Научная статья на тему 'О ВЛИЯНИИ ХЛОРИСТОГО МЕТИЛЕНА НА ОБЩУЮ РЕАКТИВНОСТЬ ОРГАНИЗМА В ЭКСПЕРИМЕНТЕ'

О ВЛИЯНИИ ХЛОРИСТОГО МЕТИЛЕНА НА ОБЩУЮ РЕАКТИВНОСТЬ ОРГАНИЗМА В ЭКСПЕРИМЕНТЕ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
44
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EFFECT OF METHYLENE CHLORIDE ON GENERAL REACTIVITY OF THE BODY IN AN EXPERIMENT

The finding was that subacute and chronic intoxications with methylene chloride caused unstable and temporary changes in the body reactivity of albino rats. In presence of intoxication signs a number of reactivity indices may seem to become normal (leucocytic and protein content of the blood, the functioning of the hyposuprarenal system and that of the connective tissue). Such a state is attained as a result of the strain of compensation capacities of the body, followed by their subsequent exhaustion, as testified by changes in the type of reaction of the experimental animals in reply to an integral load such as a cooling stress. The observations pointed to the necessity of a wide use of functional loads in order to reveal the latent compensated shifts in the state of adaptation mechanisms.

Текст научной работы на тему «О ВЛИЯНИИ ХЛОРИСТОГО МЕТИЛЕНА НА ОБЩУЮ РЕАКТИВНОСТЬ ОРГАНИЗМА В ЭКСПЕРИМЕНТЕ»

УДК 616-056-092.9-02:547.322

О ВЛИЯНИИ ХЛОРИСТОГО МЕТИЛЕНА НА ОБЩУЮ РЕАКТИВНОСТЬ ОРГАНИЗМА В ЭКСПЕРИМЕНТЕ

Проф. М. Б. Раппопорт, канд. мед. наук А. Г. Пинес Киевский научно-исследовательский институт гигиены труда и профзаболеваний

Хлористый метилен относится к числу веществ, широко применяющихся в промышленности в качестве органического растворителя, хладоагента, в производстве кинопленки, пластмасс и пр. Изучение влияния хлористого метилена на организм в эксперименте позволило установить некоторые закономерности токсикодинамики и патогенеза интоксикаций (Н. В. Лазарев; Oettingen и соавт.; И. П. Уланова; Riley исоавт., и др.); клиническая симптоматика их описана Н. А. Говоровой и соавт., Kuzelova и Vlasak, И. Е. Голубовским и др. Исходя из современных представлений о неспецифическом действии промышленных ядов (И. Г. Фридлянд и др.), актуальным представляется изучение влияния хлористого метилена на общую реактивность организма, его компенсаторно-приспособительные реакции.

Проведено 2 серии опытов на 50 белых крысах-самцах, половина которых служила контролем. Подопытных животных подвергали ингаляционному воздействию очищенного от примесей хлористого метилена при ежедневной 6-часовой экспозиции в концентрациях 23 200=£ 1400 мг/м3 на протяжении 3 недель (I серия — подострый опыт) и 5900=^380 мг/м3 на протяжении 15 недель (II серия — хронический опыт). Такие относительно высокие концентрации яда были выбраны с целью получить четкую картину интоксикации с учетом противоречивости данных литературы о параметрах хронической токсичности хлористого метилена (Heppel и соавт.; И. П. Уланова).

В течение всего опыта вели наблюдение за поведением животных, состоянием их шерсти, динамикой веса тела, а также изучали лейкоцитарный состав периферической крови и функциональное состояние гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы: экскрецию нейтральных 17-ке-тосрероидов (17-КС) с мочой (спонтанную и после нагрузки АКТГ в дозе 4 ед. на 100 г веса тела внутрибрюшинно), абсолютное содержание эозинофилов в крови, показатели пробы Торна. После окончания опыта животных забивали декапитацией, исследовали белковый состав сыворотки крови и сорбционно-поглотительную функцию ретикуло-эндотелиальной системы. Исследовали также патоморфологические изменения в некоторых паренхиматозных органах (печень, почки, слезенка) и эндокринных железах (гипофиз, надпочечники). Для оценки диапазона приспособительных реакций половину животных подопытной и контрольной групп подвергали воздействию интегральной нагрузки — холодового стресса (охлаждение до 22° ректальной температуры путем обкладывания мешочками со льдом).

Существенных изменений в общем состоянии подопытных животных не выявлено. Лишь в I серии опытов непосредственно после окончания экспозиции наблюдалась легкая кратковременная заторможенность подопытных крыс. Обнаружено статистически достоверное (Р<С0,05), хотя и не очень значительное, снижение прироста веса тела у крыс, подвергавшихся воздействию яда (в I серии 8,0=1=5,33 г против 23,0^=4,49 г в контроле; во II соответственно 49,1 — 5,21 и 67,8.^=5,13 г). В обеих сериях опытов регистрировалось преходящее статистически достоверное увеличение общего количества лейкоцитов за счет лимфоцитов; в подостром опыте одновременно отмечалась тенденция к относительной и абсолютной нейтропении. В хроническом опыте наблюдалось также возрастание абсолютного числа эозинофилов. Спонтанная экскреция с мочой 17-КС достоверно повысилась лишь во II серии опытов через 5 и 91/г недель воздействия хлористого метилена (соответственно 103,6+13,5 и 104,0 + 7,54 мкг/сутки против 63,3 + 5,7 и 75,8 + 4,9 мкг/сутки в контрольной группе). При нагрузке

2 Гигнсна и санитария Ni 7

33

АКТГ у подопытных животных I серии на 7-й день опыта наблюдалось повышение реактивности коры надпочечников, о чем свидетельствует более значительное падение числа эозинофилов в крови через 4 часа г.осле введения АКТГ (на 50,3± 15,4% против 23,7± в исходном периоде; Р<0,02), а также возрастание с 4 до 10 (Р<0,05) числа крыс, реагировавших на нагрузку увеличением экскреции 17-КС. Во II серии обнаружена противоположная тенденция — к снижению наличных резервов коры надпочечников. Это подтверждалось достоверно большей, чем в контрольной группе, частотой случаев парадоксальной динамики содержания эозинофилов в крови (Я<0,001) и 17-КС в моче (Я<0,01) после нагрузки. К концу опытов как лейкоцитарный состав крови, так и показатели функционального состояния коры надпочечников обнаруживали тенденцию к нормализации. Лишь при патогистологическом исследовании удавалось выявить некоторые косвенные признаки изменения функциональной активности гипофизадреналовой системы. Сюда относятся, например, сужение пучковой зоны коры надпочечников и прорастание ее соединительнотканными клетками у подопытных животных I серии и, напротив, расширение пучковой зоны с увеличением содержания в ней липидов у крыс, подвергавшихся хроническому воздействию яда. В аденогипо-физе в подостром опыте отмечены гомогенизация и небольшая зернистость цитоплазмы оксифильных клеток, в хроническом — полнокровие и вакуолизация цитог.лазмы базофильных клеток, часть из которых была лишена ядер. Изменений белкового спектра сыворотки крови и функционального состояния ретикуло-эндотелиальной системы при подостром и хроническом воздействии хлористого метилена не наблюдалось.

При морфологическом исследовании паренхиматозных органов у значительной части подопытных животных выявлены сосудистые расстройства в виде венозного полнокровия органов. В печени нередко обнаруживалась жировая дистрофия, а в хроническом опыте—также и гидропическая дистрофия. Изменения в почках были более выражены при подостром воздействии яда и характеризовались развитием белковой дистрофии эпителия извитых канальцев и исчезновением в ряде случаев просвета канальцев вследствие увеличения размеров эпителиальных клеток. В селезенке наряду с полнокровием отмечалась умеренная гиперплазия клеток интерфолликулярной ткани.

Таким образом, несмотря на развитие у подопытных животных умеренно выраженной интоксикации хлористым метиленом, большинство показателей общей реактивности к концу опыта заметно не отклонялось от нормы, хотя на протяжении его и констатировались описанные выше преходящие изменения состава белой крови и функционального состояния коры надпочечников. Это может быть объяснено лишь как следствие напряжения компенсаторно-приспособительных механизмов, обеспечивающих поддержание показателей реактивности в гомеостатических границах (С. М. Павленко; Э. Б. Курляндская и И. В. Саноцкий; Н. А. Минкина) Известно, что подобного рода напряжение может привести к постепенному истощению приспособительных возможностей организма, ибо, как указывает Бе1уе, адаптация организма к стрессору в ряде случаев оплачивается ценой утраты им способности адаптироваться к действию других стрессоров. В связи с этим представилось целесообразным изучение особенностей реакции подопытных животных на холодовый стресс.

Установлен ряд различий в характере лейкоцитарной и эозинопени-ческой реакций подопытных и контрольных животных обеих серий на охлаждение. Наиболее отчетливые сдвиги выявлены при исследовании содержания аскорбиновой кислоты в надпочечниках. Как видно из рисунка, статистически достоверное снижение его наблюдалось исключительно у крыс

1 Автореферат докторской диссертации. Л., 1967.

контрольной группы. Содержание липидов в коре надпочечников, которое у контрольных животных было после охлаждения снижено, у подопытных крыс I серии оказалось в пределах нормы, а в одном случае даже повышенным. Изменения относительного веса надпочечников через 2 часа после охлаждения были несущественны. Следует также отметить, что у крыс, подвергавшихся подострому воздействию хлористого метилена, охлаждение не вызывало развития гипопротеинемии, как у контрольных животных.

Таким образом, воздействием холода у контрольных крыс было вызвано развитие реакции тревоги обшего адаптационного синдрома с характерным для нее усилением функциональной активности коры надпочечников. Наблюдавшаяся гипопротеинемия является, надо полагать, следствием ги-перволемии, характерной для фазы противо-шокаэтой реакции. У подопытных животных, в особенности после подострого воздействия яда, реакция на холодовый стресс заметно заторможена, что следует объяснить истощением адаптационных возможностей организма. Обнаружение этого факта на фоне видимой нормализации большинства изучавшихся показателей общей реактивности говорит о «мнимом» характере этой нормализации, что подтверждается и результатами патоморфологических исследований. Полученные данные позволяют нам полностью согласиться с мнением Б. А. Курляндско-го и соавт., Е. И. Люблиной и соавт. и др. о необходимости осторожного подхода к оценке «нормальных» показателей реактивности организма при длительном воздействии на него токсических веществ и о важности применения функциональных нагрузок для правильного суждения о характере выявленной нормализации.

Выводы

1. Развитие подострой и хронической интоксикации хлористым метиленом сопровождается сдвигами ряда показателей общей реактивности организма. Наблюдавшаяся нормализация большинства этих показателей к концу опыта носит «мнимый» характер и достигается в результате напряжения компенсаторных механизмов со снижением объема приспособительных возможностей организма.

2. Возможность «мнимой» нормализации следует учитывать при интерпретации результатов исследований реактивности организма работающих в условиях воздействия вредных химических веществ; правильное решение вопроса возможно лишь на основе широкого применения функциональных нагрузок.

ЛИТЕРАТУРА. Говорова H.A., Беликова О. П., Розен-б е р г П. А. и др. В кн.: Клиника и патология профессиональных нейроинтоксикаций. М., 1954, с. 91. — Голубовский И. Е. В кн.: Сборник научных работ Казанск. мед. ин-та. Казань, 1960, т. 10, с. 74. — К у р л я н д с к а я Э. Б., С а н о ц к и й И. В. Гиг. труда, 1965, № 3, с. 3. — К у р л я н д с к и й Б. А., М а ш б и ц Ф. Д., Эйзен-г а р т Р. С. Там же, 1966, № 11, с. 44. — Лазарев Н. В. Ж- экспер. биол. и мед., 1929, т. 12, № 33, с. 319.— Л ю б и н а Е. И., М и н к и н а Н. А., Р ы л о в а М. Л. Адаптация к промышленным ядам как фаза интоксикации. Л., 1971. — Павленко С. М. В кн.: Компенсаторно - приспособительные процессы. Куйбышев, 1961, с. 18. — Уланова И. П. В кн.: Токсикология новых промышленных химических веществ. М., 1961, в. I, с. 96. — Ф р н д л я н д И. Г. О так называемом неспецифическом действии промышленных ядов. М., 1957. — Н е р р е 1 L., N е а 1 Р., Р е г г i п Т. et al. J. Industr. Hyg., 1944, v. 16, p. 8. — К u z e 1 о v a M., V 1 a s a k R., Pracov. Lek., 1966, т. 18, с. 167. — Riley E., Fasset D., S a 11 о n W„ Am. indust. Hyg. Ass. J., 1966, v. 27, p. 341. — S e 1 у e H. (Селье Г.). Очерки об общем адаптационном синдроме. М., 1960.

Поступила 25/11 1971 г.

А g

а ff

Содержание аскорбиновой кислоты в надпочечниках подопытных и контрольных животных при холодовой пробе.

А — подострыЯ опыт; Б — хронический опыт; 1,3 — без охлаждения; 2. 4 — после охлаждения; а — контроль; б — опыт.

2*

35

THE EFFECT OF METHYLENE CHLORIDE ON GENERAL REACTIVITY OF THE

BODY IN an EXPERIMENT

M. B. Rappoport, A. G. Pines

The finding was that subacute and chronic intoxications with methylene chloride caused unstable and temporary changes in the body reactivity of albino rats. In presence of intoxication signs a number of reactivity indices may seem to become normal (leucocytic and protein content of the blood, the functioning of the hyposuprarenal system and that of the connective tissue). Such a state is attained as a result of the strain of compensation capacities of the body, followed by their subsequent exhaustion, as testified by changes in the type of reaction of the experimental animals in reply to an integral load such as a cooling stress. The observations pointed to the necessity of a wide use of functional loads in order to reveal the latent compensated shifts in the state of adaptation mechanisms.

УДК 613.6:669 + 615.916:546.341

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ НА ОРГАНИЗМ ГИДРИДОВ

ПЕРЕХОДНЫХ МЕТАЛЛОВ С УЧЕТОМ ИХ ЭЛЕКТРОННОГО И КРИСТАЛЛИЧЕСКОГО СТРОЕНИЯ

Канд. мед. наук И. Т. Брахнова, Г. А. Шкурко

Институт гигиены труда и профзаболеваний, Киев

Гидриды соединения металлов и неметаллов с водородом используются для получения порошков чистых металлов, в самолетостроении и других отраслях промышленности (К. Маккей; M. М. Антонова). Единичные данные свидетельствуют о высокой токсичности некоторых гидридов, в частности германия, мышьяка, олова, висмута, сурьмы, теллура и др. (И. Н. Кальсада, и др.). Гидриды переходных металлов в гигиеническом отношении не изучены. Вместе с тем не исключена возможность контакта работающих с ними в промышленных условиях.

В связи с этим мы провели сравнительные исследования фиброгенного и общетоксического действия пыли гидридов металлов IV группы — титана (TiH2), циркония (ZrH2) и гафния (HfH2). Опыты ставили на 130 белых крысах весом 150—200 г, которым эти вещества вводили интратрахеально по 50 мг обычным способом. Затравку TiH2 дополнительно производили ингаляционным путем в камере В. Б. Латушкиной при концентрации 1—10 мг/м3 (средняя 8^0,17 мг/м3). За состоянием животных наблюдали на протяжении 1,3 и 6 месяцев. Количественную оценку фиброгенного действия проводили по содержанию оксипролина в легочной ткани по методу Неймана и Логана (1950), усовершенствованному Хвапилом (1960).

Общетоксическое действие устанавливали по изменению содержания SH-групп в крови, сыворотке, тканях внутренних органов и головном мозге, а также активности сукциндегидрогеназы в печени, количества пировн-ноградной кислоты в крови, активности щелочной фосфатазы и трансфераз сыворотки крови. Внутренние органы животных подвергали патологоморфо-логическим исследованиям. Полученные данные были обработаны методом вариационной статистики и представлены в таблице.

Установлено, что гидриды переходных металлов обладают слабо выраженным фиброгенным и общетоксическим действием. Содержание оксипролина в легочной ткани подопытных животных увеличивалось максимально через 3 месяца; уровень TiH2 составил 927^:79 мг%, ZrH2 — 796:2: 2=93 мг% и HfH2 — 760^=80 мг%, т. е. был на 31—53% выше, чем у контрольных животных, или в 5—6 раз меньше, чем при введении БЮ2. При интратрахеальном введении TiH2 отмечалось лишь небольшое снижение содержания SH-групп в крови, сыворотке и печени, которое оказалось статистически незначимым. При ингаляционном введении TiH2 содержание SH-групп через 6 месяцев понизилось в крови на 55% и в сыворотке на 45%, а в тканях печени и сердце на 36%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.