Научная статья на тему 'О СВЯЗИ ОБЩЕСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ'

О СВЯЗИ ОБЩЕСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1027
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / ОБЩЕСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / СУБЪЕКТЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ / YOUTH POLICY / PUBLIC YOUTH POLICY / NONPROFIT ORGANIZATIONS / SUBJECTS OF PUBLIC YOUTH POLICY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ахматшина Г. Р.

В статье на основе исследования рассматривается реализация молодежной политики гражданскими институтами, дается классификация субъектов общественной молодежной политики, на основе этого выделяются наиболее распространенные субъекты - молодежные объединения и некоммерческие организации, которые в наибольшей степени взаимодействуют с государственной молодежной политикой. А также рассматриваются трудности, с которыми приходится сталкиваться субъектам негосударственной молодежной политики. В статье также представлены нормативные документы регламентирующие деятельность молодежных объединений и некоммерческих организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE RELATIONSHIP OF PUBLIC YOUTH POLICY AND STATE YOUTH POLICY IN THE ACTIVITIES OF YOUTH ORGANIZATIONS

The article examines the implementation of youth policy by civic institutions, gives a classification of subjects of public youth policy, on the basis of which the most common subjects are highlighted - youth associations and non-profit organizations that most interact with state youth policy. It also examines the difficulties that subjects of non-state youth policy have to face. The article also presents regulatory documents regulating the activities of youth associations and non-profit organizations.

Текст научной работы на тему «О СВЯЗИ ОБЩЕСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

УДК 316.346

О СВЯЗИ ОБЩЕСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Г.Р. Ахматшина

Пермский государственный национальный исследовательский университет

В статье на основе исследования рассматривается реализация молодежной политики гражданскими институтами, дается классификация субъектов общественной молодежной политики, на основе этого выделяются наиболее распространенные субъекты - молодежные объединения и некоммерческие организации, которые в наибольшей степени взаимодействуют с государственной молодежной политикой. А также рассматриваются трудности, с которыми приходится сталкиваться субъектам негосударственной молодежной политики. В статье также представлены нормативные документы регламентирующие деятельность молодежных объединений и некоммерческих организаций.

Ключевые слова: молодежная политика, общественная молодежная политика, некоммерческие организации, субъекты общественной молодежной политики.

В наше время гражданские институты активно участвуют в решении государственных задач. Это касается и молодежной политики, реализация которой началась в СССР в 1986 г. Сегодня молодежная политика не теряет своей актуальности и продолжает оставаться предметом исследований. Основным ресурсом развития государства является молодежь, от которой зависит его конструктивное развитие. Данное положение закреплено в нормативных актах, регулирующих отношения в области государственной молодежной политики, в частности в Основах государственной молодежной политики Российской Федерации до 2025 г. [1].

© Ахматшина Г.Р., 2019 257

В.А. Луков определяет молодежную политику как «особое направление деятельности государства, политических партий, общественных объединений и других субъектов общественных отношений...» [2]. В данном определении автор выделяет ряд субъектов молодежной политики, по которым разделяют государственную молодежную политику (далее - ГМП) и общественную молодежную политику (далее - ОМП).

Для дальнейшего выявления связи между двумя политиками, дадим полное определение понятия «государственная молодежная политика» в Российской Федерации. Согласно Основам государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 г. государственная молодежная политика представляет собой систему мер, реализуемых на основе активного взаимодействия институтов гражданского общества и межведомственных органов, направленных на воспитание молодежи в гражданско-патриотическом и духовно-нравственном направлении, расширения возможностей для ее самореализации, нацеленных для достижения стабильного социально-экономического роста, глобальной конкурентоспособности и при всем этом укрепления ее лидерских позиций на международной арене [1].

Целью государственной молодежной политики, как одного из направлений деятельности государственных органов, является расширение возможностей, создание условий для развития способностей и потенциала в молодежной среде. Однако деятельность по реализации данной цели осуществляют также и субъекты негосударственной или общественной молодежной политики, упрощая взаимодействие государственных органов и общества. Для дальнейшего рассмотрения общественной молодежной политики, необходимо разобраться в определении данного понятия. Стоит отметить, что определение понятия «общественная молодежная политика» нормативно не закреплено в Российской Федерации.

Изначально субъективное разделение ГМП и ОМП было выдвинуто И.М. Ильинским. С его точки зрения, общественная молодежная политика - это «система идей, взглядов по поводу молодежи и ее роли в общественном развитии, а также практических действий различных структур гражданского общества, направленных на претворение этих идей и взглядов в жизнь в

целях достижения общественных перспектив, одобряемых большинством народа» [3]. Выделив важную часть данного определения «действий различных структур гражданского общества», необходимо разобраться, какие компоненты молодежной политики входят в структуру гражданского общества.

В теоретическом плане можно выделить следующие субъекты ОМП:

1. Молодежные движения, объединения и организации, парламенты и правительства. Их деятельность определяется уставными документами;

2. Профсоюзы (Федеральные Независимые Профсоюзы России);

3. Бизнес-сообщества;

4. Территориальные профессиональные сообщества в сфере молодежной политики;

5. Политические партии осуществляют молодежную политику по разработанным программам;

6. Конфессии;

7. Средства массовой информации (СМИ);

8. Некоммерческие организации (НКО).

Эти субъекты общественной молодежной политики в большинстве случаев существуют автономно и обладают различными, но не всегда достаточными ресурсами. Отталкиваясь от своих возможностей, они выстраивают деятельность в молодежной политике. Гражданские институты работают с государственными органами иногда настолько плотно, что трудно рассмотреть их деятельность в отдельности друг от друга. Наиболее многочисленными являются молодежные движения, ассоциации и некоммерческие организации. Они взаимодействуют с государственными органами в максимально возможной степени и реализуют ГМП на местном уровне. Однако другие субъекты общественной молодежной политики также являются самостоятельными структурами, которые могут создавать и влиять на социальную ситуацию за рамками своего местонахождения, но у них недостаточно эффективно выстроено взаимодействие с государственными органами. Неэффективная взаимосвязь не мешает им на местах реализовывать молодежную политику, которая по качеству не уступает ГМП. 259

По данным министерства Юстиции Российской Федерации число общественных объединений, зарегистрированных на конец 2018 г., составляло 90 835, из них некоммерческих организаций (без учета благотворительных фондов) - 82 110 [4]. В регионах также существуют и незарегистрированные молодежные объединения, которые в свою очередь не менее активны во взаимодействии с молодежью. Зачастую проекты, которые реализуют некоммерческие организации и молодежные объединения, становятся центром потенциального развития и точкой роста для молодежи.

Нормативное обеспечение деятельности организаций является важной и незаменимой частью, через которое выстраивается взаимодействие общественных и государственных структур. Правовое поле деятельности некоммерческих организаций определяет Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 N 7-ФЗ [5]. Основным нормативным документом молодежных объединений является Федеральный закон от 28.06.95 N 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений». В нем указано, что поддержка молодежных и детских объединений осуществляется в соответствии с некоторыми принципами [6]. При этом стоит отметить, что в системе ключевых показателей реализации молодежной политики есть отдельный критерий по поддержке НКО и молодежных движений. Данный критерий предусматривает финансовую поддержку инициативной молодежи и некоммерческих организаций [7]. Помимо Федерального закона, в некоторых субъектах РФ есть региональные законы, регламентирующие государственную поддержку молодежных и детских общественных объединений. Так в Республике Татарстан, занимающей 2-ое место в итоговом рейтинге реализации государственной молодежной политики за 2018 г., действует Приказ № 719 «Об утверждении Республиканского реестра молодежных и детских общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой» от 30.09.14 [8].

В проекте федерального закона N 428343-4 «О Государственной молодежной политике в Российской Федерации» также отмечается важность вовлечения негосударственных организаций и отдельных граждан в реализацию молодежной политики

на территории Российской Федерации. В проекте предусматривается деятельность органов государственной власти в сотрудничестве с неправительственными организациями и отдельными гражданами. Но неправительственные организации могут участвовать в реализации государственной молодежной политики на основе соглашения и в соответствии с их учредительными документами [9].

Общественная молодежная политика является важным инструментом в реализации молодежной политики, но достигнуть видимых результатов в полной мере возможно только при взаимодействии с ГМП. Одной из форм выстраивания взаимодействия государства и ОМП является грантовая поддержка социальных проектов. На сегодняшний день Федеральным агентством по делам молодежи ведется активная работа по взаимодействию с некоммерческими организациями и детскими общественными объединениями, проводятся ежегодные конкурсы молодежных проектов:

• всероссийский конкурс молодежных проектов, где происходит вовлечение молодежи в социальную практику и информирование молодых людей о возможностях саморазвития. В данном конкурсе могут принять участие физические лица от 14 до 30 лет, в том числе и активная молодежь из незарегистрированных общественных организаций, для получения возможности использования мер государственной поддержки для молодежи;

• конкурс молодежных проектов Северо-Кавказского федерального округа, здесь могут принять участие, как физические лица, так и молодежные общественные объединения, зарегистрированные и проживающие на территории СКФО;

• конкурс субсидий в рамках государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Участие могут принять только некоммерческие организации, в том числе молодежные и детские общественные объединения, зарегистрированные и осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации.

На федеральном уровне подобное взаимодействие государственной молодежной политики и общественных организаций развивается, однако на региональном и муниципальном уровнях взаимодействие прослеживается в меньшей степени, что снижает в конечном итоге создание условий для самоорганизации молодежных объединений, движений и молодежи в целом. Возникает потребность в моделировании взаимоотношений государственной региональной молодежной политики, где регион позиционируется как центр притяжения и развития потенциала молодежи.

Несмотря на то, что большинство исследователей рассматривают общественную молодежную политику как важную часть при работе с молодежью и акцентируют свое внимание на том, что она дополняет государственную молодежную политику, на основе взаимодействия друг с другом. На сегодняшний день большее внимание уделяется реализации именно государственной молодежной политики, тем самым система взаимодействия государственной и общественной политики не прослеживается явным образом.

Библиографический список

1. Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 N 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года». URL: https://base.garant.ru/70813498/ (дата обращение: 07.09.2019).

2. Социология молодежи. Энциклопедический словарь. URL: http://www.soc-mol.ru/index.php (дата обращения: 21.09.2019).

3. Ильинский И.М. Образование, молодежь, человек (статьи, интервью, выступления). М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2006. 560 с.

4. Государство, общественные организации. Число общественных объединений / Федеральная служба государственной статистики. URL: https://www.gks.ru/folder/11191?print=1 (дата обращения: 15.09.2019).

5. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (последняя редакция). URL: https://base.garant.ru/10105879/ (дата обращения: 15.10.2019).

6. Федеральный закон от 28.06.1995 N 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (последняя редакция). URL: https://base.garant.ru/103544/ (дата обращения: 10.09.2019).

7. Приказ Федеральное агентство по делам молодежиот 22.05.2019 года N 162 «Об утверждении системы ключевых показателей реализации государственной молодежной политики органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на 2019 год и плановые мероприятия на 2020-2021 годы». URL: http://docs.cntd.ru/document/560744738 (дата обращения: 15.09.2019).

8. Приказ Министерство по делам молодежи и спорту республики Татарстан от 30.09.2014 N 719 «Об утверждении Республиканского реестра молодежных и детских общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой». URL: http://docs.cntd.ru/document/543549748 (дата обращения: 15.09.2019).

9. Проект Федерального закона N 428343-4 «О государственной молодежной политике в Российской Федерации» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 31.08.2007). URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PRJ&n =53505#09205850960840567 (дата обращения: 08.09.2019).

ON THE RELATIONSHIP OF PUBLIC YOUTH POLICY AND STATE YOUTH POLICY IN THE ACTIVITIES OF YOUTH ORGANIZATIONS

G.R. Ahmatshina

Perm State University

The article examines the implementation of youth policy by civic institutions, gives a classification of subjects of public youth policy, on the basis of which the most common subjects are highlighted - youth associations and non-profit organizations that most interact with state youth policy. It also examines the difficulties that subjects of non-state youth policy have to face. The article also presents regulatory documents regulating the activities of youth associations and non-profit organizations.

Keywords: youth policy, public youth policy, non-profit organizations, subjects of public youth policy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.