Научная статья на тему '"Назарбаев Интеллектуальные школы" как инновационный проект развития школьного образования в Республике Казахстан'

"Назарбаев Интеллектуальные школы" как инновационный проект развития школьного образования в Республике Казахстан Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1804
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / INNOVATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / DIFFERENTIATED INSTRUCTION / НАВЫКИ XXI В. / SKILLS OF THE XXI CENTURY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Машкина Ольга Анатольевна

В статье предпринята попытка с управленческих позиций проанализировать комплекс проблем, связанных с реализацией проекта «Назарбаев Интеллектуальные школы» (НИШ) и дать ответы на следующие вопросы: каковы мотивы и цели их создания? Какими способами, с помощью каких технологий и за счет каких ресурсов достигаются цели? Кто является заказчиком и бенефициантом проекта?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"Nazarbayev Intellectual school" as an innovative project of development of school education in the Republic of Kazakhstan

The article is aimed to analyze from a managerial position the complex of problems related to the implementation of the project Nazarbayev Intellectual schools (NIS) and to provide answers to the following questions: what is the goal of this project? What are the motives and purposes of its implementation? What technologies and what resources are used to achieve goals? Who is the customer and the beneficiary of the project?

Текст научной работы на тему «"Назарбаев Интеллектуальные школы" как инновационный проект развития школьного образования в Республике Казахстан»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2017. №4

«назарбаев интеллектуальные школы» как инновационный проект развития школьного образования в республике Казахстан

О. А. Машкина

(факультет педагогического образования МГУ имени М. В. Ломоносова; e-mail: oliya-m@yandex.ru)

В статье предпринята попытка с управленческих позиций проанализировать комплекс проблем, связанных с реализацией проекта «Назарбаев Интеллектуальные школы» (НИШ) и дать ответы на следующие вопросы: каковы мотивы и цели их создания? Какими способами, с помощью каких технологий и за счет каких ресурсов достигаются цели? Кто является заказчиком и бенефициантом проекта?

Ключевые слова: инновационная образовательная среда, дифференцированное обучение, навыки XXI в.

Образование, наряду с религией и семьей, является той сферой, где наиболее активно формируются жизненные ценности и значимые качества личности. Но в отличие от семьи и церкви, которые транслируют знания, опыт и приоритеты прошлых поколений, образование способно целенаправленно конструировать и управлять теми личностными изменениями обучающегося, которые будут востребованы в будущем. Данное свойство институтов образования приобретает особую актуальность в современном мире, который становится всё более неопределенным и меняющимся. Чтобы молодые люди могли успешно адаптироваться в новых жизненных реалиях, недостаточно знаний, умений и навыков, которые транслирует и формирует школа индустриальной эпохи. В проведенном по заказу Всемирного экономического форума (ВЭФ)»Исследовании расхождений в навыках XXI в.» отмечается, что в обучении акценты смещаются в сторону формирования творческого подхода к делу, навыков самообразования, умения критически мыслить, способности к взаимодействию и коммуникации.

В настоящее время, как указывается в Государственной программе развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2018 гг., «Казахстан в рейтинге Всемирного экономического форума (ВЭФ) находится в группе стран с низким уровнем познавательного и эмоционального интеллекта школьников. Уровень компетенций и личных характеристик школьников значительно ниже базовых навыков» [1: 9]. Следует подчеркнуть, что подобного рода «вызовы» стоят пред школами многих стран, в том числе и России [2: 16].

Осознание проблемы - это первый шаг на пути её решения. Перемены, происходящие в последние годы в образовательном пространстве Республики Казахстан, свидетельствуют о том, что правительство уже сделало ряд шагов от разработки концепции модернизации на основе стандартов стран ОЭСР к продвижению реформ, необходимых для обеспечения соответствия казахстанского образования мировым стандартам [3]. В 2015 г. казахстанские школьники в международных интеллектуальных олимпиадах и научных соревнованиях завоевали 252 золотых, 336 серебряных и 579 бронзовых медалей [1: 6]. Ведущую роль в повышении качества обучения играют «Назарбаев Интеллектуальные школы» (НИШ). НИШ - это сеть государственных школ, где создаются условия для развития творческого потенциала и успешной самореализации молодых граждан страны.

Общеизвестно, что начинать развивать креативные задатки детей необходимо в раннем детстве. Многими своими успехами развитые страны обязаны хорошо налаженной системе детских садов и начальных школ, где детей не только обучают, используя игровые методы, но и стараются развить у них любознательность, творческое воображение, умение мыслить, искать ответы на возникающие вопросы, т.е. именно те личностные качества и свойства, которые лежат в основе навыков XXI в. Но, как показывает мировая педагогическая практика, дети в процессе школьного обучения под прессингом учебной нагрузки часто утрачивают природное стремление к познанию и созданию нового. Массовая школа из-за дефицита необходимых ресурсов не справляется с задачей индивидуализированного обучения, поэтому повсеместно возникает объективная потребность в конструировании специально организованной образовательной среды для развития индивидуальных способностей детей и подростков. Эта задача решается в мире по-разному, но главным образом через дополнительное образование и создание сети специализированных школ, где учеников, проявляющих незаурядные способности в той или иной области знаний, приобщают к активной исследовательской и проектной деятельности.

Примером таких школ могут служить специализированные учебно-научные центры (СУНЦ), функционирующие при некоторых российских университетах, в том числе и при ведущем российском вузе - МГУ имени М. В. Ломоносова. Так, в СУНЦ МГУ реализуются физико-математические, компьютерно-информационные и химико-биологические углублённые программы обучения. Открытие школ с углубленным дифференцированным обучением отдельным дисциплинам не противоречит концепции создания равных стартовых позиций для всех учащихся страны. В отличие от элитарных школ пропуском в СУНЦ или НИШ служат не деньги или высокий социальный статус родителей, а мотивация к познанию и способности самих учащихся. Предназначением

НИШ, как указывается в программных документах, является обучение и воспитание одаренных детей [1]. В то же время НИШ - это экспериментальная площадка для отработки новых технологий, форм и методов обучения. Неслучайно в послании президента Н. Назарбаева «Казахстанский путь-2050» поставлена задача подтянуть уровень общеобразовательных школ к уровню преподавания в «Назарбаев Интеллектуальных школах».

НИШ в Казахстане пока немного, но тот факт, что в каждом областном центре, а также в Астане и Алматы, с 2014 г. открыта хотя бы одна интеллектуальная школа -свидетельствует об их важной роли в стратегии регионального развития. Как показывает опыт развитых стран, семьи с более высоким социальным капиталом стараются селиться поближе к хорошим школам, создавая в свою очередь более качественную среду и инфраструктуру обитания. Ориентация НИШ на углубленное освоение профилей естественно-научного цикла: физико-математического и химико-биологического, несомненно, увязана с приоритетными направлениями экономического развития Казахстана в среднесрочной перспективе - придание нового уровня технологичности традиционным секторам промышленности и создание через инновационные кластеры основы для развития секторов будущего [4].

НИШ обладают рядом характеристик, которые позволяют отнести их к разряду школ инновационного типа. Прежде всего это особый правовой статус, обеспечивающий этим школам академическую свободу в выборе образовательных программ, форм и методов обучения. Другими основополагающими принципами деятельности НИШ являются автономность, самостоятельность и коллегиальность в принятии организационно-управленческих решений. Финансирование НИШ осуществляется через специально учрежденный правительством страны Назарбаев фонд. В тех школах, где осуществляется набор в начальную школу (1-6 классы), обучение учащихся осуществляется частично на платной основе за счет средств родителей, но с 7 класса школьники, прошедшие конкурсный отбор, получают образовательный грант. Тестирование при приеме в НИШ носит практико-ориентированный характер и нацелено не только на оценку знаний школьников, но и на умение их применять. Прежде всего измеряется функциональная грамотность учащихся. Например, в физико-математической НИШ Алматы в вопросах по математике используются различные жизненные ситуации, диаграммы, графики, рисунки, а вопросы по языкам направлены на проверку навыков понимания содержания и смысла текста [5]. Кроме того, оценивается физическая, эмоциональная и психологическая готовность поступающих учеников к будущей учебе. Многоформатный комплексный отбор обусловлен не только поиском талантов, но и тем, что в НИШ реализуются интегрированные образовательные программы, при овладении

которыми требуется проявлять умение работать в команде, решать учебные и жизненные проблемы, используя навыки критического мышления, самостоятельного поиска и анализа информации.

Чрезвычайно актуальным представляется концепт создания полиязычной среды обучения. В «Назарбаев Интеллектуальных школах» обучение ведется на трёх языках: казахском, русском и английском. Как известно, знание иностранного языка - это путёвка в мир открытий и возможность быстрой адаптации в новой, непривычной социо-куль-турной среде в условиях растущей академической мобильности. Детей с раннего возраста приучают жить, работать и взаимодействовать в мире культурного многообразия. Это развивает в них толерантность и уважение к другим культурам и общепринятым нормам человеческого общежития, что является необходимыми качествами в многонациональном мире образования, науки и труда. Владение русским языком позволяет сохранять преемственность учебно-методических и научных школ в постсоветском пространстве. что касается английского языка, то его роль как универсального языка профессиональной коммуникации - бесспорна. В отличие от российских школ с углубленным изучением предметов естественно-научного цикла, иностранные языки занимают большой объем в учебных планах НИШ. По окончании старшей школы выпускники НИШ получают не только аттестат об общем среднем образовании, но и сертификат по английскому языку IELTS, сертификат ЕНТ, международный сертификат CIE, что облегчает им поступление в ведущие вузы страны и за рубежом.

чтобы быть способным развивать внутренний потенциал учеников, учитель должен и сам быть открыт к восприятию нового, уметь делиться с коллегами своими достижениями, объективно воспринимать критику и быть мотивированным на дальнейший рост профессионализма. В НИШ разработана 6-уровневая система профессионального роста учителя. Уровни педагогического мастерства подтверждаются учителями через каждые три года в ходе аттестации. В НИШ также постоянно действует Центр педагогического мастерства, в котором с 2012 по 2015 гг. прошли переподготовку 52,5 тыс. учителей средней школы [6].

Подводя итоги и отвечая на сформулированные в начале статьи вопросы, можно утверждать, что заказчиком проекта НИШ является само государство. Цель проекта - создание условий для обучения и воспитания талантливых детей, для полной реализации ими своего потенциала в науке, управлении и высокотехнологичном производстве. Для развития индивидуальных, творческих и исследовательских способностей учащихся в НИШ привлекают высокопрофессиональные педагогические кадры, способные применять новейшие технологии и методики обучения. Школьные лаборатории оснащены передовым оборудованием, что позволяет ученикам апробировать полученные знания на практике,

приобретать деятельностный опыт и навыки научно-исследовательской работы.

Бенефициантами реализации проекта НИШ являются и государство, и общество, и сами учащиеся. Государство, потому что закладывает основу для формирования национальной научной и управленческой элиты; общество, потому что растет интеллектуальный потенциал нации, а значит, в свою очередь и благосостояние общества; учащиеся, потому что получают качественное образование, повышающее их шансы на успешную самореализацию. Однако в какой мере смогут использовать эти преимущества все указанные акторы, в настоящее время сказать трудно, поскольку проект находится на начальном этапе реализации. С уверенностью можно лишь констатировать, что подавляющее большинство выпускников НИШ поступили в ведущие зарубежные вузы и «Назарбаев Университет», выдержав на общих основаниях с другими абитуриентами вступительные испытания. Каковы будут их дальнейшие жизненные стратегии, в какой степени они будут связаны с перспективами социально-экономического развития Казахстана, будут ли они чувствовать себя гражданами своей страны или гражданами мира, к чему ведет глобализация в образовании - покажет время. Пока безусловно одно: сеть Интеллектуальных школ - это успешное начало процесса формирования инновационной образовательной среды Казахстана. На пути достижения модернизационных целей стоит множество барьеров: большое число малокомплектных сельских школ, разрыв в качестве обучения и ресурсном оснащении школ города и деревни, дефицит педагогических кадров, обладающих достаточно высоким уровнем профессиональной подготовки и современным мировосприятием. Однако в отличие от расцветших в россии в начале 1990-х гг. авторских школ, которые в основном так и остались островками инноваций, казахские НИШ осуществляют по заказу правительства мониторинг, исследование, анализ, апробацию современных образовательных программ и технологий обучения. Зарекомендовавшие себя успешными новые модели обучения будут далее усилиями государства внедряться в обычные школы, что приведет к выравниванию образовательных стартовых возможностей подрастающего поколения страны, создаст условия для равного доступа всех участников образовательного процесса к лучшим образовательным ресурсам и передовым технологиям.

И наконец, хочется с удовлетворением отметить, что факультет педагогического образования МГУ имени М. В. Ломоносова внес свой небольшой, но значимый вклад в формирование инновационных педагогических кадров Казахстана. Выпускница магистерской программы «Управление образованием» З. Уразбекова стала директором НИШ столицы Казахстана Астаны!

Список литературы

1. Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2018 годы. Утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 01 марта 2016 г. № 205. (URL: http://iqaa.kz/images/Laws/ госпрограмма _2016.pdf 20.11.2017)

2. Петрова Н. Почему российская школа не развивает навыки XXI века. // Журнал «Коммерсантъ Деньги» № 16, 27.04.2015, с. 16. (URL: http://www. kommersant.ru/doc/2708948 20.11.2017)

3. Об особенностях организации образовательного процесса в общеобразовательных школах Республики Казахстан в 2016-2017 учебном году. Инструктивно-методическое письмо. (URL: https://infourok.ru/instruktivno-metodicheskoe-pismo-g-mon-kazahstan-v-ord-1162855.html 20.11.2017)

4. Стратегия «Казахстан-2050» (URL: http://www.akorda.kz/ru/official_ documents/strategies_and_programs 20.11.2017)

5. Мара Абдрахманова: В Назарбаев интеллектуальную школу может поступить любой желающий. (URL: https://radiotochka.kz/7293-mara-abdrahmanova-v-nazarbaev-intellektualnuyu-shkolu-mozhet-postupit-lyuboy-zhelayuschiy.html 20.11.2017)

6. сайт «Назарбаев Интеллектуальные школы (URL: sk.nis.edu.kz 20.11.2017)

Nazarbayev Intellectual School as an Innovative Project of Development of school Education in the Republic of Kazakhstan

O. A. Mashkina

The article is aimed to analyze from a managerial position the complex of problems related to the implementation of the project Nazarbayev Intellectual schools (NIS) and to provide answers to the following questions: what is the goal of this project? What are the motives and purposes of its implementation? What technologies and what resources are used to achieve goals? Who is the customer and the beneficiary of the project?

Key words: innovation educational environment, differentiated instruction, skills of the XXI century.

Сведения об авторе

Машкина Ольга Анатольевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры образовательных технологий факультета педагогического образования МГУ имени М. В. Ломоносова, доцент кафедры китайской филологии ИСАА МГУ имени М. В. Ломоносова (по совместительству). В 2017 г. - и.о. начальника Управления по академическим вопросам Университета МГУ-ППИ вШэньчжэне (КНР). Тел. +7 916-231-49-61.E-mail: oliya-m@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.