Научная статья на тему 'О ВАЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИИ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В РОССИИ'

О ВАЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИИ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
идентичность / иностранные студенты / обучение / высшая школа / поликультурная идентичность / воспитание / среда / identity / overseas students / education / higher school / multicultural identity / upbringing / environment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л.В. Валиахметова

В статье рассматривается такое понятие, как идентичность, которая способна влиять на успешность образовательного процесса при обучении специальности в вузах России. Субъектом исследования являются иностранные студенты, которые получают образование в бакалавриате, магистратуре и аспирантуре. Объектом исследования является процесс формирования поликультурной идентичности в ходе получения академических знаний в российской высшей школе. Делается вывод о том, что именно развитая поликультурная идентичность у иностранных обучаемых способна митигировать риски неадаптивности к требованиям высшей школы и социально-бытовым условиям, с которыми приезжающие на учебу студенты могут сталкиваться в процессе коммуникации. В качестве примера приводятся педагогические подходы к развитию национальной идентичности, которые применяются в некоторых англоязычных странах. Предлагается ряд педагогических условий, выполнение которых поможет, во-первых, избежать конфликтов в ходе межкультурной коммуникации студентов разных национальностей, а во-вторых, способствует внедрению так называемой «мягкой силы влияния». Подчеркивается необходимость развития межкультурной компетенции преподавателей, которые работают с иностранными учащимися.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Л.В. Валиахметова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF FORMING MULTICULTURAL IDENTITY IN INTERNATIONAL STUDENTS DURING THEIR STUDIES IN RUSSIA

The article considers such a concept as identity, which is able to influence the success of the educational process when studying a speciality in Russian universities. The subject of the study is international students who receive bachelor’s, master’s and postgraduate degree. The object of the study is the appropriateness of the process connected with developing multicultural identity in the process of obtaining academic knowledge in Russian higher education. It is concluded that it is the developed multicultural identity of oversees students that can mitigate the risks of maladaptability to the requirements of higher education as well as social and living conditions, which enrolled students can face while communicating. As an example, pedagogical approaches to the development of national identity, which are applied in some English-speaking countries, are given. A number of pedagogical conditions are proposed. Their fulfilment will help, firstly, to avoid conflicts in the course of intercultural communication among students of different nationalities, and secondly, to promote the introduction of the so-called “soft power influence”. The work emphasises the necessity of developing intercultural competence of academics who work with overseas students.

Текст научной работы на тему «О ВАЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИИ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В РОССИИ»

УДК 376.1

Valiakhmetova L.V., senior teacher, Department of English for Professional Communication, Financial University under the Government of the Russian Federation

(Moscow, Russia), E-mail: LValiahmetova@fa.ru

THE IMPORTANCE OF FORMING MULTICULTURAL IDENTITY IN INTERNATIONAL STUDENTS DURING THEIR STUDIES IN RUSSIA. The article considers such a concept as identity, which is able to influence the success of the educational process when studying a speciality in Russian universities. The subject of the study is international students who receive bachelor's, master's and postgraduate degree. The object of the study is the appropriateness of the process connected with developing multicultural identity in the process of obtaining academic knowledge in Russian higher education. It is concluded that it is the developed multicultural identity of oversees students that can mitigate the risks of maladaptability to the requirements of higher education as well as social and living conditions, which enrolled students can face while communicating. As an example, pedagogical approaches to the development of national identity, which are applied in some English-speaking countries, are given. A number of pedagogical conditions are proposed. Their fulfilment will help, firstly, to avoid conflicts in the course of intercultural communication among students of different nationalities, and secondly, to promote the introduction of the so-called "soft power influence". The work emphasises the necessity of developing intercultural competence of academics who work with overseas students.

Key words: identity, overseas students, education, higher school, multicultural identity, upbringing, environment

Л.В. Валиахметоеа, ст. преп., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета

при Правительстве РФ, г. Москва, Е-mail: LValiahmetova@fa.ru

О ВАЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИИ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В РОССИИ

В статье рассматривается такое понятие, как идентичность, которая способна влиять на успешность образовательного процесса при обучении специальности в вузах России. Субъектом исследования являются иностранные студенты, которые получают образование в бакалавриате, магистратуре и аспирантуре. Объектом исследования является процесс формирования поликультурной идентичности в ходе получения академических знаний в российской высшей школе. Делается вывод о том, что именно развитая поликультурная идентичность у иностранных обучаемых способна митигировать риски неадаптивности к требованиям высшей школы и социально-бытовым условиям, с которыми приезжающие на учебу студенты могут сталкиваться в процессе коммуникации. В качестве примера приводятся педагогические подходы к развитию национальной идентичности, которые применяются в некоторых англоязычных странах. Предлагается ряд педагогических условий, выполнение которых поможет, во-первых, избежать конфликтов в ходе межкультурной коммуникации студентов разных национальностей, а во-вторых, способствует внедрению так называемой «мягкой силы влияния». Подчеркивается необходимость развития межкультурной компетенции преподавателей, которые работают с иностранными учащимися.

Ключевые слова: идентичность, иностранные студенты, обучение, высшая школа, поликультурная идентичность, воспитание, среда

Одним из приоритетных направлений развития высшего образования в России является экспорт образовательных услуг По данным Министерства образования науки, более 350 тысяч иностранных студентов учатся сейчас в России (данные 2023 г) [1]. Несомненно, это связано с повышением конкурентоспособности и имиджа нашей страны на международной арене, привлечением иностранных инвестиций в российскую экономику и установлением выгодных деловых отношений и контактов. Однако опыт работы показывает, что сегодня существует много проблем, связанных с преподаванием в мультикультурных группах. Особенно ярко эти проблемы проявляются на начальном этапе обучения в другой стране, когда период адаптации студентов-иностранцев совпадает с необходимостью выполнять большое количество учебных заданий и решать множество проблем социально-бытового характера на чужом для них языке. Большинство иностранных студентов, приезжающих на обучение в вузы России, имеют слабое или недостаточное представление о ее политической, экономической и социальной системе, о нормах, обычаях, традициях и культуре народа. Многие высшие учебные заведения России предлагают курсы русского языка (так называемое предзачисление в вуз) с тем, чтобы помочь студентам-иностранцам не только подготовиться к получению знаний на языке принимающей стороны, но и адаптироваться к условиям пребывания в ней, узнать о правах и обязанностях, которые есть у каждого проживающего на ее территории, влиться в учебный коллектив через участие в мероприятиях в формате тимбилдинга.

Актуальность материала, представленного в данной статье, заключается в расширении спектра понятия «идентичность» и поиске педагогических условий, которые способствуют устранению лакун поликультурной идентичности иностранных обучаемых.

Цель проведенного исследования - определить способы формирования поликультурной идентичности у студентов, которые приезжают учиться в российские вузы (так называемых образовательных мигрантов).

Задачи по достижению поставленной цели включают в себя:

- изучение составных элементов поликультурной идентичности,

- формирование и развитие основ гражданской идентичности в ходе получения академических знаний в российской высшей школе,

- поиск и выработку наиболее актуальных способов коммуникации в ходе межкультурного взаимодействия.

Для проведения эмпирического исследования использовались следующие научные методы: метод анкетного опроса студентов бакалавриата, магистратуры и аспирантуры, которые обучаются в Высшей школе управления Финансового университета при Правительстве РФ; методы контент-анализа на основе упоминаний исследуемого понятия в названиях научных статей; метод сравнения существующих воспитательных практик в национальной системе высшего образования и за рубежом.

Научная новизна статьи заключается в попытке расширить определение понятия «поликультурная идентичность», которое в настоящее время не имеет

однозначной трактовки из-за сложности самого термина и его малочисленного употребления в психолого-педагогических исследованиях.

Теоретичная значимость отражается в описании различных видов идентичности, с которыми педагоги высшей школы могут столкнуться при обучении языку специальности.

Практическая значимость статьи заключается в перечне педагогических условий, которые администрация высшего учебного заведения и профессорско-преподавательский состав могут учесть при планировании социально значимых, культурных и воспитательных мероприятий вуза, во время проведения семинарских занятий по иностранному языку.

Для того чтобы начать учебу в российском вузе, все иностранные студенты проходят программу подготовительного курса русского языка, который является основным в системе образования страны. Стоит отметить, что уровень устного владения русским языком может варьироваться даже после окончания данной программы. Кто-то из иностранных студентов приехал со знаниями языка и может на нем общаться, а кто-то начал изучать его с самых основ, утверждая, что русский - самый сложных из всех языков на свете. К началу обучения по специальности у всех должен быть примерно одинаковый уровень владения русским языком, иначе приток знаний в области выбранной профессии будет либо незначительным (т. к. понятийный аппарат на чужом для студента языке еще недостаточно сформирован), либо сопряжен с колоссальными усилиями со стороны когнитивного спектра, ориентированного на работу мыслительной деятельности в третьей степени: декодирование полученной информации, ее перевод в поле родного языка и редекодирование при необходимости построения ответа.

Кроме того, обучение иностранных студентов сопряжено с особенностями личностного взаимодействия: как правило, образовательные мигранты - это вполне сформировавшиеся личности, на которых оказала влияние та среда, в которой они родились и воспитывались. Приезжающие в Россию получать образование в бакалавриате, магистратуре или аспирантуре уже имеют определенный жизненный опыт, свою точку зрения на происходящие события, развитые целевые установки, сформированную родителями и социумом своей страны систему ценностей. Кроме того, личность каждого студента имеет свои специфические особенности: этнические, личностные, психофизиологические и т. д. [2]. Именно поэтому вопрос формирования поликультурной идентичности иностранных студентов, приезжающих на обучение в высшие учебные заведения нашей страны, кажется сегодня чрезвычайно актуальным. Государство, как и вузы, заинтересовано в притоке денежных средств, повышении имиджа страны, формировании «мягкой силы влияния». Сделать это можно через экспорт образовательных услуг, качеством которого будут довольны все участники образовательного процесса.

По данным исследователей в области социологии, слово «идентификация» исходит от латинского identitas - тождественность, неотличимость. Считается,

что появлением данного термина наука обязана 3. Фрейду, который использовал это понятие в практике психоанализа. Однако пальму первенства в этом вопросе стоит отдать американскому антропологу и психоаналитику А. Кардинеру, который ввел понятие «базовая личность», понимая под ним взаимодействие индивида с другими людьми в манере, присущей определенной социальной группе.

Согласно определению сайта PsychologyPro, идентичность - это умение «ориентироваться, знать собственное положение в повседневной жизни, в своем окружении и в мире» [3]. Там же описываются разнообразные типы идентичности, но с точки зрения специфики рассматриваемой проблемы наиболее значимыми в педагогическом процессе являются:

- социальная идентичность - осознание своей принадлежности к той или иной социальной группе, что превращает человека в личность;

- личная идентичность (самоидентичность) - способность понимать свою индивидуальность и принимать себя таковым, какой есть;

- этническая идентичность - осознание своей принадлежности к определенной этнической общности, понимание и оценивание своего членства в ней;

- культурная идентичность - признание человеком культурных норм, образцов поведения, ценностей, языка того общества, в котором он живет;

- профессиональная идентичность - принадлежность к узкопрофильному сообществу, которая включает в себя знания, ценности, с которыми человек работает, и возложенные на него обязанности.

В условиях глобализации, интернационализации и поликультурности мира целесообразно выделять еще один вид идентичности - поликультурную идентичность. Под поликультурностью понимается принятие индивидом разнообразия существующих в мире культур и этносов, их особенностей и проявление к ним терпимого отношения и толерантности [4; 5]. Соответственно, поликультурная идентичность «базируется [...] на позитивной этнической самоидентификации и проявляется через эмоционально-ценностное отношение к многонациональной среде и активное взаимодействие с ее представителями» [6]. Базовый контент-анализ упоминания термина «поликультурная идентичность» в названиях статей, размещенных в российской научной электронной библиотеке е-НЬгагу, показал, что он упоминается на 30% реже, чем слово «поликультурный». Представляется целесообразным расширить данное определение, добавив, что в понятие поликультурной идентичности обязательно должны быть включены такие конструкты, как осознание человеком себя и своей целостности, своей культуры и ее особенностей, через которые он может себя проявлять как личность. Без такой триады индивид будет с трудом ориентироваться в разнообразии других культур и их особенностей, не сможет осознанно относиться к проявлениям поведенческих паттернов Другого, проявлять себя с положительной стороны в чужой культуре (например, культуре принимающей стороны, если мы рассматриваем гражданскую идентичность через призму образовательного и учебного взаимодействия).

К сожалению, современное общество все чаще сталкивается с возрастающим объемом межнациональных конфликтов и культурных предубеждений, которые в той или иной степени оказывают влияние не только на прогрессивную молодежь, но и на преподавателей. Именно этот факт требует особого к себе отношения и со стороны учебных заведений, которые готовят преподавателей, и со стороны администрации вузов, которые пополняют свои ряды педагогами с опытом работы. Заслуживают внимания и такие важные вопросы, как организация системы работы по повышению квалификации педагогических кадров и формированию у них компетентности этносоциального характера, готовность преподавателей к преодолению трудностей в процессе учебной и межличностной коммуникации со студентами, желание участников учебного взаимодействия

Библиографический список

не только вступать в коммуникацию друг с другом, но и быть вовлеченными в коллаборацию с представителями различных этносов, умение адаптироваться к новым взаимоотношениям с людьми другой национальности, стремление учиться культуре межнационального взаимодействия.

Безусловно, российским преподавателям интересен опыт Европейских государств, постоянно находящихся под иммиграционным натиском. Наиболее ценными могут стать педагогические подходы к развитию национальной идентичности, которые применяются в США (инклюзивно-деятельностный), в Канаде (инклюзивно-мозаичный), в Австралии (инклюзивно-ценностный) и в других англоязычных странах.

Каковы педагогические условия формирования поликультурной идентичности у иностранных студентов, которые приезжают получать в России высшее образование? Во-первых, им нужны программы адаптации, которые поддерживаются вузами и отличаются не просто формальным межличностным взаимодействием в рамках дружеской поддержки (так называемые buddy programs), но способствуют возникновению и развитию тесных взаимоотношений между студентами разных национальностей. Во-вторых, в ходе обучения самоидентичность образовательного мигранта не стоит подменять социальной идентичностью. В противном случае это может привести к демонстрации противления навязанным ценностям и к негативным проявлениям (например, агрессивности и этнонигилизму, несущих в себе отрицание этничности и этнокультурных ценностей принимающей стороны). В-третьих, национально обусловленные паттерны поведения лучше всего проявляются в креативно-созидающей среде, которая должна быть создана в вузе. Совместные проекты неучебного инте-гративно-развивающего характера можно считать наиболее удачными видами совместной деятельностью. К ним относятся различные студенческие фестивали национальных культур, проводимые в вузе, на факультете или в общежитии, где учатся и проживают представители образовательной миграции. В-четвертых, на занятиях по иностранному языку целесообразно уделять внимание развитию кросс-культурной коммуникации, сравнивая практики разных стран (в первую очередь тех, из которых приехали студенты-иностранцы) в сфере ведения бизнеса, решения социальных проблем, устройства систем образования, здравоохранения и т. д. В этом случае педагогам удастся развивать не только когнитивные способности студентов, но и эмоционально-чувственные и поведенческие конструкты разных типов идентичности обучаемых. В-пятых, необходимо возобновить программы академической мобильности, позволяющие не только принимать образовательных мигрантов на обучение в российские вузы, но и отправлять на обучение за границу студентов из Российской Федерации. Академическая среда, наполненная студентами, которые обогатились знаниями других культур, более притягательна, демократична, эмпатична для всех участников образовательного процесса.

Делая вывод о необходимости формирования поликультурной идентичности у иностранных студентов в период обучения в России, следует отметить, что многокультурность и взаимовлияние - это основные тенденции развития цивилизованного общества в современном мире. Проблема сосуществования различных народов становится актуальной как никогда. Следует помнить, что этнос не развивается сам по себе, он постоянно взаимодействует с другими этносами и связан с ними хозяйственными, духовными и культурными узами. Поэтому сегодня перед вузами и педагогами стоит сложная задача: с одной стороны, нужно внедрять, осваивать и применять на практике межкультурную компетенцию, а с другой стороны - формировать поликультурную идентичность студентов-иностранцев в высшей школе. Если обе задачи удается решить, то процесс взаимодействия всех участников образовательного процесса может быть комфортным, продуктивным, эмпатичным.

1. РИА Новости. Фальков рассказал, сколько иностранных студентов учатся в России. Available at: https://na.ria.ru/20230209/minobrnauki-1850876528.html

2. Лапшина Е.Г. Иностранные студенты в России: особенности обучения и адаптации. Аграрный вестник Верхневолжья. 2014; № 2 (7): 9-10.

3. PsichologyPro. Идентичность. Available at: psychologypro.ru/identichnost/

4. Васильева Э.Р Поликультурная образовательная среда как интеграционное взаимодействие в формировании высококвалифицированного специалиста нефтегазовой отрасли. Проблемы современного педагогического образования. 2018; # 59-3: 173-176.

5. Звягинцева Е.П. Поликультурный компонент и его составляющие в процессе профессиональной подготовки. Вестник Челябинской академии культуры и искусств. 2013; № 3 (35): 189-193.

6. Ларионова А.В., Ливенцова Е.Ю., Фахретдинова А.П., Костюкова Т.А. Социально-психологические факторы формирования поликультурной идентичности иностранных студентов. Психология и психотехника. 2020; № 4: 78-88.

References

1. RIA Novosti. Fal'kov rasskazal, skol'ko inostrannyh studentov uchatsya v Rossii. Available at: https://na.ria.ru/20230209/minobrnauki-1850876528.html

2. Lapshina E.G. Inostrannye studenty v Rossii: osobennosti obucheniya i adaptacii. Agrarnyj vestnik Verhnevolzh'ya. 2014; № 2 (7): 9-10.

3. PsichologyPro. Identichnost'. Available at: psychologypro.ru/identichnost/

4. Vasil'eva 'E.R. Polikul'turnaya obrazovatel'naya sreda kak integracionnoe vzaimodejstvie v formirovanii vysokokvalificirovannogo specialista neftegazovoj otrasli. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2018; # 59-3: 173-176.

5. Zvyaginceva E.P. Polikul'turnyj komponent i ego sostavlyayuschie v processe professional'noj podgotovki. Vestnik Chelyabinskoj akademii kultury i iskusstv. 2013; № 3 (35): 189-193.

6. Larionova A.V., Livencova E.Yu., Fahretdinova A.P., Kostyukova T.A. Social'no-psihologicheskie faktory formirovaniya polikul'turnoj identichnosti inostrannyh studentov. Psihologiya i psihotehnika. 2020; № 4: 78-88.

Статья поступила в редакцию 01.02.24

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.