Научная статья на тему 'Средства манифестации эмоций в интернет-коммуникации'

Средства манифестации эмоций в интернет-коммуникации Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1049
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ / ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВО / ЭМОЦИЯ / ЭМОТИВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / МАНИФЕСТАЦИЯ ЭМОЦИЙ / МУЛЬТИМОДАЛЬНЫЙ ТЕКСТ / INSTAGRAMСООБЩЕНИЕ / ЭМОТИВНОЕ ПОЛЕ / ЭМОТИВНЫЙ МАРКЕР / ЭМОТИВНЫЙ ТРИГГЕР / INTERNET COMMUNICATION / INTERNET SPACE / EMOTION / EMOTIVE INFORMATION / MANIFESTATION OF EMOTIONS / MULTIMODAL TEXT / INSTAGRAM MESSAGE / EMOTIONAL FIELD / EMOTIVE MARKER / EMOTIVE TRIGGER

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мозговая А. О.

В данной статье рассмотрены вопросы анализа эмотивной составляющей интернет-коммуникации. На основе изучения и интерпретации мультимодальных текстов интернет-сообщений установлено, что функцию манифестации эмоций в виртуальном коммуникативном пространстве выполняют эмотивные маркеры, посредством которых интернет-коммуниканты выражают свои эмоции и связанные с ними чувства и переживания. В условиях отсутствия аудиовизуального контакта между участниками комуникации, эмотивные маркеры представляют собой вербальные (языковые) и невербальные (символьно-графические) эмотивно-информационные единицы, отображающие в письменном виде широкий спектр эмоций человека и заменяющие реальные возгласы, смех, мимику, жесты. В процессе отображения эмотивной информации в интернет-пространстве образуются эмотивные поля определенной полярности. Ядром и элементами эмотивных полей выступают эмотивные маркеры всевозможной структуры и конфигурации. Автор приходит к выводу о необходимости комплексного контекстного анализа этих вербальных и невербальных средств эмотивной интеракции. В качестве материала исследования отобраны наиболее эмоциогенные мультимодальные тексты виртуальных сообщений социальной сети «Инстаграм». В виртуальном коммуникативном пространстве имеются специфические механизмы репрезентации эмоций, что является важнейшим условием и фактором осуществления собственно информационного взаимодействия в сети, включая обмен эмотивной информацией между интернет-коммуникантами. Основу этих механизмов составляют вербальные и невербальные эмотивные маркеры. Применительно к анализу лингвистических особенностей эмотивной составляющей интернет-коммуникации при раскрытии принципов функционирования механизмов репрезентации эмоций в сети, введены и определены понятия «эмотивное поле» и «эмотивный маркер». Эмотивное поле это совокупность вербальных и невербальных информационных единиц, выполняющих в определенной коммуникативной ситуации функцию манифестации человеческих эмоций. Эмотивный маркер это языковая или символьно-графическая / видеографическая информационная единица, являющаяся составным элементом эмотивного поля. Эмотивные маркеры фиксируют закодированные в мультимодальном тексте эмоции и образуемое в процессе коммуникации эмотивное поле, соответствующее контексту. Эмотивные маркеры входят в структуру эмотивных полей, образуя ядро, элементы и периферийные элементы полей. Предложена классификация полей: положительное, отрицательное, бивалентное и амбивалентное эмотивные поля. Эмотивное поле является базовым и основополагающим понятием при исследовании эмотивной составляющей виртуальной интеракции. В результате проведенного исследования было установлено, что в интернетпространстве в основе механизмов отображения эмоций лежит комбинирование вербальных и невербальных эмотивных маркеров, посредством которых интернеткоммуниканты выражают свои эмоции, чувства и переживания. Комплексный анализ способствует эффективному изучению эмотивной информации, передаваемой с помощью мультимодальных текстов интернет-сообщений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEANS OF MANIFESTATION OF EMOTIONSIN THE INTERNET COMMUNICATION

The article deals with the emotive component of Internet communication. On the basis of studying and interpreting multimodal texts of Internet messages, it has been established that emotion markers through which Internet communicators express their emotions, feelings and experiences fulfill the function of manifesting emotions in a virtual communicative space. In the absence of audio-visual contact between communication participants, the emotive markers are verbal (linguistic) and non-verbal (symbolic-graphic) emotive information units that reflect in written form a wide range of human emotions and replace real exclamations, laughter, facial expressions, gestures. In the process of manifestating emotive information in the Internet space, emotive fields of a certain polarity appeare. Emotional markers of different structure and configuration act as the core and elements of emotional fields. The author comes to the conclusion about the need for complex contextual research (analysis) of these verbal and non-verbal means of emotional interaction. The most emotionally multimodal texts of the virtual messages of the social network Instagram are selected. In the virtual communicative space, there are specific mechanisms for the representation of emotions, which is the most important condition for realizing the actual information interaction in the network, including the exchange of emotive information between Internet communicators. The basis of these mechanisms are verbal and non-verbal emotive markers, combining which, Internet communicators manifestate their emotional states. With respect to the analysis of the linguistic features of the emotive component of Internet communication when the principles of the functioning of the mechanisms for the representation of emotions in the network are disclosed, the concepts of the emotive field and the emotive marker are introduced and defined. An emotive field is a collection of verbal and non-verbal information units that perform a function of manifesting human emotions in a certain communicative situation. Emotional marker is a language or symbolic / graphic / videographic information unit that is an integral element of the emotive field. Emotional markers represent the emotions coded in the multimodal text, fixing these emotions in the virtual space of the Internet message, and mark the emotive field generated in the process of communication, corresponding to one or another emotionally saturated situation (context). It is established that emotive markers form the structure of the generated emotional fields, forming the nucleus, elements and peripheral elements of the fields. The following classification of fields is provided: positive, negative, bivalent and ambivalent fields. The emotive field is the basic and fundamental concept in the study of the emotive component of virtual interaction: the elements of this field are emotive markers. As a result of the study, it was found that in the Internet space, the combination of verbal and non-verbal emotive markers is the basis of the mechanisms for manifestating emotions, through which Internet communicators express their emotions, feelings, mood and experiences. Complex analysis of emotive markers promotes effective study of emotive information transmitted through multimodal texts of Internet messages.

Текст научной работы на тему «Средства манифестации эмоций в интернет-коммуникации»

УДК 811.112

А. О. Мозговая

преподаватель кафедры лексикологии и стилистики немецкого языка факультета немецкого языка МГЛУ; аспирант кафедры лексикологии и стилистики немецкого языка МГЛУ; е-таЛ: [email protected]

СРЕДСТВА МАНИФЕСТАЦИИ ЭМОЦИЙ В ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ

В данной статье рассмотрены вопросы анализа эмотивной составляющей интернет-коммуникации. На основе изучения и интерпретации мультимодальных текстов интернет-сообщений установлено, что функцию манифестации эмоций в виртуальном коммуникативном пространстве выполняют эмотивные маркеры, посредством которых интернет-коммуниканты выражают свои эмоции и связанные с ними чувства и переживания.

В условиях отсутствия аудиовизуального контакта между участниками кому-никации, эмотивные маркеры представляют собой вербальные (языковые) и невербальные (символьно-графические) эмотивно-информационные единицы, отображающие в письменном виде широкий спектр эмоций человека и заменяющие реальные возгласы, смех, мимику, жесты. В процессе отображения эмотивной информации в интернет-пространстве образуются эмотивные поля определенной полярности. Ядром и элементами эмотивных полей выступают эмотивные маркеры всевозможной структуры и конфигурации. Автор приходит к выводу о необходимости комплексного контекстного анализа этих вербальных и невербальных средств эмотивной интеракции. В качестве материала исследования отобраны наиболее эмоциогенные мультимодальные тексты виртуальных сообщений социальной сети «Инстаграм».

В виртуальном коммуникативном пространстве имеются специфические механизмы репрезентации эмоций, что является важнейшим условием и фактором осуществления собственно информационного взаимодействия в сети, включая обмен эмотивной информацией между интернет-коммуникантами. Основу этих механизмов составляют вербальные и невербальные эмотивные маркеры.

Применительно к анализу лингвистических особенностей эмотивной составляющей интернет-коммуникации при раскрытии принципов функционирования механизмов репрезентации эмоций в сети, введены и определены понятия «эмо-тивное поле» и «эмотивный маркер». Эмотивное поле - это совокупность вербальных и невербальных информационных единиц, выполняющих в определенной коммуникативной ситуации функцию манифестации человеческих эмоций. Эмотивный маркер - это языковая или символьно-графическая / видеографическая информационная единица, являющаяся составным элементом эмотивного поля. Эмотивные маркеры фиксируют закодированные в мультимодальном тексте эмоции и образуемое в процессе коммуникации эмотивное поле, соответствующее контексту.

Эмотивные маркеры входят в структуру эмотивных полей, образуя ядро, элементы и периферийные элементы полей. Предложена классификация полей: положительное, отрицательное, бивалентное и амбивалентное эмотивные поля. Эмо-тивное поле является базовым и основополагающим понятием при исследовании эмотивной составляющей виртуальной интеракции.

В результате проведенного исследования было установлено, что в интернет-пространстве в основе механизмов отображения эмоций лежит комбинирование вербальных и невербальных эмотивных маркеров, посредством которых интернет-коммуниканты выражают свои эмоции, чувства и переживания. Комплексный анализ способствует эффективному изучению эмотивной информации, передаваемой с помощью мультимодальных текстов интернет-сообщений.

Ключевые слова: интернет-коммуникация; интернет-пространство; эмоция; эмотивная информация; манифестация эмоций; мультимодальный текст; Instagram-сообщение; эмотивное поле; эмотивный маркер; эмотивный триггер.

А. О. Mozgovaia

Teacher, Chair of LexicoLogy and StyListics of German, Faculty of German Language, post-graduate student, Department of Lexicology and Stylistics of the German Language, Moscow State Linguistic University; e-mail: [email protected]

MEANS OF MANIFESTATION OF EMOTIONS IN THE INTERNET COMMUNICATION

The article deals with the emotive component of Internet communication. On the basis of studying and interpreting multimodal texts of Internet messages, it has been established that emotion markers through which Internet communicators express their emotions, feelings and experiences fulfiH the function of manifesting emotions in a virtual communicative space.

In the absence of audio-visual contact between communication participants, the emotive markers are verbal (linguistic) and non-verbal (symbolic-graphic) emotive information units that reflect in written form a wide range of human emotions and replace real exclamations, laughter, facial expressions, gestures. In the process of manifestating emotive information in the Internet space, emotive fields of a certain polarity appeare. Emotional markers of different structure and configuration act as the core and elements of emotional fields. The author comes to the conclusion about the need for complex contextual research (analysis) of these verbal and non-verbal means of emotional interaction.

The most emotionaHy multimodal texts of the virtual messages of the social network Instagram are selected. In the virtual communicative space, there are specific mechanisms for the representation of emotions, which is the most important condition for realizing the actual information interaction in the network, including the exchange of emotive information between Internet communicators. The basis of these

mechanisms are verbal, and non-verbaL emotive markers, combining which, Internet communicators manifestate their emotionaL states.

With respect to the anaLysis of the Linguistic features of the emotive component of Internet communication when the principles of the functioning of the mechanisms for the representation of emotions in the network are discLosed, the concepts of the emotive fieLd and the emotive marker are introduced and defined. An emotive fieLd is a coLLection of verbaL and non-verbaL information units that perform a function of manifesting human emotions in a certain communicative situation.

EmotionaL marker is a Language or symboLic / graphic / videographic information unit that is an integraL eLement of the emotive fieLd. EmotionaL markers represent the emotions coded in the muLtimodaL text, fixing these emotions in the virtuaL space of the Internet message, and mark the emotive fieLd generated in the process of communication, corresponding to one or another emotionaLLy saturated situation (context).

It is estabLished that emotive markers form the structure of the generated emotionaL fieLds, forming the nucLeus, eLements and peripheraL eLements of the fieLds. The foLLowing cLassification of fieLds is provided: positive, negative, bivaLent and ambivaLent fieLds. The emotive fieLd is the basic and fundamentaL concept in the study of the emotive component of virtuaL interaction: the eLements of this fieLd are emotive markers. As a resuLt of the study, it was found that in the Internet space, the combination of verbaL and non-verbaL emotive markers is the basis of the mechanisms for manifestating emotions, through which Internet communicators express their emotions, feeLings, mood and experiences. CompLex anaLysis of emotive markers promotes effective study of emotive information transmitted through muLtimodaL texts of Internet messages.

Key words: Internet communication; Internet space; emotion; emotive information; manifestation of emotions; muLtimodaL text; Instagram message; emotionaL fieLd; emotive marker; emotive trigger.

В интернет-коммуникации, характеризующейся своей языковой, структурной и социально-групповой спецификой, как и в любом другом виде интеракции, важнейшей составляющей является не только когнитивная, но и эмоциональная компонента, которая проявляется при отображении эмоций, чувств, настроений и переживаний человека. Действительно, в понимании мира «как он есть» всегда имела важное значение оценка, точно так же, как в познавательные процессы всегда включались эмоции; следовательно, происходящее на уровне сознания формирование ментальных репрезентаций и концептуальных структур всегда происходило под влиянием субъективных факторов [Кубрякова 2004].

Выбор проблематики настоящей статьи обусловлен необходимостью изучения с лингвистичекой точки зрения именно эмотивной компоненты интернет-коммуникации, а также постоянно возрастающей

значимостью современных технических средств информационного взаимодействия.

Интернет-коммуникация является особым виртуальным коммуникативным пространством, в котором в видеографической форме осуществляется межличностное общение и информационное взаимодействие между коммуникантами посредством комбинации раз-ноструктурных вербальных и невербальных единиц виртуальной интеракции, включая обмен эмотивной информацией. При этом эмо-тивный компонент компьютерно-опосредованной интеракции и сетевого информационного обмена может занимать значительное место в структуре интернет-сообщения, что свидетельствует о необходимости всестороннего изучения эмотивных единиц.

В виртуальной комуникативной среде текст по своему характеру и структуре является мультимодальным многомерным текстом, задействующим все органы сенсорной системы человека (интернет-коммуникантов). Этот мультимодальный текст может быть также дискретным, например, иметь переход в гипертекстовый режим с помощью ссылок и хэштегов.

В предлагаемой статье в качестве материала исследования особенностей эмотивной компоненты интернет-коммуникации послужили наиболее эмоциогенные немецкоязычные страницы интернет-сервиса Инстаграм, являющегося современным интернет-приложением (первый выпуск состоялся в октябре 2010 г.).

Как поясняют разработчики, американские программисты Кевин Систром (Kevin Systrom) и Майк Кригер (Mike Krieger), название Instagram происходит от Instant Telegram - Мгновенная телеграмма. Выбор этого сервиса обусловлен тем, что «Инстаграм» набирает большую популярность во всем мире благодаря мгновенной визуальной информативно-эмоциональной реакции (значительную часть информации человек получает визуально), возникающей у интернет-пользователей при рассмотрении определенного фото- или видеоизображения, включая аудиосопровождение, с возможностью последующего, часто в режиме онлайн, размещения на тематических страницах текстовой информации и комментариев.

При репрезентации эмоций в интернет-пространстве эмоциональное содержание могут нести не только вербальные, но и невербальные единицы, которые вследствие отсутствия визуального и аудиального

взаимодействия между интернет-пользователями компенсируют отсутствие мимики, жестов, интонации и других элементов коммуникации.

Языковыми единицами, несущими эмоциональное содержание, являются эмотивы. Эмотив - это языковая единица, в семантической структуре которой присутствует эмоциональная доля в виде семантического признака, благодаря чему эта «единица адекватно употребляется всеми носителями языка для выражения эмоционального отношения / состояния говорящего» [Шаховский 2012, с. 24-25].

В настоящем исследовании методологическую основу анализа составляет теория полей в лингвистике, в частности теория парадигматического семантического языкового поля (sprachliches Feld), разработанная Йостом Триром [Trier 1931]. Вместе с тем следует заметить, что одним из первых в лингвистике изучал поля, связанные с эмоциями и эмотивностью, Карл Ройнинг (Karl Reuning), последователь Й. Три-ра. К. Ройнинг на примере эмоции радости (Joy / Freude) ввел в языкознание категорию «лингвистическое поле приятных эмоций» (linguistic field of pleasurable emotions) и обобщенное понятие «эмоциональное поле» (emotional field) [Reuning 1941, с. 33], а также термин «субполе» (sub-field) [там же, с. 129]. Кроме того, К. Ройнинг при анализе и интерпретации слов какого-либо языка рекомендовал учитывать также их эмоциональную насыщенность (emotional intensity of the words) [Reuning 1941]. Понятие «эмоциональная насыщенность (интенсивность) слова» можно отождествить с наличием определенного эмотив-ного заряда в слове, которое оказывает эмоциональное воздействие на другого оппонента с целью вызова ответной эмотивной реакции.

Обобщая вышеизложенное, предлагается ввести и определить понятия «эмотивное поле» и «эмотивный маркер» применительно к анализу лингвистических особенностей эмотивной составляющей интернет-коммуникации.

Эмотивное поле - это совокупность вербальных и невербальных информационных единиц, выполняющих в определенной коммуникативной ситуации функцию манифестации человеческих эмоций и фиксирующих их в виртуальном коммуникативном пространстве.

Эмотивный маркер (или эмомаркер) - это языковая или символьно-графическая информационная единица, являющаяся составным элементом эмотивного поля. Эмотивные маркеры сигнализируют о закодированных в мультимодальном тексте эмоциях и обозначают,

маркируют образуемое в процессе коммуникации эмотивное поле, соответствующее той или иной ситуации. Эмотивные маркеры можно интерпретировать также как некие информационные эмотивные единицы, выполняющие функцию индикаторов эмотивных полей в виртуальном коммуникативном пространстве. Такие эмомаркеры-индикаторы обозначают границы и ядра эмотивных полей, центральные элементы и периферию.

Применяя аналогию с физикой, можно пояснить, что подобно тому, как, например, электрические заряды (положительные или отрицательные) создают в физическом пространстве электромагнитное поле, так и эмотивные маркеры генерируют в виртуальном коммуникативном пространстве эмотивное поле той или иной полярности (возможно, смешанной) при отображении положительных (позитивных) или отрицательных (негативных) эмоций человека.

В процессе сетевого информационного взаимодействия интернет-коммуниканты репрезентируют свои чувства и эмоциональные состояния посредством эмотивных маркеров. В зависимости от источника возникновения того или иного средства - язык, символ, графическая пиктограмма, фото- или видеоизображение - выделим два основных типа эмотивных маркеров:

- вербальные эмотивные маркеры, т. е. эмотивные маркеры языковой природы, источником возникновения которых является язык;

- невербальные эмотивные маркеры, т.е. эмотивные маркеры, образуемые посредством символов, графических пиктограмм, фото- или видеоизображений (статических или динамических).

С учетом полярности эмоций или полярности генерируемых эмо-тивных полей эмомаркеры могут быть отнесены к одному из трех классов:

1) эмотивные маркеры положительной полярности или положительные (позитивные) эмотивные маркеры служат для передачи позитивных эмоций: интерес - возбуждение, удовольствие - радость;

2) эмотивные маркеры отрицательной полярности или отрицательные (негативные) эмотивные маркеры служат для передачи негативных эмоций: горе - страдание, гнев - ярость, отвращение - омерзение, презрение - пренебрежение, страх - ужас, стыд - застенчивость, вина - раскаяние;

3) нейтральные эмотивные маркеры - являются индикаторами неопределенной эмоции удивление. При этом следует учитывать тот факт, что эмоция удивления, преимущественно порождаемая резким и внезапным изменением стимула, вызывает у человека чувство неопределенности; удивление занимает промежуточное значение между позитивными и негативными эмоциями [Изард 1991].

Подобное разделение эмотивных маркеров на классы согласно их полярности носит условный характер ввиду того, что в зависимости от контекста эмотивный маркер может отображать одновременно не одну, а несколько эмоций, в том числе противоположных. Эмотивный маркер при определенной контекстной ситуации может сгенерировать спектр эмоций или эмотивных полей. Например, акроним-англицизм omg (Oh My God! - О боже мой!) может указывать на наличии в виртуальном коммуникативном пространстве спектра эмоциональных состояний, представляющего собой практически весь ряд базовых позитивных и негативных эмоций.

Среди перечисленных выше классов выделяются следующие виды эмотивных маркеров:

- междометия (включая звукоподражательные) и междометные единицы;

- инфлективы и акронимы;

- эмотивные лексические средства(эмоционально-усилительные или эмоционально-оценочные существительные, прилагательные, глаголы, наречия, частицы и др.);

- эмотивные метафоры и фразеологизмы;

- знаки препинания в эмотивной функции (например, восклицательный и вопросительный знаки; многоточие, кавычки и др.);

- заглавные буквы, шрифт, многократное повторение букв в слове в качестве эмоционально-экспрессивной окраски интернет-сообщения;

- эмотивные графические средства (эмотиконы, эмодзи и т. д.);

- эмотивные фото- и видеоизображения (эмотивный видеоряд, видеоролики).

В зависимости от полярности в интернет-пространстве могут быть образованы эмотивные поля следующих основных четырех типов:

1) положительное (позитивное) эмотивное поле - ядром такого поля является эмотивный маркер, отображающий позитивные эмоции радости, удовольствия, восхищения и интереса;

2) отрицательное (негативное) эмотивное поле - ядром такого поля является эмотивный маркер, отображающий негативные эмоции: горе, страх, гнев, отвращение, презрение, стыд, вину;

3) бивалентное (лат. bis - дважды, valentia - сила) эмотивное поле - поле, в состав которого входят два эмотивных поля: положительное и отрицательное;

4) амбивалентное (лат. amba - оба, valentia - сила) эмотивное поле - поле, отличающееся тем, что невозможно однозначно определить его полярность; для такого эмотивного поля характерно сочетание как положительных, так и отрицательных полей, а также двойственность и неопределенность интерпретации. Амбивалентное эмотивное поле может быть образовано эмотивным маркером, отображающим одновременно противоположные эмоции и чувства.

Эмотивное поле интернет-коммуникации характеризуется следующими особенностями:

- ядром эмотивного поля является эмомаркер, обладающий максимальным эмоциональным зарядом, т.е. способным оказать на реципиентов наибольшее эмоциональное воздействие: в качестве ядер могут выступать эмотивная лексика, эмотивные фото- и видеоизображения, непроизводные и производные междометия, эмотивные графические единицы и знаки; ядро эмотивного поля идентифицируется по количеству эмотивных комментариев, оставленных посетители страницы по отношению к эмотивному содержанию ядерного элемента; в частности, в Инстаграм-сообщении ядром эмотивного поля могут быть как фото- или видеоизображение, помещаемое владельцем страницы, так и какой-либо эмотивный маркер в разделе комментариев;

- элементы эмотивного поля - эмотивные маркеры, посредством которых участники коммуникации выражают эмоции;

- периферия эмотивного поля - эмотивные маркеры, обладающие менее сильным эмоциональным зарядом;

- в качестве аналога силовых линий эмотивного поля (как это принято, например, в физическом пространстве электромагнитных и гравитационных полей) могут выступать эмотивные ассоциативные связи и образы /видеообразы, возникающие у реципиентов в процессе эмотивного информационного взаимодействия.

- границы эмотивного поля размыты, четко не определены;

- интернет-сообщение может содержать одно или несколько эмотивных полей / субполей, при этом поля могут пересекаться или накладываться друг на друга.

На рисунке 1 представлена обобщенная схема структуры эмотив-ного поля интернет-коммуникации:

'ПЭЭП ПЭЭП

ЭЭП ЭЭП ЭЭП

ЭЭП ( ЯЭП ) ЭЭП

ЭЭП ЭЭП

ПЭЭП ПЭЭП

Рис. 1. Схема эмотивного поля интернет-коммуникации, где: ЯЭП - ядро эмотивного поля; ЭЭП - элемент эмотивного поля, представляющий собой эмотивный маркер, близость к ядру которого характеризует большую степень эмоционального воздействия на реципиента; ПЭЭП - периферийный элемент эмотивного поля

В качестве примера эмотивного поля приведем одно из Инстаграм-сообщений тематической страницы welt (64,4 тыс. подписчиков) немецкоязычного интернет-пространства Инста-грам (см. рис. 2).

Рис. 2. Фрагмент Инстаграм-сообщения, иллюстрирующий пример положительного эмотивного поля

869 отметок «Нравится»:

• weit Heute vor 48 Jahren lief das erste Mal die „Sesamstraße" im Fernsehen.

• welt#Sesamstraße #SesameStreet#Kindheit #Childhood #Kinder #Child ren#Kids #Fernsehen #TV #DieWelt

• janborchi !!!

• lisliebt

• lalesy Congratulations!!

• jessiedetta Kindheitsidole :) *

• marinaaeilts happy birthday !!

• diniroxx Ich stelle mir vor, wie Graf Zahl genüsslich die 48 Jahre zählt ))

• txpxtxpx Ich liebe die Sesamstrasse !!

• alholiccaponerip ACH JA! Menschenskinder

• miabruckmann ©©

Автор страницы weit в ноябре 2017 г. поместил в Инстаграм-пространство изображение персонажей мультипликационного сериала «Улица Сезам», напомнив тем самым о 48-й годовщине первого выхода в телеэфир (11 ноября 1969 г.) популярной телепередачи. В результате возникло положительное эмотивное поле с ядром фотоизображения с эмотивной надписью-поздравлением С Днем рождения! (Happy birthday!)

Посетители страницы выражают свои позитивные эмоциии радости и восхищения посредством следующих разнообразных по виду, структуре и конфигурации эмотивных маркеров:

1) в разделе комментариев отмечаются вербальные эмомаркеры:

- эмотивные фразы-поздравления Congratulations!! Happy birthday!! в экспрессивной форме - редупликация восклицательного знака;

- эмотивное словосочетание Kindheitsidole - Кумиры детства;

- эмотивное предложение Ich liebe die Sesamstrasse !! - Я люблю «Улицу Сезам»!! с удвоением восклицательного знака;

- эмотивное наречие genüsslich - с наслаждением;

- междометная единица в экспрессивной форме (заглавными буквами) ACH JA!

2) в разделе комментариев наблюдаются невербальные эмомар-керы:

- !!! - экспрессивное троекратное написание восклицательного знака;

- 9 9 ф - символы любви (с чувством любви в большинстве случаев связаны эмоции радости и восхищения);

- эмотиконы улыбки, репрезентирующие позитивную эмоцию радости :) )) ©©.

Схематически структура положительного эмотивного поля указанного выше Инстаграм-сообщения изображена на рисунке 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^'' Congratulations!!

9 9 !!!

Kindheitsidole :) 1

Ich liebe die Sesamstrasse !!

happy birthday!!

ACH JA!

©©

genüsslich ))

Рис. 3. Схема эмотивного поля, отображающего позитивные эмоции радость и восхищение

На рисунке 4 приведена иллюстрация одного из Инстаграм-сообщений персональной страницы интернет-пользователя под ником zimtwetter (2 480 подписчиков). Ядром эмотивного поля данного сообщения является эмотивная лексика.

94 отметок «Нравится»:

• zimtwetter Ich finde dieses Plakat soo schön. Wenn jemand aus Halle weiß wie man da ran kommt, dann bitte her mit Tipps. Oder direkt zu mir schicken.

Рис. 4. Инстаграм-сообщения интернет-пользователя под ником zimtwetter

• vickyselle Frag doch mal Klaas.

• pizzafacefantasy Ich frag mal nach

• zimtwetter Oh cool! Dankeschön!!

• willowandhunt Great post

• sandra.bier Ich habe eins besorgt, falls du noch keins hast. :)

• zimtwetter Oh wie lieb bist du denn? Kann ich das bei meinem nächsten Halle Besuch irgendwo bei dir abholen? ©

• sandra.bier Das habe ich gerne gemacht.

• zimtwetter Ja klar, melde dich dann einfach bei mir. :)

Непосредственно фотоизображение на плакате ночного неба с облаками (эффект эмоционально-эстетического воздействия на реципиентов) совместно с информацией о проведении 23 апреля 2016 г. в немецких городах Галле и Лейпциг мероприятия «Ночь в музее», способствовали образованию позитивного эмотивного поля, что подтверждается примерами эмотивных маркеров в поле комментариев.

Ядром эмотивного поля данного сообщения является эмотив-ное выражение-гибрид Oh cool! Dankeschön!!, представляющее собой междометную единицу-англицизм Oh cool! вместе с немецким словом-благодарностью Dankeschön с восклицательным знаком в экспрессивной функции (редупликация знака).

Кроме того, в разделе комментариев отмечаются следующие эмо-маркеры:

- междометное выражение Oh wie lieb;

- эмотивное прилагательное-англицизм Great post;

- эмотиконы радостной эмоции :) , ©;

- эмотивное указательное местоимение soo с экспрессивной интонацией (редупликация буквы «o»).

На рисунке 5 представлена схема структуры эмотивного поля вышеуказанного Instagram-сообщения.

Характерное для Инстаграм-коммуникации стартовое фото- или видеоизображение от владельца страницы является своего рода эмо-тивным триггером (от англ. trigger - пуск, запуск, курок, активатор, стимулятор), запускающим (напрямую или опосредованно) механизмы репрезентации эмоций в сети и входящим, в большинстве случаев, в состав генерируемых эмотивных полей (см. рис. 3). При этом интернет-коммуниканты стремятся отобразить свои эмоции и чувства посредством не только вербальных, но и невербальных эмотивных

Great post ^

Рис. 5. Схема положительного эмотивного поля одного из Инстаграм-сообщений персональной страницы интернет-пользователя г1т(-п>еиет

единиц. Ядерный элемент эмотивного поля интернет-сообщения вызывает ответные эмоциональные реакции у виртуальных собеседников и посетителей сайта.

Эти реакции трансформируются в эмотивные маркеры, посредством которых интернет-коммуниканты презентуют свою разнообразную эмоционально-чувственную палитру.

Следовательно, эмотивное поле является одним из основополагающих понятий при интерпретации эмотивной составляющей виртуальной коммуникации.

Таким образом, в результате проведенного исследования было установлено, что в основе механизмов отображения эмоций в интернет-пространстве лежит комбинация взаимодополняющих вербальных и невербальных эмотивных маркеров, посредством которых интернет-коммуниканты репрезентируют свои эмоции, чувства, настроения и переживания. Всесторонний контекстный анализ эмомар-керов способствует эффективному изучению и анализу эмотивной информации, передаваемой с помощью мультимодальных текстов интернет-сообщений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Анищенко А. В. Функциональный аспект междометных единиц (на материале современной австрийской художественной литературы) : дис. ... канд. филол. наук. М., 2006. 239 с.

Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков. М. : Языки русской культуры, 1999. 780 с.

Изард К. Э. Психология эмоций. СПб. : Питер, 2007. 464 с.

Изард К. Э. Эмоции человека. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1980. 440 с.

Кубрякова Е.С. Язык и знание. М. : Языки славянской культуры, 2004. 555 с.

Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1971. 40 с.

Степанов Ю. С. Константы: Словарь русской культуры. М. : Академический Проект, 2004. 982 с.

Шаховский В. И. Категоризация эмоций в лексико-семантической системе языка. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. 208 с.

K. Reuning. Joy and Freude - a comparative study of the linguistic field of pleasurable emotions in English and German. Gettysburg : Times and News Publishing Co, 1941. 141 p.

J. Trier. Der deutsche Wortschatz im Sinnbezirk des Verstandes. Die Geschichte eines sprachlichen Feldes. Band I, Von den Anfängen bis zum Beginn des 13. Jahrhunderts. Heidelberg : Carl Winter Universitätsverlag , 1973. 347 S.

Welt : страница владельца профиля в Инстаграм. URL : www.instagram.com/welt

Zimtwetter : страница владельца профиля в Инстаграм. URL : www.instagram. com/zimtwetter.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.