи человека с Богом в служении Ему и повиновении через благочестие.
Через религию человек осознает свое отношение к миру, прежде всего, из-за отношения к основам собственного бытия и самоопределяется в нем исходя из осознания своей вселенской или, по терминологии теологов, богоподобной сущности. Известно, что проблема функций религии, механизмов их реализации в жизни общества всегда интересовала авторов Л.А. Выговского, М.П. Новикова, А.П. Забияко, И.Н. Ябло-кова, В.И. Гараджи, Ю.А. Левады, М.Г. Писманика, З.Г. Лапиной, М.Е. Бабия, А.М. Колодного, Д.М. Угринови-ча, А.М. Арипшева, З.Х. Кочесоковой, М.Х. Машекуа-шевой, Старосельцевой М. М., Пелюх Е. И. и др.
Сложность самой системы функций религии, многообразие их проявлений обусловили неоднозначное толкование их сущности. Разнообразные подходы можно свести к тому, что под функцией религии понимается либо социальное назначение религии, либо направленное религиозное влияние на общественные отношения, либо и то и другое. Поэтому, рассматривая содержание определенной функции религии, по мнению Л. Выговского, следует иметь в виду связь назначения религии с формами ее влияния на конкретные общественные отношения. В религиоведении по этому вопросу складывалось два подхода. Так, представители первого подхода в системе функциональности религии пытаются найти «специфически религиозную функцию». В частности, известный религиовед Д.М. Угринович считает, что такова иллюзорно-компенсаторная функция. Представители второго подхода утверждают, что все функции религии носят «специфический характер». С точки зрения И.Н. Ябло-кова, последний подход более убедительный, поскольку продпологает не специфические для религии функции, а специфику выполнения религией тех или других социальных функций, которые обусловлены потребностями общества.
В системе функциональности религии по степени воздействия на человека и общество выделяют основные и неосновные функции. Основные функции -наиболее общие, характерные направления влияния религии на личность, сообщества и структурные элементы социума. К ним большинство религиоведов относят:
- мировоззренческую;
- регулятивную;
- коммуникативную;
- социально-организующую;
- культуросберегающую;
- этноформирующую и др.
Обратимся к некоторым из них. Так, мировоззренческая функция религии, выступающая способом духовно-практического освоения действительности, призвана дать индивиду понимание смысла жизни. Регулятивная функция выступает как средство упорядочения социального поведения человека через соответствующие религиозные нормы и ценности. Коммуникативная функция заключается в поддержании связей между верующими путем создания чувства вероисповедного единства во время религиозных действий, в личной жизни, семейно-бытовых отношениях, различных клерикальных организациях [2]. Сущность социально-организующей функции проявляется в том, что она выступает средством социализации людей и является основой обеспечения стабильности общества, его постоянного воспроизведения. При этом исследователи настаивают, что указанные функции не исчерпывают всего объема социального измерения религии. Более того, в этой системе есть и такие функции религии, которые не имеют прямого отношения к религии, т.е. неосновные функции, представляющие собой направление деятельности религии в более узких сферах общественной жизни. Конечно, при этом не стоит забывать, что сам термин «неосновные функции» достаточно условный. Во-первых, его употребление законно, поскольку помогает отделить более широкие по объему и общие по содержанию функции религии. Во-вторых, в определенных обществах под влиянием тех или иных факторов неосновная функция на некоторое время может стать основной, доминирующей для тех или других слоев населения. Так, например, религия может выполнять интегративную функцию, поскольку объединяет верующих одной конфессии. Одновременно ей характерна и дисфункция, которая проявляется в разъединении граждан по конфессиональному признаку.
Рассматривая систему функций религии, еще раз напомним, что она не является раз и навсегда данным, неизменным образованием. Изменения, обусловленные развитием общества, порождают соответствующие трансформации в смысле и в формах реализации функций религии. В условиях современного общества религия выполняет, главным образом, иллюзорно-компенсаторную функцию, которая заключается в удовлетворении только личных чувств верующих.
В наше время исчезает интеграционная функция религии: она объединяет только верующих определенной конфессии, общины и теряет роль ведущего идейного фактора, который призван укреплять общественную систему. Более того, появляются новые функции, в частности коммерческая и миротворческая. Это, в свою очередь, приводит к исчезновению некоторых социальных функций религии, в том числе функции легитимизации политических институтов. Одновременно происходит переход из неосновных функций религии - благотворительной, просветительско-образовательной - в основные функции. При этом учитывается, что именно совокупность функций религии в их диалектическом единстве раскрывает суть понятия полифункциональности религии, делает понимание способов, направлений влияния религиозного комплекса на общество, на его структурные элементы, на человека, конкретную религиозную общину, т.е. характеризует ее фактическую значимость.
Подводя итог, можно отметить, что в современных условиях религия с целью выживания вынуждена «ид-
ISSN 2072-3164 (print) Том XIII №3 2020 Пробелы в российском законодательстве 183
ISSN 2310-7049 (online)
12.00.08
Уголовное право, уголовно-исполнительное право, криминология / Criminal law, penal law, criminology
ти в мир», а не избегать его, как это было ранее. А значит, такой процесс приводит к разнообразию инсти-туализированных проявлений религиозной жизни. В свою очередь функциональность религии не может выступать как независимая переменная, поскольку обусловлено исторически, социально и конфессионально.
Список литературы:
1. Арипшев А.М. Практические приемы борьбы с религиозным фундаментализмом/ Общество: политика, экономика, право. 2016. № 1. С. 48-49.
2. Арипшев А.М. Правовые основы противодействия религиозному фундаментализму. Теория и практика общественного развития. 2016. № 1. С. 46-48.
3. Машекуашева М.Х., Кочесокова З.Х. Некоторые вопросы соотношения понятий "экстремизм" и "терроризм" в контексте противодействия на современном этапе. Проблемы экономики и юридической практики. 2019. Т. 15. № 3. С. 28-30.
4. Машекуашева М.Х., Геляхова Л.А. Некоторые вопросы социально-политической опасности экстремизма и терроризма. Проблемы экономики и юридической практики. 2019. Т. 15. № 3. С. 58-59.
5. Старосельцева М. М., Пелюх Е. И. Религиозный экстремизм: интерпретация понятия. Вестник БелЮИ МВД России. 2012. №2.
Рассмотрение функций религии в таком контексте позволяет выявить их динамическую специфику и системные отношения в обществе. Поэтому возникновение новых религий можно рассматривать как реакцию на то, что «прежняя» религия в условиях объективно модифицированного общества больше не способна удовлетворять его новые духовные потребности.
References:
1. Aripshev A.M. Practical methods of struggle against religious fundamentalism / Society: politics, economics, law. 2016. No. 1. P. 48-49.
2. Aripshev A.M. Legal basis for opposing religious fundamentalism. Theory and practice of social development. 2016. No. 1. S. 46-48.
3. Mashekusheva M.Kh., Kochesokova Z.Kh. Some issues of the relationship between the concepts of "extremism" and "terrorism" in the context of counteraction at the present stage. Problems of economics and legal practice. 2019.Vol. 15. No. 3. P. 28-30.
4. Mashekusheva M.Kh., Gelyakhova L.A. Some issues of the socio-political danger of extremism and terrorism. Problems of economics and legal practice. 2019.Vol. 15. No. 3. P. 58-59.
5. Staroseltseva M. M., Pelyukh E. I. Religious extremism: interpretation of the concept? Bulletin of BelUI of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2012. No2.
Рецензия
на научную статью «О вопросе феномена религиозного фундаментализма: формах проявления и порождающих факторах» подготовленную заместителем начальника кафедры ОП Северо - Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, кандидатом экономических наук, полковником полиции Арипшевым Ахмедом Мухамедовичем.
В представленной статье автор рассматривает феномен религиозного фундаментализма, определение его сущности, влияние данного понятия на современное общество.
Арипшев А.М. справедливо отмечает, что деликатность религиозного аспекта фундаментализма ставит вопросы национальной безопасности на первый план. Достижения безопасного состояния религиозной среды предусматривают сбалансированное продвижение и актуализацию интересов, своевременное предотвращение, предупреждение и нейтрализацию угроз, существующих в данной сфере. Так же подробно рассматривает функции религии и указывает на исчезновение интеграционной функции религии: она объединяет только верующих определенной конфессии, общины и теряет роль ведущего идейного фактора, который призван укреплять общественную систему, и появляются новые функции, в частности коммерческая и миротворческая. Одновременно происходит переход из неосновных функций религии - благотворительной, просветительско-образовательной - в основные функции. При этом учитывается, что именно совокупность функций религии в их диалектическом единстве раскрывает суть понятия полифункциональности религии, делает понимание способов, направлений влияния религиозного комплекса на общество, на его структурные элементы, на человека, конкретную религиозную общину, т.е. характеризует ее фактическую значимость.
Подводя итог, отмечается, что в современных условиях религия с целью выживания вынуждена «идти в мир», а не избегать его, как это было ранее. А значит, такой процесс приводит к разнообразию институализированных проявлений религиозной жизни. В свою очередь функциональность религии не может выступать как независимая переменная, поскольку обусловлена исторически, социально и конфессионально.
Статья полностью соответствует требованиям к данного рода работам и может быть опубликована в открытой печати.
Рецензент: доцент кафедры СД, кандидат экономических наук, доцент З.Х.Кочесокова
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 89,36%
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Арипшев Ахмед Мухамедович, канд. экон. наук, полковник полиции. Должность: заместитель начальника кафедры. Место работы: Краснодарский университет МВД России. Филиал: Северо - Кавказский институт повышения квалификации. Подразделение: кафедра огневой подготовки.
ABOUT THE AUTHOR
Aripshev Ahmed Mukhamedovich, PhD in Economics, Police Colonel. Position: Deputy Head of Department. Place of employment: Krasnodar University of MIA Russia. Branch: North-Caucasian Institute of Advanced Training. Department: Fire training chair.
184
Gaps in Russian legislation
Vol XIII №3 2020
ISSN 2072-3164 (print) ISSN 2310-7049 (online)