Научная статья на тему 'О влиянии информационной коммуникационной среды на процессы концептуализации эмоций'

О влиянии информационной коммуникационной среды на процессы концептуализации эмоций Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
91
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ЭМОЦИЙ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОНЦЕПТ / ВИРТУ АЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ЭМОТИВ / СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ / КОММУНИКАТИВНО ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ПОЛЕ / CONCEPTUALIZATION OF EMOTIONS / EMOTIONAL CONCEPT / VIRTUAL COMMUNICATION / EMOTIVE / SEMANTIC FIELD / COMMUNICATIVE-FUNCTIONAL FIELD

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Анищенко А. В.

Цель статьи выявить особенности процесса концептуализации эмоций в условиях виртуальной коммуникации. Анализ проводится на примере концепта FREUDE / РАДОСТЬ. Обращение к теории поля позволяет рассмотреть вопрос с учетом различных функциональных и семантических особенностей. Отмечается, что в условиях пространственной удаленности коммуникантов имеет место трансформация непроизвольного эмоционального реагирования в новую форму контролируемую манифестацию эмоций. Происходит моделирование эмоции на основе ее когнитивной схемы, усваиваемой в процессе социализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE INFLUENCE OF INFORMATIONAND COMMUNICATION ENVIRONMENT ON THE PROCESSESOF CONCEPTUALIZATION OF EMOTIONS

The aim of the article is to identify specific features of conceptualization of emotions in virtual communication. The analysis is carried out on the example of the concept FREUDE / JOY. Appeal to the field theory allows us to consider the issue taking into account various functional and semantic features. It is noted that in the conditions of spatial remoteness of communicants there is a transformation of the involuntary emotional response into a new form controlled manifestation of emotions. There is a simulation of emotion based on its cognitive scheme, acquired in the process of socialization.

Текст научной работы на тему «О влиянии информационной коммуникационной среды на процессы концептуализации эмоций»

УДК 81'27

А. В. Анищенко

кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой лексикологии и стилистики немецкого языка, факультет немецкого языка, Московский государственный лингвистический университет; е-таЛ: aLLan031@yandex.ru

О ВЛИЯНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОММУНИКАЦИОННОЙ СРЕДЫ НА ПРОЦЕССЫ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ ЭМОЦИЙ

Цель статьи - выявить особенности процесса концептуализации эмоций в условиях виртуальной коммуникации. Анализ проводится на примере концепта РкЕ1ЮЕ / РАДОСТЬ. Обращение к теории поля позволяет рассмотреть вопрос с учетом различных функциональных и семантических особенностей. Отмечается, что в условиях пространственной удаленности коммуникантов имеет место трансформация непроизвольного эмоционального реагирования в новую форму - контролируемую манифестацию эмоций. Происходит моделирование эмоции на основе ее когнитивной схемы, усваиваемой в процессе социализации.

Ключевые слова: концептуализация эмоций; эмоциональный концепт; виртуальная коммуникация; эмотив; семантическое поле; коммуникативно-функциональное поле.

A. V. Anishchenko

PhD (PhiLoLgy), Head of the Department of German LexicoLogy and StyListics, FacuLty of the German Language, Moscow State Linguistic University; e-maiL: aLLan031@yandex.ru

ON THE INFLUENCE OF INFORMATION AND COMMUNICATION ENVIRONMENT ON THE PROCESSES OF CONCEPTUALIZATION OF EMOTIONS

The aim of the articLe is to identify specific features of conceptuaLization of emotions in virtuaL communication. The anaLysis is carried out on the exampLe of the concept FREUDE / JOY. AppeaL to the fieLd theory aLLows us to consider the issue taking into account various functionaL and semantic features. It is noted that in the conditions of spatiaL remoteness of communicants there is a transformation of the invoLuntary emotionaL response into a new form - controLLed manifestation of emotions. There is a simuLation of emotion based on its cognitive scheme, acquired in the process of sociaLization.

Key words: conceptuaLization of emotions; emotionaL concept; virtuaL communication; emotive; semantic fieLd; communicative-functionaL fieLd.

Введение

Развитие компьютерных технологий привело к смещению значительной части коммуникационных потоков в виртуальное пространство. Новые технически опосредованные способы передачи информации, способствующие росту коммуникативной активности пользователей и расширению их коммуникативных возможностей, создают условия для осуществления коммуникации, незатрудненной физической удаленностью партнеров и их социальной дистанцией. Виртуальная коммуникация в настоящее время становится не столько аналогом непосредственного личного общения, сколько его заменителем. Виртуальное коммуникационное пространство охватывает всё большее количество преследующих различные цели участников, связывая их в социальные сети и объединяя в разнопрофильные социальные группы, вырабатывающие свои нормы и стратегии общения и формирующие новые ценностные приоритеты.

Технический фактор оказывает, таким образом, влияние не только на организацию информационного взаимодействия, но и на трансформацию социального и речевого поведения участников коммуникации, что, в свою очередь, отражается на когнитивных процессах, связанных с кодированием и декодированием транслируемой информации. Цель предлагаемого исследования - выявить особенности этого процесса в условиях виртуальной коммуникации применительно к эмоциональной сфере, которая может рассматриваться достаточно широко и включать такие психические процессы, как настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы.

Эмоциональность как коммуникативная характеристика виртуальной среды

Доступ к эмоциональной сфере участников коммуникации в естественных условиях взаимодействия «лицом к лицу» регламентирован правилами и нормами социума, который традиционно следит за соблюдением социальной дистанции и негативно оценивает открытое проявление эмоций. Виртуальная среда, в силу своей общедоступности и возможной анонимности участников коммуникации, создает предпосылки для повышенной коммуникативности и эмоциональной открытости и поэтому является особенно привлекательной для тех, кто ищет в общении эмоциональную разрядку.

Эмоциональность как совокупность свойств индивида, характеризующая его способность выражать широкий спектр эмоций и чувств и живо реагировать на события окружающей действительности, проявляется, прежде всего, в естественном взаимодействии, т. е. в коммуникации, не опосредованной технически. Такой тип коммуникации, при котором имеет место спонтанное проявление эмоций, происходящее часто без учета реакции партнера по коммуникации, можно противопоставить эмотивной коммуникации в виртуальной среде. Отсутствие непосредственного визуального контакта позволяет моделировать транслируемую эмоцию с учетом целей коммуникации, например воздействия на партнера по коммуникации, предупреждения конфликтной ситуации, симуляции положительного отношения, т. е. выполнять социальную функцию [Ларина 2009, с. 120].

Способность адекватно кодировать и декодировать эмоции определяется не только жизненным опытом, ценностными ориен-тациями, общей культурой коммуникантов, но и уровнем сфор-мированности эмоциональной компетенции. В естественной коммуникации идентификация эмоций партнера осуществляется, как правило, по внешним проявлениям эмоциональной реакции: речи, голосу, мимике, позе, вегетативным реакциям. Набор признаков, позволяющих распознать эмоцию, образует ее когнитивную схему. Сопоставление наблюдаемых признаков со схемой позволяет идентифицировать эмоцию. При этом отмечается, что для адекватного распознавания эмоции необходимо учитывать дополнительную информацию об индивидуальных особенностях коммуниканта, культурных особенностях того сообщества, к которому он принадлежит, актуальное физическое и психическое состояние наблюдаемого человека [Ильин 2001, с. 250]. Транслируемая информация должна быть оформлена таким образом, чтобы шифр кода был известен всем участникам коммуникативного процесса.

Очевидно, что в условиях пространственной удаленности коммуникантов идентификация эмоциональных проявлений может быть только условной и осуществляться на основе параметров, произвольно демонстрируемых участниками коммуникации. Речь идет, таким образом, о трансформации непроизвольного эмоционального реагирования в новую форму - произвольное контролируемое выражение эмоций. Психологи выделяют три главных способа контроля эмоциональной экспрессии: симуляцию (выражение непереживаемой

эмоции), подавление (сокрытие выражения переживаемой эмоции) и маскировку (замену выражения переживаемой эмоции выражением другой, непереживаемой, эмоции) [Ильин 2001, с. 269].

Кодирование эмоциональной реакции происходит на основе усвоенной коммуникантами в процессе социализации когнитивной схемы соответствующей эмоции. Очевидно, что условия виртуальной коммуникации позволяют адресанту прибегнуть к любому из названных видов контроля эмоциональной экспрессии. В соответствии со своими коммуникативными намерениями он кодирует эмоциональную реакцию так, как ее, по его представлениям, должен декодировать реципиент. При этом интенция адресанта может заключаться как в сообщении своей эмоциональной реакции, так и в воздействии на эмоциональное состояние адресата.

Эмоция «радость» в естественной и виртуальной коммуникации

Материалом исследования послужили письменные тексты виртуальной коммуникации (форумы, чаты, блоги, интернет-сервис Инстаграм), в силу своего содержания и прагматических установок потенциально обладающие высокой степенью эмоциогенности, т. е. способностью вызывать эмоциональную реакцию. Высокий уровень эмоциогенности обусловливает наличие большого числа эмотивов - разноуровневых единиц, информирующих об эмоциях коммуникантов. Анализ проводился на примере эмоционального концепта FREUDE / РАДОСТЬ, выбор которого связан с универсальностью и относительной однозначностью идентификации соответствующей эмоции. Кроме того, эмоция радости наиболее частотна в исследуемых текстах виртуальной коммуникации, что может быть объяснено ее значимостью в коммуникативном процессе, направленном на поддержание социальных связей. Заинтересованные участники коммуникации должны демонстрировать положительные эмоции для обеспечения комфортного взаимодействия.

Радость рассматривается в качестве одной из простейших в мимическом выражении и с точки зрения возможности расшифровки этого выражения эмоций, ее признаки появляются уже у новорожденного и сохраняются относительно неизменными на протяжении всей жизни [Изард 1998, с. 149]. Простейшая улыбка возникает в результате сокращения скуловых мышц, приподнимающих уголки

губ, ее достаточно легко изобразить графически и симулировать в проце с се коммуникации.

Знания об эмоциях накапливаются постепенно на основе индивидуального и социального опыта и фиксируются в сознании человека в виде набора признаков, формирующих прототипическое представление об эмоции. В. А. Лабунская в своей экспериментальной работе, посвященной невербальному поведению, выделяет значимые маркеры эмоциональной экспрессии, задействованные в идентификации транслируемой эмоции. Автор приходит к выводу, что репертуар таких маркеров - «признаков эмоциональной экспрессии базовой эмоции» -ограничен. Экспериментально установлено, например, что набор признаков базовой эмоции радость насчитывает 19 маркеров, наиболее частотными среди которых названы следующие: улыбка, сияющие глаза, смешливость, общее оживление. В качестве преобладающего признака эмоциональной экспрессии радости выступает улыбка (90 % проявлений) [Лабунская 1999, с. 288].

Отмечается также, что главным элементом в экспрессивном фонде личности выступает лицо, которое, сигнализируя об актуальном эмоциональном состоянии коммуниканта и его отношении к происходящему, участвует в реализации функции социального контакта. Потенциал эмоциональной экспрессии лица складывается из разнообразных мимический проявлений, характеризующихся противоречивостью, связанной со сложностью и неизученностью психических процессов. Основными параметрами мимики являются, с одной стороны, динамичность и подвижность структуры выражения, с другой - однозначность и целостность, обусловленные ситуацией [Лабунская 1999, с. 150].

Эмоциональный концепт «freude»

Представление об эмоции формирует ее концептуальное значение в форме ментального конструкта - эмоционального концепта1. Эмоциональный концепт (далее - ЭК) как знание о социокультурно

1 Н. А. Красавский определяет эмоциональный концепт как «этнически, культурно обусловленное, сложное структурно-смысловое, интегративное, обычно вербализованное образование, базирующееся на понятийной основе, включающее в свою архитектонику, помимо понятия, образ и / или оценку, и функционально замещающее человеку в процессе рефлексии и коммуникации множество однопорядковых предметов, вызывающих пристрастное отношение к ним человека» [Красавский 2008, с. 350].

детерминированной эмоциональной сфере, имеет сложную многоуровневую полевую структуру и может быть реконструирован через анализ его конституентов. Многомерный комплекс составляющих ЭК элементов объективируется не только вербально; часть концептуальной информации выражена невербальными элементами, к которым в естественной коммуникации «лицом к лицу» относят мимику, пантомимику, жесты, интонацию, вегетативные изменения, а в письменной коммуникации - различные параграфические средства: шрифт, графические символы, цвет, иконические элементы (рисунок, фотография, карикатура и др.), средства пунктуации, необычную орфографию и др.

Обращение к теории поля позволяет, с учетом различных функциональных и семантических характеристик, систематизировать разноуровневые (вербальные и невербальные) средства объективации эмоциональных концептов. В центр поля, объединяющего языковые репрезентации соответствующей эмоции, Н. А. Красавский, исследовавший эмоциональные концепты немецкой и русской лингвокультур, предлагает поместить номинант эмоции [Красавский 2008]. Центральный сегмент этого поля образуют синонимичные реализации имени исследуемого концепта. Таким образом, в центре лексико-семантического поля будет находиться немецкоязычный номинант эмоции радость - лексическая единица Freude, окруженная существительными, обозначающими положительные эмоции близкой модальности, например: Begeisterung, Fröhlichkeit, Gefallen, Glück, Heiterkeit, Lust, Triumph, Vergnügen, Entzük-ken, Wonne и др. Далее от центра поля будут располагаться фрагменты с другими частеречными реализациями концепта FREUDE: глаголы c семантикой выражения эмоционального состояния, например: frohlocken, sich freuen, lachen и др.; содержащие соответствующую сему причастия, прилагательные и наречия, например: begeistert, glücklich и др. Ближе к периферийной области будут располагаться лексические и фразеологические единицы типа über das ganze Gesicht strahlen, strahlen wie ein Honigkuchenpferd др. Удаленная область периферии будет содержать непроизводные и производные междометия: аch!, hun-а!, hopph! heisа!, juchhe! и др. Номинативный характер единиц, располагающихся в этом сегменте поля, стерт. Их принадлежность к данному полю обусловлена лишь функциональными характеристиками.

Междометные единицы, находящиеся на периферии лексико-семантического поля, образуют одновременно ядро функционально-

семантического поля. Характерным признаком для конституентов функционально-семантического поля является их функциональная общность. Ядро фукционально-семантического поля образуют, таким образом, единицы, основная функция которых - трансляция эмоций.

Невербальные средства коммуникации, участвующие в манифестации эмоций, в определенных ситуациях выступают как равноправные с языковыми средствами. Кинемы, их символы, паралингвисти-ческие и графические средства трансляции эмотивной информации репрезентируют концептуальную информацию другого типа и тоже являются частью эмоциональной концептосферы. Они образуют в ней особый фрагмент, который соотносится с соответствующим фрагментом вербальной зоны. По функциональному признаку невербальные эмотивные единицы можно сгруппировать в пределах функционально-символьного поля, ядро которого будет сформировано конституантами, максимально однозначно маркирующими соответствующую эмоцию.

Динамичность невербального слоя обусловлена постоянными изменениями в общественной жизни. Он является открытым: появляются новые элементы, что вызвано развитием средств коммуникации и заимствованиями из других культур. Развиваются альтернативные способы трансляции эмоциональных состояний, в основе которых схематически или образно передающие эмоции единицы коммуникации. Это позволяет существенно расширить возможности эмотивной коммуникации в виртуальном пространстве.

Если наиболее однозначным маркером эмоции радости в естественной коммуникации служит улыбка, то альтернативой этой невербальной форме в виртуальной коммуникации является эмотикон. Сопоставимые с мимикой человека, эмотиконы входят в невербальную знаковую систему. Они компенсируют отсутствие визуального контакта в виртуальном коммуникативном пространстве и передают эмоции графически [Мозговая 2017, с. 127].

Невербальные знаковые единицы находятся в таких же системных отношениях, как и вербальные единицы: в отношениях синонимии, антонимии, омонимии, характеризуются многозначностью [Анищенко 2013, с. 31]. Тем не менее статического кодирования эмоциональных состояний становится недостаточно, что стимулирует возникновение новых форм визуализации эмоций, имеющих динамические характеристики, к которым можно отнести GIF-анимацию

(GIF: Graphics Interchange Format), работающую по принципу мультипликации. Динамика изображения эмоционального состояния создается фиксацией отдельных эмоциональных проявлений, объединенных в общий анимационный видеофрагмент. Бурная радость (рис. 1) часто ассоциируется с двигательной активностью, сопровождается ощущением энергии и силы. Ощущение энергии, сопровождающее радостное переживание, вызывает у человека чувство компетентности, уверенности в собственных силах. В радостном состоянии человек ощущает необыкновенную легкость, подъем, ему хочется летать.

Рис. 1. Анимированное изображение эмоции «радость» (vgif.ru/best-gifs)

Использование GIF-анимации в коммуникативных целях имеет свои особенности. Как правило, коммуниканты оперируют фрагментами из популярных фильмов и мультфильмов, а также фрагментами, где в качестве репрезентирующего эмоциональную реакцию персонажа выступает известная медийная личность. Популярна персонифицированная анимация, т. е. анимированные изображения самих коммуникантов. Такой широкий спектр возможностей позволяет сделать выбор средств манифестации эмоций в зависимости от индивидуальных психологических и социокультурных особенностей партнеров по коммуникации с учетом коммуникативной ситуации. Так, в одном случае это может быть одиночный анимированный персонаж, экспрессивно выражающий эмоцию, в другом - многокомпонентный фрагмент со сложными эмоциональными переживаниями и проявлениями чувств. Коммуниканты, усвоившие в процессе социализации знания

того, как они должны транслировать определенное эмоциональное состояние или эмоциональную реакцию, прибегают к готовым конвенциональным формам эмоциональной экспрессии: вербальным, символьным и образным, обеспечивающим кодирование и декодирование эмоции как целостного знака. Таким образом посредством взаимодействия компрессии и компенсации эмотивной информации в виртуальной коммуникации реализуется принцип экономии, являющийся, по мнению Р. К. Потаповой, коммуникативно обусловленной нейропсихомоторной универсалией [Потапова 2018, с. 81].

Заключение

Средства объективации эмоционального концепта FREUDE могут быть объединены в пределах сложного многослойного динамичного образования - коммуникативно-функционального поля. Его структура складывается из эмотивных вербальных и невербальных единиц, объединенных с учетом различных семантических и формальных принципов группировки. За счет аттракции новых коммуникативных единиц происходит изменение содержания эмоциональных концептов.

Изучение эмоциональной составляющей виртуальной коммуникации представляет особый интерес, поскольку открывает доступ к относительно закрытой, регламентированной социумом, эмоциональной сфере человека. Возможность скрыть реальную идентичность, участвовать в коммуникации под чужим именем (или без указания своего) способствует повышенной коммуникативности, следствием чего являются эмоциогенность и эмотивность сообщений. Анонимность и дистантность виртуальной коммуникации обусловливают стратегический характер взаимодействия коммуникантов и определяют особенности манифестации эмотивной информации.

В отличие от большинства коммуникативных ситуаций реального общения, которые обнаруживают подавление эмоции, так как чрезмерная демонстрация эмоций может свидетельствовать о лабильности коммуниканта, в виртуальной коммуникации речь идет о симуляции и моделировании эмоциональной реакции, при этом часто используются нетипичные для актуального возраста и социального статуса средства объективации эмоционального состояния, т. е. в виртуальной коммуникации манифестация эмоций характеризуется большей интенсивностью.

Смоделированная эмоциональная реакция является проекцией, усвоенной в процессе социализации эмоции и осознанно используется коммуникантами в ситуациях виртуальной коммуникации для реализации своих коммуникативных намерений.

Таким образом, можно обозначить тенденцию развития способов и инструментов кодирования эмоций в виртуальном пространстве: от отдельного слова к динамическому образу эмоции.

Включение технических средств в коммуникативную цепь обусловливает трансформацию механизмов кодирования и декодирования эмоций коммуникантов, вызванную как лингвистическими (компрессия языковых смыслов, поликодовость, гипертекстуальность), так и экстралингвистическими (анонимность, асинхрон-ность) факторами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Анищенко А. В. О некоторых особенностях трансляции невербальных элементов коммуникации в виртуальной среде // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2013. Вып. 4 (664). С. 24-32.

Изард К. Э. Психология эмоций. СПб. : Питер, 1999. 464 с.

Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб. : Питер, 2001. 752 с.

Красавский Н. А. Эмоциональные концепты в немецкой и русской лингво-культурах. Волгоград : Перемена, 2001. 495 с.

Ларина Т. В. Категория вежливости и стиль коммуникации: Сопоставление английских и русских культурных традиций. М. : Рукописные памятники Древней Руси. 2009. 512 с.

Лабунская В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов н/Д : Феникс, 1999. 608 с.

Мозговая А. О. Эмотивные маркеры интернет-коммуникации (на примере интернет-сервиса Instagram) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. Вып. № 2 (68).Ч. 1. С. 125-129.

Потапова Р. К. Когнитивно-семиотическая модель речевой деятельности (применительно к принципу экономии) // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2018. Вып. 6 (797). С. 73-83.

REFERENCES

Anishhenko A. V. O nekotoryh osobennostjah transljacii neverbal'nyh jelementov kommunikacii v virtual'noj srede // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. 2013. Vyp. 4 (664). S. 24-32. IzardK. Je. Psihologija jemocij. SPb. : Piter, 1999. 464 s. Il'in E. P. Jemocii i chuvstva. SPb. : Piter, 2001. 752 s.

Krasavskij N. A. Jemocional'nye koncepty v nemeckoj i russkoj lingvokul'turah.

Volgograd : Peremena, 2001. 495 s. Larina T. V. Kategorija vezhlivosti i stil' kommunikacii: Sopostavlenie anglijskih i russkih kul'turnyh tradicij. M. : Rukopisnye pamjatniki Drevnej Rusi. 2009. 512 s.

Labunskaja V. A. Jekspressija cheloveka: obshhenie i mezhlichnostnoe poznanie.

Rostov n/D : Feniks, 1999. 608 s. Mozgovaja A. O. Jemotivnye markery internet-kommunikacii (na primere internetservisa Instagram) // Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. 2017. Vyp. № 2 (68).Ch. 1. S. 125-129. Potapova R. K. Kognitivno-semioticheskaja model' rechevoj dejatel'nosti (primenitel'no k principu jekonomii) // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Gumanitarnye nauki. 2018. Vyp. 6 (797). S. 73-83.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.