Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2024.
№ 77. С. 122-131.
Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science. 2024. 77. pp. 122-131.
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ И ФИЛОСОФСКАЯ
АНТРОПОЛОГИЯ
Научная статья
УДК 130.2;140.8; 215; 322
doi: 10.17223/1998863Х/77/10
О ВЛИЯНИИ МЕДИЙНОГО ПРОСТРАНСТВА НА ФУНКЦИИ РИТУАЛА
Александр Владимирович Атаманов1, Владислав Васильевич Чешев2
1 2 Национальный исследовательский Томский государственный университет,
Томск, Россия
2 Новосибирский государственный университет экономики и управления, Новосибирск, Россия
Аннотация. Предпринята попытка проследить трансформацию роли ритуала в современном обществе под влиянием медиапространства, интернет-ресурсов, социальных и виртуальных сетей. Результатом решения этой задачи является выявление изменений внешней формы и содержания ритуала. Рассмотрены возможные пути взаимопроникновения ритуала и медийного пространства.
Ключевые слова: ритуал, социальные функции ритуала, секулярный ритуал, коронация
Для цитирования: Атаманов А.В., Чешев В.В. О влиянии медийного пространства на функции ритуала // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2024. № 77. С. 122-131. doi: 10.17223/1998863Х/77/10
SOCIAL PHILOSOPHY AND PHILOSOPHY OF HUMANITY
Original article
ON THE INFLUENCE OF MEDIA SPACE ON THE FUNCTIONS
OF RITUAL
Alexander V. Atamanov1, Vladislav V. Cheshev2
1 2 National Research Tomsk State University, Tomsk, Russian Federation 2 Novosibirsk State University of Economics and Management, Novosibirsk, Russian Federation
1 [email protected] 2 [email protected]
Abstract. This article attempts to trace the transformation of ritual in modern society under the influence of media space, Internet resources, social and virtual networks. The result of solving this problem is the identification of changes in the form and content of ritual. Possi-
© А.В. Атаманов, В.В. Чешев, 2024
ble ways of interpenetration of ritual and media space are considered. Ritual, which is the object of study of many sciences, is defined as a preserved sequence of actions with certain practical applications, or as a complex symbolic religious system. Being a symbolic system and language, ritual fulfills a social function - the formation of society. The symbolic content of ritual is associated not only with its mythical or religious worldview, but also with the ability to separate the ordinary profane from the sacred. The main function of ritual is the uniting of society. Thanks to ritual, historical memory is actualized, the social worldview is transmitted to all individuals of the group, and social hierarchy is built. Rituals of initiation and transition contribute to the definition of identity by an individual, a person learns and accepts his status and place in society. Ritual tends to keep society from disintegration, preserves it; being dramatically played, it re-presents the social, builds it up and encloses it from other social groups. Thus, it is possible to consider rituals forming generally accepted values as reference points for a person in social life that consolidate people. The article analyzes the mutual influence of ritual and media-virtual space on the example of Charles III's coronation ritual. The prerequisites for such a comparison are the ideas of F. Stahl and R. Rappoport, who describe the external form of ritual as performance. The article identifies three levels of the collision between ritual and media. Firstly, ritual in modern conditions moves as any event of human life to the level of media and the Internet, becoming publications on social networks, public and virtual pages. Secondly, it is possible to broadcast ritual to a huge number of people through radio, television, and the Internet, which gives the possibility of parallel translation, comments, discussions, clarifications, and references. Thirdly, media penetrate the very form of ritual as a way of performing it. Such characteristics of media as a special perception of time and place, a regulated form, social positions of participants, audience as a group, a bright expressive character, performance, a certain set of attitudes connect them with ritual, contribute to their interaction and transformation. Ritual, remaining an on-tological part of human life, reflects social changes and influences their formation. Keywords: ritual, social functions of ritual, initiation, secular ritual
For citation: Atamanov, A.V. & Cheshev, V.V. (2024) On the influence of media space on the functions of ritual. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofya. Sotsiologiya. Politologiya - Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science. 77. pp. 122-131. (In Russian). doi: 10.17223/1998863Х/77/10
Введение
Ритуал как символическое действие сохраняется в современном обществе и современной культуре в силу того, что представляет собой одно из важных символических средств, участвующих в программировании поведения личности. Общественные изменения отражаются на содержании и роли ритуала. Современный технический прогресс, проявляющийся в «цифровой революции», изменяет в обществе коммуникационные связи, а также процессы трансляции и закрепления фундаментальных смыслов. В этой связи изменяются функции светских и религиозных ритуалов, используемых обществом. В современной общественной практике существует понятие «символическая политика», которым обозначают коммуникативные действия, использующие ритуальные формы трансляции соответствующих смыслов. К действиям символической политики относят зрелища, акции, парады, шествия, поднятие флага и другие, посредством которых достигается принятие обществом тех или иных ценностей. Критическое осмысление системы ценностей, принимаемой обществом в современном цифровом пространстве, требует анализа изменяющихся функций ритуалов, закрепляющих эти аксиологические установки.
Традиционная оценка общественной роли ритуала
Ритуал, являясь объектом изучения множества наук, чаще всего определяется либо как законсервированная последовательность действий, имеющая
практические применения, либо как сложная символическая религиозная система. Названные функциональные свойства не исключают друг друга, но в конкретных ситуациях одно из них может быть преобладающим. В любом случае ритуал предстает как драматическое действие, совершаемое группой людей и имеющее сакральное значение. Сакральный смысл, зашифрованный во внешней символической форме ритуала, транслируется в ходе ритуальной игры между ее субъектом и объектом. В ходе этого действия ритуал реализует свои социальные функции, одной из которых, и весьма важной, является фиксация социального статуса действующих лиц через их отношение к сакральным смыслам ритуала. Действиями такого рода ритуал вносит вклад в процедуру формирования общества и общественных отношений. Э. Дюрк-гейм объясняет названную функцию ритуала его связью с изменениями социальных ролей человека при его рождении, инициации, возведении в новый статус, посвящении и пр. Тем самым, как полагал французский социолог, ритуал обеспечивает адаптацию индивидов к вносимым действием смыслам и обеспечивает солидарность членов сообщества [1].
Фиксацию социального статуса индивида, осуществляемую в ритуале, можно рассматривать как идентифицирующую процедуру или как ее элемент. При этом смысловая сторона идентификации связана со способностью ритуала разделять обыденное (профанное) и сакральное. Во всяком случае, такое разграничение обнаруживается в ритуалах посвящения и инициации. Новый статус неотделим от принятия смысловых посылок, внушаемых ритуалом. Д. Хоманс утверждает в этой связи, что ритуал ценен для человека, скорее, не его практическим результатом, а наоборот, сакральностью как характеристикой его успешности [2. Р. 171]. Если под сакральностью понимать в том числе необычное, редкое явление присвоения субъекту новой социальной функции, которая не отражается в материальном мире физическими изменениями человека, то разделение ритуалов на религиозные и секулярные примет условный характер. Каждый секулярный ритуал является сакрализу-ющим, поскольку он утверждает новые внутренние над-физические смыслы. Сакральность, переживаемая всеми участниками ритуала как аффект, становится ментальной объединяющей силой, консолидирующей членов группы. Ритуал порождает психологическое заражение индивида, результатом которого является трансформация его поведения [3. С. 54].
Другой позиции в анализе функций ритуала придерживается Ф. Сталь. Отвергая символическое наполнение ритуала, исследователь полагает, что «ритуал это - чистая активность, без значения или цели» [4. Р. 131]. Поскольку в разных социальных обществах и религиях встречаются похожие ритуалы, то понимание последнего не закреплено за мировоззрением определенной группы, и целью ритуала, по утверждению Сталя, становится сама ритуальная игра [4. Р. 133]. Утверждаемая исследователем мысль о непринадлежности ритуала к какой-либо ценностной смысловой системе становится аргументом против принципиального разграничения секулярных и религиозных ритуалов. Тем не менее Ф. Сталь не отрицает социализирующих функций ритуала, но относит их не к символическому содержанию ритуала, а к результатам самой игры, к тому, куда эта игра приводит [5].
Рой Раппапорт развивает концепцию Ф. Сталя, определяя ритуал как «последовательность более или менее неизменных формальных действий и
высказываний, не полностью ясных для исполнителей» [6. Р. 24]. Он утверждает, что символическое содержание не всегда определяется человеком, его толкование и понимание трансформируется со временем, а внешняя форма ритуала сохраняется. Таким образом, и форма, и содержание ритуала исполняют свои функции, при этом внешняя форма добавляет свои значения в ритуал, которые не отражаются в его символической информации [6. Р. 30]. Р. Раппапорт указывает на зрелищность (перформанс) как необходимый аспект ритуальной игры. Заметим, что феномен ритуала, непременно присутствующий в любом социуме как универсальный механизм статусной и смысловой инициации, назван исследователем вариантом современной религии. Этим вновь указывается на то, что ритуал вносит смысловую границу между сакральным, предписанным в данном случае социальной средой, и профан-ным (обыденным).
Социализирующую функцию считает основной для ритуалов такой исследователь, как Э. Дюркгейм, выделенные им дисциплинирующая, связующая, воспроизводящая и психотерапевтическая роли заключаются в создании живого общества и возможности определить человеку свое место в нем [1]. К. Леви-Стросс, описывая социализирующую функцию ритуала, отмечает: «Росписи на лице, прежде всего, придают личности человеческое достоинство; они совершают переход от природы к культуре, от „тупого" животного к культурному человеку. Затем, будучи различными по стилю и композиции в разных кастах, они выражают в сложном обществе иерархию статусов» [7. С. 86]. Как архаичные ритуалы, так и современные его аналоги, представленные в униформе, значках, спецодежде, являются феноменами в том числе и современной культуры, которые все так же продолжает помогать индивиду определить представителей своей группы.
В последующем мы будем исходить из предположения, что фундаментальной функцией ритуала является его социализирующая роль, т.е. консолидация общества как на уровне больших и малых социальных групп, так и на уровне общества как системного целого. Этим обеспечивается включенность ритуала в динамику общества и его собственные изменения в этом процессе. Востребованный обществом ритуал актуализирует историческую память, транслирует общественное мировоззрение всем индивидам группы, облегчает выстраивание социальной иерархии. Ритуалы инициации и перехода способствуют определению своей идентичности индивидом, при котором человек осознает и принимает свой статус и место в обществе. Тем самым ритуал способствует стабилизации общества, удерживает его от распада и сохраняет его. Драматическая ритуальная игра в определенных границах репрезентирует общественную жизнь и поддерживает ее консолидирующие смысловые ценности.
Идентифицирующая функция ритуала и постиндустриальная информационная среда
Социальную идентификацию человека посредством ритуалов можно представить следующим образом. Для правильной ориентации в социальном мире и понимании своего места в нем индивид опирается на окружающие его реалии. Приписываемые им символические значения ре-презентуют для человека окружающий мир. Для успешной социализации участнику группы
необходимы: четкое зафиксированное представление о самом себе, определение своего места в структуре общества и принятие своего статуса как результат осознания символической структуры ритуала. Тем самым ритуал помогает человеку осознать свой статус и войти в сообщество, которое через ритуальную игру подтверждает легитимность и положение нового члена группы. Новые роли и статусы способствуют конструктивным коммуникациям всех членов общества, как прежних, так и ранее не состоявших нем. Если в прошлом социализирующее ритуальное действие было преимущественно локальным, не выходившим за пределы ограниченной социальной группы, то в современной информационной среде ритуал приобретает открытый и массовый характер. В этой связи особенности ритуальных процедур социализации и самоидентификации человека, погруженных сегодня в мир медийного и виртуального пространства, можно рассматривать через теорию интерактивных ритуалов Колллинза [8]. Р. Коллинз развивает идеи Дюркгейма и Гофмана, совмещая два уровня социального анализа: 1) уровень социальной солидарности и 2) уровень повседневных межличностных интеракций. В последнем случае идентификация, как постоянное и необходимое представление индивидом самого себя, трансформируется в презентацию своей жизни с помощью средств коммуникации, и каждая такая самопрезентация является ситуацией встречи с другим. С точки зрения Коллинза, социальная жизнь реализуется во взаимодействии здесь-и-сейчас как совокупность столкновений индивидов. Интерактивный ритуал1 представлен условиями соприсутствия акторов взаимодействия, которые четко определены ситуацией, и интенсивным эмоциональным состоянием участников. Подобные условия присущи и медийному пространству.
Указанному процессу способствует приобретаемая в современной ме-дийности особенность ритуала, а именно обретение им характеристик пер-форманса. Перформанс является современной тенденцией как культуры, так и социальных практик. Будучи культурной новацией, перформанс сам по себе имеет характерные для ритуала аспекты. Символическая ритуальная нагрузка, аксиологичность, системность, определенные цели и роли - все это так или иначе присуще перформансу. Самой важной для нас видится такая характеристика ритуала, как зрелищное отражение событийности. Всякий раз, проигрывая исторические события или празднества, ритуальная драматическая игра воспроизводится по-новому, с новыми участниками, в новом понимании, в новых условиях. Ритуал невозможно зафиксировать в застывшей форме, его перформансный характер создает инновационное воспроизведение и восприятие при каждом совершении, он живет между действующими во встрече лицом к лицу здесь и сейчас акторами. Ритуалы воспроизводятся снова и снова, неизменно по-новому для повторного переживания и восприятия их смыслов субъектами.
Сравнительный анализ ритуала и медийно-виртуального пространства можно провести, опираясь на выделенные В. Тернером характеристики названных форм коммуникативности [9, 10]. Символический характер обоих
1 Термин «интерактивный ритуал» ввел в употребление И. Гофман для описания повседневных встреч людей, при которых индивиды транслируют свое отношение к другому и демонстрируют себя определенным образом. См: Коллинз Р. Программа теории ритуала интеракции / пер. с англ. А. Хох-ловой // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. Т. 7, № 1. С. 27-39.
феноменов проявляется в их знаковости, аллегорическом языке, зрелищности представленной информации. Основным содержанием ритуала являются мировоззренческие нормы и установки, транслируемые от субъекта к объекту, а ценностным аспектом медийного пространства является возможность донести определенную точку зрения и понимание события до каждого индивида. Системность ритуала аналогична системности медийного и виртуального пространства. Подобно тому как ритуал отображает социальные роли, так и медийное пространство, транслируя события, предлагает человеку вообразить себя участниками произошедшего. Кроме этого, жизнь с ее распределением статусов и ролей, общением и мероприятиями сегодня полностью переносится в виртуальный мир либо воссоздается в нем, и отображение легендарных и исторических событий, проигранное через календарные ритуалы, позволяет своим участникам пережить их заново, переосмыслить, что соответствует фиксации событий в информационном пространстве. Подобным образом характеризуются категории времени и пространства в ритуальном понимании и в медийном восприятии. Необходимо отметить, как представляется, самый важный аспект ритуала и медийно-виртуального пространства - коммуникацию. Виртуальное пространство социальных сетей создается по принципу общности интересов. Они объединяют, группируют и консолидируют сообщества, приобретая характерную для ритуала способность объединять последние. Схожесть характеристик медиапространства и ритуала позволяет проследить взаимное влияние этих культурных феноменов друг на друга. Выделим три уровня соприкосновения последних. Во-первых, ритуал в современных условиях перемещается, как и любое событие человеческой жизни, на уровень медиа и интернета, проникая в публикации социальных сетей, пабликов, виртуальных страниц. Во-вторых, появившаяся возможность трансляции ритуала огромному количеству людей через радио, телевидение, интернет дает место параллельному переводу, комментариям, обсуждениям, уточнениям, ссылкам. В-третьих, медиа проникает в саму форму ритуала как способ его совершения.
Современную общественную жизнь невозможно представить без медийного пространства. Медийная мобильность и виртуальное пространство не просто являются достижениями техники, но стали необходимыми элементами человеческой жизни, вольно или невольно воздействующими на ее символический мир. Одна из форм такого воздействия обусловлена тем, что пользователи сетей помещают в них фото- и видеоинформацию из своей личной жизни, связанной с посещением знаковых мест и важными событиями, включая также свое участие в тех или иных общественных действиях ритуального характера. Субъективная окраска таких действий оказывает влияние на восприятие смыслового символического содержания, которое не может не отражаться и не восприниматься как важная для субъекта, ставящего целью демонстрацию своего соответствия интересам группы, которой адресована информация. Такие действия модифицируют восприятие ритуалов, связанных с соответствующими символами. Участие в них совершается уже не ради его культурных и социальных функций, но ради эпатажной картинки или нового поста в социальной сети. При этом важной стороной подобных публикаций остается перформанс, точнее хайп, если использовать современный сленг. Примерами таких трансформаций, похожих на чистую актив-
ность, лишенную ясного смыслового наполнения [4], являются всевозможные фото у вечного огня, ритуалы венчание или крещения, совершаемые ради красивой картинки, скандальные фото и видео у религиозных объектов, резкие комментарии и насмешки под публикациями в социальных сетях и пр. Подобная трансформация ритуала может формировать негативное отношение сетевого сообщества к соответствующим ритуалам. С другой стороны, медийные возможности позволяют широкому кругу людей стать участниками ритуала в той или иной роли, что способствует не только распространению и принятию последнего, но и пониманию и толкованию его символических смыслов. Параллельные комментарии, подстрочный текст, перевод, сурдоперевод, возможность множественного повторного знакомства с ритуальной игрой - все это может стать педагогическим средством для знакомства с ритуалами. Яркими примерами такого воздействия являются трансляции богослужений, светских ритуалов принятия присяги, инаугурации, награждения, суда, защиты диссертаций, парадов и шествий. Медийное пространство позволило пользователям сетей стать участниками или наблюдателями даже такого незаурядного ритуала, как коронация Карла III (Чарльз Филипп Артур Джордж), которая совершалась 6 мая 2023 г. в Вестминстерском аббатстве и вызвала интерес огромного количества людей.
Современный мир глобализации, политика мультикультурализма и идеи «плавильного котла» [11], совмещая элементы различных культур в единое смысловое поле, оказывают сильное влияние на общественные ритуалы, используя в том числе медийное и интернет-пространство. Характерным и ярким примером такого процесса явился уже отмеченный нами ритуал коронации английского Карла III в качестве короля Соединенного Королевства и королевств Содружеств. Коронации в настоящее время, как и само монархическое устройство власти в государстве, сохранились в небольшом количестве. Англия, являясь наследницей Британской империи, сохранила элементы имперского мировоззрения, представленные в символическом содержании чина коронации. Последний раз коронация в Англии совершалась в 1952 г. В современных условиях традиционный консервативный ритуал коронации, или помазания на царство, был совершен в новом реформированном варианте с яркими новационными элементами, достаточно органично вписанными в старую форму. Модернизацией церемонии занимался Лондонский университет, который задолго до самой коронации опубликовал подробный отчет [12] с предложениями. Коронация совершалась традиционно в составе литургии в Вестминстерском аббатстве главой Церкви Англии архиепископом Кентер-берийский Джастином Уэлби. Древний ритуал, старинные облачения и одежды, горностаевые мантии, использование исторических артефактов создавали яркое перформансное действие, что способствовало его зрелищности для миллионов людей. К трансформированным элементам можно отнести молитвы на валлийском и гельском языках, участие женского священства, которое как феномен не существовало во время предыдущей коронации Елизаветы (стало возможным в Церкви Англии с 1970 г.), присутствие представителей иных конфессий, в том числе мировых нехристианских религий, использование ширмы для скрытия от посторонних глаз короля во время помазания, оставшегося при этом в одной сорочке, исполнение песнопений Восточной православной церкви, использование современных музыкальных произведений как богослужебных, в
том числе и исполнение их известными поп-музыкантами [13]. Масло для помазание было освящено Иерусалимским патриархом Феофилом III в церкви Гроба Господня города Иерусалима, состав масла был тоже модернизован, оно не содержало веществ животного происхождения [14]. Ограниченное количество гостей компенсировалось прямой трансляцией.
Символика коронации подробно комментировалась при трансляции, поэтому не составило труда понять ее смысл. Представление архиепископом Кентерберийский нового короля на четыре стороны света и последовавшая за этим клятва народу и Церкви Англии несколько противоречили многокон-фессиональности современного английского общества, но тем не менее исполнили функцию засвидетельствования истинности короля и его главенство над империей и церковью. Помазание освященным маслом означало наделение сакральной, божественной силой и явилось срединной частью ритуала. Короны Святого Эдуарда и королевы Марии, трон Святого Эдуарда, имперские мантии и туники, держава, скипетр, жезл, коронационное кольцо и прочие регалии предстали артефактами, подтверждающими легитимность и преемственность нового короля, а также символами божественной природы королевской власти. Важно, что символика стран - членов Содружества и представительство этих стран на церемонии символически закрепляли распространение королевской власти на всю империю, что подтверждало и присутствие представителей различных религиозных конфессий, и выражение последними почтения перед новым королем после церемонии [14].
Стоит отметить главный лейтмотив коронации, который звучал с первых минут ритуала в приветственных словах пажа, в клятве короля Карла на Евангелии, в проповеди архиепископа Джастина Уэлби, - новый король является слугой народа. Таким образом, коронация как ритуал перехода трансформировала принца Чарльза Филиппа Артура Джорджа в Карла III, короля Великобритании и Северной Ирландии и королевств Содружества. Кроме того, ритуал транслировал претензии нового короля на историческое имперское правление.
Заключение
В современном обществе сохраняется большое многообразие ритуалов, выполняющих те функции, на которые указывали его исследователи в прошлом, включая важнейшую функцию социализации и самоидентификации индивидов в обществе. Однако новые формы коммуникации, порожденные «информационной революцией», существенно влияют на условия и процедуры ритуальных действий, трансформируя одновременно и транслируемые ими смыслы. В этих новых условиях открываются разные пути адаптации и использования ритуала, в частности расширение его использования в медийных процедурах, превращающих в ряде случаев ритуальное действие в пер-фоманс, охватывающий массовую аудиторию. В таких случаях ритуал может трансформироваться в средство актуальной политики, формирующей общественное мнение и установки массового сознания, при этом резко возрастает актуальность проблематики ритуала и рассмотренных нами функций ритуала в информационном обществе. Ритуал, оставаясь бытийственной частью жизни человека, продолжает в настоящее время отражать социальные изменения, одновременно формируя их.
Список источников
1. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни. Тотемистическая система в Австралии // Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. М., 1998. Т. 2. С. 174230.
2. Homans G. Anxiety and ritual: the theories of Malinowski and Radcliffe-Brown // American anthropologist. 1941. № 43. P. 164-171. URL: http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1525/ aa.1941.43.2.02a00020/pdf (access date: 14.10.2023).
3. Сафронов Р. О. Теория ритуала Д. Маршалла в свете социологии религии Э. Дюркгейма // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2011. Т. 12, вып. 2. С. 52-61.
4. Staal F. Ritual and mantras: rules without meaning. Delhi : Motilal Banarsidass Publ., 1996. 490 p.
5. Селигман А., Веллер Р., Пьет М., Саймон Б. Да здравствует ритуал! Ритуалы и их последствия: там, где не нужна искренность // Историческая психология и социология истории. 2009. № 2. С. 171-183.
6. Rappaport R.A. Ritual and religion in the making of humanity. Cambridge : Cambridge University Press, 1999. 564 p.
7. Леви-Строс К. Печальные тропики / пер. с фр. Г.А. Матвеевой ; науч. консультант и авт. предисл. Л.А. Файнберг. М. : Мысль, 1984. 220 с.
8. Коллинз Р. Программа теории ритуала интеракции / пер. с англ. А. Хохловой // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. Т. 7, № 1. С. 27-39.
9. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни / пер. с англ. А.Д. Ковалева. М. : Канон-Пресс-Ц : Кучково поле, 2000. 304 с.
10. Тернер В. Символ и ритуал. М. : Наука, 1983. 277 с.
11. Higham J. Send these to me: immigrants in urban America. New York : Atheneum, 1975.
259 p.
12. Morris B. Inaugurating a new reign: planning for accession and coronation / University College London. London, 2018. URL: https://www.ucl.ac.uk/constitution-unit/sites/constitution-unit/files/181_-_Inaugurating_a_New_Reign.pdf (access date: 04.11.2023).
13. Dixon H. Coronation for the cost of living crisis as King expresses wish for 'good value' // The Telegraph. 2022. 13 september. URL: https://www.telegraph.co.uk/royal-family/2022/09/13/ charles-coronation-prince-king-monarchy-when-plans-cost-living/ (access date: 16.09.2022).
14. Badshah N. King Charles coronation oil is consecrated in Jerusalem // The Guardian. 2023. 3 march. URL: https://hellomagrussia.ru/monarkhi/vse-o-monarkhiyakh/51738-polveka-s-karlom-hvi-gustavom-shvedy-prazdnuyut-yubilej-pravleniya-svoego-monarha.html (access date: 04.03.2023).
References
1. Durkheim, E. (1998) Elementarnye formy religioznoy zhizni. Totemisticheskaya sistema v Avstralii [Elementary forms of religious life. The totemistic system in Australia]. In: Krasnikov, A. (ed.) Mistika. Religiya. Nauka. Klassiki mirovogo religiovedeniya [Mysticism. Religion. Science. Classics of World Religious Studies]. Vol. 2. Moscow: Kanon +. pp. 174-230.
2 Homans, G. (1941) Anxiety and ritual: the theories of Malinowski and Radcliffe-Brown. American Anthropologist. 43. pp. 164-171.
3. Safronov, R.O. (2011) Teoriya rituala D. Marshalla v svete sotsiologii religii E. Dyurkgeyma [D. Marshall's theory of ritual in the light of E. Durkheim's sociology of religion]. Vestnik Russkoy khristianskoy gumanitarnoy akademii. 12(2). pp. 52-61.
4. Staal, F. (1996) Ritual and Mantras: Rules Without Meaning. Delhi: Motilal Banarsidass Publ.
5. Seligman, A., Weller, R., Piette, M. & Simon, B. (2009) Da zdravstvuet ritual! Ritualy i ikh po-sledstviya: tam, gde ne nuzhna iskrennost' [Long live ritual! Rituals and their consequences: Where sincerity is not needed]. Istoricheskayapsikhologiya i sotsiologiya istorii. 2. pp. 171-183.
6. Rappaport, R.A. (1999) Ritual and Religion in the Making of Humanity. Cambridge: Cambridge University Press.
7. Lévi-Strauss, K. (1984) Pechal'nye tropiki [Sad Tropics]. Translated from French by G.A. Matveeva. Moscow: Mysl'.
8. Collins, R. (2004) Programma teorii rituala interaktsii [Program of the theory of interaction ritual]. Translated from English by A. Khokhlova. Zhurnal sotsiologii i sotsial'noy antropologii -Journal of Sociology and Social Anthropology. 7(1). pp. 27-39.
9. Hoffman, I. (2000) Predstavlenie sebya drugim vpovsednevnoy zhizni [Presenting oneself to others in everyday life]. Translated from English by A.D. Kovalev. Moscow: Kanon-Press-Ts: Kuchkovo pole.
10. Turner, V. (1983) Simvol i ritual [Symbol and Ritual]. Translated from English. Moscow: Nauka.
11. Higham, J. (1975) Send These to Me: Immigrants in Urban America. New York: Atheneum.
12. Morris, B. (2018) Inaugurating a new reign: planning for accession and coronation. [Online] Available from: https://www.ucl.ac.uk/constitution-unit/sites/constitution-unit/files/181_-_Inaugurating_a_New_Reign.pdf (Accessed: 4th November 2023).
13. Dixon, H. (2022) Coronation for the cost-of-living crisis as King expresses wish for 'good value'. The Telegraph. 13th September. [Online] Available from: https://www.telegraph.co.uk/royal-family/2022/09/13/charles-coronation-prince-king-monarchy-when-plans-cost-living/ (Accessed: 16th September 2022).
14. Badshah, N. (2023) King Charles coronation oil is consecrated in Jerusalem. The Guardian. 3rd March. [Online] Available from: https://hellomagrussia.ru/monarkhi/vse-o-monarkhiyakh/51738-polveka-s-karlom-hvi-gustavom-shvedy-prazdnuyut-yubilej-pravleniya-svoego-monarha.html (Accessed: 4th March 2023).
Сведения об авторе:
Атаманов А.В. - аспирант кафедры философии и методологии науки Национального исследовательского Томского государственного университета (Томск, Россия). E-mail: [email protected]
Чешев В.В. - профессор, доктор философских наук, профессор кафедры философии и методологии науки Национального исследовательского Томского государственного университета (Томск, Россия); старший научный сотрудник Лаборатории социально-гуманитарных проблем транзитивного общества Новосибирского государственного университета экономики и управления НИНХ (Новосибирск, Россия). E-mail: chwld@rambler. ru
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Information about the authors:
Atamanov A.V. - postgraduate student of the Faculty of Philosophy, National Research Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: [email protected] Cheshev V.V. - professor, Dr. Sci. (Philosophy), professor, National Research Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation); senior researcher, Laboratory of Social and Humanitarian Problems of Transitive Society, Novosibirsk State University of Economics and Management (Novosibirsk, Russia Russian Federation). E-mail: [email protected]
The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 17.12.2023; одобрена после рецензирования 22.01.2024; принята к публикации 04.03.2024
The article was submitted 17.12.2023; approved after reviewing 22.01.2024; accepted for publication 04.03.2024