Научная статья на тему 'Смысложизненный кризис как проявление экзистенциального отношения человека к жизни'

Смысложизненный кризис как проявление экзистенциального отношения человека к жизни Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1819
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЙ КРИЗИС / ПЕРЕЖИВАНИЯ / ЭКЗИСТЕНЦИЯ / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЙ CRISIS / THE IS EXISTENTIAL-PHENOMENOLOGICAL APPROACH / EXPERIENCES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кашук Я. Н.

Смысложизненный кризис рассматривается в рамках экзистенциально-феноменологического подхода. В статье представлено основное содержание переживаний смысложизненного кризиса как проявления экзистенциального отношения человека к жизни. По результатам проведенного исследования представлена психологическая характеристика особенностей переживаний смысложизненного кризиса в юношеском возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Life meaning crisis as the manifestation of the existential relation of a man to life

Life meaning crisis is considered in the framework of existential-phenomenological approach. The paper presents the basic content of life meaning crisis experiences as a manifestation of the existential relation of a man to life. According to the study results, the author presents the characteristic features of the psychological experiences of life meaning crisis in adolescence.

Текст научной работы на тему «Смысложизненный кризис как проявление экзистенциального отношения человека к жизни»

дискуссия |

журнал научных публикаций %

Я. Н. Кашук, ассистент, кафедра теоретической и экспериментальной психологии, Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург, Россия, 198288@mail.ru

СМЫСЛОЖИЗНЕННЫИ КРИЗИС КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА К ЖИЗНИ

Процесс глобализации в современном мире приводит к изменению психологии как науки. В центре внимания оказывается одна из важных проблем личности человека — поиск и осознание смысла собственной жизни. Проблема поиска смысла жизни является главным проявлением экзистенциального отношения человека к жизни в целом. Философы и психологи XXI в. характеризуют эпохой отчуждения, когда человек предоставлен «сам себе». Через свою ответственность, свободу и выбор он переживает индивидуальный поиск смысла собственной жизни и таким образом реализует экзистенциальную потребность своего существования. Неудовлетворенность этой потребности формирует разные виды зависимости, которые приводят к дезадаптации человека в социальном пространстве. Поэтому интерес психологии к сущности человека дает основание обозначить смысло-жизненный кризис как актуальный вопрос современных исследований.

Анализ литературы показал, что данный феномен рассматривался как в философии (Н. Аббаньяно, 1939; Н. А. Бердяев, 1914; М. Бубер, 1922; И. А. Ильин, 1935; С. Кьеркегор, 1843; А. Камю, 1941; Ж. П. Сартр, 1943; М. Хайдеггер, 1927; К. Ясперс, 1948 и др.), так и психологии (Б. Г. Ананьев, 1957; А. Адлер, 1931 В. Н Дружинин, 2000; А. Лэнгле, 1994 К. Роджерс, 1980; В. Франкл, 1961 З. Фрейд, 1933; И. Ялом, 1977 и др.). В центре внимания у перечисленных выше ав-

торов стоит человек, который всегда находится в интерперсональных отношениях с жизнью, она выступает как «замысел», а затем — как его реализация. Поэтому взаимоотношения с жизнью порождают особого рода противоречия в отношении нее и себя в ней. Данные противоречия проявляются как кризисное состояние в поиске смысла жизни.

В данной статье смысложизненный кризис рассматривается в рамках экзистенциально-феноменологического подхода. Анализ работ представителей данного подхода позволяет установить основное содержание этого явления. Например, У. Бенджамин характеризует неспособность найти смысл жизни как переживание бессмысленности, С. Кьеркегор — как духовное отчаяние, В. Франкл — как экзистенциальный невроз, «вакуум», который отличают такие признаки, как бесплановость, фаталистическая установка к жизни. С. Мадди рассматривает экзистенциальное отчуждение как переживание бессмысленности — неспособность проникнуться истинностью, важностью, полезностью чего-либо, в чем человек участвует или может представить себя участвующим1. И. Ялом ощущение бессмысленности относит к одному из фундаментальных вызовов жизни. А. Лэнгле утверждает, что к переживанию потери значимости жизни приводит блокирование экзистенции. Экзистенция есть наполненная смыслом, воплощаемая свободно и ответственно жизнь в создаваемом самим челове-

дискуссия

журнал научных публикаций

ком мире, с которым он находится в отношениях взаимовлияния/взаимодействия и противоборств2. Современный ученый В. Карпинский в монографии «Смысложизненный кризис» на основании систематизации зарубежных и отечественных экзистенциальных концепций характеризует интересующее нас явление как системный кризис личностного бытия, поражающий структуры внутреннего мира личности и ее жизнедеятельность, блокирующий смысловую регуляцию и смыслоо-бразование.

Традиционно философские и психологические концепции экзистенциального подхода в рассмотрении смысложизненно-го кризиса делятся на онтоцентрические, в которых внимание уделяется развитию, раскрытию человека для его собственного бытия, и антропологические, где выделяются смысловые модусы индивидуального существования. Это в свою очередь объясняет смысложизненный кризис как сложный многокомпонентный феномен, в переживании которого затронут широкий спектр взаимоотношений человека с жизнью. Также важно учесть то, что данный подход смысложизненный кризис связывает с жизненными выборами человека и осознанием им своих возможностей. Конструктивное проживание смысложизнен-ного кризиса возможно путем наполнения экзистенции, включения в переживание и проживание экзистенциальной ситуации.

По мнению многих исследователей, влияние смысложизненного кризиса на человека опосредовано субъективными переживаниями. В таком переживании, как считает С. Л. Рубинштейн, «на передний план выступает не само по себе предметное содержание того, что в нем отражается, познается, а его значение в ходе моей жизни. Когда мы говорим, что какое-то психическое явление было или стало переживанием человека, это означает, что оно в своей неповторимой индивидуальности вошло как определяющий момент в индивидуальную

историю жизни данной личности и сыграло в ней какую-то роль»3.

Переживание в эк-зистенциально-феноме-нологическом подходе (А. Камю, Р. А. Лэнгл, Р. Мэй, К. Роджерс, Ж. П. Сартр, В. Франкл, Э. Фромм, К. Ясперс, И. Ялом и др.) рассматривается как способность вступать в контакт, устанавливая соотнесение с жизнью, которое возможно, когда происходит эмоциональный резонанс с актуальной ситуацией для человека4. Переживание представляет интегративный механизм регуляции в отношении к жизни, ее проживание, а также в ощущении себя как творца пространства «Я» и экзистенции. Является процессом, направленным на осмысление жизни в ситуации смысложизненного кризиса. Осмысливая жизнь через переживания, человек обретает смысл своего существования, который соответствует его потребностям и ценностям.

На основе анализа концепций экзистенциально - феноменологического подхо -да, а также существующих аналогичных исследований было выделено пять форм проявления переживаний смысложизненного кризиса как экзистенциального отношения к жизни:

1) переживание удовлетворенности жизнью характеризуется как оценка жизни, ее качества, эмоциональными ощущениями при реализации собственного, осознанного смысла жизни (К. Муздыбаев, К. А. Абульха-нова-Славская, О. С. Васильева, Е. И. Демченко, И. А. Джидарьян, Е. В. Антонова, Кинг и др.);

2) переживание эмоциональных состояний характеризуется наличием или отсутствием тревоги, фрустрации, которые являются определенными «сигналами» при неопределенности понимания смысла жизни, поиске жизненных ценностей, целей (Д. Бьюдженталь, В. Франкл, Э. Фромм, К. Гольдштейн, Т. Дембо, С. Ро-зенцвега, Ф. Е. Ваилюк, Р. Мэй и др.);

3) переживание временной направленности проявляется в оценке значимости жиз-

Когда мы говорим, что какое-то

психическое явление было или стало переживанием человека, это означает, что оно в своей неповторимой индивидуальности вошло как определяющий момент в индивидуальную историю жизни данной личности и сыграло в ней какую-то роль.

ДИСКУССИЯ .

журнал научных публикаций %

ненных событий, реализуемых действий, целей, намерений в прошлом, настоящем и будущем (Я. Ф. Аскин, С. Л. Рубинштейн, Р. А. Ахмеров, Дж. Троммсом, Х. Лэммом, Кроник, К. Муздыбаев, Зимбардо и др.);

4) переживание экзистенциальной «ис-полненности» характеризуется как соответствие реальной проживаемой жизни человека с его внутренним согласием, смыслом жизни (В. Франкл, А. Ленгле, Р. Мэй, С. Мадди, Э. Фромм, Д. Леонтьев, К. В. Карпинский);

5) переживание экзистенциальной «включенности» проявляется через активность человека в реализации смысложизненных потребностей, в способности преодолевать трудности на пути достижения желаемых целей (С. Мадди, Р. Эммсон, А. Лэнле, Р. Мэй, Э. Фромм).

Таким образом, выделенные переживания являются проявлением экзистенциального отношения человека к жизни, важными процессами внутренней деятельности по созданию смысла. Посредством которого происходит осмысление (осознание) событий прошлого, настоящего и будущего, переоценка ценностей, понимание и реализация жизненных целей, смысла собственной жизни и реализация смысложизненных потребностей.

В 2007-2010 гг. автором было проведено исследование среди студентов, получающих на тот момент времени высшее очное и заочное образование по специальностям — юриспруденция, иностранные языки, психология 2-го и 3-го курса обучения. Общая выборка испытуемых составила 252 студента (85,7 % женского и 14,2 % мужского пола). Предметом исследования стали психологические особенности переживаний смысложиз-ненного кризиса в юношеском возрасте.

Гипотеза исследования — смысло-жизненный кризис

является многокомпонентным психологическим феноменом, содержание которого характеризуется спецификой проявления переживаний как экзистенциального отношения к проживанию собственной жизни: удовлетворенность в жизни, эмоциональные состояния, временная направленность, экзистенциальная «исполненность», экзистенциальная «включенность».

В математической обработке данных применялся пакет SPSS 13.0 для среды Windows: описательная статистика, определялись нормативные показатели переживаний, проводилось сравнение групп, применялся критерий Крускала-Уоллиса. Для эмпирического сбора использовались следующие методики: шкалы теста «Смыс-ложизненные ориентации» в адаптации Д. А. Леонтьева, субъективная шкала счастья (С. Любомирски), опросник временной перспективы (ZTPI) (Ф. Зимбардо, А. Гонзалес) в адаптации А. Сырцовой, тест «Самооценка психических состояний» (Г. Айзенк), шкалы опросника социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд), шкалы теста «Смысложизнен-ные ориентации» в адаптации Д. А. Леонтьева, шкалы опросника социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Дай-монд), шкала «экзистенции» (А. Лэнгле, С. В. Кривцова, И. Н. Майнина), шкалы теста «Смысложизненные ориентации» в адаптации Д. А. Леонтьева, опросник «Жизнестойкость» (С. Р. Мадди).

дискуссия

журнал научных публикаций

В результате проведенного исследования было установлено, что высокий уровень выраженности смысложизненного кризиса выявлен у 14,2 % испытуемых, что характеризует наличие затруднений в определении и осуществлении личного смысла жизни, в постановке жизненных целей и реализации собственных смысложизненных потребностей. Средний уровень выраженности смысложизненного кризиса выявлен у 68,2 % испытуемых, который характеризуется «переходным состоянием», неопределенностью в понимании и осуществлении смысла жизни, в постановке жизненных целей и удовлетворении смысложизненных потребностей. Низкий уровень выраженности смысложизненного кризиса выявлен у 17,4 % испытуемых, что характеризует высокую осмысленность жизни, понимание смысла жизни и смысла того, что сейчас человек делает в своей жизни, определенность в жизненных целях.

Далее, по результатам описательной статистики, определена нормативная выраженность показателей переживаний в каждой группе.

В группе испытуемых с высоким уровнем смысложизненного кризиса как экзистенциального отношения к жизни установлены его основные переживания: эмоциональные состояния — эмоциональный дискомфорт, высокий уровень тревожности и фрустрации; временная направленность — высокий уровень гедонистического настоящего и негативного прошлого; экзистенциальная «исполненность» — низкий уровень ответственности, свободы, экзистенциаль-ности; экзистенциальная «включенность» — низкий уровень жизнестойкости, контроля жизни, принятия риска и вовлеченности в жизнь. Данная группа характеризуется наличием отрицательных эмоциональных состояний, пассивным, «растерянным» отношением в понимании и реализации личностного смысла жизни, апатичным проживанием собственной жизни. Жиз-

ненные цели и осознание жизни ориентированы только на прошлое и настоящее. Таким образом, возникает ощущение отчуждения в отношении проживания собственной жизни как личного «проекта», теряется ощущение ценного и значимого для себя. Человек застывает в позиции ожидания и является в основном зрителем. С трудом принимает решения, отличается неуверенностью, склонностью действовать на основании внешних побуждающих причин без соотнесения с внутренними. Реализовать экзистенцию мешает «зациклен-ность» на себе и эмоциональная неспособность к диалогу. Экзистенциальная «вовлеченность» переживается как неготовность действовать, брать на себя ответственность. Это приводит к тому, что жизнь человека заполняется многовариантными формами зависимостями, например, ориентацией только на прошлое или будущее (ожидания), фанатизмом, тягой к гедонизму, алкоголем, компьютерной зависимостью и т. д.

В группе со средним уровнем выраженности смысложизненного кризиса как экзистенциального отношения к жизни установлены следующие особенности переживаний, которые имеют средний нормативный уровень выраженности: удовлетворенность в жизни — ощущение процесса жизни и результата в жизни; эмоциональные состояния — ригидность; временная направленность — позитивное прошлое, гедонистическое настоящее; экзистенциальная «исполненность» — экзистенциальность, цель в жизни, локус-жизни, адаптация, са-

ДИСКУССИЯ .

журнал научных публикаций %

мопринятие и интернальность; экзистенциальная «включенность» — жизнестойкость контроль в жизни, принятие риска, вовлеченность в жизнь, осознанность жизни. Данная группа характеризуется поиском своего смысла жизни, преобладают положительные эмоции в реализации жизненных целей, имеется осознанная активность в выборе и реализации собственных смысложизненных потребностей, в определении их ценности для своей жизни. Адаптивность в системе межличностных отношений возрастает, т. е. отношение к себе и другим становится более положительным и принимающим. Повышается уровень интернальности, что отражает, в какой степени человек ощущает себя активным в собственной деятельности. В переживании экзистенциальной «включенности» увеличивается жизнестойкость, появляется готовность «быть» в жизни, включающая способность к риску и контролю собственной активности.

В группе с низким уровнем выраженности смысложизненного кризиса как экзистенциального отношения к жизни имеются следующие особенности переживаний: удовлетворенность в жизни — высокий уровень ощущения процесса в жизни и результата в жизни; эмоциональные состояния — низкая тревожность и фрустрация; временная направленность — высокий уровень позитивного прошлого; экзистенциальная «исполненность» — цель в жизни, локус-я, локус-жизни, принятие других, интернальность, низкий уровень эскализма; экзистенциальная «включенность» — высокий уровень принятия риска и осознанности жизни. Данная группа характеризуется не только активной позицией в реализации смысложизненных потребностей, но и получаемым результатом от их осуществления, который способствует определению и постановке смысложизненных целей, потребностей в будущем. В реализации своей экзистенции они ощущают себя открытыми, восприимчивыми, готовыми к действию. Им свойственны доверие к себе и положительная самооценка, принятие людей, одо-

Осмысливая жизнь через переживания, человек обретает смысл своего существования,

который соответствует его потребностям и ценностям.

отношения к себе окружающих, а также понимание, что происходящие с ними собы-- тия являются результатом их деятельности.

Таким образом, по итогам уровня выраженности переживаний были установлены инвариативные и вариативные показатели смысложизненного кризиса, проводилось их сравнение в каждой группе. Также была установлена достоверность различий в уровне исследуемых переживаний по критерию Крускала-Уоллиса.

В переживании удовлетворенности жизнью были выявлены отличия в выраженности процесса жизни и результата в жизни во всех группах, что характеризует различную когнитивную и эмоциональную открытость в переживании ощущения смысла собственной жизни, реализации жизненных целей, смысложизненных потребностей. Переживание субъективного ощущения счастья инвариантно во всех группах. Установлены достоверные различия в группах по всем показателям (р < 0,000).

В переживании эмоциональных состояний группы различаются в тревожности, фрустрации и ригидности, что характеризует отличительную эмоциональную способность переносить возникающие трудности на пути реализации жизненных целей, смысложизненных потребностей, а также делать определенный выбор. Группы со средним и низким уровнем смысло-жизненного кризиса схожи в ощущении эмоционального комфорта в жизни, что характеризует их социальную адаптивность к условиям окружающей среды при реализации смысложизненных потребностей. Установлены достоверные различия в группах по всем показателям (р < 0,000), кроме агрессивности.

В переживании временной направленности имеется заметное различие у группы с высоким уровнем смысложизненного кризиса от групп со средним и низким его уровнем, в которых гедонистическое настоящее и будущее являются инвариативными показателями. Что характеризует различный временной ориентир в осмыслении смысла

брение их жизни, ожидание позитивного жизни и возможности реализовывать смыс-

дискуссия

журнал научных публикаций

ложизненные потребности. Установлены достоверные различия в группах по всем показателям (р < 0,000).

В переживании экзистенциальной «ис-полненности» у группы с высоким и средним уровнем смысложизненного кризиса выявлено инвариантное ощущение самодистанцирование, как способность отдаляться, не включаться эмоционально в происходящие события, жизненные ситуации. Также совпадает персональность у первой и второй группы, т. е. переживание жизни закрыто в эмоциональном и когнитивном плане, ощущение свободы совпадает у группы со средним и низким уровнем кризиса. Инвариативны показатели — цель в жизни, локус-я, свобода, эскализм у группы со средним и низким уровнем. По остальным переживаниям все группы различны. Установлены достоверные различия в группах по всем показателям (р < 0,000), самодистанцирование (р < 0,003).

В переживании эк- —

зистенциальной «вклю- Для человека его собственная

ченности» группа с жизнь может представлять

низким уровнем смыс-

уу особую проблему - отношение

ложизненного кризиса

к своей жизни как произвольному

отличается по выражен- г '

ности всех показателей пРоцессУ, либ° как к твоРческомУ

от других групп, что процессу.

характеризует данных испытуемых как активных, действенных, открытых опыту, который помогает им познавать себя и жизнь в целом. Показатели контроль в жизни, принятие риска близки по выраженности у группы со средним и низким уровнем смысложизненного кризиса, но различны в общем показатели жизнестойкости и осознанности жизни. Установлены достоверные различия в группах по всем показателям (р < 0,000).

По результатам сравнительного анализа были определены проявления инвари-ативных и вариативных психологических особенностей переживаний смысложиз-ненного кризиса в разных группах. Инва-риативные показатели больше проявляются у группы испытуемых со средним и низким уровнем смысложизненного кризиса, меньше — с высоким уровнем. Наибольшее проявление вариативных переживаний у группы с высоким и низким уровнем кризиса, соответственно, наименьшее у груп-

пы с высоким и средним уровнем кризиса. Что характеризует специфику проявления переживаний у испытуемых с разным уровнем выраженности смысложизненного кризиса.

Итак, проблема исследования смыс-ложизненного кризиса как проявление экзистенциального отношения человека к жизни заставляет современную психологию войти в жизненный мир человека, обратившись к анализу неотъемлемых факторов человеческого существования — его смысла жизни. В этой онтологической перспективе обнаруживается, что для человека его собственная жизнь может представлять особую проблему — отношение к своей жизни как произвольному процессу, либо как к творческому процессу. Переживая индивидуальные отношения с миром, человек обретает смысл своего бытия, находит только ему присущие способы поведения, наилучшим образом отвечающие психологическому содержанию его потребностей, интересов, ценностей. Результаты данного исследования могут быть использованы в консультативной работе психолога, педагога, социального работника при решении проблем жизненных выборов, смыслового самоопределения в юношеском возрасте. Также выявленные симптоматические особенности переживаний смысложизненного кризиса позволяют спрогнозировать его появление до возникновения дезадаптационных форм поведения. 4

1. Мадди С. Р. Смыслообразование в процессе принятия решений // Психол. журн. 2005. № 6. С. 87-101.

2. Лэнгле А. Экзистенциально-аналитическая теория личности: сб. ст.: пер. с нем. / вступ. ст. С. В. Кривцовой. М.: Генезис, 2005. С. 159.

3. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003. С. 512.

4. Лэнгле А. Экзистенциально-аналитическая теория личности: сб. ст.: пер. с нем. / вступ. ст. С. В. Кривцовой. М.: Генезис, 2005. С. 159.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.