Цифровизация РСЧС Russian Unified Emergency Rescue Service digitalization
УДК 614.8
О цифровом развитии единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
ISSN 1996-8493
© Технологии гражданской безопасности, 2021
С.Н. Нехорошев, А.Н. Кудрявцев, А.П. Попов, Н.В. Свентская Аннотация
Рассмотрены автоматизированные системы, функционирующие, созданные и создаваемые в области обеспечения безопасности жизнедеятельности и антикризисного управления с позиции их возможной дальнейшей цифровой трансформации в единое информационное пространство в целях повышения эффективности предупреждения чрезвычайных и кризисных ситуаций.
Ключевые слова: АИУС РСЧС; система-112; МНИС ГЛОНАСС; системы мониторинга; цифровая трансформация.
On the Digital Development of the Unified State System of Emergency Prevention and Response
ISSN 1996-8493
© Civil Security Technology, 2021
S. Nekhoroshev, A. Kudryavtsev, A. Popov, N. Svenskaya Abstract
Functioning, created and being created automated systems in the field of life safety and crisis management are considered from the perspective of their possible further digital transformation into a single information space in order to increase the effectiveness of emergency and crisis prevention.
Key words: AIUS RSChS; system-112; NIS GLONASS; monitoring systems; digital transformation. 10.08.2021
Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 [1] определены национальные цели развития Российской Федерации до 2030 года, среди которых указаны: «сохранение населения, здоровья и благополучия людей; ... обеспечение комфортной и безопасной среды для жизни; ... цифровая трансформация государственного управления и отраслей экономики».
Как подчеркнуто в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы: «.Информационные и коммуникационные технологии стали частью современных управленческих систем во всех отраслях экономики, сферах государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка.».
В полной мере это касается и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), обеспечивающей мероприятия по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (ЧС) и поддерживающей устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации.
Следуя Стратегии развития информационного общества, основными целями цифровой трансформации РСЧС должны стать:
развитие человеческого потенциала в области защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
обеспечение безопасности граждан и государства в указанной области деятельности;
развитие взаимодействия по вопросам безопасности жизнедеятельности граждан и организаций, органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления;
повышение эффективности государственного и муниципального управления в области защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (антикризисного управления).
Во исполнение вышеназванного Указа целевым показателем результативности цифровой трансформации РСЧС должна стать цифровая зрелость государственного антикризисного управления, которая будет характеризоваться реальными масштабами внедрения и использования цифровых технологий в управленческой деятельности должностных лиц.
Цифровая зрелость управления определяется в первую очередь клиентоориентированностью информационно-коммуникационных сервисов (применением простых и интуитивно понятных входных интерфейсов, использующих алгоритмы обработки данных, в том числе «больших данных» из других систем, и формирующих отчетные выходные документы), предоставляемых должностным лицам для выполнения их функциональных обязанностей. То есть должно обеспечиваться максимальное удовлетворение интересов и информационных потребностей конечных пользователей в целях принятия более эффективных решений.
В России было создано и развивалось значительное количество слабоинтегрированных федеральных, региональных, муниципальных и объектовых автоматизированных систем в различных сферах обеспечения безопасности жизнедеятельности.
В целях сокращения времени сбора информации и принятия решений такие системы, кроме сопряжения друг с другом, должны также взаимодействовать с автоматизированными системами в других областях государственного и муниципального управления. Именно в них формируется основная и наиболее полная информация об объектах защиты (транспортная инфраструктура, энергетические, жилищно-коммунальные, социальные объекты, транспортные средства, перевозящие опасные грузы, и др.).
Финансирование этих систем из различных источников часто приводит к: дублированию их функций и задач; сложностям обеспечения межсистемного, межведомственного и межуровневого информационного взаимодействия; снижению оперативности и эффективности их совместного согласованного использования в процессах антикризисного управления; увеличению совокупных расходов из консолидированного бюджета на сопряжение и эксплуатацию.
Как следствие, сложившаяся «лоскутная информатизация» препятствует дальнейшему снижению негативных социально-экономических и политических последствий кризисных и чрезвычайных ситуаций.
Цифровая зрелость РСЧС должна обеспечиваться путем формирования единой цифровой экосистемы антикризисного управления, как важнейшей составной части общей экосистемы цифровой экономики Российской Федерации.
Необходимость создания специализированной цифровой экосистемы РСЧС обусловлена существенно более жесткими требованиями, предъявляемыми к оперативности, устойчивости и информационной безопасности систем антикризисного управления, в сравнении с аналогичными требованиями к информационным системам в ряде других областей государственного и муниципального управления.
Архитектура единой цифровой экосистемы РСЧС должна включать в себя структурные подсистемы федерального (функциональных подсистем РСЧС) и регионального (территориальных подсистем РСЧС) уровней. Наиболее эффективным способом интеграции источников информации с ее имеющимися потребителями является цифровая платформа.
Именно специализированные цифровые платформы должны вертикально и горизонтально интегрировать федеральные, региональные, муниципальные и объектовые автоматизированные системы в рамках цифровой экосистемы РСЧС.
Таким образом, цифровая трансформация РСЧС должна обеспечить комплексную, «сквозную» и «бесшовную» цифровизацию процессов антикризисного управления и предусматривать:
разработку и внедрение вертикально интегрированных цифровых платформ антикризисного управления для межведомственного и межуровневого сопряжения
взаимодействующих автоматизированных систем; консолидации их информационных ресурсов; формирования и предоставления комплексных информационно-коммуникационных услуг с использованием сервисной модели по принципу «одного окна»;
создание и развитие специализированной информационно-коммуникационной инфраструктуры в целях обеспечения функционирования цифровых платформ антикризисного управления;
постепенное уменьшение общего количества взаимодействующих информационных систем антикризисного управления на основе реализации их функций в единой цифровой экосистеме.
По итогам рейтинга цифровой трансформации за прошлый год, из 62 федеральных министерств и ведомств МЧС России входит в десятку лидеров вместе с Минпромторгом, Минсельхозом, Роспатентом, Ро-стехнадзором, Федеральной налоговой службой и рядом других ФОИВ. Оно реализует следующий подход для цифровизации своей деятельности.
На основе доступа к информационным ресурсам ФОИВ, входящих в РСЧС, формируются «озеро данных» и «витрины данных». С использованием «сквозных» технологий «больших данных» и «искусственного интеллекта» разрабатываются модели, которые используются для предупреждения и ликвидации негативных последствий кризисных и чрезвычайных ситуаций.
В прошлом году МЧС России была принята Единая техническая политика в области информационных технологий и информационной безопасности; утверждена Ведомственная программа цифровой трансформации [2]. В текущем — были актуализированы формализованные формы документов для обмена информацией и утверждены стандарты протоколов информационного взаимодействия в рамках РСЧС.
В целях формирования единого информационного пространства РСЧС, обеспечивающего мониторинг и предупреждение ЧС, создана новая технологическая платформа — «Атлас природных и техногенных опасностей и рисков».
Эта платформа с помощью средств искусственного интеллекта анализирует информацию из паспортов территорий, прогноза погоды, данных системы космического мониторинга и формирует прогнозную информацию по развитию ЧС на территории Российской Федерации.
Атлас включает в себя сервисы, доступные всем гражданам, предоставляющие сведения о рисках и рекомендации по действиям в ЧС, и сервисы, предназначенные для руководителей органов исполнительной власти, с предоставлением доступа к имеющимся статистическим и оперативным данным.
Формирование комплексных, «сквозных» и «бесшовных» информационных технологий автоматизированного антикризисного управления началось значительно раньше, чем были приняты государственные решения по цифровой трансформации, названные выше.
И в этих работах участвовали научные сотрудники ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), по государственным
заданиям МЧС России осуществляя их научно-методическое сопровождение.
Далее рассмотрены действующие и перспективные автоматизированные системы в области обеспечения безопасности жизнедеятельности и антикризисного управления различного уровня. По мнению авторов, данные автоматизированные системы будут являться основополагающими для дальнейшей цифровой трансформации РСЧС.
Автоматизированная информационно-управляющая система РСЧС
Приказом МЧС России от 01.10.2019 № 549 [3] была введена в постоянную (промышленную) эксплуатацию в центральном аппарате и территориальных органах МЧС России автоматизированная информационно-управляющая система (АИУС РСЧС).
АИУС РСЧС—это созданная на базе современных информационных технологий автоматизированная система, предназначенная для сбора, комплексной обработки оперативной информации о ЧС и информационного обмена между подсистемами и звеньями РСЧС, а также для обеспечения передачи органами повседневного управления необходимых указаний силам и средствам РСЧС в ходе предупреждения и ликвидации негативных последствий стихийных бедствий, аварий, взрывов и пожаров, дорожно-транспортных и других ЧС.
Основными возможностями АИУС РСЧС являются: имитационное моделирование возможных последствий техногенных и природных ЧС (взрывов, пожаров, аварий на химически опасных объектах, радиационно- опасных объектах, разрушений гидротехнических сооружений; землетрясений, наводнений, лесных пожаров, последствий падения опасных космических тел);
формализованное описание обстановки, сложившейся на территории; автоматизированная подготовка отчетно-информационных и организационно-распорядительных документов; расчет необходимых сил и средств для ликвидации последствий аварий; формирование группировки сил и средств;
решение задач по информационно-аналитическому обеспечению экстренного реагирования;
автоматизированное управление силами и средствами РСЧС на основе анализа комплексных динамических показателей риска ЧС;
использование ГИС-технологий, современных средств визуализации, веб-технологий; многопользовательский режим работы; интеграция мониторинговых, информационных и управляющих систем;
доступность информации из единого окна в едином интерфейсе.
Ядро АИУС РСЧС — это универсальная программная платформа, совокупность программных средств, позволяющих осуществлять интеграцию существующих и разработку новых программных продуктов (функциональных подсистем, программных блоков
и модулей) с целью масштабирования АИУС РСЧС и расширения ее функционала.
В соответствии с «Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» [4] информационное обеспечение в РСЧС должно осуществляться именно с использованием АИУС РСЧС.
Одной из основных задач Стратегии в области развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 16.10.2019 № 501 [5], названо «.развитие аппаратно-программных комплексов и технических средств мониторинга, прогнозирования и поддержки принятия решений...».
В План мероприятий на 2020-2024 годы по реализации указанной Стратегии, утвержденный приказом МЧС России от 20.07.2020 № 537, включены «Внедрение и развитие АИУС РСЧС на федеральном, межрегиональном и региональном уровнях» и «.Развитие единого информационного пространства РСЧС на основе технического сопряжения информационных систем» Таким образом, целесообразно построение единой цифровой экосистемы РСЧС осуществлять путем развития АИУС РСЧС на федеральном, межрегиональном, региональном и муниципальном уровнях управления.
^стема обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»
В соответствии с Федеральной целевой программой от 16 марта 2013 г. № 223 [6] на территориях субъектов Российской Федерации создается система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» (далее — система-112). Система-112 выполняет роль «единого окна» и обеспечивает прием вызовов и сообщений о происшествиях с территории субъекта РФ по номеру «112», а также обеспечивает информационное взаимодействие с дежурно-диспетчерскими службами экстренных оперативных служб: пожарной охраны, реагирования в ЧС, полиции, скорой медицинской помощи, аварийной службой газовой сети; службой «антитеррор» и иными службами организаций.
Система-112 построена как совокупность шести основных подсистем, обеспечивающих выполнение специфических функций:
телекоммуникационная (для приема и переадресации вызовов);
информационно-коммуникационная (для хранения: информации по вызовам; карточек происшествий; классификаторов происшествий; алгоритмов реагирования; аналитической и статистической информации о функционировании системы и др.);
геоинформационная (для отображения территории, места происшествия; оперативного отображения маршрутов движения транспортных средств экстренных оперативных служб и др.);
консультативного обслуживания (для хранения базы знаний об основных способах поведения в экстренных ситуациях и предоставления информации по запросу пользователя);
мониторинга (для контроля датчиков мониторинга, установленных на социально- значимых, а также потенциально опасных объектах; контроля датчиков транспортных средств, перевозящих опасные грузы);
обеспечения информационной безопасности (для предупреждения и предотвращения несанкционированного доступа к программным средствам системы).
Устанавливаемые средства защиты информации позволяют аттестовать систему-112 на соответствие требованиям по обеспечению второго класса защищенности информационных систем — К2 и второго уровня защищенности персональных данных — УЗ-2.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 958 [7] при построении системы-112 реализуется ее информационное взаимодействие с системой ЭРА-ГЛОНАСС.
Система-112 введена в постоянную эксплуатацию в 70 субъектах Российской Федерации. В 15 субъектах система-112 развернута на всей территории, прошла государственные приемочные испытания (в данных субъектах реализуются мероприятия по выполнению требований государственной приемочной комиссии). Мероприятия по созданию системы-112 во всех субъектах Российской Федерации планируется завершить в 2022 году.
В период 2015-2021 гг. параллельно созданию си-стемы-112 создавались и внедрялись информационные системы других ведомств для обеспечения: единого информационного пространства, автоматизации деятельности структурных и территориальных подразделений, единого хранилища данных, предоставления сведений и иных функций. Поэтому, в целях дальнейшего обеспечения автоматизации межведомственного взаимодействия, оперативности передачи сведений, и в целях цифровой трансформации системы антикризисного управления на региональном уровне, проводятся работы по интеграции системы-112 с:
Многоуровневой навигационно-информационной системой мониторинга транспортных средств МЧС России;
Единой системой информационно-аналитического обеспечения деятельности (ИСОД) МВД России;
Единой государственной информационной системой в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ);
Государственной информационной системой жилищно-коммунального хозяйства и иными системами (ГИС ЖКХ).
Многоуровневая навигационно-информационная система мониторинга транспортных средств МЧС России
Распоряжением МЧС России от 29.06.2018 № 290 введена в постоянную эксплуатацию многоуровневая навигационно-информационная система мониторинга
транспортных средств МЧС России на базе использования системы ГЛОНАСС (МНИС).
Создание и развитие МНИС выполнялись при реализации отдельного мероприятия МЧС России в Федеральной целевой программе «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 года № 189.
Цель создания МНИС — дальнейшее повышение эффективности управления транспортными средствами МЧС России, включая оперативную и экономическую составляющие их использования.
В соответствии с Концепцией создания и развития МНИС, утвержденной Коллегией МЧС России 15.06.2011 г. № 4/1 [8], основными целевыми показателями эффективности МНИС являются:
сокращение времени прибытия сил и средств МЧС России к месту возникновения ЧС — не менее 20%; сокращение затрат на ГСМ — не менее 10%. В рамках ОКР, выполняемой с 2015 до конца 2017 года, в МНИС были реализованы следующие функциональные блоки:
автоматизация процессов управленческой деятельности пожарно-спасательных подразделений федеральной противопожарной службы;
учет транспортных средств (ТС) МЧС России (автомобилей и судов);
контроль эксплуатации ТС, учет расхода и списания ГСМ;
мониторинг маршрутов движения ТС (пожарных и специальных автомобилей, судов ГИМС и ПСС и др.);
учет, автоматизация процесса обслуживания и ремонта бортового навигационно-связного оборудования (БНСО) ГЛОНАСС/GPS;
масштабирование системы за счет подключения новых АРМ и ТС;
сопряжение с внешними АИС (АИУС РСЧС, ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС», КИИС «Море», отраслевой системой спутникового мониторинга Росрыболовства и др.).
Создан и развернут в высших учебных заведениях МЧС России учебно-тренировочный комплекс МНИС.
В 2019-2020 годах в системе были выполнены все необходимые работы по обеспечению ее информационной безопасности, и МНИС была аттестована на соответствие требованиям по обеспечению второго класса защищенности информационных систем — К2 и третьего уровня защищенности персональных данных — У3-3.
Реализовано сопряжение с системами-112 в 26 субъектах РФ. С 2020 года автоматизированные рабочие места МНИС, расположенные на центральных пунктах пожарной связи (ЦП 111С) местных пожарных гарнизонов, в автоматическом режиме принимают сообщения от системы-112 о пожарах, дорожно-транспортных и других чрезвычайных происшествиях. Диспетчеры ЦППС, реагируя на сообщения от систем-112, высылают необходимые пожарно-спасательные подразделения, а операторы и другие пользователи си-стем-112 в реальном режиме времени могут наблюдать на электронной карте «цифровые двойники» пожарных
и специальных автомобилей, выделенных для помощи пострадавшим.
С начала 2021 года в МНИС уже зарегистрировано свыше 78000 сообщений от систем-112 о пожарах и происшествиях.
Таким образом, дальнейшее развитие МНИС позволит обеспечить: цифровую трансформацию оперативного управления силами и средствами РСЧС; создание с использованием самых современных технологий соответствующей функциональной подсистемы АИУС РСЧС.
Комплексная система обеспечения безопасности жизнедеятельности, АПК «Безопасный город»
Еще в 2010 году руководителями МЧС России, МВД России и ФСБ России была утверждена и направлена в субъекты РФ для реализации концепция комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения (КСОБЖН), разработанная по инициативе Министра МЧС России С. К. Шойгу.
Однако пользователями КСОБЖН в соответствии с названной Концепцией были определены только ОИВ субъектов РФ, территориальные органы ФОИВ и их оперативные службы. Отсутствие в этом перечне органов местного самоуправления отрицательно сказывалось на безопасности муниципальных образований и информационном обеспечении всей вышестоящей вертикали антикризисного управления.
В целях координации решаемых задач по информатизации антикризисного управления на муниципальном уровне в начале 2014 года постановлением Правительства РФ была создана Межведомственная комиссия по внедрению и развитию систем аппаратно-программного комплекса (АПК) «Безопасный город», и началась реализация этого проекта.
При этом одной из задач Межведомственной комиссии была названа «.. .Подготовка предложений по расширению использования информационных и телекоммуникационных технологий. для развития новых форм сегментов комплекса «Безопасный город», позволяющих создавать комплексные системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения с учетом особенностей субъектов Российской Федерации и в соответствии с их потребностями.».
В Концепции региональной информатизации [9], утвержденной Правительством РФ в конце 2014 года, в сфере безопасности жизнедеятельности рекомендуется «.реализовать автоматизированный информационный обмен между органами государственной власти субъектов РФ, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления и администрациями объектов для организации комплексного мониторинга и управления уровнем угроз общественной безопасности, координации действий по предотвращению кризисных и ЧС и ликвидации их последствий».
В Концепции сказано, что «.целесообразно обеспечить внедрение в субъектах Российской Федерации
информационных систем «112» и «ЭРА-ГЛОНАСС», общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, комплексных систем видеонаблюдения, систем контроля доступа на опасные объекты, использование технических средств обеспечения безопасности, в том числе в области экологического, сейсмического и иного контроля, систем жизнеобеспечения, автоматизации мониторинга и предотвращения кризисных ситуаций, иных информационных систем в сферах безопасности жизнедеятельности.».
Независимая разработка, внедрение и эксплуатация КСОБЖН и АПК «Безопасный город» без учета необходимости обеспечения их совместного согласованного функционирования в процессе антикризисного управления могут привести к: дублированию функций и задач этих систем; дополнительным сложностям при организации их взаимодействия друг с другом; увеличению общих финансовых затрат на информационно-техническое сопряжение и эксплуатацию.
В 2015 году для отработки взаимосогласованного создания, внедрения и функционирования КСОБЖН и АПК «Безопасный город» Администрация Курской области в соответствии с соглашением о сотрудничестве с ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) инициировала соответствующий пилотный проект.
С учетом того положения, что абсолютное большинство органов государственного управления и органов местного самоуправления входит в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), имеющую развитую нормативную правовую базу для обеспечения требуемого межведомственного и межуровневого информационного взаимодействия, территориальные подсистемы РСЧС субъектов Российской Федерации могут рассматриваться в качестве организационно-управленческой основы для построения и развития КСОБЖН, а сегменты РСЧС в составе КСОБЖН — как региональные звенья автоматизированной информационно-управляющей системы (АИУС) РСЧС.
Приказом МЧС России от 2 марта 2017 г. была поставлена задача обеспечения интеграции АПК «Безопасный город» в единое информационное пространство РСЧС с учетом развития КСОБЖН и создания АИУС РСЧС нового поколения. Во исполнение этого приказа ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) была также переработана Концепция КСОБЖН и разработан проект Положения о КСОБЖН.
В начале 2018 года Указом Президента Российской Федерации [10] задача внедрения комплексных систем обеспечения безопасности жизнедеятельности населения определена одной из основных задач государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от ЧС на период до 2030 года.
Именно КСОБЖН должна обеспечить на региональном уровне цифровую трансформацию и цифровую зрелость государственного антикризисного управления на основе: формирования в каждом субъекте РФ единого информационного пространства и единой
цифровой экосистемы в сфере общественной безопасности; организации сквозных и «бесшовных» процессов цифрового антикризисного управления; обеспечения совместимости на территориях субъектов РФ существующих и создаваемых федеральных, региональных, муниципальных и объектовых автоматизированных систем.
Учитывая, что КСОБЖН является интегрированной информационной системой, эффективность ее функционирования определяется, в том числе, и состоянием интегрируемых в нее систем мониторинга и прогнозирования ЧС, систем-112 и систем оповещения и информирования о ЧС.
Системы мониторинга инженерных систем зданий и сооружений
На особоопасных, технически сложных и уникальных объектах субъектов и муниципальных образований РФ в соответствии с ГОСТ 22.1.12-2005 применяются технологии мониторинга и предупреждения ЧС природного и техногенного характера, реализуемые с помощью систем мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений (СМИС).
Применение технологий СМИС в соответствии с Концепцией федеральной системы мониторинга критически важных объектов и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации и опасных грузов [11] может осуществляться на межведомственном уровне как в целях РСЧС, так и иных заинтересованных органов исполнительной власти и организаций.
Указанную технологию мониторинга целесообразно применять не только при экологическом мониторинге и в интересах защиты населения и территорий от ЧС техногенного характера, но и для исполнения функций ряда ФОИВ и Госкорпораций, отвечающих в РСЧС за функциональные подсистемы предупреждения и ликвидации ЧС, а также с целью обеспечения дистанционного контроля ПОО и риск-ориентированного подхода при проведении контрольно-надзорной деятельности.
Актуальность реализации Концепции создания и функционирования информационной системы приема данных мониторинга потенциально опасных объектов Российской Федерации (далее — Концепция СПДМ ПОО) обусловлена опытом создания КСОБЖН и внедрения СМИС.
Архитектура СПДМ ПОО представляет собой пирамиду, условно поделенную на 4 уровня:
МЧС России (включая ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)) — постановщик задач, координирующий и контролирующий орган, действующий в рамках делегированных полномочий и определенных задач;
абоненты (пользователи), получатели данных мониторинга — отвечают за реагирование на полученную информацию, лица; принимающие решения, — за обеспечение безопасности;
операторы (оператор) системы приема и передачи данных СМИС — отвечают за сбор, обработку,
систематизацию, накопление и доведение (доставку по запросу) абонентам данных мониторинга;
руководители потенциально опасных объектов (собственники) — отвечают за сбор и передачу данных мониторинга.
Абонентскими пунктами СМИС оснащены ЦУКС территориальных органов МЧС России, а также ряд единых дежурно-диспетчерских служб. Эффективность эксплуатации СМИС, установленных на социально значимых объектах, была подтверждена в период проведения XXI чемпионата мира по футболу ФИФА, в 2018 г.
Учитывая оснащенность многих КВО и ПОО структурированными системами мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений, а также положительный опыт их эксплуатации, в рамках цифровой трансформации РСЧС представляется целесообразным продолжить техническое оснащение вновь строящихся (реконструируемых) объектов ПТК СМИС на основании разрабатываемых специальных технических условий.
Уровень операторов (оператора) системы для дальнейшего развития ПТК СМИС должен представлять собой распределенную сеть серверов, хранилищ данных и оборудования сети передачи данных. Владельцами технических средств являются так называемые операторы, которые на конкурсной основе предоставляют МЧС России и абонентам СПДМ ПОО сервисы с использованием облачных технологий. При этом пункты управления РСЧС, оснащенные на сегодняшний день программно-техническими средствами приема и передачи данных мониторинга с ПОО, будут работать и дальше до окончания срока эксплуатации; затем будут переводиться на работу в системе с использованием облачных технологий.
В состав технических средств абонентов могут входить: персональный компьютер; ноутбук; планшетный компьютер; карманный компьютер; смартфон. Данные технические средства предоставляют абонентам информацию от объектов мониторинга через интернет-браузер, без необходимости установки на рабочее место дополнительных компонент.
Единое программное обеспечение операторов системы должно представлять собой набор зависимых (друг от друга) кроссплатформенных компонентов, выполняющих следующие функции на уровнях:
а) пользовательский интерфейс обеспечивает доступ пользователя к данным системы посредством набора специальных программных интерфейсов взаимодействия между системами (API): клиентских приложений; интеграции с внешними системами; администрирования; сбора данных мониторинга;
б) уровень операторов (оператора) обеспечивает: предоставление приложениям пользовательского
уровня API сервисов;
выполнение основных функций бизнес-логики, включающих в себя: маршрутизацию данных мониторинга; управление подключениями; агрегирование
данных мониторинга; управление доступом; создание отчетов; хранение данных мониторинга своей зоны охвата посредством локальной СУБД; экспорт и импорт срезов данных мониторинга, а также конфигураций системы для дальнейшего использования;
мониторинг и журналирование состояния компонентов системы и действий пользователей;
возможности конфигурирования компонентов системы посредством специального API;
безопасность и отказоустойчивость использования компонентов системы.
Цифровая трансформация технологий мониторинга, реализуемая с применением территориально распределенных серверов системы организации передачи и приема данных через клиентские приложения, на основе представленных решений обеспечит необходимыми данными мониторинга такие территориальные системы, как: КСОБЖ, АПК «Безопасный город»; зональную арктическую систему мониторинга и прогнозирования ЧС природного и техногенного характера. Внедрение рассматриваемого подхода позволит более эффективно предупреждать развитие чрезвычайных и критических ситуаций на территории Российской Федерации и обеспечить экономию финансовых ресурсов на развитие и эксплуатацию системы.
Заключение
22 декабря 2020 г. в НЦУКС МЧС России Председатель Правительства Российской Федерации М. В. Ми-шустин на совещании об итогах деятельности министерства подчеркнул, что «.В работе спасательной службы с каждым годом все большее значение приобретают задачи цифровизации. Новые методы работы, основанные на цифровых решениях, позволяют точно прогнозировать и своевременно предотвращать возможные природные и техногенные катаклизмы, сводить к минимуму их последствия.».
Анализ функционирования различных комплексов программно-аппаратных средств в области обеспечения безопасности жизнедеятельности и антикризисного управления свидетельствует, что на основе модернизации и развития АИУС РСЧС целесообразно создать единую цифровую экосистему РСЧС, обеспечивающую межуровневое и межведомственное информационно-программное взаимодействие, консолидацию соответствующих информационных ресурсов, обеспечивающую эффективное предупреждение и ликвидацию чрезвычайных и кризисных ситуаций на всех уровнях управления. Последующее широкомасштабное внедрение систем КСОБЖН и АПК «Безопасный город», взаимодействующих с АИУС РСЧС, системами-112, системами мониторинга и прогнозирования ЧС, а также с другими региональными и муниципальными информационными системами, должно обеспечить цифровую трансформацию РСЧС регионального и межрегионального уровней.
Литература
1. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
2. Распоряжение МЧС России от 20.01.2021 № 25 «О внесении изменений в распоряжение МЧС России от 20.11.2020 № 860 «Об утверждении Ведомственной программы цифровой трансформации МЧС России на 2021 год и плановый период 20222023 годов».
3. Приказ МЧС России от 01.10.2019 № 549 «О вводе в постоянную (промышленную) эксплуатацию и утверждении Положения о Многоуровневом сегменте АИУС РСЧС-2030 на федеральном, межрегиональном и региональном уровнях».
4. Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
5. Указ Президента Российской Федерации от 16.10.2019 № 501 «О Стратегии в области развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на период до 2030 года».
Сведения об авторах
Нехорошев Сергей Николаевич: к. т. н., ФГБУ ВНИИ
ГОЧС (ФЦ), нач. науч.-исслед. центра.
121352, Москва, ул. Давыдковская, 7.
e-mail: [email protected]
SPIN-код: 2272-5820.
Кудрявцев Анатолий Николаевич: к. в. н., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), в. н. с. науч.-исслед. центра. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. e-mail: [email protected] SPIN-код: 9477-0969.
Попов Алексей Петрович: к. т. н., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ),
в. н. с. науч.-исслед. центра.
121352, Москва, ул. Давыдковская, 7.
е-mail: [email protected]
SPIN-код: 1954-8191.
Свентская Наталья Валерьевна: к. т. н., доц., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), в. н. с. науч.-исслед. центра. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. e-mail: [email protected] SPIN-код: 8885-3651.
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.03.2013 № 223 «О федеральной целевой программе «Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в Российской Федерации на 2013-2017 годы».
7. Постановление Правительства РФ от 21.11.2011 № 958 «О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»».
8. Решение Коллегии МЧС России от 15.06.2011 № 4/1 «Об утверждении Концепции создания и развития системы мониторинга транспортных средств МЧС России».
9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12. 2014 № 2769-р «Об утверждении Концепции региональной информатизации».
10. Указ Президента РФ от 11.01.2018 № 12 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года».
11. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.08.2005 № 1314-р «Об одобрении концепции федеральной системы мониторинга критически важных объектов и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации и опасных грузов».
Information about authors
Nekhoroshev Sergey N.: PhD (Technical Sc.), All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Head of the Research Center .
7, Davydkovskaya st., Moscow, 121352, Russia. e-mail: [email protected] SPIN-scientific: 2272-5820.
Kudryavtsev Anatoly N.: PhD (Military Sc.), All-Russian
Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Leading
Researcher, Research Center.
7, Davydkovskaya st., Moscow, 121352, Russia.
e-mail: [email protected]
SPIN-scientific: 9477-0969.
Popov Aleksey P.: PhD (Technical Sc.), All-Russian Research
Institute for Civil Defense and Emergencies, Leading
Researcher, Research Center.
7, Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia.
e-mail: [email protected]
SPIN-scientific: 1954-8191.
Sventskaya Natalya V.: PhD (Technical Sc.), Associate Professor, All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Leading Researcher, Research Center. 7, Davydkovskaya st., Moscow, 121352, Russia. e-mail: [email protected] SPIN-scientific: 8885-3651.
Издания ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)
Авторы, название URL
Пучков В.А. и др. Совершенствование гражданской обороны в Российской Федерации. Материалы Всероссийского совещания с руководителями федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по проблемам гражданской обороны и защиты населения и научного симпозиума «Развитие технологий, форм и методов выполнения мероприятий гражданской обороны в регионах страны», г. Ногинск, 6 июня 2017 г. https://elibrary.ru/item.asp?id=29891993
Фалеев М.И. и др. Экономические механизмы ресурсного обеспечения мероприятий по защите населения и территорий от угроз военного, природного и техногенного характера https://elibrary.ru/item.asp?id=29860580
Акимов В.А. Междисциплинарные исследования проблем безопасности https://elibrary.ru/item.asp?id=32369931