ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 34 ББК 67
О ЦЕЛЯХ И ЗАДАЧАХ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ДНК-ИДЕНТИФИКАЦИЯ: БАЗОВЫЙ КУРС (ДЛЯ СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТОВ)»
ИРИНА ОЛЕГОВНА ПЕРЕПЕЧИНА,
доктор медицинских наук, профессор кафедры криминалистики юридического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
Е-той: [email protected]
Научная специальность 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-разыскная днятельность СШйоп-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматриваются вопросы повышения квалификации судебных экспертов, специализирующихся в области генетической идентификации человека. Сформулированы цели и задачи базового курса обучения по криминалистической ДНК-идентификации.
Ключевые слова: генетическая идентификация человека, ДНК-идентификация, дополнительное профессиональное образование, программа повышения квалификации, судебный эксперт.
Annotation. The article deals with the training of forensic experts which specialize in human genetic identification. The aims and objectives of the basic training course in forensic DNA identification are considered.
Keywords: human genetic identification, DNA identification, training program, additional professional education, forensic expert.
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»1 установлена необходимость разработки и утверждения дополнительных профессиональных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Во исполнение данного закона на Юридическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова была разработана программа дополнительного профессионального образования в «Криминалистическая ДНК-идентификация: базовый курс (для судебных экспертов)»2.
В настоящее время проект программы прошел широкое внешнее рецензирование, ее тезисы, с целью обсуждения, были доложены на ряде научных конференций и круглых столов3.
Программа «Криминалистическая ДНК-идентификация: базовый курс (для судебных экспертов)» представляет собой учебную дисциплину уровня дополнительного профессионального образования, целью которой является системное изучение теоретических, нормативно-правовых и методологических основ ДНК-идентификации, а также
обучение практическому применению ее методов в экспертно-криминалистиче ской практике.
Задачами программы является усвоение принципов криминалистического исследования ДНК, ознакомление с правовым регулированием деятельности в данной сфере, изучение научных аспектов данного криминалистического направления, овладение методиками экспертного исследования. В результате освоения курса слушателями будут получены знания, умения и практические навыки, необходимые для осуществления ими экспертно-криминалистической деятельности в области ДНК-идентификации в целях правоприменения.
Поставленная цель достигается решением следующих задач:
1) в нормотворческой деятельности:
• получение юридических знаний, необходимых для разработки нормативных документов в сфере судебной экспертизы и криминалистической регистрации;
2) в правоприменительной деятельности:
• овладение правовыми знаниями, необходимыми для осуществления судебно-экспертной дея-
192
Вестник Московского университета МВД России
№ 12 / 2015
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
тельности, ознакомление с законодательными уголовно-процессуальными и гражданско-процессуальными нормами и подзаконными актами, регулирующими применение специальных знаний в различных сферах правоприменения, а также умений использовать эти правовые знания в профессиональной деятельности;
• получение знаний и развитие навыков участия в уголовном и гражданском судопроизводствах в процессуальных ролях специалиста и эксперта, изучение особенностей выполнения соответствующих функций на этапах предварительного и судебного следствия; развитие практических навыков выступления экспертов в судебном заседании;
• изучение принципов и методологии криминалистической идентификации;
• ознакомление с формами и организационно-тактическими особенностями использования в правоприменении специальных знаний в области криминалистического исследования ДНК;
• ознакомление с научной и методической базой криминалистической ДНК-идентификации, изучение научных и методических источников, необходимых для осуществления экспертной деятельности в области ДНК-идентификации;
• получение знаний и развитие навыков экспертного исследования с использованием методов ДНК-анализа объектов экспертизы вещественных доказательств;
• изучение особенностей «Заключения эксперта» как вида судебных доказательств, освоение принципов и развитие навыков составления «Заключения эксперта» по результатам выполнения исследований с применением методов криминалистического ДНК-анализа;
3) в экспертно-консультационной деятельности:
• развитие навыков консультирования по вопросам экспертной деятельности в области криминалистической ДНК-идентификации.
Программа учебного курса направлена на получение и совершенствование следующих компетенций:
• способности осуществлять профессиональную экспертно-криминалистическую деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры, а также фундаментальных знаний, умений и навыков в области криминалистической идентификации;
• способность квалифицированно выполнять криминалистические исследования с использовани-
ем методов ДНК-анализа, формировать на основе их результатов экспертные заключения и представлять полученные данные в суде;
• способность участвовать в формировании криминалистических учетов ДНК биологических объектов;
• способность вести экспертно-консультатив-ную деятельность.
Программа имеет отчетливо криминалистический характер, что прослеживается во всех пяти ее разделах. Впервые в учебном курсе по ДНК-идентификации:
• представлен объемный правовой, криминалистический блок, что крайне актуально в условиях отсутствия у экспертов, специализирующихся в области генетической идентификации, базового юридического образования;
• предусмотрено обстоятельное рассмотрение общих, базовых основ судебной экспертизы и экспертно-судебной деятельности, являющееся необходимым в отсутствие у экспертов — выпускников медицинских вузов и биологических факультетов — базового экспертного образования;
• представлен обширный спектр тем, позволяющих уже на начальном этапе обучения сформировать у экспертов широкий кругозор, дав представление о современном уровне и возможностях криминалистической ДНК-идентификации в целом;
• выделен специальный, весьма объемный раздел по оценке идентификационной значимости полученных данных.
Разработанная программа предполагает качественно новый, университетский, уровень обучения судебных экспертов правовым основам, принципам и методологии ДНК-идентификации, который обеспечит их фундаментальную подготовку в данной области.
1 Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. 31 дек. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.
2 Перепечина И.О. Программа повышения квалификации «Криминалистическая ДНК-идентификация: базовый курс (для экспертов-криминалистов» (проект). М.: ООО «Буки Веди», 2015. 112 с.
3 Тезисы программы были апробированы на XIX круглом столе «Дидактика в судебной экспертизе: современные подходы» (21 октября 2015 г., Московский университет МВД России), на круглом столе «Экспертизы в судопроизводстве: законодательство и проблемы его унификации» (в рамках У Московской юридической недели, 25 ноября 2015 г., Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина), на круглом столе «Проблемы правового регулирования судебно-экспертной деятельности» (2 декабря 2015 г., Российский государственный университет правосудия), на Международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения Н.П. Яблокова «Современная криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы» (22 декабря 2015 г., МГУ имени М.В. Ломоносова).
№ 12 / 2015
Вестник Московского университета МВД России
193