Научная статья на тему 'О целесообразности применения дистанционного обучения в ДПО'

О целесообразности применения дистанционного обучения в ДПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
264
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
EDUCATION / DISTANCE LEARNING / ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION / MOODLE SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вишнякова Алена Александровна

На примере вуза представлен практический опыт использования дистанционных образовательных технологий в сфере дополнительного профессионального образования (ДПО), выделены особенности дистанционного обучения, проблемные моменты, сделан вывод о целесообразности применения дистанционного обучения в ДПО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вишнякова Алена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT USEFULNESS OF APPLYING OF DISTENCE LEARNING IN ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION

The article are presented the results of using distance learning technologies in the field of additional professional education, highlights the features of distance learning, problem areas, it is concluded that it is advisable to use distance learning in additional professional education.

Текст научной работы на тему «О целесообразности применения дистанционного обучения в ДПО»

3. Galushko E. F. (2015) Technology "case study" in teaching philological Sciences / E. F. Galushko, L. F. Roptanova / / Elektronnoe obuchenie v nepreryvnom obrazovanii, 2015. No. 1-1. Pp. 448-453. (In Russian)

4. Gorbunov A. P. (2007) Innovative management as a means of achieving a new quality of the University / A. P. Gorbunov / / Bulletin of Pyatigorsk State Linguistic University, 2007. No. 3-4. Pp. 129-131. (In Russian)

5. Gorbunov A. P. (2005) Organizational and methodological issues of training management specialists / A. P. Gorbunov, E. V. Timashova, I. F. Golovchenko / / Bulletin of Pyatigorsk State Linguistic University, 2005. No. 2. Pp. 28-32. (In Russian)

6. Shchukin A. N. (2008) Modern intensive methods and technologies of teaching foreign languages. Moscow: Filomatis, 2008, p. 188. (In Russian)

7. Zadorozhny V. N. (2008) To the question of practical orientation of teaching / studying of educational disciplines in management / V. N. Zadorozhny, G. G. Korznikova / / Obrazovanie i nauka. 2008. No. 6 (54). Pp. 31-40. (In Russian)

УДК 378.046.4 ББК 74.40

О ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО

ОБУЧЕНИЯ В ДПО

Алёна Александровна Вишнякова кандидат социологических наук Иркутский филиал Московского государственного технического университета гражданской авиации

Иркутск, Россия ше^^! if@mail.ru

На примере вуза представлен практический опыт использования дистанционных образовательных технологий в сфере дополнительного профессионального образования (ДПО), выделены особенности

дистанционного обучения, проблемные моменты, сделан вывод о целесообразности применения дистанционного обучения в ДПО.

Ключевые слова: образование, дистанционное обучение, дополнительное профессиональное образование, система Moodle.

ABOUT USEFULNESS OF APPLYING OF DISTENCE LEARNING IN ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION

Alena Aleksandrovna Vishniakova Candidate of sociological sciences Irkutsk Branch of Moscow State Technical University of Civil Aviation

Irkutsk Russia metodist_if@mail.ru

The article are presented the results of using distance learning technologies in the field of additional professional education, highlights the features of distance learning, problem areas, it is concluded that it is advisable to use distance learning in additional professional education.

Keywords: education, distance learning, additional professional education, Moodle system.

С появлением сети Интернет у человека появилось гораздо больше возможностей для самореализации. По материалам социологических исследований разных авторов, компьютер и Интернет использует от 12 % (1997 г.) до 79 % (2013 г.) российской молодежи [Вишнякова, 2014, с. 22].

Интернет активно используется для работы и развлечений, и менее активно данный ресурс применяется в образовательных целях. Тем не менее, на сегодняшний день значимые части жизни постепенно приобретают облик цифрового формата, и сфера образования - не исключение.

Интернет и цифровые технологии смешали воедино понятия онлайн обучения, электронного обучения и дистанционного обучения. В большинстве случаев данные термины используются как находящиеся в одной смысловой связке, и объединяет их одно - обучение возможно при наличии гаджета, доступа к Интернету и наличия образовательной платформы-оболочки (и/или среды).

Особо развито дистанционное образование на Западе, там оно выделено в самостоятельную форму обучения. Законодательная база России, определяющая функционирование дистанционного образования, имеет ряд особенностей, не позволяющих ввести дистанционное образование как форму обучения.

Основу законодательной базы, регламентирующей дистанционное обучение в сфере дополнительного профессионального образования, составляют следующие документы:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-Ф3. Статья 16 раскрывает понятия электронного обучения и дистанционных образовательных технологий [Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», 2012].

2. Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2018-2025 гг.» [Постановление Правительства, 2017].

3. Письмо Минобрнауки России от 21.04.2015 №ВК-1013/06 «Методические рекомендации по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и в сетевой форме» [Письмо Минобрнауки, 2015].

Анализ нормативно-правовой базы позволяет сделать вывод, что дистанционное обучение в дополнительном профессиональном образовании (ДПО) является технологией, при помощи которой реализуются основные формы обучения.

В логической последовательности на примере Иркутского Филиала МГТУ ГА приведен практический опыт использования дистанционных образовательных технологий (далее по тексту ДОТ) в сфере ДПО. Для Иркутского филиала МГТУ ГА применение дистанционных образовательных технологий - явление не новое и, на наш взгляд, перспективное.

На базе Центра дополнительного профессионального образования (ЦДПО) Иркутского филиала МГТУ ГА реализуется порядка сорока программ повышения квалификации и программ переподготовки.

До 2015 года включительно Иркутский филиал МГТУ ГА готовил специалистов-управленцев по профилю «Менеджмент на воздушном транспорте». Обучение велось исключительно по заочной форме, обучались в основном работники авиапредприятий, причем получали они высшее образование не впервые, обучение было соответственно платным. С ужесточением требований Министерства образования РФ к техническим вузам, тем более профильным, Иркутский филиал приостановил реализацию обучения по специальности «Менеджмент», но требования авиапредприятий к своим работникам не изменились - у работников должно быть профильное (авиационное) образование. При этом работодатель готов платить за обучение, но не готов отпускать на учебу работника. Проведенный ЦДПО Иркутского филиала МГТУ ГА мониторинг рынка образовательных услуг в сфере дополнительного образования, включая и работу с профессиональным авиационным сообществом, явился толчком для реализации программы переподготовки с применением ДОТ.

Так, с 2016 года запущена программа переподготовки «Менеджмент на воздушном транспорте». Три года программа реализовывалась в очно-заочной форме, основную массу слушателей составляли обучающиеся Филиала. С 2019 года данная программа переподготовки реализуется с применением ДОТ.

Существует две модели, на основе которых образовательными учреждениями реализуется дистанционное обучение с применением ДОТ:

- полностью дистанционное обучение (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) обучающегося (слушателя);

- частичное использование дистанционных образовательных технологий, позволяющих организовать дистанционное обучение (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) обучающегося [Приказ Министерства, 2013].

При реализации программы переподготовки «Менеджмент на воздушном транспорте» используется модель, согласно которой слушатель осваивает программу исключительно удаленно с использованием специализированной дистанционной среды/оболочки, на основе которой строится коммуникационный процесс.

В качестве платформы и/или среды используется система дистанционного обучения Moodle. В настоящее время каждый второй вуз использует в дистанционном обучении именно платформу Moodle. Потенциал платформы достаточно велик, при разумном, правильном его использовании позволяет создавать и реализовывать качественные электронные курсы. Доступ к Moodle осуществляется через интернет или локальные сети. Таким образом, основная особенность дистанционного курса состоит в том, что учебный материал усваивается слушателями с помощью интернет-технологий, т.е. площадкой процесса обучения является конкретное место слушателя.

Обучение с применением ДОТ имеет и ряд других отличительных черт. Во-первых, отсутствует прямое, «живое» общение между участниками учебного процесса. Как следствие, минимизируется вес коммуникативно-личностных факторов, оказывающих влияние на обучение, как максимум отсутствие тесного контакта устанавливает определенные требования к дисциплине слушателей, развитию навыков рационального использования собственного времени. Таким образом, успешное освоение курса зависит только от самого обучающегося.

Во-вторых, для дистанционного обучения характерно отсутствие регламентированного расписания учебного процесса. Это позволяет слушателям выстроить оптимальную траекторию освоения предлагаемого материала. В данном случае, обучение с применением ДОТ становится особо актуальным для категории слушателей, находящихся в рамках ограниченного свободного времени.

В-третьих, следует отметить и отдать должное такому характерному признаку дистанционного обучения как география (область применения). Трансфер знаний при использовании ДОТ определяется любым расстоянием.

В-четвертых, обучение с применением ДОТ позволяет оптимально использовать аудиторный ресурс образовательного учреждения при реализации обучения в традиционных формах - очной, очно-заочной, заочной. Применение ДОТ предполагает только лишь наличие качественного технического оснащения для поддержания информационных каналов передачи.

На первый взгляд, всё кажется просто - создан курс, слушатели отработали, выставлены оценки. Но стоит отметить и проблемные места.

Для того чтобы создать электронный курс - необходимо этому научиться. Как показывает опыт, почти весь преподавательский состав обучен навыкам создания электронных курсов, но не все используют свои знания на практике - для большинства традиционная форма остается в приоритете.

Кроме того, создание курса - это не простая работа, сохраняются все виды учебных работ, от лекционного материала до практических занятий и аттестации. Здесь необходимо учесть, что информацию курса необходимо обновлять (актуализировать).

По-прежнему немаловажным остается вопрос об оплате - любая работа должна оплачиваться (причем оплата должна быть регламентирована).

И наконец, дистанционный курс - это должное техническое сопровождение. При реализации программы переподготовки технические

сбои имели место быть, но благодаря 1Т-администраторам эта проблема решалась вовремя.

Для вывода о целесообразности применения дистанционного обучения в дополнительном профессиональном образовании необходим качественный анализ, для чего следует выдержать определенный период (от года до трех лет), увеличить количество курсов и программ, реализуемых с применением дистанционных образовательных технологий.

Первый этап подготовки слушателей по программе переподготовки «Менеджмент на воздушном транспорте» заканчивается в скором времени. От слушателей поступают положительные отзывы. Следует отметить, что сформирована следующая группа обучающихся по количеству превышающая предыдущую в два раза.

Таким образом, учитывая особенности дистанционного обучения, принимая во внимание субъективные возможности категорий слушателей, считаем необходимым и обязательным применение технологий дистанционного обучения в ДПО.

Библиографический список

1. Вишнякова А. А. Свободное время молодежи крупного города и основные формы его использования в современных условиях (на примере г. Иркутска): автореф. дис. ... канд. соц. наук: 22.00.04 / Алена Александровна Вишнякова; Бурятский гос. ун-т. Улан-Удэ, 2014. 26 с.

2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-Ф3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 02.11.2019).

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 марта 2013 г. №159 «Об утверждении Порядка создания образовательными организациями, реализующими образовательные программы высшего образования, в научных организациях и иных организациях, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) деятельность, кафедр, осуществляющих образовательную деятельность». [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=178777&fld=134&dst=1

000000001,0&rnd=0.710959269071739#05392586032812958 (дата обращения 02.11.2019).

4. Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ГАРАНТ. РУ: http://www.garant.rU/products/ipo/prime/doc/71748426/#ixzz64dZRL3s6 (дата обращения 02.11.2019).

5. <Письмо> Минобрнауки России от 21.04.2015 N ВК-1013/06 "О направлении методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ" (вместе с "Методическими рекомендациями по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и в сетевой форме") [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_178777/ (дата обращения 02.11.2019).

References

1. Decree of the Government of the Russian Federation of 26 December 2017 No.1642 « About approval of the state program of the Russian Federation "Development of education"». [Electronic resource]. - Access mode: GARANT.RU: http://www.garant.rU/products/ipo/prime/doc/71748426/#ixzz64dZRL3s6 (date of the application 02.11.2019). (In Russian)

2. <Letter> of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 21 April 2015 No. ВК-1013/06 «About the direction of guidelines for the implementation of additional professional programs» (together with the "Methodological recommendations for the implementation of additional professional programs using distance learning technologies, e-learning and online) [Electronic resource]. - Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_178777/ (date of the application 02.11.2019). (In Russian)

3. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 6 March 2013 No.159 «About the approval of the Procedure for the creation of educational institutions implementing educational programs of higher education in scientific organizations and other organizations engaged in scientific (research) activities, departments carrying out educational activities». [Electronic resource]. - Access mode: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=178777&fld=134&dst=1 000000001,0&rnd=0.710959269071739#05392586032812958/ (date of the application 02.11.2019). (In Russian)

4. The federal law «About education in the Russian Federation» of 29.12.2012 No.273-FL. - [Electronic resource]. - Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (date of the application 02.11.2019). (In Russian)

5. Vishnyakova A.A. (2014) Free time of youth of a large city and the main forms of its use in modern conditions (for example, the city of Irkutsk) : abstract thesis ... candidate of sociological sciences : 22.00.04 / Alyona A. Visnyakova ; Buryat State University Ulan-Ude, 2014. 26 p. (In Russian)

УДК 02-051:378.22 ББК 78

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ ДЛЯ БИБЛИОТЕЧНОЙ ОТРАСЛИ

Марина Николаевна Колесникова доктор педагогических наук, профессор Санкт-Петербургский государственный институт культуры

Санкт-Петербург, Россия marik008@mail.ru

Рассмотрены некоторые итоги и проблемы подготовки магистров библиотечно-информационной деятельности на базе библиотечно-информационного факультета Санкт-Петербургского государственного института культуры (СПбГИК). Приведена статистика контингента

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.