Паршина Галина Николаевна, Алаева Гульназ Турсуновна ОБЕСПЕЧЕНИЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ СВОБОДЫ ...
pedagogical sciences
УДК 378.14.014.13
ОБЕСПЕЧЕНИЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ СВОБОДЫ ВУЗОВ
© 2017
Паршина Галина Николаевна, доктор биологических наук, директор Центра
Болонского процесса и дистанционных технологий Алаева Гульназ Турсуновна, кандидат юридических наук, доцент кафедры юриспруденции и международного права Университет «Туран» (050013, Казахстан, Алматы, ул Сатпаева 16,18-а, e-mail: alaevagulnaz@mail.ru)
Аннотация. Цель: определить значимость предоставления академической свободы вуза, как главного критерия его дальнейшего развития и конкурентноспособности, определить факторы, влияющие на степень академической свободы вузов Казахстана на современном этапе. Методы: диалектический подход к познанию социальных явлений, позволяющий проанализировать их в историческом развитии и функционировании в контексте совокупности объективных и субъективных факторов, а также постмодернистская парадигма, дающая возможность исследовать правовую реальность на различных уровнях, в том числе правоинтерпретационном. Диалектический подход и постмодернистская парадигма определили выбор конкретных методов исследования: компаративного, герменевтического, дискурсивного, формально-юридического. Результаты: на основе анализа истории зарождения академической свободы вузов, факторов, обеспечивающих ее реальную реализацию, выявления значимости академической свободы для развития конкурентноспособности вуза, сделан вывод о необходимости дальнейшего внедрения академической свободы вузов в Республике Казахстан, необходимости снижения влияния государственных органов на академическую политику вуза при формировании образовательных программ, выбора специализации, условий приема и формирования контингента. Научная новизна: в статье впервые представлены предложения по ограничению влияния государства на академическую свободу вуза на примере анализа казахстанского законодательства, установлена необходимость предоставления академической свободы вуза для повышения его конкурентноспособности и саморазвития, выявлены негативные факторы, влияющие на снижение степени академической свободы вуза Казахстана. Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в учебно-методической, научно-исследовательской деятельности при рассмотрении вопросов расширении академической свободы вуза, как основного фактора его конкурентноспособности, в процессе формирования образовательных программ и специализаций в учебном процессе.
Ключевые слова: академическая свобода, конкурентноспособность, вуз, учебный процесс, образование, образовательные программы, академическая политика
SUPPORT OF ACADEMIC FREEDOM OF HIGH SCHOOLS
© 2017
Parshina Galina Nikolaevna, Doctor of Biological Sciences, Director of the Center for Bologna Process and Distance Technologies Alaeva Gulnaz Tursunovna, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department
of Jurisprudence and International Law
University «Turan»
(050013, Republic of Kazakhstan, Almaty, Satpayev St. 16,18-a, e-mail: alaevagulnaz@mail.ru)
Abstract. Purpose: to determine the importance of granting the academic freedom of the university, as the main criterion for its further development and competitiveness, to determine the factors affecting the degree of academic freedom of the universities of Kazakhstan at the present stage. Methods: a dialectical approach to the cognition of social phenomena, allowing them to analyze them in historical development and functioning in the context of a set of objective and subjective factors, as well as a postmodern paradigm, which makes it possible to investigate legal reality at various levels, including the law-interpretation. The dialectical approach and the postmodern paradigm defined the choice of concrete methods of investigation: comparative, hermeneutic, discursive, formal-legal. Results: on the basis of the analysis of the history of the origin of academic freedom of universities, the factors that ensure its real implementation, the identification of the importance of academic freedom for the development of the university's competitiveness, a conclusion is made about the need for further introduction of academic freedom of universities in the Republic of Kazakhstan, the need to reduce the influence of state bodies on the academic policy of the university in the formation of educational programs, the choice of specialization, conditions for admission and contingent formation. Scientific novelty: in the article proposals for limiting the influence of the state on the academic freedom of the university on the example of the analysis of Kazakhstan legislation were first presented, the need for granting the academic freedom of the university to increase its competitiveness and self-development was revealed, and negative factors influencing the decrease in the degree of academic freedom of the university of Kazakhstan were revealed.Practical significance: the main provisions and conclusions of the article can be used in educational, methodological and research activities when examining the issues of expanding academic freedom of the university, as the main factor of its competitiveness, in the process of forming educational programs and specializations in the educational process.
Keywords: academic freedom, competitiveness, university, educational process, education, educational programs, academic policy
Ключевым элементом возможности достижения вузом наилучшего реагирования на современные требования к системе образования является возможность академической свободы и автономии от государственного вмешательства в образовательный процесс.
Если обратиться к истории развития института академической свободы, то можно отметить, что университетам часто приходилось вступать в спор с внешними силами - государством, церковью или иными господствующими группами, поскольку профессура вуза отличалась инакомыслием, критичностью, противостоянием и стремлением к консерватизму.
Об академической свободе вузов впервые было озвучено Вильгельмом фон Гумбольдтом, основавшим в 1818 г. в Германии первый исследовательский университет. Lehrfreiheit - идея немецкой академической свободы профессоров, которые могли преподавать и одновременно заниматься научными исследованиями. Для студентов Lernfreiheit проявлялась в свободе выбора предметов для изучения.
В 1915 г Американской ассоциацией профессоров университетов были сформулированы принципиальные задачи академически свободных университетов: «содействовать человечеству в поиске и накоплении совокуп-
54
Karelian Scientific Journal. 2017. Т. 6. № 3(20)
педагогические науки
Паршина Галина Николаевна, Алаева Гульназ Турсуновна ОБЕСПЕЧЕНИЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ СВОБОДЫ ...
ности знаний», «обучать студентов основам наук» и «готовить специалистов для работы в различных отраслях государственной службы». В 1940 г эта же организация расширила понятие академической свободы, включив в нее возможность профессору свободно выражать свое мнение по широкому кругу вопросов, выходящим, в том числе, за рамки его профессиональной квалификации.
Одним из атрибутов академической свободы в Германии, в США является особая система контрактов по найму профессоров: их нельзя было уволить за высказывания или взгляды по широкому кругу, помимо научных интересов, так как они получали защиту от своего академического сообщества. Профессор не мог быть уволен за несогласие с руководством университета по вопросам академического управления.
Определение академической свободы с течением времени видоизменялось, подвергалось то расширительному, то сужающему толкованию.
На современном этапе иногда академическую свободу воспринимают как любое проявление содействия эффективному обучению и научным исследованиям, включая в нее широкое привлечение профессуры к процессу управления вузом, расширение каналов финансирования высших учебных заведений, оснащение современным оборудованием учебных аудиторий и лабораторий. Понятие «академической свободы» воспринимается как наличие необходимых факторов для успешного функционирования университета. Тем не менее, многие университеты, заявляя о своей принадлежности к академической свободе, в действительности ограничивают содержание образовательных программ, ссужают тематики изучаемого материала, не разрешают те или иные исследования, не пропускают публикаций и т.п.
Вопросы, относящиеся к академической свободе, связаны с другой стороны и с такой проблемой, как контроль над трансформацией знаний с учетом современных возможностей их распространения через Интернет, дистанционное обучение, что влечет за собой проблему интеллектуальной защиты собственности на новые инновационные знания.
Ясно одно, сегодня академическая свобода является необходимым условием для функционирования высококлассного университета. Высокая степень академической свободы является одним из основных индикаторов международных рейтинговых агентств. Приверженность университета к высокой степени академической свободы стимулирует его высокую степень научного поиска, выражения идей и мнений.
Получение академической свободы является основной ценностью современного высшего образования. На современном этапе развития общества на высшее образование и его трансформацию влияют главные факторы: коммерциализация, массовость и доступность. С учетом этого необходимо еще раз вернуться к ключевой концепции академической свободы Гумбольдта, воспринимая под академической свободой право без каких-либо ограничений профессора обучать, проводить исследования, печатать публикации и выражать свое мнение в сфере своей квалификации. Академическая свобода гарантирует право на труд профессора через систему контрактов и договоров.
При этом следует учесть немаловажный фактор - для академической свободы не несущественно как управляется университет, достаточно ли он финансируется. Суть академической свободы не в привилегии профессора принимать участие в управлении университетом, а в возможности высказывать свое мнение по вопросам управления. Академическую свободу следует рассматривать как свободу профессуры на обучение, исследования и выражение мнения. Профессорско-преподавательский состав университета обязан давать продуктивность и результативность, его труд следует оценивать и ранжировать, но при наличии отрицательных результатов, необходимо применение административных мер, вплоть до
увольнения, естественно после тщательной служебной проверки, не нарушающей академической свободы.
Ограничения академической свободы сегодня присущи вузам многих стран. В печати нередко указывается на факты наказания в отношении профессоров, которые открыто выступают против политики своего университета, особенно это относится к преподавателям-почасовикам, которые во многих странах лишены должной защиты своей академической свободы, так как принимаются на работу для ведения лишь одного курса на неопределенный период времени. Проявлением ущемления академической свободы является контроль за публикациями, требования государства к учебным планам. Академическая свобода уязвима и находится под значительным давлением, в связи с чем возникла необходимость выработать систему защитных мер для ее успешного функционирования и применения.
Созданная Европейская Автономия Университетов (ЕиА) внесла важный вклад в достижение этой цели, проведя исследования в двадцати шести европейских странах академической автономии и выделения ее основных критериев в четырех аспектах - организационном, финансовом, кадровом и академическом. Исследование проводилось при поддержке Программы непрерывного обучения Европейской комиссии и осуществлялось совместно с партнерами по проекту, которые включали конференции немецких ректоров, университетов Дании, Конференцию ректоров научных школ в Польше и в университете Ювяскюли, Финляндия.
Результаты проведенного исследования можно кратко изложить в следующих положениях.
Академическая свобода относится к возможности университета управлять ее внутренним академическим делами независимо, к способности университета решать различные академические проблемы, такие как приём студентов, определение академического контента, контроль качества, внедрение программ обучения и выбора языка обучения.
Возможность принять решение по общей численности студентов и устанавливать критерии приема являются фундаментальными аспектами институциональной автономии. Количество учебных мест имеет важное значение для профиля и финансов университета, и возможность выбора вносит значительный вклад в обеспечение качества и соответствия студенческому интересу предлагаемых образовательных программ. Кадровые автономии относятся к способности университета свободно принимать решения по вопросам, касающимся управления людскими ресурсами, в том числе по вопросам приёма на работу, заработной платы, увольнения и продвижения по службе. Университеты должны быть в состоянии нанять самый подходящий и компетентный преподавательский состав и административный персонал без внешних предписаний или вмешательства.
Финансовая автономия относится к способности университета управлять своими фондами и независимо выделить его бюджет. Финансовая автономия относится к способности университета свободно принимать решение о своих внутренних финансовых делах. Способность управлять своими средствами независимо позволяет учреждению устанавливать и реализовывать свои стратегические цели. Европейские университеты получают важную пропорцию своих фондов из государства.
Изучение опыта европейских и других ведущих университетов мира позволяет констатировать факт, что их практика приверженности к академической свободе находит отклик и в преобразованиях казахстанской системы высших учебных заведений [1].
Успешная модернизация национальной образовательной системы является следствием государственной стратегии в области образования. Об этом свидетельствует факт успешного внедрения в казахстанские вузы кредитной системы, дистанционных технологий обучения, многоуровневой модели подготовки специалистов
Паршина Галина Николаевна, Алаева Гульназ Турсуновна pedagogical
ОБЕСПЕЧЕНИЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ СВОБОДЫ ... sciences
по типу бакалавриат - магистратура - докторантура. Казахстанский опыт внедрения кредитной системы обучения изучается ведущими экспертами в области образования стран ближнего зарубежья [2].
Особый интерес вызывают методы перехода от прежней линейной системы образования к кредитной практике по принципам Болонского процесса. Казахстанская политика в области образования опирается на приоритеты Болонского процесса и направлена на обеспечение гарантированного высококлассного образования путем внедрения системы менеджмента качества, инновационных технологий обучения, прохождения аккредитаций, интернационализации образования через академическую мобильность студентов и профессорско-преподавательского состава.
Казахстанская система высшей школы уверенно развивается в соответствии с мировыми трендами, процесс реформирования носит поступательный характер, академическая свобода становится реальным атрибутом учебного процесса, импульсом развития казахстанских вузов.
Однако казахстанская высшая школа на этапе реформирования сталкивается, как и зарубежные вузы, с проблемами реального, максимального внедрения академической автономии. Академическая свобода имеет сегодня различное толкование вузами и компетентными органами и распространяется, применяется ограниченно в образовательной среде в ее традиционном изначальном понимании.
Сдерживающими факторами развития академической свободы являются как регулярные изменения законодательства в сфере высшего и поствузовского образования на национальном уровне, так и глобальная тенденция массовизации и утилитаризации образования. Казахстанский социум с учетом казахстанской менталь-ности воспринимает академическую свободу чаще всего как усиление академической мобильности, воспринимая ее как основной элемент Болонского процесса.
Для нас же на текущий момент весьма актуальными являются вопросы, связанные с разработкой и реализацией образовательных программ, поскольку через них происходит актуализация самовыражения вуза, и именно образовательные программы, их популярность и качество обеспечивают привлекательность вуза для потребителей образовательных услуг. Формирование уникальных образовательных программ возможно только при реальной академической свободе вуза, снимающей жесткую регламентацию нормативно-правовыми актами процесса разработки и реализации образовательных программ.
Ниже нами приведен ряд примеров ограничения академической свободы, с которыми мы столкнулись в процессе открытия образовательных программ:
1. Классификатор специальностей высшего и послевузовского образования РК инертен, выступает как ограничитель при открытии новых образовательных программ для обеспечения рынка труда. Современный рынок труда отличается особенной динамичностью. Ежегодно возникают новые профессии, и исчезает потребность во многих существовавших ранее профессиях. Международный опыт свидетельствует о том, что в большинстве стран используется только классификатор МСКО. Международная Стандартная Классификация образования (МСКО) является концептуальным документов для сбора, компиляции и анализа, сопоставимых на международном уровне статистических данных по образованию, и служит для сопоставимости данных, а также обеспечения единообразного применения классификации во всех странах по всем областям и уровням образования. Регламентация государством открытия образовательных программ практически отсутствует. Вузы разрабатывают и открывают образовательные программы исходя из потребностей рынка труда с учетом их рентабельности, кроме того вузы несут социальную 56
и экономическую ответственность за актуальность и качество образовательных программ. Именно поэтому в большинстве зарубежных стран диплом государственного образца, как понятие отсутствует, вузы выдают дипломы собственного образца, которые в определенной степени являются их социальным маркером. Присоединившись к Болонскому процессу, Казахстан должен воспринять и основные европейские традиции университетской автономии, в условиях которой правительственные решения носят рамочный либо рекомендательный характер. В связи с этим, казахстанским вузам должно быть предоставлено право самостоятельно определять целесообразность открытия образовательных программ подготовки специалистов по согласованию с работодателями и на основе прогнозирования рынка труда. Необходимо также разработать механизм ответственности национальных и государственных вузов за рентабельность программ.
2. С наличием классификатора сопряжена процедура лицензирования образовательных программ (специальностей). На наш взгляд, лицензированию должна подвергаться образовательная деятельность как таковая. А образовательные программы должны проходить процедуру общественного признания - аккредитацию.
3. Государственные стандарты образования и Типовые учебные планы также препятствуют академической свободе вузов в реализации образовательных программ и формировании обучающимися индивидуальной образовательной траектории. Изначальная функция ГОСО - создание единого образовательного пространства Казахстана за счет унификации и стандартизации требований к подготовке специалистов. При таком подходе обеспечивался необходимый для профессиональной деятельности минимум знаний, умений, навыков, решалась проблема перевода студентов из одного ВУЗа в другой, создавались условия для внутренней академической мобильности [3]. В настоящее время эти нормативные акты не могут способствовать решению выше означенных задач, поскольку основной компонент ГОСО и ТУП - цикл общеобразовательных дисциплин, никоим образом не связанный с профессиональной деятельностью. Обязательный компонент профессиональной подготовки включает всего 3-4 дисциплины, которые не могут обеспечить даже формирования самых необходимых базовых профессиональных компетенций. Таким образом, на текущий момент подобные НПА, утратив функцию организации образовательного пространства, вряд ли способствуют стимулированию становления самостоятельности вузов в создании уникальных образовательных программ. Механизм регламентации и стандартизации образовательных программ должен быть заменен механизмом, аналогичным Настройке образовательных структур («Tuning Educational Structures») [4]. При этом значение будет иметь представление образовательных программ через терминологически согласованное описание характера и уровня полученных компетенций и знаний. Здесь надо подчеркнуть, что в преамбуле к проекту TUNING отмечается, что «тогда как структура систем образования остается прерогативой правительств, за вузами остаются структуры образовательных программ и их содержание».
4. Процедура зачисления на образовательные программы бакалавриата, магистратуры, докторантуры регламентируется на государственном уровне соответствующими НПА. Решающим фактором является ЕНТ и КТ. Вузы, даже частные, лишены права самостоятельно устанавливать критерии отбора абитуриентов на образовательные программы. В данном случае оправданным было бы соблюдение требований НПА при присуждении государственного образовательного гранта. В случае, если студент обучается за счет собственных средств, либо за счет средств работодателя - учебному заведению (во втором случае - совместно с работодателем) должна быть предоставлена свобода в отборе аби-
Karelian Scientific Journal. 2017. Т. 6. № 3(20)
педагогические науки
Паршина Галина Николаевна, Алаева Гульназ Турсуновна
ОБЕСПЕЧЕНИЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ СВОБОДЫ ...
туриентов и определении механизма зачисления.
5. Ограничения академической свободы вуза в вопросах определения контингента обучающихся заложены в Типовых правилах деятельности организаций образования соответствующих типов [5], в частности «Приведенный контингент обучающихся определяется исходя из их количества по очной, вечерней и заочной формам обучения. Студенты очной формы обучения учитываются с коэффициентом 1,0, вечерней формы обучения - 0,5 и заочной формы обучения - 0,25» Предлагаем для университетов определить соотношение контингента обучающихся и преподавателей для очной формы обучения - 10:1, которое применимо во многих зарубежных университетах и международных аккреди-тационных агентствах. Это обоснование также можно подкрепить тем, что в настоящее время все большую роль приобретает самостоятельная работа студентов, количество контактных часов в работе преподавателя уменьшается и основной его функцией становится координация познавательной деятельности обучающихся.
Возрастающие образовательные потребности населения Казахстана, меняющиеся запросы рынка труда вовлекают в высшее образование (включая получение второго высшего образования и переобучение) все большее количество взрослого населения. При этом в сложившейся демографической ситуации количество студентов очной формы обучения во всем мире, в том числе и в Казахстане, снижается. По прогнозам Всемирного банка в ближайшие годы прирост контингента обучающихся может происходить, прежде всего, за счет взрослого, экономически активного населения, которое должно обучаться без отрыва от производства по заочной форме и с применением дистанционных технологий. В связи с этим необходимо снять с вузов ограничение на прием обучающихся по заочной форме. Кроме того, с введением запрета на реализацию образовательных программ в бакалавриате по заочной форме обучения на базе среднего образования, было нарушено право на образование для значительного контингента. Это малообеспеченные слои населения, которые должны работать для того, чтобы оплачивать учебу, люди, которые решили получить высшее образование в более зрелом возрасте для карьерного роста, уже имеющие стабильную работу и семью и т.п.
В заключении надо отметить, что рыночная экономика, конкурентная среда в образовании, общественное признание сами по себе являются достаточными стимулами для повышения качества образования, ответственности и саморазвития вузов. В этих условиях академическая свобода, независимость вуза от излишнего вмешательства со стороны исполнительного органа, является гарантом его успешного функционирования и конкурентоспособности. Только при условии реального самоуправления высшей школы и гарантии академической свободы может быть обеспечена эффективность высшего образования Казахстана в целом. Его результативность пропорциональна степени свободы мысли, слова, возможности творить, выдвигать идеи, новые концепции и теории.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Европейский опыт формирования общего понимания содержания квалификаций и структур степе-ний // http://www.edst.msu.ru/conf/docs/europe.doc
2.Г.К. Ахметова, Г.Н. Паршина, А.К. Мынбаева, А.М. Алыбаева.-Методология идентфтикации образовательных программ, Алматы: Казак; университет^ 2009. - 44с.
3. Постановление правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 г №1080 «Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования соответствующих уровней образования»
4.Проект «Настройка образовательных программ» (Tuning Educational Structures in Europe) // http://tuning. unideusto.org/tuningeu
5.Постановление Правительства Республики Казах-
стан от 7 апреля 2017 года № 181 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Казахстан от 17 мая 2013 года № 499 «Об утверждении Типовых правил деятельности организаций образования соответствующих типов, в том числе Типовых правил организаций образования, реализующих дополнительные образовательные программы для детей».
Статья поступила в редакцию 09.07.2017.
Статья принята к публикации 22.09.2017.