Научная статья на тему 'О ЦЕННОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ: КРУГ ЧТЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ МГПУ'

О ЦЕННОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ: КРУГ ЧТЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ МГПУ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
61
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧТЕНИЕ / ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ / ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГУМАНИТАРНЫЕ ЦЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Громова Алла Витальевна

В статье представлены результаты анкетирования, нацеленного на выявление читательских предпочтений и ценностных ориентаций студентов в области литературы. Установлено, что студенты-филологи МГПУ осознают ценность классической литературы в жизни человека и общества, в качестве досугового чтения предпочитают зарубежных авторов и практически не знакомы с современным отечественным литературным процессом. Результаты опроса могут быть учтены при разработке программы учебной дисциплины «Великие книги».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON EMPHASIZING THE VALUE OF LITERATURE: THE READING CIRCLE OF MCU PHILOLOGY STUDENTS

The article presents the results of a survey aimed at identifying reading preferences and values of students concerning literature. It is established that philology students of Moscow City University being aware of classical literature contributing to the life of a person and society still prefer foreign authors as leisure reading and are practically not familiar with the Russian contemporary literature. The results of the survey can be taken into account when developing the program of the academic discipline "Great Books".

Текст научной работы на тему «О ЦЕННОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ: КРУГ ЧТЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ МГПУ»

Научная статья УДК: 028-057.875

DOI: 10.25688/2076-913Х.2021.44.4.10

О ЦЕННОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ: КРУГ ЧТЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ МГПУ

Громова Алла Витальевна

Институт гуманитарных наук

Московского городского педагогического университета, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-8420-7567

Аннотация. В статье представлены результаты анкетирования, нацеленного на выявление читательских предпочтений и ценностных ориентаций студентов в области литературы. Установлено, что студенты-филологи МГПУ осознают ценность классической литературы в жизни человека и общества, в качестве досугового чтения предпочитают зарубежных авторов и практически не знакомы с современным отечественным литературным процессом. Результаты опроса могут быть учтены при разработке программы учебной дисциплины «Великие книги».

Ключевые слова: чтение; читательские предпочтения; литературное образование; гуманитарные ценности молодежи.

Для цитирования: Громова А. В. О ценности литературы: круг чтения студентов-филологов МГПУ // Вестник МГПУ. Серия «Филология. Теория языка. Языковое образование». 2021. № 4 (44). С. 101-109. DOI: 10.25688/2076-913Х.2021.44.4.10

Original article

ON EMPHASIZING THE VALUE OF LITERATURE: THE READING CIRCLE OF MCU PHILOLOGY

STUDENTS

Alla V. Gromova

Institute of Humanities Moscow City University,

[email protected], https://orcid.org/0000-0001-8420-7567

Abstract. The article presents the results of a survey aimed at identifying reading preferences and values of students concerning literature. It is established that philology students of Moscow City University being aware of classical literature contributing to the life of a person and society still prefer foreign authors as leisure reading and are practically not familiar with the Russian contemporary literature. The results of the survey can be taken into account when developing the program of the academic discipline "Great Books".

Keywords: reading; reading preferences; literary education; humanitarian values of youth.

© Громова А. В., 2021

For citation: Gromova A. V. On Emphasizing the Value of Literature: the Reading Circle of MCU Philology Students. MCU Journal of Philology. Theory of Linguistics. Linguistic Education. 2021; (4): 101-109. DOI: 10.25688/2076-913X.2021.44.4.10

Введение в 2020 г. в учебные планы МГПУ обязательной дисциплины «Великие книги» поставило перед разработчиками программы ряд вопросов, касающихся не только объема и содержания понятия, вынесенного в название курса, но и ожиданий обучающихся. Перед внедрением программы был проведен опрос студентов, призванный выявить их круг чтения, литературные предпочтения и представления о ценности книги.

Анкетирование проводилось среди студентов первого курса Института иностранных языков, в опросе участвовали 197 человек. Возраст обучающихся — от 17 до 19 лет (молодежь, в основном старшего подросткового возраста). В группе ожидаемо преобладали девушки, юноши составили лишь 13 % от общего числа респондентов. Среди обучающихся 90 % были жителями Москвы и Московской области и лишь 10 % — представителями других регионов.

В соответствии с задачами анкетирования опросник состоял из двух тематических блоков: первый касался круга чтения и читательских предпочтений, второй — иерархии книг и представлений об их ценности.

Выводы по итогам опроса не претендуют на глобальные обобщения, поскольку исследовалась ограниченная группа обучающихся. Специфика группы определялась тем, что она состояла из вчерашних школьников, сдавших ЕГЭ по литературе и поступивших в высокорейтинговый московский вуз на профили, связанные с изучением иностранных языков. A priori предполагалось, что это интеллектуальная молодежь, для которой чтение и книга представляются безусловной ценностью. Однако результаты опроса во многом совпали с результатами, полученными другими учеными в ходе гораздо более масштабных исследований, относящихся к молодежи разных возрастных групп, проживающих в разных городах [1]. В частности, выявилось немало общего в круге чтения и читательских предпочтениях.

Прежде всего предстояло выяснить у студентов-филологов первого курса приблизительный объем чтения (вопрос касался произведений вне обязательной учебной программы). На вопрос «Сколько книг вы читаете в месяц (в среднем)?» большинство респондентов (61 %) ответили — одну-две, 10,5 % — три-четыре книги, 6 % — 5-6 книг и 13 % — меньше одной. Некоторые сочли необходимым уточнить свой ответ, объясняя причину сложившегося режима чтения: «Во время учебы — только учебная литература», «Зависит от наличия свободного времени». Полученный результат свидетельствует о регулярности чтения у представителей данной группы, а дифференциация чтения на «свободное» (досуговое) и «деловое» (в соответствии с требованиями программы) характерна для современных обучающихся в целом [2, с. 8].

ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

103

Следующий вопрос касался круга чтения, а именно последних прочитанных книг, в результате чего выделились авторы, наиболее популярные в среде опрошенных. Лидерами стали Стивен Кинг (26 упоминаний) и Рэй Брэдбери (25), за ними следовали Достоевский (18), Эрих Мария Ремарк (12), Джейн Остин (11) и Дэниел Киз (11).

Безусловным лидером по популярности в молодежной среде является Стивен Кинг, что подтверждается и анализом ответов на вопрос: «Кого из современных зарубежных писателей вы знаете?». Кинга назвали 52 респондента, что на порядок больше, чем упоминания таких культовых авторов, как Джоан Роулинг (34), Джон Грин (23) и Рэй Брэдбери (20). Популярностью пользуются все произведения Стивена Кинга, он привлекает не только мастерством сюжетосложения, фантастикой и мистикой («Его истории захватывающие и будоражат кровь»), но и постановкой актуальных проблем; он характеризуется как «мастер слова и выражения человеческих типажей». Безусловно, важным фактором интереса к писателю являются экранизации: подавляющее большинство произведений Стивена Кинга нашли свое воплощение в кино.

У Рэя Брэдбери читают романы «451 градус по Фаренгейту», «Вино из одуванчиков» и его продолжение — «Лето, прощай!», а также сборники рассказов. «Марсианские хроники» привлекают тем, что «описанные события могут произойти в ближайшем будущем»; «451 градус по Фаренгейту» — «отличное произведение, показывающее важность книг»; «Вино из одуванчиков» «вызывает неповторимые эмоции»; «У нас всегда будет Париж» — «сочная, легкая, теплая и перехватывающая дыхание корзинка историй на любой вкус и цвет». Интерес к этому писателю, возможно, пробуждается в школе (в программу по литературе для шестого класса включены его рассказы), что подтвердили практикующие учителя, написавшие в социальных сетях: «Детей очень впечатляют истории про бабочку, про комнату».

Что касается феномена Ремарка, то он уже становился предметом специального исследования. Например, Л. Ф. Борусяк в 2010 г. провела анализ личных страниц интеллектуальной столичной молодежи в социальной сети «ВКонтакте», а в 2017 г. — обзор написанных московскими студентами-гуманитариями 320 эссе-рекомендаций об авторах и произведениях, которые стоит почитать их ровесникам. В обоих случаях одним из лидеров читательских предпочтений оказался Ремарк. Исследователем отмечено, что интерес к творчеству этого писателя «четко коррелирует с размером города и уровнем образования: чем крупнее город, чем больше там студентов, тем больше молодежь любит и читает Ремарка» [3, с. 103]. По мысли Л. Ф. Борусяк, любовь к романам Ремарка является маркером интеллигентских и экзистенциальных ценностей: «В эпоху постмодернизма и размытости представлений о добре и зле... образованную молодежь привлекают четко расставленные ценностные акценты: прежде всего, это настоящая дружба и настоящая любовь, честность и порядочность» [3, с. 103]; «Важнейшая ценность, которую "вычитывают" молодые у Ремарка — это ценность жизни» [1, с. 82].

Сопоставляя результаты нашего опроса с проведенными ранее исследованиями, отметим изменения в рейтинге популярности некоторых писателей. Так, например, заметно сдали позиции культовые авторы предыдущих десятилетий: Михаил Булгаков, Паоло Коэльо, Джон Толкин и Джоан Роулинг.

Булгаков с его бессмертным романом «Мастер и Маргарита» удерживал первенство популярности среди юных читателей на протяжении многих лет1. Интерес к Толкину как создателю и классику жанра фэнтези поддерживался тем, что «его книга стала основой для молодежного движения (ролевиков-толкинистов), т. е. стала не просто фактом литературы, но и частью образа жизни» [3, с. 101]. Пик этого интереса в России пришелся на 1990-е - начало 2000-х гг. и был поддержан также экранизацией «Властелина колец» (2001-2003). К 2010 гг. популярность писателя стала падать, а в 2015 г. Толкин уступил позиции Джоан Роулинг.

В нашем же случае Булгаков, как и создатель культовой «поттерианы» Джоан Роулинг, был упомянут лишь восемь раз — наравне с романами Джека Лондона «Мартин Иден», Луизы Мэй Олкотт «Маленькие женщины», Джорджа Оруэлла «1984» и произведениями Харуки Мураками, заметно отстав от лидеров рейтинга.

Отметим, что помимо художественной литературы первокурсники с интересом читают книги по практической психологии, научно-популярную и бизнес-литературу.

Рейтинг был составлен на основе ответа на вопрос о последних прочитанных книгах и включал весь спектр отечественной и зарубежной литературы, в том числе классику, учебную и нон-фикшен. Отдельно был сформулирован вопрос, каких современных русских и зарубежных авторов знают респонденты. Преподавательский опыт показывает, что выпускники школ испытывают дефицит знаний по современной литературе, и предположения подтвердились: из современных зарубежных писателей (которых молодежь читает больше) наиболее известными являются авторы массовой литературы, современная отечественная предстает «неизведанным краем», а для многих трудность вызывает само понятие современности. Так, типичным является упоминание среди современных писателей Е. И. Замятина, М. А. Шолохова, Б. Л. Пастернака, О. Уайльда, Э. М. Ремарка, О. Хаксли, Э. Хэмингуэя, Дж. Оруэлла, т. е. под современностью понимается весь ХХ в.

Если говорить о современной западной литературе, которая, безусловно, намного популярнее среди читающих подростков и молодежи, то тут мы встречаем достаточно широкий спектр имен (всего около 60): по числу упоминаний

1 Л. Ф. Борусяк, проводившая в 2010-х гг. масштабные исследования по выявлению круга чтения современной молодежи, отметила, например, что и в 2010 г., и в 2017 г. лидерами по популярности были Булгаков и Ремарк, делившие первую строчку в рейтинге читательских предпочтений.

лидируют Стивен Кинг (52), Джоан Роулинг (34), Джон Грин (23), Рэй Брэдбери (20), Харуки Мураками (15) и Джоджо Мойес (14).

По сравнению с зарубежной литературой современная отечественная словесность не только меньше известна (названы 30 авторов — вдвое меньше зарубежных), но и не вызывает такого повышенного интереса. В большинстве анкет эта позиция оставалась незаполненной или заполнялась фразами: «Затрудняюсь ответить», «Никого не знаю, не особо интересуюсь», «Знаю только зарубежных», «Никого, если под современными понимаются авторы XXI века». Это обусловлено недостаточной представленностью современных российских произведений в школьной программе, что является проблемой, требующей незамедлительного решения [4].

Нередко незнание современной русской словесности воспринималось как собственное упущение, что маркировалось вводными словами: «К сожалению, мало уделяю внимание отечественной литературе», «Современных отечественных авторов, к сожалению, назвать не могу, так как больше предпочитаю зарубежных авторов», «Скажу честно, не интересовалась. Займусь этим».

Из современных отечественных авторов по популярности лидируют Борис Акунин (упомянут 21 раз), Виктор Пелевин (19), Дмитрий Глуховский (16) и Сергей Лукьяненко (11). Далее идут Дарья Донцова (9), Александр Полярный (7), Олег Рой (7), Дмитрий Быков (7), Людмила Улицкая (7) и Гузель Яхина (6).

Студентам известны также имена упомянутых один-два раза В. Астафьева, Е. Водолазкина, Е. Гришковца, Б. Екимова, А. Иванова, М. Петросян, З. При-лепина, Д. Рубиной, В. Сорокина, А. и Б. Стругацких, Т. Толстой, а также поэтов Е. Летова, Б. Рыжего, В. Полозковой. Упоминаются авторы детской и подростковой литературы (М. Самарский, Е. Горбунова, М. Трауб, В. Еналь, Н. Щерба), что отражает особенности возрастной группы.

Поясняя обращение к тем или иным авторам, студенты невольно выражали и свои ценностные представления. Выбор и оценка книг обусловлены, как правило, одним из трех факторов (или всеми тремя одновременно). Привлекают занимательность (этим обусловлена тяга к остросюжетным, приключенческим, детективным произведениям, а также к сказкам, фантастике и фэн-тези), воздействие на эмоциональную сферу (сентиментальные и любовные романы, темы дружбы, сиротства, инакости и т. п.), наличие значимых проблем, пробуждающих размышления о жизни (часто встречаемая формулировка в оценке книги — «заставляет задуматься»). Например: «Глуховский достоин внимания, как минимум тем, что создал такую невероятную вселенную»; Сергей Лукьяненко — «прекрасный фантаст, в книгах которого помимо фантастической темы присутствуют также искания героя»; «Олег Рой пишет увлекательные романы с интригующим сюжетом».

Первый блок вопросов был направлен на определение круга чтения, но уже здесь наметились некоторые оценки, объясняющие выбор произведений. Второй блок анкеты предполагал выявление ценностной иерархии книг.

С этой целью были сформулированы вопросы: «Считаете ли вы, что существуют книги, обязательные к прочтению?»; «Какие книги русской и мировой литературы вы считаете самыми ценными для культуры и почему?».

На первый вопрос ответили отрицательно только 26 % опрошенных. Некоторые оставили поле ответа пустым, другие объясняли свое мнение одной из трех причин:

1) различием во вкусах: «Я считаю, что подборка "обязательных к прочтению книг" индивидуальна для каждого человека»; «Каждый определяет их для себя сам. Зависит от интересов»; «Выбор индивидуален, общеобязательного пласта литературы не существует»;

2) правом человека на свободный выбор: «Человек сам вправе выбирать. Не люблю, когда осуждают за непрочитанную книгу»; «Чтение — это такое же хобби, как музыка или гольф. Ничего не может быть обязательным для свободного от программ человека»;

3) возможной негативной реакцией на принуждение к чтению: «Если заставлять читать книги, то не привьешь любовь к литературе»; «Должна заинтересовать книга, а не советы других людей»; «Есть книги для определенного настроения. Если они будут обязательными, то никто не будет их читать».

Положительных ответов было значительно больше. Они нередко содержали обоснование и перечень конкретных произведений, например: «Да, книги, повлиявшие массово на мир, должны быть прочитаны каждым (Ремарк "Три товарища", Уайльд "Портрет Дориана Грея", Оруэлл "1984")»; «Каждый человек должен знать классическую литературу, поэтому много книг из школьной программы отношу к обязательному прочтению».

Большинство респондентов по умолчанию считало, что речь идет только о художественной литературе, но некоторые включили в перечень обязательных книг религиозные, философские, социально-политические, экономические, психологические и другие тексты, среди которых: Библия, Коран, «Государство» Платона, «Капитал» К. Маркса, «Так говорил Заратустра» Ф. Ницше, «Психоанализ» З. Фрейда, «Миф о Сизифе» А. Камю, «все, написанное И. П. Павловым», история России, Конституция РФ, словарь Ожегова, «Правила дорожного движения» и «разного рода инструкции».

В результате анализа ответов на вопрос, какие книги русской и мировой литературы вы считаете самыми ценными для культуры и почему, был составлен своеобразный рейтинг классических произведений (в скобках указано количество упоминаний). Его возглавили «Война и мир» (76) и «Преступление и наказание» (57), далее со значительным отрывом следовали «Мастер и Маргарита» (32), «Отцы и дети» (28), «Мертвые души» (17) и «Евгений Онегин» (15). Из зарубежных авторов на первом месте оказался Шекспир: его упомянули в общей сложности 25 раз, выделив трагедии «Гамлет» и «Ромео и Джульетта»; затем — «Божественная комедия» Данте (13), «451 градус по Фаренгейту» Брэдбери (11) и «1984» Оруэлла (9).

Довольно типичным для 18-летних студенток был набор: «Война и мир», «Преступление и наказание» и «Джейн Эйр» (вар.: «Маленькие женщины», «До встречи с тобой», «Цветы для Элджернона»). Такой выбор говорит о недостаточной читательской зрелости, обусловленной юным возрастом.

Заслуживает внимания, на наш взгляд, первенство в рейтинге эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир» — произведения, отношение к которому среди школьников весьма неоднозначно [5], но безусловная ценность которого признается практически всеми.

Значимость конкретных книг для мировой культуры студенты обосновывали, как правило, глубиной содержания, наличием социальной и этической проблематики: «Л. Толстой, Достоевский, Гоголь — все они затрагивают очень важные социальные проблемы, актуальные и по сей день», «"Отцы и дети" — рассказ о вечной борьбе между поколениями», «"Мастер и Маргарита" — книга, которая ярко показывает человеческие грехи и несовершенства», «"Война и мир", "Преступление и наказание", "Мертвые души" дают представление о добре и зле».

Очень часто респонденты отмечали наличие в литературном произведении конкретных моральных уроков, например: в пьесе «Недоросль» «показана необходимость учиться»; «Обломов» Гончарова «мотивирует к действию и движению»; в романе «451 градус по Фаренгейту» «показана важность книги»; «Старик и море» — «книга о том, как важно не сдаваться». Наличие морального урока, позитивной гуманистической программы отмечаются не только в произведениях классики, но и в современной, в том числе массовой, литературе. Именно это качество (а не только занимательный сюжет или эмоциональные сцены) привлекают читающую молодежь: «"Цветы для Элджернона" — поучительная и трогательная история о мальчике с задержкой развития. Учит людей толерантности»; «"Зеленая миля", "Побег из Шоушенка": описывают жизненные неприятности и способы преодоления их. Люди не ломаются из-за этого, а становятся сильнее».

Выпускниками школ в целом осознается значение русской литературы в мировом культурном пространстве: «"Война и мир" и "Преступление и наказание" принесли стране славу за рубежом»; «Достоевский, Толстой, Пушкин и другие великие писатели были основоположниками великой литературы, которую читают во всем мире».

Можно сказать, что в результате попыток объяснить ценность конкретных книг для мировой культуры, студенты сформировали некое общее представление о классике, т. е. образцовых произведениях литературы. Наиболее значимыми признаются книги, которые «затрагивают проблемы, актуальные во все времена», «отражающие черты эпохи и философии времени», транслирующие «культурные ценности», «меняющие мировоззрение».

При этом нельзя не заметить, что одним из определяющих факторов в выборе чтения остается школьная программа по литературе. Это свидетельствует

0 значимости литературного образования в школе и вузе, прививающего молодежи гуманистические и гражданские ценности, формирующего эстетический вкус и этические представления.

Таким образом, анкетирование студентов первого курса Института иностранных языков МГПУ способствовало не только выявлению объема и круга их чтения, читательских интересов и предпочтений, но и определению ценностных представлений как в сфере литературы, так и в области этики, социальной жизни, истории, искусства, образования. Результаты исследования могут быть использованы при разработке и обновлении школьных и вузовских программ по литературе.

Список источников

1. Борусяк Л. Ф. Феномен Ремарка. В: Самохина М. М. (Ред.-сост.). Социолог и психолог в библиотеке: сб. статей и мат-лов. Вып. XI. М.: Рос. гос. б-ка для молодежи; 2018:76-84.

2. Романичева Е. С. Чтение, литературное образование и школьные предметные учебники. Русская словесность. 2008; № 3: 8-13.

3. Борусяк Л. Ф. Любимые авторы, любимые книги: что читает современная молодежь (По данным анализа сети ВКонтакте). Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2015; № 1 (119): 90-105. URL. https://cyberleninka.ru/article/n/ lyubimye-avtory-lyubimye-knigi-chto-chitaet-sovremennaya-molodezh-po-dannym-analiza-seti-vkontakte (дата обращения: 23.04.2021).

4. Смирнова А. И., Гаврилина О. В. Современная литература в системе школьного изучения и внеклассного чтения. Вестник МГПУ. Сер.: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2017; № 3: 83-90.

5. Полтавец Е. Ю. Так что же нам делать с «Войной и миром»? Вестник МГПУ. Сер. : Филология. Теория языка. Языковое образование. 2018; № 2: 67-74.

References

1. Borusyak L. F. Fenomen Remarka. V: Samoxina M. M. (Red.-sost.). Sociolog

1 psixolog v biblioteke: sb. statej i mat-lov. Vyp. XI. M.: Ros. gos. b-ka dlya molodezhi; 2018: 76-84. (In Russ.).

2. Romanicheva E. S. Chtenie, literaturnoe obrazovanie i shkol'ny'e predmetny'e uchebniki. Russkaya slovesnosf. 2008; № 3: 8-13. (In Russ.).

3. Borusyak L. F. Lyubimye avtory , lyubimye knigi: chto chitaet sovremennaya molodezh' (Po danny'm analiza seti VKontakte). Vestnik obshhestvennogo mneniya. Dan-ny"e. Analiz. Diskussii. 2015; № 1 (119): 90-105. URL. https://cyberleninka.ru/article/n/ lyubimye-avtory-lyubimye-knigi-chto-chitaet-sovremennaya-molodezh-po-dannym-anali-za-seti-vkontakte (data obrashheniya: 23.04.2021). (In Russ.).

4. Smirnova A. I., Gavrilina O. V. Sovremennaya literatura v sisteme shkol'nogo izucheniya i vneklassnogo chteniya. VestnikMGPU. Ser.: Filologiya. Teoriyayazy'ka. Yazy kovoe obrazovanie. 2017; № 3: 83-90. (In Russ.).

5. Poltavecz E. Yu. Tak chto zhe nam delat' s «Vojnoj i mirom»? Vestnik MGPU. Ser.: Filologiya. Teoriyayazy'ka. Yazy'kovoe obrazovanie. 2018; № 2: 67-74. (In Russ.).

ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

109

Информация об авторе

Алла Витальевна Громова — доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры русской литературы Института гуманитарных наук МГПУ.

Information about the author

Alla V. Gromova — Doctor of Philology, professor, full professor of Russian literature Department Institute of Humanities MCU.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.