УДК 342.951
Тютюнников Николай Николаевич кандидат технических наук, старший научный сотрудник ведущий научный сотрудник, Федеральное государственное унитарное предприятие «Центральный научно-исследовательский институт экономики, информатики и
систем управления» (ФГУП «ЦНИИ ЭИСУ») 123104, г. Москва, ул. Малая Бронная, д. 2/7, стр. 1.
tutunnikov_nn@cniieisu.ru
О цитировании терминов и определений ограниченного доступа в
открытых публикациях
Одним из ярко выраженных направлений исследований в новой самостоятельной отрасли права — информационном праве [1] — является разработка правовых методов и средств обеспечения информационной безопасности. Правовые аспекты обеспечения информационной безопасности уже считаются выделенной подотраслью информационного права [2].
Несмотря на детальную проработку многих положений, в ней слабо изучен вопрос использования при разработке документов, предназначенных для открытого опубликования, терминов и определений, взятых из документов, имеющих гриф ограничения доступа к документу [3] (гриф секретности или пометку «Для служебного пользования»). Данные документы содержат информацию ограниченного доступа [4, ст. 9], ив частности сведения, составляющие государственную тайну [5], и служебную информацию ограниченного распространения [6].
В соответствии с действующими нормативными документами степень ограничения доступа к информации определяется исполнителем документа и должностным лицом, подписывающим или утверждающим этот документ.
У исполнителя рано или поздно возникает правомерный вопрос о присвоении грифа ограничения доступа к документу, в котором содержатся термины и определения, взятые из документов с информацией ограниченного доступа.
Отдельный термин и его определение, взятые из документа, являются выпиской (или цитатой) из документа. Гриф секретности выписок из
документов устанавливается в соответствии со степенью секретности содержащихся в них сведений. Засекречивание сведений, составляющих государственную тайну, осуществляется на основании перечня сведений, отнесенных к государственной тайне [7]. Гриф ограничения доступа к документу (гриф секретности) устанавливается по наивысшей степени секретности сведений, содержащихся в документе. Отнесение сведений к служебной информации ограниченного распространения диктуется служебной необходимостью.
Поэтому, обычно не возникает проблем при включении терминов и определений из документов с грифом ограничения доступа в новые разрабатываемые документы, которым планируется присвоить гриф не ниже, чем у использованных в нем материалов. Спорными могут являться случаи цитирования таких терминов и определений в несекретных документах или документах, которым планируется присвоить более низкий гриф.
Проверка и оценка материалов, предназначенных к открытому опубликованию, с целью предотвращения публикации сведений, не подлежащих разглашению, осуществляется путем проведения их экспертизы. Экспертиза материалов проводится на предмет отсутствия в них сведений, составляющих государственную тайну, а также служебной информации ограниченного распространения с целью исключения их открытого опубликования [8, 9].
Экспертная комиссия только контролирует нераспространение информации ограниченного доступа. Автор сам должен заранее позаботиться об исключении такой информации из документов, предназначенных к открытому опубликованию.
Избежать многих вопросов с «секретными» терминами и определениями помогут следующие рекомендации. При их разработке в качестве методической основы принята теория, что терминами и определениями ограниченного доступа являются термины и определения, опубликованные в документах с грифом ограничения доступа, и при употреблении которых приводится полное
название (библиографическая ссылка) соответствующего документа. Нарушение названной триады, изображенной на рисунке 1, — термин, определение, полное название документа — в подавляющем числе случаев влечет за собой снятие ограничений на опубликование терминов и определений.
Рисунок 1 — Триада, устанавливающая обязательное ограничение доступа при
опубликовании терминов и определений
Приведем подтверждение этот теории практическими примерами:
1) Опровергнем первый тезис о том, что «термин может быть секретным». Например, утверждается, что термин «арбалет» является секретным. В подтверждении этого факта приводится, что арбалет — это портативная коротковолновая станция Р-163-1У, авиационный радиолокационный комплекс, противопехотный гранатомет ТКБ-0249, новый парашют для воздушно-десантных войск и войск специального назначения, являющиеся секретными образцами вооружения и военной техники [10]. В свободной энциклопедии «Википедия» (ru.wikipedia.org) для термина «словесные названия российского оружия» приводятся и другие расшифровки
этого термина. Однако, общеизвестно, что «арбалет» — это ручное метательное оружие, и этот термин опубликован во всех толковых словарях.
2) Опровергнем второй тезис о том, что «термин с определением может быть секретным». В большинстве случаев это утверждение может быть верным и обосновать перед экспертной комиссией необходимость цитирования в документах, предназначенных к открытому опубликованию, терминов и определений из секретных документов и документов с пометкой «Для служебного пользования» может быть проблематичным. Однако есть законные исключения. Например, вместо цитирования из ГОСТ Р 51583—2000, который является документом с пометкой «Для служебного пользования», термина и определения «государственная тайна — защищаемые государством сведения...» лучше процитировать тот же термин и тоже его определение из Закона РФ от 21.07.1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне», который является несекретным.
Поэтому одним из путей включения «секретных» терминов и определений в документы, предназначенные к открытому опубликованию, является ссылка на открытые источники, а не на документы с грифом ограничения доступа.
3) Опровергнем третий тезис о том, что «термин с определением и указанным источником с грифом ограничения доступа является информацией ограниченного доступа». В стандарте ГОСТ Р 51624—2000, являющимся документом с пометкой «Для служебного пользования», установлен термин с соответствующим определением «автоматизированная система в защищенном исполнении — автоматизированная система, реализующая информационную технологию.». В документе [11], утвержденном ФСБ России и являющимся несекретным, данный термин с определением процитированы в виде «автоматизированная система в защищенном исполнении (АСЗИ) — автоматизированная система, реализующая информационную технологию . [ГОСТ Р 51624—2000]». Особенностью такого цитирования является указание не полной библиографической ссылки на использованный источник, а
минимально необходимой информации, позволяющей найти источник без раскрытия содержащихся в документе сведений.
Подводя итог рассмотрения различных случаев цитирования терминов и определений из документов, имеющих гриф ограничения доступа, еще раз отметим, что такое цитирование с указанием названия документа, раскрывающего содержащиеся в нем сведения, влечет за собой сохранение грифа ограничения доступа к новому разрабатываемому документу. При снижении грифа ограничения доступа к нему, прежде всего, необходимо руководствоваться перечнем сведений, отнесенных к государственной тайне, и служебной необходимостью.
Учитывая представленные положения, сформулируем правила правомерного цитирования терминов и определений ограниченного доступа в материалах, предназначенных для открытой публикации.
1) Обязательное употребление аналогичных терминов и определений, опубликованных в документах, имеющих более высокий уровень значимости и являющиеся несекретными или с более низким грифом.
Примером является термин и определение «государственная тайна — защищаемые государством сведения.», опубликованные в постановлении Правительства РФ от 05.01.2004 г. № 3-1, которое имеет гриф секретности «секретно». Однако, данный термин и определение являются точной цитатой из документа, имеющего более высокий уровень значимости. Данный термин и определение установлены Законом РФ от 21.07.1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне», ссылка на который и должна быть приведена исполнителем в новом разрабатываемом документе.
2) Употребление аналогичных терминов и определений, опубликованных в документах, имеющих более низкий уровень значимости и являющиеся несекретными или с более низким грифом.
Данная ситуация возникает в случаях, когда указание даже сокращенного названия документа-первоисточника (библиографической ссылки) нецелесообразно из-за специфики публикации или особенностей читателя, для
которого готовится материал. Это связано прежде всего с тем, что при указании первоисточника читателю предоставляется возможность его нахождения для последующего ознакомления. Поэтому, если читатель не допущен к информации ограниченного доступа, то указывать для него документы с грифом ограничения доступа неэтично. Именно в таких случаях применяется это правило.
Примером является термин и определение «автоматизированная система в защищенном исполнении — автоматизированная система, реализующая информационную технологию.». В документах, предназначенных к открытому опубликованию, лучше указать ссылку не на ГОСТ Р 51624—2000, являющийся документом с пометкой «Для служебного пользования», а на Методические рекомендации, утвержденные ФСБ России 21.02.2008 г. № 149/54-144, которые читатель может найти в системе «Консультант Плюс».
3) Употребление терминов и определений без указания ссылки на источник.
Такая ситуация возникает в случаях необходимости установления базовых понятий в документах, предназначенных к открытому опубликованию, а обозначающие их термины определены в документах ограниченного доступа.
Примером выхода из данной ситуации является публикация в журнале «Военная мысль», в которой авторы установили базовое понятие следующим образом: «В соответствии с принятыми определениями под противовоздушной обороной следует понимать организованные действия специально выделенных войск (сил) по разведке воздушного противника и отражению (срыву) его ударов по военным и государственным обороняемым объектам» [12, с. 62]. При данной формулировке соблюдены требования по снятию ограничений на доступ к информации, однако понять легитимность данного определения не представляется возможным, т.к. оно может быть установлено, например, как в наставлении по воздушно-космической обороне, утвержденном Министром обороны РФ, так и в опубликованных ранее научных трудах авторов.
4) Употребление терминов и определений, опубликованных в несекретных документах или с более низким грифом ограничения доступа к документу.
Данное правило позволяет избежать описанного выше противоречия. Например, в данном случае можно было бы привести следующие термин и определение: «Под противовоздушной обороной понимается комплекс
мероприятий и боевые действия войск (сил) по борьбе со средствами воздушного нападения противника в целях предотвращения (снижения) потерь населения, ущерба объектам и группировкам войск от ударов с воздуха», опубликованное в Военном энциклопедическом словаре [13].
В любом случае отступление от данного правила и использование терминов и определений без указания источника должно быть обоснованно отвечать целям и задачам разрабатываемого материала.
5) Употребление терминов и определений из старых документов.
Такая необходимость возникает в научных трудах, когда необходимо проследить развитие предмета исследований в исторической перспективе.
В соответствии со статьей 13 Закона РФ от 21.07.1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не должен превышать 30 лет. В исключительных случаях этот срок может быть продлен по заключению межведомственной комиссии по защите государственной тайны.
Однако, правомерным в документах, предназначенных к открытому опубликованию, является использование терминов и определений из таких документов, с которых гриф ограничения доступа снят.
Таким образом, в соответствии с действующими нормативными документами степень секретности (ограничение доступа) сведений определяется исполнителем документа и должностным лицом, подписывающим или утверждающим этот документ. Помочь исполнителю в установлении грифа ограничения доступа к разрабатываемому им документу, в котором используются термины и определения, смогут сформулированные в
статье правила правомерного цитирования терминов и определений ограниченного доступа в материалах, предназначенных для открытого опубликования.
Литература
1. Бачило И.Л. Информационное право. — М.: Изд-во Юрайт; ИД Юрайт,
2011. — 522 с.
2. Килясханов И.Ш., Саранчук Ю.М. Информационное право в терминах и понятиях. — М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2008. — 136 с.
3. ГОСТ Р 51141—98. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. — М.: ИПК Изд-во стандартов, 1998. — 8 с.
4. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ (в ред. от 28.12.2013 г.). Об информации, информационных технологиях и о защите информации // Собрание законодательства РФ. — 2006. — № 31 (1 ч.). — Ст. 3448.
5. Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 (в ред. от 21.12.2013 г.). О государственной тайне // Собрание законодательства РФ. — 1997. — № 41. — С. 8220—8235.
6. Постановление Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. № 1233 (в ред. от
20.07.2012 г.). Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти и уполномоченном органе управления использованием атомной энергии // Собрание законодательства РФ. — 2005. — № 30 (ч. II). — Ст. 3165.
7. Указ Президента РФ от 30 ноября 1995 г. № 1203 (в ред. от
26.09.2013 г.). Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне // Собрание законодательства РФ. — 1995. — № 49. — Ст. 4775.
8. Приказ Росавиации от 16 июня 2011 г. № 340. О введении в действие Инструкции о порядке проведения в Федеральном агентстве воздушного
транспорта экспертизы материалов, предназначенных к открытому опубликованию. — М.: Консультант Плюс, 2011. — 5 с.
9. Приказ Ростехнадзора от 18 мая 2007 г. № 343. Об утверждении и
введении в действие Инструкции о порядке проведения в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору экспертизы материалов, предназначенных к открытому опубликованию. — М.:
Консультант Плюс, 2011. — 5 с.
10. Электронный справочник названий российского (советского) оружия /
Сост. Д. Шипуля. — 2006. — 12 с. — Ц^:
http://www.vrazvedka.ru/main/learning/glossary-02.html (дата обращения:
11.12.2013 г.).
11. Методические рекомендации по обеспечению с помощью криптосредств безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных с использованием средств автоматизации. (Утв. ФСБ России 21.02.2008 г. № 149/54-144). — М.: Консультант Плюс, 2012. — 19 с.
12. Корабельников А.П., Корабельников С.А., Покидов Л.В. Противовоздушная оборона и способы ее реализации // Военная мысль. —
2012. — № 1. — С. 61—71.
13. Военный энциклопедический словарь / Пред. Гл. ред. комиссии А.Э. Сердюков. — М.: Воениздат, 2007. — 832 с.