Ю.к. ЖЕСТКОВА, С.р. ШАРИФУЛЛИНА (Елабуга)
о внедрении результатов научной деятельности в практику работы тренеров дюсш
Приводятся результаты исследования отношения тренеров, работающих в детско-юношеских спортивных школах, к внедрению результатов научных работ в практику. Исследование проведено на основе специально разработанной анкеты. Рассматриваются результаты анкетирования.
Ключевые слова: ДЮСШ, тренер-преподаватель, категория, внедрение науки.
Одна из важнейших задач современного развития физической культуры состоит в том, чтобы тренеры-преподаватели в своей повседневной деятельности творчески использовали данные современных научных исследований. Это будет способствовать улучшению процесса физического воспитания детей и молодежи. В последние годы значительно активизировалась работа по информатизации высшей школы, в частности в направлении информатизации процесса обучения и научных исследований [1, с. 51].
Проблемы внедрения достижений педагогической науки в практику работы тренеров являлись актуальными со времени создания ДЮСШ, поскольку только единство теории и практики обусловливает продвижение тренера-преподавателя в его педагогическом мастерстве. Изучение этих проблем является объективно необходимым, поскольку внедрение результатов научных исследований в практическую деятельность тренеров ДЮСШ обеспечивает совершенствование методики учебно-воспитательного процесса, повышает его эффективность, кроме того, научные выводы и рекомендации, как правило, имеют выход в практику. все это требует научно обоснованной и целенаправленной организации процесса их внедрения.
От соответствующего понимания и характеристики системы функционирования, а также от введения в практику тренировочного процесса научно-педагогических технологий и достижений, современных методик, направленных на конечный результат, зависит и ре-
шение задач, стоящих перед спортивной школой. Исключительно быстрый рост спортивных достижений, наблюдающийся за последние годы во многих странах мира, активная работа ведущих советских и зарубежных тренеров и ученых, раскрывающих процессы, происходящие в человеческом организме в ходе достижения высших спортивных результатов, говорят о том, что спортивная тренировка достигла ныне совершенно нового качественного уровня [2].
в педагогической литературе есть ряд работ, посвященных проблемам внедрения результатов научных исследований в практику. Однако они пока еще не способствуют полному и всестороннему решению проблемы. в научной спортивной литературе также недостаточно полно освещена данная проблема. Имеются лишь отдельные публикации, затрагивающие некоторые ее аспекты.
Недостаточная разработанность проблемы внедрения науки в практику, эмпирический подход к ее решению снижают эффективность работы тренеров ДЮСШ, что в конечном итоге приводит к замедлению процесса обучения и воспитания юных спортсменов.
Цель настоящей статьи - показать отношение тренеров ДЮСШ к внедрению результатов научных исследований в практику их работы. Исследования проводились в ДЮСШ Ела-буги и Набережных Челнов по специально разработанной анкете, включавшей 25 вопросов. Были выявлены паспортные данные 100 обследуемых тренеров, их трудовой стаж, отношение к различным аспектам проблемы внедрения данных научных исследований в практику их работы.
Результаты и обсуждение. У большинства опрошенных тренеров (58 %) стаж работы насчитывает 11 и более лет, у 28 % - от 6 до 10 лет, у 12 % - от 2 до 5 лет; 46 % опрошенных - тренеры-преподаватели, 36 % имеют первую категорию, 10 % - высшую категорию.
важный аспект внедрения научных результатов в практику работы тренеров - четко налаженные каналы поступления информации о результатах новейших научных исследований в области физической культуры и спорта. На современном этапе главной задачей в области совершенствования научных коммуникаций, внедрения научных достижений в практику, повышения эффективности науки и улучшения педагогической деятельности является совершенствование системы информации.
О Жесткова Ю.К., Шарифуллина С.Р., 2018
Таблица 1
каналы поступления информации о результатах научных исследований
Вариант ответа Стаж, лет Всего, % Категория Всего, %
2-5 6-10 11 и более тренер-преподаватель первая высшая
На семинарах в ДЮСШ 4 4 8 2 2 4 8
На курсах переподготовки и повышения квалификации 2 18 20 8 8 4 20
На областных, республиканских и международных конференциях 4 20 24 8 2 14 24
Электронно-образовательные ресурсы, интернет-ресурсы 5 11 22 38 10 12 8 30
Знакомятся самостоятельно 7 15 30 52 28 22 10 50
Примечание. Опрашиваемые могут указать несколько вариантов ответов.
Таблица 2
оценка тренерами уровня осведомленности о научных данных в интересующих их видах спорта
Стаж, лет Категория
Вариант ответа 2-5 6-10 11 и более Всего, % тренер-преподаватель первая высшая Всего, %
Хорошо осведомлен 2 2 2 2
Осведомлен достаточно хорошо 2 2 4 4 4
Осведомлен удовлетворительно 12 8 32 52 22 18 12 52
Осведомлен скорее неудовлетворительно 4 12 18 34 16 12 6 34
Не осведомлен - 4 4 8 4 4 - 8
Как следует из табл. 1, большинство тренеров (52 %) получают новую информацию в процессе самостоятельной работы. Роль семинаров ДЮСШ в этом плане незначительна. 20 % опрошенных отмечают положительную роль мероприятий по переподготовке и повышению квалификации в получении новых научных данных. Это тренеры, имеющие стаж работы от 6 и более лет. Они, как правило, участвуют в республиканских конференциях. Молодые же тренеры редко участвуют в подобных мероприятиях и в основном повышают свою квалификацию, занимаясь самостоятельно (табл. 2).
Повышение профессионального уровня специалистов предполагает ознакомление с различными видами научно-технической информации - такими, как текстовая (книги, диссертации, методические разработки и др.) и
электронная (наборы электронных знаков, которыми записана какая-либо информация, от текстов до фильмов), в которой отражается современный уровень достижений науки о спорте. Информационные технологии стали мощным инструментальным средством, принципиально новой организационно-методической структурой информационного обмена [1].
Отсутствие в системе физической культуры и спорта нашей республики специального информационного органа, выполняющего функции сбора, переработки, систематизации, хранения и доставки профессионально-педагогической информации тренерам и другим категориям специалистов, затрудняет процесс повышения квалификации тренеров и результатов их педагогической деятельности.
Практические работники часто говорят о том, что многие научные статьи написа-
Таблица 3
отношение тренеров к научным экспериментам во время проведения учебно-тренировочных занятий
Стаж, лет Категория
Вариант ответа (положительное отношение - «да», отрицательное - «нет») 1-2 6-10 11 и более Всего, % тренер-преподаватель первая высшая Всего, %
Да 8 12 30 50 26 12 12 50
Скорее да, чем нет 8 4 6 18 6 10 2 18
Скорее нет, чем да - 4 10 14 4 6 4 14
Нет - - - - - - - -
Затрудняюсь ответить 2 4 12 18 10 6 2 18
ны излишне сложно, понять их суть трудно. Тренеры-практики нуждаются в методических разработках - программах, объяснительных записках, методических письмах и рекомендациях, рассказывающих о том, что и как воспитывать, чему и как учить, какие формы деятельности практиковать и какими методами организовывать.
Из результатов анкетирования, представленных в табл. 2, видно, что число тренеров, хорошо осведомленных о научных данных в интересующих их видах спорта, незначительно (2 %). Эти тренеры, готовящие спортсменов высокого класса, используют результаты новейших научных данных в повседневной работе. Подавляющая же часть тренеров считает, что они плохо осведомлены в области научных исследований.
Признание внутренней взаимосвязи самообразования педагогов и повышения их квалификации, осознанная целенаправленная организация этих взаимосвязей имеет существенное значение для успешного внедрения научных рекомендаций в массовую практику. Всегда имея это в виду, мы не ставим знака равенства между внедрением и организацией научно-педагогической информации. Общая научно-педагогическая информация всегда шире по содержанию, чем внедряемые идеи и рекомендации.
Анализ планов работы по физической культуре и спорту управления по делам молодежи, спорта и туризма города Елабуги выявил факты неудовлетворительного отношения к вопросам пропаганды физической культуры, а пропаганда новейших научных данных отсутствует совсем. Пропаганда спортивных научно-педагогических знаний в Елабуге
на очень низком уровне: 54 % опрошенных отмечают неудовлетворительное ее состояние, 34 % - скорее неудовлетворительное, чем удовлетворительное, 8 % - удовлетворительное, и только 4 % считают, что она находится на достаточно высоком уровне.
В табл. 3 показано, что большая часть тренеров (68 %) со стажем работы 11 и более лет не только уверены в необходимости проведения научных экспериментов в практической деятельности, но и видят в этом путь к успеху спортсменов. 14 % опрошенных не считают нужным их проводить, по-видимому, они не хотят отказываться от привычных форм и методов в своей тренировочной практике.
На вопрос «Считаете ли вы, что в вашей работе необходимо систематически использовать новейшие научные данные?» большинство (60 %) ответило положительно, 38 % тренеров считают, что их нужно применять частично, в сочетании с уже имеющимися данными; 56 % опрошенных указали, что организация специального курса по методике отбора и внедрения новейших научных данных на курсах переподготовки и повышении квалификации поможет им в практической работе, а 10 % отметили, что эта система мероприятий поможет лишь незначительно, 22 % тренеров затруднились ответить на этот вопрос.
Главным на современном этапе становится широкое внедрение результатов научных исследований в практику [2]. Внедрение достижений науки в практику работы тренеров ДЮСШ обеспечит большую эффективность учебно-тренировочного процесса, но при условии, что важность данного вопроса будет глубоко осознана всеми работниками этих детских спортивных учреждений.
список литературы
1. Воробьева И.В., Залялиева О.В., Фалеева С.А. Информационное обеспечение физической культуры студентов вузов [Электронный ресурс] // Теория и практика физической культуры и спорта: материалы Всерос. с междунар. участием науч. конф., посвящ. 65-летию Ин-та физ. культуры, спорта и восстановительной медицины КФУ. Казань, 2014. URL: http://kpfu.ru/staff_files/ F541827035/Sbomik_konferencii_TiPFKiS_2014.pdf (дата обращения: 12.12.2017).
2. Наука о спорте [Электронный ресурс]. URL: http://sporthistory.ru/books/item/f00/s00/z0000008/ st022.shtml (дата обращения: 14.12.2017).
* * *
1. Vorob'eva I.V., Zaljalieva O.V., Faleeva S.A. Informacionnoe obespechenie fizicheskoj kul'tury stu-dentov vuzov [Jelektronnyj resurs] // Teorija i praktika fizicheskoj kul'tury i sporta: materialy Vseros. s mezhdunar. uchastiem nauch. konf., posvjashh. 65-letiju In-ta fiz. kul'tury, sporta i vosstanovitel'noj mediciny KFU. Kazan', 2014. URL: http://kpfu.ru/ staff_files/F541827035/Sbornik_konferencii_TiPFKiS_ 2014.pdf (data obrashhenija: 12.12.2017).
2. Nauka o sporte [Jelektronnyj resurs]. URL: http://sporthistory.ru/books/item/f00/s00/z0000008/ st022.shtml (data obrashhenija: 14.12.2017).
Implementation of results of scientific activities in work of coaches of sports school for children and youth
The article deals with the results of the study of the attitude of coaches working in sports schools for children and youth to the implementation of the results of scientific work in practice. The research was carried out on the basis of a specially developed questionnaire. The results of the survey are under consideration.
Key words: sports schools for children and youth, coach, category, implementation of science.
(Статья поступила в редакцию 15.01.2018)
О Богатырева Д.С., 2018
д.с. Богатырева
(луганск, украина)
критерии оценки уровня готовности специалистов к профессиональной деятельности в экологическом туризме
Рассматривается проблема критериальной оценки уровня готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности в экологическом туризме. Проанализированы подходы к определению понятий «критерий» и «показатель», представлена система критериев и показателей готовности специалистов к профессиональной деятельности в экологическом туризме. Выделены три уровня сфор-мированности данной готовности, охарактеризован каждый из них.
Ключевые слова: критерий, показатель, профессиональная деятельность в экологическом туризме, уровни готовности.
Современная подготовка специалистов сферы туризма направлена на формирование профессионалов, не только готовых к традиционной деятельности в туризме, но и компетентных в практической деятельности специальных видов туризма, в частности экологического. Подготовка туристских кадров, на наш взгляд, в обязательном порядке должна содержать выразительный экологотуристский компонент, который во многом будет определять уровень готовности специалистов к профессиональной деятельности в экологическом туризме. Для осуществления мониторинга данного уровня необходимо выделить ряд критериев и показателей, соотношение которых будет свидетельствовать о качестве профессиональной подготовки в контексте экологического туризма.
Целью данной публикации является теоретическое обоснование и выделение критериев, показателей уровня готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности в экологическом туризме. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет нам констатировать тот факт, что проблема определения критериев и показателей уровней оценки готовности студентов к профессиональной деятельности освещается в трудах многих исследователей (И. Гавриш, Т. Давы-денко, К. Дурай-Новакова, И. Зимняя, И. Зя-зюн, И. Исаев, Л. Кандыбович, Н. Кузьмина,