Научная статья на тему 'О вопросах налогообложения налогом на добавленную стоимость реализации древесины от рубок промежуточного пользования'

О вопросах налогообложения налогом на добавленную стоимость реализации древесины от рубок промежуточного пользования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
158
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лермонтов Ю. М.

За все время действия Лесного кодекса РФ, утвержденного Федеральным законом от 29.01.1997 № 22-ФЗ, не утихали споры между лесхозами и налоговыми органами по вопросу правомерности освобождения от налогообложения НДС операций по реализации древесины от рубок промежуточного пользования. Со вступлением в силу нового Лесного кодекса РФ и последовавшим преобразованием лесхозов в лесничества и лесопарки, по мнению автора, данные споры разгорятся с новой силой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О вопросах налогообложения налогом на добавленную стоимость реализации древесины от рубок промежуточного пользования»

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

О ВОПРОСАХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НАЛОГОМ НАДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ДРЕВЕСИНЫ ОТ РУБОК ПРОМЕЖУТОЧНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

Ю. М. ЛЕРМОНТОВ, консультант Минфина России

За все время действия Лесного кодекса РФ, утвержденного Федеральным законом от 29.01.1997 № 22-ФЗ, не утихали споры между лесхозами и налоговыми органами по вопросу правомерности освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость операций по реализации древесины от рубок промежуточного пользования. Со вступлением в силу нового Лесного кодекса РФ и последовавшим преобразованием лесхозов в лесничества и лесопарки данные споры, вероятно, разгорятся с новой силой.

Из положений старого Лесного кодекса РФ следовало, что территориальные органы федерального органа управления лесным хозяйством включали в себя органы управления лесным хозяйством в субъектах РФ и лесхозы федерального органа управления лесным хозяйством, в том числе и предусмотренные в ст. 128 указанного Кодекса лесхозы-техникумы, опытные и другие специализированные лесхозы. Лесхозы и национальные парки федерального органа управления лесным хозяйством осуществляли ведение лесного хозяйства в той мере, в какой это необходимо для осуществления функций государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов.

Таким образом, старый Лесной кодекс РФ определял, что лесхозы, являясь подразделением федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства, входили в систему органов государственной власти.

В связи с вступлением в силу нового Лесного кодекса РФ (далее — ЛК РФ) до 01.01.2008 лесхозы подлежали преобразованию в соответствии с гражданским законодательством. На это указывает ст. И Федерального закона от 04.12.2006 № 200-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации».

В настоящее время данный процесс практически завершен. Вместе с преобразованием к вновь образованным вместо лесхозов лесничествам и лесопарками «перешли» проблемы право-предшественников. При этом одним из ключевых вопросов для лесничеств, очевидно, должна стать проблема налогообложения НДС операций по реализации древесины от рубок промежуточного пользования.

Представляется, что, несмотря на происходящие преобразования, подход как налоговых органов, так и судов к данной проблеме не изменится. Именно поэтому полезно будет ознакомиться с выработанными в практике подходами к ее разрешению и на основании сформировавшихся выводов принять решение, облагать ли НДС реализацию древесины от рубок промежуточного пользования или нет.

Подход налоговых органов. Согласно ст. 146 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг). Подпунктом 4 п. 2ст. 146 НК РФ предусмотрено, что не признается объектом налогообложения выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов

местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством РФ, субъектов РФ, актами органов местного самоуправления.

Льготы по НДС были предоставлены лесхозам подп. 17 п. 2ст. 149 НК РФ, согласно которому освобождаются от налогообложения лесные подати, арендная плата за пользование лесным фондом и другие платежи в бюджет за право пользования природными ресурсами.

Налоговые органы исходят из того, что освобождение от налогообложения реализации товаров, втом числе древесины, полученной от мер ухода за лесом и в результате осуществления рубок промежуточного пользования, законодательством не установлено.

Подпункт 4 п. 2 ст. 146 НК РФ также не исключает реализации товаров из предусмотренных п. 1 этой статьи объектов налогообложения.

Поскольку в соответствии с п. Зет. 38 НК РФ товаром для целей налогообложения признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации, а реализацией товаров в силу п. 1ст. 39 НК РФ признается передача на возмездной основе права собственности на товар, налоговые органы полагают, что при осуществлении операций по реализации древесины от рубок промежуточного пользования налогоплательщики осуществляют операции по реализации товаров (древесины).

А поскольку операции по реализации древесины не относятся к операциям по выполнению работ (оказанию услуг), а также не являются исключительными полномочиями налогоплательщика, они должны подлежать налогообложению на общих основаниях.

Подход судов. Суды по данному вопросу придерживаются аналогичной позиции, признавая правомерными требования налоговых органов об уплате НДС с суммы выручки от реализации древесины отрубок промежуточного пользования.

Пример. Суть дела. В ходе налоговой проверки налоговый орган установил неуплату налогоплательщиком (лесхозом) НДС ввиду занижения налоговой базы на сумму выручки, полученной от реализации древесины, заготовленной в результате осуществления рубок промежуточного пользования, а также от реализации иных услуг.

Налоговый орган принял решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за неуплату НДС и предложил в срок, установленный в требованиях, уплатить суммы недоимки и налоговой санкции, а также пени.

Налогоплательщик обжаловал решение налогового органа в суде.

Позиция суда. Плательщиками НДС признаются организации и индивидуальные предприниматели.

Налогоплательщик в соответствии со ст. 11 НКРФ и ст. 120ГКРФ является организацией, т. е. плательщиком НДС.

Операции, признаваемые и не признаваемые объектом налогообложения, указаны в пп. 1и 2 ст. 146 НКРФ.

Согласно ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг). В подп. 4 п. 2этой статьи предусмотрено, что не признается объектом налогообложения выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, актами органов местного самоуправления.

В силу подп. 17 п. 2ст. 149 НК РФ освобождаются от налогообложения лесные подати, арендная плата за пользование лесным фондом и другие платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами. Освобождение от налогообложения реализации товаров, в том числе древесины, полученной в результате осуществления рубок промежуточного пользования, законодательством не предусмотрено.

Подпункт 4п. 2ст. 146НКРФ также не исключает реализации товаров из предусмотренных п. 1 этой статьи объектов налогообложения.

В рассматриваемом случае налогоплательщик осуществлял реализацию древесины, полученной в результате осуществления рубок промежуточного пользования.

В соответствии с п. Зет. 38 НК РФ товаром для целей налогообложения признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации, а реализацией товаров в силу п. 1ст. 39 НК РФ признается передача на возмездной основе права собственности на товар.

Таким образом, в проверяемый период налогоплательщик осуществлял операции по реализации товаров (древесины).

Применение к спорным правоотношениям положений подп. 4 п. 2ст. 146НКРФ необоснованно, так как операции по реализации указанной древесины не относятся к операциям по выполнению работ (оказанию услуг), а также не являются исключительными полномочиями налогоплательщику, поскольку в соответствии со ст. 83 ЛК РФ от 29.01.1997

№ 22-ФЗ данные операции могут выполняться и лесопользователями.

Налогоплательщик не отрицает, что он не исчислил и не уплатил НДС с операций по реализации древесины, полученной в результате рубок промежуточного пользования.

Налогоплательщик не оспаривает правильности расчета доначисленных сумм налога, пеней и налоговых санкций.

С учетом изложенного отсутствуют основания для признания недействительным решения налогового органа (по материалам постановления ФАС Волго-Вятского округа от 15.01.2008 № А38-236-12/128-2006).

Аналогичные выводы изложены также в постановлениях ФАС Северо-Западного округа

от 28.02.2008 № А56-8343/2006 и Дальневосточного округа от 22.04.2008 № Ф03-А51/08-2/194, а также в решении Арбитражного суда Московской области от 10.01.2008 № А41-К2-11388/06 и постановлении ФАС Московского округа от 07.07.2008 № КА-А41/5748-08, оставленного без изменения.

Список литературы

1. Лесной кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 04.12.2006 № 200-ФЗ.

2. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

3. О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 04.12.2006 № 200-ФЗ.

❖ ❖ ❖

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.