О Т З Ы В
ОФИЦИАЛЬНОГО ОППОНЕНТА ДОКТОРА СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОРА НЕВИРКО ДМИТРИЯ ДМИТРИЕВИЧА НА ДИССЕРТАЦИОННУЮ РАБОТУ МЕЖЕНИНА ЯНА ЭДУАРДОВИЧА "СТАНОВЛЕНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН В ОРГАНЫ ВЛАСТИ", ПРЕДСТАВЛЕННУЮ К ЗАЩИТЕ НА СОИСКАНИЕ УЧЕНОЙ
СТЕПЕНИ КАНДИДАТА СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ НАУК В ДИССЕРТАЦИОННЫЙ СОВЕТ Д 212.005.02 ПРИ ФГБОУ ВПО «АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 22.00.04 - СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА, СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И ПРОЦЕССЫ
T H E R E V I E W OF OFFICIAL OPPONENT, DOCTOR OF SOCIOLOGY, PROFESSOR DMITRI D. NEVIRKO ON THE DISSERTATION OF YAN E. MEZHENIN «FORMATION AND FUNCTIONING OF SOCIAL INSTITUTE OF CITIZENS' APPEALS TO STATE AUTHORITIES», SUBMITTED TO DISSERTATION COUNCIL FOR CONFERRING AN ACADEMIC DEGREE OF A CANDIDATE OF SOCIOLOGY D 212.005.02 IN ALTAI STATE UNIVERSITY ON THE SPECIALTY 22.00.44 - SOCIAL STRUCTURE, SOCIAL INSTITUTES AND PROCESSES
ПННОТПЦИИ, РЕЦЕНЗИИ, ОТЗЫВЫ
Диссертация Я.Э. Меженина «Становление и функционирование социального института обращений граждан в органы власти» несомненно актуальна, имеет научно-поисковый и прикладной характер.
В системе мер, принимаемых обществом по решению ряда значимых проблем по обеспечению национальной безопасности, стабильности и положительной направлен-
ности развития российского социума, формирование социального института обращений граждан в органы власти не может быть оставлено без внимания ни органами управления государства, ни учеными, ни общественными организациями. В связи с этим актуализировалась потребность нахождения научно обоснованных ответов на волнующие вопросы, связанные с оценкой действенности обращений граждан в орга-
ны власти для поддержания стабильности в обществе, укрепления доверия населения к органам государственной власти и местного самоуправления. Справедливо отмечено автором то, что эффективный диалог граждан с властью посредством социального института обращений граждан в органы власти - это важнейший этап развития современного общества, в котором должны принимать участие как граждане, так и представители органов власти. В условиях совершенствования института обращений граждан в органы власти важно изучить его роль в современном российском обществе, а также обратить внимание на вопросы о том, насколько эффективно функционирует этот канал взаимодействия, какие риски и опасности существуют в его деятельности. Значимым в работе являются усилия соискателя по обоснованию возможности получения объективных данных о том, является ли такой канал взаимодействия адекватным ответом на возрастающие запросы общества. Кроме этого автор совершенно обоснованно обращает внимание на то, что, во-первых, проблему взаимодействия населения и власти необходимо связывать с региональной спецификой, для того чтобы выявить степень эффективности и показать некоторые недостатки в работе этой системы взаимодействия граждан и органов власти; во-вторых, сегодня повышается интерес науки к исследованию обращений граждан не только как правового механизма взаимодействия органов власти и граждан, но и как социального взаимодействия индивидов, а также к явлениям, возникающим в результате этого взаимодействия.
Диссертационная работа Я.Э.Межени-на «Становление и функционирование социального института обращений граждан в органы власти» состоит из введения, двух глав, содержащих семь параграфов, заключения, списка литературы, включающего 169 наименований, и 2 приложений. В тексте диссертации содержатся 23 таблицы и 4 графика. Общий текст диссертации изложен на 164 страницах, основной занимает 147 страниц.
Актуальность научного исследования во многом раскрыта во введении научной квалификационной работы, в котором автором также представлены объект, предмет, цель и задачи исследования, его новизна, раскрыты основные положения, показаны теоретическая и практическая значимость исследования. Положения, выносимые на защиту, получили должное обоснование в изложении основного содержания диссертации. Вполне правомерен общий вывод диссертанта о том, что в результате проведенных социологических исследований удалось достичь поставленной цели и решить задачи (с.7, 146).
Первая глава посвящена сравнительному анализу основных концепций, рассматривающих феномен обращений граждан в органы власти в рамках социогуманитарно-го знания; рассмотрению данного феномена как одной из значимых форм диалога между гражданами и властью; изучению нормативно-правовых основ становления и функционирования института обращений граждан в органы власти, а также расчету адекватной базы эмпирического социологического исследования социального института обращений граждан в органы власти.
Соискатель аргументирует необходимость проведения социологических исследований, посвященных обращениям граждан в органы власти. В связи с этим анализирует обозначенные в научной литературе определения категории «обращения граждан в органы власти», рассматривает юридические и правовые подходы к изучению объекта исследования с точки зрения функционирования конституционно-правового института как формы гражданского участия в условиях российской действительности и как средства защиты нарушенных прав граждан.
Интересными, на наш взгляд, являются выводы соискателя о необходимости поиска эффективного способа взаимодействия граждан и органов власти, таким способом, по его мнению, является диалоговая форма взаимодействия; о том, что гражданское общество в режиме диалога
Аннотации, рецензии, отзывы
с органами власти является одним из важнейших и мощных рычагов в системе «сдер-жек и противовесов», в стремлении власти к абсолютному господству.
В данной главе соискатель вскрывает и обосновывает существующее противоречие между необходимостью формирования зрелой и ответственной гражданской позиции и преобладанием стратегии «переваливания на плечи» уполномоченных органов любых проблем, в том числе тех, которые граждане могут решить самостоятельно, а также отмечает противоречия между необходимостью открытого гражданского контроля при принятии решений и тем, что чаще всего окончательное решение принимается без учета мнения граждан.
Соискатель предпринимает довольно успешную попытку выделения ряда признаков социального института обращений граждан в органы власти, в их числе такие, как: 1) реализация потребности индивидов в эффективном и легальном инструменте влияния на политико-социальную жизнь общества; 2) устойчивое взаимодействие представителей власти с одной стороны и граждан, отстаивающих свои интересы, - с другой; 3) четкая иерархичность структуры, включающей Президента РФ, Государственную Думу РФ, Совет Федерации РФ, министерства и ведомства, уполномоченные решать широкий круг вопросов; 4) наличие специфических норм, предписаний и законодательных актов, например, в Конституции РФ и Федеральном законе от 2 мая 2006 г. № 59 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»; 5) наличие социально значимых функций, обеспечивающих участие граждан в процессе интеграции общества (с.11-12, 20, 23, 49-55).
Значительное место в первой главе отводится раскрытию сущности различных видов обращений (с.59-70), описанию используемой методики социологического исследования обращений граждан в органы власти -структурно-логической схемы получения эмпирической информации, позволяющей, во-первых, оценить потенциал применения негосударственных электрон-
ных площадок, принимающих обращения граждан в органы власти; во-вторых, изучить оценку населением города Барнаула эффективности обращений в органы власти для решения проблем граждан; в-третьих, исследовать функциональные и дисфункциональные проявления механизма обращений граждан в органы власти (с.75-79). Используемая соискателем эмпирическая база исследования представляется убедительной (с.79-85).
Во второй главе соискатель анализирует функционирование социального института обращений граждан в органы власти, дает оценку потенциала применения негосударственных электронных ресурсов, принимающих обращения граждан в органы власти, всесторонне анализирует сущность функциональных и дисфункциональных проявлений социального института обращений граждан в органы власти, предпринимает довольно успешную попытку разработки рекомендаций органам местного самоуправления по усовершенствованию работы с обращениями граждан. Интересны размышления соискателя относительно проблемы взаимодействия граждан и власти, рассматриваются функции и риски дисфункциональности социального института обращений граждан в органы власти (с.100-103), а также расчета рейтинга публичных обращений, поступивших в адрес государственных органов субъекта Российской Федерации, на примере Алтайского края. Так, наиболее резонансными проблемами, по анализу материалов сайта «Де-мократор», являются здравоохранение, образование, наука, экология, государственно-правовое регулирование, сфера ЖКХ (с.117-119). Ценными представляются суждения относительно особенностей работы с обращениями граждан в органы власти (с.136-141).
По результатам анализа статистических данных обращений граждан в отдел по работе с обращениями граждан администрации города Барнаула соискателем выработаны рекомендации, соблюдение которых, несомненно, представляет интерес для соответствующих специализированных
структур по оптимизации взаимодействия граждан и органов власти в рамках социального института обращений граждан в органы власти, да и самим граждан как потенциальных субъектов обращений (с.141-144).
Структура работы и логика исследования представляются оправданными. Основные результаты исследования и их новизна научно обоснованы. Важно отметить, что основные положения диссертации прошли определенную апробацию на уровне профессионального социологического сообщества. Положения диссертации достаточно полно отражены в автореферате и научных публикациях диссертанта. Автореферат дает ясное представление о диссертации Яна Эдуардовича Меженина как самостоятельном исследовании, проведенном на высоком научном уровне.
Выводы диссертации достаточно обоснованы, хорошо аргументированы, четко сформулированы и отражают результаты проведенных исследований.
Работа выполнена грамотно, написана профессиональным языком, опирается на солидную эмпирическую базу. Считаем, что цель исследования достигнута.
Вместе с тем, положительно оценивая результаты рецензируемой диссертации, необходимо высказать некоторые замечания и пожелания автору:
во-первых, на наш взгляд, не в полной мере коррелируют между собой тема, объект и предмет исследования. Тема диссертационного исследования несколько шире по объему, чем объект исследования, а основные исследования по теме диссертации осуществлены соискателем прежде всего на примере Алтайского края, что не отражено в названии темы;
во-вторых, диссертант, на наш взгляд, не использовал в полном объеме возможности представления результатов своей научной квалификационной работы заинтересованному сообществу, о чем свидетельствует довольно ограниченный регион участия соискателя в научных конференциях, в том числе и заочно (обозначенные форумы проходили в основном на территории
Алтайского края, в г. Барнауле). Только одной статьей представлены наработки соискателя по диссертационному исследованию в ведущих научных журналах, рекомендованном ВАК для публикации научных результатов на соискание ученых степеней. При этом необходимо учесть, что это статья в журнале за 2010 г.;
в-третьих, требует пояснения соискателя, что означает «классическая традиция», в рамках которой рассматривается проблема гражданского общества, можно ли отнести к этой традиции работы по проблеме исследования таких авторов, как Анатолий Павлович Бутенко, Зинаида Тихоновна Голенкова, Юрий Михайлович Резник, Макс Вебер, Торстейн Бунде Веблен, Огюст Конт, Толкотт Парсонс и других, обозначенных в исследовании (с.5-6);
в-четвертых, несколько некорректно, на наш взгляд, сформулировано третье положение, выносимое на защиту (с. 11). Не может практика обращений обладать рядом признаков социального института. Этими признаками может обладать имеющаяся система. Социальные практики, направленные на решение каких-либо проблем, могут лишь использовать либо опираться на социальные институты;
в-пятых, нельзя в полной мере согласиться с тезисом соискателя о том, что «сам термин «гражданское общество» подразумевает сообщество граждан, где законы стоят выше государства» (с.28). Чьи «законы»? Гражданское общество не может регулироваться законами, там другие нормы. А если это законы государства, то как они могут стоять выше самого государства? Особенностью института государства является то, что его законы обязательны для всех, проживающих в пределах территории государства. Другое дело - партнерские отношения, когда государство не вмешивается в сферу гражданского общества, между государством и гражданским обществом существуют партнерские отношения. Об этом соискатель сам пишет на страницах 28, 32, 34;
в-шестых, хотелось бы услышать мнение соискателя, как он видит возможные роль
Аннотации, рецензии, отзывы
и место в развитии социального института обращений граждан в органы власти России такой общественной организации, как Общероссийский народный фронт;
в-седьмых, текст диссертации изобилует, на наш взгляд, второстепенными рассуждениями, имеющими лишь косвенное отношение к теме исследования: это и целый параграф, посвященный такому феномену, как гражданское общество (с.27-45), это и комментарий к ст. 4 Федерального закона от 2 мая 2006 г. №59-ФЗ (с.58-65), это и «увлечение» проблематикой политического участия граждан во власти (с.89-92) и т.д.;
в-восьмых, имеются некоторые редакционные нестыковки и небрежности. Так, в оглавлении (с.2) указывается название раздела как «Список литературы» (см. также с.147), при этом на странице 14 говорится о «Списке использованной литературы», это же указано и в автореферате. На странице 7 обозначается одна цель диссертационного исследования, и это правильно, однако на странице 146 говорится о выполнении поставленных целей и задач. На странице 1 5 в тексте первого параграфа первой главы автор указывает на то, что он будет рассматривать в диссертационном исследовании, целесообразнее было бы это указать еще во введении. Если в названии диссертации звучит «обращение в органы власти», то по тексту иногда встречается «обращение к органам власти» (с. 18). Это равновеликие события или различные? Несколько непонятно звучат некоторые тезисы: «Учет этих аспектов в контексте диссертационного исследования...» (с.35), «Принятие, возможно с поправками, которые также одобряются общественными организациями» - (с.37). Принятие чего? Какие организации обладают полномочиями одобрения этих поправок. «На протяжении более 10 лет граждане России имеют возможность обратиться напрямую к Президенту». К какому Российской Федерации, акционерной компании пр.? Не все таблицы «привязаны» к тексту (с.105), сложно сориентироваться в отдельных таблицах по виду данных (абсолютные они или относительные), представленных в них. На
странице 1 28 говорится о развале СССР. Кто его развалил? 8 декабря 1991 г., в Беловежской пуще, в резиденции руководителей Белоруссии в Вискулях, было принято решение руководителями России, Белоруссии и Украины о роспуске СССР. 25 декабря 1991 г.? Президент СССР М. С. Горбачев объявил о прекращении своей деятельности на посту Президента СССР «по принципиальным соображениям», а 26 декабря Верховный Совет СССР принял декларацию о прекращении существования СССР.
Вместе с тем необходимо отметить, что указанные недостатки носят дискуссионный характер и не снижают значимости проделанной соискателем работы. Считаем, что диссертация Меженина Яна Эдуардовича «Становление и функционирование социального института обращений граждан в органы власти» представляет собой научный труд, имеющий завершенный вид, элементы научной новизны, объясняющие сложность становления и функционирования социального института обращений граждан в органы власти. Работа актуальна по содержанию и практическим рекомендациям. Четко обозначены перспективы и основные направления дальнейших социологических исследований социального института обращений граждан в органы власти.
Основные положения работы автором опубликованы в девяти публикациях, в том числе одна - в журнале, рекомендованном ВАК для публикации научных результатов на соискание ученых степеней.
Структура диссертации и автореферата соответствуют требованиям к научной квалификационной работе, а их содержание - «Положению о порядке присуждения ученых степеней». Результаты диссертационного исследования могут быть использованы: 1) при разработке и корректировке законодательных актов, регулирующих систему обращения граждан в органы власти; 2) при составлении и использовании специальных методик в ходе изучения института обращений граждан в органы государственной и муниципальной власти.
На основании изложенного полагаем, что Ян Эдуардович Меженин заслуживает присуждения ему ученой степени кандидата социологических наук по специальности 22.00.04 - социальная структура, социальные институты и процессы.
В целом диссертацию Яна Эдуардовича Меженина «Становление и функционирование социального института обращений граждан в органы власти» мы квалифицируем как самостоятельное и завершенное
исследование, отличающееся новизной подхода и имеющее теоретическую и практическую значимость. Работа полностью соответствует требованиям ВАК, предъявляемым к кандидатским диссертациям по социологии, а ее автор - Ян Эдуардович Меженин - заслуживает присуждения ученой степени кандидата социологических наук по специальности 22.00.04 - социальная структура, социальные институты и процессы.
Официальный оппонент доктор социологических наук, профессор, заместитель начальника Сибирского юридического института ФСКН России по научной работе Д.Д. Невирко 9 декабря 2013 г.