Научная статья на тему 'О виртуальных выставках как современном социокультурном явлении'

О виртуальных выставках как современном социокультурном явлении Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
560
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСТАВКА / ВИРТУАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА / ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ПАЛАТА (ТПП) / ВЫСТАВОЧНЫЕ КОМПЛЕКСЫ / ВИРТУАЛЬНЫЙ СТЕНД / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / EXHIBITION / VIRTUAL EXHIBITION / THE RUSSIAN CHAMBER OF COMMERCE AND INDUSTRY / EXHIBITION COMPLEXES / EXHIBITION STAND / BUSINESS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Коржавин Павел Борисович

Статья посвящена тематике виртуальных выставок. Автор рассматривает их формы, специфику, возможности, приводит примеры виртуальных выставок в сети Интернет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On virtual exhibitions as a sociocultural phenomenon

The article is devoted to virtual exhibitions. The author considers their forms, specificity, possibilities, draws examples of virtual exhibitions in the Internet.

Текст научной работы на тему «О виртуальных выставках как современном социокультурном явлении»

УДК 06.064+004.946

П. Б. Коржавин

О ВИРТУАЛЬНЫХ ВЫСТАВКАХ КАК СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ЯВЛЕНИИ

Статья посвящена тематике виртуальных выставок. Автор рассматривает их формы, специфику, возможности, приводит примеры виртуальных выставок в сети Интернет.

The article is devoted to virtual exhibitions. The author considers their forms, specificity, possibilities, draws examples of virtual exhibitions in the Internet.

Ключевые слова: выставка, виртуальная выставка, Торгово-промышленная палата (ТПП), выставочные комплексы, виртуальный стенд, предпринимательство.

Keywords. exhibition, virtual exhibition, the Russian Chamber of Commerce and Industry, exhibition complexes, exhibition stand, business.

B быстро меняющихся условиях рынка любой компании крайне важно обеспечивать реальных и потенциальных потребителей наиболее полной и достоверной информацией о себе и своем бизнесе. Выставка - это хорошая возможность для демонстрации достигнутых деловых успехов, эффективная рекламная акция, способ найти новых партнеров и клиентов, заключить новые контракты, оценить конкурентов и тенденции рынка, определить свое положение на нем. Ярмарки и выставки с давних пор были и остаются эффективным средством продвижения предпринимательства. Именно таким путем коммерсанты прошлого и современные бизнесмены могут представить свой товар широким слоям потребителей, показать достижения своего предприятия, увидеть тенденции развития своей отрасли, найти новых покупателей и партнеров. Во всем мире выставки играют важную роль в расширении и развитии компаний.

В последнее время в сети Интернет быстрыми темпами растет число глобальных виртуальных выставок, предоставляющих возможность предпринимателям представить продукцию или услуги самого разного назначения. Среди них, например, ресурс "Pulset" (http://www.pulset.ru/) - относительно молодая выставка. Несмотря на большое количество бесплатно зарегистрированных на сайте компаний, свыше 160 тыс., число виртуальных выставочных стендов исчисляется пока лишь десятком. На стендах представлена справочная и контактная информация о компаниях, а также помещены фотографии товаров, их краткое описание и цена. Другой подобный портал - «Рос-Экспо» (http:

© Коржавин П. Б., 2009 158

//www.ros-expo.com/). Здесь относительно легко пройти процедуру регистрации и обзавестись собственным стендом. На виртуальной выставке представлены такие разделы, как «Промышленное оборудование», «Бытовая техника и связь», «Мягкая мебель, витражи, дизайн штор» и некоторые другие. Число участников составляет около 2000, хотя стоит отметить, что содержание некоторых стендов наполнено лишь справочными и контактными сведениями.

Одной из наиболее эффективных форм презентации товаров и услуг различных компаний является виртуальный выставочный стенд (ВВС). Он представляет собой, во-первых, информационный буклет и рекламную площадку, содержащую подробную информацию о компании, доступную широкой аудитории через Интернет, т. е. совмещает в себе функции объемного презентационного издания и полноценной площадки для проведения рекламных кампаний; во-вторых, неограниченное рекламное время.

На ВВС предприятий можно ознакомиться с основными направлениями деятельности предприятий, предлагаемыми ими услугами и продукцией, прайс-листами, показателями их деловой активности и контактными сведениями, а также получить различную дополнительную графическую и текстовую информацию.

Рекламный потенциал информации, размещаемой на ВВС, многократно усиливается благодаря тому, что стенды размещаются на различных тематических виртуальных выставках. В этом главное отличие ВВС от обычных сайтов. Но важно понимать, что стенд не является заменой интернет-сайта. Можно считать, они начинают работать в паре: опыт показывает, что посещение сайтов компании резко возрастает после начала работы ВВС.

Виртуальные выставки позволяют одновременно размещать необходимые данные о продукции, а также сообщать подробные комментарии своих специалистов, аудио- и видеоматериалы, баннеры и ссылки своих партнеров и иные актуальные сведения. Они предоставляют возможность оперативно корректировать информацию о продукции и услугах компании, расширяют круг партнеров, инвесторов и клиентов не только в России, но и за рубежом. Таким образом, в современной социокультурной ситуации виртуальные выставки позволяют посетителям получить подробную информацию о продукции и услугах непосредственно на рабочем месте, и, хотя выставки виртуальные, выгоды реальные.

Торгово-промышленная палата (ТПП) Российской Федерации с декабря 2005 г. осуществляет проект «Виртуальные выставки ТПП России», целью которого является продвижение предпринимателей, а также предлагаемых ими товаров и ус-

Коржавин П. Б. О виртуальных выставках как современном социокультурном явлении

луг на новые рынки. Целесообразность реализации данного проекта определяется ситуацией, сложившейся в России с продвижением на рынки продукции и услуг малого и среднего бизнеса.

«Виртуальные выставки ТПП России» - многофункциональный информационный ресурс, позволяющий широкому кругу пользователей повысить эффективность рекламных мероприятий по продвижению своих товаров и услуг, расширить круг клиентов и партнеров. Ресурс предусматривает размещение на виртуальных выставочных стендах расширенной информации на русском и английском языках о российских и зарубежных предприятиях и организациях, их товарах и услугах, коммерческих предложениях, новейших достижениях и успехах, а также графических и видеоматериалов.

Проект «Виртуальные выставки ТПП России» позволяет предприятиям малого и среднего бизнеса избежать значительных финансовых расходов на продвижение своей продукции и услуг по вышеуказанным направлениям и обеспечивает его участникам доведение до всех пользователей сети Интернет расширенной текстовой и графической информации о своих предприятиях и производимой ими продукции и услугах, новых проектах, коммерческих предложениях и другой информации.

На сегодняшний день участниками «Виртуальных выставок ТПП России» стали уже свыше 1500 российских и зарубежных компаний. В каждом крупном городе России имеются выставочные комплексы, в которых проводятся регулярные коммерческие выставки, как специализированные (например, сельскохозяйственного оборудования или посвященные строительству), так и общего характера. Надо сказать, что участие в такой выставке требует больших хлопот и затрат. Нужно вложить немалые средства в аренду площади в павильоне, в подготовку и дизайн стенда, в транспортировку товара. Участие в выставке - важный и значимый момент в жизни компании, мобилизующий всех ее сотрудников.

Появление Интернета позволило решить многие проблемы человечества и облегчило ему выполнение самых разнообразных задач. В частности, на помощь предпринимателям в последние годы пришли виртуальные ярмарки и выставки. Они требуют несравненно меньших вложений - как финансовых, так и прочих: сил, времени, человеческих ресурсов. Появляется возможность представить на выставку свой товар или услугу за несколько минут, не выходя из офиса. Но помогают ли такие выставки достичь желаемого результата? Судите сами. Время проведения виртуальной выставки не ограничено. Виртуальный стенд (мини-сайт, представляющий вашу компанию) доступен для потенциальных клиентов и партнеров днем и

ночью, и не в течение недели или двух, а постоянно. Сайт данной виртуальной выставки, в отличие от сайта любой другой компании в Интернете, объединяет целую группу тематически одинаковых предприятий и широко известен посетителям в сети Интернет. Пространственные ограничения стираются - из любой точки страны на стенд постоянно заходят люди, которые, возможно, никогда не попали бы в выставочный павильон в Москве или в другом городе России. При этом появляется возможность существенной экономии на рекламе, а адрес сайта становится известен широкому кругу пользователей.

На сегодняшний день на просторах сети Интернет можно встретить немало качественных ресурсов, представляющих собой такие виртуальные выставки. Условно их можно разделить на специализированные, региональные и глобальные.

Начнем с региональных. Их организаторами часто бывают торговые палаты того или иного региона в сотрудничестве с местными компаниями. Примером такого сайта является ресурс «Виртуальные выставки Самарской области» (http:// expo.samcon.ru/vista.html). Специфика сайта в том, что на нем представлены выставки не столько товаров, сколько услуг: консалтинг, туризм, образование, доставка корреспонденции и так далее. Другой пример региональной выставки - сайт «Виртуальная выставка малых предприятий Чувашии» (http://www.expo.tppchr.ru/). Интересен сайт «Виртуальная выставка малых предприятий» г. Москвы (http://www.mp.mbm.ru/). Используя конструктор и систему администрирования, даже неопытный пользователь может стать участником этой виртуальной выставки, создав свой стенд на ней - мини-сайт своего предприятия. На этом ресурсе размещены также интернет-представительства победителей, призеров и финалистов конкурса предприятий и организаций малого бизнеса Москвы «Московский предприниматель».

Специализированные виртуальные выставки посвящены тематике какой-либо одной конкретной отрасли. Например, оригинально оформленный компактный сайт «Виртуальной выставки энергоэффективных технологий, материалов и услуг» (http:// www.energy-exhibition.com/). Проект создан по заданию Министерства образования и науки РФ, которое обеспечивает методическое и организационное сопровождение выставки. Кликая мышью на флеш-анимированные изображения «павильонов», попадаешь в различные разделы, где сектора показаны на рисунке-схеме и дублируются на меню слева. Здесь представлены такие павильоны, как газоснабжение, теплоснабжение, возобновляемые источники энергии, и так далее. От энергоснабжения к совершенно другой области - образованию - переносит нас сайт «Виртуальная выставка достижений в области образования» (http://www.fair.sssu.ru/). Но ресурс, к со-

жалению, неудобен для использования. Есть небольшие проблемы с интерфейсом - в частности, меню расположено справа, что иногда затрудняет поиск. Желающие ознакомиться с достижениями тщетно ищут разделы сайта: их нет. Нажав на ссылку «Инструкция по работе», пользователь получает возможность скачать файл, где предлагается процедура регистрации для размещения собственных материалов, что неудобно. На наш взгляд, ресурс нуждается в существенной доработке.

Еще один портал - «Торгово-выставочный комплекс Ru-Expo» (http://www.ru-expo.ru/). Здесь, наряду со стендом, вы можете получить в сопровождение и интернет-магазин. Пожалуй, из уже рассмотренных ресурсов у этого сайта наиболее понятный интерфейс. Горизонтальное меню сразу вводит в курс дела, показывая, кому адресован раздел: посетителям, экспонентам или организаторам, а также чему он посвящен. Рубрикатор товаров выведен на главную страницу, так что пользователю сразу предлагается поиск по товарам или по фирмам. С главной страницы вы можете легко попасть на любую из выставок с многочисленными разделами и виртуальными выставочными залами, хотя для получения подробной информации о продукции приходится иногда проделать относительно большой путь.

Однако из всех исследованных намивиртуаль-ных выставок в сетях Интернета России и стран СНГ наиболее содержательным и всеобъемлющим, по нашей оценке, является ресурс «Виртуальные выставки ТПП России» (http://www.ruscham-ber.com) - профессионально разработанный, солидный и авторитетный проект, который максимально соответствует целям виртуальных выставок - реклама и продвижение бизнеса с помощью интернет-технологий. Это портал, созданный ТПП РФ на базе Сети обмена деловой информацией ТПП РФ, объединяющей свыше 270 сайтов, включая сайты территориальных торгово-промышленных палат России, загранпредставительств ТПП РФ, зарубежных партнеров ТПП РФ, организаций системы ТПП РФ и объединений предпринимателей-членов ТПП РФ.

Одним из основных преимуществ данного ресурса по сравнению с другими его виртуальными аналогами являются высокие показатели рейтинга ресурса в глобальных поисковых системах (Google, Яндекс и др.), наивысшие показатели по посещаемости и значительно более низкие тарифы на участие в выставке, что делает его доступным для многих деловых людей.

Популярность данного ресурса в предпринимательских кругах подтверждается неуклонным ростом числа его участников (уже свыше 2000 - наиболее многочисленный из числа виртуальных выставок) и партнеров проекта (более 50 партнеров в различных субъектах РФ, в основном территори-

альные ТПП, имеющие хорошую потенциальную базу). Удобный интерфейс позволяет без труда найти нужное предприятие как по географическому признаку, так и по тематическим разделам. Имеется англоязычная версия проекта. Виртуальные стенды отличаются оригинальным и стильным дизайном, возможна реализация индивидуальных решений. На стендах участников этих выставок представлены материалы и информация, достаточно полно отражающие характер деятельности организации, ее достижения, описание продукции и услуг, цены и т. п. Участникам предоставляется право опубликования своих новостей, а также предложений коммерческого и инвестиционного характера.

«Виртуальные выставки ТПП России» охватывают по своей тематике практически все отрасли народного хозяйства и социальной сферы. Помимо тематических выставок там же представлены специализированные выставки ТПП РФ, которые пропагандируют успехи российских предприятий в различных областях.

Выделяя основные преимущества участия в виртуальных выставках, можно отметить существенные вложения немалых средств и ресурсов в подготовительный этап, учитывая такие характеристики, как большой зал, специализированная выставка, арендная плата за место, необходимость печати презентационных материалов и наличия грамотного стендиста - всё это отнюдь не дёшево. Зато отдача от выставки оправдывает ожидания. Но не всегда. Раз на раз не приходится. Угадать порой непросто: одна выставка приносит новые деловые контакты - партнёров и клиентов, да и просто множество нужных знакомств, другая -лишь денежные траты.

Что же в них такого, что позволяет им конкурировать с реальными выставками, а порой и превосходить их?

Попробуем сделать экскурс в психологию посетителя обычной, не виртуальной выставки. Основных типажей всего два. Первые спешат за зрелищами, вторые - за деловыми контактами. К большому сожалению, первых, которые приходят на выставку просто из праздного интереса, почти всегда большинство. Но их ценность часто сомнительна. Гораздо важнее установить контакт со вторым типом посетителей - людьми, которые идут на выставку ради налаживания новых контактов, поиска продукции, услуг или новых партнёров.

Попробуем поставить себя на место таких целевых посетителей. Для них посещение выставки не самоцель, а всего лишь способ ознакомиться со свежими предложениями и наладить нужные контакты. Если бы была возможность не посещать выставки, а сразу получить нужный результат, то они бы предпочли именно его, а не посещение реальной выставки. И они его предпочитают - это ВВС!

Джичоная M. А. Компьютерные телекоммуникации.

Преимущества теперь очевидны, не правда ли? Для посетителей ВВС это возможность максимально комфортно ознакомиться с товарами или услугами. При этом никуда не надо ходить, не надо ничего искать - вся информация в максимально удобном виде. Часто в таких случаях говорят: «Как на ладони», точнее сказать: «Как на столе». Именно благодаря этому факту эффективность ВВС столь высока, ведь большинство их посетителей именно целевые, из той группы, которую можно назвать «вторым типом посетителей».

Получается, что век реальных выставок подходит к концу? Не совсем так. Единственный недостаток виртуальных выставок заключается в том, что предметы с виртуального стенда нельзя потрогать. Но чаще всего это не страшно. Подумайте, как обычно составляется впечатление об экспозиции на обычной выставке. Чаще всего по проспектам и буклетам с учётом оформления стенда. А ведь то же самое вы получаете и в случае выставки виртуальной!

УДК 37.G16:GG4

M. А. Джичоная

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ УЧЕБНОГО КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Статья посвящена вопросам использования компьютерных технологий при обучении студентов иностранному языку. Рассматриваются различные механизмы регулирования культурных процессов. Раскрываются некоторые вопросы информатизации обучения в контексте особенностей постиндустриальной цивилизации.

The article is devoted to the problem of using computer telecommunications in the process of teaching a foreign language. Various mechanisms of regulation of cultural process are analyzed. Some issues of informa-tizing educational process in the context of postindustrial civilization are revealed.

Ключевые слова: информационное общество, информационные технологии, компьютерные телекоммуникации, социокультурная коммуникация, социокультурные регулятивы, информационная культура, информатизация, культурное пространство, обучение студентов иностранным языкам.

Keywords: information society, information technologies, computer telecommunications, sociocultural communication, soriocultural regulatives, information culture, information, cultural space, foreign language training.

В современной научной литературе отмечается, что постиндустриальная цивилизация представляет собой информационное общество, для которого характерно «полное удовлетворение информационных потребностей населения при завершении единой информационной среды, определяющей новую культуру как общества в целом, так и каждого человека в отдельности в XXI веке» [1].

Обобщение всех известных нам определений понятия «информационные технологии» позволяет подразумевать под информационными технологиями совокупность методов и средств сбора, организации, хранения, обработки, представления и передачи информации на базе микропроцессорной техники, которая позволяет расширить кругозор человека, увеличивает его возможности в области регулирования социальных и технических процессов.

Процесс обучения иностранному языку предполагает взаимодействие двух сторон: обучающего и обучаемого.

Положительной стороной новых информационных технологий в области обучения ИЯ является возможность:

- осуществить быструю передачу информации, ее обработку и хранение;

© Джичоная M. А., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.