Научная статья на тему 'О влиянии контекста ситуации на выбор стратегий совладающего поведения'

О влиянии контекста ситуации на выбор стратегий совладающего поведения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1095
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТЕКСТ / ЖИЗНЕННЫЕ ТРУДНОСТИ / СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / CONTEXT / LIFE DIFFICULTIES / COPING BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гущина Татьяна Владимировна

Статья посвящена изучению влияния социокультурного контекста на выбор стратегий совладающего поведения. Представлены результаты эмпирического исследования, свидетельствующие о различиях в предпочтении стратегий совладающего поведения в четырех контекстах: семья, работа/учеба, здоровье, быт. А также о различиях совладающего поведения мужчин и женщин в данных контекстах. В исследовании применялась модификация «Кросс-культурной копинг-шкалы» (CCCS) авторов Kuo B. C.-H., и др., 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the influence of the situation in coping strategies choice context

The article studies the influence of socio-cultural context on the choice of coping strategies. The presented results of empirical research show differences in preference of strategies of coping in four contexts (family, job and study, health, private life), as well as differences in coping behavior of men and women in these contexts. Modification "Cross-cultural coping scale" (CCCS) by Kuo B. C.-H. et al (2004) is used in the study.

Текст научной работы на тему «О влиянии контекста ситуации на выбор стратегий совладающего поведения»

Increased use of cigarettes, alcohol, and marijuana among Manhattan residents after the September 11-th terrorist attacks // American Journal of Epidemiology. - 2002. - V. 155. - P. 988-996.

22. Wessely S. Enduring consequences of terrorism: A seven month follow-up survey of reactions to the bombings in London on 7 July 2005 // BMJ. - 2007. -190. - P. 350-356.

УДК 159.9:316.6

Гущина Татьяна Владимировна

кандидат психологических наук, доцент Костромской государственный технологический университет

[email protected]

О ВЛИЯНИИ КОНТЕКСТА СИТУАЦИИ НА ВЫБОР СТРАТЕГИЙ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ*

Статья посвящена изучению влияния социокультурного контекста на выбор стратегий совладающего поведения. Представлены результаты эмпирического исследования, свидетельствующие о различиях в предпочтении стратегий совладающего поведения в четырех контекстах: семья, работа/учеба, здоровье, быт. А также о различиях совладающего поведения мужчин и женщин в данных контекстах. В исследовании применялась модификация «Кросс-культурной копинг-шкалы» (CCCS) авторов Kuo B. C.-H., и др., 2004.

Ключевые слова: контекст, жизненные трудности, совладающее поведение.

Предметом нашего исследования является взаимосвязь содержательных харак-. теристик социокультурного контекста с особенностями стрессоустойчивости человека и его совладающего поведения. Мы ставим перед собой задачу выявления перечня трудных жизненных ситуаций (например, болезнь, конфликтные отношения на работе), а также способов совладания с ними у российских испытуемых разного пола, возраста, социального статуса, культурной принадлежности. В нашем понимании контекст - это система факторов (время - прошлое, настоящее, будущее), место и жизненные события - все, что помогает понять и объяснить смысл и значение происходящего с субъектом (Крюкова, Гущина, 2013).

Одно из направлений исследования связано с изучением влияния контекста ситуации на выбор субъектом стратегий совладающего поведения.

Были выдвинуты следующие гипотезы исследования:

1. Социально-культурный контекст определяет выбор респондентами стратегий совладающего поведения.

2. Социально-культурный контекст определяет частоту выбора конкретных способов поведения в трудной жизненной ситуации.

3. Есть различия в предпочтении стратегий со-владающего поведения, определяемого одним и тем же социально-культурным контекстом, у мужчин и женщин.

В исследовании приняло участие 92 человека, студентов университета, средний возраст 20 лет, из них 59 женщин, 33 мужчины.

Методом исследования стала методика ОСС -Опросник способов совладания (WCQ) Folkman и Lazarus (1988) в адаптации Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой, 2003. Респонден-

там была предложена модифицированная инструкция. Предлагалось вспомнить и, по возможности написать, трудные жизненные ситуации, относящиеся к различным социально-культурным контекстам: работа-учеба, семья, здоровье, быт; затем последовательно к каждой ситуации отметить используемые способы поведения, предложенные опросником. Кроме того, мы использовали методику «Кросс-культурная копинг-шкала» CCCS Cross-cultural coping scale канадских авторов Куо и др., 2004 (Kuo B. C.-H., и др.), считая предложенный нами инструмент исследования, ее модификацией.

В статистической обработке полученных данных были использованы, критерий Фридмана, критерий Манна-Уитни, факторный анализ.

Результаты исследования. В первую очередь, были проанализированы трудные жизненные ситуации. К контексту «работа-учеба» были отнесены следующие трудные ситуации: экзамен; неуспеваемость; большой объем работы; одновременное выполнение нескольких дел; поиск работы; собеседование при приеме на работу; конфликт с преподавателем, начальником, партнером по бизнесу, коллегой; повышение по должности; давление со стороны коллег; несообразительность коллег; несправедливость начальства; трудности в распределении времени.

К контексту «семья» были отнесены следующие трудные ситуации: конфликты с родителями, прародителями, сиблингами, супругом, свекровью, мачехой; развод родителей; потеря близкого человека.

К контексту «здоровье» были отнесены следующие трудные ситуации: головная и зубная боль; трудноизлечимая болезнь; операционное вмешательство; травма; инфекционное заболевание.

К контексту «быт» респонденты отнесли такие трудные ситуации, как: поломка и потеря вещи;

* Исследование имеет финансовую поддержку РГНФ, проект № 12-06-00535а.

Рис. 1. Частота использования стратегий совладающего поведения в контексте «здоровье»

покупка вещи, например, автомобиля; ссора с соседями по дому и общежитию; конфликт с представителями ЖЭКа; ссора за парковочное место; пробки на дорогах; неосвещенная улица; нехватка материальных средств.

Результаты статистической обработки данных показали, что в общей выборке существуют следующие различия в выборе стратегий совладающего поведения в различных контекстах. Так стратегия конфронтация с проблемой значимо чаще, чем в других контекстах, используется для совладания с трудными жизненными ситуациями, возникающими в семье, средний ранг 2,94 (х2=41,249, р=0,000). Кроме того, респонденты, склонны контролировать трудную ситуацию именно в семье и принимать за нее ответственность, применяя стратегию самоконтроль, средний ранг 2,89 (х2=31,149, р=0,000) и стратегию принятие ответственности, средний ранг 2,91 (х2=25,225, р=0,000).

Дистанцирование чаще применяется респондентами для совладания с бытовыми трудными жизненными ситуациями, средний ранг 2,74 (Х2=9,225, р=0,026).

При столкновении с трудностями на работе молодые люди значимо чаще, чем в ситуациях, определенных другими контекстами, выбирают стратегию планирование, средний ранг 3,17 (х2=47,215,

р=0,000) и стратегию переоценка, средний ранг 2,97 (х2=28,531, р=0,000).

Не обнаружено значимых различий в использовании стратегий совладания бегство от проблемы и социальная поддержка. Это может означать, что респонденты в предложенных контекстах, либо очень часто, либо очень редко используют данные стратегии.

Результаты сравнения в общей выборке частоты использования стратегий совладающего поведения в различных контекстах представлен на рисунках 1-4. Так же был сделан анализ наиболее часто и редко используемых способов поведения в трудной жизненной ситуации, задаваемой определенным контекстом. Были отмечены три наиболее часто упоминаемых способа, и те, которые были выбраны менее десяти раз по всей выборке.

Можно увидеть, что в данном контексте наиболее часто респонденты используют стратегию «социальная поддержка», средний ранг 5,88 (Х2=100,900, р=0,000). Кроме того, молодые люди отдают предпочтение стратегиям бегства-избегания и планирования. Так респонденты, прежде всего, нацелены на получение помощи от других людей, эта помощь может быть профессиональной (врачебной), дружеской (поддержка), экспертной (опыт в схожей ситуации).

□ переоценка

□ планирование

□ избегание

□ принятие ответственности

□ социальная поддержка

□ самоконтроль

□ дистанцирование

□ конфронтация

0

2

4

6

8

Рис. 2. Частота использования стратегий совладающего поведения в контексте «работа-учеба»

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 4

145

,1

4,68

4.32

4.33 4,6

4,67

5,46

□ переоценка

□ планирование

□ избегание

□ принятие ответственности

□ социальная поддержка

□ самоконтроль

□ дистанцирование

□ конфронтация

Рис. 3. Частота использования стратегий совладающего поведения в контексте «семья»

В ситуациях, связанных со здоровьем, в целом обнаружено мало выборов способов поведения в трудной жизненной ситуации, чаще всего молодые люди используют следующие способы поведения: «обращался за помощью к специалистам», «говорил с кем-либо, кто мог конкретно помочь в этой ситуации», «пытался улучшить свое самочувствие едой, выпивкой, курением или лекарством».

Диаграмма 2 демонстрирует, что наиболее часто используемой стратегией совладающего поведения в трудных ситуациях, связанных с работой или учебой, является стратегия «планирование», средний ранг 6,11 (х2=77,794, р=0,000). Наряду с ней предпочитаемыми являются стратегии самоконтроля и положительной переоценки. Вероятно, молодые люди считают трудности, возникающие на работе или учебе, естественными, они воспринимаются более рационально, чем эмоционально, студенты готовы с ними взаимодействовать и совладать с ними.

В контексте работа респонденты реже всего выбирают следующие способы поведения: «в целом избегал общения с людьми» и «отказывался верить, что это действительно произошло». А наиболее часто молодые люди поступают следующим образом: «сосредотачивался на том, что мне нужно было делать дальше», «набирался опыта в данной ситуации» и «прокручивал в уме, что мне сказать или сделать». Таким образом, при взаимодействии с трудной ситуацией, связанной с работой или учебой, респонденты не уходят от проблемы, а воспринимают ее как жизненный опыт и пытаются найти решение.

Для совладания с трудностями в семье выбор пал на самоконтроль, средний ранг 5,46 (х2=28,997, р=0,000), а также планирование и конфронтацию с проблемой. Прежде всего, респонденты отмечают необходимость регулировать свои чувства и действия, применяют усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к решению проблемы, склонны применять агрессивные усилия по изменению ситуации. Трудные ситуации в особо значимом семейном контексте обнаруживают интенсивную эмоциональную окрашенность, индивиду трудно отстраниться от ситуации, поэто-

му он надеется на чудо, что все как-нибудь уравновесится, видит в самоконтроле выход из семейного конфликта, либо агрессивно реагирует на происходящее.

В совладании с трудными жизненными ситуациями в семейном контексте реже всего обращаются к следующим способам поведения: «спал больше обычного», «возникла потребность выразить себя творчески», «обращался за помощью к специалистам», «рисковал напропалую», «находил новую веру во что-то». Наиболее часто используют способы поведения: «извинялся или старался все загладить», «хотел, чтобы все это скорее как-то образовалось или закончилось» и «прокручивал в уме, что мне сказать или сделать». Семейные трудности усиливают самоконтроль, а в случае, когда он не помогает, молодые люди склонны избегать проблемы, пытаются загладить конфликт, в том числе принимая на себя ответственность за случившееся. Необходимо отметить, что принятие помощи специалиста, психолога, прежде всего, отвергается молодыми людьми, тогда как в разрешении проблем со здоровьем, этот способ поведения в трудной жизненной ситуации наиболее приемлемым. В России, в провинциальном городе, к сожалению, обращение за психологической помощью является скорее исключением, чем нормой.

Для совладания с бытовыми трудностями, в том числе включающими и межличностное взаимодействие с другими, неблизкими, людьми, респонденты в первую очередь отдают предпочтение планированию своего поведения, средний ранг 5,03 (Х2=46,214, р=0,000), отмечая также такие стратегии, как поиск социальной поддержки и дистанцирование. Таким образом, столкнувшись с бытовыми трудностями, респонденты стремятся к сознательному контролю ситуации, стараются использовать ее для обогащения опыта, обобщают опыт других людей, а в случае неудачи, отдаляются от ситуации.

В бытовых ситуациях для решения проблем реже всего используются такие способы поведения:

«у меня возникла потребность выразить себя творчески», «находил новую веру во что-то», «молился», а чаще «сосредотачиваются на том, что

0

2

4

6

5,03

4,78

□ переоценка

□ планирование

□ избегание

□ принятие ответственности

□ социальная поддержка

□ самоконтроль

□ дистанцирование

□ конфронтация

0 2 4 6

Рис. 4. Частота использования стратегий совладающего поведения в контексте «быт»

нужно делать дальше», «говорят с кем-либо, кто мог конкретно помочь в этой ситуации» и «представляют себе, как ситуация могла бы обернуться». К решению бытовых ситуаций молодые люди подходят более рационально, планируя решение проблемы, не боятся обращаться за социальной поддержкой, как, например, в ситуации потери значимой вещи (Гущина, Глущенко, 2013). И, видимо, если проблема трудноразрешима, респонденты мысленно дистанцируются от нее.

В ситуациях, связанных со здоровьем, в целом обнаружено мало выборов, чаще всего молодые люди используют следующие способы поведения: «обращался за помощью к специалистам», «говорил с кем-либо, кто мог конкретно помочь в этой ситуации», «пытался улучшить свое самочувствие едой, выпивкой, курением или лекарством».

Были получены результаты, свидетельствующие о значимых различиях в выборе стратегий совла-дающего поведения у мужчин и женщин в ситуациях, относящихся к одному и тому же контексту (критерий Манна-Уитни). Женщины чаще, чем мужчины вступают в конфронтацию с проблемой в контексте «здоровье» (и=717, р=0,015), мужчины чаще используют самоконтроль для совлада-ния в данном контексте (и=741, р=0,049). Проблемы со здоровьем активизируют женщин на поиск выхода из трудной ситуации, им важно предпринять что-то немедленно, рискнуть и изменить ситуацию, так как «болеть некогда», это снижает внимание к состоянию организма, которое может иметь негативные последствия. Мужчинам же больше свойственно контролировать свое состояние, неспешно предпринимать какие-либо действия по разрешению проблемы со здоровьем.

Женщины чаще, чем мужчины обращаются за социальной поддержкой в совладании с семейными трудностями (и=731, р=0,043). Они более склонны прилагать усилия в поиске информационной, действенной и эмоциональной поддержки от других людей. Этот факт подтверждает ранее полученные данные (Крюкова, Куфтяк, Сапоровская, 2002-2010). Следует отметить, что именно женщины чаще обращаются за профессиональной психо-

логической помощью в разрешении семейных проблем.

В бытовом контексте мужчины чаще, чем женщины используют следующие стратегии совлада-ющего поведения: самоконтроль (и=722, р=0,036), социальная поддержка (и=723, р=0,037) и положительная переоценка (и=721, р=0,032). Бытовые трудности усиливают самоконтроль мужчин, направляют их на поиск социальной поддержки, чаще всего в виде авторитетных и опытных лиц, а так же молодые люди прилагают усилия по созданию положительного смысла ситуации.

Различий в выборе стратегий совладающего поведения в контексте «работа-учеба» у мужчин и женщин не обнаружено, т.е. в данных трудных ситуациях и те и другие склонны отдавать предпочтение схожим стратегиям, о которых написано выше (планирование и самоконтроль).

В ходе факторного анализа было обнаружено 10 факторов, из которых три вызывают наибольший интерес. Первый фактор включает в себя следующие семь стратегий, которые респонденты используют для совладания с бытовыми трудностями: конфронтация, самоконтроль, поиск социальной поддержки, принятие ответственности, бегство-избегание, планирование, положительная переоценка. Таким образом, представлены все стратегии, кроме одной - «дистанцирование». Результаты могут свидетельствовать о том, что бытовые трудности воспринимаются респондентами как наименее сложные для совладания, что обеспечивает простор для выбора различных стратегий. Кроме того, молодые люди не стремятся дистанцироваться от проблемы, принимая ее и взаимодействуя с ней.

Второй фактор включает в себя пять стратегий, который используются субъектами для совладания с трудностями на работе и учебе: конфронтация, самоконтроль, социальная поддержка, планирование, переоценка. Можно предположить, что тесная связь между данными стратегиями, позволившая объединить их в один фактор, является гарантом эффективного совладающего поведения в данном контексте.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 4

147

Третий, наиболее интересный, на наш взгляд, фактор включает в себя стратегии: бегство (в контексте «работа»), конфронтация, дистанцирование, бегство (в контексте «семья»). Полученный результат свидетельствует о тесной связи двух социальных контекстов, уход от решения проблем на работе связан с выбором агрессивных усилий по изменению ситуации в семье, снижение значимости семейных проблем и уход от них. Несовладание с трудностями в одном контексте (семья) отражается на эффективности совладания в другом конте-сте (работа), и наоборот.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выводы

1. В исследуемых контекстах было обнаружено доминирование различных стратегий совладающе-го поведения, что позволяет нам утверждать, что контекст так или иначе определяет основную линию совладающего поведения. А само совладаю-щее поведение может быть определено как гибкое, меняющееся и подстраивающееся под содержание ситуации, то есть действительно адаптивное (Cheng, C., 2001). Так, подтверждено, что в трудностях, связанных с работой или учебой, в бытовых ситуациях молодые люди, прежде всего, используют стратегию планирование решения проблемы, применяя произвольные (специальные) про-блемно-фокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к решению проблемы. В семейном контексте выбор выпадает на стратегию «самоконтроль», предполагающую приложение усилий по урегулированию своих чувств и действий. А в разрешении трудных ситуаций в контексте «здоровье» субъекты используют, прежде всего, стратегию поиска социальной поддержки. Мы отдаем себе отчет в том, что требуется продолжение исследования в разных возрастных и социально-культурных группах респондентов.

2. Социально-культурный контекст определяет частоту выбора конкретных способов поведения в трудной жизненной ситуации. Есть способы поведения (такие как, «возникает потребность выразить себя творчески» и «находил новую веру во что-то»), которые во всех контекстах используются крайне редко. Оба способа поведения относятся к стратегии положительная переоценка, которая предполагает усилия по созданию положительного смысла ситуации, с фокусированием на росте собственной личности. Видимо, у респондентов она

либо неразвита, либо недооценивается ими как продуктивная.

3. Нашла подтверждение третья гипотеза о том, что существуют различия в предпочтении стратегий совладающего поведения, определяемого одним и тем же социально-культурным контекстом, у мужчин и женщин. Лишь в совладании с трудными жизненными ситуациями, связанными с работой или учебой, различий не обнаружено, и мужчины и женщины предпочитают стратегию планирование.

Библиографический список

1. Дементий Л.И. К проблеме диагностики социального контекста и стратегий копинг-поведе-ния // Журнал прикладной психологии. - 2004. -№ 3. - С. 20-25.

2. Глущенко А.А., Гущина Т.В. Совладающее поведение субъекта в случае утраты значимой вещи // Психология стресса и совладающего поведения: Материалы III междунар. науч.-практ. конф. Кострома, 26-28 сент. 2013 г.: В 2 т. / отв. ред.: Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк, М.В. Сапоровская, С.А. Хазова. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2013. - Т. 1. - С. 16-18.

3. Крюкова Т.Л., Гущина Т.В. О социокультурной контекстуализации в исследованиях стресса и совладания // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювено-логия. Социокинетика. - 2012. - Т. 18. - № 3. -С. 194-198.

4. Крюкова Т.Л., Шаргородская О.В. Социокультурный контекст совладания в ситуации болезни (ВИЧ-инфекции) // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2012. - Т. 18. -№ 4. - С. 135-142.

5. Cheng C. Assessing Coping Flexibility in Real Life and Laboratory Settings: a Multimethod Approach // J. of Personality and Social Psychology. -2001. - Vol. 80. - № 5. - Р. 814-833.

6. Kwiatkowska A., Roszak J., Sikora R., Kuo B., Karpim'kij K., Gushchina T., Gober G. Kulturowa adaptacja Mi^dzykulturowej Skali Radzenia ze Stresem (Cross-Cultural Coping Scale - CCCS) Kuo, Roysircara i Newby-Clarka // Psychologia Spoleczna. - Poland, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.