Научная статья на тему 'О ВЛИЯНИИ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА СОСТОЯНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ В РОССИИ'

О ВЛИЯНИИ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА СОСТОЯНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
568
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
INDICATOR / CRIMINAL LAW STATISTICS / STATISTICAL OBSERVATION / CRIMINOLOGICAL ANALYSIS / CRIME / CRIME WITH A FOREIGN ELEMENT / INTERNAL AFFAIRS AGENCIES / LAW ENFORCEMENT AGENCIES / FOREIGN CITIZENS / MIGRATION PROCESSES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нуянзин Сергей Владимирович, Тришкин Сергей Владимирович, Ивлев Вячеслав Борисович, Овчинников Андрей Олегович

С использованием общих и специальных методов научного познания социальной, экономической и правовой окружающей российской действительности определяется современное состояние преступности, ее структуры, динамики, уровня и тенденций развития. Рассматриваются основные статистические показатели преступных проявлений с так называемым иностранным элементом, выделяются свойственные для него виды. Определяются доминирующие факторы, снижающие уровень эффективности противодействия анализируемой преступности, оказываемого со стороны органов внутренних дел. В частности, С. В. Нуянзиным проведен криминологический анализ показателей уголовно-правовой статистики за прошедшие пять лет; состояния выявляемости лиц, совершивших преступления; устанавливаемости лиц, совершивших преступления; темпов раскрываемости преступлений. В. Б. Ивлевым рассмотрены состояние миграционных процессов за прошедшие пять лет; основные статистические показатели преступных проявлений с иностранным элементом; количество преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства; состояние выявляемости лиц, совершивших данные преступления; структуры преступности с иностранным элементом; этнической организованной преступности с иностранным элементом; С. В. Тришкиным подведены итоги результатов криминологического исследования общих показателей регистрируемой преступности; показателей уровня эффективности выявляемости лиц, совершивших преступления; структуры российской преступности; преступности лиц, прибывших в Российскую Федерацию с целью работы по найму, нелегально, а также в целях учебы и по делам совместного предприятия; качественных показателей преступности с иностранным элементом; лиц, являющихся наиболее социально опасными в «криминальном рейтинге» преступности с иностранным элементом; интенсивности миграционных процессов отдельных иностранных граждан, которые с большой долей вероятности «подпитывают» российскую этническую организованную преступность и тем самым влияют на ее структуру, динамику, уровень и тенденции развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Нуянзин Сергей Владимирович, Тришкин Сергей Владимирович, Ивлев Вячеслав Борисович, Овчинников Андрей Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE IMPACT OF MIGRATION PROCESSES ON STATE OF CRIME IN RUSSIA

With the use of General and special methods of scientific knowledge of social, economic and legal environment of the Russian reality is determined by the current state of crime, its structure, dynamics, level and trends. The main statistical indicators of criminal manifestations with the so-called foreign element are considered, the types peculiar to it are allocated. Identifies the dominant factors that reduce the level of efficiency of counteraction to analyze the crime provided by bodies of internal Affairs. In particular, S. V. Nuyanzin conducted a criminological analysis of indicators of criminal law statistics for the past five years; the state of detection of persons who committed crimes; the state of ascertainability of persons who committed crimes; the state of the rate of detection of crimes. V. B. Ivlev considered the state of migration processes over the past five years; the main statistical indicators of criminal manifestations with the so-called foreign element; the number of crimes committed by foreign citizens and stateless persons; the state of detection of persons who committed crimes by foreign citizens and stateless persons; the state of the structure of crime with a foreign element; the state of ethnic organized crime with a foreign element; S. V. Trishkin summed up the results of the criminological study of General indicators of registered crime; indicators of the level of efficiency of detection of persons who committed crimes; indicators of the structure of Russian crime; indicators of crime of persons who arrived to the Russian Federation for the purpose of employment, illegally, and also for the purpose of study and on Affairs of the joint venture; qualitative indicators of crime with the foreign element; indicators of the persons who are the most socially dangerous in «criminal rating» of crime with the foreign element; indicators of intensity of migratory processes of certain foreign citizens who with a high degree of probability «feed» the Russian ethnic organized crime and, thereby, influence its structure, dynamics, level and tendencies of development.

Текст научной работы на тему «О ВЛИЯНИИ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА СОСТОЯНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ В РОССИИ»

УДК 34.096 СЕРГЕИ ВЛАДИМИРОВИЧ НУЯНЗИН,

заместитель начальника Управления оперативно-разыскной информации МВД России;

СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ТРИШКИН,

кандидат юридических наук, заместитель начальника отдела оперативно-аналитических мероприятий

по преступлениям общеуголовной направленности Управления оперативно-разыскной информации МВД России;

ВЯЧЕСЛАВ БОРИСОВИЧ ИВЛЕВ,

заместитель начальника Межмуниципального управления МВД России «Балашихинское»;

АНДРЕЙ ОЛЕГОВИЧ ОВЧИННИКОВ,

старший преподаватель кафедры профессиональной подготовки ФГКОУ ВО «Уфимский юридический институт МВД России»

О ВЛИЯНИИ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА СОСТОЯНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ В РОССИИ

Аннотация. С использованием общих и специальных методов научного познания социальной, экономической и правовой окружающей российской действительности определяется современное состояние преступности, ее структуры, динамики, уровня и тенденций развития. Рассматриваются основные статистические показатели преступных проявлений с так называемым иностранным элементом, выделяются свойственные для него виды. Определяются доминирующие факторы, снижающие уровень эффективности противодействия анализируемой преступности, оказываемого со стороны органов внутренних дел. В частности, С. В. Нуянзиным проведен криминологический анализ показателей уголовно-правовой статистики за прошедшие пять лет; состояния выявляемости лиц, совершивших преступления; уста-навливаемости лиц, совершивших преступления; темпов раскрываемости преступлений. В. Б. Ивлевым рассмотрены состояние миграционных процессов за прошедшие пять лет; основные статистические показатели преступных проявлений с иностранным элементом; количество преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства; состояние выявляемости лиц, совершивших данные преступления; структуры преступности с иностранным элементом; этнической организованной преступности с иностранным элементом; С. В. Тришкиным подведены итоги результатов криминологического исследования общих показателей регистрируемой преступности; показателей уровня эффективности выявляемости лиц, совершивших преступления; структуры российской преступности; преступности лиц, прибывших в Российскую Федерацию с целью работы по найму, нелегально, а также в целях учебы и по делам совместного предприятия; качественных показателей преступности с иностранным элементом; лиц, являющихся наиболее социально опасными в «криминальном рейтинге» преступности с иностранным элементом; интенсивности миграционных процессов отдельных иностранных граждан, которые с большой долей вероятности «подпитывают» российскую этническую организованную преступность и тем самым влияют на ее структуру, динамику, уровень и тенденции развития.

S. V. Nuyanzin, Deputy Head of Department operational-search information the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation; e-mail: [email protected], tel.: 8 (495) 667-68-71;

S. V. Trishkin, Candidate of Juridical Sciences, Deputy Chief of Department operatively-analytical actions for crimes of a General orientation, Department of operational-search information the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation; e-mail: [email protected], tel.: 8 (495) 667-76-36;

V. B. Ivlev, Deputy Head of inter-Municipal Department Interior Ministry of the Russian Federation «Balashikhinskiy»; e-mail: [email protected], tel.: 8 (495) 203-28-98.

A.O. Ovchinnikov, Chair teacher of the professional training, Ufa Juridical Institute Ministry of the Intoner of Russia; tel.: 8 (347) 279-43-18, e-mail: [email protected].

On the impact of migration processes on state of crime in Russia

Abstract. With the use of General and special methods of scientific knowledge of social, economic and legal environment of the Russian reality is determined by the current state of crime, its structure, dynamics,

level and trends. The main statistical indicators of criminal manifestations with the so-called foreign element are considered, the types peculiar to it are allocated. Identifies the dominant factors that reduce the level of efficiency of counteraction to analyze the crime provided by bodies of internal Affairs. In particular, S. V. Nuyanzin conducted a criminological analysis of indicators of criminal law statistics for the past five years; the state of detection of persons who committed crimes; the state of ascertainability of persons who committed crimes; the state of the rate of detection of crimes. V. B. Ivlev considered the state of migration processes over the past five years; the main statistical indicators of criminal manifestations with the so-called foreign element; the number of crimes committed by foreign citizens and stateless persons; the state of detection of persons who committed crimes by foreign citizens and stateless persons; the state of the structure of crime with a foreign element; the state of ethnic organized crime with a foreign element; S. V. Trishkin summed up the results of the criminological study of General indicators of registered crime; indicators of the level of efficiency of detection of persons who committed crimes; indicators of the structure of Russian crime; indicators of crime of persons who arrived to the Russian Federation for the purpose of employment, illegally, and also for the purpose of study and on Affairs of the joint venture; qualitative indicators of crime with the foreign element; indicators of the persons who are the most socially dangerous in «criminal rating» of crime with the foreign element; indicators of intensity of migratory processes of certain foreign citizens who with a high degree of probability «feed» the Russian ethnic organized crime and, thereby, influence its structure, dynamics, level and tendencies of development.

Key words: indicator, criminal law statistics, statistical observation, criminological analysis, crime, crime with a foreign element, internal Affairs agencies, law enforcement agencies, foreign citizens, migration processes.

По мнению ведущего российского ученого-криминолога с мировым именем В. В. Лунеева, до настоящего времени в нашей стране не созданы необходимые политические, экономические, правовые и организационные предпосылки, которые способствовали бы объективной оценке состояния преступности, ее структуры, динамики, уровня и тенденций развития (!) [3, с. 21].

Особую актуальность его точка зрения приобретает в сложившейся ситуации, при которой с 1 января 2012 г. ведение государственного единого статистического учета состояния преступности де-юре осуществляется Генеральной прокуратурой Российской Федерации1, а де-факто - «ослабленными» в силу многократного реформирования информационными центрами территориальных органов МВД России и ФКУ «ГИАЦ МВД России» [5, с. 56, 57] без достаточных на то законных оснований, поскольку у органов внутренних дел (полиции) отсутствует право на формирование, ведение и использование статистической информации о состоянии преступности в комплексе прав, предусмотренных подп. 33 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» (?!)2.

Вместе с тем отсутствие статистических сведений о реальном состоянии преступности снижает возможность проведения качественно-

1 См.: О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О полиции» : Федер. закон от 7 февр. 2011 г. № 4-ФЗ, п. 2 ст. 1 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 7, ст. 901.

2 См.: О полиции : Федер. закон от 7 февр. 2011 г № З-ФЗ

// Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 7, ст. 900.

го криминологического анализа ее показателей, что, как правило, негативным образом сказывается на выявлении существующих проблем, прогнозе и планировании своевременных и адекватных организационно-правовых мер, направленных на осуществление контроля преступности и удержание ее на социально терпимом уровне, - состоянии гражданского правопорядка в обществе, при котором обеспечивается безопасность личности, общества и государства, создаются правовые условия для достойной жизни и свободного развития человека и гражданина в государстве [2, с. 230].

Как следствие, происходит сдерживание всего антикриминального сегмента правоохранительной деятельности, что в условиях действующих и развивающихся угрожающими темпами экономических санкций и давления на российскую экономику со стороны США и ведущих стран Евросоюза создает серьезные препятствия для практического решения задач в экономической и социальной сферах, во внутренней и внешней политике, которые определены в ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президентом Российской Федерации В. В. Путиным3.

Именно поэтому авторы настоящей статьи задались целью определить на основе имеющихся статистических сведений современное состояние преступности, ее структуру, динамику, уровень и тенденции развития, а также рассмотреть

3 См.: Послание Президента Федеральному Собранию : Послание Президента Рос. Федерации Федер. Собранию Рос. Федерации от 20 февр. 2019 г. // Рос. газ. 2019. 21 февр. (№ 38).

основные статистические показатели преступных проявлений с иностранным элементом, что в совокупности может создать дополнительные предпосылки для выработки своевременных и адекватных организационно-правовых мер, направленных на выполнение государством социального заказа от российского гражданского общества по защите его прав и законных интересов от различных преступных посягательств.

Итак, результаты проведенного криминологического анализа показателей уголовно-правовой статистики за прошедшие пять лет4 свидетельствуют о снижении на 9,1 % показателей регистрируемой преступности, что сопровождается пятидесятипроцентным ростом количества зарегистрированных преступлений террористического характера; на треть - связанных с мошенничеством; более чем на одну пятую часть - преступлений экстремистской направленности и на одну десятую часть - связанных с вымогательством.

Очевидные попытки «выхода» из под социального контроля некоторых видов преступлений сопровождаются общим снижением на 7,4 % темпов выявляемости лиц, совершивших преступления, в том числе на 22,0 % - по преступлениям против личности, из них на 29,5 % - по умышленным причинениям тяжкого вреда здоровью, 26,7 % - изнасилованиям и покушениям на изнасилование, 26,1 % - убийствам и покушениям на убийство; 20,9 % - по тяжким и особо тяжким преступлениям; 14,9 % - преступлениям против собственности, из них на 37,1 % - по неправомерным завладениям автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угонам), 35,2 % - разбоям, 20,1 % - грабежам, 15,9 % - вымогательствам, 14,2 % - кражам, 10,1 % - присвоениям или растратам, 5,7 % - мошенничествам; 8,4 % - преступлениям, совершенным в составе группы лиц.

Отдельные результаты оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел [6, с. 7]5 характеризуются снижением на 5,7 % темпов устанавливаемости лиц, совершивших преступления6, в том числе сотрудника-

4 Здесь и далее, если не оговорено особо, приведены статистические показатели из сборников. См.: Состояние преступности в России (за январь-декабрь 2014 г.). М. : ФКУ «ГИАЦ МВД России», 2015. С. 5-6, 36, 40; Состояние преступности в России (за январь-декабрь 2018 г.). М. : ФКУ «ГИАЦ МВД России», 2019. С. 6-7, 50, 53.

5 По оценкам достаточно известных специалистов, органами внутренних дел рассматривается более 90 % заявлений и сообщений о преступлениях.

6 Имеются в виду преступления, уголовные дела и мате-

ми подразделений дознания на 45,1 %, по борьбе с преступными посягательствами на грузы, перевозимые железнодорожным транспортом (далее - ОБППГ), - на 29,5 %, следственных подразделений - 22,8 %, уголовного розыска (далее - УР) - 9,0 %, экономической безопасности и противодействия коррупции - 8,6 %, участковыми уполномоченными полиции (далее - УУП) - 8,0 %, патрульно-постовой службы - 4,4 %. Причем на фоне роста на 13,5 % общего показателя уста-навливаемости лиц, совершивших преступления в составе организованных групп либо преступных сообществ (преступных организаций) (далее - в составе ОГ и ПС (ПО)), наблюдается его снижение на 77,3 % в следственных подразделениях, на 75,0 % в подразделениях дознания, 65,8 % - отделах по борьбе с преступными посягательствами на грузы (ОБППГ), 52,9 % - подразделениях дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения, 32,1 % - по противодействию экстремизму, в подразделениях уголовного розыска (УР) -

17.2 %,службе участковых уполномоченных полиции (УУП) - 12,6 %.

Одновременно наблюдается снижение на 8,2 % темпов раскрываемости преступлений, в том числе на 24,9 % - против личности, из них на 29,0 % - связанных с умышленным причинением тяжкого вреда здоровью, 25,6 % - убийством и покушением на убийство, 13,5 % - изнасилованием и покушением на изнасилование; 19,9 % -совершением тяжких и особо тяжких преступлений; 16,8 % - против собственности, из них на

37.3 % - связанных с разбоем, 36,2 % - неправомерным завладением автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угоном), 26,4 % - присвоением или растратой, 26,3 % - вымогательством, 20,6 % - грабежом, 18,6 % - кражей, 7,5 % - мошенничеством; 10,9 % - коррупцией; 6,1 % - совершением в крупном (значительном) размере либо с причинением крупного (значительного) ущерба, совершением в особо крупном размере либо сопряженных с извлечением дохода в особо крупном размере.

Как следствие, за рассматриваемый период в правоохранительными органами в среднем не раскрыто7 каждое второе преступление

риалы о которых направлены в суд, разрешены либо имеется подозреваемый, обвиняемый (из числа находящихся в производстве на начало года или зарегистрированных в отчетном периоде).

7 Имеются в виду оставшиеся преступления (независимо от времени их совершения и регистрации), следствие по которым в отчетном периоде впервые приостановлено за нерозыском подозреваемого или обвиняемого или неустанов-

(или 44,7 %)8, в том числе каждое второе преступление, являющееся тяжким или особо тяжким, связанное с кражей, мошенничеством и совершенное в крупном (значительном) размере, либо с причинением крупного (значительного) ущерба, совершенное в особо крупном размере либо сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере; каждое третье - с вымогательством и грабежом; каждое четвертое - с разбоем и неправомерным завладением автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угоном); каждое седьмое - с убийством и покушением на убийство; каждое девятое - присвоением или растратой; каждое одиннадцатое - с умышленным причинением тяжкого вреда здоровью; каждое двадцать шестое - с изнасилованием и покушением на изнасилование, а также с коррупцией.

Рассмотрение показателей преступности, обладающей так называемым иностранным элементом, невозможно без определения состояния миграционных процессов, являющихся, на наш взгляд, своего рода предвестником зарождающейся преступности со свойственной ей окраской - «преступность с иностранным элементом». Равно как административная правонарушае-мость, которая по своей общественной опасности выступает неким репрезентативным предвестником преступности [4, с. 153].

Итак, результаты анализа имеющихся сведений за 2014-2018 гг.9 свидетельствуют о снижении на 6,6 % общего числа иностранных граждан, въехавших в Российскую Федерацию10, что обусловлено сокращением количества въехавших на ее территорию граждан Кореи и Турции на 55,0 %, Молдовы - 34,0 %, Беларуси - 32,9 %, Польши - 24,6 %, Армении - 23,7 %, США - 23,2 %, Казахстана - 19,2 %, Азербайджана и Финляндии -

лением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, либо в случае, когда место нахождения подозреваемого или обвиняемого известно, однако реальная возможность его участия в уголовном деле отсутствует.

8 Рассчитан от общего количества преступлений, уголовные дела и материалы о которых находились в производстве в отчетном периоде.

9 См.: ИСОД МВД России/ сервисы Главного управления по вопросам миграции/ АСАО ГИСМУ. URL : http://172.26.147.97:9704/ analytics/saw.dll?Dashboard (дата обращения : 19.02.2019).

10 Здесь и далее приведены статистические сведения в отношении иностранных граждан, въехавших в Российскую

Федерацию и выехавших из нее, преступная деятельность которых отслеживается в рамках формы статистической отчетности. См.: Сведения о преступлениях, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства, а также в отношении них. Форма «2-СНГ», утв. приказом МВД России от 28 февр. 2012 г. № 134. Документ опубликован не был.

14,1 %, Германии - 6,2 %, Италии - 4,6 %, Вьетнама - 1,0 %.

Также наблюдается рост числа въехавших в нашу страну иностранных граждан: Монголии -на 229,4 %, Нигерии - 226,1 %, Ирака - 109,2 %, Китая - 106,0 %, Ирана - 77,4 %, Туркмении -74,6 %, Индии - 73,8 %, Пакистана - 68,4 %, Абхазии - 49,9 %, Грузии - 25,4 %, Афганистана -20,9 %, Киргизии - 17,9 %, Франции - 15,0 %, Южной Осетии - 11,1 %, Таджикистана - 6,8 %, Узбекистана - 4,3 %.

Показатели выезда из Российской Федерации характеризуются снижением на 10,2 % общего числа иностранных граждан, что обусловлено сокращением количества выехавших из нашей страны граждан Турции на 62,2 %, Абхазии -49,4 %, Молдовы - 43,6 %, Беларуси - 33,8 %, Азербайджана - 33,3 %, Польши - 30,9 %, Армении - 30,1 %, Украины - 29,0 %, США - 25,6 %, Узбекистана - 18,8 %, Казахстана - 18,3 %, Финляндии - 15,8 %, Таджикистана и Германии - 12,2 %, Вьетнама - 8,8 %, Италии - 7,2 %.

В то же время усматривается рост числа выехавших из нашей страны иностранных граждан: Монголии - на 232,7 %, Нигерии - 190,2 %, Ирака -107,8 %, Китая - 106,2 %, Пакистана - 73,6 %, Ирана - 71,4 %, Индии - 68,6 %, Туркмении - 36,0 %, Афганистана - 14,7 %, Грузии - 12,6 %, Франции -11,0 %, Южной Осетии - 8,6 %, Киргизии - 7,6 %, Кореи - 9,1 %.

Как следствие, за рассматриваемый период к числу лиц, по каким-либо причинам оставшихся («осевших») на территории Российской Федерации, относятся граждане Таджикистана, Узбекистана, Абхазии; наиболее миграционно активных - граждане Нигерии, Кореи, Монголии, Китая, Ирака, Ирана, Туркмении, Грузии, Индии, Южной Осетии, Киргизии, Пакистана, Франции; с пониженной миграционной активностью - граждане Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Молдовы, Украины, Вьетнама, Германии, Польши, США, Турции, Финляндии.

Между тем результаты проведенного криминологического анализа показателей уголовно-правовой статистики за прошедшие пять лет свидетельствуют о снижении на 15,2 % количества преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства11, что сопровождается ростом на 1 925,0 % преступлений террористического характера; 45,5 % - экстре-

11 Имеются в виду преступления, уголовные дела и материалы о которых окончены расследованием либо разрешены в отчетном периоде.

мистской направленности; 41,3 % - связанных с мошенничеством; 9,2 % - с применением оружия, боеприпасов и взрывчатых материалов; 8,1 % - с незаконным оборотом оружия; 5,7 % - с применением огнестрельного оружия; 3,2 % - экономической направленности.

При этом удельный вес анализируемых преступлений составил 2,0 %12, из них террористического характера - 6,1 %13; экстремистской направленности - 3,5 %; экономической направленности - 2,6 %; связанных с применением огнестрельного оружия - 1,6 %; применением оружия, боеприпасов и взрывчатых материалов, а также связанных с незаконным оборотом оружия -1,2 %; мошенничеством - 0,9 %.

В свою очередь, доля преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства, которые не обладают динамикой роста, составила: по изнасилованиям - 9,3 %; разбоям - 7,7 %; убийствам - 3,8 %; умышленным причинениям тяжкого вреда здоровью -3,1 %; грабежам - 2,8 %; тяжким и особо тяжким преступлениям - 2,5 %; хулиганствам - 2,1 %; преступлениям, связанным с незаконным оборотом наркотиков - 2,0 %; кражам - 1,3 %.

Как следствие, за рассматриваемый период времени иностранными гражданами и лицами без гражданства в среднем совершено каждое пятидесятое преступление, из них каждое одиннадцатое - изнасилование; тринадцатый - разбой; семнадцатое - преступление террористического характера; двадцать седьмое - убийство; двадцать восьмое - преступление экстремистской направленности; тридцать второе - умышленное причинение тяжкого вреда здоровью; тридцать пятое - грабеж; тридцать девятое - преступление экономической направленности; сороковое -тяжкое и особо тяжкое преступление; сорок девятое - хулиганство и преступление, связанное с незаконным оборотом наркотиков; шестьдесят второе - с применением огнестрельного оружия; семьдесят седьмое - кража; восьмидесятое -связанное с незаконным оборотом оружия; восемьдесят четвертое - с применением оружия, боеприпасов и взрывчатых материалов; сто тринадцатое - мошенничество.

Одновременно преступность с иностранным элементом характеризуется шестнадцатикрат-

12 Рассчитан от общего количества преступлений, зарегистрированных на территории Российской Федерации.

13 Здесь и далее приводится удельный вес видовой преступности с иностранным элементом, рассчитанный от обще-

го количества аналогичных преступлений, совершенных на территории Российской Федерации.

ным ростом (+1 540 %) общего числа совершивших преступления выявленных лиц, прибывших в Россию по делам совместного предприятия, из них по преступлениям экономической направленности число таких лиц увеличилось в 157 раз (+15 700,0 %); мошенничествам - в 150 (+15 000,0 %); тяжким и особо тяжким преступлениям -в 77 раз (+7 650,0 %).

В свою очередь общее число выявленных лиц, совершивших преступления, прибывших в нашу страну с целью учебы, увеличилось в два раза (+73,2 %), из них мошенничества - в четырнадцать (+1 300,0 %); незаконный оборот наркотиков - в пять (+425,0 %); преступления экстремистской направленности (+300,0 %), террористического характера (+300,0 %), тяжкие и особо тяжкие преступления (+197,3 %) - в три; убийствам (+200,0 %) и преступлениям экономической направленности (+91,7 %) - в два; умышленные причинения тяжкого вреда здоровью (+42,9 %) и кражи - в полтора раза (+35,1 %).

Однако с иного ракурса структура преступности с иностранным элементом характеризует-ся14 совершением в среднем каждого восьмого преступления лицами, прибывшими в Россию с целью работы по найму; тридцать третьего - нелегально; девяносто первого - учебы; четыреста восемьдесят третьего - по делам совместного предприятия.

Данные предварительные результаты анализа подтверждаются наибольшим «всплеском» анализируемой преступности среди лиц, прибывших в Россию с целью работы по найму, поскольку ими совершено в среднем каждое шестое убийство, хулиганство и преступление экономической направленности; седьмое - умышленное причинение тяжкого вреда здоровью и изнасилование; девятое - тяжкое и особо тяжкое преступление, а также преступление, связанное с мошенничеством, грабежом и разбоем; десятое - кража и преступление экстремистской направленности; одиннадцатое - преступление, связанное с незаконным оборотом наркотиков; тринадцатое - кража автомобилей; четырнадцатое - преступление, связанное с применением огнестрельного оружия; пятнадцатое - преступление террористического характера; девятнадцатое - преступление, связанное с незаконным оборотом оружия.

Ощутимый ущерб интересам государства и российского общества также причиняется лица-

14 Рассчитан от общего числа выявленных лиц (иностранных граждан и лиц без гражданства), совершивших преступления на территории Российской Федерации.

ми, прибывшими в нашу страну нелегально. Ими совершено в среднем каждое одиннадцатое изнасилование; девятнадцатое убийство; двадцать четвертое преступление, связанное с применением оружия; двадцать девятое умышленное причинение тяжкого вреда здоровью; тридцать второе тяжкое и особо тяжкое преступление; тридцать третье преступление, связанное с незаконным оборотом оружия; тридцать четвертый разбой; пятьдесят первый грабеж; пятьдесят четвертая кража; пятьдесят шестое преступление, связанное с незаконным оборотом наркотиков; шестьдесят третья кража автомобилей; семидесятое преступление экономической направленности; сто семидесятое преступление террористического характера; сто девяносто шестое мошенничество.

Не менее опасными в рейтинге преступности с иностранным элементом являются криминальные проявления лиц, прибывших в Россию с целью учебы, поскольку ими совершается в среднем каждое двадцать седьмое преступление экстремистской направленности; сорок шестое преступление, связанное с незаконным оборотом наркотиков; пятьдесят седьмое - террористического характера; шестьдесят третья кража автомобилей; шестьдесят девятая кража; семьдесят первый грабеж; семьдесят четвертое мошенничество; восемьдесят второе тяжкое и особо тяжкое преступление; восемьдесят девятый разбой; сто второе умышленное причинение тяжкого вреда здоровью; сто шестидесятое преступление экономической направленности; сто девяносто третье убийство.

Наконец замыкают «криминальный рейтинг» анализируемой преступности лица, прибывшие в нашу страну по делам совместного предприятия, которыми совершается в среднем каждое двадцать второе мошенничество; тридцать пятое - преступление экономической направленности; восемьдесят первое - экстремистской направленности; сто пятьдесят шестое - тяжкое и особо тяжкое преступление.

Одновременно в структуре преступности с иностранным элементом наблюдается рост на 121,4 % числа совершивших преступления выявленных лиц, являющихся гражданами Нигерии; 120,7 % - Южной Осетии; 93,7 % - Кореи; 33,3 % -Германии; 17,1 % - Украины; 14,3 % - Монголии; 11,0 % - Казахстана; 6,4 % - Армении; 6,0 % - Беларуси; 2,6 % - Азербайджана.

При этом снижение данного показателя по гражданам Грузии составило 62,1 %; государств Балтии - 49,3 %; Молдовы - 48,3 %; Китая -

42,3 %; Вьетнама - 34,2 %; Абхазии - 30,9 %; Туркменистана - 29,8 %; Узбекистана - 28,6 %; Таджикистана - 17,3 %; Кыргызстана - 11,8 %.

Однако на фоне трендовых показателей удельный вес выявленных иностранных преступных элементов15 по гражданам Узбекистана в среднем составил 23,7 %; Украины - 15,7 %; Таджикистана - 14,7 %; Кыргызстана - 6,8 %; Азербайджана - 6,4 %; Молдовы - 5,6 %; Армении - 5,4 %; Беларуси - 5,2 %; Казахстана -

4.2 %; Грузии - 2,1 %; Китая - 0,7 %; Абхазии -0,7 %; Туркменистана - 0,4 %; государств Балтии - 0,3 %; Вьетнама - 0,2 %.

Как следствие, за рассматриваемый период гражданами Узбекистана в среднем совершено каждое четвертое преступление; Украины - шестое; Таджикистана - седьмое; Кыргызстана -пятнадцатое; Азербайджана - шестнадцатое; Молдовы - восемнадцатое; Армении и Беларуси

- девятнадцатое; Казахстана - двадцать четвертое; Грузии - сорок восьмое; Китая - сто сорок второе; Абхазии - сто сорок четвертое; Туркменистана - двести двадцать седьмое; государств Балтии - триста девяносто девятое; Вьетнама -четыреста тридцать четвертое.

Дальнейшее детальное исследование свидетельствует о снижении на 22,9 % количества тяжких и особо тяжких преступлений, которое сопровождается ростом на 90,0 % числа лиц, их совершивших, являющихся гражданами Южной Осетии; 26,4 % - Украины; 23,3 % - Казахстана; 12,7 % - Беларуси.

С понижением на 20,0 % общего количества краж рост на 20,9 % по числу лиц, их совершивших, наблюдается среди граждан Кыргызстана;

4.3 % - Украины; 4,0 % - Азербайджана. Причем незначительное снижение на 6,2 % краж автомобилей также сопровождается ростом, но уже на 50,0 % по числу лиц, их совершивших, являющихся гражданами Таджикистана; 38,1 % - Азербайджана; 30,8 % - Армении; 12,9 % - Украины; 7,4 %

- Молдовы.

В общей массе наркопреступлений, число которых снизилось на 16,6 %, прослеживается рост на 55,4 % числа лиц, причастных к их совершению, являющихся гражданами Казахстана; 24,7 %

- Украины; 14,1 % - Беларуси; 4,8 % - Армении.

Проиллюстрированный ранее рост показателей по мошенничествам (41,3 %) обеспечивается за счет увеличения на 167,5 % числа лиц, их со-

15 Рассчитан от общего числа выявленных лиц (иностранных граждан и лиц без гражданства), совершивших преступления на территории Российской Федерации.

вершивших, являющихся гражданами Таджикистана; 138,7 % - Узбекистана; 107,4 % - Украины; 85,7 % - Азербайджана.

Наконец, тренд к снижению на 27,3 % общего количества изнасилований сопровождается ростом на 22,7 % числа выявленных лиц, их совершивших, являющихся гражданами Украины.

Определенную обеспокоенность вызывает сложившаяся ситуация, при которой на фоне снижения на 10,3 % общего показателя выявляемо-сти лиц, совершивших преступления в составе ОГ и ПС (ПО), сформированных по этническому принципу16, прослеживается рост на 110,5 % числа выявленных лиц, совершивших преступления в составе ОГ и ПС (ПО) с участием иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе на 1 600,0 % - по преступлениям террористического характера; 670,0 % - грабежам; 337,4 % -преступлениям экономической направленности; 175,0 % - связанным с незаконным оборотом оружия; 170,0 % - связанным с применением огнестрельного оружия; 113,2 % - тяжким и особо тяжким преступлениям; 46,4 % - разбоям; 21,4 % - преступлениям, связанным с незаконным оборотом наркотиков.

Как следствие, за рассматриваемый период времени общие показатели так называемой этнической организованной преступности с иностранным элементом выросли в два раза, в том числе по преступлениям террористического характера - в шестнадцать раз; грабежам - в восемь; экономической направленности - в четыре раза; по преступлениям, связанным с незаконным оборотом оружия и совершенным с применением огнестрельного оружия, в - в три; тяжким и особо тяжким преступлениям - в два; разбоям - в полтора раза.

Таким образом, результаты проведенного криминологического анализа официальных статистических показателей состояния преступности за прошедшие пять лет заставляют задуматься, делая неуместным употребление нелицеприятного определения значения слова «статистика», данное писателем Б. Дизраэли: «Имеются три рода лжи: ложь, наглая ложь и статистика»17.

Вместе с тем полученные результаты криминологического исследования свидетельствуют о тенденции к снижению общих показателей реги-

16 Приведен статистический показатель за 2014-2018 гг., обрабатываемый в рамках формы статистической отчетности «Отчет о результатах борьбы с организованной преступностью» - Форма «1-ОП», утвержденной приказом МВД России от 17 февраля 2014 г. № 99. Документ опубликован не был.

17 Кимбал Г. Как правильно пользоваться статистикой.

М., 1982. С. 15.

стрируемой преступности, которая сопровождается «всплеском» террористических, экстремистских преступных проявлений, мошенничеств и вымогательств, что детерминировано снижением темпов выявляемости правоохранительными органами лиц, причастных к совершению тяжких и особо тяжких насильственных (убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, изнасилование) и корыстно-насильственных (кража, грабеж, разбой, вымогательство) преступлений.

Следствием низкого уровня эффективности выявляемости лиц, совершивших преступления, с большой долей вероятности выступает значительное падение темпов устанавливаемости основного компонента преступности18, которое произошло практически во всех сферах правоохранительной деятельности органов внутренних дел - начиная от производства предварительного расследования по уголовным делам о преступлениях и заканчивая охраной общественного порядка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Достаточно низкий уровень правоохранительного воздействия на регистрируемую преступность сохранил тенденцию к нераскрываемости ее значительной части по тяжким и особо тяжким преступлениям, преступлениям против собственности (кража, мошенничество, грабеж, разбой, вымогательство) и преступлениям против личности (убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, изнасилование).

Удельный вес преступлений с участием так называемого иностранного элемента в общей структуре российской преступности составляет всего 2,0 %. Он складывается из числа динамично растущих преступных проявлений террористического характера, имеющих экстремистскую и экономическую направленность, связанных с незаконным оборотом и применением оружия, боеприпасов и взрывчатых материалов.

Возглавляют «криминальный рейтинг» анализируемой преступности лица, прибывшие в Российскую Федерацию с целью работы по найму, затем - нелегально, и далее по нисходящей - в целях учебы и по делам совместного предприятия, коим свойственно совершение целого ряда преступлений против личности (убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, изнасилование), собственности (кража, грабеж, разбой, мошенничество), общественной безопасности (терроризм, хулиганство, незаконный оборот и применение оружия), здоровья населения и общественной нравственности (незаконный обо-

18 Лицо, возможно, причастное к факту совершенного преступления.

рот наркотиков) и против основ конституционного строя и безопасности государства (экстремизм).

Показатели роста преступности с иностранным элементом главным образом детерминированы увеличением преступлений террористического характера и экономической направленности, преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков и оружия, тяжких и особо тяжких преступлений, свыше 80 % которых приходится на долю граждан государств -участников СНГ.

Базовые слагаемые анализируемой преступности характеризуются прогрессирующей социально опасной активностью граждан Нигерии, Южной Осетии, Кореи, Германии, Украины, Монголии, Казахстана, Армении, Беларуси и Азербайджана, однако устойчивые доминирующие позиции в общей массе этнической организованной преступности с иностранным элементом занимают граждане Узбекистана, Украины, Таджикистана, Кыргызстана, Азербайджана, Молдовы, Армении, Беларуси, Казахстана и Грузии.

Наконец, качественные показатели рассматриваемой преступности также характеризуются преобладанием краж, совершение коих свойственно гражданам Кыргызстана, Украины и Азербайджана, из них автомобилей - Таджикистана, Азербайджана, Армении, Украины и Молдовы; наркопреступлений - Казахстана, Украины, Беларуси и Армении; мошеннических действий -Таджикистана, Узбекистана, Украины и Азербайджана; изнасилований - Украины.

Как следствие, наиболее социально опасными в «криминальном рейтинге» преступности с иностранным элементом значатся граждане Украины, которых, как правило, «привлекают» кражи, в том числе - автомобилей, наркопреступления, мошеннические действия и изнасилования; немногим менее опасными - Азербайджана, Таджикистана и Казахстана, коим также свойственно совершение ряда указанных преступных деяний.

Отдельные слагаемые состояния преступности с иностранным элементом в полной мере согласуются с показателями миграционной активности граждан Нигерии, Кореи, Монголии, Китая, Южной Осетии, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана.

Проиллюстрированная интенсивность миграционных процессов отдельных иностранных граждан с большой долей вероятности «подпитывает» российскую этническую организованную преступность и тем самым влияет на ее структуру, динамику, уровень и тенденции развития.

Объективной причиной сложившейся ситуации с состоянием организации противодействия анализируемой преступности может выступать ее природа, обусловленная высокой приспособляемостью к меняющимся условиям социальной, экономической и правовой соствяляющих окружающей российской действительности, непрерывным мимикрированием, видоизменением и тем самым совершенствованием, что предопределяет целесообразность отнесения преступности с иностранным элементом к такой криминолого-статистической категории, как «выявляемая преступность» (выделено нами. - С.Н., С.Т., В.И.).

В качестве основных субъективных факторов в области организации правоохранительной деятельности следует рассматривать:

1) наличие в системе управления органов внутренних дел комплекса организационно-правовых проблем, обусловленных ощутимым «размыванием» профессионального кадрового ядра и оттоком наиболее подготовленных сотрудников органов внутренних дел по причине разрыва, проявившегося между уровнем материальной обеспеченности, степенью их социально-правовой защищенности и значительно возросшими нагрузками [1, с. 286];

2) недостаточную ресурсную обеспеченность органов внутренних дел, доказанной временем и накопленным практическим опытом;

3) неиспользование всего потенциала негласных форм и методов, востребованных преимущественно оперативными подразделениями полиции, которые используются в целях выявления, предупреждения и пресечения преступлений, а также установления и розыска лиц, их совершивших.

От скорейшего решения обозначенных проблем, образовавшихся внутри сегмента правоохранительной деятельности органов внутренних дел, и будет зависеть повышение уровня ее эффективности, что в конечном счете создаст необходимые предпосылки для выполнения государством социального заказа, полученного от российского гражданского общества, по защите его прав и законных интересов от различных преступных проявлений.

Список использованной литературы

1. Занина Т. М., Разуваева Н. И. О проблемах психологического аспекта подбора кадров органов внутренних дел // Общество и право. 2009. № 4.

2. Захватов И. Ю., Тришкин С. В. Статисти-

ческие показатели коррупционном преступности - миф или реальность? // Пробелы в российском законодательстве. 2014. № 6.

3. Лунеев В. В. О криминолого-аналитиче-ском и системном подходе к законотворчеству // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2014. № 4.

4. Лунеев В. В. Преступность ХХ века. Мировые, региональные и российские тенденции. - М, 1997.

5. Тришкин С. В. Правовое обеспечение и организация деятельности правоохранительных органов по учёту преступлений коррупционного характера : дис. ... канд. юрид. наук. - М. : Академия управления МВД России, 2015.

6. Химичева Г. П. Досудебное производство по уголовным делам: концепция совершенствования уголовно-процессуальной деятельности : монография. - М. : Экзамен, 2003.

References

1. Zanina T.M., Razuvaeva N.I. Obshhestvo i pravo (Society and Law), 2009, No. 4.

2. Zakhvatov I.Yu., Trishkin S.V. Probelyvrossijskom zakonodatel'stve (Gaps in Russian law), 2014, No. 6.

3. Luneev V.V. Kriminologiya: vchera, segodnya, zavtra (Criminology: yesterday, today, tomorrow), 2014, No. 4.

4. Luneev V.V. Prestupnost' KHKH veka. Mi-rovye, regional'nye i rossijskie tendentsii (Crime of the twentieth century. World, regional and Russian trends), Moscow, 1997.

5. Trishkin S.V. Pravovoe obespechenie iorgan-izatsiya deyatel'nosti pravookhranitel'nykh organov po uchyotu prestuplenijkorruptsionnogo kharaktera : dis.... kand. yurid. nauk(Legal support and organization of law enforcement agencies to take into account crimes of a corruption nature: candidate's thesis), Moscow: Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2015.

6. Khimicheva G.P. Dosudebnoe proizvodstvo po ugolovnym delam: kontseptsiya sovershenstvo-vaniya ugolovno-protsessual'noj deyatel'nosti: mon-ografiya (Pre-trial criminal proceedings: the concept of improving criminal procedure: monograph), Moscow: Exam, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.