Б. Ю. Джамирзе,
кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и уголовного права Майкопского государственного технологического университета
B.Yu. Dzhamirze,
Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Administrative and Criminal Law of Maikop State Technological University
DOI: 10.24412/1608-8794-2024-1-132-137
О ВОПРОСАХ КВАЛИФИКАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНО-НАКАЗУЕМОЙ ДИСКРЕДИТАЦИИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация: геополитические вызовы и угрозы, с которыми сталкивается современная Россия, формируют особый запрос на развитие законодательства об административной ответственности, в том числе, касающейся новых составов П административных правонарушений. Деяния, направленные на подрыв авторитета
п Российской Федерации и ее Вооруженных Сил посредством публичного распространения дискредитирующей информации, несут в себе значительную угрозу стабильности государства и общества и должны быть пресечены. Целью работы является § рассмотрение особенностей правового регулирования в области административно-в наказуемой дискредитации Вооруженных Сил РФ, выявление позиций, по которым (X требуется уточнение в законодательстве и судебной практике, а также формирование авторских предложений о содержании подобных уточнений. Методологическую ^ базу исследования составляет формально-правовой и дедуктивный методы науч-§ ного исследования. В результате автор выявляет пробел в правовом регулировании административной ответственности за дискредитацию Вооруженных Сил РФ X и отмечает значимость непринудительных мер регулирования соответствующей § сферы общественных отношений. В качестве вывода предложено уточнить явление С дискредитации в федеральном законодательстве и разъяснениях со стороны судебной ^ практики, а также обеспечить комплексное воздействие государства посредством не только мер административного принуждения, но и проведения просветительской Со работы с населением.
¡X Ключевые слова: дискредитация, Вооруженные Силы РФ, специальная военная
О
«V
операция, административная ответственность, просветительская работа.
С
132
~ ON THE QUALIFICATIONS OF ADMINISTRATIVELY
cv PUNISHABLE DISCREDIT OF THE ARMED FORCES
OF RUSSIAN FEDERATION
Abstract: the geopolitical challenges and threats that modern Russia faces create a .special request for the development of legislation on administrative liability, including those relating to new elements of administrative offenses. Acts aimed at undermining the authority of the Russian Federation and its ArmedForces through public dissemination of information pose a significant threat to the stability of the state and society and must
be .stopped. The purpo.se of the work is to consider the features of the legal regulation of administratively punishable discredit of the Armed Forces of the Russian Federation, to identify positions that require clarification in legislation and judicial practice, as well as the formation of author's proposals on the content of such clarifications. The methodological basis of the research is made up of formal legal and deductive methods of scientific research. As a result, the author identifies a gap in the legal regulation ofadministrative responsibility for discrediting the Armed Forces of the Russian Federation and notes the importance ofnon-coercive measures to regulate the relevant sphere ofpublic relations. As a conclusion, it is proposed to clarify the phenomenon ofdiscrediting in federal legislation and clarifications fromjudicial practice, as well as to ensure the comprehensive influence of the state through not only administrative coercive measures, but also through educational work with the population.
Keywords: discredit, Armed Forces of the Russian Federation, Special military operation, administrative responsibility, educational work.
Ш
Современный этап развития Российского государства |
характеризуется совокупностью вызовов, в значительной мере обу- |
словленных вопросами геополитики и оказывающих определяющее ^
£
воздействие на развитие правовой системы. Условия внешнего давления со стороны недружественных государств заставляют пересма- £
тривать ряд устоявшихся юридических категорий и создавать новые, ш |
° I
0 з ■8 о
няющимся общественным отношениям. Не стало исключением и вза- | "§ имодействие государства и общества в таком традиционно сложном | | с юридической точки зрения вопросе, как реализация свободы слова 2. 1
1 ш !5
0 ®
1 о
Нормой любой развитой демократической страны является такое о
1 о
что необходимо для соответствия законодательства стремительно ме-
по отношению к оценке со стороны общества деятельности государства и определение юридических границ реализации такой свободы.
выражение указанной свободы, при котором критика государства со стороны его граждан допускается и даже поддерживается как
а За
^ -I
ш ш ■с .с 5 а
механизм обратной связи и способ участия населения в управлении делами государства. При этом выход за рамки конструктивной критики и направленность на подрыв авторитета власти являются неприемлемыми и должны преследоваться по закону.
Несмотря на видимую простоту сформулированных суждений, № юридическое их воплощение осложняется, с одной стороны, неизбеж- 5 ной связанностью оценочными категориями, а с другой - важностью ^ сохранения баланса между обеспечением стабильности публичного I управления и соблюдением прав человека. Ц
Очевидно, что особую сложность и ответственность обеспечение такого баланса приобретает в условиях ведения государством боевых действий, что можно видеть на примере России, проводящей
133
(далее - КоАП РФ) [1]. Данной статьей устанавливается административная ответственность за публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил РФ в целях защиты
с февраля 2022 г. Специальную военную операцию на территории Украины. Методично развернутая и агрессивно проводимая информационная война против России поставила своими целями раскол нашего общества, распространение атмосферы недоверия к государству и проводимой им внешней политике. Применяемое ради этих целей спекулирование на ложной информации неизбежно влечет острый общественный резонанс, обусловленный трагичностью событий, связанных с вооруженным конфликтом между братскими народами и соседними государствами, не так давно бывшими одной страной. Искажение истинных причин конфликта и целей операции на фоне фактического переписывания истории, попыток реабилитации нацизма, сформировали острый запрос на юридические инструменты противодействия антигосударственным действиям в виде манипулирования информацией. „о Одним из таких инструментов стал новый состав административен ного правонарушения, введенный в марте 2022 г. ст. 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
■в
а интересов нашей страны и ее граждан, поддержания международного ^ мира и безопасности или исполнения государственными органами РФ — своих полномочий в указанных целях, оказания добровольческими § формированиями, организациями или лицами содействия в выпол-^ нении задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ. Два соответ-§ ствующих состава, один из которых квалифицированный, созвучны ^ с аналогичными составамиуголовных преступлений, ответственность ^ за которые установлена ст. 280.3 Уголовного кодекса РФ [2], и при-о меняются в случае совершения в течение года после привлечения ^ лица к административной ответственности за аналогичное правона-С рушение. Следует согласиться с исследователями в том, что состав указанного преступления (а значит и административного правона-134 рушения, сформулированного аналогичным образом) можно назвать ^ формальным, так как действия характеризуются направленностью СЧ на подрыв авторитета, очернение Вооруженных Сил РФ или работа® ющих за рубежом государственных органов, то есть дискредитация ^ связана с целью действий, но фактический ущерб может не причиняться [3, с. 122].
На фоне показанной и не вызывающей сомнений актуальности данных норм и выстроенной логики в формулировании объекта соответствующих правонарушений привлекает внимание цель право-
нарушения в виде дискредитации, не определяемой ни КоАП РФ, ни УК РФ. Понятие дискредитации можно отнести к числу общепринятых, подразумевая под данным явлением некие действия, направленные на подрыв авторитета, разрушение доверия и формирование неприязни. Вместе с тем при квалификации административных правонарушений (и уголовных преступлений в не меньшей степени) единообразное, основанное на законе толкование используемых понятий является ключевым условием справедливого и эффективного применения мер государственного принуждения. В то же время, используя метод аналогии права, понятие дискредитации можно обнаружить лишь в антимонопольном законодательстве. Статья 14.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-Ф3 «О защите конкуренции» [4] ° понимает под дискредитацией распространение ложных, неточных 8 или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяй- Ш ствующему субъекту и (или) нанести ущерб его деловой репутации. Этой же статьей устанавливается непосредственный объект правона- |
рушения, представленный закрытым перечнем из трех позиций. Даже ^
ш
принимая во внимание экономический контекст приведенной нормы, | применение права по аналогии представляется некорректным, так как £
За
нарушение связано с осуществлением конкретных действий, способ- ш | ных повлечь для хозяйствующего субъекта материальные или репу- 8 -тационные потери. Статья 20.3.3 КоАП РФ описывает объективную | "§ сторону как публичные действия, направленные на дискредитацию | | в том числе (курсив мой - Б.Д.) публичные призывы к воспрепят- 2 1 ствованию использования Вооруженных Сил РФ. Перечень деяний, - 5 составляющих в данном случае категорию «дискредитация», остается о 1 открытым, что на фоне отсутствия легального определения создает 0 I, риски как ошибочного правоприменения, так и произвольного при- | о менения мер административного принуждения уполномоченными £ ^
г\ « За За
органами. С одной стороны, определенная оценочность категории Ш £
«дискредитация» представляется неизбежной, а значит, федеральное | | законодательство не сможет дать исчерпывающий ответ по поводу
квалификации соответствующего деяния. С другой стороны, важней- 135
шим ориентиром для формирования практики по делам об админи- №
стративных правонарушениях выступают разъяснения Верховного Ь
Суда РФ, Пленум которого пока не высказал позицию по поводу ^
рассматриваемых составов и особенностей их квалификации. Почва 1
8
для таких разъяснений уже назрела - следует согласиться с исследо- ы вателями в признании перспективной выработки «соответствующих методических рекомендаций с целью исключения необоснованного ограничения прав и свобод человека» [5, с. 223].
Следует отметить, что, наряду с показанной значимостью совершенствования правового регулирования мер административной ответственности, применяемых за дискредитацию Вооруженных Сил РФ, не меньшее значение имеет развитие и распространение мер убеждения, просветительской работы, направленной на понимание гражданами государственной политики, в частности внешней, и случаев применения Вооруженных Сил. В связи с этим особую роль играет деятельность Общероссийской общественно-государственной просветительской организации «Российское общество "Знание"» [6]. Наряду с общей задачей данной организации в виде содействия совершенствованию государственной политики в области просвещения населения, отдельного упоминания заслуживает «содействие формированию в мировоззрении граждан положительного образа России
- страны людей честных, трудолюбивых, талантливых и ответствен-„о ных за нее, уважающих ее историю, природу и культуру, живущих
в согласии и уважении друг с другом, независимо от религиозной и этнической принадлежности, единых в помыслах и устремлениях своим трудом сохранять, укреплять и развивать свое Отечество» [6]. На фоне идеологического вакуума, обусловленного распадом СССР и кризисом доверия к власти на рубеже веков, последствия которых 2 до сих пор находят отражение в российском обществе, приведенные ^ задачи просветительской работы выглядят важнейшим условием про— филактики правонарушений, совершение которых может подорвать § доверие к публичному управлению, а также ключевым фактором § устойчивости внутренней политики государства. § На основании вышеизложенного можно сделать вывод о необходи-^ мости разъяснения практики применения норм об административно-^ наказуемой дискредитации Вооруженных Сил РФ в части уточнения о квалификации явления дискредитации. Требует обсуждения вопрос ^ о возможности рамочного определения данного явления в федераль-С ном законодательстве. Эффективное правовое регулирование соответствующих общественных отношений возможно исключительно 136 в комплексе с применением мер убеждения, в частности, посредством системной просветительской работы, направленной на формирование СЧ у населения понимания целей и условий осуществления внутренней ® и внешней политики Российского государства.
Список литературы:
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации.
- 2002. - № 1, ч. 1, ст. 1; 2023. - № 21, ст. 3794.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1996. - № 25, ст. 2954; 2023. - № 13, ст. 2361.
3. Лопашенко, Н.А. Основные итоги реформирования уголовного законодательства в 2022 г. : аналитический обзор / Н. А. Лопашенко // Lex Russica. - 2023. - Т. 76, № 4 (197). - С. 115-135.
4. О защите конкуренции : федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2006. - № 31, ч. 1, ст. 3434; 2023. - № 29, ст. 5319.
5. Дугенец, А.С. Административная ответственность за публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил РФ / А.С. Дугенец, Н.Г. Канунникова // Пробелы в российском законодательстве. - 2022. - Т. 15, № 4. - С. 219-224.
6. Официальный сайт Российского общества «Знание». - URL: https:// znanierussia.ru/about/documents (дата обращения: 09.10.2023).
■еВ
С 1
ё м
В Н
0 U Р о
1 £
Н i I о 1 ?
и £
! з
се
О Ф
С1
18
ее
е ё
р о
£ £ ВВ
€ € 1
137
»
ä Р