Increased use of cigarettes, alcohol, and marijuana among Manhattan residents after the September 11-th terrorist attacks // American Journal of Epidemiology. - 2002. - V. 155. - P. 988-996.
22. Wessely S. Enduring consequences of terrorism: A seven month follow-up survey of reactions to the bombings in London on 7 July 2005 // BMJ. - 2007. -190. - P. 350-356.
УДК 159.9:316.6
Гущина Татьяна Владимировна
кандидат психологических наук, доцент Костромской государственный технологический университет
О ВЛИЯНИИ КОНТЕКСТА СИТУАЦИИ НА ВЫБОР СТРАТЕГИЙ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ*
Статья посвящена изучению влияния социокультурного контекста на выбор стратегий совладающего поведения. Представлены результаты эмпирического исследования, свидетельствующие о различиях в предпочтении стратегий совладающего поведения в четырех контекстах: семья, работа/учеба, здоровье, быт. А также о различиях совладающего поведения мужчин и женщин в данных контекстах. В исследовании применялась модификация «Кросс-культурной копинг-шкалы» (CCCS) авторов Kuo B. C.-H., и др., 2004.
Ключевые слова: контекст, жизненные трудности, совладающее поведение.
Предметом нашего исследования является взаимосвязь содержательных харак-. теристик социокультурного контекста с особенностями стрессоустойчивости человека и его совладающего поведения. Мы ставим перед собой задачу выявления перечня трудных жизненных ситуаций (например, болезнь, конфликтные отношения на работе), а также способов совладания с ними у российских испытуемых разного пола, возраста, социального статуса, культурной принадлежности. В нашем понимании контекст - это система факторов (время - прошлое, настоящее, будущее), место и жизненные события - все, что помогает понять и объяснить смысл и значение происходящего с субъектом (Крюкова, Гущина, 2013).
Одно из направлений исследования связано с изучением влияния контекста ситуации на выбор субъектом стратегий совладающего поведения.
Были выдвинуты следующие гипотезы исследования:
1. Социально-культурный контекст определяет выбор респондентами стратегий совладающего поведения.
2. Социально-культурный контекст определяет частоту выбора конкретных способов поведения в трудной жизненной ситуации.
3. Есть различия в предпочтении стратегий со-владающего поведения, определяемого одним и тем же социально-культурным контекстом, у мужчин и женщин.
В исследовании приняло участие 92 человека, студентов университета, средний возраст 20 лет, из них 59 женщин, 33 мужчины.
Методом исследования стала методика ОСС -Опросник способов совладания (WCQ) Folkman и Lazarus (1988) в адаптации Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой, 2003. Респонден-
там была предложена модифицированная инструкция. Предлагалось вспомнить и, по возможности написать, трудные жизненные ситуации, относящиеся к различным социально-культурным контекстам: работа-учеба, семья, здоровье, быт; затем последовательно к каждой ситуации отметить используемые способы поведения, предложенные опросником. Кроме того, мы использовали методику «Кросс-культурная копинг-шкала» CCCS Cross-cultural coping scale канадских авторов Куо и др., 2004 (Kuo B. C.-H., и др.), считая предложенный нами инструмент исследования, ее модификацией.
В статистической обработке полученных данных были использованы, критерий Фридмана, критерий Манна-Уитни, факторный анализ.
Результаты исследования. В первую очередь, были проанализированы трудные жизненные ситуации. К контексту «работа-учеба» были отнесены следующие трудные ситуации: экзамен; неуспеваемость; большой объем работы; одновременное выполнение нескольких дел; поиск работы; собеседование при приеме на работу; конфликт с преподавателем, начальником, партнером по бизнесу, коллегой; повышение по должности; давление со стороны коллег; несообразительность коллег; несправедливость начальства; трудности в распределении времени.
К контексту «семья» были отнесены следующие трудные ситуации: конфликты с родителями, прародителями, сиблингами, супругом, свекровью, мачехой; развод родителей; потеря близкого человека.
К контексту «здоровье» были отнесены следующие трудные ситуации: головная и зубная боль; трудноизлечимая болезнь; операционное вмешательство; травма; инфекционное заболевание.
К контексту «быт» респонденты отнесли такие трудные ситуации, как: поломка и потеря вещи;
* Исследование имеет финансовую поддержку РГНФ, проект № 12-06-00535а.
Рис. 1. Частота использования стратегий совладающего поведения в контексте «здоровье»
покупка вещи, например, автомобиля; ссора с соседями по дому и общежитию; конфликт с представителями ЖЭКа; ссора за парковочное место; пробки на дорогах; неосвещенная улица; нехватка материальных средств.
Результаты статистической обработки данных показали, что в общей выборке существуют следующие различия в выборе стратегий совладающего поведения в различных контекстах. Так стратегия конфронтация с проблемой значимо чаще, чем в других контекстах, используется для совладания с трудными жизненными ситуациями, возникающими в семье, средний ранг 2,94 (х2=41,249, р=0,000). Кроме того, респонденты, склонны контролировать трудную ситуацию именно в семье и принимать за нее ответственность, применяя стратегию самоконтроль, средний ранг 2,89 (х2=31,149, р=0,000) и стратегию принятие ответственности, средний ранг 2,91 (х2=25,225, р=0,000).
Дистанцирование чаще применяется респондентами для совладания с бытовыми трудными жизненными ситуациями, средний ранг 2,74 (Х2=9,225, р=0,026).
При столкновении с трудностями на работе молодые люди значимо чаще, чем в ситуациях, определенных другими контекстами, выбирают стратегию планирование, средний ранг 3,17 (х2=47,215,
р=0,000) и стратегию переоценка, средний ранг 2,97 (х2=28,531, р=0,000).
Не обнаружено значимых различий в использовании стратегий совладания бегство от проблемы и социальная поддержка. Это может означать, что респонденты в предложенных контекстах, либо очень часто, либо очень редко используют данные стратегии.
Результаты сравнения в общей выборке частоты использования стратегий совладающего поведения в различных контекстах представлен на рисунках 1-4. Так же был сделан анализ наиболее часто и редко используемых способов поведения в трудной жизненной ситуации, задаваемой определенным контекстом. Были отмечены три наиболее часто упоминаемых способа, и те, которые были выбраны менее десяти раз по всей выборке.
Можно увидеть, что в данном контексте наиболее часто респонденты используют стратегию «социальная поддержка», средний ранг 5,88 (Х2=100,900, р=0,000). Кроме того, молодые люди отдают предпочтение стратегиям бегства-избегания и планирования. Так респонденты, прежде всего, нацелены на получение помощи от других людей, эта помощь может быть профессиональной (врачебной), дружеской (поддержка), экспертной (опыт в схожей ситуации).
□ переоценка
□ планирование
□ избегание
□ принятие ответственности
□ социальная поддержка
□ самоконтроль
□ дистанцирование
□ конфронтация
0
2
4
6
8
Рис. 2. Частота использования стратегий совладающего поведения в контексте «работа-учеба»
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 4
145
,1
4,68
4.32
4.33 4,6
4,67
5,46
□ переоценка
□ планирование
□ избегание
□ принятие ответственности
□ социальная поддержка
□ самоконтроль
□ дистанцирование
□ конфронтация
Рис. 3. Частота использования стратегий совладающего поведения в контексте «семья»
В ситуациях, связанных со здоровьем, в целом обнаружено мало выборов способов поведения в трудной жизненной ситуации, чаще всего молодые люди используют следующие способы поведения: «обращался за помощью к специалистам», «говорил с кем-либо, кто мог конкретно помочь в этой ситуации», «пытался улучшить свое самочувствие едой, выпивкой, курением или лекарством».
Диаграмма 2 демонстрирует, что наиболее часто используемой стратегией совладающего поведения в трудных ситуациях, связанных с работой или учебой, является стратегия «планирование», средний ранг 6,11 (х2=77,794, р=0,000). Наряду с ней предпочитаемыми являются стратегии самоконтроля и положительной переоценки. Вероятно, молодые люди считают трудности, возникающие на работе или учебе, естественными, они воспринимаются более рационально, чем эмоционально, студенты готовы с ними взаимодействовать и совладать с ними.
В контексте работа респонденты реже всего выбирают следующие способы поведения: «в целом избегал общения с людьми» и «отказывался верить, что это действительно произошло». А наиболее часто молодые люди поступают следующим образом: «сосредотачивался на том, что мне нужно было делать дальше», «набирался опыта в данной ситуации» и «прокручивал в уме, что мне сказать или сделать». Таким образом, при взаимодействии с трудной ситуацией, связанной с работой или учебой, респонденты не уходят от проблемы, а воспринимают ее как жизненный опыт и пытаются найти решение.
Для совладания с трудностями в семье выбор пал на самоконтроль, средний ранг 5,46 (х2=28,997, р=0,000), а также планирование и конфронтацию с проблемой. Прежде всего, респонденты отмечают необходимость регулировать свои чувства и действия, применяют усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к решению проблемы, склонны применять агрессивные усилия по изменению ситуации. Трудные ситуации в особо значимом семейном контексте обнаруживают интенсивную эмоциональную окрашенность, индивиду трудно отстраниться от ситуации, поэто-
му он надеется на чудо, что все как-нибудь уравновесится, видит в самоконтроле выход из семейного конфликта, либо агрессивно реагирует на происходящее.
В совладании с трудными жизненными ситуациями в семейном контексте реже всего обращаются к следующим способам поведения: «спал больше обычного», «возникла потребность выразить себя творчески», «обращался за помощью к специалистам», «рисковал напропалую», «находил новую веру во что-то». Наиболее часто используют способы поведения: «извинялся или старался все загладить», «хотел, чтобы все это скорее как-то образовалось или закончилось» и «прокручивал в уме, что мне сказать или сделать». Семейные трудности усиливают самоконтроль, а в случае, когда он не помогает, молодые люди склонны избегать проблемы, пытаются загладить конфликт, в том числе принимая на себя ответственность за случившееся. Необходимо отметить, что принятие помощи специалиста, психолога, прежде всего, отвергается молодыми людьми, тогда как в разрешении проблем со здоровьем, этот способ поведения в трудной жизненной ситуации наиболее приемлемым. В России, в провинциальном городе, к сожалению, обращение за психологической помощью является скорее исключением, чем нормой.
Для совладания с бытовыми трудностями, в том числе включающими и межличностное взаимодействие с другими, неблизкими, людьми, респонденты в первую очередь отдают предпочтение планированию своего поведения, средний ранг 5,03 (Х2=46,214, р=0,000), отмечая также такие стратегии, как поиск социальной поддержки и дистанцирование. Таким образом, столкнувшись с бытовыми трудностями, респонденты стремятся к сознательному контролю ситуации, стараются использовать ее для обогащения опыта, обобщают опыт других людей, а в случае неудачи, отдаляются от ситуации.
В бытовых ситуациях для решения проблем реже всего используются такие способы поведения:
«у меня возникла потребность выразить себя творчески», «находил новую веру во что-то», «молился», а чаще «сосредотачиваются на том, что
0
2
4
6
5,03
4,78
□ переоценка
□ планирование
□ избегание
□ принятие ответственности
□ социальная поддержка
□ самоконтроль
□ дистанцирование
□ конфронтация
0 2 4 6
Рис. 4. Частота использования стратегий совладающего поведения в контексте «быт»
нужно делать дальше», «говорят с кем-либо, кто мог конкретно помочь в этой ситуации» и «представляют себе, как ситуация могла бы обернуться». К решению бытовых ситуаций молодые люди подходят более рационально, планируя решение проблемы, не боятся обращаться за социальной поддержкой, как, например, в ситуации потери значимой вещи (Гущина, Глущенко, 2013). И, видимо, если проблема трудноразрешима, респонденты мысленно дистанцируются от нее.
В ситуациях, связанных со здоровьем, в целом обнаружено мало выборов, чаще всего молодые люди используют следующие способы поведения: «обращался за помощью к специалистам», «говорил с кем-либо, кто мог конкретно помочь в этой ситуации», «пытался улучшить свое самочувствие едой, выпивкой, курением или лекарством».
Были получены результаты, свидетельствующие о значимых различиях в выборе стратегий совла-дающего поведения у мужчин и женщин в ситуациях, относящихся к одному и тому же контексту (критерий Манна-Уитни). Женщины чаще, чем мужчины вступают в конфронтацию с проблемой в контексте «здоровье» (и=717, р=0,015), мужчины чаще используют самоконтроль для совлада-ния в данном контексте (и=741, р=0,049). Проблемы со здоровьем активизируют женщин на поиск выхода из трудной ситуации, им важно предпринять что-то немедленно, рискнуть и изменить ситуацию, так как «болеть некогда», это снижает внимание к состоянию организма, которое может иметь негативные последствия. Мужчинам же больше свойственно контролировать свое состояние, неспешно предпринимать какие-либо действия по разрешению проблемы со здоровьем.
Женщины чаще, чем мужчины обращаются за социальной поддержкой в совладании с семейными трудностями (и=731, р=0,043). Они более склонны прилагать усилия в поиске информационной, действенной и эмоциональной поддержки от других людей. Этот факт подтверждает ранее полученные данные (Крюкова, Куфтяк, Сапоровская, 2002-2010). Следует отметить, что именно женщины чаще обращаются за профессиональной психо-
логической помощью в разрешении семейных проблем.
В бытовом контексте мужчины чаще, чем женщины используют следующие стратегии совлада-ющего поведения: самоконтроль (и=722, р=0,036), социальная поддержка (и=723, р=0,037) и положительная переоценка (и=721, р=0,032). Бытовые трудности усиливают самоконтроль мужчин, направляют их на поиск социальной поддержки, чаще всего в виде авторитетных и опытных лиц, а так же молодые люди прилагают усилия по созданию положительного смысла ситуации.
Различий в выборе стратегий совладающего поведения в контексте «работа-учеба» у мужчин и женщин не обнаружено, т.е. в данных трудных ситуациях и те и другие склонны отдавать предпочтение схожим стратегиям, о которых написано выше (планирование и самоконтроль).
В ходе факторного анализа было обнаружено 10 факторов, из которых три вызывают наибольший интерес. Первый фактор включает в себя следующие семь стратегий, которые респонденты используют для совладания с бытовыми трудностями: конфронтация, самоконтроль, поиск социальной поддержки, принятие ответственности, бегство-избегание, планирование, положительная переоценка. Таким образом, представлены все стратегии, кроме одной - «дистанцирование». Результаты могут свидетельствовать о том, что бытовые трудности воспринимаются респондентами как наименее сложные для совладания, что обеспечивает простор для выбора различных стратегий. Кроме того, молодые люди не стремятся дистанцироваться от проблемы, принимая ее и взаимодействуя с ней.
Второй фактор включает в себя пять стратегий, который используются субъектами для совладания с трудностями на работе и учебе: конфронтация, самоконтроль, социальная поддержка, планирование, переоценка. Можно предположить, что тесная связь между данными стратегиями, позволившая объединить их в один фактор, является гарантом эффективного совладающего поведения в данном контексте.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 4
147
Третий, наиболее интересный, на наш взгляд, фактор включает в себя стратегии: бегство (в контексте «работа»), конфронтация, дистанцирование, бегство (в контексте «семья»). Полученный результат свидетельствует о тесной связи двух социальных контекстов, уход от решения проблем на работе связан с выбором агрессивных усилий по изменению ситуации в семье, снижение значимости семейных проблем и уход от них. Несовладание с трудностями в одном контексте (семья) отражается на эффективности совладания в другом конте-сте (работа), и наоборот.
Выводы
1. В исследуемых контекстах было обнаружено доминирование различных стратегий совладающе-го поведения, что позволяет нам утверждать, что контекст так или иначе определяет основную линию совладающего поведения. А само совладаю-щее поведение может быть определено как гибкое, меняющееся и подстраивающееся под содержание ситуации, то есть действительно адаптивное (Cheng, C., 2001). Так, подтверждено, что в трудностях, связанных с работой или учебой, в бытовых ситуациях молодые люди, прежде всего, используют стратегию планирование решения проблемы, применяя произвольные (специальные) про-блемно-фокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к решению проблемы. В семейном контексте выбор выпадает на стратегию «самоконтроль», предполагающую приложение усилий по урегулированию своих чувств и действий. А в разрешении трудных ситуаций в контексте «здоровье» субъекты используют, прежде всего, стратегию поиска социальной поддержки. Мы отдаем себе отчет в том, что требуется продолжение исследования в разных возрастных и социально-культурных группах респондентов.
2. Социально-культурный контекст определяет частоту выбора конкретных способов поведения в трудной жизненной ситуации. Есть способы поведения (такие как, «возникает потребность выразить себя творчески» и «находил новую веру во что-то»), которые во всех контекстах используются крайне редко. Оба способа поведения относятся к стратегии положительная переоценка, которая предполагает усилия по созданию положительного смысла ситуации, с фокусированием на росте собственной личности. Видимо, у респондентов она
либо неразвита, либо недооценивается ими как продуктивная.
3. Нашла подтверждение третья гипотеза о том, что существуют различия в предпочтении стратегий совладающего поведения, определяемого одним и тем же социально-культурным контекстом, у мужчин и женщин. Лишь в совладании с трудными жизненными ситуациями, связанными с работой или учебой, различий не обнаружено, и мужчины и женщины предпочитают стратегию планирование.
Библиографический список
1. Дементий Л.И. К проблеме диагностики социального контекста и стратегий копинг-поведе-ния // Журнал прикладной психологии. - 2004. -№ 3. - С. 20-25.
2. Глущенко А.А., Гущина Т.В. Совладающее поведение субъекта в случае утраты значимой вещи // Психология стресса и совладающего поведения: Материалы III междунар. науч.-практ. конф. Кострома, 26-28 сент. 2013 г.: В 2 т. / отв. ред.: Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк, М.В. Сапоровская, С.А. Хазова. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2013. - Т. 1. - С. 16-18.
3. Крюкова Т.Л., Гущина Т.В. О социокультурной контекстуализации в исследованиях стресса и совладания // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювено-логия. Социокинетика. - 2012. - Т. 18. - № 3. -С. 194-198.
4. Крюкова Т.Л., Шаргородская О.В. Социокультурный контекст совладания в ситуации болезни (ВИЧ-инфекции) // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2012. - Т. 18. -№ 4. - С. 135-142.
5. Cheng C. Assessing Coping Flexibility in Real Life and Laboratory Settings: a Multimethod Approach // J. of Personality and Social Psychology. -2001. - Vol. 80. - № 5. - Р. 814-833.
6. Kwiatkowska A., Roszak J., Sikora R., Kuo B., Karpim'kij K., Gushchina T., Gober G. Kulturowa adaptacja Mi^dzykulturowej Skali Radzenia ze Stresem (Cross-Cultural Coping Scale - CCCS) Kuo, Roysircara i Newby-Clarka // Psychologia Spoleczna. - Poland, 2013.