Научная статья на тему 'О ЦИФРОВИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА В РЕГИОНЕ'

О ЦИФРОВИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА В РЕГИОНЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
277
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ИНФРАСТРУКТУРА / ТУРИЗМ / РЕКРЕАЦИЯ / ОТДЫХ / МОБИЛЬНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Магомедов Али Магомедович, Гаирбекова Патимат Иманалиевна

В статье рассмотрены проблемы развития индустрии туризма и отдыха в условиях антивирусных ограничений. Цифровизация рассматривается как основной драйвер развития туристской отрасли. Исследованы основные тенденции развития туристкой отрасли Республики Дагестан. Подчеркивается социально-экономическое значение данного направления, в особенности для снижения уровня безработицы и повышения качества жизни населения региона. Обосновывается необходимость опережающего развития инфраструктуры отрасли. Предложены пути эффективного использования имеющегося потенциала увеличения объема услуг, оказываемых туристам. Предложена концептуальная модель разработки мобильного приложения для организации самостоятельных туров в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Магомедов Али Магомедович, Гаирбекова Патимат Иманалиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON DIGITIZATION OF DOMESTIC TOURISM IN THE REGION

The article deals with the problems of development of the tourism and recreation Industry In the conditions of anti-virus restrictions. Digitalization is seen as the main driver for the development of the tourism industry. The main trends in the development of the tourism industry of the Republic of Dagestan have been studied. The socio-economic significance of this direction is emphasized, especially for reducing unemployment and improving the quality of life of the population of the region. The necessity of advancing development of the infrastructure of the industry is substantiated. Ways of effective use of the existing potential for increasing the volume of services provided to tourists are proposed. A conceptual model for the development of a mobile application for organizing independent tours in the region is proposed.

Текст научной работы на тему «О ЦИФРОВИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА В РЕГИОНЕ»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_6_1_18 УДК 338.48

О ЦИФРОВИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА В РЕГИОНЕ

Магомедов Али Магомедович,

кандидат экономических наук, профессор кафедры экономики, Дагестанский государственный университет народного хозяйства; профессор кафедры прикладной информатики, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия;

Гаирбекова Патимат Иманалиевна,

старший преподаватель кафедры прикладной информатики, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия

В статье рассмотрены проблемы развития индустрии туризма и отдыха в условиях антивирусных ограничений. Цифровизация рассматривается как основной драйвер развития туристской отрасли. Исследованы основные тенденции развития туристкой отрасли Республики Дагестан. Подчеркивается социально-экономическое значение данного направления, в особенности для снижения уровня безработицы и повышения качества жизни населения региона. Обосновывается необходимость опережающего развития инфраструктуры отрасли. Предложены пути эффективного использования имеющегося потенциала увеличения объема услуг, оказываемых туристам. Предложена концептуальная модель разработки мобильного приложения для организации самостоятельных туров в регионе.

Ключевые слова: цифровизация; инфраструктура; туризм; рекреация; отдых; мобильное приложение.

UDC 355.257

ON DIGITIZATION OF DOMESTIC TOURISM IN THE REGION

Magomedov Ali Magomedovich,

Candidate of Economic Sciences, Professor of the Department of Economics,

Dagestan State University of National Economy; Professor of the Department of

Applied Informatics, Dagestan State University, Makhachkala, Russia

Gairbekova Patimat Imanalievna,

Senior Lecturer, Department of Applied Informatics, Dagestan State University,

Makhachkala, Russia

The article deals with the problems of development of the tourism and recreation industry in the conditions of anti-virus restrictions. Digitalization is seen as the main driver for the development of the tourism industry. The main trends in the development of the tourism industry of the Republic of Dagestan have been studied. The socio-economic significance of this direction is emphasized, especially for reducing unemployment and improving the quality of life of the population of the region. The necessity of advancing development of the infrastructure of the industry is substantiated. Ways of effective use of the existing potential for increasing the volume of services provided to tourists are proposed. A conceptual model for the development of a mobile application for organizing independent tours in the region is proposed.

Keywords: digitalization; infrastructure; tourism; recreation; rest; mobile app.

Лишь когда какие-либо блага становятся ограниченными или вовсе недоступными, только тогда мы ощущаем их действительную ценность. Одним из них является свобода перемещения по миру, возможность путешествовать и отдыхать. Из-за антикоро-навирусных ограничений из всех сфер деятельности туризм пострадал больше всего. Так, согласно отчету МВФ о внешнем туризме за 2020 г., общий доход отрасли снизился более чем на треть (34,7 %) [9].

Эксперты утверждают; «сокращение экспортных доходов индустрии туризма и гостеприимства в мире по итогам 2020 года может составить от 0,9 до 1,2 трлн долл. США» [2]. Из-за пандемии, как прогнозируют специалисты Международной организации труда (МОТ), мировой рынок труда может лишиться более 300 млн рабочих мест, львиная доля которых приходится на сферу туризма, что приведет в итоге к общему снижению объемных показателей отрасли в пределах 4570 % [5; 8].

Как отмечают специалисты Банка России, объем финансовых поступлений в туристическую отрасль страны к концу августа 2020 г. отставал примерно на 54 % от уровня до-коронавирусного периода [2].

Внутренний туризм в результате пандемии сейчас находится в приоритете. Многие наши граждане перешли с выездного туризма на различные виды внутреннего туризма. Так, по оценкам НИУ «Высшая школа экономики», потенциальное количество туристов, заинтересованных в отдыхе внутри России, составляет свыше 40 млн чел., а потенциал рынка внутреннего туризма после пандемии может составить от 1 до 1,5 трлн руб. [1].

Наша страна со своими уникальными регионами имеет не только огромный спрос на рынке внутреннего туризма, но и предоставленные природой и историей для развития данной отрасли условия, - неограниченные рекреационные пространства, различные природные и историко-культурные достопримечательности.

Геополитическая и эпидемиологическая ситуация сдерживает все виды туризма в мире, и это дает шанс отечественной индустрии туризма полнее задействовать потенциал внутренней рекреации и туризма. В нашей стране принята программа по развитию внутреннего туризма. В частности, премьер-

министр России распорядился выделить 15 млрд руб. на реализацию программы по компенсации гражданам части расходов на покупку туров по стране и бронированию билетов.

По мнению экспертов, после коронави-русной пандемии туризм может развиться по следующим четырем сценариям: первый, это - «все вернется на круги своя», второй -выживут только сильнейшие, третий - смерть массового туризма, и четвертый - тотальная виртуализация туризма.

Первый сценарий «все вернется на круги своя» означает, что благодаря государственной поддержке выживут все туроператоры и все останутся «на плаву». При этом будет высокий уровень конкуренции среди туроператоров. В итоге туристы выиграют, но при этом появятся новые санитарные требования к организации туризма.

Второй сценарий - «смерть массового туризма» - очень трагичный. В этом случае большая часть существующих туристских организаций не переживет этот кризис, и массового туризма как такового не останется.

Третий сценарий - выживут только крупнейшие туроператоры, при котором корона-вирус будет возвращаться волнами, а границы будут то открываться, то закрываться в этой нестабильной ситуации. Разумеется, рынок туристических услуг будет монополизирован, крупные компании будут диктовать свои условия на туристском рынке.

Четвертый сценарий предполагает тотальную виртуализацию. Эксперты считают, что в связи с тем, что многие организации не переживут кризис, останутся лишь небольшие организации, которые будут рассчитаны на маленькое количество людей, и огромное количество путешествий перейдет в виртуальную реальность, то есть реальные поездки смогут позволить себе только состо -ятельные люди, а все остальные будут путешествовать виртуально.

Разумеется, первый сценарий, когда при государственной поддержке выживут все компании и все вернется на круги своя, более привлекателен. Однако, возможно, для этого придется потенциальным туристам зарегистрироваться в службе, которая отслеживает перемещение, и авиакомпании будут получать предупреждения об их контактах с

заболевшими людьми или об их пребывании в местах с высоким риском заражения. Разумеется, туристам в новых условиях необходим своего рода «паспорт иммунитета» [4].

Независимо от того, какой сценарий ждет туризм в перспективе, эксперты считают, что точно изменится одно - наш запрос на безопасность, и есть мнение, что помимо паспортов и виз, которые уже стали традиционными для путешествий, появится новый документ - паспорт иммунитета.

Нынешний век для туризма начался с применения различных онлайн-сервисов (для бронирования мест в гостиницах, покупки проездных билетов и организованных операторами туров. В условиях коронавирусных ограничений использование в туристической отрасли цифровых технологий становится весьма актуальным. Уровень использования ИКТ напрямую влияет на конкурентоспособность туристических фирм. Между тем возросшая цифровая культура потребителей рекреационных услуг обусловливает само использование цифровых технологий производителями данных услуг [7].

В наше время появляются новые возможности применения искусственного интеллекта в туристской деятельности. Запросы туристов легче изучить с помощью анализа следа цифрового пользователя и его поведения онлайн. Алгоритм искусственного интеллекта на основе выявленных предпочтений предложит клиенту набор практических элементов будущего путешествия, включая оптимальное время поездки, бронирование конкретного места в отеле и на транспорте. Широкое распространение получат различные голосовые помощники, которые могут использовать в туристических поездках путешественники. Так, предусматривается оснащение номеров в отелях устройством Amazon Echo, через который клиент сможет делать заказ еды в номер, вызывать такси, управлять кондиционером, освещением и телевизором. Google и нидерландская компания KLM голосовой помощник, который в ответ на фразу «OK Google Let me talk to KLM» подскажет, в какую страну, что взять в дорогу и к чему быть готовыми в той стране.

Цифровые услуги в туристско-рекреаци-онной сфере в последние годы все шире стали оказывать через мобильные приложения. Однако они выполняют лишь одну или макси -

мум несколько функций: заказ авиабилетов, бронирование жилья, аренда автомобилей и др. Сегодня востребованы суперприложения, объединяющие большинство сервисов, востребованных туристами онлайн, то есть по типу «одного окна». Такого рода мобильное приложение стартовало в 2019 г. - «Мега-фон.Путешествия», которое позволяет приобрести билеты на транспорт, бронировать номера в отелях, заказывать экскурсии и трансферы, покупать организованные туры, также оформлять страховку. Пользователям Megafon начисляется кэшбэк за то, что они воспользовались трэвэл-платформой.

Дагестан один из немногих уголков мира, где природа щедро предоставила необходимые условия развития всех известных видов туризма. Однако указанное конкурентное преимущество годами не реализуется из-за недостаточно развитой инфраструктуры туристской отрасли. До рыночных реформ республика имела мощную базу индустрии туризма, которая под воздействием новых экономических и социально-политических сил разрушилась до основания. Сейчас придется туризму республики возрождаться заново.

Наша республика известна своим гостеприимством, богатством историко-культурных памятников и разнообразием ландшафтов, начиная с морского песчаного побережья до вечных ледников вершин Большого Кавказа. В годы советской власти большое внимание уделялось туризму и рекреации, с каждым годом рос туристический поток, развивалась инфраструктура отрасли. Кризис, связанный с переходом на рыночные отношения (когда в результате непродуманной приватизации объекты индустрии отдыха и рекреации оказались в частных руках), военные действия в соседней республике и ситуация с экстремизмом в самом Дагестане, по сути, привело к полному развалу всей туристской отрасли. Это относится в первую очередь к въездному и внутреннему туризму для рекреации. В то же время с началом рыночных реформ широкое развитие получил выездной шопинг-туризм, а также паломничество верующих в святые места.

Шопинг-туризм для многих стал в условиях катастрофической безработицы в республике, формой занятости и «первоначального накопления капитала» для собственного

бизнеса. Сложившаяся в Махачкале, в особенности Хасавюрте, инфраструктура торговли и сферы услуг (порою уродливая и хаотичная) - это следствие шопинг-туризма, который развивался начиная с 90-х годов. Об этой стороне туризма в республике не принято говорить, она ведь и так развивается. Правда, органам власти следовало управлять этим процессом, в особенности, застройкой городских территорий и размещением объектов инфраструктуры. Возможно, тогда у нас меньше было бы проблем с вывозом мусора, «пробками» на дорогах, с перебоями водо- и электроснабжения. А ведь именно перечисленные проблемы являются Таблица 1 - Основные показатели развития т

основными препонами развития туризма в регионе.

В табл. 1 приводятся основные показатели, характеризующие развитие туризма в республике с 2017 г. В 2020 г. туристский поток из-за пандемии сократился на 10 тыс. чел. Общее сокращение потока произошло за счет въездного туризма, количество иностранных туристов сократилось более чем в 10 раз. Объем платных туристских услуг в 2020 г. сократился на 20 %, или 628,5 млн руб. При этом услуги санаторно-оздорови-тельных учреждений выросли на 2,5 %, или на 9,5 млн руб.

юзма в РД (на основе данных Дагестанстата)

Показатели Ед.изм. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2021 г. в % к 2017 г.

Общий туристский поток (въезд -ной и выездной) Тыс. чел. 608 685 850 840 823 135,4 %

Объем платных туристских услуг Млн руб. 2417,9 2925,7 3133,4 2504,9 1477,8 61,1 %

Объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения Млн руб. 1554,3 2259,5 1913,1 1108,8 1050,1 67,6 %

Объем услуг санаторно-оздоро-вительных учреждений Млн руб. 332 561,6 376,9 386,4 350,5 105,6 %

В условиях пандемии во внутреннем туризме наблюдается тенденция сокращения продолжительности туристических поездок. Синдром упущенной выгоды - это «феномен современной культуры, заключающийся в боязни не упустить важные вещи и события, в высоком темпе жизни и перенасыщенности информационного поля» [7]. Он приводит к тому, что люди хотят за короткое время увидеть очень много мест. Этим можно объяснить, что прирост туристского потока в республике в 2021 г. не привел к росту объема оказываемых туристских услуг.

Среди туристов становятся популярными короткие поездки, как правило, до трех дней

на выходные или на праздники, чтобы эти по -ездки были в один или несколько городов с большим посещением разных достопримечательностей. Однако эксперты предполагают, что в краткосрочной перспективе спрос на короткие путешествия снизится, пандемия заставит людей более взвешенно и осознанно относиться к своим путешествиям и к выбору пункта назначения [4].

Как видно из табл. 2, за период 20172021 гг. произошел заметный рост как туристских предприятий, так и операторов. Но в регионе нет крупных туристских операторов, способных реализовать крупные туристские проекты.

Таблица 2 - Развитие инфраструктуры туристской отрасли Республики Дагестан (на основе данных Дагестанстата)

Показатели Ед.изм. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.

Число, занятых в сфере туризма (тыс. чел.) 8,9 9,6 10,045 10,003 10,178

Количество туристских предприятий Ед. 48 44 48 53 56

Количество коллективных средств размещения Ед./к/м 246/19398 242/20770 255/21299 252/17876 329/21100

Гостиницы Ед. 131 125 131 130 192

Турбазы Ед. 52 52 52 51 55

Санатории Ед. 25 25 25 17 17

Гостевые Дома Ед. 38 40 47 54 65

Номерной фонд в КСР Ед. 6814 7339 7463 6136 7474

Количество койко-мест в коллективных средствах размещения за анализируемый период увеличилось на 8,8 %, а общий номерной фонд в них вырос на 9,6 %.

Число занятых в сфере туризма в последние три года остается на одном уровне, - это примерно 10 тыс. чел., что составляет лишь 1 % от общего числа занятых в республике. Общая же численность безработных в республике - 200 тыс. чел. (по методологии МОТ), что говорит о социальной значимости развития сферы туризма в республике для снижения уровня безработицы.

Развитие туристско-рекреационного потенциала в регионах способствует не только созданию рабочих мест в самой отрасли, но имеет еще мультипликативный эффект, -создаются условия для эффективного функционирования смежных с туризмом отраслей [3]. Республика в прошлом знаменита своими народно-художественными промыслами. Развитие индустрии туризма стимулирует и развитие народно-художественных промыслов. В 2019 г. было реализовано продукции народными художественными промыслами на 1173 млн руб., что составляет 37,4 % к объему туристских услуг. В 2020 г. объем продукции художественных промыслов сократился на 46,8 %, и данная тенденция продолжилась в 2021 году.

Из-за карантинных мер значительная часть сотрудников в мире перешла на формат удаленной работы. По данным опроса кадровых компаний, если до пандемии в России на удаленную работу было переведено только 6 % сотрудников, то уже же в марте 2020 г. эта цифра составила 43 %. Пандемия продемонстрировала эффективность удаленной работы и после отмены ограничений. Возможность работать из любой точки мира принципиальным образом пересматривает традиционное распределение дней на рабочие дни и отпуска, получать новые впечатления, менять обстановку, знакомиться с новыми культурами и традициями.

Это начало смены парадигмы отрасли с географической привязанностью. Теперь не надо менять работу для того, чтобы посмотреть мир, пожить в разных городах или странах. Люди просто будут переезжать из города в город, из страны в страну на короткий срок и снимать там жилье. Это новый опыт совмещения работы и туризма, свободно совме-

щающих работу и отдых. Такие путешествен -ники называются цифровыми кочевниками и если раньше это были ИТ-специалисты, то считается что до 2035 года в мире будет насчитываться 1 млрд цифровых кочевников, а это 11 % от общей численности населения.

Развивая туризм в регионе следует в местах отдыха создавать условия для удаленной работы, провести высокоскоростной Интернет, предоставить условия отдыха вместе с семьей и т.д.

В индустрии туризма под влиянием пандемии наблюдается рост спроса на отдых без спешки, увеличилась длительность путешествия, перемещения пешком, или на велосипеде, или на наземном транспорте, знакомство с местной культурой и проживание с местными жителями. Опрос компании Booking.com демонстрирует, что почти две трети путешественников планируют более длительные путешествия. Туристы превращаются в путешественников, готовы добираться до места отдыха дольше по разным причинам: 48 % хотят снизить влияние транспорта на окружающую среду; 61 % хотят насладиться видом на природу, а 51 % хочет передвигаться на необычных видах транспорта [10].

Главной задачей на сегодняшний день является создание благоприятных условий для развития туризма в нашей республике. Освоение новых объектов инфраструктуры туризма и отдыха в РД будет являться дальнейшей перспективой в развитии турима в Дагестане [6]. Наряду с благоприятными условиями и реализацией новых объектов инфраструктуры существуют своего рода проблемы.

Должны быть созданы дополнительные условия для того чтобы принимать туристов, чтобы рост внутреннего туризма сохранился. В среднесрочной перспективе необходимо повышать уровень сервиса. Сейчас у туристов есть четкий запрос на глэмпинг. Люди хотят поддерживать тот уровень комфорта, к которому они привыкли, сохранить прелесть путешествия на природе, но при этом ночевать и питаться с комфортом, обойтись без необходимости ночевок в палатках. Особую привлекательность в перспективе получат кросс-маршруты, которые позволят за одну поездку увидеть несколько регионов. Это укрепит и межнациональный мир, что очень важно для нашего многонационального края.

332

355

Й10

2017г.

2015 г.

2015 г.

2020г.

2021 г.

I ГостеЕые дома I "уристскин баз и зон отдыха

Гостиницы и аналогичные средства раллещений I Санаториев курортиыеорганизации

Рисунок 1 - Динамика койко-мест в коллективных средствах размещения в РД

Следует создавать туристско-рекреаци-онные комплексы посредством разработки территориального планирования туристско-рекреационных комплексов и формирования туристской направленности муниципальных образований, включая дорожную карту реинжиниринга туристской инфраструктуры.

В регионах сегодня крайне востребована государственная поддержка предпринимательства в туристско-рекреационной сфере туризма через механизм грантов и налоговых льгот.

На основе цифровых технологий следует формировать и расширить ассортимент туристско-рекреационных услуг. Сегодня турагентствами предлагаются различные организованные туры по отдельным видам: этнокультурный, экологический, экстремальный, гастрономический, сельский, пляжный, событийный и др. Следует создавать и предлагать комбинированные туристические продукты, где по выбору клиентов включаются несколько видов туристских услуг.

В республике много гостевых домов или жителей, готовых принять гостей у себя дома, много красивых мест для экскурсий, есть граждане, которые готовы оказать услуги по перевозке и сопровождению туристов. Однако спрос на эти услуги не встречается с организованным предложением этих услуг. Не потому, что нет спроса, а потому что нет организованного сервиса указанных услуг. Количество желающих организовать самостоятельный тур по республике в новых условиях в дальнейшем будет расти. Этот сегмент

туристического рынка пока что является вовсе неосвоенным. И тут нужна методическая помощь со стороны региональных властей по созданию условий для развития. Необходимо ввести налоговые каникулы на 3-5 лет лицам, занятым и самозанятым в туристской сфере. Необходимо обучать и сертифицировать гидов, создавать инфраструктуру туризма. Многие проблемы будут быстрее решены при использовании цифровых технологий. Цифровые технологии сегодня смогут объединить мелких производителей туристских услуг в мощную туристскую индустрию.

Мы предлагаем создать уникальное мобильное приложение, позволяющее любому желающему организовать самостоятельный тур по региону. Данное приложение должно объединять всех продавцов услуг путешественникам (владельцев гостевых домов, съемного жилья, отелей и апартаментов, перевозчиков, гидов, хозяев ресторанов и кафе, мест отдыха и т.д.). Каждый продавец услуг подключается к приложению, в онлайн-режиме становится в очереди на оказание услуги.

Путешественник с помощью мобильного приложения в рамках определенного бюджета и календарного расписания определяет свой маршрут, выбирает жилье, перевозчика и тип транспорта, гида и различные мероприятия культурно-развлекательного характера из имеющегося перечня.

К примеру, клиент с женой и двумя детьми из какого-либо российского города собирается организовать самостоятельный тур с по-

сещением городов Махачкалы и Дербента, а также Гунибского плато, Сулакского каньона и Самурского леса с 10 июня по 17 июня в пределах определенной суммы. Приложение запрашивает желаемый маршрут посещения указанных мест и конкретных дат, или же с учетом пользовательского опыта и имеющихся возможностей приложение предлагает свой оптимальный маршрут. Если же клиент решил по-своему построить тур, приложение предлагает свободное на тот период жилье для клиентов в посещаемых населенных пунктах с указанием цен.

В мобильном приложении любой желающий сдать места в отелях, гостевых домах или другое жилье, регистрируется, заполняя необходимые формы с указанием всех характеристик объекта и своих данных с прикреплением соответствующих фото- и видеоматериалов. Аналогично поступают и остальные участники, которые предлагают свои услуги путешественникам (перевозчики, фирмы сдающие машины в аренду, гиды, экскурсоводы, владельцы кафе и ресторанов, владельцы тематических мастер-классов и др.).

На следующем этапе клиенту следует определиться с трансфером (время в пути, тип машины, водитель) и сколько это будет стоит. Возможно, клиент захочет взять машину в аренду, что должно быть предусмотрено в приложении.

Следующий этап - содержание тура, то есть чем хочет заняться клиент во время путешествия. Например, наши клиенты хотят купаться на море, ознакомиться с историческими памятниками, любоваться красотами природы и попробовать местные блюда. Приложение может предложить помощь гида или же по каждому объекту дать развернутую информацию с помощью аудиогида. Если же клиент выбирает опцию «гид», система предложит в каждом случае список свободных на тот момент гидов и их тарифы на обслуживание.

В итоге система окончательно сформирует тур с указанием определенной стоимости, представит калькуляцию по всем элементам обслуживания. Клиент при желании сможет оптимизировать бюджет, меняя опции тех или иных услуг. В случае согласия на предложенные условия клиент вносит аванс и готовится к поездке. Система должна располагать резервами ресурсов на случай форс-мажорных обстоятельств. Обязательным элементом тура является и страховка. Должна быть предусмотрена и ответственность как продавцов, так и потребителей услуг.

Еще один важный момент: каждая услуга должна быть оценена клиентом, и в итоге формируется рейтинг услуги, что будет влиять на выбор самой услуги другими клиентами в последующем.

Список литературы_

1. Внутренний туризм. Последствия пандемии для туристической отрасли / НИУ Высшая школа экономики. URL: https://www.hse.ru/mirror/pubs/share/433402486.pdf (дата обращения: 23.12.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Динамика спроса на туристические услуги в России на фоне пандемии COVID-19 // Бюллетень о текущих тенденциях российской экономики. 2020. № 68, дек. URL: https://www.ac.gov.ru/publications/ (дата обращения: 20.12.2021).

3. Ибрагимова З.Ф., Хамадеева З.А. Проблемы развития туризма в России // Доклады Башкирского университета. 2020. Т. 5. № 2. С. 96-100.

4. Как изменится туризм под влиянием пандемии? URL: https://online.innoagency.ru/page12779693.html (дата обращения: 26.12.2021).

5. Павлюк В.П. Влияние пандемии Covid-19 на международный туризм // Ломоносов - 2021: сб. материалов XIX Междунар. науч. конф. Севастополь, 2021. С. 101-103.

6. Пржедецкая Н.В., Сагидуллаева М.С. Оценка маркетингового потенциала туристско-рекреационного комплекса России // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2018. № 1 (98). С. 124-129.

7. Черевичко Т.В., Темякова Т.В. Цифровизация туризма: формы проявления // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2019. Т. 19. № 1. С. 59-64.

8. COVID-19 и сектор туризма. URL: https://roscongress.org/materials/covid-19-i-sektor-turizma/ (дата обращения: 20.10.2021).

9. Forecasted change in revenue from the travel and tourism industry due to the coronavirus (COVID-19) pandemic worldwide from 2019 to 2020. URL: https://www.statista.com/forecasts/1103426/covid-19-revenue-travel-tourism-industry-forecast (дата обращения: 21.12.2021).

10. Sustainable Travel Report 2021. URL: https://news.booking.com/ (дата обращения: 26.12.2021).

References_

1. Domestic tourism. The consequences of the pandemic for the tourism industry / Higher School of Economics. URL: https://www.hse.ru/mirror/pubs/share/433402486.pdf (accessed: 12/23/2021).

2. Dynamics of demand for tourist services in Russia against the background of the COVID-19 pandemic. Bulletin on current trends in the Russian economy. 2020. No. 68, Dec. URL: https://www.ac.gov.ru/publications / (date of address: 20.12.2021).

3. Ibragimova Z.F., Khamadeeva Z.A. Problems of tourism development in Russia. Reports of Bashkir University. 2020. Vol. 5. No. 2. pp. 96-100.

4. How will tourism change under the influence of the pandemic? URL: https://online.innoagency.ru/page12779693. html (accessed: 12/26/2021).

5. Pavlyuk V.P. The impact of the Covid-19 pandemic on international tourism. Lomonosov - 2021: collection of materials of the XIX International Scientific Conference. Seva-stopol, 2021. pp. 101-103.

6. Przhedetskaya N.V., Sagidullayeva M.S. Evaluation of the marketing potential of the tourist and recreational complex of Russia. Humanities and socio-economic sciences. 2018. No. 1 (98). pp. 124-129.

7. Cherevichko T.V., Temyakova T.V. Digitalization of tourism: forms of manifestation. News of Saratov University. A new series. Series: Economics. Management. Right. 2019. Vol. 19. No. 1. pp. 59-64.

8. COVID-19 and the tourism sector. URL: https://roscongress.org/materials/covid-19-i-sektor-turizma / (accessed: 10/20/2021).

9. Predicted change in revenue from the travel and tourism industry due to the coronavirus (COVID-19) pandemic worldwide from 2019 to 2020. URL: https://www.statista.com/forecasts/1103426/covid-19-revenue-travel-tourism-industry-forecast (accessed: 12/21/2021).

10. Sustainable Travel Report 2021. URL: https://news.booking.com / (accessed: 12/26/2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.