охватывать всю аудиторию. Нельзя проводить мониторинг индивидуально, с участием одного учащегося. Педагогический эксперимент, как форма организации изучения и исследования, является необходимым звеном в сборе и обработке визуальных данных, а также оценки эффективности достижения поставленной цели перед мониторингом - тех или иных личностных качеств учащихся.
Факторы особого педагогического внимания к проблеме проведения мониторинга находятся на уровне легитимного обсуждения, что естественно не может происходить без консилиума специалистов или коллег. В условиях непрерывного образования и внедрения инноваций в систему обучения мониторинг личностных качеств учащихся может стать приемлемым механизмом в комплекте воспитательных процедур, который будет способствовать активизации методов воспитания, развитию общения между учащимися и как один из результатов с предоставлением им оптимального выбора профессии.
Проблема мониторинга личностных качеств учащихся профессиональных колледжей существует во многом благодаря исследованиям в области изучения процедур непрерывного образования, определения и усовершенствования методов и механизмов качественно нового уровня передачи знаний молодому поколению, тем самым предопределяя ее педагогическую судьбу, как путь постоянного научного расширенного поиска.
Литература
1. Качество профессиональной подготовки специалистов в колледже: теория и опыт реализации: коллективная монография / Под общ. ред. М. А. Емельяновой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. С. 200.
Formation of the youth information and moral culture in the conditions of intensive
development of the Internet Usmanova Z. (Republic of Uzbekistan) Формирование у молодежи информационной и нравственной культуры в условиях интенсивного развития сети Интернет Усманова З. Б. (Республика Узбекистан)
Усманова Зебо Бахтиёровна / Usmanova Zebo - старший научный сотрудник-исследователь, Узбекский научно-исследовательский институт педагогических наук им. Т. Н. Кары-Ниязи, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье освещены возможные пути защиты детей от информации, способной нанести вред их психическому здоровью, духовному и нравственному развитию, определены формы и содержание совместной деятельности образовательного учреждения и родителей по развитию у учащихся информационной культуры и навыков безопасного использования Интернета. Abstract: this article highlights the possible ways of protecting children from information that could harm their mental health, spiritual and moral development, determined the shape and content of joint activities of educational institutions and parents in the development of students ' information culture and skills of safe use of the internet.
Ключевые слова: информационные угрозы, суицид-сайты, наркосайты, коммуникативные навыки, мобильный телефон, Интернет-ресурсов.
Keywords: network, Internet, Information culture, Information attacks, Mail adressing, Communication skills, Mobile phone, Internet resources,
Современные компьютерные технологии стремительно развиваются и занимают все больше места в системе образования и в жизни каждого человека. Включение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебный процесс позволяет учителю организовать разнообразные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся. ИКТ можно рассматривать как средство доступа к учебной информации, обеспечивающее возвожности поиска, сбора и работы с источником, в том числе и сети Интернет.
Одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования и духовно-нравственного
самовоспитания [1]. В современных условиях особую опасность для формирования и развития мировоззрения младших школьников и подростков представляют: «суицид-сайты», на которых дети получают информацию о «способах» расстаться с жизнью; сайты-форумы потенциальных самоубийц; «наркосайты», которые предлагают различные рецепты и советы по изготовлению и употреблению «зелья»; сайты, разжигающие национальную рознь и расовое неприятие: экстремизм, национализм, фашизм; сайты порнографической направленности; сайты знакомств, виртуального общения, которые разрушают способность к общению реальному, «убивают» коммуникативные навыки подростков; о сектах, отрицательно влияющие сайты на взгляды молодежи на мир.
Через социальные сети подростки могут попасть под влияние радикальных политических групп или различного рода религиозных сект. Любой школьник может попасть на такие сайты случайно: кликнув по всплывшему баннеру или перейдя по ссылке. Серьезная опасность начинается тогда, когда подростки после просмотра реальных сцен насилия и жестокости пытаются подражать «героям» роликов, размещенных на Интернет-ресурсах.
Вовлечение в азартные игры - это еще одна угроза негативного воздействия на ребенка. Даже простые онлайн игры наносят непоправимый вред психическому и физическому здоровью ребенка, занимая у него подавляющую часть времени, отвлекая от занятий и спокойного отдыха. Помимо перечисленных рисков и угроз интернет несет опасность, напрямую связанную с личностными изменениями детей и подростков - развитие интернет-зависимости.
Угрозы становятся все более реальными, так как дети не способны иногда правильно оценить степень вредного воздействия информации, которую они воспринимают или передают. Это, в свою очередь, имеет место вследствие того, что темпы информатизации оказались столь быстрыми, что и семья и школа оказались не готовы к угрозам нового типа и методы борьбы с которыми еще только разрабатываются.
Для преодоления негативного воздействия сети Интернет на детей, в образовательном учреждении должна проводиться целенаправленная воспитательная работа. Научить школьников распознавать интернет-угрозы и противостоять им является совместной задачей школы и семьи. При этом именно школа должна инициировать и организовать это сотрудничество, просвещая родителей и обучая своих учеников.
Образовательному учреждению, совместно с родителями и детьми, необходимо выработать единую стратегию безопасности. Эта стратегия должна предусматривать обучение как педагогических работников, так и родителей и детей.
Обучение педагогических работников может проводиться в форме семинаров, мастер-классов и круглых столов. В рамках этих обучающих мероприятий должны рассматриваться: проблемы информационной безопасности в сети Интернет; нежелательный для детей контент и меры борьбы с ним; виды и формы информационно-психологического воздействия и методы защиты от него; правила и нормы сетевого этикета; причины возникновения девиантной формы поведения детей и методы работы по их профилактике и устранению [2].
Работа с детьми должна вестись в зависимости от возрастных особенностей: начальная (2-4 класс) и средняя (5-9 класс) ступени общеобразовательной школы. На каждом этапе необходимы специальные формы и методы обучения в соответствии с возрастными особенностями [1].
Формирование навыков информационной безопасности не включены в основную сетку учебных часов предмета «Информатика», поэтому вопросы безопасного использования Интернета нужно изучать не только на уроках информатики, но и в рамках других предметов. Информационная культура и безопасность может быть интегрирована в учебные предметы: Мир вокруг нас; Основы государства и права; Основы экономических знаний; Этика; Чувство родины; Идея национальной независимости и основы нравственности; Изобразительное искусство.
Кроме того формирование навыков информационной безопасности и культуры должно осуществляться во внеурочной деятельности, в рамках воспитательных (классных) часов.
При подготовке к занятию (уроку) преподаватель самостоятельно формирует материал, при этом учитывает: возрастные особенности класса; общий уровень развития детей; предполагаемую дальнейшую активность, планы по изучению данной темы и ее интеграции в процесс обучения; особенности помещения и обстановки, наличие технических средств обучения, в т.ч. подключение к интернету; уровень собственной подготовки.
Из сказанного выше следует, что основной задачей педагога в современных условиях становится развитие личности обучаемых с помощью и на материале средств массовой коммуникации, формирование культуры общения с медиа развитие творческих коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки информации, полученной через глобальную сеть Интернет.
Для этого современному учителю требуется не только глубокое знание своего предмета и методики преподавания, но и общая социально-политическая грамотность, четкое понимание круга интересов школьников, их предпочтений. Учитель должен знать особенности и возможности средств массовой коммуникации и уметь их использовать в дидактических целях, чтобы придать процессу обучения нравственную направленность.
Литература
1. Учебная программа по курсу «Основы информатики и вычислительной техники» (5-9 классов), Республиканский центр образования МНО Республики Узбекистана, 2010.
2. Фадеева С. В. Психолого-педагогические аспекты компьютерной зависимости подростков // Воспитание школьников. № 10, 2009. С. 23.
3. Livingstone S., Haddon L. & Görzig A. Children, risk and safetu on the internet: Kids online in comparative perspective. Bristol: The Policy Press. July, 2012.
Developing students'communication skills in mathematics lessons using CLIL approach Popova Yu. (Republic of Kazakhstan) Развитие коммуникативных навыков учащихся на уроках математики,
используя подход CLIL Попова Ю. И. (Республика Казахстан)
Попова Юлия Игоревна /Popova Yuliya—учитель математики, Назарбаев Интеллектуальная школа химико-биологического направления, г. Петропавловск, Республика Казахстан
Abstract: this article discusses the idea of developing students' communication skills in mathematics lessons in NIS through the approach of Content and Language Integrated Learning. For the development of language skills teacher supports students and offers useful phrases that students can use in discussing activities. Аннотация: в данной статье рассматривается идея развития коммуникативных навыков учащихся на уроках математики в НИШ посредством подхода предметно-языкового интегрировнного обучения. Для развития речевых навыков учитель поддерживает учащихся и предлагает полезные фразы, которые учащиеся могут использовать при обсуждении заданий.
Keywords: communication skills, CLIL approach (Content and Language Integrated Learning), Math lesson, activity.
Ключевые слова: коммуникативные навыки, подход CLIL (предметно-языковое интегрированное обучение), урок математики, задание.
DOI: 10.20861/2410-28 73-2016-18-001
CLIL describes an evolving approach to teaching and learning where subjects are taught and studied through the medium of a non-native language. The experience of learning subjects through the medium of a non-native language is more challenging and intensive as there is more exposure to the language and learners acquire knowledge and skills in different areas of the curriculum. In CLIL, some curriculum subjects are taught through the target language [1, p. 2]. In Nazarbayev Intellectual Schools (NIS) some subjects, such as Economics, Information and Communication Technology (ICT), Maths, Science are taught through English and Geography, History are taught through Kazakh.
There are various types of CLIL which teachers required to use in the classroom. For instance, subjects are taught in L2 by a non-native teacher or an international teacher provides a support for learners during the lesson.
According to the questionnaire taken among learners of 11 grades of NIS some benefits of implementing CLIL approach in the teaching process can be identified:
• Learners are more interested in learning Mathematics through English rather than in traditional content classrooms;
• Learners focus not only on Mathematics, but also on English;
• Learners develop their communication skills in English.