Научная статья на тему 'Виртуальные выставки как социокультурное явление современности'

Виртуальные выставки как социокультурное явление современности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1861
279
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ / ВИРТУАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПАЛАТЫ / ПРОЕКТЫ ВИРТУАЛЬНЫХ ВЫСТАВОК / VIRTUAL EXHIBITIONS / VIRTUAL EXHIBITIONS OF THE CHAMBER OF COMMERCE AND INDUSTRY / VIRTUAL EXHIBITIONS PROJECTS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Коржавин Павел Борисович

В статье подняты вопросы, связанные с возможностями виртуальных выставок в современном социокультурном пространстве. Рассмотрены некоторые аспекты деятельности виртуальных выставок и особенности стендов, их эффективности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Virtual exhibitions as modern socio-cultural phenomenon

The article sets out to discuss questions concerning possibilities of virtual exhibitions in modern socio-cultural space. There were examined some aspects of virtual exhibitions, their efficiency, stands characteristics

Текст научной работы на тему «Виртуальные выставки как социокультурное явление современности»

УДК 006

ВИРТУАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОСТИ

© П.Б. Коржавин

В статье подняты вопросы, связанные с возможностями виртуальных выставок в современном социокультурном пространстве. Рассмотрены некоторые аспекты деятельности виртуальных выставок и особенности стендов, их эффективности.

Ключевые слова: виртуальные выставки, виртуальные выставки торгово-промышленной палаты, проекты виртуальных выставок.

В быстро меняющихся условиях рынка любой компании крайне важно обеспечивать реальных и потенциальных потребителей наиболее полной и достоверной информацией о себе и своем бизнесе. Выставка - это хорошая возможность для демонстрации достигнутых деловых успехов, эффективная рекламная акция, возможность найти новых партнеров и клиентов, заключить новые контракты, оценить конкурентов и тенденции рынка, определить свое положение на нем. Ярмарки и выставки с давних пор были и остаются эффективным средством продвижения предпринимательства. Именно таким путем предприниматели прошлого и современные бизнесмены представляют свой товар широким слоям потребителей, показывают достижения своего предприятия, фиксируют тенденции развития своей отрасли, привлекают новых покупателей и партнеров. Во всем мире выставки играют значительную роль в расширении и развитии компаний.

Появление Интернета позволило решить многие проблемы человечества и облегчило ему выполнение самых разнообразных задач. Виртуальные ярмарки и выставки требуют несравненно меньших вложений - как финансовых, так и прочих: сил, времени, человеческих ресурсов. Появляется возможность представить на выставку свой товар или услугу за несколько минут, не выходя из офиса. Но помогают ли такие выставки достичь желаемого результата? Судите сами. Время проведения виртуальной выставки не ограничено. Ваш виртуальный стенд (мини-сайт, представляющий вашу компанию) доступен для потенциальных клиентов и партнеров днем и ночью - и не в течение недели или двух, а постоянно. Сайт данной виртуальной выставки, в отличие от сайта вашей компа-

нии в Интернете, объединяет целую группу тематически одинаковых предприятий и широко известен посетителям в сети Интернет. Пространственные ограничения стираются -из любой точки страны на ваш стенд постоянно заходят люди (которые, возможно, никогда не попали бы в выставочный павильон в Москве или в другом городе России). При этом появляется возможность существенно сэкономить рекламный бюджет, а адрес сайта и становится известен широкому кругу пользователей.

В последнее время в сети Интернет быстрыми темпами растет число глобальных виртуальных выставок, предоставляющих возможность предпринимателям продемонстрировать продукцию или услуги самого разного направления. Среди них, например, интернет-ресурс «Ри^еЪ> (http://www.pulset.ru). Несмотря на большое количество бесплатно зарегистрированных на сайте компаний, свыше 160 тыс., число виртуальных выставочных стендов исчисляется всего лишь десятком. На стендах представлена справочная и контактная информация о компаниях, а также помещены фотографии товаров, их краткое описание и стоимость. Другой похожий ресурс «Рос-Экспо» (http://www.ros-expo.com), на котором относительно легко пройти процедуру регистрации и приобрести собственный стенд. На виртуальной выставке представлены такие разделы, как «Промышленное оборудование», «Бытовая техника и связь», «Мягкая мебель, витражи, дизайн штор» и некоторые другие. Число участников составляет около 2000, хотя следует отметить, что содержание некоторых стендов наполнено лишь справочными и контактными сведениями.

Условно все существующие виртуальные выставки можно разделить на специализированные, региональные и глобальные.

Начнем с региональных. Их организаторами часто бывают Торговые палаты того или иного региона в сотрудничестве с местными компаниями. Примером такого сайта является ресурс «Виртуальные выставки Самарской области» (http://expQ.samcon.ru/ vis-ta.html). Специфика сайта в том, что на нем представлены выставки не столько товаров, сколько услуг: консалтинг, туризм, образование, доставка корреспонденции и так далее. Другой пример региональной выставки -сайт «Виртуальная выставка малых предприятий Чувашии» (http://www.expo.tppchr.ru). Интересен сайт «Виртуальная выставка малых предприятий» г. Москвы (http://www.mp. mbm.ru/). Используя конструктор и систему администрирования, даже неопытный пользователь может стать участником этой виртуальной выставки, создав свой стенд на ней -мини-сайт своего предприятия. На этом ресурсе размещены также Интернет-представительства победителей, призеров и финалистов конкурса предприятий и организаций малого бизнеса Москвы «Московский предприниматель».

Специализированные виртуальные выставки посвящены тематике какой-либо одной конкретной отрасли. Например, оригинально оформленный, компактный сайт Виртуальной выставки энергоэффективных технологий, материалов и услуг (http://www. energy-exhibition.com/). Проект создан по заданию Министерства образования и науки РФ, которое обеспечивает методическое и организационное сопровождение выставки. Кликая мышью на флеш-анимированные изображения «павильонов», попадаешь в различные разделы, где сектора показаны на рисунке-схеме и дублируются на меню слева. Здесь представлены такие павильоны, как газоснабжение, теплоснабжение, возобновляемые источники энергии и т. д. От энергоснабжения к совершенно другой области -образованию - переносит нас сайт «Виртуальная выставка достижений в области образования» (http://www.fair.sssu.ru/). Но ресурс, к сожалению, неудобен для использования. Желающие ознакомиться с достижениями тщетно ищут разделы сайта: их нет. Нажав на ссылку «Инструкция по работе», пользо-

ватель получает возможность скачать файл, где предлагается процедура регистрации для размещения собственных материалов - что неудобно. На наш взгляд, ресурс сильно нуждается в доработке. Есть небольшие проблемы с интерфейсом - в частности, меню расположено справа, что иногда затрудняет поиск.

Еще один портал - «Торгово-выставочный комплекс Ru-Expo» (http://www.ru-expo.ru/). Здесь наряду со стендом Вы можете получить в сопровождение и Интернет-магазин. Пожалуй, из уже рассмотренных ресурсов у этого сайта наиболее понятный интерфейс. Горизонтальное меню сразу вводит в курс дела, показывая, кому адресован раздел: посетителям, экспонентам или организаторам, а также - чему он посвящен. Рубрикатор товаров выведен на главную страницу, так что пользователю сразу предлагается поиск - по товарам или по фирмам. С главной страницы вы можете легко попасть на любую из выставок с многочисленными разделами и виртуальными выставочными залами, хотя для получения подробной информации о продукции приходится иногда проделать относительно большой путь.

Однако, из всех исследованных нами виртуальных выставок в сетях Интернета России и стран СНГ наиболее содержательным и всеобъемлющим, по нашей оценке, является ресурс «Виртуальные выставки ТПП России» (http://www.ruschamber.com/). Это портал, созданный ТПП РФ на базе Сети обмена деловой информацией ТПП РФ (СОДИ), объединяющей свыше 270 сайтов, включая сайты территориальных торговопромышленных палат России, загранпред-ставительств ТПП РФ, зарубежных партнеров ТПП РФ, организаций системы ТПП РФ и объединений предпринимателей - членов ТПП РФ.

Популярность данного ресурса в предпринимательских кругах подтверждается неуклонным ростом числа его участников (уже свыше 2000 - это наиболее многочисленный из числа виртуальных выставок) и партнеров проекта (более 50 партнеров в различных субъектах РФ, в основном территориальные ТПП, имеющие хорошую потенциальную базу). «Виртуальные выставки ТПП России» охватывают по своей тематике практически все отрасли народного хозяйства и социаль-

ной сферы. Помимо тематических выставок там же представлены специализированные выставки ТПП РФ, которые пропагандируют успехи российских предприятий в различных областях.

Удобный интерфейс позволяет без труда найти нужное предприятие, как по географическому признаку, так и по тематическим разделам. Имеется англоязычная версия проекта. Виртуальные стенды отличаются оригинальным и стильным дизайном, возможна реализация индивидуальных решений. На стендах участников этих выставок представлены материалы и информация, достаточно полно отражающие характер деятельности организации, его достижения, описание продукции и услуг, цены и т.п. Участникам предоставляется право опубликования в своих новостей, а также предложений коммерческого и инвестиционного характера.

Одним из основных преимуществ данного ресурса по сравнению с другими его виртуальными аналогами являются высокие показатели рейтинга ресурса в глобальных поисковых системах (Google, Яндекс и др.), наивысшие показатели по посещаемости и значительно более низкие тарифы на участие в выставке, что делает его доступным для многих предпринимателей.

«Виртуальные выставки Торгово-промышленной палаты России» - многофункциональный информационный ресурс, предоставляющий широкому кругу пользователей возможность повысить эффективность рекламных мероприятий по продвижению своей продукции и услуг, расширить круг клиентов и деловых партнеров. Ресурс предусматривает размещение на виртуальных выставочных стендах расширенной информации на русском и английском языках о российских и зарубежных предприятиях и организациях, их товарах и услугах, коммерческих предложениях, новейших достижениях, а также графических и видеоматериалов1. Одним из наиболее эффективных форм презентации товаров и услуг различных компаний является виртуальный выставочный стенд (ВВС).

ВВС совмещает в себе функции объемного презентационного издания и полноцен-

1 В статье использованы материалы, почерпнутые из официальных информационных ресурсов Торговопромышленной палаты (ТПП) России.

ной площадки для проведения рекламных кампаний. Рекламный потенциал информации, размещаемой на ВВС, многократно усиливается благодаря тому, что стенды размещаются на различных тематических виртуальных выставках. В этом главное отличие ВВС от обычных сайтов.

При этом важно понимать, что стенд не является заменой Интернет сайта.

Можно считать, что они начинают работать в паре: опыт показывает, что посещение сайтов компании резко возрастает после начала работы ВВС.

Что представляет собой виртуальный выставочный стенд?

Прежде всего, это информационный буклет и рекламная площадка, содержащая подробную информацию о компании, доступной широкой аудитории через Интернет. Его особенностью является неограниченное рекламное время. Виртуальные выставки:

- позволяют одновременно представлять подробные комментарии своих специалистов, аудио, видеоматериалы, баннеры и ссылки своих партнеров, и иную актуальную информацию;

- позволяют посетителям получить подробную информацию о продукции и услугах непосредственно на рабочем месте;

- предоставляют возможность оперативно корректировать информацию о продукции и услугах компании;

- расширяют круг партнеров, инвесторов и клиентов не только в России, но и за рубежом.

Можно сформулировать девиз ВВС: «Выставки - виртуальные, выгоды - реальные». Торгово-промышленная палата Российской Федерации с декабря 2005 г. осуществляет проект «Виртуальные выставки ТПП России», целью которого является продвижение предпринимателей, а также предлагаемых ими товаров и услуг на новые рынки. Целесообразность реализации данного проекта определяется ситуацией, сложившейся в России с продвижением на рынки продукции и услуг малого и среднего бизнеса.

Проект «Виртуальные выставки ТПП России» позволяет предприятиям малого и среднего бизнеса избежать значительных финансовых расходов на продвижение своей продукции и услуг и обеспечивает его участникам доведение до всех пользователей сети

Интернет расширенной текстовой и графической информации о своих предприятиях и производимой ими продукции и услугах, новых проектах, коммерческих предложений и др. информации. На виртуальных выставочных стендах предприятий можно ознакомиться с основными направлениями деятельности предприятий, предлагаемыми ими продукцией и услугами, прайс-листами, показателями их деловой активности и контактными сведениями, а также получить различную дополнительную графическую и текстовую информацию.

На сегодняшний день участниками «Виртуальных выставок ТПП России» стали уже свыше 1500 российских и зарубежных компаний, в каждом крупном городе России имеются выставочные комплексы, в которых и проводятся регулярные коммерческие выставки, как специализированные (например, сельскохозяйственного оборудования, или посвященные строительству), так и общего характера. Надо сказать, что участие в такой выставке требует больших хлопот и затрат. Нужно вложить немалые средства в аренду площади в павильоне, в подготовку и дизайн стенда, в транспортировку товара. Участие в выставке - важный и значимый момент в жизни каждой компании, затрагивающий всех ее сотрудников.

Выделяя основные преимущества участия в Виртуальных выставках можно отметить, существенные вложения немалых средств и ресурсов в подготовительный этап, учитывая такие характеристики как: большой зал, специализированная выставка, арендная плата за место, необходимость печати презентационных материалов и наличия грамотного стендиста - все это отнюдь не дешево. Зато отдача от выставки оправдывает ожидания. Но не всегда. Раз на раз не приходится. Угадать порой не просто - одна выставка приносит новые деловые контакты - партнеров и клиентов, да и просто множество нужных знакомств, другая - лишь денежные траты.

Что же в них такого, что позволяет им конкурировать с реальными выставками, а порой и превосходить их?

Попробуем сделать экскурс в психологию посетителя обычной, не виртуальной выставки. Основных типажей всего два. Первые спешат за зрелищами, вторые - за деловыми контактами.

К большому сожалению первых, которые приходят на выставку просто из праздного интереса, почти всегда большинство. Но их ценность часто сомнительна. Гораздо важнее установить контакт со вторым типом посетителей - людьми, которые идут на выставку ради налаживания новых контактов, поиска продукции, услуг или новых партнеров.

Попробуем поставить себя на место таких целевых посетителей. Для них посещение выставки - не самоцель, а всего лишь способ ознакомиться со свежими предложениями и наладить нужные контакты. Если бы была возможность не посещать выставки, а сразу получить нужный результат, то они бы предпочли именно его, а не посещение реальной выставки. И они его предпочитают -это виртуальные выставочные стенды!

Преимущества очевидны. Для посетителей (которых, кстати, у нас очень большое количество) виртуальные выставочные стенды - это возможность максимально комфортно ознакомиться с Вашими товарами или услугами. При этом никуда не надо ходить, не надо ничего искать - вся информация в максимально удобном виде. Часто в таких случаях говорят - «как на ладони». Мы бы немного поправили и сказали - «как на столе».

Именно благодаря этому факту эффективность наших виртуальных выставочных стендов столь высока, ведь большинство их посетителей - именно целевые, из той группы, которую мы назвали выше «вторым типом посетителей».

Получается, что век реальных выставок подходит к концу? Не совсем так - единственный недостаток виртуальных выставок заключается в том, что предметы с виртуального стенда нельзя потрогать. Но чаще всего это не страшно. Подумайте, как обычно составляется впечатление о Вашей экспозиции на обычной выставке. Чаще всего по проспектам и буклетам с учетом оформления стенда. А ведь то же самое Вы получаете и в случае выставки виртуальной!

Виртуальные выставки ТПП России -профессионально разработанный, солидный и авторитетный проект, который максимально соответствует целям виртуальных выставок - реклама и продвижение бизнеса с помощью современных интернет-технологий.

1. URL: http://www.tpprm.ru/

2. Usability Маркетинговые коммуникации в Интернет // Интернет-маркетинг. 2QQ2. № 5.

3. Гомельские выставки: реальные и виртуальные // Директор. 2QQ8. Май.

4. Виртуальные грезы о выставках // Деловой Петербург. 2QQ6. № 95 (2172).

5. Выставки прокладывают дорогу к новым клиентам // Деловой квартал. 2QQ6. 1б окт.

Поступила в редакцию 1.12.2008 г.

Korzhavin P.B. Virtual exhibitions as modem sociocultural phenomenon. The article sets out to discuss questions concerning possibilities of virtual exhibitions in modern socio- cultural space. There were examined some aspects of virtual exhibitions, their efficiency, stands characteristics.

Key words: virtual exhibitions, virtual exhibitions of the Chamber of Commerce and Industry, virtual exhibitions projects.

УДК 7.Q1

ЦИФРОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

© С.В. Ерохин

Статья посвящена определению места цифровых направлений в системе изобразительного искусства. Предлагается различать традиционную, псевдоцифровую, цифровую, собственно цифровую и традиционно-цифровую формы искусства. Показаны особенности существования произведений цифрового изобразительного искусства и их оригиналов.

Ключевые слова: цифровое изобразительное искусство, компьютерная графика, ASCП-арт, цифровая живопись, демо.

Компьютерная техника и цифровые технологии создания и обработки изображений уже давно успешно используются в практике создания произведений изобразительного искусства, дополняя традиционное и проникая практически во все его жанры и направления.

Именно поэтому давно назрела необходимость анализа места цифровых направлений в системе изобразительного искусства.

В современной науке существуют различные подходы к классификации искусств [1; 2]. Проблема эта чрезвычайно сложная, и мы ни в коей мере не претендуем на то, что предложенная в процессе нашего исследования классификация есть истина в последней инстанции. Просто мы полагаем, что некоторые предложенные нами схемы и определения могут быть удобны и полезны при изучении цифровых видов изобразительного искусства.

Прежде всего отметим, что в соответствии с типом восприятия произведения реципиентом цифровые направления и формы изобразительного искусства, как и его нецифровые формы, мы относим к визуальным искусствам, а в зависимости от способа органи-

зации художественного образа - к пространственным или пластическим искусствам.

Обычно как пространственные рассматривают искусства, произведения которых: 1) существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени; 2) имеют предметный характер; 3) выполняются путем обработки вещественного материала; 4) воспринимаются зрителями непосредственно и визуально [3].

Для цифровых форм изобразительного искусства эти требования выполняются не всегда. Для большинства произведений цифрового изобразительного искусства (ЦИЗО), созданных на компьютере и предназначенных для существования в виртуальном пространстве, второе и третье требования не выполняются. Более того, некоторые произведения ЦИЗО могут изменяться и развиваться во времени.

Тем не менее, на основании последнего требования, а также учитывая характер используемых в таких произведениях средств художественной выразительности, мы считаем целесообразным рассматривать их именно как направления и формы пространственного изобразительного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.