Научная статья на тему 'Страх смерти и смысложизненные ориентации в юношеском возрасте'

Страх смерти и смысложизненные ориентации в юношеском возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2478
487
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Страх смерти и смысложизненные ориентации в юношеском возрасте»

Л.В. Шутова

СТРАХ СМЕРТИ И СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Спецификой психологического развития личности является факт ограничения этого процесса длительностью его жизни. Жизненный путь личности, в котором раскрывается ее содержание и существует возможность достижения субъектных качеств, ограничен временными рамками, если представить жизненный путь человека в виде линии, то одном конце его будет факт рождения, а другом - факт смерти. Многие авторы, как отечественной, так и зарубежной психологии (Л.И. Анцы-ферова, А.А. Баканова, А.В. Гнездилов, А.В. Осницкий, Н.В. Власова, А.П. Попог-ребский, С. Гроф, Р. Мэй, Ф. Перлз, О. Феникел, В. Франкл, З. Фрейд, Г. Фейфел, К.Г. Юнг, И. Ялом и др.) рассматривают феномен смерти как важную детерминанту развития личности человека, где развитие понимается как непрерывный процесс созидания и разрушения, в процессе которого человек сталкивается как с приобретениями, так и с потерями. Американский психолог и психотерапевт Ролло Мэй еще в начале XX века поставил один из основных вопросов современной психологии -«как человек относится к факту смерти: проводит ли он свою жизнь в бегстве от смерти или вытесняет признание смерти под видом рационализаций, веры в технический прогресс или судьбу, что так привычно для нашего западного общества, или размывает эту тему, говоря, что «человек смертен», и, обращаясь к статистике, которая служит для сокрытия очень важного факта - он сам умрет в какой-то неизвестный момент будущего» [3, с. 154].

Множество разнообразных фактов свидетельствуют о важности изучения отношения к смерти у современного человека. Число самоубийств среди граждан, как нашей страны, так и за рубежом в настоящее время продолжает расти, при этом жизнь современного человека находится в ситуации постоянной угрозы террористического акта; регулярные войны в относительной географической близости, стихийные бедствия и катастрофы - все это даже без экспериментальной проверки позволяет предположить актуализацию мыслей, связанных со смертью, и переживаний за свою жизнь и жизнь своих близких. Однако при этом, в современном обществе не принято говорить о смерти, это считается дурным тоном. Во многом этот стереотип распространяется и на науку.

Еще более деликатным является вопрос о разговорах на тему смерти с детьми и молодежью. Современный молодой человек живет в такой ситуации, когда тема смерти окружает его повсеместно: начиная от «безобидных» мультипликационных фильмов, где герои постоянно уничтожаются и таинственным образом возрождаются, компьютерными играми и текстами рок-групп, изобилующими разнообразной символикой смерти и заканчивая ситуациями реальной угрозы жизни в силу различных обстоятельств (террористические акты, уровень преступности, природные катаклизмы и т.д.).

Такая ситуация так или иначе способствует актуализации мыслей о смерти и факте собственной конечности. Отношение к смерти включает в себя когнитивные и эмоциональные компоненты, столкновение с ней, по результатам различных исследований, не проходит даром ни для одного человека. Об этом свидетельствует множество накопленных данных о переживаниях людей, столкнувшихся лицом к лицу с возможностью своей смерти: это люди, выжившие в автомобильных катастрофах, альпинисты, пострадавшие в результате падения с большой высоты, но оставшиеся в живых, пациенты, которые столкнулись с возможностью неизлечимой болезни.

Наиболее разработанной тема влияния феномена смерти на жизнь личности является в зарубежной психологии, а именно в ее прикладных аспектах психодинамического и экзистенциального направлений в психотерапии. В трудах З. Фрейда, К.Г. Юнга, Э. Эриксона, О. Ранка, Э. Фромма, Р. Мэя, В. Франкла, Г. Фейфела, И. Ялома, Ф. Перлза категории смерти отводится существенное место. Трактовка и интерпретация этого феномена в трудах каждого из авторов различна, однако анализ работ позволяет выделить два основных аспекта, выделяемых в смерти в контексте ее значения для психологии личности.

Первый аспект заключается в том, что смерть рассматривается в контексте всей жизни человека как определяющая ее ход или оказывающая существенное влияния на нее. О том, что столкновение со смертью является значимым событием, влекущим за собой переоценку многих ценностей, свидетельствует опыт различных исследований умирающих больных, а также людей, оказавшихся в ситуации угрозы жизни. В специальной литературе по танатологии отводится значительно место исследованиям, посвященным процессу умирания, психологии умирающего и различным предсмертным состояниям. В зарубежной литературе этой проблеме посвящены исследования Э. Кюблер-Росс, И. Ялома, Г. Фейфела, С. Грофа и Дж. Хэлифакс, К. Осис, Р. Моуди и его последователей. В отечественной науке проблемой умирания и психологией работы в хосписе занимается А.В. Гнездилов.

В работах перечисленных выше авторов отмечается факт личностных изменений, происходящих с умирающими больными в процессе умирания. И. Ялом так описывает возможность духовного роста в контексте факта человеческой конечности: «Жизнь и смерть взаимозависимы: физически смерть уничтожает нас, но идея смерти спасает нас. Сознание смерти обостряет чувство жизни и радикально меняет взгляд на нее; оно дает нам толчок к переходу из модуса существования, основанного на отвлечениях, успокоениях и мелких тревогах, в более подлинный...» [7, с. 48]. Авторы, исследующие проблему влияния идеи смерти на жизнь, отмечают, что данное влияние в первую очередь распространяется на смысложизненные и ценностные ориентации. Попогребский А.П. приводит слова Франкла для аргументации идеи о том, что наличие смерти привносит в жизнь смысл. По словам Франкла, «перед лицом смерти - как абсолютного и неизбежного конца, ожидающего нас в будущем, и как предела наших возможностей - мы обязаны максимально использовать отведенное нам время жизни, мы не имеем права упускать ни единой возможности, сумма которых в результате делает нашу жизнь действительно полной смысла. Конечность, временный характер не просто являются характерными чертами бытия, но и помогают сделать его осмысленным» [цит. по 5, с. 194].

Второй аспект смерти отражает то, за счет чего достигается такое влияние осознания факта собственной конечности за жизнь личности. Такое психологическое значение смерти как фактора развития возможно за счет эмоционального восприятия этой категории в сознании человека - за счет страха смерти.

Страх смерти может проявляться на двух уровнях. На первом уровне страх смерти проявляется как неосознаваемый глубокий пласт психологической жизни человека как биологического существа, связанный с врожденным инстинктом самосохранения и выживанием. На этом уровне могут проявляться глубоко бессознательная травма рождения по О. Ранку и страх смерти как ее следствие и фрейдистский инстинкт смерти. Это уровень «собственно страха смерти», о котором писали И. Ялом, Р. Кастенбаум, Ж. Хорон, Ь. Goodman и др.

Второй уровень - это более молодой пласт, связанный с социальными условиями и характеристиками личного пространства человека. Различные авторы (Р. Кастенбаум, Д. Темплер, Ж. Хорон, И. Ялом, Ь.М. Goodman) придерживаются мнения, что по своему содержанию страх смерти является комплексным переживанием

и включает в себя ряд компонент, например, страх боли, страх Страшного суда, страх за родных и их переживания и т.д. Это позволяет сделать предположение, что на данном уровне страх смерти гетерогенен, что, в свою очередь, говорит об индивидуальном предмете страха смерти у каждого человека.

При этом смерть и умирание существует только в нашей жизни, так как без жизни смерти нет. Поэтому можно сделать вывод, что все то, чего бояться люди, говоря о страхе смерти, тоже находиться только в этой жизни. У каждого человека страх смерти проявляется индивидуально и, так или иначе, связан с личностным смыслообразующим целеполаганием. Так, если для одного человека смысл и цель его жизни может заключаться в освоении таких ценностей, как высокий социальный статус, карьера, известность, то смерть как реальная угроза жизни будет вызывать страх потери именно этих ценностей. Для другого человека значимость жизни может заключаться в обретении таких ценностей, как любовь, семья, достоинство. Для третьего - в богатстве и жизненном комфорте. Следовательно, и страх утраты такой ценности будет актуализироваться при мыслях о смерти как внезапном, неконтролируемом событии, в результате которого данные ценности просто уходят вместе с жизнью, к которой они принадлежат. Осницкий и Власова отмечают, что человек в глубине своей души знает, почему он боится смерти, т.к. фактически он боится той жизни, которую уже прожил и которую проживает в данный момент. Авторы пишут: «Вопросы жизни и смерти человека, его здоровья и болезни замыкаются на экзистенциональную проблему поиска и реализации смысла жизни и выбора ценностных ориентаций» [4, с. 102]. Таким образом, анализ психологической литературы на тему страха смерти позволил сделать вывод, что страх смерти является отражением личностной системы смысложизненных ориентаций человека.

При этом в ряде исследований отмечается, что юношеский возраст является сензитивным и благоприятным для образования ценностно-смысловых ориентаций как устойчивого свойства личности, способствующего становлению мировоззрения, отношению к окружающей действительности и самому себе [6]. Отличительной особенностью данного возраста становится резкое усиление саморефлексии, т.е. стремления к самопознанию своей личности, к оценке ее возможностей и способностей. По мнению В. Франкла, в юности наиболее частыми и особенно насущными являются вопросы о смысле жизни. При этом по данным ВОЗ отсутствие смысла в жизни является одной из ведущих причин самоубийства в мире.

Резюмируя изложенное выше, можно сказать, что вопрос изучения отношения к смерти у лиц юношеского возраста в настоящее время является актуальным. Однако теоретическое обоснование связи страха смерти со смысложизенными ориентациями требует эмпирической проверки, которая позволит выделить ведущие смыслы жизни у лиц юношеского возраста и изучить особенности страха смерти в данной возрастной группе.

Изучение взаимосвязи страха смерти и смысложизненных ориентаций проводилось на выборке, состоящей из студентов Таганрогского государственного радиотехнического университета, в возрасте от 18 до 20 лет. Общий объем выборки составил 128 человек.

В качестве психодиагностического инструментария были использованы шкала страха смерти Д. Темплера (DAS, адаптация Т.А. Гавриловой) и тест смысложизненных ориентаций, адаптированный Д.А. Леонтьевым вариант методики «Цель в жизни» Дж. Крамбо и Л. Махолика [1],[2].

Шкала DAS охватывает 4 фактора, отражающих структуру страха смерти: когнитивно-аффективную озабоченность смертью, озабоченность физическим изменением вследствие болезни, осознание необратимого течения времени, озабоченность болью и стрессом. Результатом использования данной шкалы будет общий

показатель, отражающий уровень страха смерти. Тест смысложизненных ориентация содержит в себе 5 шкал:

• шкалу цели в жизни, характеризующую наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, придающих жизни осмысленность, направленность на будущее и временную перспективу;

• шкалу процесса жизни, или интереса и эмоциональной насыщенности жизни, направленность на настоящее;

• шкалу результативности жизни, или удовлетворенности самореализацией, направленность на прошлое;

• шкалу локус контроля - Я (Я - хозяин жизни);

• шкалу локуса контроля - жизнь, или управляемости жизни.

Анализ литературы позволил выдвинуть предположение, что у лиц с разным уровнем страха смерти будут преобладать различные смысложизненные ориентации. Проведенное эмпирическое исследование позволило продемонстрировать связь между уровнем страха смерти и смысложизненными ориентациями.

Вся выборка испытуемых разбилась на три подвыборки по критерию уровня страха смерти. Распределение испытуемых, принявших участие в исследовании, по уровню страха смерти представлено в виде таблицы 1.

Таблица 1

Испытуемые с низким уровнем страха смерти 15 %

Испытуемые со средним уровнем страха смерти 62 %

Испытуемые с высоким уровнем страха смерти 23%

Для каждой подвыборки можно дать индивидуальное описание смысложизненной сферы (см. табл. 2).

Таблица 2

Распределение смысложизненных ориентаций в трех подвыборках испытуемых

Низкий уровень страха Средний уровень страха Высокий уровень страха

смерти смерти смерти

Высокие Низкие Высокие Низкие Высокие Низкие

значения значения значения значения значения значения

по шкале: по шкале: по шкале: по шкале: по шкале: по шкале:

«Процесс - «Результа- «Процесс «Процесс «Цель

жизни» тивность жизни» жизни» жизни»

«Цели жизни» «Результа- «Локус

жизни» «Локус тивность контроля-

«Локус контроля- жизни» Я»

контроля- Я» «Локус

жизнь» контроля- жизнь»

В таблице представлено распределение высоких и низких значений пяти составляющих смысла жизни по критерию уровня страха смерти. Данные результаты показывают сложную зависимость между уровнем страха смерти и особенностями смысложизненных ориентаций. Рассмотрим каждую из выделенных нами подвыборок.

В подвыборке, уровень страха смерти в которой является низким, наблюдаются высокие значения по шкалам «Процесс жизни», «Цели жизни» и «Локус контроля - жизнь». Остальные шкалы в данной подвыборке представлены средним

и значениями. Леонтьев Д.А. отмечает, что выделенные им составляющие смысла жизни, легшие в основу теста смысложизненных ориентаций, имеют неоднозначную интерпретацию [2]. Так, высокий показатель по шкале «Процесс жизни» может свидетельствовать как о том, что для испытуемого единственным смыслом жизни является сама жизнь и о том, что испытуемый воспринимает процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом, так и о позиции, которую можно обозначить как «жить только сегодняшним днем», без ориентации на будущее. Поэтому Леонтьев при интерпретации результатов теста рекомендует смотреть на сочетание показателей по различным шкалам. На наш взгляд, уровень страха смерти может служить критерием, по которому можно буте судить о контексте показателя по той или иной шкале. Высокие значения по шкале «Процесс жизни» имеют испытуемых двух выделенных подвыборок: подвыборка с высоким уровнем страха смерти и подвыборка с низким уровнем страха смерти. Подвыборка со средним уровнем страха смерти имеет низкие показатели по дано шкале. Такое неоднозначное распределение результатов, на наш взгляд, демонстрирует зависимость смысложизненных ориентаций от контекста отношения испытуемого к самой жизни, проявляющегося в его страхе смерти.

Так, мы можем предположить, что у лиц с низким страхом смерти интерпретация высоких значений по шкале «Процесс жизни» может содержать характеристики испытуемых как лиц с особым переживанием настоящего момента в жизни, момента «здесь и сейчас». У лиц с высоким уровнем страха смерти высокие показатели по этой шкале будут характеризовать таких людей как живущих только сегодняшним днем, без мыслей о будущем. Возможно, что высокий уровень страха смерти просто не позволяет задумываться о будущем, в котором эта смерть может наступить. Данное предположение, на наш взгляд, подтверждается низкими показателями у данной подвыборки по шкалам «Цель жизни», «Локус контроля - Я» и «Локус контроля - жизнь». Низкие значения по этим шкалам свидетельствуют о неверие в свои силы контролировать события собственной жизни, фатализме и убежденности в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна, а также о вере в бессмысленно что-либо загадывать на будущее. В свою очередь в подвыборке с низким уровнем страха смерти показатели по шкалам «Цели жизни» и «Локус контроля - жизнь» - высокие. Что свидетельствует о наличие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу, а также об убежденности в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь.

Подвыборки со средним и высоким уровнями смерти имеют общий высокий показатель по шкале «Результативность жизни». В общем данная шкала отражает оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. По словам Д.А. Леонтьева, эта шкала отражает направленность человека на прошлое. Сочетание высоких значений по этой шкале в подвыборке со средним уровнем страха смерти с высоким показателем по шкале «Локус контроля-Я» (отражающей веру человека в себя) свидетельствует о том, что главным мерилом в жизни такого человека является сам факт достижения. Средним уровень страха смерти - сам по себе неоднозначным показатель. Он говорит о том, что человек периодически задумывается о смерти и возможном конце его жизни, однако у человека пока нет личной концепции жизни-смерти. Такая интерпретация уровня страха смерти в сочетании с показателями по шкалам теста смысложизненных ориентаций позволяет сделать предположение, что смысложизненная сфера такого человека характеризуется ориентацией на прошлое, но прошлое способно придать смысл остатку жизни, так как ориентации на будущее в этой подвыборке

испытуемых нет.

Очевидно, что данная выше интерпретация нуждается в дальнейшем уточнении. В качестве возможной перспективы нашего исследования мы видим рассмотрение уровня страх смерти и особенностей смысложизненных ориентаций в сочетании с различными демографическими, социальными, а главное, личностными показателями. В частности, представляется важным ввести в данное исследование дополнительный показатель, позволяющий отслеживать степень возможной честности в ответах на вопросы, касающихся смерти. Многие авторы, занимающиеся эмпирическим исследованием страха смерти, отмечают, что большинство исследователей изучают это явление на уровне сознательных представлений. При этом анализ литературы по предмету страха смерти позволяет предположить, что данное эмоциональное переживание может иметь природу глубоко бессознательного явления. О том, что страх смерти может не осознаваться человеком говорит диссонанс между его размышлениями на тему смерти и поведением в ситуации, актуализирующей этот страх (например, в ситуация похорон кого-либо из близких или, что особенно подчеркивается в литературе, одного из сверстников). Поэтому в качестве следующего шага в проведении подобных исследований нам представляется необходимым рассмотрении показателя уровня страха смерти в сочетании с психологическими защитами Эго от травмирующих импульсов из бессознательного. Однако и на данном этапе нашего исследования полученные результаты позволяют сделать вывод о связи уровня страха смерти со смысложизненными ориентациями, о чем свидетельствуют особенности смысложизненных ориентаций у лиц с разным уровнем страха смерти.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Гаврилова Т.А. Экзистенциальный страх смерти и танатическая тревога: методы исследования и диагностики // Прикладная психология. - 2001. - №6. С. 1-8.

2. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. - М.: Смысл, 2000. - 18 с.

3. Мэй Р. Вклад экзистенциальной психотерапии // Экзистенция: новое измерение психиатрии и психологии / Под ред. Р. Мэя, Э. Энджела, Г. Элленберга: Пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. - М.: Апрель Пресс; Издательство ЭКСМО-Пресс, 2001. - 624 с.

4. Осницкий А.В., Власова Н.В. Страх смерти и ценностные ориентации человека // Материалы V Всероссийской научно-практической конференции «Психология и психотерапия», Москва, 2003, С. 99-102.

5. Попогребский А.П. Смысл жизни и отношение к смерти // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. -М.: Смысл, 1997, С. 177-200.

6. Формирование личности старшеклассника / Под ред. И.В. Дубровиной. -М., 1989. - 168 с.

7. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия / Пер. с англ. Т.С. Драбкиной. - М.: Независимая фирма “Класс”, 1999. - 576 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.