О ТРАНСЛЯЦИИ ОПЫТА НАЗАРБАЕВ УНИВЕРСИТЕТА В МЕДИЦИНСКИЕ ШКОЛЫ
12 3
Танкибаева Н.У. , Позднякова Е.В. , Мурзатаева А.М. Email: Tankibaeva674@scientifictext.ru
1Танкибаева Нэйла Улановна - кандидат биологических наук, профессор; 2Позднякова Елена Владимировна - кандидат биологических наук, ассоциированный профессор; 3Мурзатаева Айгуль Маратовна - кандидат биологических наук, ассоциированный профессор,
кафедра биохимии, Медицинский университет Караганды, г. Караганда, Республика Казахстан
Аннотация: в данной статье описывается опыт внедрения разработанных в Назарбаев Университете алгоритмов академических программ и их реализация в пространстве медицинского вуза. Поэтапное расширение академической и управленческой самостоятельности казахстанских вузов проводится в том числе с учетом опыта работы Назарбаев Университета (НУ). Для реализации данных шагов в НУ проводился цикл для повышения квалификации и переподготовки кадров государственных организаций здравоохранения. По результатам обучения сделан предварительный анализ опыта университета и школы медицины, рассмотрены возможности его трансляции.
Ключевые слова: университетская автономия, разработка академических программ, студент-центрированное образование, технологизация обучения, индикаторы нового формата образования.
ABOUT TRANSLATION OF THE EXPERIENCE OF NAZARBAYEV UNIVERSITY TO MEDICAL SCHOOLS
1 2 3
Tankibaeva N.U. , Pozdnyakova Ye.V. , Murzatayeva A.M.
1Tankibaeva Neila Ulanovna - PhD in Biology, Professor; 2Pozdnyakova Yelena Vladimirovna - PhD in Biology, Associate Professor; 3Murzatayeva Aigul Maratovna - PhD in Biology, Associate Professor, DEPARTMENT OF BIOCHEMISTRY, KARAGANDA MEDICAL UNIVERSITY, KARAGANDA, REPUBLIC OF KAZAKHSTAN
Abstract: this article describes the experience of implementing the algorithms of academic programs developed at Nazarbayev University and their implementation in the space of a medical university. A phased expansion of the academic and managerial independence of Kazakhstani universities is carried out, including taking into account the work experience of Nazarbayev University (NU). To implement these steps, the NU conducted a cycle to improve the skills and retraining of personnel of state healthcare organizations. Based on the results of the training, a preliminary analysis of the experience of the university and the school of medicine was made, the possibilities of its translation were considered. Keywords: university autonomy, development of academic programs, student-centered education, educational technology, indicators of a new education format.
УДК 378.145.3 DOI: 10.24411/2312-8089-2019-12003
Для современной эпохи постиндустриального общества характерны интернационализация и рост конкуренции на мировом рынке образовательных услуг, что диктует привнесение перемен и модернизации в национальную систему
образования Казахстана. Вузы, и в первую очередь университеты должны адаптироваться к новым условиям для дальнейшей трансляции опыта в социум [1].
Несмотря на небольшой опыт, международный коллектив Назарбаев Университета имеет и способен транслировать навыки по основным аспектам разработки академических программ и подбору академического персонала. По словам Шигео Катсу, президента Назарбаев Университета: «На университет, образование и исследования будут влиять разные векторы. Один из них проходит через изменяющиеся условия рынка труда. Второй исходит из взаимодействия новых технологий, их влияния на научные исследования. Третье направление связано с технологиями обучения и тем, как они повлияют на преподавание. Нам нужно подумать, как лучшим образом обмениваться опытом между вузами». Он также отметил, что несмотря на то, что Назарбаев Университет все еще гораздо моложе других вузов, основная его задача - поделиться опытом с коллегами, продвинуть идею автономии, принципов меритократии и академической честности в университетах [2].
Университетская автономия предусматривает открытие новых специальностей, создание собственных образовательных программ, учет способностей и интересов студентов, гибкий и индивидуальный режим работы обучающихся, major и minor программы обучения и многое другое. Академическая автономия - это основной принцип Болонского процесса и «Великая хартия университетов» гласит: Университет действует внутри общества с различной организацией, являющейся следствием разных географических и исторических условий, и представляет собой институт, который критически осмысливает и распространяет культуру путем исследования и преподавания. Чтобы отвечать требованиям современного мира, в своей исследовательской и преподавательской деятельности он должен иметь моральную и научную независимость от политической и экономической власти» [3].
Еще один основополагающий принцип Болонских реформ - студент-центрированное образование, предполагает внедрение активных форм обучения, сокращение аудиторных часов, лекций и увеличение объема самостоятельной работы обучающихся. Акцент в организации учебного процесса все более смещается в сторону активного дидактического управления и контроля обучения, оценки качества самостоятельной работы студентов, что в полной мере соответствует «студенто-направленному обучению» [4, с. 102].
Основная роль профессорско-преподавательского состава - «трансляция» знаний смещается на «учение» как активную образовательную деятельность студента; от монологического изложения учебного материала - к педагогике творческого сотрудничества и диалогу преподавателя и обучающихся.
Модернизация образовательных медицинских университетов Казахстана осуществляются с учетом опыта работы Назарбаев Университета, для чего второй год университет проводит программу по курсу повышения квалификации и переподготовке кадров государственных организаций здравоохранения. Программа разработана Высшей школой образования Назарбаев Университета (NUGSE) совместно со Школой медицины Назарбаев Университета (NUSOM). В этом году курс состоял их двух программ - программы для профессорско-преподавательского состава и руководителей высшего и среднего звена из КазНМУ им. С. Асфендиярова, КГМУ, ЗКГМУ им. М. Оспанова и ГМУ г. Семей. Для обучения были предложены основные направления реформирования системы высшего образования: Лидерство и управление; Автономия и подотчетность; Управление исследовательской деятельностью; Интеграция образования, науки и медицинских услуг; Исследования и инновации; Разработка образовательных программ; Преподавание и обучение.
В Назарбаев Университете успешно реализуется принцип - приоритет образования вместо приоритета оценки, что обеспечивает полноправную и равноправную ответственность студента за обучение, выбор способа и путей достижения знаний, умений, навыков и их использование. В систему обучения и оценки обязательно
включаются такие методы как TBL, RBL, PBL, написание эссе, проектный метод. Эти активные и интерактивные технологии обучения способствуют тому, чтобы студенты могли проявить себя, свои наклонности и свои компетенции. Использование этих методов сводит к минимуму рутинную традиционную форму работы и оставляет больше места для конструктивного творческого начала.
Студент-центрированный подход - это способ организовать эффективное обучение, развивающий критическое мышление, толерантность к другим точкам зрения, умение работать в команде, так же как и индивидуальную ответственность и инициативность. Такое обучение всегда валидно. Преподаватель выступает в роли тьютора, стимулирует студентов на научный поиск, направляет их, мотивирует и организует двухстороннюю обратную связь [5].
Качеству составления вопросов итогового контроля знаний в Назарбаев Университете уделяется большое внимание. Для оценки валидности используется программа Exam Developer Health System, в частности Ebel's methods. Медицинским школам, для повышения качества тестового контроля, можно также использовать базы итоговых тестов United States Medical Licensing Examination (USMLE).
В НУ научная деятельность является необходимым требованием не только к III 1С. но и для обучающихся. На подготовку научных проектов и исследования в лабораториях и клинике в NUSOM отводится достаточное количество времени (и кредитов). Студенты занимаются наукой с первого курса, начиная осваивать кредиты во время летнего семестра. Студент выбирает научное направление, своего научного руководителя, который определяет тему и включает его в проектную группу на 1 год. Далее может быть участие в более продолжительном проекте, публикации и участие в конференциях. В Медицинском университете Караганды (КМУ), в 2017-2018 гг. был запущен пилотный проект внедрения RBL в учебный процесс студентов. В проекте участвовали студенты 2-3-х курсов, проявившие интерес к выполнению научных исследований. По завершении данного проекта была проведена студенческая постерная сессия, где начинающие исследователи демонстрировали свои первые научные результаты, лучшие работы были премированы наградами. В 2018 году, учитывая опыт пилотного проекта и принимая во внимание опыт Назарбаев Университета, в КМУ внедрена дисциплина «Пациент и общество» с доминирующим компонентом RBL, которая будет преподаваться на нескольких кафедрах в течение целого семестра.
Академическая деятельности в рамках автономии наделяет вузы самостоятельным определением содержания программ по специальностям. Основная идея трансформации программ заключается, как упоминалось выше, в повышении качества обучения в условиях перехода к новой экономике, динамизма и ориентира на рынок труда. Известно, что предполагается расширение академической свободы от 65% до 85% уже в этом учебном году. Для учёта разрабатываемых вузами программ предусматривается введение реестра специальностей через единую информационную систему образования. Ещё одним фактом расширения свобод будет являться право на определение своей траектории обучения.
Академическая модель НУ - от приоритета оценки к приоритету образования -подразумевает, прежде всего, персонифицированное, студент-центрированное, обучение. В контексте этого в университет выстроена эффективная обратная связь, обязательное внутренне и внешнее рецензирование образовательных программ со стороны администрации, образовательных комитетов и зарубежных стратегических партнеров.
Обучающиеся в Назарбаев Университете не только ознакомлены с критериями и принципами рубрикации оценки ответов, но и принимают реальное участие в их обсуждении и изменении. Технологизация данного процесса используется с привлечением Exam Developer Health System, в частности, применение Ebel's methods при подготовке тестовых вопросов в on-line режиме. В период подготовки все задания
распределяются экспертами по трудности (предлагается три уровня трудности -задание легкое, средней трудности, трудное) и по релевантности его содержания (предлагается 4 уровня релевантности - существенное, важное, допустимое, спорное). Затем эксперты оценивают, как минимально компетентный обучающийся выполнит эти задания, т.е. будет определен процент числа заданий. Ещё один тренд в образовании, который успешно имплементирован в Назарбаева Университете, это цифровизация образовательных программ - это Paper-free Program, Digital syllabus, online Feed Back и т.д.
Помимо отмеченных форм и подходов в Назарбаев Университете нужно и полезно обратить во внимание на следующие индикаторы нового формата образования, upgrade NU:
1. Выбор двух направлений в образовательной траектории для обучающегося-Major/Minor (10 дополнительных кредитов). Сняты ограничения по годам;
2. Создание Образовательного комитет-курса: гибкий подход в решении образовательных вопросов, в том числе о пересдаче/не пересдаче экзаменов (в зависимости от полученных баллов и успеваемости; допускаются 20% пропусков);
3. Оценка студенческой работы проводится по чек-листам. Виды работ: эссе, reflective writing, тестирование. Итоговый экзамен дисциплины, помимо собеседования включает в себя тестирование . Количество тестов не превышает 40, еще 10- в качестве резервных;
4. Директор PhD - программы и профессоры из вузов-партнеров проводят систематические семинары для супервайзеров докторантов/ магистрантов;
5. Сертифицированные члены Этического комитета; они имеют CITI - training сертификаты после обязательного on-line обучения;
6. Гибкая модель трудовой деятельной ППС: преподавание, наука, сервис (аctivity organization). Соотношение активностей варьирует: 40+40+20/ 50+30+20 или 60+10+30;
7. Подсчет рейтинг ППС НУ складывается из студенческого опроса, оценки заместителя декана школя, научной активности и service activity (работа в различных Комитетах).
Список литературы /References
1. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/U1000/ (дата обращения: 18.10.2019).
2. Акопян Н. Технологический прорыв в образовании // Казахстанская правда. 18.06.2018.
3. Абрамов В.Л. Проблема вхождения российской высшей школы в общеевропейское пространство // Знание. Понимание. Умение, 2006. № 6. С. 28.
4. Космачева Л.М., Коровушкина Е.А. Студент-центрированное образование как условие реализации основных образовательных программ ВПО. Вестник РМАТ Педагогика профессионального образования, 2011. С. 101-105.
5. Чурекова Т.М. Актуализация готовности студентов к самоконтролю: уровни и этапы / Т.М. Чурекова, Н.В. Съедина // Мир науки, культуры, образования, 2012. № 5.С. 139-142.