Научная статья на тему 'О ТЕКУЩЕМ СОСТОЯНИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ВЛОЖЕНИЙ В МОЛОЧНОЙ ОТРАСЛИ'

О ТЕКУЩЕМ СОСТОЯНИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ВЛОЖЕНИЙ В МОЛОЧНОЙ ОТРАСЛИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
114
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АПК / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ВЛОЖЕНИЯ / МОЛОЧНАЯ ОТРАСЛЬ / СУБСИДИИ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ЛЬГОТЫ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Киселев М.С.

В статье была доказана актуальность проводимого исследования, рассмотрены основные проблемы молочной отрасли при слабой финансовой поддержке со стороны государства. Было выявлено, что большая часть выделяемых для поддержки отрасли денег, направляется крупным агрохолдингам, а лишь менее 20% получают малые агропроизводители. Были найдены причины для отказала в государственной поддержке для малых агропроизводителей. Также, несмотря на активную государственную позицию в отношении формирования продовольственной безопасности посредством импортозамещения, собственное производство за последние 7 лет выросло лишь на 1,4 млн т., при сокращении импорта на 2 млн т. Было проанализировано сокращение объемов потребления молочных продуктов до 2019 г., и найдены причины сокращения потребления молокопродуктов, а также выявлен резерв для усиления работы над развитием для дальнейшего совершенствования и повышения эффективности производства. В ходе настоящего исследования было выявлено, что увеличение объемов производимой продукции можно достичь при помощи строительства новых молочных ферм и комплексов, их модернизации. Это является долгосрочными финансовыми вложениями, на практике сроки окупаемости таких проектов составляют более 10 лет. В связи с этим доказана ключевая роль государства, как гаранта финансовой устойчивости отечественных агропроизводителей. Наряду с этим, была отмечена роль государственной политики в отношения импорта, для создания условий для интенсивного развития отрасли, и повышению спроса на отечественную молочную продукцию. Были предложены меры для решения части ключевых проблем в отрасли и повышения ее инвестиционной привлекательности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF INVESTMENT IN THE DAIRY INDUSTRY

The article proved the relevance of the research, considered the main problems of the dairy industry with weak financial support. It was revealed that most of the money allocated to support the industry goes to large agricultural holdings, and only less than 20% is received by small agricultural producers. The reasons for the refusal state support for small agricultural producers were found. Also, despite the active state position regarding the formation of food security through import substitution, domestic production over the past 7 years has increased only by 1.4 million tons, while imports have decreased by 2 million tons. The reduction in the consumption of dairy products until 2019 was analyzed, and the reasons for the reduction in the consumption of dairy products were found, as well as a reserve for strengthening development work for further improvement and improving production efficiency was identified. In the course of this study, it was revealed that the increase in production volumes can be achieved by building new dairy farms and complexes, their modernization, which is a long-term financial investment, in practice, the payback period for such projects takes more than 10 years, in this regard, the key role of the state as a guarantor of the financial stability of domestic agricultural producers is proved. At the same time, the role of the state policy in import relations was noted, to create conditions for the intensive development of the industry, and to increase the demand for domestic dairy products. Measures were proposed to solve some of the key problems in the industry and increase its investment attractiveness.

Текст научной работы на тему «О ТЕКУЩЕМ СОСТОЯНИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ВЛОЖЕНИЙ В МОЛОЧНОЙ ОТРАСЛИ»

УДК 631.16:637.16

О ТЕКУЩЕМ СОСТОЯНИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ВЛОЖЕНИЙ В МОЛОЧНОЙ ОТРАСЛИ

КИСЕЛЕВ М.С.,

аспирант, Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова; e-mail: ibrahimovich.59@yandex.ru, тел.7 (982) 449-03-96.

Реферат. В статье была доказана актуальность проводимого исследования, рассмотрены основные проблемы молочной отрасли при слабой финансовой поддержке со стороны государства. Было выявлено, что большая часть выделяемых для поддержки отрасли денег, направляется крупным агрохолдингам, а лишь менее 20% получают малые агропроизводители. Были найдены причины для отказала в государственной поддержке для малых агропроизводителей. Также, несмотря на активную государственную позицию в отношении формирования продовольственной безопасности посредством импортозамещения, собственное производство за последние 7 лет выросло лишь на 1,4 млн т., при сокращении импорта на 2 млн т. Было проанализировано сокращение объемов потребления молочных продуктов до 2019 г., и найдены причины сокращения потребления молокопродуктов, а также выявлен резерв для усиления работы над развитием для дальнейшего совершенствования и повышения эффективности производства. В ходе настоящего исследования было выявлено, что увеличение объемов производимой продукции можно достичь при помощи строительства новых молочных ферм и комплексов, их модернизации. Это является долгосрочными финансовыми вложениями, на практике сроки окупаемости таких проектов составляют более 10 лет. В связи с этим доказана ключевая роль государства, как гаранта финансовой устойчивости отечественных агропроизводителей. Наряду с этим, была отмечена роль государственной политики в отношения импорта, для создания условий для интенсивного развития отрасли, и повышению спроса на отечественную молочную продукцию. Были предложены меры для решения части ключевых проблем в отрасли и повышения ее инвестиционной привлекательности.

Ключевые слова: АПК, инвестиционные вложения, молочная отрасль, субсидии, инвестиционные проекты, импортозамещение, льготы, продовольственная безопасность.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF INVESTMENT IN THE DAIRY INDUSTRY

KISELEV M.S.,

Perm State Agro-Technological University named after Academician D.N. Pryanishnikov, e-mail: ibrahimovich.59@yandex.ru, tel. 7 (982) 449-03-96.

Essay. The article proved the relevance of the research, considered the main problems of the dairy industry with weak financial support. It was revealed that most of the money allocated to support the industry goes to large agricultural holdings, and only less than 20% is received by small agricultural producers. The reasons for the refusal state support for small agricultural producers were found. Also, despite the active state position regarding the formation of food security through import substitution, domestic production over the past 7 years has increased only by 1.4 million tons, while imports have decreased by 2 million tons. The reduction in the consumption of dairy products until 2019 was analyzed, and the reasons for the reduction in the consumption of dairy products were found, as well as a reserve for strengthening development work for further improvement and improving production efficiency was identified. In the course of this study, it was revealed that the increase in production volumes can be achieved by building new dairy farms and complexes, their modernization, which is a long-term financial investment, in practice, the payback period for such projects takes more than 10 years, in this regard, the key role of the state as a guarantor of the financial stability of domestic agricultural producers is proved. At the same time, the role of the state policy in import relations was noted, to create conditions for the intensive development of the industry, and to increase the demand for domestic dairy products. Measures were proposed to solve some of the key problems in the industry and increase its investment attractiveness.

Keywords: Agriculture, investment, dairy industry, subsidies, investment projects, import substitution, benefits, food security.

Введение. Кризис, который существует в АПК, включая молочную отрасль, создал предпосылки для отсутствия инвестиционной привлекательности отрасли, низкой инновационной активности, снижению качества производимой продукции в целях экономии на производстве, что в конечном итоге послужило одной из причин недостаточного объема производимого молока и молочных продуктов.

Слабая дезинтеграция в отношениях производителей молока с одной стороны и переработчиками и реализацией с другой, поспособствовали низкой эффективности производства и реализации молока и молочной продукции на всех этапах вплоть до потребителя. Результатом этих проблем стала убыточность, низкая эффективность производства [17].

Интеграционное развитие всех участников цепи по производству молока и молочных продуктов предполагает использование инвестиционных вложений в молочно-продуктовый подкомплекс. Таким образом, можно отметить, что на сегодняшний день, инвестиционные вложения являются важной задачей, так как существует острая необходимость развивать и совершенствовать производство молока и молочных продуктов.

Поддержка и финансирование молочной отрасли приобрели особую важность в условиях санкционной риторики, и рисках продовольственного эмбарго, что в конечном итоге привело к стимулированию обеспечения продовольственной безопасности граждан и замещению импортных продуктов, в том числе и молочных.

Дефицит произведенного товарного молока в 2020 г. составил более 30% от требований Доктрины продовольственной безопасности РФ (2020). Ввиду того, что объемы производимого молока в стране ниже необходимого уровня, выбранная тема исследования является актуальной.

Материал и методика исследования. Целью настоящего исследования является анализ существующих проблем для инвестиций в молочную отрасль, а также выявление предпосылок для роста производства, с целью повышения привлекательности отрасли для инвестиционных вложений. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: проанализировать инвестиционные проекты в молочной отрасли, провести

анализ потребления молочной продукции, провести анализ производства молока по категориям хозяйств, проанализировать будущие меры государственной поддержки.

Наряду с этим, следует отметить, что в рамках настоящего исследования были использованы общеизвестные научные методы: аналитический, абстрактно-логический, рас-четно-конструктивный, экономико-

статистический, экспертных оценок.

Результаты исследования. В случае сохранения существующего негативного тренда развития молочно-продуктового подкомплекса и отсутствия реальной финансовой поддержки со стороны государства или частных инвесторов, возможно дальнейшее усугубление сложившейся ситуации, которое повлечет дальнейшее сокращение поголовья молочного стада до критического уровня, и как следствие, может привести к еще большему росту зависимости от импорта молока и молочных продуктов.

Наряду с этим, известным фактом является то, что молочная отрасль остается непривлекательной для частных инвесторов. Одной из причин такой непривлекательности является длительный период окупаемости инвестиционных вложений. К примеру, даже при условии государственной поддержки новых проектов, сроки их окупаемости составляют 15 и более лет, что само по себе рискованно, как для производителей, так и для инвесторов.

Однако, несмотря на вышеуказанный факт, молочная отрасль страны вошла в тройку наиболее инвестиционно-активных отраслей АПК. Наибольшая часть инвестиционных вложений была направлена в сегмент переработки молока, а также в дальнейшем создании на их основе вертикально-интегрированных комплексов полного цикла.

По итогам 2020 г. Минсельхозом России в рамках механизма возмещения части прямых понесенных затрат на создание и (или) модернизацию объектов агропромышленного комплекса отобраны к предоставлению государственной поддержки более 10 инвестиционных проектов, на общую сумму порядка 32,6 млрд. руб.

Реализация данных проектов позволит дополнительно производить около 200 тыс. т. молока ежегодно. Наряду с этим, следует отметить то, что большинство полученных субсидий, приходится на крупных агропроизво-

дителей (более 80%), в то время как мелкие товаропроизводители не имеют денежных средств не только на модернизацию устаревшего оборудования и строительство новых молочных комплексов, но даже на замену выбывшего оборудования.

Если рассматривать Пермский край, в 2020 г. было произведено 547,9 тыс. тонн молока и молочных продуктов, из которых 452,9 было произведено сельскохозяйственными организациями. Следует отметить практически неизменное поголовье КРС, в 2016 г. этот показатель составлял 102,1 тыс. гол., в 2020 г. он составил 103,5 тыс. гол. Однако, несмотря на практически отсутствующий рост поголовья КРС, необходимо отметить рост продуктивности коров молочного направления. Так, в 2016 г., надой молока на одну корову составлял 5 650 кг, в 2020 г. этот показатель был равен 6 633 кг, то есть прирост составил 17,4% [15].

На протяжении прошедших 5 лет прослеживается сокращение доильных установок и агрегатов, так, в 2016 г. их число в сельскохозяйственных организациях составляло 534 штук, в 2020 г. их количество сократилось до 520 штук. В большей степени это вызвано сложностью получения инвестиционных кредитов для малых и средних сельскохозяйственных организаций.

На сегодняшний день в Пермском крае происходит строительство и модернизация 18 инвестиционных проектов в молочном скотоводстве. Помимо этого, на одном из ведущих предприятий по выпуску высококачественной молочной продукции была запущена новая автоматизированная поточная линия по производству сыров «Bertsch», стоимость реализации инвестиционного проекта составила более 150 млн руб. Следует отметить, что большинство инвестиционных проектов в Пермском крае реализуется на самых крупных предприятиях [12].

Опираясь на вышеизложенное, можно отметить, что на данном этапе, большинство денежных средств, направляемых на инвестиционное развитие, как на федеральном, так и на региональном уровне уходят крупным агро-холдингам, в то время как большинство малых агропроизводителей не имеют возможности в получении инвестиционных кредитов, такое несправедливое распределение вызвано следующими причинами:

низкой эффективностью производственно-хозяйственной деятельности малых и средних организаций;

отсутствием производства конкурентоспособной продукции в связи с устаревшим оборудованием;

низкой продуктивностью коров, а также отсутствием селекционной работы внутри предприятий в связи с отсутствием денежных средств на организацию данных мероприятий;

отсутствием зооветеринарных мероприятий;

отсутствием на молочных фермах достаточного количества установок для хранения молока сырья;

моральный и физический износ оборудования на объектах по переработке молока и т.д.

Такие предприятия попадают в своего рода замкнутый круг, не имея возможностей для модернизации оборудования из-за отсутствия источников финансирования, а также получения этих источников из-за низкой эффективности производства.

Вышеуказанные причины в конечном итоге влияют на результативность не только малых агропроизводителей, но и всей молочной отрасли в целом. По данным статистики, рентабельность производства на предприятиях, не имеющих возможности получить государственную поддержку составляет менее 6%, а степень износа основного производственного оборудования более 50%.

Вместе с тем необходимо проанализировать перспективы инвестиционных вложений в молочную отрасль. В настоящее время, несмотря на активную государственную позицию в отношении формирования продовольственной безопасности посредством импорто-замещения, сохраняются явные проблемы, при этом за последние 7 лет импорт молока и молочных продуктов все же сократился на 2 млн т., а собственное производство выросло лишь на 1,4 миллионов тонн.

Если учесть, что при среднем росте производства молока и молочной продукции в размере 3% в год, на полное замещение импортной продукции необходимо порядка 10-12 лет, то для российского молочного комплекса требуется еще более 5 лет для достижения ожидаемых результатов полного импортозамеще-ния.

Также следует отметить, что с 2015 г. до 2019 г. в Российской Федерации происходило сокращение объемов потребления молока и молочных продуктов на душу населения (таблица 1).

Таблица 1 - Изменение потребления молока и молочных продуктов, на душу населения, кг. в год_

Федеральные округа и в целом по стране Потребление молока и молочных продуктов на душу населения Изменения 2020 г. к 2015 г.

2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. в кг. в %

Российская Федерация 233 231 230 229 234 240 +7 +4,7

Центральный федеральный округ 217 213 206 203 219 225 +8 +3,67

Северо-Западный федеральный округ 267 265 263 261 262 269 +2 +0,75

Южный федеральный округ 217 216 216 218 218 224 +7 +3,23

Северо-Кавказский федеральный округ 223 226 236 235 239 244 +21 +9,42

Приволжский федеральный округ 268 266 266 266 267 274 +6 +2,24

Уральский федеральный округ 201 199 201 203 206 211 +10 +4,98

Сибирский федеральный округ 242 236 239 236 238 244 +2 +0,83

Дальневосточный федеральный округ 200 199 198 197 199 204 +4 +2

* составлено автором по данным источника [16].

Опираясь на данные таблицы 1, можно отметить, что до конца 2018 г. наблюдалось сокращение объемов потребления молока и молочных продуктов. Перелом ситуации произошел в 2019 г. В целом, в динамике лет с 2015 г. по 2020 г., рост потребления молока по стране составил 4,7%, т.е. до 240 кг на человека в год. Следует отметить Северо-Кавказский федеральный округ, где произошел существенный рост потребления, более чем на 9%. Больше всего потребление молока и молочной продукции по стране происходит в Приволжском федеральном округе - 274 кг, этот показатель на 15% больше среднего по стране. Однако, данные показатели свидетельствуют о недостаточном потреблении молочной продукции по медицинским нормам.

По приказу Министерства здравоохранения РФ от 19 августа 2016 г. № 614 «Об утверждении Рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания», норма потребления на 1 человека в год составляет 325 кг, а на сегодняшний день в РФ это значение составляет 240 кг, то есть потребление на 26,2% ниже требуемого. Это свидетельствует о существенном офсайде на производство молока и молочной продукции и дальнейшем увеличении спроса на нее. Основными причинами сокращения потребления молокопродуктов являются их удорожание на фоне сокращения покупательной способности населения. Однако низкий рост потребления в пищу молочных продуктов - это некий резерв для усиления работы над развитием

для дальнейшего совершенствования и повышения эффективности производства, что является возможностью для положительного исхода [1].

Наряду с этим, еще одним резервом является направленность политики государства на импор-тозамещение. На сегодняшний момент обеспеченность молоком и молочными продуктами составляет 80%, при необходимых 90% указанных в Доктрине продовольственной безопасности РФ. Положительными факторами в этом направлении играет то, что происходит снижение импорта молока. Так, импорт с в 2020 г. снизился на 0,5 млн т. и составил 6,45 млн т., а производство отечественного товарного молока увеличилось на 4,5% и составило в 2020 г. 23,5 млн т. Важную роль в достижении требований Доктрины продовольственной безопасности РФ играет «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы», которая показала свою эффективность, что поспособствовало для внесения изменений в реализацию данной Государственной программы. 31.12.2020 вышло постановление правительства № 2469 «О внесении изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» целью которого является производство молока сельскохозяйственными организациями и КФХ в 2021 г. на уровне 20,124 млн т., в 2022 г. - 20,245 млн т., в 2023 г. - 20,503 млн. т. [2].

Таблица 2 - Производство молока по категориям хозяйств, тыс. тонн

Категории хозяйств 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Хозяйства всех категорий 29 995 29 887 29 787 30 185 30 611 31 338 32 215

СХО 14 365 14 718 15 061 15 674 16 245 16 961 17 978

Хозяйства населения 13 728 13 159 12 552 12 135 11 855 11 722 11 359

КФХ, включая ИП 1 902 2 011 2 174 2 375 2 511 2 655 2 878

* составлено автором по данным источника [3].

Результаты реализации Государственной программы с 2014 по 2020 годы (таблица 2).

По данным таблицы 2, можно отметить, что в динамике лет, в анализируемом периоде, производство молока в хозяйствах населения снижается более чем на 20,9%, связано это с сокращением численности населения проживающей в сельской местности. Следует отметить ежегодное повышение производства в сельхоз организациях и КФХ, включая ИП. По данным доклада Д.Н. Патрушева 1 марта 2021 г «о реализации в 2020 году плана деятельности Министерства сельского хозяйства Российской Федерации на 2020 - 2025 годы» производство молока в сельскохозяйственных организациях и КФХ, включая ИП составило 20 856 тыс. т., что на 8,3% выше планового значения.

Наряду с этим, еще одним фактором, который может оказать влияние на повышение спроса на отечественную продукцию является то, что до 2020 года основным импортером сухого молока и молочных продуктов на территорию Российской Федерации являлась Республика Беларусь, а по данным Национального союза производителей молока уже в 2020 г. и 2021 г. Республика Беларусь была переориентирована в экспортных поставках на страны Азии, снизив предложение на Российском рынке, тем самым увеличив резервы развития отечественного рынка молока и молочных продуктов [6].

В комплексе с вышеуказанными факторами и возможностями, следует также отметить исключительную важность государственной поддержки молочной отрасли, так в 2021 г. планируется:

- пролонгировать льготные ставки НДС на импортный племенной скот;

- расширить льготные инвестиционные и краткосрочные кредиты;

- направить 20,5 млрд. руб. для компенсации процентных ставок по кредитам, которые были получены до 2017 г.;

- направить на «компенсирующую» субсидию около 32 млрд. руб., 23,5 млрд руб. на «стимулирующую» субсидию, 46,6 млрд руб.на финансирование федерального проекта «Экспорт продукции АПК», из которых 32,3 млрд руб. на льготное кредитование экспортных проектов, 3 млрд руб. на возмещение части понесенных затрат переработчикам, 2 млрд руб. на льготный лизинг техники и оборудования;

- в планах Минсельхоза на 2021 г. следует отметить льготы на краткосрочные кредиты в размере 22,47%, из которых 12 млрд. рублей будут направлены на выдачу новых кредитов. На льготные инвестиционные кредиты предусмотрена поддержка в размере 57,75 млрд. руб.;

- объемы финансирования льготных инвестиционных кредитов по молочному скотоводству достигнут рекордных за все время показателей и составят 9,3 млрд. руб. [7].

Часть вышеуказанных мер государственной поддержки уже доказала свою эффективность. За период с 2018 г. по 2019 г. было модернизировано, построено и реконструировано более 500 новых молочных комплексов, 430 из которых в молочном скотоводстве. Дополнительное производство молока и молочных продуктов составило порядка 0,6 млн т. в год. Однако, для более высокого роста производства в отрасли и повышения ее инвестиционной привлекательности этого недостаточно, необходимо применить дополнительные меры, которые в свою очередь помогут в решении части ключевых проблем в отрасли и повышению ее инвестиционной привлекательности для частных инвесторов, а именно:

1. Осуществлять последующее наращивание объемов субсидирования (прямые дотации и компенсации процентных ставок по кредитам), а также оптимизировать государственную поддержку и выбор ее приоритетных направлений (инфраструктура, развитие технологий);

2. Осуществить помощь в создании готового к конкуренции молочного производства в

условиях рынка, что возможно в условиях осуществления комплекса технико-технологической модернизации;

3. Стремиться к созданию условий экологизации техники и технологий производства;

4. Способствовать постепенному повышению эффективности ветеринарной и зоотехнической работы;

5. Способствовать к стимулированию спроса на молоко и молочные продукты среди населения при помощи реализации разного рода социальных программ.

Выводы. Развитие молочной отрасли, начиная от молочного скотоводства до производства готовых к употреблению молока и молочных продуктов в соответствии с требованиями Доктрины продовольственной безопасности РФ от 2020 г. и нормами потребления Министерства здравоохранения РФ от 2016 г., напрямую зависят от инвестиционных вложений в развитие не только в производственный технологический процесс, но и в инфраструктуру сельских территорий.

Достижение необходимых значений по требованиям продовольственной безопасности РФ возможно достичь только при комплексном

подходе, начиная от увеличения объемов производимой продукции, рост которых возможен за счет строительства новых молочных ферм и комплексов, их модернизации, что является долгосрочными финансовыми вложениями, с необходимым участием государства в качестве гаранта финансовой устойчивости отечественных агропроизводителей, за счет роста спроса на молоко и молочные продукты со стороны населения путем реализации социальных программ. Также за счет снижения требований для малых сельхозтоваропроизводителей в процессе получения инвестиционных кредитов.

Об этом свидетельствуют уже реализованные государственные программы, а также строительство и модернизация части объектов молочной отрасли, которые поспособствовали росту производимого молока и молочной продукции с 29 995 тыс. . в 2014 г. до 32 215 тыс. т. в 2020 г.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что современное российское государство своей продовольственной политикой напрямую влияет на снижение доли импортной молочной продукции, следовательно, создает условия для интенсивного развития отрасли.

Список использованных источников

1. Об утверждении Рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания: приказ Министерства здравоохранения РФ от 19 августа 2016 г. № 614 // СПС Гарант. Законодательство; - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71385784/ (дата обращения: 17.02.2021).

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 г. № 2469 «О внесении изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия». [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/all/132153/ (дата обращения: 23.05.2021).

3. Постановление правительства Российской Федерации от 26 июня 2020 г. №717 «Об утверждении национального доклада о ходе и результатах реализации в 2019 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулировании рынков сельскохозяйственной продукции». [Электронный ресурс]. URL: https://mcx.gov.ru/upload/iblock/ 98a/98af7d467b718d07 d5f138d4fe96eb6d.pdf (дата обращения: 17.04.2021).

4. Богданова О. В. Резервы повышения эффективности производства молока-сырья // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. - 2020. - № 1 (49). -С. 78-84.

5. Емельянова Ю. С. Роль и необходимость государственной поддержки инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе РФ // АПК: экономика, управление. - 2020. - № 2. - С. 8892.

6. Журнал «DairyNews»: новости молочного рынка каждый день // потребления молока в РФ в 2020 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://https://www.dairynews.ru/news/snizhenie-potrebleniya-moloka-v-rf-v-2020-godu-bud.html (Дата обращения: 15.02.2021)

7. Интернет портал "АгроВестник" // Какой будет господдержка молочной отрасли в 2021 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://agrovesti.net/news/indst/kakoj-budet-gospodderzhka-molochnoj-otrasli-v-2021-godu.html (Дата обращения: 15.02.2021)

8. Интернет портал «Сделано у нас» // Крупнейшие проекты в молочной отрасли. Обзор строительства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sdelanounas.ru/blogs/135274/ (Дата обращения: 14.05.2021)

9. Интернет-газета «Реальное время» // Штефан Дюрр наведет в «Наратлы» немецкий порядок [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://realnoevremya.ru/articles/130295-bugulminskiy-kompleks-naratly-pereshel-v-ruki-ekonivy (Дата обращения: 14.05.2021)

10. Информационное агентство «Milknews» - Новости молочного рынка // ГК "Залесское молоко" сохраняет планы ввести в 2020 году в Калининградской области молочный комплекс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://milknews.ru/index/moloko/zalesskoe-moloko-kompleks.html (Дата обращения: 14.05.2021)

11. Мазлоев В.З., Хайруллина О.И. Амортизационная политика - инструмент стимулирования инвестиций в сельское хозяйство // Экономика сельского хозяйства России. - 2018. - № 1. - С.17-25.

12. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края // В Чернушке при поддержки краевых властей запущена новая линия по производству полутвердых и твердых сыров [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://agro.permkrai.ru/about/news/25674/ (Дата обращения: 17.05.2021)

13. Наумов А. Ф. Инновационная деятельность предприятия: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2017. -290 c.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Новости Уфы и Башкортостана здесь и сейчас «NewsBash» // В Ермекеевском районе строится крупный молочный комплекс "Семено-Макарово" [Электронный ресурс]. -https://newsbash.ru/economy/14920-v-ermekeevskom-raj one-stroitsj a-krupnyj -molochnyj -kompleks-semeno-makarovo.html (Дата обращения: 14.05.2021)

15. Федеральная служба государственной статистики // Пермский край в цифрах 2021 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://permstat.gks.ru/storage/ mediabank/fiRy2D96/ Перм-ский%20край%20в%20цифрах%202021 .pdf (Дата обращения: 21.09.2021)

16. Федеральная служба государственной статистики // Потребление основных продуктов питания населением - 2020 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/vqBMi2zc/Potr20.rar (Дата обращения: 21.05.2021)

17. Целовальникова И. В. Формирование инвестиционной привлекательности предприятий молочной отрасли в условиях их интеграции: Автореферат диссертации кан. эк. наук. - Зерноград, 2006. - 22 с.

18. Черникова С. А. Инвестиции и особенности государственной финансовой поддержки молочной отрасли // Международный правовой курьер. - 2021. - №1. - С.89-94.

19. Шумейко Н.Н. Интенсивное развитие молочного скотоводства в условиях обеспечения продовольственной безопасности // Экономические отношения. - 2020. - Том 10. - № 1. - С. 201-216.

20. FAO (2016). The state of food and agriculture: Investing in agriculture for a better future. Rome: United Nations Food and Agriculture Organization. Available at: http://www.fao.org /docrep/017/i3028e/i3 028e.pdf

21. Mania, I., Delgado, A.M., Barone, C., Parisi, S. Traceability in the Dairy Industry in Europe // Theory and Practice. - Springer, 2018. - 234 p.

22. Rosegrant, M., Magalhaes, E., Valmonte-Santos, R., & Mason-D'Croz, D. (2018). Returns to investment in reducing postharvest food losses and increasing agricultural productivity growth. In B. Lomborg (Ed.), Prioritizing development: A cost benefit analysis of the United Nations' sustainable development goals (pp. 322-338). Cambridge: Cambridge University Press. https://doi.org/10.1017/ 9781108233767.020

Spisok ispoFzovanny'x istochnikov

1. Ob utverzhdenii Rekomendacij po racional'ny'm normam potrebleniya pishhevy'x produktov, otvechayushhix sovremenny'm trebovaniyam zdorovogo pitaniya: prikaz Ministerstva zdravooxraneniya RF ot 19 avgusta 2016 g. № 614 // SPS Garant. Zakonodatel'stvo; - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71385784/ (data obrashheniya: 17.02.2021).

2. Postanovlenie Pravitel stva Rossij skoj Federacii ot 31.12.2020 g. № 2469 «O vnese-nii izmenenij v Gosudarstvennuyu programmu razvitiya sel'skogo xozyajstva i regulirovaniya ry'nkov seFskoxozyajstvennoj produkcii, syYya i prodovoFstviya». [Rlektronny'j resurs]. URL: http://government.ru/docs/all/132153/ (data obrashheniya: 23.05.2021).

3. Postanovlenie pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 26 iyunya 2020 g. №717 «Ob ut-verzhdenii nacionalnogo doklada o xode i rezultatax realizacii v 2019 godu Gosudarstven-noj programmy' razvitiya seFskogo xozyajstva i regulirovanii ry'nkov seFskoxozyajstvennoj produkcii». [Rlektronny'j resurs].

URL: https://mcx.gov.ru/upload/iblock/ 98a/98af7d467b718 d07d5f138d4fe96eb6d.pdf (data obrashheniya: 17.04.2021).

4. Bogdanova O. V. Rezervy' povy'sheniya e'ffektivnosti proizvodstva moloka-syYya // Vest-nik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: E'konomika i upravlenie. - 2020. - № 1 (49). - S. 78-84.

5. Emel'yanova Yu. S. Rol' i neobxodimost' gosudarstvennoj podderzhki investicionny'x proektov v agropromy'shlennom komplekse RF // APK: e'konomika, upravlenie. - 2020. - № 2. - S. 88-92.

6. Zhurnal «DairyNews»: novosti molochnogo ry'nka kazhdy'j den' // potrebleniya moloka v RF v 2020 godu [E'lektronny'j resurs]. - Rezhim dostupa: https://https://www.dairynews.ru/news/snizhenie-potrebleniya-moloka-v-rf-v-2020-godu-bud.html (Data obrashheniya: 15.02.2021)

7. Internet portal "AgroVestnik" // Kakoj budet gospodderzhka molochnoj otrasli v 2021 godu [E'lektronny'j resurs]. - Rezhim dostupa: https://agrovesti.net/news/indst/kakoj-budet-gospodderzhka-molochnoj-otrasli-v-2021-godu.html (Data obrashheniya: 15.02.2021)

8. Internet portal «Sdelano u nas» // Krupnejshie proekty' v molochnoj otrasli. Obzor stroiteFstva [E'lektronny'j resurs]. - Rezhim dostupa: https://sdelanounas.ru/blogs/135274/ (Data obrashheniya: 14.05.2021)

9. Internet-gazeta «ReaTnoe vremya» // Shtefan Dyurr navedet v «Naratty'» nemeczkij po-ryadok [E'lektronny'j resurs]. - Rezhim dostupa: https://realnoevremya.ru/articles/130295-bugulminskiy-kompleks-naratly-pereshel-v-ruki-ekonivy (Data obrashheniya: 14.05.2021)

10. Informacionnoe agentstvo «Milknews» - Novosti molochnogo ry'nka // GK "Zalesskoe mo-loko" soxranyaet plany' vvesti v 2020 godu v Kaliningradskoj oblasti molochny'j kompleks [E'lektronny'j resurs]. - Rezhim dostupa: https://milknews.ru/index/moloko/zalesskoe-moloko-kompleks.html (Data obrashheniya: 14.05.2021)

11. Mazloev V.Z., Xajrullina O.I. Amortizacionnaya politika - instrument stimuliro-vaniya investicij v sel'skoe xozyajstvo // E'konomika sel'skogo xozyajstva Rossii. - 2018. - № 1. - S.17-25.

12. Ministerstvo sel'skogo xozyajstva i prodovol'stviya Permskogo kraya // V Chernushke pri podderzhki kraevy'x vlastej zapushhena novaya liniya po proizvodstvu polutverdy'x i tverdy'x sy'rov [E'lektronny'j resurs]. - Rezhim dostupa: https://agro.permkrai.ru/about/news/25674/ (Data obrashheniya: 17.05.2021)

13. Naumov A. F. Innovacionnaya deyatel'nost' predpriyatiya: Uchebnik. - M.: INFRA-M, 2017. -290 c.

14. Novosti Ufy' i Bashkortostana zdes' i sejchas «NewsBash» // V Ermekeevskom rajone stroitsya krupny'j molochny'j kompleks "Semeno-Makarovo" [E'lektronny'j resurs]. -https://newsbash.ru/economy/14920-v-ermekeevskom-raj one-stroitsj a-krupnyj -molochnyj -kompleks-semeno-makarovo.html (Data obrashheniya: 14.05.2021)

15. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki // Permskij kraj v cifrax 2021 [E'lektronny'j resurs]. - Rezhim dostupa: https://permstat.gks.ru/storage/ mediabank/fiRy2D96/ Permskij %20kraj %20v%20cifrax%202021 .pdf (Data obrashheniya: 21.09.2021)

16. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki // Potreblenie osnovny'x produktov pitaniya naseleniem - 2020 [E'lektronny'j resurs]. - Rezhim dostupa: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/vqBMi2zc/Potr20.rar (Data obrashheniya: 21.05.2021)

17. Celoval'nikova I. V. Formirovanie investicionnoj privlekatel'nosti predpriyatij molochnoj otrasli v usloviyax ix integracii: Avtoreferat dissertacii kan. e'k. nauk. - Zernograd, 2006. - 22 s.

18. Chernikova S. A. Investicii i osobennosti gosudarstvennoj finansovoj podderzhki molochnoj otrasli // Mezhdunarodny'j pravovoj kur'er. - 2021. - №1. - S.89-94.

19. Shumejko N.N. Intensivnoe razvitie molochnogo skotovodstva v usloviyax obespecheniya prodovol'stvennoj bezopasnosti // E'konomicheskie otnosheniya. - 2020. - Tom 10. - № 1. - S. 201-216.

20. FAO (2016). The state of food and agriculture: Investing in agriculture for a better future. Rome: United Nations Food and Agriculture Organization. Available at: http://www.fao.org/ docrep/017/i3028e/i3028e.pdf

21. Mania, I., Delgado, A.M., Barone, C., Parisi, S. Traceability in the Dairy Industry in Europe // Theory and Practice. - Springer, 2018. - 234 p.

22. Rosegrant, M., Magalhaes, E., Valmonte-Santos, R., & Mason-D'Croz, D. (2018). Returns to investment in reducing postharvest food losses and increasing agricultural productivity growth. In B. Lomborg (Ed.), Prioritizing development: A cost benefit analysis of the United Nations' sustainable development goals (pp. 322-338). Cambridge: Cambridge University Press. https://doi.org/10.1017/ 9781108233767.020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.