Научная статья на тему 'Концептуальные основы понятий «Цивилизаций»'

Концептуальные основы понятий «Цивилизаций» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
459
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИВИЛИЗАЦИЯ / КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕЛИГИЯ / ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ ТИПЫ ОБЩЕСТВА / CIVILIZATION / CULTURAL ACTIVITY / RELIGION / CIVILIZATIONAL TYPES OF SOCIETY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Белоусова Татьяна Валерьевна

Цивилизационные аспекты по-прежнему остаются актуальными, поскольку позволяют найти первопричины процессов и явлений, свойственных современности в глобальном масштабе. В работе автор поставил перед собой задачу исследовать ряд научных подходов к цивилизациям и выявить критерии их диверсификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL BASES OF NOTIONS CIVILIZATIONS

The civilization aspects, more likely, would never lose their relevance, as help to find the causa causans of the processes taken place on a world-wide scale. In the article the author tries to conduct a research on series of approaches towards civilizations, and reveal the criteria of their diversification.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы понятий «Цивилизаций»»

УДК 339.9

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЙ «ЦИВИЛИЗАЦИЙ»

© Татьяна Валерьевна БЕЛОУСОВА

Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, кафедра мировой экономики, аспирант, e-mail: tatianabel2008@rambler.ru

Цивилизационные аспекты по-прежнему остаются актуальными, поскольку позволяют найти первопричины процессов и явлений, свойственных современности в глобальном масштабе. В работе автор поставил перед собой задачу исследовать ряд научных подходов к цивилизациям и выявить критерии их диверсификации.

Ключевые слова: цивилизация; культурная деятельность; религия; цивилизационные типы общества.

Термин «цивилизация» был введен около двух столетий назад для обозначения гражданского общества, в котором царствует свобода, справедливость, правовой строй [1, с. 41]. Со временем этот термин приобрел другие значения, сформулированные в трудах многих ученых. Например, О. Шпенглер понимал под цивилизацией фазу заката культурно-исторического типа, его разложения, употреблял этот термин в негативном смысле. В частности, в книге «Закат Европы» ученый выразил свое отношение к цивилизациям следующими словами:

«Цивилизация есть неизбежная судьба культуры. Цивилизация - это те самые крайние и искусственные состояния, осуществить которые способен высший вид людей. Они -завершение, они следуют как смерть за жизнью, как неподвижность за развитием, как умственная старость и окаменевший мировой город за деревней и задушевным детством».

Значительный вклад в исследование цивилизаций внес Арнольд Тойнби. Исследуя структуру человечества последнего тысячелетия, он идентифицировал пять «живых» цивилизаций.

1. Западное общество, объединяемое западным христианством.

2. Православно-христианское общество, расположенное в Юго-Восточной Европе и России.

3. Исламское общество - от Северной Африки и Среднего Востока до Великой Китайской стены.

4. Индуистское общество в тропической субконтинентальной Индии.

5. Дальневосточное общество в субтропическом и умеренном районах Юго-Восточной Азии.

По мнению А. Тойнби, «жизнь цивилизаций более продолжительна по сравнению с примитивными обществами, они занимают обширные территории, охватывают многочисленные населения, имеют тенденцию к распространению путем подчинения и ассимиляции других обществ» [2, с. 84].

Широко известна также концепция А. Тойнби, связанная с вызовами и ответами. Согласно данной концепции отсутствие вызовов в пределах цивилизации ведет к отсутствию стимулов к росту и развитию. Традиционное мнение о том, что благоприятные климатические и географические условия способствуют общественному развитию, оказываются неверными. Наоборот, исторические примеры показывают, что слишком хорошие условия поощряют возврат к природе, прекращение всякого роста.

Ю. Яковец в своей книге «История цивилизаций» соотносил между собой мировые и локальные цивилизации. В частности, ученый выделял шесть мировых цивилизаций. Первые три из них - неолитическая, раннеклассовая и античная - отражают период становления общества, его детства и юности. Пик этого исторического периода (V в. н. э.) -античность, которая до сих пор вызывает восхищение вершинами культуры и духовным миром [1, с. 41]. Следующие три цивилизации - средневековая, прединдустриаль-ная и индустриальная - можно отнести к ступени зрелости общества, которая постепенно охватила практически всю планету, на которой сформировалась прочная технологи-

ческая база, демократический социально -политический строй, многоукладная экономика, построенная на рыночных основах и т. д.

Конец ХХ в. можно охарактеризовать как вступление общества в переходный период, первой ступенью которого становится постиндустриальная цивилизация. Актуальным для данной стадии является вопрос о том, будет ли этот период представлять расцвет человеческого общества, коллективной мудрости, которая позволяет использовать могущество разума и его материального воплощения для гармоничного развития человечества, или последует длительный период, охватывающий несколько (все более коротких по времени) цивилизаций, выражающих фазу дряхления жизненного цикла человеческого общества.

Что касается локальных цивилизаций, то здесь Ю. Яковец придерживается традиционного деления на два главных типа. Первый тип - западные цивилизации, исторические корни которых происходят из античности, христианства, индивидуализма и демократических традиций. К этому типу относится подавляющая часть развитых стран, при всех отличиях в их историческом пути, культуре, менталитете. Другой тип - восточные цивилизации, культурно-психологические основы которых сформировались под влиянием мусульманства, буддизма и других восточных религий, азиатского способа производства, сильной роли государства, преобладания коллективистских и бюрократических начал над правами личности; к этому типу относится большинство государств Азии, Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока.

Особое место в ряду сторонников цивилизационного понимания исторического процесса занимает Н.Я. Данилевский. Ученый был глубоко убежден в том, что развитие человечества шло не иначе как посредством развития цивилизаций. По мнению

Н.Я. Данилевского, цивилизация - это «исторический организм», который составляет всякое племя или семейство народов, характеризуемое отдельным языком или группой языков, которому присущи свои нравы, обычаи, одежда и образ жизни (цит. по: [3, с. 94]). По мнению автора, данное определение наиболее полно отражает сущность и специфические черты той или иной цивилизации.

H.Я. Данилевский определил четыре разряда культурной деятельности и закрепил за каждой цивилизацией свой основополагающий тип деятельности.

I. Деятельность религиозная, объемлющая собою отношение человека к Богу; мировоззрение не как теоретическое знание, а как твердая вера, составляющая живую основу всей нравственной деятельности человека.

2. Деятельность культурная, объемлющая отношение человека к внешнему миру.

Н.Я. Данилевский дифференцировал это отношение как научно-теоретическое, художественно-эстетическое и промышленно-техническое.

3. Деятельность политическая, объемлющая собою отношения людей между собою как членов одного народного целого, и отношение этого целого к другим народам.

4. Деятельность общественно-экономическая, объемлющая собою отношения людей между собою не непосредственно как нравственных и политических личностей, а посредством условий пользования предметами внешнего мира [4, с. 96].

Далее ученый определил, в какой мере каждый из культурно-исторических типов проявлял свою деятельность по указанным выше категориям, и каких результатов ему удалось достичь.

Первые культуры: египетскую, китайскую, вавилонскую, индийскую и иранскую можно назвать первичными или аутохтон-ными, потому что они сами себя построили, сосредоточив на разных точках земного шара слабые лучи первобытной деятельности человека. Они не проявили ни одной из перечисленных сторон человеческой деятельности, а были культурами подготовительными.

Цивилизации, последовавшие за первобытными аутохтонными культурами, развили только одну из сторон культурной деятельности: еврейская - сторону религиозную, греческая - культурную, а римская - политическую.

Дальнейший исторический прогресс должен был преимущественно заключаться как в развитии четвертой стороны культурной деятельности - общественно-экономической, так и в достижении большей многосторонности посредством соединения в одном и том же культурном типе нескольких

сторон культурной деятельности. На эту более широкую дорогу, более сложную ступень развития и ступил европейский или германороманский тип, который главнейшим образом занял историческую сцену после распада Западной Римской империи.

Западная цивилизация унаследовала от римлян концепцию центрального места закона в цивилизованном бытии. Запад отличает особый «механизм» социальной стратификации: возникновение и развитие автономных групп, не основанных на кровном родстве или узах брака (монастыри, монашеские ордена и гильдии). Сословия, сильная и автономная аристократия Запада контрастируют со слабостью гражданского общества и всесилием централизованных бюрократий других цивилизаций.

Индивидуализм, уходящий корнями в христианство и античную философию, впервые получил полное выражение в период Ренессанса и положил начало той целостности, которую мы называем теперь западной цивилизацией. Его основной чертой является уважение к личности как таковой, т. е. признание абсолютного суверенитета взглядов и наклонностей человека в сфере его жизнедеятельности, какой бы специфической она ни была, и убеждение в том, что каждый человек должен развивать присущие ему дарования.

Постепенная трансформация жестко организованной иерархической системы - преобразование ее в систему, позволяющую людям пытаться самим выстраивать свою жизнь и дающую им возможность выбирать из многообразия различных форм жизнедеятельно-

сти те, которые соответствуют их склонностям, - такая трансформация тесно связана с развитием коммерции. Новое мировоззрение, зародившееся в торговых городах северной Италии, распространялось затем по торговым путям на запад и на север, через Францию и юго-западную Германию в Нидерланды и на Британские острова, прочно укореняясь повсюду, где не было политической деспотии, способной его задушить [5, с. 41]. В Нидерландах и Британии оно расцвело пышным цветом и впервые смогло развиваться свободно в течение долгого времени, становясь постепенно краеугольным камнем общественной и политической жизни этих стран. Именно отсюда в конце XVII - начале XVIII в. оно начало распространяться вновь, уже в более развитых формах, на запад и на восток, в Новый Свет и Центральную Европу. На протяжении всего этого периода новой истории Европы генеральным направлением развития было освобождение индивида от разного рода норм и установлений, сковывающих его повседневную жизнедеятельность.

Известный ученый-экономист А.С. Се-лищев выделяет четыре основные цивилизации и исследует их характерные особенности [6, с. 3].

С давних времен внимание ученых привлекала проблема «Восток-Запад». В V в. до н. э. термин «азиатский» употреблялся эллинами в уничижительном смысле и служил синонимом деспотизма и варварской пышности, что противоречило идеалам древних греков [6, с. 3].

Таблица 1

Культурная детерминанта четырех основных цивилизаций

Европейско-антично- христианская цивилизация Арабско-исламская цивилизация Индо-буддийская цивилизация Китайско-конфуцианская цивилизация

Генеральная установка - индивидуальный материальный успех Генеральная установка - покорность перед волей Аллаха и лиц, его замещающих, материальный успех не поощряется Генеральная установка - высшая ценность небытия. Нирвана. Материальный успех - ничто Генеральная установка - постоянное самоусовершенствование

Индивид рассматривается как основная единица общества. Ставка на сильного индивида, на частную собственность, достоинство, свободу Человек - песчинка. Ставка на дисциплинированный социум, который покорен воле старшего. Общая установка на общественное равенство В центре - индивид, но не как свободная личность, а как обособленный человек, занятый мыслями о собственном спасении, а также - спасении своей общины Организованность и дисциплина, но основанная не на покорности, а на чувстве долга. Личность не настолько принижена, как в арабско-исламской цивилизации

Античная цивилизация принципиально отличалась от «азиатской» по всем основным параметрам (частная собственность, свободный рынок, индивид на первом плане, уважением прав человека и т. д.), что является антиподом восточного уклада. В результате возник феномен двух разных путей развития: восточного и западного, азиатского и античного. Согласно данной гипотезе, вся последующая история человечества была периодом сосуществования этих двух противоположных общественных структур.

Большой резонанс в науке получила теория Макса Вебера, который выделял несколько цивилизационных типов общества, каждый из которых более или менее предрасположен к экономическому развитию. М. Вебер соотносил эту предрасположенность, прежде всего, с религиозно-социальными воззрениями того или иного общества. В своей работе «Протестанская этика и дух капитализма» немецкий социолог писал о «несомненном преобладании протестантов среди владельцев капитала и предпринимателей, а равно среди высших квалифицированных слоев рабочих и, прежде всего, среди высшего технического и коммерческого персонала современных предприятий» [7, с. 19].

Анализируя причины возникновения и развития феномена отсталости стран Востока, отметим, что в отличие от Западной Европы, расположенной в умеренных широтах, страны и народы Востока часто испытывали жестокие экологические и социальные потрясения. Засухи, наводнения, землетрясения, тайфуны, цунами, а также опустошительные набеги кочевников, и иные проявления крайней нестабильности обусловили значительные, периодически повторявшиеся разрушения производительных сил стран Востока [8, с. 62]. Население стран, расположенных в тропиках и субтропиках, было в значительной мере подвержено инвазионным и эндемическим заболеваниям (например, малярия).

Отмеченные выше факторы наложили немалый отпечаток на особенности эволюции общественных структур и производительных сил стран Востока. Государство в азиатских и североафриканских странах возникло раньше, чем различные формы горизонтальной интеграции социума, поскольку государство было призвано мобилизовать

подданных для коллективной эксплуатации природы, а также для ожесточенной борьбы с внешними и внутренними врагами. Оно приобрело основные черты того, что обычно называют восточным деспотизмом.

Общество подобного типа с преобладанием вертикальных (командных) импульсов, самодовлеющее, в известном смысле тотальное (т. е. без четкого разделения властей на светскую и духовную), было при всех его изъянах вовсе не ошибкой истории, а достаточно жизнеспособной системой, просуществовавшей не одно тысячелетие.

На примере различных концепций, представленных выше, можно сделать вывод о том, что не существует единого подхода к понятию «цивилизаций». Здесь необходимо руководствоваться выбором определенного критерия, который помогает раскрыть цивилизации с точки зрения того или иного аспекта. В настоящей статье автором были выделены следующие критерии, которые описывают разнообразие цивилизаций:

- по признаку эволюции и исторического развития [1]. Семь цивилизаций: неолитическая, раннеклассовая, античная, средневековая, прединдустриальная и индустриальная;

- по признаку главенствующей религии

и культурного наследия [2, 6]: четыре цивилизации: европейско-христианская, арабско-

исламская цивилизация, индо-буддийская, китайско-конфуцианская.

- по типу деятельности (основополагающая доктрина в жизнедеятельности общества) [4]: четыре типа деятельности: религиозная, культурная, политическая и общественно-экономическая и цивилизации «Восток-Запад» [8].

1. Яковец Ю. История цивилизаций. М., 1997.

2. Тойнби А.Дж. Постижение истории. М., 2003.

3. Мамонтов С.П. Антология культурологической мысли. М., 1996.

4. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 2002.

5. Хайек Ф.А. Дорога к рабству. М., 2005.

6. Селищев А.С. Китайская экономика в XXI веке. СПб., 2004.

7. Вебер М. Избранное: протестантская этика и дух капитализма. М., 2006.

8. Мельянцев В.А. Восток и Запад во втором

тысячелетии: экономика, история и совре- Поступила в редакцию 16.04.2012 г.

менность. М., 1996.

UDC 339.9

CONCEPTUAL BASES OF NOTIONS “CIVILIZATIONS”

Tatyana Valeryevna BELOUSOVA, Saint-Petersburg State University, Saint-Petersburg, Russian Federation, World Economics Department, e-mail: tatianabel2008@rambler.ru

The civilization aspects, more likely, would never lose their relevance, as help to find the “causa causans” of the processes taken place on a world-wide scale. In the article the author tries to conduct a research on series of approaches towards civilizations, and reveal the criteria of their diversification.

Key words: civilization; cultural activity; religion; civilizational types of society.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.