Научная статья на тему 'О цивилизационной идентичности кыргызского этноса'

О цивилизационной идентичности кыргызского этноса Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
70
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ / ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ СПЕЦИФИКА / ПАРАДИГМА / КЫРГЫЗСКИЙ ЭТНОС / CIVILIZATION / CIVILIZATIONAL IDENTITY / CIVILIZATIONAL SPECIFICS / PARADIGM / KYRGYZ ETHNOS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бейшенова Айсулу Тилековна

В статье анализируется цивилизационная принадлежность и цивилизационная специфика кыргызского этноса. Однако кыргызское общество во многом разнится с обществами, представленными арабско-исламской цивилизацией. Так, религиозные принципы, идеи и отношения не пронизывают собой все сферы общественной жизни, и менее всего экономику. Безусловная покорность как перед волей Аллаха, так и лиц, его замещающих, не является генеральной установкой кыргызского общества. Что касается поощрения обществом материального успеха индивида, то нельзя сказать, что общество не поощряет его к этому. Оно, пожалуй, поощряет, чем не поощряет. Мы имеем в виду реальное положение вещей, а не формальное. Отдельный человек в кыргызском обществе воспринимается как личность, а не песчинка. В этом отношении мы стоим ближе к европейско-антично-христианской цивилизации. У нас активность индивида в общественных отношениях желательна и она в определенной мере поощряется, при этом большинство членов общества тем или иным образом вовлечено в политическую жизнь и деятельность. В обществе высоко ставятся достоинство и свобода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE CIVILIZATIONAL IDENTITY OF THE KYRGYZ ETHNIC GROUP

The article analyzes civilizational affiliation and civilizational specifics of the Kyrgyz ethnos. However, Kyrgyz society is largely different from societies represented by the Arab-Islamic civilization. Thus, religious principles, ideas and attitudes do not permeate all spheres of public life, and least of all economics. Unconditional obedience as before the will of Allah, and those who replace him, is not the general installation of Kyrgyz society. As for the promotion by society of the material success of the individual, it cannot be said that society does not encourage him to do so. It, perhaps, encourages, than does not encourage. We mean the real state of things, not the formal one. An individual in Kyrgyz society is perceived as a person, not a grain of sand. In this regard, we are closer to the European-antique-Christian civilization. In our country, individual activity in public relations is desirable and it is encouraged to a certain extent, with the majority of members of society somehow involved in political life and activities. In society, high dignity and freedom.

Текст научной работы на тему «О цивилизационной идентичности кыргызского этноса»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

О ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КЫРГЫЗСКОГО

ЭТНОСА

Бейшенова А.Т. Email: Bcishenova668@scientifictext.ru

Бейшенова Айсулу Тилековна - кандидат философских наук, докторант, Институт философии и политико-правовых исследований Национальная академия наук Кыргызской Республики, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в статье анализируется цивилизационная принадлежность и цивилизационная специфика кыргызского этноса.

Однако кыргызское общество во многом разнится с обществами, представленными арабско-исламской цивилизацией. Так, религиозные принципы, идеи и отношения не пронизывают собой все сферы общественной жизни, и менее всего экономику. Безусловная покорность как перед волей Аллаха, так и лиц, его замещающих, не является генеральной установкой кыргызского общества. Что касается поощрения обществом материального успеха индивида, то нельзя сказать, что общество не поощряет его к этому. Оно, пожалуй, поощряет, чем не поощряет. Мы имеем в виду реальное положение вещей, а не формальное. Отдельный человек в кыргызском обществе воспринимается как личность, а не песчинка. В этом отношении мы стоим ближе к европейско-антично-христианской цивилизации. У нас активность индивида в общественных отношениях желательна и она в определенной мере поощряется, при этом большинство членов общества тем или иным образом вовлечено в политическую жизнь и деятельность. В обществе высоко ставятся достоинство и свобода.

Ключевые слова: цивилизация, цивилизационная принадлежность, цивилизационная специфика, парадигма, кыргызский этнос.

ON THE CIVILIZATIONAL IDENTITY OF THE KYRGYZ ETHNIC

GROUP Bеishenova А.Т.

Bcishenova Aisulu Tilekovna - Candidate of Philosophy, PhD Student, INSTITUTE OF PHILOSOPHY AND POLITICAL AND LEGAL STUDIES NATIONAL ACADEMY OF SCIENCES KYRGYZ REPUBLIC, BISHKEK, REPUBLIC OF KYRGYZSTAN

Abstract: the article analyzes civilizational affiliation and civilizational specifics of the Kyrgyz ethnos.

However, Kyrgyz society is largely different from societies represented by the Arab-Islamic civilization. Thus, religious principles, ideas and attitudes do not permeate all spheres of public life, and least of all economics. Unconditional obedience as before the will of Allah, and those who replace him, is not the general installation of Kyrgyz society. As for the promotion by society of the material success of the individual, it cannot be said that society does not encourage him to do so. It, perhaps, encourages, than does not encourage. We mean the real state of things, not the formal one. An individual in Kyrgyz society is perceived as a person, not a grain of sand. In this regard, we are closer to the European-antique-Christian civilization. In our country, individual activity in public relations is desirable and it is encouraged to a certain extent, with the majority of members of society somehow involved in political life and activities. In society, high dignity and freedom. Keywords: civilization, civilizational identity, civilizational specifics, paradigm, Kyrgyz ethnos.

УДК 301(575.2) (04) БОТ: 10.24411/2312-8089-2019-11403

Восток настолько обширен и разнообразен во всех отношениях (и с расовой точки зрения, и этнически, и лингвистически, и религиозно, и ментально, и культурно и т.д.), что пытаться охарактеризовать какой-либо народ или страну, расположенную в Азии, отнеся ее к Восточной стране невозможно и бессмысленно. И особенно сложно это сделать в настоящее время, когда ряд государств Азии находится на самой высокой стадии общественно-экономического развития, определяемого как постиндустриальное общество, и есть народы и государства, прибывающие, по сути, в эпохе средневековья. Даже взяв отдельно тюркские народы, которые, если рассматривать в совокупности, условно можно определить по аналогии с «русским миром» как «тюркский мир», мы получим достаточно широкий разброс в расовом, религиозном, культурном, социально-экономическом, ментальном и прочих отношениях. Тюркские народы насчитывают в настоящее время порядком 165 миллионов человек, и ареал их обитания простирается от Чукотского полуострова до Центральной Европы. Такие обширные территории естественным образом предполагают весьма различные историю, культуру и этногенез, а с ними, по всей видимости, и все остальное, тюркских народов. Так, тюркские племена, проникнув в Малую Азию и на Балканы в IV веке и перейдя там к оседлому образу жизни, впоследствии в 1299 году при султане Османе I создали Османское государство, которое после падения Константинополя в 1453 году стало именоваться империей, окончательно закрепившись на территории Европы. Османская империя просуществовала до 1922 года [1]. Очевидно, что это совершенно иная история и совершенно иной этногенез, если сравнивать их с историей и этногенеза кыргызов. Османская империя официально прекратила свое существование, трансформировавшись в Турецкую Республику, в 1922 году, в то время как КараКиргизская автономная область, которая в конечном счете будет преобразована в Киргизскую ССР в 1936 году, возникла как отдельная административно-территориальная единица де-юре в 1924 году [2, с. 323].

Соседний с нами узбекский народ, близкий к нам географически, также имеет совершенно иную историю и этногенез. Наиболее древними предками современных узбеков являются согдийцы, хорезмийцы, бактрийцы, ферганцы, которые говорили на северо-восточных диалектах иранского языка. Между XI и XIII веками на территорию современного Узбекистана вторглись древнетюркские племена - огузы, карлуки и самаркандские тюрки. Позднее, в XVI веке вторглись тюркские кочевые племена под предводительством Мухаммада Шейбани Хана, после чего узбеки сформировались как этнос [3].

Даже казахский народ, один из наиболее близких из тюркскихнародов к кыргызскому по культуре, языку и менталитету, имеет во многих отношениях иную историю этногенеза.

Подавляющее большинство современных тюркских народов исповедуют ислам. Однако и здесь наблюдается определенные различия в степени религиозности и приверженности к тем или ветвям, течениям и конфессиям. Так, азербайджанцы, как известно, в основной своей массе являются шиитами.

Все вышесказанное неизбежно наталкивает на мысль о том, что «тюркский мир» или тюркская цивилизация настолько разнообразна и не похожа отдельными своими частями на другие ее части, что представляет определенную сложность определить ее типологические черты. Идея о том, чтобы объединить все современные тюркские народы под одним знаменем, по нашему мнению, едва осуществима уже потому, что у каждого из наиболее многочисленных тюркских народов - турок, азербайджанцев, узбеков и казахов - свои, часто взаимоисключающие интересы и геополитические

задачи. При этом каждый из указанных народов в той или иной мере претендует на роль регионального лидера.

Все предшествующие рассуждения и доводы необходимы были нам для того, чтобы вывести дальнейший анализ трансформаций кыргызского этноса их общетюркского контекста, рассматривая его вне «тюркского мира и цивилизации». Этому способствует также некоторая цивилизационная неопределенность кыргызского народа, а вернее, его высокая степень этнической, культурной и ментальной специфики. С другой стороны, было бы логически и методологически совершенно неправильным рассматривать кыргызский народ, его культурные и цивилизационные особенности вне связи с другими культурами и цивилизациями, не сравнивая с народами, принадлежащими к другим цивилизациям, особенно теми, которые оказали наиболее сильное влияние на кыргызов.

В настоящее время кыргызский народ в культурном и цивилизационном отношении сложно безоговорочно отнести к любой из существующих в настоящее время цивилизаций. Веками, проживая на территории, где встречаются Восток с Западом и Север с Югом, кыргызы неизбежно впитывали в себя определенные черты разных культур. В результате кыргызы в настоящее время с культурной и ментальной точки зрения представляют собой соединение, сплав, культурный конгломерат, что, собственно, и определяет одну из основных его современных парадигмальных черт, особенностей.

Попытаемся определить в общих чертах, какие именно черты впитал кыргызский этнос в течение всей своей истории, и особенно в последние два столетия.

Восприняв ислам, кыргызы тем самым в заметной мере изменили свою изначальную культурную и ментальную специфику, приблизившись к классическому, так сказать, Востоку. Однако кыргызы при этом не стали органической частью арабской цивилизации, как не стали они в советский период истории частью «русского мира», восприняв многие его элементы. Хотя именно в XX веке кыргызы испытали самые значительные цивилизационные изменения, трансформацию, и этот процесс только усилился в текущем XXI веке. Суть в том, что если приблизительно до начала XIX века кыргызам удавалось сохранять свою самобытность и самость за счет наличия свободных пространств или за счет сложности рельефа местности, на которой они проживали, позволявшим им находиться в относительной изоляции, то именно с начала XIX века делать это стало все сложней за счет заметного роста численности соседних как оседлых, так и кочевых народов. Со временем данный процесс, сокращения свободного пространства, стал только усиливаться, что означало, в частности, что придется меняться под напором внешних вызовов, что в конечном счете и произошло и продолжает происходить в настоящее время.

В книге А.С. Селищева и Н.А. Селищева «Китайская экономика в XXI веке» под рубрикой «Особенности восприятия модернизации и экономического роста четырьмя основными цивилизациями (после 1800 г.)» приводятся наиболее существенные культурно-ментальные черты четырех наиболее влиятельных в современном мире цивилизаций, а именно (как ее определили авторы книги): европейско-антично-христианская, арабско-исламская, индо-буддийская, китайско-конфуцианская цивилизации. Перечислим эти черты, чтобы попытаться определить, к какой из указанных цивилизаций мы ближе всего в данный момент и каким из них настойчиво приближаемся или, во всяком случае, намерены приближаться [4, с. 16].

Итак, для европейско-антично-христианской цивилизации свойственны следующие черты: генеральной установкой индивида является нацеленность на индивидуальный материальный успех, при этом индивид во все большей мере рассматривается как самостоятельная единица общества, которое развивается, делая ставку на частную собственность, сильного индивида, на достоинство и свободу. Европейско-антично-христианская цивилизация предоставляет наиболее широкие возможности для проявления профессиональных навыков и

квалификации в различных сферах деятельности, что обеспечивает высокая мобильность. В условиях данной цивилизации перед законом индивид несет ответственность исключительно за себя, сфера религии носит ограниченный характер, а именно отношениями индивида с теми, кто признан церковью святыми, прочие же отношения не религиозны. Активность индивида в общественных отношениях желательна и всяческим образом поощряется. Все это вместе приводит к тому, что большинство членов общества тем или иным образом в той или иной степени вовлечено в политическую жизнь и деятельность.

Генеральной установкой арабско-исламской цивилизации является безусловная покорность, как перед волей Аллаха, так и лиц, его замещающих, при этом материальный успех индивида не поощряется. Отдельный человек не больше, чем песчинка. Общество в своем развитии делает ставку на хорошо дисциплинированный социум, который покорен воле вышестоящих. При наличии института частная собственности основой общества выступает семья, при наличии общей установки, принципа общественного равенства. Значительная мобильность общества, возникающая вследствие его внутренней нестабильности, когда индивид может быть сегодня «рабом», а завтра - «эмиром» или наоборот, ибо все зависит в основном от удачи. Отсюда - высокая степень фатализма. На индивида возлагается ответственность за членов своей семьи, рода, общины, касты и т.д. Религиозные принципы, идеи и отношения пронизывают все сферы общественной жизни, в том числе экономику. Обществом поощряется и предписывается смирение, послушание и повиновение перед старшими. При всем этом религиозные заповеди не препятствуют верующим заниматься политической, экономической и общественной деятельностью.

Генеральной установкой индо-буддийской цивилизации является нацеленность на высшую ценность небытия, в качестве которой выступает нирвана, и поэтому материальный успех не представляет никакой ценности. В центре общественного бытия находится индивид, однако, не в качестве свободной личности, а как обособленный от внешнего мира индивид, поглощенный мыслями о собственном спасении и спасении своей общины. Основой общества в индо-буддийской цивилизации выступает семья, при этом само общество поделено на касты, что приводит к тому, что социальная мобильность сводится к минимуму, что в свою очередь приводит к тому, что индивид становится безразличен к власти, к государству. Политическая деятельность является прерогативой весьма ограниченного меньшинства населения.

Генеральной установкой в китайско-конфуцианской цивилизации является упорное, постоянное самоусовершенствование, что предполагает и предписывает организованность и дисциплину, которые основываются на чувстве долга, а не безусловной покорности. При том, что упор делается на общественную стабильность и порядок, а индивид несет ответственность за членов своей семьи, общины, личность не принижена. Основой общества выступает семья. Мобильность общества высокая, однако, в целом она несколько тормозится жесткой иерархической системой и структурой государства, которое устанавливает порядок, при котором индивид проявляет слабую политическую активность при сильной социальной активности. Политикой, как и в случае с индо-буддийской цивилизацией, занимается достаточно ограниченное меньшинство населения [4, с. 16].

Уточним, что три из указанных цивилизаций, за исключением европейско-антично-христианской, испытали в последние два столетия определенные изменения в связи с тем, что вынуждены были догонять в своем развитии Западную цивилизацию, что нельзя было осуществить, не внося некоторые изменения в свои базовые ценности и принципы, которые, однако, в целом были сохранены.

Длительная историческая эволюция кыргызского этноса, который, как было сказано выше, испытал наиболее значительные трансформации в XX и в текущем веке, привела к тому, что в настоящее время кыргызы несут в себе черты практически

всех четырех цивилизаций. Однако далеко не в равной мере. Для нас наиболее близка арабско-исламская цивилизация, и не только потому что кыргызы исповедуют ислам, а главным образом вследствие достаточно высокой степени традиционализма, свойственного кыргызскому и мусульманским народам, а также по причине исконной принадлежности арабов и кыргызов к кочевой цивилизации. В современном Кыргызстане существует также институт частной собственности, при этом основой общества выступает семья, при наличии общей установки, принципа общественного равенства. Общество также характеризуется значительная мобильностью, которая так же возникает вследствие его внутренней нестабильности. На индивида так же возлагается ответственность за членов своей семьи, рода, общины. Обществом поощряется и предписывается смирение, послушание и повиновение перед старшими, религиозные заповеди не препятствуют верующим заниматься политической, экономической и общественной деятельностью.

Список литературы /References

1. Османская империя. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Османская_империя/ (дата обращения: 29.07.2019).

2. История Киргизской ССР с древних времен до наших дней [Текст] / АН Кирг. ССР. Ред. колл. Каракеев К. и др. Т. 3. Фрунзе: Кыргызстан, 1986. 426 с.

3. Узбеки. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Узбеки. Загл. с экрана / (дата обращения: 29.07.2019).

4. Селищев А.С., Селищев Н.А. Китайская экономика в XXI веке [Текст] / А.С. Селищев, Н.А. Селищев. СПб.: Питер, 2004. 240 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.