Научная статья на тему 'Особенности дистанционной формы обучения программированию школьников 7-11 классов'

Особенности дистанционной формы обучения программированию школьников 7-11 классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
611
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБУЧЕНИЕ ПРОГРАММИРОВАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ ОБУЧЕНИЯ / ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ САМООБУЧЕНИЯ / КОМПЕТЕНЦИЯ САМООРГАНИЗАЦИИ / МОТИВАЦИЯ К ОБУЧЕНИЮ / СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОЙ ПРОВЕРКИ / DISTANCE LEARNING / BLENDED LEARNING / TRAINING IN PROGRAMMING OF SCHOOL STUDENTS / META-SUBJECT COMPETENCIES / INDIVIDUAL LEARNING PATH / FEEDBACK / SELF-TRAINING / SELF-ORGANIZATION / ACADEMIC MOTIVATION / AUTOMATIC CHECK SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скоробогатов Ярослав Олегович

Дистанционное обучение школьников заполняет новую «нишу» углубленное изучение отдельных предметов, например, обучение школьников программированию на уровне, выходящем за рамки школьной программы. Дистанционное обучение школьников характеризуется теми же положительными и отрицательными моментами, что и дистанционное обучение взрослых, но имеет специфику. Автор анализирует дистанционные курсы по программированию, «Фоксфорд», «Учебный центр факультета ВМК МГУ имени М. В. Ломоносова», «Заочная школа СУНЦ МГУ» с точки зрения их структуры, положительных и отрицательных моментов. Смешанное обучение позволяет адаптировать процесс обучения к индивидуальным особенностям обучаемых, позволяет реализовать наиболее эффективное восприятие информации обучаемым при условии его максимальной вовлеченности в процесс обучения. Оно позволяет устранить основные недостатки дистанционного обучения. Автор делится опытом проведения двух различных курсов в форме смешанного обучения на базе СУНЦ МГУ и делает вывод, что смешанное обучение формирует у школьников такие компетенции, как способность к самообучению и самоорганизации, повышает мотивацию к обучению, ответственность за конечный результат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On special characteristics of distance teaching of computer programming in 7-11 grade

Distance learning of school students fills new «subject» profound studying of some objects, for example, training of school students in programming at the level, which is beyond the school program. Distance learning of school students characterized by the same positive and negative moments, as distance learning of adults, but has the specifics. The author analyzes distance courses on programming, «Foksford», «Training center of faculty of CMC Lomonosov Moscow State University», «Correspondence school of AESC MSU» from the point of view of their structure, the positive and negative moments. The blended training allows to adapt process of training to specific features of students, allows to realize the most effective perception of information by students. It allows eliminating the main defects of distance learning.The author imparts experience of carrying out two various courses in the form of the blended learning at AESC MSU. The conclusion drawn that the blended learning forms at students of competence of self-training and self-organization, increases motivation to training.

Текст научной работы на тему «Особенности дистанционной формы обучения программированию школьников 7-11 классов»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2017. №2

Особенности дистанционной Формы обучения программированию школьников 7-11 КЛАССОВ

Я. О. Скоробогатов

(факультет педагогического образования МГУ имени М. В. Ломоносова, кафедра информатики СУНЦ МГУ; e-mail: skorj@mail.ru)

Дистанционное обучение школьников заполняет новую «нишу» - углубленное изучение отдельных предметов, например, обучение школьников программированию на уровне, выходящем за рамки школьной программы. Дистанционное обучение школьников характеризуется теми же положительными и отрицательными моментами, что и дистанционное обучение взрослых, но имеет специфику. Автор анализирует дистанционные курсы по программированию, «Фоксфорд», «Учебный центр факультета ВМК МГУ имени М. В. Ломоносова», «Заочная школа СУНЦ МГУ» с точки зрения их структуры, положительных и отрицательных моментов. Смешанное обучение позволяет адаптировать процесс обучения к индивидуальным особенностям обучаемых, позволяет реализовать наиболее эффективное восприятие информации обучаемым при условии его максимальной вовлеченности в процесс обучения. Оно позволяет устранить основные недостатки дистанционного обучения. Автор делится опытом проведения двух различных курсов в форме смешанного обучения на базе СУНЦ МГУ и делает вывод, что смешанное обучение формирует у школьников такие компетенции, как способность к самообучению и самоорганизации, повышает мотивацию к обучению, ответственность за конечный результат.

Ключевые слова: дистанционное обучение, смешанное обучение, обучение программированию школьников, метапредметные компетенции, индивидуальная траектория обучения, обратная связь, компетенция самообучения, компетенция самоорганизации, мотивация к обучению, система автоматической проверки.

Дистанционное обучение - это одна из форм обучения (наравне с очной, заочной, очно-заочной и экстернатом), при которой в образовательном процессе используются традиционные и специфические методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях . Основу образовательного процесса при дистанционном обучении составляет целенаправленная самостоятельная работа обучающегося, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем и другими обучающимися по телефону, факсу, электронной и обычной почте [5].

В настоящее время дистанционная форма обучения начинает использоваться и в обучении школьников . Например, для детей с ограниченными физическими возможностями такая форма обучения является

иногда единственно возможной . В последние годы возникли школы, предоставляющие услуги дистанционного обучения для детей, которые по тем или иным причинам находятся за границей или уехали из своего родного города: это чаще всего связано с длительными командировками родителей [7, 8]. Кроме того, дистанционное обучение школьников заполняет и новую «нишу» - углубленное изучение отдельных предметов, например, обучение школьников программированию на уровне, выходящем за рамки школьной программы

Дистанционное обучение школьников характеризуется теми же положительными и отрицательными моментами, что и дистанционное обучение взрослых, но имеет специфику, без учета которой невозможно полноценное обучение школьников на дистанционных курсах. И связано это в первую очередь с тем, что российский школьник, обучаясь по классно-урочной системе, часто не владеет необходимыми навыками и умениями для самостоятельного обучения . У него не сформированы многие необходимые для этого процесса компетенции . Следовательно, перед разработчиками дистанционных курсов для школьников и организациями, реализующими дистанционное обучение, встает необходимость включения в учебные цели конкретных курсов не только достижение предметных результатов, но и опережающее развитие мета-предметных результатов (метапредметных компетенций) .

Рассмотрим «плюсы» и «минусы» дистанционного обучения .

К «плюсам» можно отнести:

+ Индивидуальный темп усвоения материала;

+ Гибкий график обучения;

+ Индивидуальную траекторию обучения;

+ Экономию времени учащегося;

+ Возможность использования мультимедийных средств для предъявления материала;

+ Географическую независимость от места обучения;

+ Доступную цену обучения (если курсы платные).

Индивидуальный темп усвоения материала позволяет учащемуся дистанционных курсов самостоятельно выбирать темп обучения . Обучающиеся, которые медленнее усваивают материал, могут потратить больше времени на освоение сложных тем и, тем самым, полностью освоить курс, не оставляя неразобранных теоретических и практических нюансов . При этом их темп обучения никак не влияет на темп обучения тех учащихся, которые быстрее усваивают материал

Гибкий график обучения позволяет выбирать удобное время для занятий и продолжительность каждого занятия . При определённой организации дистанционного курса обучающийся может построить свою индивидуальную траекторию обучения. Под «экономией времени учащегося» понимается следующее: обучающемуся не нужно тратить время

на дорогу до образовательного учреждения, достаточно иметь доступ в интернет и компьютер

Использование мультимедиа без сомнения расширяет объем и разнообразие информации, доступной обучающимся Под мультимедиа понимается контент, или содержимое, в котором одновременно представлена информация в различных формах - звук, анимированная компьютерная графика, видеоряд . Например, в одном объекте-контейнере может содержаться текстовая, аудиальная, графическая и видеоинформация, а также, возможно, способ интерактивного взаимодействия с ней . Это достигается использованием определённого набора аппаратных и программных средств [6].

Географическая независимость от места обучения позволяет ученикам из любой точки земного шара обучаться на дистанционных курсах

Обучение на большинстве платных дистанционных курсов имеет не очень высокую стоимость Это связано и с отсутствием необходимости помещения, и с тем, что всего лишь несколько преподавателей-кураторов способны поддерживать курс с большим количеством обучающихся, чем при традиционной форме обучения Однако первоначальная стоимость разработки оригинального курса бывает очень высока

К «минусам» дистанционного обучения с точки зрения обучающегося следует отнести:

- Отсутствие очного общения с преподавателем (разорванная обратная связь);

- Необходимость наличия высокого уровня самоорганизации учащегося;

- Необходимость наличия способности к самообучению;

- Технические требования к организации рабочего места .

- К «минусам» с точки зрения разработчиков курса можно отнести:

- Сложность создания курса;

- Необходимость идентификации обучающегося .

Отсутствие очного общения негативно сказывается на уровне освоения курса При дистанционном обучении обратную связь от обучаемого преподаватель получает с задержкой: только после проведения контроля В этой ситуации нет возможности скорректировать излагаемый материал «по ходу дела» В школе при традиционной форме обучения изложение материала корректируется учителем практически на каждом уроке, так как он получает обратную реакцию от обучаемых в виде вопросов, реплик, ощущая эмоциональный настрой аудитории . Кроме того, при разорванной обратной связи из образовательного процесса выпадает и элемент воспитания, что особенно важно при обучении школьников

Для успешного обучения на дистанционных курсах от обучающегося требуется высокий уровень самоорганизации и способности к самообучению. Дистанционные курсы позволяют получать образование высокого уровня, однако, для этого придётся самостоятельно выбирать дни занятий, самостоятельно разбираться в теории, самостоятельно выполнять задания и в целом оценивать свои знания, уметь задавать самому себе вопросы и искать на них ответы . Технические требования, предъявляемые к организации рабочего места для обучения на дистанционных курсах, включают, как минимум, наличие компьютера и доступа в интернет. В большинстве курсов также необходимо уметь пользоваться текстовыми редакторами и / или уметь устанавливать дополнительное программное обеспечение . Сложность создания курса: качественный и хороший курс способны создавать только команды высококвалифицированных специалистов, среди которых будут преподаватели предметники, дизайнеры, психологи и программисты

Одной из реальных проблем дистанционного обучения является невозможность идентификации человека, выполняющего проверочные задания удаленно . Так как курсы удалённые, то невозможно удостовериться, что их выполняет сам ученик, а не кто-то другой . Большинство современных дистанционных курсов рассчитаны на студенческую и взрослую аудиторию, по структуре они, как правило, состоят из трех традиционных блоков: теория, задания и проверка знаний . При этом собственно процесс обучения выполняется в «автоматическом режиме»: предъявление теории - список задач для решения - контроль знаний (часто в виде проверочных тестов) . Такой подход к организации дистанционных курсов нельзя переносить в сферу построения дистанционных курсов для школьников . Школьники средней и старшей школы нуждаются в дополнительной помощи при освоении курсов в силу того, что у них нет опыта обучения в системе, отличной от классно-урочной, не сформирована способность к самообучению и самоорганизации, нет явных внешних стимулов для мотивации, таких как, например, ежедневный контроль со стороны родителей и учителей, текущих оценок, реакций со стороны товарищей . То есть все отрицательные моменты, свойственные дистанционному обучению в целом, при обучении школьников проявляются наиболее рельефно Приведем примеры: • при дистанционной форме обучения достаточно сложно проконтролировать, кто именно выполняет проверочные задания, школьнику же в силу его возрастной психологии и отсутствия внешнего контроля хочется продемонстрировать «вовне» хорошие результаты . Это стремление школьника «быть лучше» в данном случае запускает порочный круг: несамостоятельно выполненное проверочное задание приводит к неполному освоению темы, недополученным знаниям

и несформированным навыкам, которых не хватает для освоения следующей темы хотя бы на прежнем уровне и т д

• на дистанционных курсах, как правило, даются большие темы на большие сроки, и школьник неправильно распределяет время обучения, оставляя всё напоследок С одной стороны, это связано именно с несформированностью компетенции самоорганизации, с другой стороны, с падением мотивации к обучению: школьникам в силу их возрастных психологических особенностей требуется внешняя «подпитка» мотивации Невыполнение заданий в срок также приводит к снижению качества обучения на дистанционных курсах

Как было сказано выше, в последнее время сформировалась потребность в обучении школьников программированию на дистанционных курсах С одной стороны, есть школьники, которые в рамках обучения на таких курсах готовятся к участию в олимпиадах по информатике и программированию, с другой стороны, есть много желающих просто познакомиться с новыми языками программирования, научиться писать «сложные» программы, освоить новые алгоритмы В настоящее время существует много различных дистанционных курсов по программированию, например, «Фоксфорд» [1], «Учебный центр факультета ВМК МГУ имени М . В . Ломоносова» [2], «Заочная школа СУНЦ МГУ» [3].

Разработчики дистанционных курсов для школьников в определенной мере учитывают описанные проблемы В первую очередь это относится к реализации «он лайн» проверки выполненных заданий Связано это со спецификой предмета информатики и программирования В структуре этих курсов четко выделены теоретическая и практическая части, в курсах обязательно есть блоки контроля знаний При этом, например, в дистанционных курсах «Фоксворд» предлагаются две формы организации обучения, с «он лайн» уроками и без них . Блок проверки заданий выполняется в режиме «он лайн» Таким образом этот курс по структуре можно охарактеризовать так: «он лайн» учебник + проверка задач «он лайн» Выбрав вторую форму обучения, обучающийся получает возможность общаться с преподавателем «он лайн» и задать ему вопросы по тем темам, которые не до конца освоены

В курсах при ВМК МГУ теория построена в виде последовательного изложения материала таким же образом, что и в учебнике При этом существует возможность «он лайн» поддержки Взаимодействие с преподавателем организовано только с помощью сообщений, отправляемых через сайт Сдача задач производится посредством отправления файлов с решением учителю .

Дистанционные курсы СУНЦ МГУ (Заочная школа СУНЦ МГУ [3]) по информатике также имеют блок теории, условия заданий и «он лайн» проверку задач . Кроме того, ученики видят рейтинговую таблицу

результатов в реальном времени, что позволяет им соревноваться друг с другом Это является дополнительной мотивацией к обучению

Очевидно, что современные подходы к созданию дистанционных курсов по программированию для школьников должны быть ориентированы, наряду с формированием предметных компетенций, на решение проблем, связанных с необходимостью формирования мета-предметных компетенций в процессе обучения школьника на этих же дистанционных курсах. Рассмотрим метапредметные компетенции, несформированность которых наиболее часто вызывает у школьников проблемы обучения на дистанционных курсах

Одна из проблем обучения школьников на дистанционных курсах связана с тем, что у них недостаточно развит навык самостоятельной работы с текстами, в силу чего они хуже усваивают теоретический материал, а значит будут хуже решать задачи . Использование всех возможностей мультимедиа без сомнения повышает уровень усвоения содержания и позволяет организовать специфическую форму проверки знаний В частности, для курсов по программированию сегодня разработаны программные средства, позволяющие выполнять проверку выполненных заданий в режиме «он лайн» Обучающийся «сдает свое решение компьютеру», при этом отсылать свое решение на проверку он может несколько раз Получая раз за разом неудовлетворительную оценку от «компьютера» (непредвзятого проверяющего), школьник как правило осознает недостаточность своих знаний Такой подход проверки знаний часто вынуждает школьника вновь обратиться к теории, что, собственно, и формирует компетенцию самообучения

Второй проблемой при обучении школьников с помощью дистанционных курсов является отсутствие устойчивой мотивации к самостоятельному обучению . Если взрослые изучают такие курсы с определённой целью (работа, хобби) и нацелены на получение результата, то у школьников нет такой цели, если этот курс не является обязательным . Например, углублённые курсы по программированию ученики часто выбирают по рекомендации родителей и со временем (с нарастанием трудностей при освоении курса) мотивация падает

Третья проблема при обучении школьников с помощью дистанционных курсов заключается в том, что большинство учеников не умеет планировать своё время, что негативно сказывается на качестве обучения

Четвёртой проблемой при обучении школьников с помощью дистанционных курсов является отсутствие быстрой обратной связи . Наличие этой связи востребовано большинством учеников, которые учатся в школе, и, соответственно, её отсутствие негативно сказывается на усвоении материала и освоении курса в целом

Известно, что наиболее эффективное восприятие информации достигается при максимальной вовлеченности обучаемого в процесс В настоящее время в дистанционном обучении появилась новая форма, которая называется «смешанное обучение» . Автор считает, что перечисленные выше проблемы можно решить, если использовать смешанное обучение

Смешанное обучение - то же, что частично-дистанционное обучение, или дистанционное с включением активных методов обучения . Соотношение этих двух форм обучения определяется готовностью образовательного учреждения к подобному построению учебного процесса, а также желанием и техническими возможностями обучающихся [5].

Смешанное обучение позволяет адаптировать процесс обучения к индивидуальным особенностям обучаемых, позволяет реализовать наиболее эффективное восприятие информации обучаемым при условии его максимальной вовлеченности в процесс обучения Оно позволяет устранить основные недостатки дистанционного обучения:

• отсутствие непосредственного контакта обучаемого и преподавателя, а также взаимодействия между обучаемыми;

• неравномерность обучения, возникающую при недостаточной сформированности способности учащихся к самостоятельному обучению [4].

Благодаря смешанному обучению ученики, которым не удалось разобраться в теории самостоятельно, смогут освоить её с помощью учителя Кроме того, при личном общении намного проще понять, чем интересуется ученик и заинтересовать его данной темой через другие разделы информатики Например, многие ученики любят играть в компьютерные игры, но если им дать возможность самим написать компьютерную игру, в которую они затем смогут поиграть, то они сразу разберутся во многих темах

У автора есть опыт проведения двух различных смешанных курсов на базе СУНЦ МГУ Первый смешанный курс проводится следующим образом: ученикам раз в месяц через сайт дистанционных курсов выдаётся тема с теорией и определённый набор задач, всего за год даётся 6 тем Проверка происходит следующим образом: ученик отправляет исходный код своей программы на проверяющий сервер, и система автоматической проверки компилирует исходный код и запускает полученную программу ученика на проверку на определённых тестах Затем происходит сличение эталонных ответов и ответов, которые выдала программа ученика Благодаря такому подходу ученик может отправлять на проверку свои решения на любом языке программирования неограниченное количество раз, а также в любое время суток При этом результат проверки будет доступен в течение минуты, чего невозможно достичь при классическом подходе Потом лучшим ученикам

предлагают приехать на недельные очные курсы На курсе за последний год обучалось 165 человек .

Второй курс организован следующим образом: у учеников открыты все темы сразу и каждый ученик выбирает в каждый конкретный момент для освоения конкретную тему (т е строит индивидуальную траекторию обучения), каждую неделю у них происходит очная встреча с учителем, где ученики задают вопросы по изучаемым темам и задачам, которые у них не получаются На данном курсе за последний год обучился 31 ученик .

Смешанное обучение позволяет по-другому организовать процесс усвоения материала: ученики приходят на очное занятие с заранее сформулированными вопросами и с начальными знаниями по теме, что позволяет на очных занятиях эффективно разбирать более сложные задачи и акцентировать внимание на сложных теоретических вопросах Смешанное обучение формирует у школьников такие компетенции, как способность к самообучению и самоорганизации, повышает мотивацию к обучению, ответственность за конечный результат

Список литературы

1 . Фоксфорд (URL: https://foxford.ru/about_foxford 01. 06.2017)

2. Дистанционные подготовительные курсы (URL: http://ecmc . cs . msu. ru/ 01. 06.2017)

3 . Заочная школа СУНЦ МГУ (URL: http://internat . msu. ru/distantsionnoe-obuchenie/zaochnaya-shkola-sunts-mgu/ 01. 06.2017).

4. Мохова М. Н Активные методы в смешанном обучении в системе дополнительного педагогического образования: дисс.... канд . пед . наук: 13. 00 . 08 / Моск . гос . ун-т им . М . В . Ломоносова . М . , 2005. 155 с .

5. Азимов Э. Г., Щукин А. Н Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М. : Издательство ИКАР. 2009. 448 с

6 . Мультимедиа (URL: https://ru. wikipedia . org/wiki/%D0%9C%D1%83 %D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%B 8%D0%B0 01. 06. 2017)

7. Международная школа завтрашнего дня (URL: http://www. schooloftomorrow ru/ 01 06 2017)

8 Международная школа обучение в диалоге (URL: http://shod ru/ distance/ 01 06 2017)

On special characteristics of distance teaching of computer

programming in 7-11 grade

Ya. o. Skorobogatov

Distance learning of school students fills new «subject» - profound studying of some objects, for example, training of school students in programming at the level, which is beyond the school program. Distance learning of school students characterized by the same positive and negative moments, as distance learning of adults, but has the specifics. The author analyzes distance courses on programming, «Foksford», «Training center of faculty of CMC Lomonosov Moscow State University», «Correspondence school of AESC MSU» from the point of view of their structure, the positive and negative moments. The blended training allows to adapt process of training to specific features of students, allows to realize the most effective perception of information by students. It allows eliminating the main defects of distance learning.The author imparts experience of carrying out two various courses in the form of the blended learning at AESC MSU. The conclusion drawn that the blended learning forms at students of competence of self-training and self-organization, increases motivation to training.

Key words: distance learning, blended learning, training in programming of school students, meta-subject competencies, individual learning path, feedback, self-training, self-organization, academic motivation, Automatic check system.

сведения об авторе

Скоробогатов Ярослав Олегович - аспирант факультета педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова, ассистент кафедры информатики СУНЦ МГУ, младший научный сотрудник кафедры математики СУНЦ МГУ. Тел. +7 (985) 439-80-68. E-mail: skorj@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.