Таким образом, анализ информационно-политических рисков принесёт большую пользу при изучении возможных будущих конфликтов, которые могут привести к значительным проблемам в политической и соцально-экономической сферах, что пока ещё недостаточно полно признаётся и понимается акторами.
Библиографический список
1. Carsten Giersch. The political-risk-analys. -URL http://www.globalriskaffairs. com/2011/03/ the-political-risk-analyst-ii/ (дата обращения: 20.03.2011).
2. Овчинников С. А. Зарубежный опыт построения электронного правительства и роль информационной экспертизы в этом процессе / С. А. Овчинников, А. В. Трофименко // Вестник СГСЭУ. - 2011. - № 2. - ISSN 1994-5094.
3. Овчинников С. А. Политико-организационные аспекты «сдерживания» трансграничных потоков информации / С. А. Овчинников, С. Е. Гришин // Вестник СГСЭУ. - 2011. - № 3.-ISSN 1994-5094.
4. Гришин С. Е. Формирование культуры ки-бербезопасности в обществе - актуальная задача современности // Вестник СГСЭУ. - 2011. - № 4. - ISSN1994-5094.
5. Клаузевиц К. Принципы ведения войны : [пер с англ.] - М.: ЗАО Центрполиграф, 2009. - ISBN 978-5-9524-4349-5.
6. URL: http://www.org./publications_reports-07/0733es.htm (дата обращения: 17.09.11).
7. Овчинников С. А. Отчёт о НИР по госконтракту № 14.740.11.0241 «Разработка научно-методических материалов для сборника отчетных материалов по итогам независимой экспертизы состояния процесса реализации региональных правовых актов по внедрению информационных технологий в деятельности органов власти». - Саратов, 2011.
8. Плято С. С. Потенциальные вызовы электронному правительству // Вестник СГСЭУ.-2011. - № 2. - ISSN 1994-5094.
УДК 004.056.5
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ВИДОВ ТАЙН И ТЕРМИНОЛОГИИ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ
© Сизоненко Александр Борисович
кандидат технических наук, доцент, профессор кафедры оперативно-розыскной деятельности и специальной техники, Краснодарский университет МВД России.
В российском законодательстве фигурирует несколько десятков видов тайн. Упоминания о них разрознены и содержатся в большом количестве нормативно-правовых документов. Кроме того, встречаются разночтения различных терминов и определений в области защиты информации. В данной статье предпринята попытка дать классификацию всего многообразия информации, доступ к которой ограничен законами Российской Федерации, и систематизировать терминологию в области защиты информации.
Ключевые слова: информация, виды тайн, терминология в области защиты информации, правоотношения в информационной сфере, информация ограниченного доступа.
С целью более глубокого изучения темы, чёткой классификации видов тайн необходимо построение понятийного ряда. Первоисточником термина «информация» является латинское слово шбэгшайо (изложение, истолкование, разъяснение). В русском языке известно с Петровской эпохи [5, с. 355].
Ранее под «информацией» подразумевались сведения, сообщения, передаваемые
от человека человеку и осведомляющие о положении дел, событиях, состоянии чего-либо, содержащие знания, представления, познания какой-либо области и т. д. Этот уровень отражал, так называемый, антропоцентрический подход к понятию. А вся рассматриваемая в этом контексте информация являлась семантической, то есть содержащей смысл (для человека).
В зависимости от категории доступа
Семантическая информация - продукт абстрактного мышления человека, отображаемые с помощью символов на языках общения людей объекты, явления, образы и модели. Языки общения включают как естественные языки национального общения, так искусственные профессиональные языка. Сущность семантической информации не зависит от характеристик носителя. Например, одну и ту же семантическую информацию можно представить в виде письменных и речевых сообщений [3, с. 54].
Однако такой подход к определению этого понятия информации с развитием науки и техники оказался неполным. Он не включал взаимодействие человека с ЭВМ, генетическую информацию, признаковую информацию, описывающую конкретный материальный объект по его внешнему виду, излучаемые им поля и элементарные частицы, состав и структуру веществ, из которых состоит объект [6, с. 30; 3, с. 53].
Согласно словарю русского языка С. И. Ожегова информация - это сведения об окружающем мире и протекающих в нём процессах, воспринимаемых человеком или специальным устройством, а также сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-нибудь. В толковом словаре русского языка есть также понятие «генетическая информация» - совокупность наследственных признаков, передаваемых от клетки к клетке, от организма к организму [2, с. 250].
Информация сама по себе нематериальна, так как невозможно измерить известными физическими приборами её массу, размеры, энергию, но она может храниться, обрабатываться, передаваться по различным каналам связи в виде сообщений, записанных на различные материальные носители. Последние подразделяются на 4 группы: люди, материальные тела, микрочастицы (электроны) и различные поля (акустическое, электрическое, магнитное, в том числе в оптическом диапазоне) [3, с. 92].
В ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее ФЗ «Об информации ...») информация определяется как сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления [4].
ФЗ «Об информации ...» является базовым в информационной сфере и регулирует отношения, связанные с осуществлением права на поиск, получение, передачу, производство
информационных технологий; обеспечением защиты информации.
Классификацию информации как объекта правовых отношений, в соответствии со ст. 5 ФЗ «Об информации ...» можно представить в следующем виде (рис. 1).
— информация нэк объект правовых отношений
Ё »(Ю1Ы0СТН от (ЮрДДка предоставления ипн распространенна
Общедоступная
информация, сяоболно распространяемая
Ограниченного доступа
информация, pacnpot"раисииопогорев ограничивается и." и запрещает^
информация, предоставляемая по аиииннмо пиц
информация, подлежащая предоставлении* или распрОСтраннтис
и распространение информации; применением
Рис. 1. Классификация информации как объекта правовых отношений
К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. В соответствии со ст. 7 ФЗ «Об информации ...» общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации.
Согласно ст. 5 ФЗ «Об информации .» информацией ограниченного доступа считается та информация, доступ к которой ограничен федеральными законами. Доступ к информации - это возможность её получения и использования (4, ст. 2).
Обобщив вышесказанное и положения ст. 9 ФЗ «Об информации ...», можно дать следующее определение: информацией ограниченного доступа является информация, возможность получения и использования которой ограничивается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Понятие информации ограниченного доступа неразрывно связано с понятием тайны, которое достаточно часто встречается в российском законодательстве. В словаре тайна трактуется как нечто, скрываемое от других, известное не всем, секрет [2]. В нормативно-правовых актах термин «тайна» употребляется как синоним понятия «информация, доступ к которой ограничен» [1, с. 63].
По мнению О. А. Городова, тайна семантически несводима к информации [1, с. 64]. Тайна - это не информация, а правовой режим информации. Поэтому следует говорить, что информация находится в тайне (в особом
правовом режиме), а не составляет какую-либо тайну [1, с. 64].
Очень часто в литературе встречается подмена понятий «информация ограниченного доступа» и «информация ограниченного распространения». Это не совсем верный подход.
Соотношение межу этими двумя видами информации иллюстрируется ниже (рис. 2).
Рис. 2. Соотношение между информацией ограниченного доступа и ограниченного распространения
В соответствии со ст. 2 ФЗ «Об информации ...» распространение информации - действия, направленные на получение информации неопределённым кругом лиц или передачу информации неопределённому кругу лиц. Таким образом, информация ограниченного доступа всегда является информацией ограниченного распространения, так как возможность её получения и использования ограничивается федеральными законами. Другими словами, не может свободно распространяться (доводиться до неопределенного круга лиц) информация, которую необходимо сохранить в тайне (поэтому на рис. 2 соответствие информации ограниченного доступа и информации ограниченного распространения показано сплошной линией).
Однако информация ограниченного распространения не всегда будет являться информацией ограниченного доступа. Например, распространение нового фильма, вышедшего в прокат, ограничено законодательством в сфере охраны авторских и смежных прав, но сама информация является общедоступной (поэтому на рис. 2 линия, соединяющая информацию ограниченного распространения и ограниченного доступа, пунктирная).
Таким образом, употребление термина «информация ограниченного распространения» в контексте описания различных видов тайн является не совсем корректным. В соответствии с ФЗ «Об информации ...» для определения того, что информация относится к какому-либо виду тайн, необходимо употреблять термин «информация ограниченного доступа».
В литературе часто к информации, не составляющей государственную тайну, но относящейся к информации ограниченного доступа, применяют термин «конфиденциальная информация». По всей видимости, такое понятие устоялось со времен действия «старого» Федерального закона от 20.02.1995 № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и о защите информации», в соответствии с п. 2 ст. 10
которого информация ограниченного доступа подразделялась на информацию, отнесённую к государственной тайне, и конфиденциальную. В действующем ФЗ «Об информации ...» понятия «конфиденциальной информации» нет. Существует понятие «конфиденциальность информации», то есть обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определённой информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия её обладателя. Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами [4].
11 июля 2011 г. Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон № 200-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Указанный Федеральный закон призван систематизировать понятийный аппарат в сфере защиты информации и привести терминологию в соответствии с ФЗ «Об информации.». В нормативно-правовых актах термин «конфиденциальная информация» изменяется на «информацию, в отношении которой установлено требование об обеспечении её конфиденциальности». На наш взгляд, это понятие не совсем точно отражает смысл, который был заложен в понятие «конфиденциальная информация» в соответствии с ФЗ «Об информации, информатизации и о защите информации». Требование конфиденциальности должно быть установлено и в отношении любой информации ограниченного доступа, в том числе информации, составляющей государственную тайну.
Исходя из действующего законодательства, по нашему мнению, правильнее эту категорию информации называть «несекретная информация ограниченного доступа».
Классификация информации ограниченного доступа, составленная на основе анализа нормативно-правовых актов Российской Федерации, представлена на рис. 3.
Указом Президента РФ от 06.03.1997 № 188 утверждён Перечень сведений конфиденциального характера. К ним относятся: персональные данные; сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства, а также сведения о защищаемых лицах и мерах государственной защиты; служебная тайна; профессиональная тайна; коммерческая тайна; сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.
Порядок обращения со служебной информацией ограниченного доступа (составляющей служебную тайну) в федеральных органах
Рис. 3. Классификация информации ограниченного доступа
исполнительной власти осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 № 1233 и ведомственными инструкциями. Согласно указанному постановлению к служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью. Носители информации, составляющей служебную тайну, имеют пометку «для служебного пользования». Однако складывается парадоксальная ситуация. После отмены с 01.01.2008 Федеральным законом от 18.12.2006 № 231-ФЗ статьи 139 «Служебная и коммерческая тайна» части первой
Гражданского кодекса РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ ни одним Федеральным законом доступ к служебной тайне не ограничивается. Таким образом, налицо противоречие. Служебную тайну нельзя признать информацией ограниченного доступа, несмотря на наличие требований по её защите в подзаконных нормативных актах (поэтому на рис. 3 служебная тайна выделена пунктиром).
Защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне (Закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне»).
Государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его во-
енной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Перечень конкретных сведений, составляющих государственную тайну, утверждён Указом Президента РФ от 30.11.1995 № 1203.
Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну закреплено в п. 1 ст. 23 Конституции РФ от 12.12.1993. Личная и семейная тайна в соответствии со ст. 150 ч. 1 Гражданского кодекса РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ отнесены к нематериальным благам, и на них распространяется соответствующий правовой режим.
Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» даёт определение коммерческой тайны, под которой понимается конфиденциальность информации, позволяющая её обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.
Тайна совещания судей (ст. 298). Приговор постановляется судом в совещательной комнате, где могут находиться лишь судьи, входящие в состав суда по данному уголовному делу.
Тайна совещания присяжных заседателей (ст. 341). После напутственного слова председательствующего коллегия присяжных заседателей удаляется в совещательную комнату для вынесения вердикта. Присутствие в ней иных лиц, за исключением коллегии присяжных заседателей, не допускается.
В соответствии с Указом Президента РФ от 06.03.1997 № 188 профессиональной тайной являются сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Причём одна и та же информация может составлять различные виды тайн. Например, личная или семейная тайна, доверенная гражданином нотариусу, при составлении завещания для нотариуса будет составлять профессиональную тайну.
Налоговая тайна рассматривается ст. 102 части первой Налогового кодекса РФ от 31.07.1998 № 146-ФЗ. Налоговую тайну составляют любые
Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну закреплено в п. 1 ст. 23 Конституции РФ от 12.12.1993.
27 июля 2006 г. был принят Федеральный закон № 152-ФЗ «О персональных данных», в соответствии с которым персональные данные - это любая информация, относящаяся к определённому или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация. Обрабатывать персональные данные может оператор с согласия их субъектов, за исключением случаев, предусмотренных Законом.
В ст. 161 Уголовно-процессуального кодекса РФ от 18.12.2001 № 174-ФЗ указывается на недопустимость разглашения данных предварительного следствия (тайна следствия). Они могут быть преданы гласности лишь с разрешения следователя или дознавателя. Разглашение данных о частной жизни участников уголовного судопроизводства без их согласия не допускается.
Помимо тайны предварительного следствия, Уголовно-процессуальный кодекс РФ содержит следующие нормы.
полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений: 1) разглашённых налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; 2) об идентификационном номере налогоплательщика; 3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения; 4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями).
Ст. 857 ч. 2 Гражданского кодекса РФ от 26.01.1996 № 14-ФЗ содержит положения о банковской тайне. Банк гарантирует тайну банковского счёта и вклада, операций по счёту и сведений о клиенте. Такие данные не подлежат разглашению, их могут знать банковские служащие и сами клиенты или их представители, а также возможна их передача в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Банковская тайна определена также ст. 26 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности».
В ст. 946 ч. 2 Гражданского кодекса РФ от 26.01.1996 № 14-ФЗ законодательно закреплена тайна страхования - страховщик не вправе разглашать полученные им в результате профессиональной деятельности сведения о страхователе, застрахованном лице и выгодоприобретателе, состоянии их здоровья, а также об имущественном положении этих лиц.
Согласно ст. 15 Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» устанавливает, что фонд не вправе передавать третьим лицам, за исключением правопреемников участников и застрахованных лиц, а также организаций, которые в соответствии с договором осуществляют ведение пенсионных счетов, если указание на такие организации содержится в правилах фонда, информацию, полученную в процессе сбора, хранения, передачи и использования сведений, содержащихся в пенсионных счетах негосударственного пенсионного обеспечения, пенсионных счетах накопительной части трудовой пенсии, а также при выплате негосударственной пенсии и накопительной части трудовой пенсии, выплатах (переводе) выкупных сумм и выплатах правопреемникам.
Ст. 16 Основ законодательства РФ о нотариате от 11.02.1993 № 4462-1 регламентирует нотариальную тайну. Нотариус обязан хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с осуществлением его профессиональной деятельности. Суд может освободить нотариуса от обязанности сохранения тайны, если против нотариуса возбуждено уголовное дело в связи с совершением нотариального действия.
Тайна завещания закреплена ст. 1123 ч. 3 Гражданского кодекса РФ от 26.11.2001 № 146-ФЗ. Нотариус, другое удостоверяющее завещание лицо, переводчик, исполнитель завещания, свидетели, а также гражданин, подписывающий завещание вместо завещателя, не вправе до открытия наследства разглашать сведения, касающиеся содержания завещания, его совершения, изменения или отмены.
Тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений определена п. 2 ст. 23 Конституции Российской Федерации от 12.12.1993. Кроме того, тайна связи закреплена ст. 63 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи». В ст. 15 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» уточняется понятие тайна переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений, входящих в сферу деятельности операторов почтовой связи. В соответствии с указанной статьёй осмотр и вскрытие почтовых отправлений, осмотр их вложений, а также иные ограничения тайны связи допускаются только на
основании судебного решения. Все операторы почтовой связи обязаны обеспечивать соблюдение тайны связи. Информация об адресных данных пользователей услуг почтовой связи, о почтовых отправлениях, переводах денежных средств, телеграфных и иных сообщениях, входящих в сферу деятельности операторов почтовой связи, а также сами эти почтовые отправления, переводимые денежные средства, телеграфные и иные сообщения являются тайной связи и могут выдаваться только отправителям (адресатам) или их представителям.
Аудиторская тайна закреплена ст. 9 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Аудиторскую тайну составляют любые сведения и документы, полученные и (или) составленные аудиторской организацией и её сотрудниками, а также индивидуальным аудитором и работниками, с которыми им заключены трудовые договоры, при оказании услуг, предусмотренных указанным Федеральным законом, за исключением сведений, разглашённых самим лицом, которому оказывались услуги, либо с его согласия.
В ст. 61 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.01.1993 № 5487-1 устанавливается, что врачебной тайной является информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении.
Согласно п. 2 ст. 15 Семейного кодекса Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ результаты обследования лица, вступающего в брак, составляют медицинскую тайну и могут быть сообщены лицу, с которым оно намерено заключить брак, только с согласия лица, прошедшего обследование.
Семейный кодекс РФ (ст. 139) гарантирует охрану тайны усыновления ребёнка. Судьи, вынесшие решение об усыновлении ребёнка, или должностные лица, осуществившие государственную регистрацию усыновления, а также лица, иным образом осведомленные об усыновлении, обязаны сохранять тайну усыновления.
Тайна исповеди закреплена в п. 7 ст. 3 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» и охраняется им. Священнослужитель не может быть привлечён к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали известны ему из исповеди, и не подлежит допросу в качестве свидетеля о таких обстоятельствах.
Конфиденциальность третейского разбирательства установлена ст. 22 Федерального закона от 24.07.2002 № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации». Третейский
судья не вправе разглашать сведения, ставшие известными ему в ходе третейского разбирательства, без согласия сторон или их правопреемников.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокат-
бенно в нормативно-правовых актах терминов и определений в области защиты информации необходимо опираться на требования действующего законодательства в этой сфере, не допуская их вольной трактовки.
Тайна - это не информация, а правовой режим информации. Поэтому следует говорить, что информация находится в тайне (в особом правовом режиме), а не составляет какую-либо тайну.
ской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокатской тайной являются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю.
Федеральный закон от 02.08.1995 № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (ст. 11) констатирует, что сведения личного характера, ставшие известными работникам учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг, составляют профессиональную тайну.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» к информации, составляющей профессиональную тайну при осуществлении ломбардом своей деятельности, относится информация, полученная ломбардом от заёмщика или поклажедателя.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» голосование на выборах и референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 25.01.2002 № 8-ФЗ «О всероссийской переписи населения» сведения о населении, содержащиеся в переписных листах, являются информацией ограниченного доступа.
Видное место среди законов, регулирующих отношения в информационной сфере, занимает Федеральный закон РФ от 27.12.2010 № 2124-1 «О средствах массовой информации». В соответствии со ст. 41 указанного Закона редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, предоставленные гражданином с условием сохранения их в тайне (редакционная тайна).
Таким образом, как видно из представленного анализа, количество нормативно-правовых актов в области защиты информации достаточно велико, многочисленны и различные виды информации, подлежащей защите. В этой ситуации для однозначного толкования применяемых в учебной, научной литературе, а осо-
Библиографический список
1. Городов О. А. Информационное право [Текст] : учебник. - М.: ТК Велби, Проспект, 2008. - ISBN 978-5-482-01772-2.
2. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка : 80 000 слов и фразеол. выражений [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю Щведова; Рос. акад. наук, Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. - 4-е изд., доп. - М. : Азбуковик, 1999. - ISBN 5-89285-003-Х.
3. Торокин А. А. Инженерно-техническая защита информации [Текст] : учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальностям в обл. информ. безопасности. — М.: Гелиос АРВ, 2005. - ISBN 5-85438-140-0.
4. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ [Электронный ресурс]. - СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 26.09.2011).
5. Черных П. Я. Историко-этимологический словарь русского языка [Текст] : в 2 т. : 3-е изд., стереотип., т. 1. - М.: Русский язык, 1999. - ISBN 2-200-02685-7.
6. Чубукова С. Г. Основы правовой информатики (юридические и математические вопросы информатики) [Текст] : учеб. пособ. : 2-е изд., испр., доп. / С. Г. Чубукова, В. Д. Элькин; под ред. М .М. Рассолова, В. Д. Элькина. - М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ», 2007. - ISBN 978-5-98209-023-2.