Научная статья на тему 'О ВНЕДРЕНИИ ЭЛЕМЕНТОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС НА КАФЕДРЕ КОММУНАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ'

О ВНЕДРЕНИИ ЭЛЕМЕНТОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС НА КАФЕДРЕ КОММУНАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — С.Я. Черкинский, В.Т. Мазаев, В.П. Ласкина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ВНЕДРЕНИИ ЭЛЕМЕНТОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС НА КАФЕДРЕ КОММУНАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ»

расте 40 лет и старше. А в этом возрасте возможны нарушения солевого обмена и обострения имеющихся неврологических заболеваний.

Обследованный цех состоит из 5 отделений, отличающихся друг от друга марками пропиточных машин, а следовательно, и организацией трудового процесса, использованием разных смесей растворителей и обрабатываемого сырья. Учитывая специфические условия труда в различных отделениях цеха, мы провели анализ заболеваемости в них. Установлено, что уровень заболеваемости с временной нетрудоспособностью в отделениях определяют прежде всего грипп и катар верхних дыхательных путей. В бакелитовом и масляном отделениях второе место после гриппа занимают ангины, прочие болезни, радикулиты, невралгии и трахеобронхиты. В эс-капоновом отделении, кроме гриппа, преобладают невралгии, а затем прочие болезни. В отделении новых машин и кремнийорганических соединений также преобладают радикулиты и прочие болезни.

Таким образом, несмотря на то что общий уровень заболеваемости с временной утратой трудоспособности во всех отделениях одинаков, каждое из них имеет характерные особенности. Например, в бакелитовом отделении, где в состав пропиточных смесей входит фенол, более часто встречаются случаи заболеваний ларингитом и трахеобронхитами.

Выводы

1. Рабочие пропиточного цеха подвергаются комбинированному воздействию паров растворителей в условиях неблагоприятного микроклимата.

2. Уровень заболеваемости с временной утратой трудоспособности в рассматриваемой отрасли производства определяют грипп и катар верхних дыхательных путей. Особенностью структуры заболеваемости является преобладание таких нозологических форм, как невралгии, радикулиты и невриты, а среди прочих болезней — вегетоастенического синдрома и ларингита, трахеита и трахеобронхита.

3. Наиболее высокие показатели заболеваемости отмечены в основной профессиональной группе, которую составляют пропитчицы и лакоразвод-чицы.

4. В каждом отделении цеха в зависимости от преобладания различных факторов производственной среды наблюдаются характерные заболевания. [

ЛИТЕРАТУРА. Некрасов Б. П. Заболеваемость радикулитом и другими заболеваниями периферической нервной системы у рабочих и служащих промышленных предприятий. Дисс. канд. М., 1966.

Поступила 27/1II 1974 г.

УДК 614.7:378.661:001.891

Проф. С. Н. Черкинский, кандидаты мед. наук В. Т. Мазаев и В. П. Ласкина

О ВНЕДРЕНИИ ЭЛЕМЕНТОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС НА КАФЕДРЕ КОММУНАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ

I Московский медицинский институт им. И. М. Сеченова

Современные условия жизни, высокие темпы научно-технического прогресса, непрерывно увеличивающийся поток информации в корне изменяют требования к подготовке специалистов. Задача высшей школы состоит не только в том, чтобы дать студенту и закрепить у него определенную сумму знаний, а научить будущего специалиста основам и методам самообразования, творческому подходу к выполнению повседневной работы. В свете этих представлений внедрение элементов исследований в учебный процесс является одним из путей совершенствования преподавания в вузе.

Для успешного и целесообразного внедрения исследовательской работы в учебный процесс необходимо, на наш взгляд, соблюдение некоторых условий. Во-первых, она должна опираться на определенный багаж фактических знаний будущего врача в области фундаментальных и специальных наук. Во-вторых, элементы ее должны быть органически увязаны с основным курсом, составлять с ним единое целое. Необходимо помнить, что учебно-исследовательская работа — не самостоятельный метод или прием преподавания, а лишь одно из направлений его совершенствования. Последнее особенно необходимо на первых порах внедрения учебно-исследовательской работы, чтобы не сделать его «модой Дня» и тем самым не нанести вреда ни учебному процессу в целом, ни самой идее ее.

Кафедра коммунальной гигиены I Московского медицинского института располагает опытом учебно-исследовательской работы в педагогическом процессе. Исходя из первого указанного выше условия, мы дифференцированно подходим к использованию элементов исследований в зависимости от уровня подготовки обучаемого.

Естественно, что студенты IV курса, впервые знакомящиеся с коммунальной гигиеной как наукой и предметом преподавания, имеют лишь самое общее представление о ней и методах исследования, присущих ей. Исходя из этого, основным элементом исследовательского процесса, который должен быть усвоен студентом IV курса, мы считаем правильный методический подход к изучению объектов коммунального санитарного надзора. Обучение этому методическому приему мы проводим на примере санитарного обследования головных водопроводных сооружений. При этом набор практических занятий, их последовательность таковы, что у студента сохраняются не только представления, но и навыки комплексного подхода к изучению объекта, включающего знакомство с необходимой литературой, визуальное обследование, сбор соответствующей технической документации, планирование и отбор проб для лабораторного анализа, самостоятельное лабораторное исследование и, наконец, обобщение результатов всей работы в виде санитарного описания. Учебным планом предусмотрено закрепление такого методического приема в виде занятия по самостоятельному обследованию водопровода группой студентов из 2—3 человек. На последующем занятии, посвященном разбору этого обследования, преподаватель имеет возможность выяснить степень овладения указанным методическим приемом каждым студентом.

В описанном методическом приеме ясно прослеживаются все элементы исследовательского процесса — уяснение задачи исследования, планирование его, сбор и анализ данных, обобщение, синтез накопленного материала.

Другие методические подходы, при которых допускается неправильная постановка цели занятия (не изучение влияния объекта на здоровье и условия жизни населения, а, например, ознакомление с работой сооружений и т. п.) или разрыв единого процесса исследования на лабораторное занятие и выход на объект, не связанные внутренне друг с другом, или замена санитарного описания составлением рабочего документа санитарного врача — акта обследования, не только не способствуют развитию у студента навыков комплексного подхода к изучению объектов, обязательного использования при этом лабораторных и инструментальных методов, но и вырабатывают у будущего специалиста поверхностный, шаблонный, «фельдшерский» подход к деятельности санитарного врача.

Следующим элементом исследовательской работы, используемым в учебном процессе, является санитарная экспертиза проектов. При обучении методике проведения экспертизы уделяется большое внимание выработке у студентов навыков поиска и «вычленения» из комплексного, многогранного труда, каким является, например, проект водоснабжения города, вопросов, имеющих гигиеническое значение, детальному изучению этих вопросов с использованием существующих знаний, дополнительной лите-

ратуры и, наконец, приобретению навыков оценки проектных решений с гигиенической точки зрения. Для более глубокого усвоения студентом предложенного методического приема, а также для контроля усвоения результаты работы оформляются в виде обстоятельного санитарного заключения.

На V курсе описанные методические приемы закрепляются при прохождении других разделов предмета.

Наиболее целесообразным для приобретения навыков исследовательской работы представляется нам использование времени производственной практики. К сожалению, из-за крайне малого срока первой специальной производственной практики после V курса говорить об этом нереально. Однако во время производственной практики 12-го семестра, на которую учебным планом отводится 3 мес, есть возможность для выработки указанных навыков. К этому сроку студент уже заканчивает прохождение всех специальных дисциплин, имеет солидный теоретический багаж, что облегчает ему выполнение задач исследовательского характера. Учитывая это, мы придаем большое значение подбору тем научно-практической работы и методическому руководству в процессе ее выполнения.

Тема ее выбирается, как правило, с учетом плана научно-практической деятельности санэпидстанций, где студент проходит практику. Объем работы по теме, методика ее выполнения служат предметом детального обсуждения с преподавателем кафедры, курирующим студента, и с врачом коммунального отдела санэпидстанции. Обязательный элемент программы работы — подбор и изучение специальной литературы. Студенту отводится время на выполнение темы, в том числе и на занятия в библиотеке. В зависимости от объема работы практикуется выполнение одной темы группой из 2—4 человек. Результаты работы докладываются на конференции в санэпидстанции и отчетной итоговой конференции кафедры. По нашим сведениям, результаты исследований студентов в ряде случаев служили материалом для доклада на заседании исполкома местного Совета, для составления перспективных планов благоустройства населенного пункта. Научно-практические работы студентов по санитарной оценке водоемов Московской области, проводившиеся систематически на протяжении ряда лет, явились составной частью подготовки областной санэпидстанцией санитарного задания к проекту развития водоснабжения Москвы.

Внимание, которое уделяется научно-практическим работам врачами и руководством санэпидстанции, наглядный выход их результатов в практику дисциплинируют студентов, заставляют их серьезно относиться к порученному делу. Все это в конечном счете способствует более прочному закреплению полученных ими навыков.

Прививать будущим врачам вкус к исследовательской деятельности, несомненно, призван студенческий научный кружок. Однако, нам кажется, что нельзя отождествлять учебно-исследовательскую работу и работу в студенческом научном обществе. Погоня за числом членов научного кружка при кафедре, наблюдающаяся кое-где, не выдерживает критики. Численность кружка должна определяться научным потенциалом кафедры как в количественном, так и в качественном смысле этого слова.

Приведенные нами приемы воспитания исследовательских навыков у студентов не исчерпывают всех направлений этой деятельности. Мы хотели только показать, что возможности внедрения учебно-исследовательской работы кроются не столько в «изобретении» новых методов преподавания, сколько в более серьезном, вдумчивом подходе к уже имеющимся.

Поступил» 29/111 1974 г.

3 Гигиена и санитария К< 12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.