Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СРЕДОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ УЧЕБНЫХ МИГРАНТОВ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ'

ФОРМИРОВАНИЕ СРЕДОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ УЧЕБНЫХ МИГРАНТОВ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ МИГРАНТ / АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ПОЛИКУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волков Юрий Григорьевич, Курбатов Владимир Иванович, Гаврилов Павел Сергеевич

В работе показано, что адаптация иностранных студентов выражается в формировании наряду в этнокультурной идентичностью так называемой средовой идентичности, выражающейся во включении их в социальные отношения принимающего общества в приспособлении к поликультурной образовательной среде вуза, во включении в межкультурную коммуникацию, посредством которой вырабатывается межкультурная толерантность и поликультурные коммуникативные компетенции, являющиеся маркерами интеграции иностранных студентов в полиэтническую среду вуза, города и региона, что является важным фактором интеграции их полиэтническую образовательную среду вуза и принимающего общества. Средовая идентичность иностранных учебных мигрантов имеет гибридный характер, т.е. выражается в сложном смешении различных социокультурных составляющих, в том числе характеристики полиэтнической образовательной среды вуза, во встраивании иностранных учебных мигрантов в межкультурную коммуникацию, которая способствует формированию межкультурной толерантности и поликультурных коммуникативных компетенций, являющиеся маркерами интеграции иностранных студентов в полиэтническую среду вуза, города и региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волков Юрий Григорьевич, Курбатов Владимир Иванович, Гаврилов Павел Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE ENVIRONMENTAL IDENTITY OF EDUCATIONAL MIGRANTS IN RUSSIAN UNIVERSITIES

The paper shows that the adaptation of foreign students is expressed in the formation of the so-called environmental identity along with the ethno-cultural identity, which is expressed in their inclusion in the social relations of the host society and in adaptation to the multicultural educational environment of the university, in inclusion in intercultural communication, through which intercultural tolerance and multicultural communicative competencies, which are markers of the integration of foreign students into the multi-ethnic environment of the university, city and region, is an important factor in integrating their multi-ethnic educational environment of the university and the host society. The environmental identity of foreign educational migrants has a hybrid character, i.e. is expressed in a complex mixture of various sociocultural components, including the characteristics of the multi-ethnic educational environment of the university, in the embedding of foreign educational migrants in intercultural communication, which contributes to the formation of intercultural tolerance and multicultural communicative competencies, which are markers of the integration of foreign students into the multi-ethnic environment of the university, city and region.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СРЕДОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ УЧЕБНЫХ МИГРАНТОВ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ»

Формирование средовой идентичности учебных мигрантов в российских вузах

Волков Юрий Григорьевич,

доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой теоретической социологии и методологии региональных исследований Института социологии и регионоведения Южного федерального университета, ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»; научный руководитель ЮжноРоссийского филиала ФНИСЦ РАН E-mail: ugvolkov@sfedu.ru

Курбатов Владимир Иванович,

доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник, Южно-Российский филиал ФНИСЦ РАН E-mail: kurbashy@list.ru

Гаврилов Павел Сергеевич,

аспирант Института социологии и регионоведения ЮФУ, ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», E-mail: pgavrilov@sfedu.ru

В работе показано, что адаптация иностранных студентов выражается в формировании наряду в этнокультурной идентичностью так называемой средовой идентичности, выражающейся во включении их в социальные отношения принимающего общества в приспособлении к поликультурной образовательной среде вуза, во включении в межкультурную коммуникацию, посредством которой вырабатывается межкультурная толерантность и поликультурные коммуникативные компетенции, являющиеся маркерами интеграции иностранных студентов в полиэтническую среду вуза, города и региона, что является важным фактором интеграции их полиэтническую образовательную среду вуза и принимающего общества. Средовая идентичность иностранных учебных мигрантов имеет гибридный характер, т.е. выражается в сложном смешении различных социокультурных составляющих, в том числе характеристики полиэтнической образовательной среды вуза, во встраивании иностранных учебных мигрантов в межкультурную коммуникацию, которая способствует формированию межкультурной толерантности и поликультурных коммуникативных компетенций, являющиеся маркерами интеграции иностранных студентов в полиэтническую среду вуза, города и региона.

Ключевые слова: учебный мигрант, адаптация, социализация, идентичность, межкультурная коммуникация, межкультурная толерантность, поликультурные коммуникативные компетенции.

Актуальность темы исследования

Адаптация иностранных студентов является важным фактором интеграции их полиэтническую образовательную среду вуза и принимающего общества. При этом под адаптацией понимается приспособление учебных мигрантов к условиям принимающего общества, а интеграция это - процесс встречного движения культур принимающего общества и культур мигрантов, гибридное смешение культурных норм и ценностей.

Исследование формирования средовой идентичности иностранных образовательных мигрантов в процессах адаптации является актуальной практической и теоретической задачей, поскольку указанные процессы есть важная часть социальной динамики современного общества.

Цель исследования

Исследовательской целью данной работы является рассмотрение многогранных аспектов адаптации иностранных учебных мигрантов, в процессе которой формируется средовая идентичность, являющаяся маркером интеграции их в полиэтническую образовательную среду вуза, включении в межкультурную и межконфессиональную коммуникацию, способствующие выработке межкультурной и полиэтнической компетенции и толерантности.

Авторская гипотеза

Средовая идентичность иностранных учебных мигрантов формируется в процессе их адаптации и выражается в профессиональной, вузовской, городской и региональной составляющих. Средовая идентичность выступает как дополнительная идентичность и она характеризует идентификационный социальный портрет иностранных учебных мигрантов наряду с этно-национальной, социокультурной и религиозно-конфессиональной составляющими. В соответствии с этим

Ь* впск-И

156

средовая идентичность иностранных учебных мигрантов имеет гибридный характер, т.е. выражается в сложном смешении различных социокультурных составляющих,

Методология исследования

Для анализа составляющих адаптационного процесса современных иностранных учебных мигрантов в российских ВУЗах и для исследования формирования сре-довой идентичности использованы продукты социальных медиа,сервисы мони-торингов социологических и социально-психологических служб, так называемые «Индикаторы образования ВШ РФ», официальные статистические данные, методические разработки по адаптации и социализации мигрантов, авторские работы отечественных исследователей по данной тематике, результаты социологических и социально-психологических опросов и исследований, а также результаты онлайн-анкетирований и тестирований. Выборка осуществлялась в поисковой системе посредством набора терминов «учебный мигрант» «образовательный мигрант» и «иностранный студент в российском вузе», а также атрибутивных характеристик концепта «учебный мигрант» таких как «адаптация», «социализация», «аккультурация» в соответствующем событийном или оценочном контенте. При этом применялись также методы концептуализации и категоризации, обусловленные применением указанных методов к кросс-культурным процессам гибридизации, что связано с выявлением культурных или субкультурных границ этно-национальных сообществ, а также использованы методы выявления и анализа доминирования определённых культурных черт и дискурсивные методы анализа гибридных форм для анализа смешанных социокультурных феноменов.

Обсуждение

Образовательная миграция и адаптация учебных мигрантов, как пишут такие отечественные исследователи, как А.В. Демина, О.Д. Выхованец, М.П. Замотин, В.К. Николаев, П.П. Лисицын и другие,

являются многозначными и многоаспектными явлениями и их изучение требует междисциплинарного подхода [1]. Основными трудностями или так называемыми барьерами успешной адаптации, по мнению таких исследователей, как П.Г. Гусейн-заде, А.А. Деревянченко, Ю.А. Марина являются следующие: психологическая неуверенность 21%, личностные особенности 8%, слабое развитие саморефлексии 6%, объективные обстоятельства 16%, слабая мотивация преодоления барьеров 4%, и языковой барьер 9,8% [2].

Отечественные исследователи Т.Л. Андреева, Е.Ю. Кошелева, Ю.А. Ки-кенин, А.А. Мастрюкова, Н.А. Полихина, Е.И. Самофалова, подчеркивают, что 47,3% считают набор учебных дисциплин совершенно обоснованным, а 19,8% полагают, набор учебных дисциплин должен зависеть от уровня обучения или того или иного варианта образовательной программы, 22,4% опрошенных полагают учебную программу оптимальной, а 23,4% опрошенных студентов ратуют за увеличение лекционных часов. При этом 55,7% образовательных мигрантов ответили в опросе, что учебные часы практических занятий вполне оптимально рассчитаны. 44,4% из них считают, времени, отведенного для изучения русского языка недостаточно, а 20,6% полагают, что нужно увеличить часы для изучения других иностранных языков. При этом выявлено, что иностранные студенты получают поддержку от преподавателей, это отмечают 31% опрошенных и 16% ответили, что получают помощь от сотрудников кафедр и деканатов [3].

По данным опросов в Томском государственном университете и Московском государственном университете культуры и искусств, приведенные такими исследователями как Ю.С. Бары-шева, А.П. Краснопольская, А.В. Ларионова, Э.И. Мещерякова, Е.Ю. Ливен-цова, А.П. Фахретдинова, Т.А. Костюкова, В.А. Федотова, «58,5% считают, что российские вузы обеспечивают качественное образование; 38,5% уверены в хороших перспективах получения профессии в российском вузе, 48% имеют

157

планы остаться жить и работать в нашей стране, а 16% имеют планы продолжить обучение в России» [4].

Согласно исследованиям,проведенным Е.Ю. Кошелевой и Ю.А. Кикеиной среди иностранных студентов Российского университета, учебные практики образовательных мигрантов являются вполне успешными [5].

По данным таких исследователей, как Р.Д. Хунагов, П.С. Гаврилов и А.С. Ма-гранов, 23,8% опрощенных в Южном федеральном университете все устраивает в учебном процессе, 6,5% воздержались от ответа и только 0,3% хотели бы сменить преподавателя. 3,3% считают, что нужно оптимизировать учебную программу, 0,6% отметили, что среди учебных дисциплин есть практически бесполезные, 0,9% выразили желание увеличения числа практикумов, 0,4% считают, что нужно уменьшить объемы домашних заданий, 1,7% полагают, что нужно ввести преподавание на нескольких языках, а 0,6% хотели бы изучать другие иностранные языки [6].

Адаптация к учебным практикам является базовой составляющей общего процесса социальной адаптации. Другие ее составляющие многогранный процесс адаптации представлены в таблице, результирующей указанные показатели исследования социализации и адаптации иностранных студентов Пензенского государственного университета, проведенного такими исследователями как А.А. Дашки-на, А.В. Куц, А.А. Макбол и Г.В. Синцова [7].

Таблица 1. Адаптивность, комфорность, интерактивность, депрессивность, отчужденность и ностальгия иностранных студентов в показателях

Шкалы Средний балл

Адаптивность 7,9

Комфорность 9,5

Интерактивность 9,1

Депрессивность 5,8

Ностальгия 8,1

Отчужденность 7,1

Показатели конформности показывает готовность образовательных мигрантов строить отношения с окружающими и демонстрирует общее одобрение системы ценностей принимающего общества.

Показатели депрессивности говорит, что «образовательные мигранты не склонны к депрессии, что иллюстрирует готовность реализовать свои ожидания, связанные с социальной и профессиональной подготовкой. Показатели ностальгии констатирует некоторые аспекты расстройство, связанное с разрывом со своей традиционной национальной культурой» [7].

Показатели отчужденности иллюстрирует некоторую затрудненность, связанную со сложностями интеграции в новую социокультурную среду [8]. Следующим важным индикатором формирования средовой идентичности иностранных студентов являются маркеры выбор страны и вуза. В этом плане интересны результаты, полученные в исследовании А.Б. Бедного, О.А. Береговой, В.В. Ерофеевой, Л.В. Ерушкиной, С.С. Лопати-ной, С.Ю. Мёдовой и Н.В. Отургашевой. По результатам проведенного опроса выявлено, что следующие основные факторы определяют выбор: а) позитивное отношение общества к иностранным студентам; б) доступная цена за платное обучение; в) наличие образовательных программ с востребованными языками; г) перспективы дальнейшего трудоустройства; д) высокое качество профессионального образования (считают, что в России качественное образование -58,5%, имеются хорошие перспективы -38,5%, планируют остаться в России -48%, продолжить образование планируют - 16%): е) признание выпускных документов вузов РФ во многих странах мира. 34% выбрали именно Россию для получения образования, 41% выбрали вуз, желая получить качественное образование, 23% опрошенных критерием выбора вуза учитывали престижность избранной профессии. Выбор именно данного вуза и конкретной специальности актуальна и значима для 46% опрошенных [9].

158

Учитывая особенности адаптации иностранных образовательных мигрантов к образовательной среде российских вузов и их оценок перспектив дальнейших образовательных траекторий, у них, как отмечают такие российские исследователи как Ю.С. Барышева, Т.А. Костюкова, А.П. Краснопольская, А.В. Ларионова А.В., Э.И. Мещерякова, Е.Ю. Ли-венцова, А.П. Фахретдинова, В.А. Федотова формируется так называемая средовая идентичность, т.е. идентичность выбранной профессии, идентичность вуза, города и региональная идентичность [10]. Поэтому одной из концепций идентичности стала так называемая «экопо-веденческая теория» Р. Баркера. Одним из центральных понятий его теории является понятие «место поведения», характеризующее объективные показатели окружающей среды, которые обуславливают определенный набор типов поведения индивида [11 ].

Само понятие «среда» достаточно многозначно: это естественная природная среда, среда, связанная с преобразованием природы и среда социальная. По мнению О.Н. Яницкого, социальная среда включает в себя совокупность социальных референтных групп индивида [12]. Указанные характеристики среды являются факторами идентификации индивида с местом его проживания, работы или учебы. Так в исследовании М. Хейдеметса проиллюстрировано, что индивиду свойственно поддерживать определенный уровень пространственного контакта с другими людьми [13].

Как отмечают в своих исследованиях А.В. Куц и А.А. Дашкина средовая идентичность, выражающая механизмы интеграции иностранных образовательных мигрантов в социальную среду вуза, города и региона включает в себя элементы социальной идентичности как главные характеристики идентификационного портрета иностранного образовательного мигранта (табл. 2).

Позитивный результат характеризует положительные представления о социальном пространстве, сокращение социальной дистанции, способность эффективно адаптироваться и явные признаки

интеграции образовательного мигранта в соответствующую социальную среду. Негативный результат выражает пассивную адаптацию, низкий уровень оценки социального пространства, отсутствие способностей к конструктивному взаимодействию и недостаточную интегриро-ванность в социальную среду [14].

Таблица 2. Уровни средовой (социокультурной и региональной) идентичности [7]

Тип и уровень идентичности Результаты диа-

гностики

Социокультурная идентичность

Позитивный результат 32%

Негативный результат 12%

Региональная идентичность

Позитивный результат 40%

Негативный результат 16%

Позитивная средовая идентичность, включающая в себя профессиональную, вузовскую, социокультурную городскую и региональную идентичности, выражает способность и готовность к межкультурному сотрудничеству, что является важнейшим фактором интеграции иностранного образовательного мигранта в соответствующую социальную среду. Таким образом формируемая средовая идентичность является дополнительной идентичностью иностранных студентов в российских вузах наряду с этно-нацио-нальной и конфессиональной идентичностью и является по существу смешанной идентичностью типа.

Как показывают исследования таких авторов, как М.Л. Арипова, Т.В. Боброва, В.И. Болли, С.А. Дранишников, И.В. Павлов, Т.В. Кулиш, Р.Р. Туктаро-ва, М.Э. Хамиди в полиэтнической образовательной среде российских вузов у иностранных студентов формируется полиэтническая толерантность, которая включает в себя формирование положительного отношения иностранных студентов к русской культуре и к России в целом [15].

Согласно исследованиям таких отечественных авторов, как М.А. Винокурова, Н.П. Васильева, Е.А. Помигуева, В.В. Томин, Е.В. Воеводина, А.Г. Тюри-

159

ков, Е.Е. Царева «межкультурная коммуникация с одной стороны, обогащает национальные культуры, с другой - создает вторичную, новую, личность с новой языковой средой», которая в межкультурном диалоге сближает людей разных культур, создает единые кросскультур-ные традиции, формирует межкультурную толерантность на основе интерсубъектного взаимодействия иностранных 2. студентов, в результате чего устраняются социокультурные барьеры и сокращается социокультурная дистанция, что является важнейшими факторами интеграции учебных мигрантов в образовательную среду российских вузов [16].

Основные результаты

Обосновано, что средовая идентичность иностранных учебных мигрантов име- 3. ет гибридный характер, т.е. выражается в сложном смешении различных социокультурных составляющих, главными из которых являются характеристики полиэтнической образовательной среды вуза, смешение мигрантских потоков, встраиванием иностранных учебных мигрантов в межкультурную коммуникацию и социальную, культурную, языковую и территориальную среду принимающего общества.

Показано, что в процессе социальной адаптации иностранные студенты включаются в межкультурную коммуникацию, 4. посредством которой вырабатывается межкультурная толерантность и поликультурные коммуникативные компетенции, являющиеся маркерами интеграции иностранных студентов в полиэтническую среду вуза, города и региона.

Литература

1. Выхованец, О.Д. Образовательная миграция как часть миграционной политики России. - URL: http://www.dem-oscope.ru/weekly/2009/0387/analit01. php (дата обращения: 12.04.2018).; Демина, А.В. Актуальность изучения образовательных миграций / А.В. Демина. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2018. - № 16 (202). - С. 267-268. - URL: https:// moluch. ru/archive/202/49544/ (дата

обращения: 24.02.2023).; Замотин, М.П. Образовательная миграция в миграционных исследованиях российских авторов // Дискурс. 2016. № 5. - С. 77-86.; Николаев, В.К. Экспорт образования в вузах России в условиях новой реальности // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 2. - С. 149-166. Гусейн-заде, П.Г., Деревянченко, А.А. Иностранные студенты в российских вузах // Знание. Понимание. Умение. 2021. № 1. - С. 139-151; Марина, Ю.А. Социокультурная адаптация иностранных студентов к условиям обучения в российских вузах // Известия Волгоградского педагогического университета. 2018. № 3 (126). - С. 41-46.

Кошелева, Е.Ю., Самофалова, Е.И., Андреева, Т.Л., Мастрюкова, А.А. Организация учебного процесса в сфере внешней образовательной миграции на примере Томского государственного университета. Томск. Вестник Томского государственного университета. История. 2021. № 73. -С. 173-179.; Портрет образовательного мигранта. Основные аспекты академической, языковой и социокультурной адаптации: колл. монография / науч. ред. Е.Ю. Кошелева. -Томск: «РАУШ МБХ», 2011. - 204 с. Барышева, Ю.С., Краснопольская, А.П. Трансформация идентичности в условиях социокультурного пространства мегаполиса // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2015. -№ 6 (68). - С. 108-115.; Ларионова,

A.В., Мещерякова, Э.И., Ливенцова, Е.Ю., Фахретдинова, А.П., Костюкова, Т.А. Проблемы формирования средовой идентичности образовательных мигрантов (на примере города Томска) // Человек и культура. -2019. - № 6. - С. 98-105.; Федотова,

B.А. Влияние аккультурационных стратегий, этнической идентичности, культурной дистанции на социокультурную адаптацию студентов из арабских стран // Социальная психология и общество. 2022.

160

Том 13. № 2. - С. 109-122.; Береговая, О.А. Барьеры социокультурной адаптации иностранных студентов в российских вузах / О.А. Береговая, С.С. Лопатина, Н.В. Отургашева // Перспективы науки и образования. -2019. - № 2(38). - С. 108-118. - DOI 10.32744/pse.2019.2.9. - EDN TX-KIMV.

5. Кошелева, Е.Ю., Кикенина, Ю.А. Трансформация учебных практик китайских студентов Российского университета // Современные проблемы науки и образования. - 2022. -№ 2. URL: https://science-education. ru/ru/article/view?id=31547 (дата обращения: 01.03.2023).

6. Хунагов, Р.Д., Магранов, А.С., Гаври-лов, П.С. Адаптация учебных мигрантов в российских вузах: современные научные подходы и мнения иностранных студентов // Гуманитарий Юга России. 2021. № 6. - С. 174-185.\

7. Universum: психология и образование: научный журнал. - № 4(82). М., Изд. «МЦНО», 2021. - 20 с. - Электрон. версия печ. публ. - http://7uni-versum.com/ru/psy/archive/catego-ry/482

8. Куц, А.В., Макбол, А.А.О., Дашкина, А.А. Программа профилактических мероприятий с иностранными студентами Пензенского государственного университета. В сборнике: Межкультурная коммуникация в современном мире. материалы VIII Международной научно-практической конференции иностранных студентов. под ред. Г.В. Синцова, А.В. Куц. 2019. - С. 8591.; Куц, А.В., Дашкина, А.А. Особенности социализации иностранных студентов в поликультурной среде вуза // Universum: психология и образование: электрон. научн. журн. 2021. № 4(82). URL: https://7univer-sum.com/ru/psy/archive/item/11465 (дата обращения: 21.02.2023).

9. Бедный, А.Б., Ерушкина, Л.В. Нижний Новгород глазами иностранных студентов: социологический анализ. Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского гос. ун-та им. Н.И. Лобачевского, 2011. - 58 с.; Береговая,

О.А., Лопатина, С.С., Отургашева, Н.В. Барьеры социокультурной адаптации иностранных студентов в российских вузах // Перспективы науки и образования. 2019. № 2 (38). -С. 108-118.; Мёдова, С.Ю., Ерофеева, В.В. Изучение особенностей и механизмов выбора иностранными студентами российского вуза для обучения // Современные проблемы науки и образования. - 2022. - № 2. URL: https://science-education.ru/ru/ar-ticle/view?id=31553 (дата обращения: 27.02.2023).

10. Барышева, Ю.С., Краснопольская, А.П. Трансформация идентичности в условиях социокультурного пространства мегаполиса // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2015. -№ 6 (68). - С. 108-115.; Ларионова,

A.В., Мещерякова, Э.И., Ливенцова, Е.Ю., Фахретдинова, А.П., Костюкова, Т.А. Проблемы формирования средовой идентичности образовательных мигрантов (на примере города Томска) // Человек и культура. -2019. - № 6. - С. 98-105.; Федотова,

B.А. Влияние аккультурационных стратегий, этнической идентичности, культурной дистанции на социокультурную адаптацию студентов из арабских стран // Социальная психология и общество. 2022. Том 13. № 2. - С. 109-122.

11. Barker, R.G. Ecological Psychology. Stanford. 1968. [Электронный ресурса/URL: https://www.researchgate.net/ publication/260248175 Ecological_Psy-chology.

12. Яницкий, О.Н. Альтернативная социология // Социологический журнал. 1994. № 1. - С. 70-84.

13. Хейдметс, М. Феномен персонализа-ции среды: теоретический анализ // Средовые условия групповой деятельности. - Таллин, 1988. - С. 5-15.

14. Куц, А.В., Дашкина, А. А. Особенности социализации иностранных студентов в поликультурной среде вуза // Universum: психология и образование: электрон. научн. журн. 2021. № 4(82). URL: https://7univer-

161

sum.com/ru/psy/archive/item/11465 (дата обращения: 21.02.2023).

15. Арипова, М.Л. Современный мир и проблема толерантности. Проблемы педагогики, 2018, (1): 13-15.; Боброва, Т.В., Дранишников, С.А. Развитие идентичности и толерантности у студентов иностранных вузов. Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки,

2020, 4(3): 187-197. DOI: https://doi. org/10.21603/2542-1840-2020-4-3-187-197.; Болли, В.И. Формирование этнической толерантности и гражданской идентичности как фактора успешной интеграции подростков-мигрантов в образовательную среду / В.И. Болли, Р.Р. Туктарова. -Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2016. - № 3 (107). -С. 988-990. - URL: https://moluch.ru/ archive/107/25713/ (дата обращения: 22.03.2023).; Павлов, И.В., Кулиш, Т.В. Педагогические условия формирования толерантности у обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального образования. Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, 2019, № 2. - С. 170-178. DOI: 10.26293/chgpu.2019.102.2.02.; Ха-миди, М.Э. Педагогические условия организации толерантного педагогического сотрудничества иностранных студентов в вузе. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, 2018, № 3. - С. 299-303.

16. Винокурова, М.А., Васильева, Н.П. Роль межкультурной коммуникации в системе высшего образования // Мир науки. Социология, филология, культурология, 2019. № 4. - С. 2-9. https://sfk-mn.ru/PD-F/43KLSK419.pdf (доступ свободный).; Воеводина, Е.В., Тюриков, А.Г. Социокультурные барьеры адаптации иностранных обучающихся в условиях российского высшего образования // Народонаселение.

2021. Т. 24. - С. 134-146.; Помигуева, Е.А. Межкультурный диалог в услови-

ях современного полиэтнического образования // Современные наукоемкие технологии. - 201B. - № 12-1. -С. 220-224. URL: https://top-technol-ogies.ru/ru/article/view?id=37291 (дата обращения: 11.04.2023).; Томин, B.B. Формирование толерантности студентов как фактор продуктивного кросс-культурного взаимодействия // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-1.; URL: https://science-education.ru/ru/article/ view?id=17779 (дата обращения: 15.04.2023).; Царева, Е.Е. Особенности развития межкультурной коммуникации студентов инженерного вуза в условиях зарубежной производственной практики // Современные проблемы науки и образования. -2019. - № 6.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29297 (дата обращения: 11.04.2023).

FORMATION OF THE ENVIRONMENTAL IDENTITY OF EDUCATIONAL MIGRANTS IN RUSSIAN UNIVERSITIES

Volkov Yu.G., Kurbatov V.I., Gavrilov P.S.

Southern Federal University; South-Russian Branch of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences

The paper shows that the adaptation of foreign students is expressed in the formation of the so-called environmental identity along with the ethno-cultural identity, which is expressed in their inclusion in the social relations of the host society and in adaptation to the multicultural educational environment of the university, in inclusion in intercultural communication, through which intercultural tolerance and multicultural communicative competencies, which are markers of the integration of foreign students into the multi-ethnic environment of the university, city and region, is an important factor in integrating their multi-ethnic educational environment of the university and the host society. The environmental identity of foreign educational migrants has a hybrid character, i.e. is expressed in a complex mixture of various sociocultural components, including the characteristics of the multi-ethnic educational environment of the university, in the embedding of foreign educational migrants in intercultural communication, which contributes to the formation of intercultural tol-

162

Coíruo^cruH №4 2023

erance and multicultural communicative competencies, which are markers of the integration of foreign students into the multi-ethnic environment of the university, city and region.

Keywords: educational migrant, adaptation, socialization, identity, intercultural communication, intercultural tolerance, multicultural communicative competences.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Reference

1. Vykhovanets, O.D. Educational migration as part of Russia's migration policy. -URL: http://www.demoscope.ru/week-ly/2009/0387/analit01.php (date of ac- 5. cess: 04/12/2018).; Demina, A.V. The relevance of studying educational migrations / A.V. Demina. - Text: direct // Young scientist. - 2018. - No. 16 (202). - P. 267-268. -URL: https://moluch.ru/archive/202/49544/ (date of access: 24.02.2023).; Zamotin, M.P. Educational migration in migration 6. studies of Russian authors // Discourse. 2016. No. - P. 77-86.; Nikolaev, V.K. Export of Education in Russian Universities in

the New Reality // Higher Education in Russia. 2022. V. 31. No. 2. - P. 149-166.

2. Huseynzade, P.G., Derevyanchenko, A.A. 7. Foreign students in Russian universities // Knowledge. Understanding. Skill. 2021. No.

1. - P. 139-151; Marina, Yu.A. Socio-cultural adaptation of foreign students to the conditions of education in Russian universities // 8. Bulletin of the Volgograd Pedagogical University. 2018. No. 3 (126). - P. 41-46.

3. Kosheleva, E. Yu., Samofalova, E.I., Andreeva, T.L., Mastryukova, A.A. Organization of the educational process in the field of external educational migration on the example of Tomsk State University. Tomsk. Bulletin of Tomsk State University. Story. 2021. No. 73. - P. 173-179.; Portrait of an educational migrant. The main aspects of academic, linguistic and sociocultural adaptation: call. monograph / scientific. ed. E. Yu. Koshelev. - Tomsk: «RAUSH MBH», 2011. - 204 p.

4. Barysheva, Yu.S., Krasnopolskaya, A.P. 9. Transformation of Identity in the Conditions

of the Socio-Cultural Space of a Megapo-lis // Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts. - 2015. - No. 6 (68). -P. 108-115.; Larionova, A.V., Meshch-eryakova, E.I., Liventsova, E. Yu., Fakhret-dinova, A.P., Kostyukova, T.A. Problems of formation of environmental identity of educational migrants (on the example of the

163

city of Tomsk) // Man and Culture. - 2019. -No. 6. - P. 98-105.; Fedotova, V.A. Influence of acculturation strategies, ethnic identity, cultural distance on the socio-cultural adaptation of students from Arab countries // Social psychology and society. 2022. Volume 13. No. 2. - P.109-122.; Beregovaya, O.A. Barriers of socio-cultural adaptation of foreign students in Russian universities / O.A. Beregovaya, S.S. Lopatina, N.V. Otur-gasheva // Prospects of science and education. - 2019. - № 2(38). - Pp. 108-118. -DOI 10.32744/pse.2019.2.9. - EDN TX-KIMV.

Kosheleva, E. Yu., Kikenina, Yu.A. Transformation of educational practices of Chinese students of the Russian University // Modern problems of science and education. - 2022. - No. 2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31547 (date of access: 03/01/2023). Khunagov, R.D., Magranov, A.S., Gavrilov, P.S. Adaptation of educational migrants in Russian universities: modern scientific approaches and opinions of foreign students // Humanitarian of the South of Russia. 2021. No. 6. - P.174-185.

Universum: Psychology and education: scientific journal. - No. 4(82). M., Publishing house "MCNO", 2021. - 20 p. - Electron. version of the oven. publ. - http://7univer-sum.com/ru/psy/archive/category/482 Kuts, A.V., Makball, A.A.O., Dashkina, A.A. Program of preventive measures with foreign students of the Penza State University. In the collection: Intercultural communication in the modern world. materials of the VIII International scientific-practical conference of foreign students. ed. G.V. Sintsova, A.V. Kuts. 2019. - P. 85-91 .; Kuts, A.V., Dashkina, A.A. Features of the socialization of foreign students in the multicultural environment of the university // Universum: psychology and education: electron. scientific magazine 2021. № 4 (82). URL: https://7universum.com/ru/psy/archive/ item/11465 (date of access: 02/21/2023). Bedny, A.B., Erushkina, L.V. Nizhny Novgorod through the eyes of international students: a sociological analysis. Nizhny Novgorod: Publishing house of the Nizhny Novgorod state. un-ta im. N.I. Lobachevsky, 2011. - 58 p.; Beregovaya, O.A., Lopatina, S.S., Oturgasheva, N.V. Barriers of socio-cultural adaptation of foreign students in Russian universities // Prospects of science and education. 2019. No. 2 (38). -

Caiizawjrx£ №4 2023

P. 108-118.; Medova, S. Yu., Erofeeva, V.V. Study of the features and mechanisms of choice by foreign students of a Russian university for training // Modern problems of science and education. - 2022. -No. 2. URL: https://science-education.ru/ ru/article/view?id=31553 (date of access: 27.02.2023).

10. Barysheva, Yu.S., Krasnopolskaya, A.P. Transformation of Identity in the Conditions of the Socio-Cultural Space of a Megapo-lis // Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts. - 2015. - No. 6 (68). -P. 108-115.; Larionova, A.V., Meshch-eryakova, E.I., Liventsova, E. Yu., Fakhret-dinova, A.P., Kostyukova, T.A. Problems of formation of environmental identity of educational migrants (on the example of the city of Tomsk) // Man and Culture. - 2019. -No. 6. - P. 98-105.; Fedotova, V.A. Influence of acculturation strategies, ethnic identity, cultural distance on the socio-cultural adaptation of students from Arab countries // Social psychology and society. 2022. Volume 13. No. 2. - P.109-122.

11. Barker, R.G. environmental psychology. Stanford. 1968. [Electronic resource/URL: https://www.researchgate.net/publica-tion/260248175 Ecological_Psychology.

12. Yanitsky, O.N. Alternative sociology // Sociological journal. 1994. No. 1. - P. 70-84.

13. Heidmets, M. The phenomenon of environment personalization: theoretical analysis // Environmental conditions of group activity. -Tallinn, 1988. - P.5-15.

14. Kuts, A.V., Dashkina, A.A. Features of the socialization of foreign students in the multicultural environment of the university // Universum: psychology and education: electron. scientific magazine 2021. No. 4(82). URL: https://7universum.com/ ru/psy/archive/item/11465 (date of access: 02/21/2023).

15. Aripova M.L. The modern world and the problem of tolerance. Problems of Pedagogy, 2018, № (1). - P. 13-15.; Bobrova, T.V., Dranishnikov, S.A. Development of identity and tolerance among students of foreign universities. Bulletin of the Kemerovo State University. Series: Humanities and social sciences, 2020, № 4(3). - P.187-197.

DOI: https://doi.org/10.21603/2542-1840-2020-4-3-187-197.; Bolli, V.I. Formation of ethnic tolerance and civil identity as a factor in the successful integration of adolescent migrants into the educational environment / V.I. Bolli, R.R. Tuktarova. - Text: direct // Young scientist. - 2016. - No. 3 (107). - P.988-990. - URL: https://moluch. ru/archive/107/25713/ (date of access: 03/22/2023).; Pavlov, I.V., Kulish, T.V. Pedagogical conditions for the formation of tolerance among students in educational institutions of secondary vocational education. Bulletin of the Chuvash State Pedagogical University. I. Ya. Yakovleva, 2019, № (2). - P.170-178. DOI: 10.26293/chg-pu.2019.102.2.02.; Hamidi, M.E. Pedagogical conditions for the organization of tolerant pedagogical cooperation of foreign students at the university. Scientific notes of the University. P.F. Lesgaft, 2018, No. 3. - P.299-303.

16. Vinokurova, M.A., Vasil'eva, N.P. The role of intercultural communication in the system of higher education // World of Science. Sociology, philology, cultural studies, 2019. No. 4. - P. 2-9. URL: https://sfk-mn.ru/PD-F/43KLSK419.pdf (free access).; Voevodina, E.V., Tyurikov, A.G. Socio-cultural barriers of adaptation of foreign students in the conditions of Russian higher education // Population. 2021. T. 24. - P. 134-146.; Pomigue-va, E.A. Intercultural dialogue in the context of modern multi-ethnic education // Modern high technologies. - 2018. - No. 12-1. -P.220-224. URL: https://top-technologies. ru/ru/article/view?id=37291 (date of access: 04/11/2023).; Tomin, V.V. Formation of students' tolerance as a factor of productive cross-cultural interaction // Modern problems of science and education. - 2015. -No. 1-1.; URL: https://science-education. ru/ru/article/view?id=17779 (date of access: 04/15/2023).; Tsareva, E.E. Features of the development of intercultural communication of students of an engineering university in the conditions of foreign industrial practice // Modern problems of science and education. - 2019. - No. 6.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29297 (date of access: 04/11/2023).

164

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.