Научная статья на тему 'ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ: СТРАТЕГИИ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ: СТРАТЕГИИ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИЭТНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОЛИЭТНИЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СОДЕРЖАНИЕ ПОЛИЭТНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПОЛИЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ СТУДЕНТОВ / ПОЛИЭТНИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гринвальд Оксана Николаевна

Ведение. Статья посвящена стратегиям образования в полиэтническом государстве, в частности, исследуются проблемы и перспективы реализации концепции поликультурного образования в отечественной высшей школе. Актуальность исследования обусловлена процессами глобализации, интернационализации высшего образования, ростом числа мигрантов и иностранных студентов в российских вузах и, как следствие, необходимостью разработки государственной стратегии в области образования и механизмов ее реализации, направленных на подготовку специалистов, способных к межкультурному взаимодействию в полиэтническом и поликультурном социуме. Методология. Использовался сравнительный метод существующих государственных стратегий в области образования, анализ программных и нормативно-правовых документов в сфере образования, а также анализ психолого-педагогической литературы по вопросам реализации концепции полиэтнического и поликультурного образования в отечественной высшей школе. Результаты исследования позволяют выделить монокультурализм и мультикультурализм как государственные стратегии организации образования в полиэтническом и поликультурном обществе, определить их сущность, положительные аспекты и недостатки. Автором показано, что мультикультурализм, или поликультурное образование, как государственная стратегия в российской высшей школе реализуется через организацию полиэтнической образовательной среды вуза, содержание полиэтнического образования, формирование толерантности студентов и полиэтнической компетентности преподавателей. Заключение. Выявленные направления и степень изученности вопросов по реализации концепции поликультурного образования в отечественной высшей школе позволяют определить существующие проблемы и перспективы дальнейших исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HIGHER EDUCATION IN MULTIETHNIC SOCIETY: STRATEGIES, PROBLEMS AND PERSPECTIVES

Introduction. The article is devoted to the analysis of educational strategies existing in multiethnic society, in particular, to the examination of problems and perspectives of multicultural education in Russian higher educational institutions. The relevance of the research is determined by globalization, internationalization of higher education, the quantity of foreign students in Russian universities; therefore, it is urgent to develop and implement a state educational strategy aimed at training specialists able to multicultural interaction in a multiethnic society. Methodology. A comparative method of existing state educational strategies has been employed, along with the analysis of legal documents concerning education and psychological and pedagogical publications concerning the implementation of multiethnic and multicultural educational strategy in Russian higher education. Results. The results of the research allow identifying monoculturalism and multiculturalism as the state educational strategies in multiethnic and multicultural societies, estimating their essence, positive aspects and drawbacks. The author shows that multiculturalism or multicultural education as a state educational strategy in Russian higher education is put into practice by means of: the arrangement of multi-ethnic educational university environment, the content of multiethnic education, the shaping of multiethnic students’ tolerance, the shaping of multiethnic teachers’ competence. Conclusions. The identified means of implementation of multiethnic and multicultural educational strategy in Russian higher education and the extent of their study make it possible to define the existing problems and the perspectives of further research.

Текст научной работы на тему «ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ: СТРАТЕГИИ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

УДК/UDC 378.4 О. Н. Гринвальд

O. Greenwald

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ: СТРАТЕГИИ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ*

HIGHER EDUCATION IN MULTIETHNIC SOCIETY: STRATEGIES, PROBLEMS AND PERSPECTIVES

Введение. Статья посвящена стратегиям образования в полиэтническом государстве, в частности, исследуются проблемы и перспективы реализации концепции поликультурного образования в отечественной высшей школе. Актуальность исследования обусловлена процессами глобализации, интернационализации высшего образования, ростом числа мигрантов и иностранных студентов в российских вузах и, как следствие, необходимостью разработки государственной стратегии в области образования и механизмов ее реализации, направленных на подготовку специалистов, способных к межкультурному взаимодействию в полиэтническом и поликультурном социуме.

Методология. Использовался сравнительный метод существующих государственных стратегий в области образования, анализ программных и нормативно-правовых документов в сфере образования, а также анализ психолого-педагогической литературы по вопросам реализации концепции полиэтнического и поликультурного образования в отечественной высшей школе.

Результаты исследования позволяют выделить монокультурализм и мультикультурализм как государственные стратегии организации образования в полиэтническом и поликультурном обществе, определить их сущность, положительные аспекты и недостатки. Автором показано, что мультикультурализм, или поликультурное образование, как государственная стратегия в российской высшей школе реализуется через организацию полиэтнической образовательной среды вуза, содержание полиэтнического образования, формирование толерантности студентов и полиэтнической компетентности преподавателей.

* Работа выполнена при финансовой поддержке фонда РФФИ, проект № 19-013-00805 А «Модели педагогической интеракции в процессе обучения иностранному языку в полиэтнической среде вуза». The reported study was funded by RFBR according to the research project № 19-013-00805 А "The models of pedagogical interaction in foreign language learning process in multiethnic higher education environment".

Заключение. Выявленные направления и степень изученности вопросов по реализации концепции поликультурного образования в отечественной высшей школе позволяют определить существующие проблемы и перспективы дальнейших исследований.

Introduction. The article is devoted to the analysis of educational strategies existing in multiethnic society, in particular, to the examination of problems and perspectives of multicultural education in Russian higher educational institutions. The relevance of the research is determined by globalization, internationalization of higher education, the quantity of foreign students in Russian universities; therefore, it is urgent to develop and implement a state educational strategy aimed at training specialists able to multicultural interaction in a multiethnic society.

Methodology. A comparative method of existing state educational strategies has been employed, along with the analysis of legal documents concerning education and psychological and pedagogical publications concerning the implementation of multiethnic and multicultural educational strategy in Russian higher education.

Results. The results of the research allow identifying monoculturalism and multiculturalism as the state educational strategies in multiethnic and multicultural societies, estimating their essence, positive aspects and drawbacks. The author shows that multiculturalism or multicultural education as a state educational strategy in Russian higher education is put into practice by means of: the arrangement of multiethnic educational university environment, the content of multiethnic education, the shaping of multiethnic students' tolerance, the shaping of multiethnic teachers' competence.

Conclusions. The identified means of implementation of multiethnic and multicultural educational strategy in Russian higher education and the extent of their study make it possible to define the existing problems and the perspectives of further research.

Ключевые слова: полиэтническое образование, высшее образование, полиэтническая образователь-

ная среда, содержание полиэтнического образования, полиэтническая толерантность студентов, полиэтническая компетентность преподавателей.

Keywords: multiethnic education, higher education, multiethnic educational environment, content of multiethnic education, multiethnic students' tolerance, multiethnic teachers' competence.

Введение

В силу исторических, географических и политических причин абсолютное большинство современных государств не являются однородными в языковом, этническом, религиозном и иных аспектах. В дополнение к этому интеграционные процессы, глобализация, интернационализация образования, стремительный рост числа мигрантов и иностранных студентов привели к формированию полиэтнической и поликультурной среды в учебных организациях России и мира. В связи с этим перед системой образования особо актуальной становится задача разработки стратегии, способствующей формированию поликультурной личности гражданина, толерантного и способного к межкультурному диалогу с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий, что должно в конечном итоге способствовать национальному объединению и созданию гармоничного поликультурного общества и препятствовать межэтническим и межконфессиональным конфликтам.

Целью данной статьи стало рассмотрение стратегий образования в полиэтническом государстве. Непосредственно в фокусе нашего исследования находятся проблемы и перспективы отечественного высшего образования при реализации концепции поликультурного образования. Особую актуальность эти вопросы приобретают в виду возрастающей интернационализации российского высшего образования, следствием чего явился приток большого числа иностранных студентов в российские вузы. Задачи данного исследования: дать сравнительную характеристику существующим государственным стратегиям в области образования, определяющим организацию образовательного процесса в полиэтническом и поликультурном обществе; проанализировать направления и степень изученности вопросов по реализации концепции поликультурного образования в высшей школе, определить перспективы дальнейших исследований.

Методология

Для решения поставленных задач использовался сравнительный метод существующих государственных стратегий в области образования, анализ

программных и нормативно-правовых документов в области образования, а также анализ психолого-педагогической литературы по вопросам реализации концепции полиэтнического и поликультурного образования в отечественной высшей школе.

Результаты

Анализ мирового опыта организации образовательного процесса в полиэтническом и поликультурном обществе позволяет выделить следующие государственные стратегии в данной области: монокуль-турализм (ассимиляция) и мультикультурализм, или диалог культур.

Стратегия монокультурализма (ассимиляции) как инструмент национального объединения в полиэтническом и поликультурном государстве преобладала в мировой политике образования до 1970-х гг. Суть данной стратегии состоит в том, что культура титульной нации является доминирующей, воспитание и обучение строятся исключительно на основе культуры титульной нации и отражают ее ценности, традиции и культурное своеобразие, в силу чего неизбежно происходит ассимиляция культур национальных меньшинств [4]. Примерами могут служить опыт СССР, где результатом образования рассматривалось формирование суперэтноса («советский народ») вокруг языка и культуры русскоязычного населения при постепенном исчезновении самобытности отдельных субкультур; а также опыт США с их идеологией «плавильного котла» (melting pot), предполагающей «консолидацию этнически многообразного населения вокруг языка и культуры англосаксонского протестантского белого населения» (WASP - White Anglo-Saxon Protestants) [17].

Стратегия ассимиляции привела к двум противоположным результатам. С одной стороны, этнические и культурные меньшинства в разной степени растворяются в доминирующей культурно-языковой среде. С другой стороны, самодостаточные и закрытые национальные общины сами активно противостоят процессу ассимиляции. Примером могут служить китайские, арабские, армянские и иные диаспоры в крупных городах США и Европы. В Западной Европе ситуация усугубляется «деструктивной позицией лидеров иммигрантских мусульманских общин, не желающих сотрудничать в сфере культуры и образования и добивающихся исламизации образования» [5].

В США, Канаде и Западной Европе 1960-70-е гг. ознаменовались мощными движениями за демократические права и свободы этнических и расовых меньшинств, расширением международного сотрудничества и усилением процессов миграции населения.

В складывающихся социально-политических условиях различные государства пришли к той или иной форме признания культурного многообразия, что обусловило поиск иных стратегий образования в многонациональном государстве. Этой стратегией стала стратегия мультикультурализма, или диалога культур, принципы которой заложены в документах ООН: Всеобщая декларация прав человека 1948 г.; Международная конвенция по гражданским и политическим правам 1966 г.; Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений 1981 г.; Декларация прав лиц, принадлежащих к национальным, этническим, религиозным и лингвистическим меньшинствам 1992 г.; Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии 2001 г.

Мультикультурализм предполагает сотрудничество и диалог культур как равных партнеров в многонациональном обществе. Образование при этом призвано подготовить подрастающее поколение к диалогу с представителями различных культур посредством просвещения об иных культурах, воспитать уважение к языку и культуре национальных и этнических меньшинств, сформировать у подрастающего поколения межкультурную компетентность и межэтническую толерантность [16].

Несмотря на общую идеологическую позицию, в стратегии мультикультурализма могут быть выделены два направления в теории и практике образова-

ния: межкультурное (intercultural education) и мульти-культурное образование (multicultural education).

Стратегия межкультурного образования признает гетерогенный характер общенациональной культуры и предусматривает равноправное сосуществование и взаимное сотрудничество представителей различных национальностей полиэтнического социума при сохранении ими ядра собственной национальной идентичности [4].

Стратегия мультикультурного образования возникла на рубеже XX-XXI вв. в результате понимания, что образование должно выполнять посредническую миссию между различными культурами полиэтнического общества, включая их ценности в общенациональную практику образования с целью формирования единой общенациональной культуры при отказе титульного большинства от культурного диктата. Предполагается, что взаимодействие больших и малых культур обогащает как малые, так и доминирующие культуры. На смену межкультурной коммуникации приходит поликультурное взаимодействие.

Каждая из стратегий образования в полиэтническом государстве нацелена на создание гармоничного многорасового общества и формирование общенациональной идентичности, однако они отличаются подходом к достижению данной цели. Суть каждой стратегии, положительные аспекты и недостатки представлены в таблице 1.

Таблица 1

Стратегии образования в полиэтническом обществе

Монокультурное образование Мультикультурализм, или диалог культур

Межкультурное образование Мультикультурное образование

Суть стратегии

Ассимиляция; нивелирование культурного многообразия Сохранение культурного многообразия; межкультурное сотрудничество, ограниченное консервацией культурных отличий Интеграция и взаимное обогащение субкультур

Положительные аспекты

Формирование общенационального духа единой нации; образование выступает социальным лифтом для представителей малых этнокультур Предоставление равных образовательных возможностей представителям всех этнических групп; вовлечение этносов в сотрудничество и межкультурный диалог при сохранении ядра национальной идентичности Межкультурное взаимодействие больших и малых культур, взаимно обогащающее как малые, так и доминирующие культуры

Недостатки

Игнорирование культуры национальных меньшинств; сегрегация, провоцирующая образование замкнутых национальных анклавов; социальные, экономические, образовательные преференции доминирующим субкультурам; исчезновение национальных, культурных, этнических различий Сохранение разделения по этническим и культурным признакам, что не способствует национальному объединению и созданию единого общенационального образовательного пространства Недостаточная разработанность в педагогической теории и практике психолого-педагогических условий и технологий реализации стратегии мультикультурного образования

В Российской Федерации поликультурное образование, наряду с интернационализацией, демократизацией, гуманизацией образования, является государственной стратегией. (Следует отметить, что в отечественной традиции для обозначения множественности принято использовать греческую приставку поли- вместо принятой в европейских языках латинской приставки мульти-). Сущность, цели, задачи и основополагающие принципы стратегии поликультурного образования в Российской Федерации раскрыты в Конституции РФ, законах об образовании и национально-культурной автономии, Концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации, Концепции поликультурного образования в современной общеобразовательной школе России, Концепции поликультурного образования в высшей школе Российской Федерации.

Таким образом, на государственном уровне провозглашен политический курс на «создание и укрепление единого социокультурного и образовательного пространства, формирование российского самосознания и идентичности, развитие национальных культур и языков, интеграцию личности в национальную и мировую культуру, воспитание у подрастающего поколения готовности к межкультурному взаимодействию, использование потенциала образования для преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на основе приоритета прав человека, равноправия национальных культур» [10].

Наряду с вариативным культурно-этническим составом населения страны, в вузах России наблюдается большой приток иностранных студентов. Без преувеличения можно утверждать, что образовательная среда российского вуза - среда полиэтническая и поликультурная. Например, по данным департамента образования и науки Кемеровской области (официальный сайт ||Нр://образование42.рф), в 2019/20 уч. г. в Кемеровском государственном университете - ведущем университете региона - обучались студенты из 25 стран мира. Поэтому следующей задачей данного исследования было проанализировать изученность вопросов в сфере реализации стратегии поликультурного образования в российской высшей школе, выделить перспективы дальнейших исследований.

Во-первых, обращение к отечественным научным публикациям, посвященным поликультурному образованию, обнаруживает использование исследователями понятий «полиэтнический» и «поликультурный» в синонимичном значении. Считаем это приемлемым

и оправданным, поскольку поликультурность образовательной среды есть следствие ее полиэтнично-сти, в свою очередь рассмотрение вопросов этнического своеобразия неотделимо от понятия культуры как совокупности языка, способов мировосприятия, традиций и верований определенного этноса. В изложении результатов нашего исследования мы будем использовать понятие «полиэтнический».

Во-вторых, анализ отечественных научных публикаций о реализации концепции поликультурного образования в высшей школе позволяет выделить основные направления исследований: организация полиэтнической образовательной среды вуза; содержание полиэтнического образования; формирование толерантности студентов; формирование полиэтнической компетентности преподавателей. Рассмотрение данных вопросов в ряде публикаций носит самостоятельный характер, в то время как в отдельных исследованиях составляет одну из задач рассмотрения более широкого и комплексного феномена.

Внимание к организации полиэтнической образовательной среды вуза обусловлено в первую очередь реализацией федерального проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования», в котором, в частности, ставится задача «организации образовательного пространства вуза с учетом полиэтнического многообразия и обеспечения взаимоуважения представителей разных этносов» [13].

В центре внимания исследователей особенностей организации полиэтнической образовательной среды вуза (В. В. Гладких, А. А. Еромасова, Р. А. Кутбиддинова, З. А. Латипов, И. И. Николаева, Т. В. Павлушкина, Т. В. Поштарева, Н. С. Сахарова, Д. В. Седых, Т. С. Сергейчик, В. В. Томин и другие) находится, в первую очередь, организация взаимодействия студентов, осуществляемая усилиями различных подразделений и служб учебного заведения для решения следующих задач:

- социокультурная адаптация и социокультурное просвещение иностранных студентов;

- правовое, психологическое или иное консультирование иностранных студентов;

- создание благоприятного психологического климата для конструктивного общения студентов, принадлежащих к различным этническим группам, путем их включения в совместную практическую, культурную, волонтерскую деятельность;

- развитие навыков межэтнического общения между студентами, а также между студентами и преподавателями в условиях полиэтнической образовательной среды вуза.

При этом Т. С. Сергейчик подчеркивает, что в соответствии с принципами поликультурного образования интеграция и социокультурная адаптация иностранных студентов в образовательную среду учебного заведения не должна препятствовать сохранению их национальной идентичности [2], что является одним из принципов концепции поликультурного образования.

Основной вывод, который можно сделать по материалам данных исследований, заключается в том, что собственно целенаправленная организация взаимодействия субъектов образовательного процесса в полиэтнической образовательной среде вуза в различных ее формах является одним из необходимых и эффективных условий для реализации концепции поликультурного образования в вузе.

Анализ публикаций, касающихся содержания полиэтнического образования (Н. И. Алмазова, Г. Х. Джио-ева, А. Н. Джуринский, В. И. Корсунов, Д. В. Седых, О. Г. Ултургашева, Л. П. Халяпина и другие), приводит нас к выводу, что реализация концепции диалога культур в содержании высшего образования подразумевает включение в учебные планы и рабочие программы дисциплин (как правило, социально-гуманитарного цикла) информации о культурных особенностях представителей различных этнических сообществ конкретной локации (в государстве, республике, области, вузе). При этом исследователи подчеркивают, что акцентируются не различия культур, а общечеловеческие ценности, объединяющие людей разных национальностей, раскрывающие взаимозависимость национальных культур в общемировой культуре.

Отличным потенциалом в этом отношении обладает дисциплина «Иностранный язык», которая является обязательной для всех вузовских специальностей и направлений подготовки. В рамках данной дисциплины у создателей рабочих программ имеется возможность включить в содержание образования лингвострановедческую информацию не только о нации изучаемого языка, но и об особенностях культуры представителей различных этнических групп, которые изучают иностранный язык совместно в конкретном вузе и конкретной группе. Подобная линг-вострановедческая и культурологическая информация способствует взаимному социокультурному просвещению российских студентов и их иностранных сокурсников. Коммуникативная направленность дисциплины дает возможность использования методов и форм обучения, способствующих овладению вербальными и невербальными способами межнацио-

нального общения и, как следствие, развитию компетенции в области межкультурной коммуникации.

Публикаций на тему обучения иностранному языку в полиэтнической среде вуза становится все больше в последние годы, что, несомненно, говорит об актуальности данной темы. Исследователей интересуют инновационные методы преподавания иностранных языков студентам-иностранцам [18], проблемы организации самостоятельной работы студентов в процессе преподавания иностранного языка в полиэтнических группах [19]; возможности машинного перевода при обучении иностранному языку студентов мультилингвальных групп [8]; особенности учебного дискурса в студенческих группах, включающих студентов-инофонов [9]; когнитивные учебные стратегии при обучении иностранному языку в полиэтнических группах [15] и другие проблемы.

Отдельным аспектом, рассматриваемым в контексте наполнения содержания образования по дисциплине «Иностранный язык» культурологическим компонентом, являются этнокультурные стереотипы, их роль и влияние в процессе преподавания иностранного языка в полиэтнических группах студентов вуза [14].

Перспективу дальнейшей работы по модернизации содержания образования с целью его соответствия положениям концепции поликультурного образования в вузе многие исследователи видят в разработке рабочих программ, учебных пособий и учебно-методического обеспечения дисциплин, содержащих культурологический компонент о субъектах образования полиэтнической среды вуза.

Полиэтническая и поликультурная среда вуза актуализирует проблему формирования толерантности студентов к этнически и культурно разнообразному окружению. В отечественной педагогике толерантность понимается в первую очередь как характеристика личности, которая предполагает терпимость и уважение в отношении иных культур и этносов (А. Г. Асмолов, С. К. Бондырева, Т. А. Губарева, О. Ю. Дивакова, Н. М. Лебедева, А. К. Лукина, Л. И. Максимова, И. И. Николаева, А. А. Перевалова, В. С. Собкин, В. В. Томин и др.).

Понятие толерантности тесно связано с концепцией поликультурного образования, поскольку является универсальным общечеловеческим принципом, обеспечивающим принятие особенностей поведения, языка и культуры представителей другого этноса, учет таких особенностей в межкультурной коммуникации. Следовательно, формирование толерантности предполагает воспитание уважения, понимание иных

культур, формирование готовности к межкультурному диалогу и сотрудничеству параллельно с воспитанием «активного неприятия социальной несправедливости, ксенофобии и агрессивного национализма» [4].

Толерантность формируется через содержание и формы организации обучения и воспитания, прежде всего через включение в совместную деятельность. Таким образом, проблема формирования полиэтнической толерантности студентов перекликается с рассмотренными выше проблемами организации полиэтнической образовательной среды вуза и содержания полиэтнического образования. Эффективными педагогическими технологиями, способствующими формированию толерантности студентов, являются лич-ностно ориентированные, диалоговые и рефлексивные [1; 11, с. 148].

Перспектива исследований видится в дальнейшей проработке содержания и форм организации обучения и воспитания наряду с инструментализацией педагогических методов и технологий, способствующих формированию полиэтнической толерантности студентов.

Подготовка педагогов к профессиональной деятельности в полиэтнической и поликультурной среде находится в центре внимания многих исследователей. Результатом данной подготовки является полиэтническая (этнопедагогическая, поликультурная) компетентность педагога, которая определяется как «совокупность объективных представлений и знаний о той или иной этнической культуре и реализуется через умения, навыки и соответствующие модели поведения» [7]. Полиэтническая компетентность находит свое выражение в личности и деятельности педагога.

Все публикации, посвященные формированию полиэтнической компетентности педагогов, можно классифицировать на две группы: формирование полиэтнической компетентности студентов педагогических направлений подготовки (будущих педагогов) (С. К. Бондырева, Е. Н. Гвоздева, О. Ю. Зайцева, Г. П. Иванова, В. В. Карих, О. К. Логвинова, Л. И. Максимова, И. В. Михайлова, О. Г. Ултургашева, М. Г. Цыре-нова и др.) и формирование полиэтнической компетентности педагогов-профессионалов, в том числе преподавателей вузов (О. Ю. Дивакова, Л. С. Зникина, А. К. Лукина, Д. В. Седых, С. А. Хазова и др.). Анализ публикаций позволяет нам утверждать, что рассматриваемые исследователями вопросы и предлагаемые ими меры по формированию полиэтнической компетентности педагогов идентичны для учителей школ и преподавателей вузов.

Формирование полиэтнической компетентности педагогов предлагается проводить по следующим направлениям:

• формирование межкультурной толерантности педагога посредством демонстрации собственной позитивной этнокультурной идентичности, общей культуры педагога и знаний об особенностях национальных культур, рефлексивного анализа собственных ценностных установок, предубеждений и стереотипов в отношении межэтнических отношений;

• совершенствование методической готовности преподавателя к профессиональной деятельности в полиэтнической образовательной среде, которая, во-первых, подразумевает готовность к проектированию содержания поликультурного образования и, во-вторых, готовность к использованию современных методов и технологий поликультурного образования в профессиональной деятельности. Поскольку «педагог не только передает определенные специальные знания, но является модератором педагогического диалога и установок в поликультурном окружении» [6], необходима сформированность умения организовать эффективное взаимодействие в полиэтническом коллективе и использовать этнические различия для обогащения личного культурного опыта обучающихся и развития их межкультурной толерантности;

• использование потенциала внеучебной деятельности в процессе формирования полиэтнической компетентности педагогов.

Перспективы дальнейшей работы по формированию полиэтнической компетентности педагогов видятся в создании и проведении курсов повышения квалификации, направленных на подготовку преподавателей к работе в полиэтнической образовательной среде; в создании банка психолого-педагогических методик и образовательных технологий, адекватных требованиям полиэтнической образовательной среды, как новых, так и уже доказавших свою эффективность и нашедших признание в педагогической практике.

Заключение

В результате исследования выделены следующие государственные стратегии организации образования в полиэтническом и поликультурном обществе - монокультурализм и мультикультурализм, определены их сущность, положительные аспекты и недостатки. Показано, что мультикультурализм, или поликультурное образование, как государственная стратегия в российской высшей школе реализуется

через организацию полиэтнической образовательной среды вуза, содержание полиэтнического образования, формирование толерантности студентов, формирование полиэтнической компетентности преподавателей. Выявленные направления и степень изученности вопросов по реализации концепции поликультурного образования в отечественной высшей школе позволяют определить существующие проблемы и перспективы дальнейших исследований.

Литература

1. Асташова Н. А., Бондырева С. К., Жук О. Л. Ресурсы диалогового образовательного пространства как основа организации поликультурного образования // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 3. С. 29-49. DOI: 10.17853/1994-5639-2019-3-29-49.

2. Гринвальд О. Н., Сергейчик Т. С. Социально-педагогическое сопровождение иностранных студентов в российском вузе (на примере Кемеровского государственного университета) [Электронный ресурс] // Современные наукоемкие технологии. 2019. № 6. С. 151-154. URL: https://top-technologies.ru/ pdf/2019/6/37566.pdf (дата обращения: 23.06.2020).

3. Давыдов Ю. С., Супрунова Л. Л. Концепция поликультурного образования в высшей школе Российской Федерации. Пятигорск, 2003. 42 с.

4. Джуринский, А. Н. Проблемы образования в многонациональном социуме России и на Западе // Образование и наука. 2011. № 4 (83). С. 3-27.

5. Добаев И. П. Ислам и миграция в Европе: провал политики мультикультурализма // Мусульманский мир. 2015. № 4. С. 40-54.

6. Зникина Л. С., Седых Д. В. Педагогические условия актуализации процесса обучения студентов в полилингвальной образовательной среде вуза // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2018. № 4 (32). С. 173-177.

7. Иванова Г. П., Логвинова О. К. Формирование поликультурной компетентности будущего учителя: современные тенденции и проблемы // Акмеология. 2016. № 4 (60). С. 219-224.

8. Исламов Р. С. Использование машинного перевода на занятиях по английскому языку студентами мультилингвальных групп // Теоретические и прикладные аспекты лингвообра-зования : сб. науч. ст. Межвуз. науч.-практ. конф. Кемерово, 2019. С. 114-120.

9. Коломиец С. В. Особенности учебного дискурса в поликультурной образовательной среде вуза: теоретический аспект // Управление человеческими ресурсами в сфере физической культуры, спорта и здорового образа жизни : сб. науч. ст. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. СПб., 2019. С. 188-193.

10. Концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www. mon.gov.ru (дата обращения: 23.06.2020).

11. Лукина А. К., Дивакова О. Ю. Педагогическая деятельность в полиэтнической и поликультурной среде. Поликультурное образование. Красноярск, 2011. 217 с.

12. Макаев В. В., Малькова З. А., Супрунова Л. Л. Концепция поликультурного образования в современной общеобразовательной школе России. Пятигорск, 1999. 17 с.

13. Приоритетный проект «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/projects/selection/653/ (дата обращения: 23.06.2020).

14. Ресенчук А. А. Выявление этнокультурных стереотипов на занятиях по дисциплине «Иностранный (английский) язык» в вузе // Вопросы культурологии. 2019. № 8. С. 35-40.

15. Савельева И. В. Учебные стратегии и их роль в обучении иностранному языку в полиэтнических группах // Когнитивные стратегии филологического образования в России и за рубежом : сб. науч. ст. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Екатеринбург, 2019. С. 186-190.

16. Multicultural Education: Issues and Perspectives / eds. J. A. Banks, C. A. M. Banks. Wiley, 2013. 370 p.

17. Millet J. Understanding American Culture: From Melting Pot to salad Bowl [Электронный ресурс]. URL: https://www. culturalsavvy.com/understanding_american_culture.htm (дата обращения: 20.06.2020).

18. Rubtsova A. V., Almazova N. I., Eremin Yu. V. Innovative Productive Method of Teaching Foreign Languages to International Students // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. Proceedings of the Conference 18th PCSF 2018 Professional Culture of the Specialist of the Future. DOI: https:// dx.doi.org/10.15405/epsbs.2018.12.02.1.

19. Sergeychick T. S., Greenwald O. N. Organizing Independent Activity in EFL Teaching in Ethnically Diverse Classrooms at the University of the Coal Mining Region // E3S Web Conferences. Vth International Innovative Mining Symposium. Kemerovo, 2020. Vol. 174. DOI: https://doi.org/10.1051/e3sconf/202017404050.

References

1. Astashova N. A., Bondyreva S. K., Zhuk O. L. Resursyi dialogovogo obrazovatelnogo prostranstva kak osnova organizatsii polikulturnogo obrazovaniya [Resources of interactive educational space as a basis for the organisation of multicultural education]. The Education and Science Journal, 2019, vol. 21, no. 3, pp. 29-49. DOI: 10.17853/1994-5639-20193-29-49. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Grinvald O. N., Sergeychik T. S. Sotsialno-pedagogicheskoe soprovozhdenie inostrannyih studentov v rossiyskom vuze (na primere Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta) [Social and educational support of international students at Russian university (evidence from Kemerovo State University)]. Modern High Technologies, 2019, no. 6, pp. 151-154. Available at: https://top-technologies.ru/pdf/2019/6Z37566.pdf (accessed 23.06.2020). (In Russian).

3. Davyidov Yu. S., Suprunova L. L. Kontseptsiya polikulturnogo obrazovaniya v vyisshey shkole Rossiyskoy Federatsii [The conception of multicultural education in higher school of the Russian Federation]. Pyatigorsk, 2003, 42 p. (In Russian).

4. Dzhurinsky A. N. Problemyi obrazovaniya v mnogonatsionalnom sotsiume Rossii i na Zapade [Educational problems of multinational society in Russia and in the West]. The Education and Science Journal, 2011, no. 4 (83), pp. 3-27. (In Russian).

5. Dobaev I. P. Islam i migratsiya v Evrope: proval politiki multikul-turalizma [Islam and migration in Europe: the failure of multi-culturalism]. Muslim World, 2015, no. 4, pp. 40-54. (In Russian).

6. Znikina L. S., Sedikh D. V. Pedagogicheskie usloviya aktualizatsii protsessa obucheniya studentov v polilingvalnoy obrazovatelnoy srede vuza [Pedagogical conditions of actualization of the learning process of students in polylingual educational environment of the university]. Professional Education in Russia and Abroad, 2018, no. 4 (32), pp. 173-177. (In Russian).

7. Ivanova G. P., Logvinova O. K. Formirovanie polikulturnoy kompetentnosti buduschego uchitelya: sovremennyie tendentsii i problemyi [Development of multicultural competence of future teachers: modern trends and problems]. Acmeology, 2016, no. 4 (60), pp. 219-224. (In Russian).

8. Islamov R. S. Ispolzovanie mashinnogo perevoda na zanyatiyah po angliyskomu yazyiku studentami multilingvalnyih grupp [Using machine translation in English classes by students of multilingual groups]. Theoretical and applied aspects of lingvo education. Collection of scientific articles of the Interuniversity Scientific and Practical Conference. Kemerovo, 2019, pp. 114-120. (In Russian).

9. Kolomiets S. V. Osobennosti uchebnogo diskursa v polikulturnoy obrazovatelnoy srede vuza: teoreticheskiy aspekt [Features of the classroom discourse in the polycultural educational environment of higher education institution: theoretical aspect]. Human resources management in the field of physical culture, sports and healthy lifestyle. Collection of scientific articles of the All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation. St. Petersburg, 2019, pp. 188-193. (In Russian).

10. Kontseptsiya razvitiya polikulturnogo obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii [The Conception of multicultural education development in the Russian Federation]. Available at: http://www. mon.gov.ru (accessed 23.06.2020). (In Russian).

11. Lukina A. K., Divakova O. Yu. Pedagogicheskaya deyatelnost v polietnicheskoy i polikulturnoy srede [Pedagogical activities in multi-ethnic and multicultural environment. Multicultural education]. Krasnoyarsk, 2011, 217 p. (In Russian).

12. Makaev V. V., Malkova Z. A., Suprunova L. L. Kontseptsiya poli-kulturnogo obrazovaniya v sovremennoy obscheobrazovatelnoy shkole Rossii [The Conception of multicultural education in modern secondary school of Russia]. Pyatigorsk, 1999, 17 p. (In Russian).

13. Prioritetnyiy proekt «Razvitie eksportnogo potentsiala rossiyskoy sistemyi obrazovaniya» [The Foreground project "The development of Russian education export potential"]. Available

at: http://government.ru/projects/selection/653/ (accessed 23.06.2020). (In Russian).

14. Resenchuk A. A. Vyiyavlenie etnokulturnyih stereotipov na zanyatiyah po distsipline "Inostrannyiy (angliyskiy) yazyik" v vuze [Identification of ethno-cultural stereotypes on the foreign (English) language discipline classes at the university]. Issues of Cultural Studies, 2019, no. 8, pp. 35-40. (In Russian).

15. Saveleva I. V. Uchebnyie strategii i ih rol v obuchenii inostrannomu yazyiku v polietnicheskih gruppah [Learning strategies and their role in foreign language teaching]. Cognitive strategies for philological education in Russia and abroad. Collection of scientific articles of the All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation. Ekaterinburg, 2019, pp. 186-190. (In Russian).

16. Banks J. A., Banks C. A. M. (Eds.) Multicultural Education: Issues and Perspectives. Wiley, 2013, 370 p. (In English).

17. Millet J. Understanding American Culture: From Melting Pot to salad Bowl. Available at: https://www.culturalsavvy.com/understanding_ american_culture.htm (accessed 20.06.2020). (In English).

18. Rubtsova A. V., Almazova N. I., Eremin Yu. V. Innovative Productive Method of Teaching Foreign Languages to International Students. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. Proceedings of the Conference 18th PCSF 2018 Professional Culture of the Specialist of the Future. DOI: https://dx.doi. org/10.15405/epsbs.2018.12.02.1.

19. Sergeychick T. S., Greenwald O. N. Organizing Independent Activity in EFL Teaching in Ethnically Diverse Classrooms at the University of the Coal Mining Region. E3S Web Conferences. Vth International Innovative Mining Symposium. Kemerovo, 2020, vol. 174. DOI: https://doi.org/10.1051/e3sconf/202017404050.

УДК/UDC 378:377 М. В. Дадонов, А. В. Кудреватых, А. С. Ащеулов

M. Dadonov, A. Kudrevatykh, A. Ascheulov

ФОРМИРОВАНИЕ «БЕРЕЖЛИВОГО МЫШЛЕНИЯ» У СТУДЕНТОВ ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

FORMATION OF THE "LEAN THINKING" AMONG STUDENTS OF HIGHER AND SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

Введение. В статье рассматривается взаимодействие вузов и профессиональных образовательных организаций с производственными горнодобывающими и другими предприятиями Кузбасса, целью которого является принятие студентами в процессе обучения принципов концепции бережливого производства и формирования у них бережливого мышления как способа адаптации молодых специалистов к условиям на производстве.

Методология. Решение задачи по снижению себестоимости добычи угля хорошо описывается концепцией бережливого производства, так как основополагающим принципом бережливого производства явля-

ется минимизация всех потерь, то есть снижение производственных издержек.

Результаты. Организация бережливого производства - сложный и многоэтапный процесс, требующий формирования особого бережливого мышления каждого сотрудника вне зависимости от места и роли в структуре предприятия, которое со временем должно перерасти в бережливую ментальность всего коллектива. Формирование бережливого мышления должно начинаться у студентов с первых моментов обучения. И этот процесс должен происходить в постоянном взаимодействии учебных заведений с производственными предприятиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.