Научная статья на тему 'О влиянии искусственного интеллекта на современную индустриальную культуру'

О влиянии искусственного интеллекта на современную индустриальную культуру Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1340
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ИНДУСТРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА / КОМПОЗИЦИОННАЯ ЗАДАЧА / ARTIFICIAL INTELLECT (AI) / INDUSTRIAL CULTURE / AESTHETIC EVALUATION / COMPOSITE TASK

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шаповал Александр Васильевич

Рассматриваются результаты исследования особенностей становления искусственного интеллекта в современной индустриальной культуре. На основе понимания эстетической оценки, как производной от двух факторов от соответствия состава и структуры композиции стратегиям анализаторов человека и от соотношения смыслового содержания произведения эталонам памяти человека, определено место и суть решаемых машинами композиционных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In this article the results of the study of the development of AI in modern industrial culture are being considered. The place and the scale of composite tasks, solved by robots, are defined on the basis of understanding aesthetic evaluation ( comparing human memory and strategy of human analyzers with composition, structure and content of AI machines).

Текст научной работы на тему «О влиянии искусственного интеллекта на современную индустриальную культуру»

Он окажется на грани (между добром и злом, белым и черным) бинарных оппозиций. Через него проходит связь между живым и мертвым, их взаимопереход. Возникшая тройная оппозиция: [«Я» - свой (бог) - чужой (враг)] будет порождать мотив борьбы, который станет центральным во многих мифологиях. Дробление био-социаль-ного организма на био-социально-идеальный комплекс (систему) создает возможность не только горизонтального и вертикального деления мира, но и для появления развитого мифологического сознания, вербального языка и разных видов и моделей коммуникации. Начнется про-

цесс медленного появления абстракций, первого счета. Возникает ядро базовых символов культурно-коммуникативного кода.

Первопредок чрезвычайно многозначим для первобытного человека. Возможно, он - первый миф, т.е. первая попытка систематизации окружающего мира и объяснения его и себя в нем.

Библиографический список

1. ЛукьяновА.Е. Становление философии на Востоке (Древний Китай и Индия). - М.: Русслит, 1992. - С. 33.

А.В. Шаповал

О ВЛИЯНИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА СОВРЕМЕННУЮ ИНДУСТРИАЛЬНУЮ КУЛЬТУРУ

Рассматриваются результаты исследования особенностей становления искусственного интеллекта в современной индустриальной культуре. На основе понимания эстетической оценки, как производной от двух факторов — от соответствия состава и структуры композиции стратегиям анализаторов человека и от соотношения смыслового содержания произведения эталонам памяти человека, — определено место и суть решаемых машинами композиционных задач.

Ключевые слова: искусственный интеллект, индустриальная культура, эстетическая оценка, композиционная задача.

Сфера общественного художественного сознания и творчества никогда не остается вне воздействия на неё научнотехнического прогресса. В этой связи искусственный интеллект, сориентированный на процессы художественного творчества, на мир художественных ценностей, представляет особый интерес как потенциальный инструмент сохранения и развития культуры. На современном этапе ясно прослеживается возрастающая динамика постиндустриальных технологий в создании новой культуры. Вычислительная техника, техника связи и программное обеспечение нового поколения, благодаря автоматизированному машинному переводу и ликвидации языкового барьера открывшие глобальный доступ к культурным ценностям для всех жителей планеты, существенно меняют ситуацию в эстетическом воспитании и росте уровня культуры.

Исследования композиций кино-, теле-, архитектурных и дизайнерских произведений длительное время представляли собой научное направление, в котором существовал объяснительноописательный период, прослеживалась морфо-

логическая рыхлость понятий, явно просматривалось досадное отставание не только от точных наук, но и от некоторых гуманитарных, преуспевших в применении точных методов.

В середине 60-х годов прошлого века оказалось невозможным удовлетворить запросы практики, в частности потребности зодчества, дизайна, кинорежиссуры, квалиметрии, стандартизации, патентоведения, без резкого расширения исследований в области теории композиции и привлечения в круг исследователей специалистов с математической, технической, психофизиологической подготовкой.

Одной из причин столь необычного смещения интересов общества стало осознание визуально воспринимаемой композиции как средства общения, как средства контакта человека со сложными и дорогостоящими техническими объектами в любых системах обработки, анализа и контроля, в том числе и в системах военного назначения. Неудачи в проектировании ряда систем в конце концов заставили понять, в какой степени априорные стратегии зрительного восприятия панелей управления технических объектов, на кото-

230

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2009

© А.В. Шаповал, 2009

рые рассчитывали их проектировщики, расходятся с реальными стратегиями восприятия, продиктованными составом и структурой композиций систем отображения информации. «Понятие композиции можно без преувеличения отнести к самым запутанным понятиям эстетики и искусствознания», - отмечал в 1975 году Л.Н. Безмоз-дин [1]. С этого момента научно-исследовательские работы по изучению восприятия и оценки композиций стали полнокровно финансироваться и как бы приобрели «второе дыхание».

Постепенно обрастая математикой, наука о композиции стала вести за собой практику. К началу 1980-х она в достаточной мере определила свой предмет, свой метод, свои практические приложения. Как любая теория, она обрела абстрактную систему описания композиций. Язык теории композиции стал во многом соответствовать языку появившихся в это время компьютерных программ, он окончательно лишился субъективизма, стал понятным и убедительным для всех проектировщиков, в том числе для инженеров, технологов, организаторов производства. Теория композиции окончательно приобрела системный характер, любая композиция стала рассматриваться как некая система, как математический граф, как множество, к которому во всем объеме применимы методы математического анализа. В это же время в СССР были завершены фундаментальные исследования зрительной системы человека, результаты которых были представлены в целой серии монографий ведущих специалистов всех привлечённых к данной работе научных школ. Практически была создана естественнонаучная база теории композиции.

Выяснился общий для всех видов изобразительной деятельности характер структурирования изображения, общие понятия, объединяющие деятельность режиссера, художника, архитектора, дизайнера. На основе экспериментальных данных была определена номенклатура новых, не используемых аналитической геометрией признаков, характеризующих структуру изображения, были сформулированы базовые приемы структурирования плоскостных композиций, предложены правила и системы цветовых, угловых и линейных модулей для параметрического синтеза композиций и, наконец, были разработаны алгоритмы и созданы программные модули количественной оценки трех наиболее важных признаков формы (количества визуальной массы, сте-

пени динамичности визуальной массы, вектора динамичности визуальной массы) [2]. В итоге оказалось, что структура любой композиции может быть охарактеризована принципиально по-новому. Новый подход к описанию структуры, наряду с традиционными понятиями о композиции, стал раскрывать энергетическую, полевую картину, создаваемую объектами [3].

В последующие годы произошло деление науки о композиции на два раздела - формальную теорию, задача которой - анализ и разработка общих, принципиальных основ рационального анализа и синтеза композиций в соответствии со стратегиями зрительного восприятия, выступающими как проявление определенной устойчивой тенденции при выборе способов оценки изображений и принятия решений; и ассоциативную теорию, её задача - изучение и разработка способов достижения выразительности, креативности композиций, поиск путей совершенствования смысловой, содержательной стороны произведений архитектуры и дизайна.

Решение одной из важных задач сводилось к поиску устойчивых стратегий зрительной системы, характерных для подавляющего большинства актов зрительного восприятия. Именно они оказывают существенное влияние на первую компоненту эстетической оценки внешнего вида объектов и являются аксиомами формальной теории композиции. На основе аксиом были построены элементарные операции структурного синтеза композиций. Объем статьи не позволяет показать всё множество формализованных приёмов структурирования плоскостных, трехмерных и пространственных композиций, позволивших адаптировать машинные технологии к операциям структурного анализа и синтеза. Открылись новые горизонты в искусствоведческом анализе картин. При этом машины стали видеть структуру изображений мгновенно, не прибегая к предварительной фильтрации помех, математика их программ подогнана под среднеарифметическую оценку экспертов-профессионалов. Машины, работающие рядом с архитекторами и дизайнерами, сегодня переходят в категорию экспертов и становятся советчиками, коллегами проектировщика. Объемы их памяти постоянно растут. Сегодня машины научились самостоятельно накапливать огромный информационный потенциал и представлять знания, устранять двусмысленности, понимать метафоры, проверять свои по-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2009

231

ступки и давать отчет о своих действиях. Благодаря интеграции прикладных компьютерных программ, циркулирующих по сетям Интернета, машины обрели способность беспрепятственно общаться друг с другом в любое время суток и согласованно перерабатывать информацию. Интернет превратился в единую платформу всемирной интеграции интеллектуальной деятельности как машин, так и людей. Отечественные исследователи вплотную подошли к тому, о чем в 1977 году писали Г.Г. Азгальдов и Р.П. Повелейко: «Перспективы использования ЭВМ в эстетике не ограничиваются только направлением, связанным с созданием эстетически привлекательных композиций. По-видимому, не меньшее (если не большее) значение имеет и другой аспект - применение теории распознавания образов в сочетании с использованием достаточно мощной ЭВМ для целей автоматической оценки эстетичности различных объектов. Успехи в создании автоматов, способных распознавать изображения, позволяют считать решение этой задачи в не слишком отдаленном будущем вполне реальным» [4]. Такое не слишком отдаленное будущее практически наступило. Индустриальная культура резко возросла. Наступил переход цивилизации к безотходным технологиям, детали стали выращиваться из растворов или печататься на 3D принтерах. На разработку проекта легкового автомобиля, при условии использования унифицированных деталей и узлов базы данных, уходит всего один восьмичасовой рабочий день, конец которого завершается голографической демонстрацией будущего автомобиля в масштабе 1:1.

И наконец, мы видим, как технические средства берут на себя обучающую функцию. При этом машинные программы не изнуряют учащегося, а, наоборот, увлекают, заставляют творить, подска-

зывают. Увлеченные студенты начинают создавать собственные программы по формообразованию. В конце шестидесятых годов, разрабатывая учебные программы для дизайнеров, мы говорили о необходимости сосредоточения технических, экономических, эстетических, эргономических, социологических и экологических знаний в одной голове, а не в одной комнате. С нами тогда спорили, и говорили, что такая голова была лишь у Великого Леонардо. Сегодня мы имеем такую голову -электронную вычислительную машину.

Итак, несмотря на то что сущность формотворчества в прикладной культуре все еще остается сложной, нелинейной, мозаичной, в отечественных исследованиях машинных информационных технологий получены обнадеживающие результаты. Мы видим, как математические модели эстетического восприятия могут успешно использоваться при разработке алгоритмов и программ решения задач анализа и синтеза эстетически совершенных промышленных форм.

Библиографический список

1. Безмоздин К.М. Художественно-конструктивная деятельность человека. - Ташкент: Изд-во «ФАН», 1975. - С. 205.

2. Шаповал А.В. Разработка технических и программных средств для количественной оценки формы бинарных изображений // Приволжский научный журн. - 2007. - .№4. - С. 38-53.

3. Шаповал А.В. Новый подход к пониманию структурного синтеза в формальной теории композиции // Нижегородская школа дизайна: Меж-вуз. сб. науч. тр. - Н.Новгород: ННГАСУ, 2007. -Вып. 1. - С. 51-71.

4. Азгальдов Г.Г., Повилейко Р.П. О возможности оценки красоты в технике. - М.: Издательство стандартов, 1977. - С. 110.

232

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.