Научная статья на тему 'Особенности профессиональной подготовки тренеров ДЮСШ'

Особенности профессиональной подготовки тренеров ДЮСШ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1750
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЮСШ / ТРЕНЕРСКАЯ РАБОТА / САМООБРАЗОВАНИЕ ТРЕНЕРА / МЕТОДИСТ / ЗАВУЧ СПОРТИВНОЙ ШКОЛЫ / YOUTH / COACHING / SELF-COACH / TRAINER / SPORTS SCHOOL HEAD TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Приходько Вадим Григорьевич

В статье рассматривается проблема самообразования педагогов-тренеров спортивных школ, взаимосвязь новых теоретических знаний с их практическим применением. Выявлены основные недостатки во взаимодействии завуча и методиста ДЮСШ и тренера. Внесены рациональные предложения по улучшению работы тренера, как педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES TRAINING YOUTH COACH

The problem of self-education of teachers-coaches of sports schools, the relationship of new theoretical knowledge and their practical application. The basic deficiencies in cooperation, and the head teacher and Methodist Youth coach. Made rational suggestions to improve the work of the coach as a teacher.

Текст научной работы на тему «Особенности профессиональной подготовки тренеров ДЮСШ»

УДК 378:796

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ТРЕНЕРОВ ДЮСШ

Вадим Григорьевич Приходько

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Новосибирска «Детско-юношеская спортивная школа № 6», 630058, Россия, г. Новосибирск, ул. Тружеников, 10, инструктор-методист, тел. (383)306-64-44, e-mail: [email protected]

В статье рассматривается проблема самообразования педагогов-тренеров спортивных школ, взаимосвязь новых теоретических знаний с их практическим применением. Выявлены основные недостатки во взаимодействии завуча и методиста ДЮСШ и тренера. Внесены рациональные предложения по улучшению работы тренера, как педагога.

Ключевые слова: ДЮСШ, тренерская работа, самообразование тренера, методист, завуч спортивной школы.

FEATURES TRAINING YOUTH COACH

Vadim G. Prikhodko

Municipal Budget Institution of additional education of the city of Novosibirsk «Children and Youth Sports School № 6», 630058, Russia, Novosibirsk, st. Workers, 10, an instructor-methodologist, tel. (383)306-64-44, e-mail: [email protected]

The problem of self-education of teachers-coaches of sports schools, the relationship of new theoretical knowledge and their practical application. The basic deficiencies in cooperation, and the head teacher and Methodist Youth coach. Made rational suggestions to improve the work of the coach as a teacher.

Key words: Youth, coaching, self-coach, trainer, sports school head teacher.

Труд тренера характеризуется сложным сочетанием различных процессов деятельности, отличающейся многофункциональностью. Гностический компонент в деятельности тренера во многом зависит от работы всех структур спортивной школы.

В настоящее время объем научно - технических информационных потоков увеличивается в геометрической прогрессии во всех областях человеческой деятельности, в том числе и в сфере физической культуры. Тренеру-преподавателю, как и любому специалисту, необходимо получение и освоение новых знаний, позволяющих использовать полученную информацию для повышения своего профессионального мастерства. Специалист должен прогрессировать в своей профессиональной подготовке, ибо, остановившись в росте, он быстро теряет свой творческий потенциал. Поэтому проблема внедрения нового в практику как фактор повышения профессиональной подготовки специалистов ДЮСШ остается весьма актуальной.

В педагогической литературе имеется ряд работ, посвященных проблемам взаимоотношения теории и практики (К.Н. Волков, Ю.К. Бабанский, П.И. Кар-ташов, Н.В. Кузьмина и др.), однако они не содержат полного и всестороннего

решения этой проблемы. В научной литературе по физической культуре есть лишь отдельные публикации, освещающие некоторые аспекты проблемы внедрения нового в практику. Ряд исследований (А.В. Седов, И.И. Переверзин, В.Н. Артышевский, С.С. Филиппов и др.) посвящены разработке проблем информатики в сфере физической культуры. Общие вопросы организации и использования нового в практической деятельности тренера -преподавателя исследуются в работах Н.Г. Озолина, Л.П. Матвеева, В.П. Филина, В.М. Выдрина, М.Я. Набатниковой, Г.Д. Бабушкина и др. Проблемы профессиональной подготовки тренеров - преподавателей рассматриваются в публикациях С.М. Вайце-ховского, В.Н. Прохорова, Г.Е. Шпилевского, А.А. Декача, А.А. Исаева и ряда других исследователей.

Недостаточная разработанность проблемы внедрения науки в практику, фрагментарность в решении вопросов, связанных с повышением квалификации тренеров-практиков, снижают эффективность работы детских спортивных школ.

Целью нашей работы является изучение отношения специалистов ДЮСШ к внедрению научных данных в учебно-тренировочный процесс, что способствует повышению эффективности профессиональной подготовки педагогов спортивных школ. В исследовании использовались методы теоретического анализа и обобщения, педагогического наблюдения, опроса (беседы, анкетирование) и экспертная оценка. Полученные данные обрабатывались с использованием методов статистического анализа.

Исследование проводилось в ДЮСШ Сибирского федерального округа РФ. В анкетном опросе приняли участие педагоги ДЮСШ (217 человек). Полученная информация сопоставлялась с оценкой экспертов (25 человек, ведущие тренеры Новосибирской, Кемеровской, Томской областей, Алтайского и Красноярского краёв, заслуженные тренеры РФ, тренеры высшей квалификационной категории).

Анализ данных показал, что в организационных мероприятиях, способствующих повышению качества работы ДЮСШ, большинство тренеров (71%) назвали строительство, либо улучшение спортивной базы и улучшение снабжения инвентарём (81,6%). 42,9% респондентов отметили, что качество работы улучшится в результате совершенствования организации повышения квалификации тренеров, улучшения снабжения их адресной методической литературой (52,7%), предоставления возможности знакомиться с отчетами ведущих тренеров (32,2%) при р< 0,05. Аналогичные результаты по этим показателя содержатся и в ответах экспертной группы (р<0,01).

Для повышения профессионального мастерства требуется единство теоретической, методической и практической сторон деятельности тренера, обеспечивающее действенность системы его знаний и умений. Это предполагает глубокое и всестороннее овладение теорией и методикой физического воспитания, психолого-педагогическими знаниями, закрепление теоретических знаний в конкретном виде спорта и выработку на их основе практических умений, апробацию и проверку действенности знаний и умений в самостоятельной педаго-

гической работе, выработку установки на дальнейшее совершенствование своего профессионального мастерства путём самообразования. Выпадение любого из этих звеньев ведёт к рассогласованию в педагогической системе, снижает эффективность в деятельности тренера (А.А. Деркач, А.А. Исаев) [1]. Повышение профессионального уровня специалиста предполагает ознакомление с различными видами научно-технической информации (книги, диссертации, методическая литература, периодическая печать, e-mail информация и т.д.), в которой отражается современный уровень достижений науки о спорте.

Решение проблем самообразования педагогов ДЮСШ требует правильной организации этого процесса и предъявляет определенные требования к деятельности завуча и инструктора-методиста спортивной школы. Завуч ДЮСШ в соответствии с должностными характеристиками должен обеспечивать, в том числе, подготовку и повышение квалификации тренеров, осуществлять руководство учебно-методической работой, направлять творческую инициативу тренеров-преподавателей. В то же время завуч осуществляет контроль за проведением учебно-тренировочных занятий, выполнением планов, учебных программ и т. д.

Опрошенные специалисты отмечают, что в большинстве спортивных школ региона заведующие учебной частью устранились от работы по внедрению научных исследований в учебно-тренировочный процесс, который в ДЮСШ протекает стихийно. Методическая работа подменяется контролем и администрированием. Важность усиления контроля за работой тренеров респондентами не отрицается (23,3%), но приоритет должен принадлежать методическим аспектам в работе завуча. Экспертами отмечается недостаточная методическая подготовленность завучей ДЮСШ, их неумение организовать систему внедрения новейшей научно-педагогической информации, направленной на совершенствование учебно-тренировочного процесса в спортшколе.

Изменение существующей сетки учебно-тренировочной нагрузки (14,3%), реорганизация системы управления работой спортивной школы (10,2%), повышение оплаты труда этой группы специалистов, по нашему мнению, позволит привлекать к работе завуча наиболее опытных тренеров, имеющих склонность к такой деятельности.

Исследованиями Г.Е. Шпилевского [2] установлено оптимальное время, используемое тренером ДЮСШ для самоподготовки к учебно-тренировочным занятиям, и равно 6-ти часам в неделю. Данные проведенного анкетирования показывают, что тренеры ДЮСШ нашего региона уделяют самоподготовке разное время: 6 часов и более в неделю занимаются 15,3% опрошенных. Они имеют, как правило, высшую квалификационную категорию и стаж работы более 11 лет. Другая категория педагогов (51%) используют лишь 2-3 часа в неделю, т.е. время необходимое только для заполнения текущей документации - это тренеры в возрасте 50 лет и старше или только окончившие вузы специалисты со стажем работы менее 5-ти лет.

Для того, чтобы активизировать самообразование педагогов-тренеров в ДЮСШ требуется создание конкретных форм и организации внедрения новой

информации в практику работы тренерского коллектива, готовность всех структур спортивной школы к использованию данных научных исследований в практике. Необходимо организовать систематическую учёбу как руководства, так и тренерско-преподавательского состава спортивной школы. Целесообразно проводить занятия по повышению теоретического уровня руководителей: директора, завуча; и педагогов: инструктора-методиста и тренеров-преподавателей - ежеквартально, с отрывом от практической работы на 1 -2 дня в виде семинаров (объем занятий 10-20 часов). Программа подобных занятий должна предусматривать тематику по трём основным направлениям:

1. Педагогическое образование.

2. Вопросы организации и методики проведения учебно-тренировочных занятий в ДЮСШ.

3. Медико-биологические и психолого-педагогические проблемы подготовки юных спортсменов, учащихся ДЮСШ.

Удачный опыт проведения подобных семинаров имел место в 2011-2015г.г. МБУДО города Новосибирска ДЮСШ № 6 в сотрудничестве с кафедрой физической культуры и спорта ГАОУ ДПО НСО НИПКиПРО.

На семинарах в ДЮСШ (это основной канал поступления новой информации, отмечаемый 83% опрошенных тренеров) занятия необходимо проводить дифференцированно. Тренеры-преподаватели, имеющие стаж работы до 5-ти лет, или чуть больше, рассматривают проблемы технологии планирования учебно-тренировочного процесса, оформления учебной документации, совместительства, правовых вопросов, отбора юных спортсменов, контроля за текущим освоением программ подготовки и др. Из числа старших тренеров отделения к ним прикрепляется педагог-наставник, который сможет помочь практически. Опытные тренеры-преподаватели должны иметь индивидуальные задания, оговоренные на методическом совете школы.

Планировать работу семинаров на отделениях по видам спорта в ДЮСШ необходимо на учебный год, занятия проводить 1 раз в неделю. Тематика определяется методическим советом и должна соответствовать какой-либо избранной всеми специалистами отделения по виду спорта ДЮСШ педагогической проблеме для её научной разработки и внедрения. Определяются направления работы: во-первых, для повышения общетеоретической подготовленности в области своей специализации; во-вторых, для более подробного ознакомления со смежными, по отношению к специализации, научными дисциплинами; в-третьих, обмен педагогическим опытом. Однако, даже при самых «организованных» системах совершенствования знаний нельзя достичь успехов без умения самостоятельно работать, и все организационные мероприятия должны быть направлены на стимуляцию самообразования тренеров-преподавателей ДЮСШ.

Ведущая роль в решении вышеперечисленных проблем принадлежит завучу нового типа. Завуч должен индивидуально с каждым тренером спортшколы обсудить план его работы по самообразованию и повышению квалификации,

переориентировав в случае необходимости на корректировку индивидуального плана, согласовав его с общешкольным планом работы по внедрению.

Создание финансовых возможностей тренерам- преподавателям ДЮСШ в использовании Республиканской отраслевой системы в сфере физической культуры и спорта обеспечит специалистам оперативность и необходимую полноту доступа к фондам информации, в том числе и зарубежной, благодаря комплектованию автоматизированного банка данных, позволяющего регулярно предоставлять потребителю реферативную информацию по постоянным и разовым запросам, что будет способствовать профессиональному росту тренеров ДЮСШ.

В заключение следует отметить, что деятельность заместителя директора по учебно-воспитательной работе и инструктора-методиста спортивной школы нуждается в более глубоком и всестороннем изучении. Необходимы детализация профессиограмм и сопоставление с уровнем подготовленности практических работников, более качественный отбор на указанные должности и специальная подготовка их на краткосрочных, специально организованных, курсах повышения квалификации.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Деркач А.А., Исаев А.А. Педагогическое мастерство тренера. - М.: Физкультура и спорт, 1981.- С. 18-21.

2. Шпилевский Г.Е. Научная организация труда тренера- преподавателя ДЮСШ. Авто-реф. дис. канд. пед. наук. - Л, 1981. - С. 8-10.

© В. Г. Приходько, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.