11. Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Л. А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского Ростов н/Д, 1998. 512 с.
12. Куликов В.П. Трехмерная модель здоровья. Сантивность и пативность // Валеология, 2000, №1. С. 15-21.
13. Кураев А.Г., Сергеев С.К., Шленов Ю.В. Валеологическая система сохранения здоровья населения России // Валеология № 1, 1996. С. 7-13.
14. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / Избранные психологические произведения. В 2-х т. Т 1. М., 1983. С. 94 - 231.
15. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 2003. 352 с.
16. Мясищев В. Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии / Психология отношений. М., Воронеж, 1998. С. 39 - 67.
17. Никифоров Г.С. Здоровье как системное понятие / Психология здоровья / под ред. Г.С. Никифорова. СПб., 2000. С. 128-189.
18. Огинец Л.В. Интегральная психология: синтез души и тела / Психология здоровья / под ред. Г.С. Никифорова. СПб., 2000. С. 306-336.
19. Портнов А.А., Федотов Д.Д. Психиатрия. М., 1971. 471 с.
20. Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб., 2003. 607 с.
21. Розин В.М. Психическая реальность, способности и здоровье человека. М., 2001. 224 с.
22. Руководство практического психолога (психологические программы развития личности в подростковом и старшем возрасте) / Под редакцией И.В. Дубровиной. М., 1995.
23. Хруцкий К.С. Аксиологический подход в современной валеологии // Дисс. канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 2000.
24. Чекалов А.Е. Современные научно-философские представления о человеке и его здоровье // Валеология, 1998, №2. С. 35-40.
УДК 88.4
О ТЕМЕ СМЕРТИ В ПЕРИОД РАСЦВЕТА ЖИЗНИ
Д. С. Никулина, Л.В. Шутова
Ирвин Ялом, в своей книге “Экзистенциальная психотерапия” цитирует слова Адольфа Мейера: “Не чешите там, где не чешется”. И далее продолжает дискуссию на тему, стоит ли напоминать своим клиентам, у которых и так довольно много своих проблем, о смерти - теме наименее всего приятной для разговора? Психологическое консультирование направлено на то, чтобы помогать человеку справиться с кризисными ситуациями, дать ему надежду и ресурс для решения других проблем, которые возникают в его жизни, тогда может стоит оставить смерть умирающим? Этим и многим другими вопросами задавились и продолжают задаваться многие психологи, работающие в области психологического консультирования. Ялом отвечает на них так: “смерть - это то, что “чешется” постоянно, а также наше отношение к смерти влияет на нашу жизнь и психологическое развитие...” Этот свой тезис Ялом подтверждает обширной клинической практикой [1].
Однако если отвлечься от вопросов психологической практики и обратиться к области житейской психологии, то в современном технократическом обществе не принято говорить и упоминать о смерти, это считается дурным тоном, несмотря на постоянную угрозу терроризма и гражданских войн. В большинстве восточных культур существуют религиозные и философские системы, включающие ритуалы и
обычаи, помогающие своим адептам принять и пережить смерть для последующего воплощения (идея реинкарнации), растворения в мировом разуме (уход в нирвану) и т.д. Благодаря этому идея смерти на Востоке значительно отличается от представлений о смерти в западной культуре. И, несмотря на то, что в западной культуре тема смерти табуирована, т.е. во многом является “запретной”, она продолжает волновать членов нашего общества, особенно молодежь, которая находится в самом начале своего жизненного пути.
На уровне житейской психологии считается, что молодые люди часто гонят прочь любые мысли о смерти, в то время как пожилые люди, которые находятся ближе по времени к концу своего существования, постоянно озабочены мыслями о смерти. Justin (1988) отмечает, что большинство подростков никогда не обсуждают вопросы, связанные с умиранием, со своими семьями. Также часто молодые люди обычно характеризуются чувством собственного “бессмертия”, тогда как пожилые люди предположительно ближе к смерти.
Однако есть ряд исследований, иллюстрирующих повышенный интерес детей до 5 лет к вопросам, связанным со смертью и умиранием [1,2,3,4].
Т.О. Новикова в своем исследовании представлений подростков о смерти отмечает, что большинство детей полагает, что если человеку надоела жизнь или если он испытывает мучения и только смерть может от них избавить, то она — благо. А также опрошенные школьники осознают конечность своего существования: при этом около трети из них заявляют о своем страхе смерти, объясняя свой страх тем, что их пугает неизвестность, другая треть боятся потерять близких и остаться в одиночестве, оказаться не защищенными перед жизнью, а для остальных смерть страшна потому, что им хочется жить [Новикова Т.О.].
О том, насколько озабочены современные молодые люди вопросами смерти, демонстрируют результаты исследования, которое было проведено в Таганрогском государственном радиотехническом университете на практических занятиях по психологии и педагогике для студентов непсихологических специальностей. На данных практических занятиях студентам предлагалось выполнить задание -написать письмо из роли психолога человеку, находящемуся в кризисной ситуации. Были предложены темы, которые на наш взгляд, являются наиболее актуальными для современного молодого человека. Данные темы были отобраны исходя из анализа публикаций, посвященных работе практических психологов с молодыми людьми. Таким образом, студентам предлагались следующие темы:
- проблема взаимоотношений в семье, с родителями, проблема развода (тема была сформулирована следующим образом: “Напишите письмо из роли психолога молодому человеку, которые остро переживает развод родителей”);
- проблема взаимоотношений с противоположным полом (тема: “Напишите письмо из роли психолога молодому человеку, которому нравится девушка, но она не обращает на него внимания ”)
- проблема смерти и умирания от неизлечимой болезни молодого человека (тема: “ Напишите письмо из роли психолога молодой женщине 30 лет, которая умирает от рака и знает об этом”)
- проблема самооценки на примере собственной внешности (тема: “Напишите письмо из роли психолога красивой девушке, которая знает о своей красоте и пользуется этим”)
- проблема человека с выраженной застревающей акцентуацией (по К.Леонгарду) на примере женщины, страдающей навязчивым желанием наводить порядок и чистоту.
- свободная тема - данная тема была предложена с той целью, что если студент не смог найти из предложенных ему тем наиболее интересную (а, следовательно, и актуальную), то он мог предложить свою собственную.
После проведения работы со студентами, принимавшими участие в данной работе, проводился устный опрос, в котором обсуждался вопрос выбора той или иной темы. Всего в данной работе участвовало 161 студент в возрасте от 19 до 21 года. Выбранные студентами темы распределились следующим образом (см. рис. 1):
- проблема смерти и умирания от неизлечимой болезни молодого человека -67 писем из 161
- проблема взаимоотношений с противоположным полом - 37 писем из 161
- свободная тема (в данной категории преобладали письма, относящиеся к частной жизни студентов - как объясниться в любви, проблема выступления перед большой аудиторией и т.п. ) - 19 писем из 161
- проблема взаимоотношений в семье, с родителями, проблема развода - 17 писем из 161
- проблема самооценки на примере собственной внешности - 16 писем из
161
- проблема человека с выраженной застревающей акцентуацией - 6 писем из
161
Распределение выборов тем студентами на практических занятиях по психологии и
педагогике
Визуальный анализ графика позволяет сделать вывод о распределении приоритетов для современных молодых людей. Интересен тот факт, что тема смерти вызвала наиболее яркий и живой отклик среди студентов (почти в два раза больше по количеству писем студентов направлено именно к теме смерти). Данный факт, на наш взгляд, косвенно подтверждает тезис И. Ялома о том, что “смерть - это то, что “чешется” постоянно” [Ялом, с. 35]. Не менее интересны стратегии, которые студенты предлагают своему адресату - молодой женщине, умирающей от рака - как ей лучше всего сосуществовать со своей проблемой. Среди всех идей, предлагаемых молодыми людьми можно выделить четыре основные стратегии. Принятие смерти: основная идея здесь звучит - живите полной жизнью, обратитесь к своей семье, проводите с нею больше времени, наслаждайтесь каждой минутой. Подготовка к смерти: главная идея - это правильно подготовится к смерти, завершить все незавершенные дела, попросить прощения, если это необходимо. Эвтаназия и самоубийство: основная идея - примите смерть сами, не дожидаясь пока болезнь изуродует ваше тело и душу нестерпимой болью. Отрицание: основная идея - не думайте об этом, продолжайте жить, как живете.
При проведении контент-анализа писем студентов мы отметили их рациональную направленность, малое количество сообщений о своих эмоциональных переживаниях и личной позиции. Здесь мы встретились с эффектом
так называемой “эмоциональной замороженности”, когда человек затрудняется выразить свои переживания или даже отмечает, что “ничего не чувствует”, хотя при этом на неосознаваемом уровне присутствует целый спектр различных эмоциональных состояний [4]. Сделать выводы о присутствии различных эмоциональных состояний при обсуждении проблемы смерти и умирания у студентов позволило нам проводившееся после работы ее устное обсуждение, когда многие из них признались, что говорить с умирающим им было “трепетно, страшно, интересно, волнительно”.
Каждая из предложенных идей достойна отдельной интерпретации с позиции личностных приоритетов и стратегий реагирования на экстремальную ситуацию, влекущую за собой угрозу жизни. С такой позиции фактор смерти можно использовать как диагностирующий материал жизненных приоритетов личности. Помимо этого, представленные выше стратегии хорошо коррелируют с результатами еще одного исследования, проводимого в ТРТУ, Шутовой Л.В. В данном исследовании изучался такой феномен, как осознаваемая тревога смерти. Шутова Л.В. ссылаясь на исследование Дж.Диггори и Д.Ротман, приводит список наиболее распространенных страхов, связанных со смертью. Это список выглядит следующим образом:
1. Моя смерть причинит горе моим родным и близким
2. Всем планам и начинаниям придет конец
3. Процесс умирания может быть мучительным
4. Я уже не смогу ничего чувствовать и ощущать
5. Я не смогу заботится о тех, кто зависит от меня
6. Я боюсь того, что будет со мной, если окажется, что есть жизнь после
смерти
7. Я боюсь, что будет с моим телом после смерти
Ознакомившись с этим списком, перед исследователем была поставлена цель провести исследование на выявление компонентов страха смерти у молодых людей в возрасте от 17 до 25 лет. В исследовании принимали участие студенты различных специальностей Таганрогского Государственного Радиотехнического университета в возрасте от 19 до 22 лет. Таким образом, акценты в тревоги смерти для указанной выборки студентов вуза расставились следующим образом:
1. моя смерть причинит горе моим родным и близким;
2. процесс умирания может быть мучительным;
3. я боюсь того, что будет со мной, если окажется, что есть жизнь после
смерти;
4. я боюсь в смерти того, что я никак не смогу проконтролировать ее наступление;
5. я боюсь, что всем планам и начинаниям придет конец;
6. я боюсь неожиданной смерти и того, что я не смогу к ней как следует подготовится.
Предложенные студентами стратегии сосуществования с фактом неминуемой смерти от болезни также представлены в данном списке. В стратегии принятия смерти как основная звучит тема установки более теплых и близких отношений с родственниками и семьей. Среди страхов, сопровождающих мысли о смерти, молодые люди также называют страх, что смерть причинит боль их родным. Стратегию подготовки смерти также можно интерпретировать как проективный материал страха о том, то в случае неожиданной смерти человек не успеет к ней подготовиться, а также никак не сможет проконтролировать ее наступление. Помимо этого многие письма содержат мысли о прошении прощения у тех, кого обидели при жизни. Здесь можно предположить соотношение со страхом того, что будет с человеком, если жизнь после смерти все-таки существует - страх наказания или т. п.
В стратегии эвтаназии и самоубийстве звучит тема страха боли в смерти, а также страх за состояние тела при разрушении его тяжелой болезнью.
Таким образом, проведенное исследование позволило сделать соответствующие выводы:
Проблема смерти и умирания является значимой темой для современной молодежи. Зачастую данная тема является наименее обсуждаемой и наиболее закрытой. В то же время наблюдается присутствие ярко выраженной потребности в ее обсуждении.
Наиболее “уязвимое” место в проблеме обсуждения и раскрытия отношения молодежи к смерти - это эмоциональное реагирование молодых людей в ситуациях потери и встречи со смертью. Здесь мы встречаемся с эффектом так называемой “эмоциональной замороженности”, когда человек затрудняется выразить свои переживания или даже отмечает, что “ничего не чувствует”, хотя при этом на неосознаваемом уровне присутствует целый спектр различных эмоциональных состояний.
В силу актуальности проблемы обсуждения смерти нам представляется возможным проведение последующих исследований отношения современного молодого человека к смерти как на уровне интеллектуальных представлений, которые в значительной мере отражают и его представления о жизненных стратегиях, так и на уровне эмоциональных переживаний. Итогом проведения подобного рода исследований может быть разработка цикла практических семинаров, направленных на возможность открытого обсуждения темы смерти, и тренингов личностного развития, целью проведения которых является расширение осознавания своих жизненных стратегий, способов совладания в ситуациях потери, утраты, а также собственных эмоциональных переживаний.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия / Пер. с англ. Т.С. Драбкиной. -М.: Независимая фирма “Класс”, 1999. - 576 с.
2. Карандашев В.Н. Жить без страха смерти. 2-е изд. - М.: “Смысл”; Академический проект, 1999. - 335 с.
3. Нагера У. Реакции детей на смерть значимых объектов // Журнал практической психологии и психоанализа, #1 март 2002 г.
4. Новикова Т.О. Запретная тема (представления детей о смерти) // журнал “Человек”, N 5, 2002 г.
5. Bond, Curtis W. Religiosity, age, gender, and death anxiety / 1994.
ПРИЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ДЕЗАДАПТИРОВАННЫХ ПОДРОСТКОВ
Н.П. Борисова
В настоящее время накоплено значительное количество наблюдений, говорящих в пользу понимания проблемы психологической защиты как изменения субъектом восприятия окружающего таким образом, что последствия психической травмы теряют для него в той или иной степени свою «значимость», а тем самым и свое патогенное влияние. По определению Д.Н. Узнадзе: «психологическая защита направлена на нейтрализацию тягостных для субъекта эмоциональных напряжений и создает эффект естественной транквилизации, отражающей процессы приспособительных психологических перестроек».